Благодатный огонь не сошел

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Немного истории:

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху…

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень. Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел…

А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

Факты основаны на западных хрониках: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы… Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав… «
Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.
Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились — Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков


2019.04.26

«Бог творит чудеса, но не на потеху людям»

Во время церемонии схождения огняФонд Андрея Первозваного

Ежегодно на празднование Пасхи по юлианскому календарю в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит зажжение благодатного огня. Некоторые христиане относятся к нему как к чуду, другие воспринимают скептически. В преддверии очередного принесения в Россию благодатного огня Znak.com разбирался в происхождении обряда и разных точках зрения на одно из самых медийных и популярных в РПЦ событий.

Что такое Пасха, кто и когда ее празднует

Пасха — главный христианский праздник, имеющий статус торжества (Пасху также называют «праздником праздников и торжеством из торжеств»), это празднование воскресения из мертвых Иисуса Христа на третий день после унизительной и жестокой казни на кресте.

Воскресение Христа — краеугольный камень христианской веры, засвидетельствованное многими людьми событие: согласно Евангелиям, воскресшего Христа видели и трогали его ближайшие ученики (апостолы), мать, Мария Магдалина, другие ученики. Все они общались со Христом после его распятия, смерти и воскресения из мертвых в течение 40 дней до вознесения Иисуса на небо. Каждая Литургия в Католической и православных Церквах — воспоминание крестной жертвы Христа, ежегодное переживание Великого поста и празднование Пасхи — воспоминание страданий Иисуса и его воскресения.

Ожидание схождения огня в Храме Гроба Господня немного напоминает сбор футбольных болельщиковФонд Андрея Первозванного

Название главного христианского торжества происходит от еврейского «Песах» — праздника исхода народа Израилева из рабства в Египте; здесь прослеживаются аналогии — евреи спаслись от рабства у египтян, а Христос своей смертью спас человечество от рабства греха, а своим воскресением — от рабства смерти и дал надежду на грядущее всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

Так сложилось, что пасхальный календарь у разных ветвей христианства — католиков и православных — совпадает не каждый год. Пасха вычисляется по лунно-солнечному календарю и выпадает на первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. В этом году разрыв в праздновании составил неделю — живущие по общепринятому григорианскому календарю католики праздновали воскресение Христа 21 апреля, живущие по устаревшему юлианскому календарю православные отпразднуют Пасху 28 апреля.

Благодатный огонь: немного истории

О чуде схождения благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху известно с давних времен.

«Духовенство и народ Иерусалима собирались в Храме Гроба Господня на богослужение кануна Пасхи. Спустя некоторое время, которое проводилось в молчаливом ожидании, одна из лампад, висящих над Гробом Господним, чудесным образом воспламенялась. Другие лампады и факелы в храме зажигались от нее, и верующие приносили в свои дома ее святой огонь», — так описывал это событие настоятель бенедиктинского Солемского аббатства дом Проспер Геранже.

Из его слов следует, что чудо происходило в XI–XII веках и было общедоступным: самовозгоралась лампада над часовней (которая имеет название Кувуклия) или внутри нее, но не говорится об особых молитвах кого-либо из священнослужителей возле этой лампады.

Фонд Андрея Первозванного

Известное нам схождение благодатного огня выглядит следующим образом: накануне Пасхи по юлианскому календарю Кувуклию осматривают и опечатывают, позднее к ней в толчее подходит православный патриарх Иерусалима с пучком свечей в руках. С патриарха снимают все богослужебные облачения (в прошлом патриарх также иногда проходил досмотр, облачение и разоблачение традиционны для ряда богослужений), но на нем остается подрясник (а под тем рубашка и брюки). Патриарх и армянский священник заходят в Кувуклию и некоторое время молятся внутри часовни перед пустой могилой Иисуса, затем патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами. Далее огонь распространяется среди верующих. Что происходит внутри Кувуклии, доподлинно неизвестно — трансляции оттуда не ведется, нет фото- или видеозаписи.

Известно утверждение о том, что благодатный огонь не обжигает, а его схождению предшествуют сполохи огня внутри храма. Но некоторые православные паломники опровергают эти сообщения.

Мнение православных иерархов

В РПЦ не подвергают сомнению чудесное происхождение благодатного огня.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2005 году говорил: «К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома».

Той же позиции придерживается Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый год тысячи людей являются свидетелями таинства снисхождения Благодатного огня, которое вводит людей в живое соприкосновение с событием, произошедшим 2000 лет назад в древнем Иерусалиме. И огонь как знак, как символ, как видимый образ Божественного присутствия соприкасается с нашими руками, с нашими глазами, с нашими сердцами, с нашим разумом, воспламеняя в душах людей горячее чувство веры. Именно поэтому паломники устремляются в этот день в древний Иерусалим. Именно поэтому они берут часть этого пламени от Гроба Господня и разносят по всем уголкам Земли» (из телеобращения в 2012 году).

Или: «Из святого града Иерусалима к нам прибыл по традиции Святой огонь, сошедший ныне в Кувуклии Храма Воскресения. Примите этот огонь как дар Божественной благодати, принесите его в свои дома и, взирая на него, имейте перед собой великий символ огненной победы Спасителя над всяким злом и всякой неправдой» (на пасхальной литургии в 2016 году).

Патриарх Кирилл во время пасхального богослуженияПресс-служба Патриарх Московского и всея Руси

После 2016 года заявления патриарха Кирилла о благодатном огне не прослеживаются. При этом, по словам его пресс-секретаря отца Александра Волкова, «патриарх высказывается о нем каждый год, когда принимает его в храме Христа Спасителя и раздает верующим».

А вот Иерусалимский патриарх Феофил III говорит об этом скорее не как о чуде, а как о символическом ритуале: «Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и так далее» (из интервью российским СМИ в 2008 году).

Мнение скептиков

Аббат Проспер Гранже: «По всей видимости, это ежегодное чудо началось после того, как сарацины захватили Иерусалим; Бог устроил так, чтобы оно могло стать для неверных подтверждением Божественного характера христианской религии. Все историки того времени, писавшие о Латинском Иерусалимском королевстве, говорят об этом чуде как о неоспоримом факте. Когда Папа Урбан II прибыл во Францию проповедовать первый Крестовый поход, он приводил это чудо как один из аргументов, которые должны были вдохновить верующих защитить Гроб Христов. Когда же Господь наш, по неисповедимым путям Своей справедливости, попустил, чтобы Иерусалим был вновь захвачен неверными, чудо прекратилось и с того времени никто его более не наблюдал. Мы знаем о топорной и кощунственной сцене, которая каждый год оскверняет Храм Гроба Господня, когда на глазах невежественных и восторженных людей греческое духовенство при помощи гнусного обмана тщится в этот день воспроизвести чудо, которое прекратилось много веков назад».

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев после интервью патриарха Феофила III в 2008 году писал: «Ни слова „чудо“, ни слова „схождение“ в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». «В слове патриарха Феофила Representation я не вижу значений „перформанс“ или „обман“. И в то же время в его словах есть нарочитое уклонение от разговора о чуде. Я и раньше слышал о том, как разнятся интерпретации событий Великой Субботы в России и здесь. Греческие иерархи воспринимают это действо совершенно иначе, нежели русские или арабские паломники. Для них — это не чудо, для них — это церемония и representation — представление. (…) На сайте Иерусалимской Церкви есть текст „Церемонии святого Огня“ (стоит помнить, что греческая елейность именует святым и святейшим все касаемое церковной жизни). И там нет ни намека на то, что патриарх у Гроба молится о ниспослании чудесного огня и зажжении лампады. (…) То есть патриарх берет свет, который уже есть, и который там горит постоянно. Что за свет постоянно на Гробе? — Обычный свет лампадки… Я полагаю, что однажды чудо с самовоспламеняющимся огнем действительно было. В память об этом чуде и было установлено ежегодное литургическое воспоминание-representation», — пишет Кураев, сравнивая возжжение благодатного огня с освящением воды на праздник Крещения.

Также протодиакон ссылается на свидетельство армянского священника от 2003 года об использовании зажигалки и замеченный им на видеозаписи момент вноса в Кувуклию закрытой лампады. При этом, по словам Кураева, нет никакого «обязательства» для православных верующих принимать чудо благодатного огня.

Год назад армянский священник из Иерусалима отец Самуил Агоян, трижды присутствовавший при схождении благодатного огня, заявил, что это не чудо. Он сказал в репортаже «Хадашот 2», что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в благодатном огне нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель. Его слова вызвали гнев со стороны присутствовавшего при этом коптского священника, а затем и представителей РПЦ. «Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события. Мы всегда с радостью принимаем Благодатный огонь перед Пасхой. Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи — радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда», — говорил пресс-секретарь патриарха Кирилла отец Александр Волков. Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе выразил сожаление, что перед Пасхой «регулярно появляются медийные поводы, направленные на компрометацию духовных традиций, связанных с праздником Пасхи, в частности касающиеся схождения Благодатного огня в Великую субботу».

Священник непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (ныне каноничная Православная церковь Украины) отец Александр Дедюхин в 2017 году также писал, что благодатный огонь зажигается искусственно. «Кстати, в последние годы „благодатный огонь“ всегда сходит от 14 до 15 часов, — заметил он. — При этом из истории известно, что раньше он „сходил“ в разное время и паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время. Дело в том, что в 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из храма Гроба Господня, и с тех пор „благодатный огонь“ всегда сходит в прямом эфире НТВ. Либо в новостях, либо в спецвыпуске, но не позже 15:00 по иерусалимскому времени, ведь в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион вылетает в Москву заказанный заранее самолет. „Благодатный огонь“ не может сойти позже, потому что тогда не успеет на самолёт. А за него уже заплачены деньги». Людям, которые спрашивают, как с этим знанием жить, украинский священник отвечает: «Да живите нормально, исполняясь истинной Божественной радости, разрушив очередной религиозный предрассудок».

Дмитрий и Светлана Медведевы, Владимир Путин на пасхальном богослужении в Храме Христа СпасителяСергей Власов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Доктор исторических наук Александр Мусин, заштатный диакон РПЦ, работающий в РАН, а ранее преподававший в Санкт-Петербургской Православной Духовной академии в комментарии «Радио Ватикана»: «Если говорить о благодатном огне Святой субботы, самое главное чудо, которое с этим связано, в том, что, несмотря на многочисленные искажения христианства, которые творили сами христиане, Церковь жива и будет жить до скончания века. В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся с такой выдумкой, мифом. (…) То, что мы имеем в обряде возжжения огня в иерусалимском храме на Пасху, некогда происходило в каждой общине, а если обратимся к сегодняшней живой традиции Католической Церкви, увидим, что это происходит там до сих пор. В православных церквах эта традиция была утрачена. Почему этот литургический обряд превратился в псевдочудо? Почему вокруг него много суеты, политических, меркантильных спекуляций? Часто на праздник Пасхи суета вокруг благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет собой радость о воскресшем Спасителе, что с церковной точки зрения недопустимо. (…) До конца XIX века миф о благодатном огне не был распространен. До 1970-х годов такого массового ажиотажа в Русской церкви не было. Наверное, интерес и нездоровая любовь к благодатному огню связаны с тем, что наступила эпоха застоя и человеческая душа требовала чего-то чудесного. А потом, в 90-е годы, этим решились воспользоваться недобросовестные пастыри и политики, бизнесмены, которые используют это. Это рождает тип православного благочестия, который не имеет ничего общего с настоящей христианской традицией, происходит перерождение православной духовности, и это самое страшное, что связано с этим псевдочудом, с мифом о сверхъестественном происхождении благодатного огня».

Также часто приводится свидетельство из записок епископа Порфирия (Успенского): «Иеродиакон, забравшись с часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. Итак, благодатный огонь не есть чудо»; и признание филадельфийского епископа Дионисия (позже митрополита Вифлеемского), что «…от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и вразумит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой Субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

А что католики?

Официальной позиции Ватикана о благодатном огне нет, сообщает пресс-служба Преображенской епархии в Новосибирске. При этом Радио Ватикана цитирует мнение священников-францисканцев из кустодии Святой Земли: «Двери Кувуклии опечатываются смесью воска и меда и открываются только для того, чтобы туда вошел православный патриарх, за которым следует армянский. Незадолго до этого, во время трехкратного шествия вокруг Гроба, весь свет в базилике гасится. Греческий православный патриарх Иерусалима входит в Гроб после совлечения с себя литургических облачений. После волнительного ожидания, длящегося несколько минут, из боковых отверстий Кувуклия передаются первые зажженные свечи, и огонь распространяется очень быстро, из рук в руки, в то время как базилика освещается его пламенем. Некоторые считают его чудесным, но в любом случае он является благословенным, поскольку исходит из Гроба, который стал местом Воскресения».

При этом, действительно, у католиков есть нечто подобное — в Святой Мессе навечерия Пасхи есть обряд благословения огня и зажигания от него пасхала (большой свечи), он происходит каждую Пасху в каждом католическом храме во всем мире. Ближе к ночи на пасхальное воскресенье богослужение начинается с того, что у дверей храма разжигается костер, священник коротко обращается к верующим, затем благословляет сначала огонь, затем пасхал, после чего зажигает пасхал от благословленного огня. Далее формируется процессия в пустую и темную церковь (все огни должны быть погашены) — впереди священник с горящим пасхалом, затем другие священники, церковнослужители, затем верующие с незажженными свечами. В ходе процессии священник или диакон трижды произносит возглас «Limen Christi!» («Свет Христов!»), а верующие трижды отвечают ему словами «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). На первое такое воззвание свои свечи зажигают от пасхала священники, на второе — церковнослужители, на третье — все верующие (как вариант — священники передают верующим огонь от пасхала после второго возгласа). Свет в храме зажигается только после чтения семи отрывков из Ветхого Завета с ответными псалмами и специальными молитвами — перед провозглашением Евангелия. До этого момента единственным освещением являются свечи в руках верующих и священников. Никакими особыми свойствами пасхальный огонь католики не наделяют.

Доставка благодатного огня в Россию

Обычай централизованного привоза благодатного огня в Москву появился не так давно. В 2003 году фонд Андрея Первозванного (создан в 1992 году) запустил проект принесения благодатного огня в рамках своей программы «Просите мира Иерусалиму». Председателем попечительского совета фонда является бывший президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Фонд финансируется за счет средств другой возглавляемой Якуниным организации — фонда целевого капитала «Истоки».

Из отчета фонда следует, что за 2017 год поступило пожертвований на 150,428 млн рублей, а на программу «Просите мира Иерусалиму» было выделено 2,863 млн рублей. Фонда Андрея Первозванного в отчете за 2018 год рапортует о двукратном росте аудитории трансляции доставки благодатного огня — в 2018 году узнали об этом событии из СМИ более 190 млн человек.

Сергей Власов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

«Ежегодно участниками делегации Фонда (около 100 человек), отправляющейся в Иерусалим, становятся общественные и государственные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты и предприниматели», — сообщает пресс-служба «Истоков». Сайт «Православие.ру» добавляет, что РПЦ в этой делегации представляет патриарший викарий, архиепископ Егорьевский Матфей.

Пресс-служба фонда Андрея Первозванного сообщает, что огонь доставляется не только патриарху — специальные лампады Владимир Якунин дарит Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Помимо России, благодатный огонь доставляется фондом в Эстонию, США, Великобританию, Латвию, Германию, Италию.

Ранее благодатный огонь доставлялся в Россию спецбортом специального летного отряда «Россия»; какая авиакомпания выполняет спецрейс после 2017 года, не сообщалось. В прошлом году благодатный огонь из Москвы в Санкт-Петербург доставил военно-транспортный самолет Ту-134 из состава объединения ВВС и ПВО Западного военного округа; по информации «Фонтанки», командование военного округа предоставило спецборт безвозмездно. Также благодатный огонь доставляется в некоторые регионы России отдельными бортами, чартер которых обычно оплачивают местные предприниматели.

По словам Андрея Кураева, для православных верующих не существует никакого «обязательства» верить в чудо схождения огня, у РПЦ нет на этот счет официального учения. Благодатный огонь можно воспринимать просто как символ распространения светлой вести о воскресении Христа и прихода праздника Пасхи.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Благодатный Огонь: Чудо, ежегодно напоминающее о воскресшем Иисусе Христе

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1)

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Современное неверие и чудеса

Современный человек, напичканный донельзя установками своего в целом антирелигиозного образования, верит в самые необыкновенные «чудеса» эпохи «просвещения».

Верит в то, что род человеческий произошёл от обезьяны. Хотя «родоначальники» человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а самих реальных останков этих «праотцов» так никто и не нашёл. Но эта теория преподаётся во всех учебных заведениях как установленная научная истина.

Михаил Смолин и Аркадий Мамонтов: Чувства в предвкушении Пасхи

Современный человек верит в то, что всё разнообразие видимой и невидимой жизни произошло случайно, «самозародилось». Об этой глупости удачно выразился профессор Принстонского университета, зоолог Эдвин Конклин (1863-1952 гг.): «То предположение, что жизнь возникла посредством случайности, можно сравнить с предположением, что полноценный словарь является следствием взрыва в типографии».

Всё отрицание религии и всего чудесного можно сравнить с этой «атеистической верой» во «взрыв в типографии». Эта «вера» значительно более «сверхъестественна», чем обычная христианская вера, основанная на осуществлении ожидаемого, обещанного Богом Царствия Небесного.

Гордость верящих во «взрыв в типографии» и отрицающих чудеса Божии лучше всех выразил знаменитый вольнодумец Вольтер. Как говорят, он однажды сказал, что: «Если бы на площади Парижа перед глазами тысячи человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее бы усомнился в свидетельстве двух тысяч глаз, чем поверил бы свершившемуся».

Вольтер. Фото: www.globallookpress.com

Дела Божии не вмещаются в подобные горделивые человеческие умы.

Во-первых, всякое описание чудес не соответствует ни в коей мере их величию и многоплановому смыслу, заложенному свыше.

Во-вторых, как говорит Святитель Игнатий Брянчанинов:

Чудеса Христовы имели полную определённость. Можно относительно всех их сказать то, что сказал Господь апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места» (О чудесах и знамениях).

Вольтеровское сомнение граничит с безумием. С безумием, противящимся самоочевидным вещам, о которых могут свидетельствовать тысячи глаз, даже и свои собственные. Неверие может видеть и одновременно отрицать видимое, может слышать и не верить услышанному.

Эта слепоглухонемость человеческого ума закрывает современному человечеству возможность по-настоящему ценить земную жизнь и быть её устроителем.

Всё чаще человечество ценит и стремится к развитию таких смертельно-опасных научных направлений, как совершенствование ядерного и подобного оружия, химических отравляющих веществ, биологической генной инженерии, генно-модифицированных продуктов и т. д. Всё это — в какой-то мере суицидальные, безумные стремления.

Это своеобразный бунт против жизни. Мы стремимся вырваться из тех границ Земного мира, в который наши праотцы были помещены после изгнания из Рая.

Мы создали оружие, способное уничтожить человечество, мы стремимся без труда добывать хлеб, изменять физиологическую и половую заданность нашей жизни, хотим переселиться в неведомые внеземные миры.

Есть два слова, важнее которых в мире нет — «Христос Воскресе»!

И всё это стало реальностью нашего мира в последние сто лет, изобретших несколько губительнейших «сверхчеловеческих» проектов будущего: либеральный, коммунистический и национал-социалистический.

Люди попытались с их помощью выпрыгнуть из мира силы притяжения Божия в некое пространство, где человек хочет избежать его владычества и стать самому творцом с большой буквы, автономным от настоящего Творца мира и человека.

Это естественное в земных реалиях безумие человека с каждым веком ослабляет в нём чувствование сверхъестественных событий, называемых нами чудесами. Развивает духовное бесчувствие перед теми чудесными событиями, которые нарушают физические «законы природы» и не поддаются нашим слабым рациональным способностям их объяснить.

Схождение Благодатного огня (или по-другому Святого Света) в Великую Субботу в храме Воскресения Христова и изнесение его из Кувуклии Храма Гроба Господня — чудо, ежегодно происходящее многие столетия.

Схождение Благодатного огня. Фото: www.globallookpress.com

Чудо это не единственное в Святой Земле. Ежегодно чудесное явление происходит и на горе Фавор, где, будучи окутанными в облако перед своими тремя учениками, Господь преобразился и все услышали голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мф 17, 1, 9). Так, каждое 19 августа по новому стилю, в день праздника Преображения Господня, над горой Фавор, на этом самом месте, в тот же самый день и только над православным храмом ежегодно появляется необычное облако и покрывает всех молящихся верующих, передавая им невообразимое чувство присутствия Божия. Хотя, по признанию неоднократно исследовавших это чудесное явление учёных-метеорологов, в этих местах и особенно в это время образование облаков невозможно.

Но чуду нет дела до наших учёных и его сверхъестественные, метафизические характеристики преодолевают физические границы земного бытия ежегодно и там, где Господь этого захочет…

Древние свидетельства о схождении Святого Света

Сложно сказать, всегда ли по Воскресении Христовом сходил Святой Свет у Гроба Господня. Но свидетельства о Святом Свете есть от первых веков.

Так, в IV веке Святой Григорий Нисский в своём слове о Воскресении утверждает, что апостол Пётр видел Святой Свет (Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении).

Знаменитый церковный историк Евсевий в том же веке описывал ситуацию при патриархе Наркиссе, во втором веке, когда не хватало масла в лампаде на Св. Пасху. И вместо масла налили воды из Святого Силоамского источника. И эта лампада была зажжена Благодатным Огнём и горела всю пасхальную службу (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 6, Глава 9).

Самовозгорание лампад в храме Гроба Господня происходило не только в Великую Субботу. Так, например, Император Феодосий Великий, посетивший тайно, как простой богомолец, Иерусалим, как только вошёл в Храм Гроба Господня, так все лампады зажглись сами собою. А удивлённому патриарху Ангел открыл, что под видом простого богомольца в храм вошёл Император.

О чудесно блиставшем свете на Святом Гробе в своих церковных песнопениях упоминал и Преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке (Октоих, воскресный седален, глас 8).

Фото: www.globallookpress.com

Чудеса на Святой Земле и католики

Интересно, что католические храмы и их клир на Святой Земле не удостаиваются этих чудес. Ни на горе Фавор, несмотря на то, что католический храм находится всего в каких-нибудь 500 метрах от православного, ни в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где католические кадила не загораются и при схождении Благодатного огня, хотя висят в том же храме.

Ещё более значимо, что именно со времен серьёзных разногласий между Православными Церквями Востока и католиками, с IX столетия, источники говорят не просто об обряде возжжения вечернего света. А именно о схождении Благодатного Огня как о чуде.

И одним из первых свидетельств об этом чуде мы имеем рассказ католического монаха Бернарда около 865 года.

В Святую Субботу, — свидетельствовал он, — которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поётся «Господи помилуй» до тех пор, пока с пришествием Ангела возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом». (Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. VI).

Фото: www.globallookpress.com

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году католики попробовали оттеснить православных и других христиан от Гроба Господня, используя радикальные методы:

«Неудачно начал, — пишет один западный хронист, — первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошёл ещё дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…» (Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., 1998. С. 69-70).

Есть и русские свидетельства о Благодатном Огне из времён владычества крестоносцев. Так, русский игумен Даниил, паломничавший в Святую Землю между 1106-1108 гг., оставил такие воспоминания о Благодатном Огне:

Упросил я ключника… и он открыл мне двери святые, велел мне снять сапоги и так, босого, ввёл меня одного в Святой Гроб Господень с лампадой, которую я нёс с собой, и повелел мне самому поставить лампаду на Гроб Господень. И я её поставил своими руками грешными в ногах, где лежали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в головах стояла лампада греческая, на грудях же поставлена была лампада от святого Саввы и всех монастырей. Ведь такой здесь обычай: каждый год ставят греческую лампаду и от монастыря святого Саввы. И благодатию Божиею те три лампады загорелись тогда. А фряжские лампады повешены были сверху, и из тех ни одна не загорелась». (Житие и хождение игумена Даниила из Русской Земли).

Интересно, что вплоть до изгнания крестоносцев в 1187 году из Иерусалима, католики тоже служили свою службу в Великую Субботу, но из «фряжских лампад», то есть лампад католиков, так «ни одна и не загорелась».

Далее католики просто решили отрицать чудесность появления Благодатного Огня. Но обязательно ходят на это событие каждый год, хотя вплоть до сего дня их лампады висят без Святого Света.

Есть интересный рассказ русской писательницы Варвары Алексеевны Брюн де-Сент Ипполит (урожденной Копьевой) о реакции иезуитов, и в том числе самого знаменитого русского вероотступника, князя Гагарина, перешедшего из православия в католичество:

«В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви все свечи… На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин… Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть. Гагарин пристально всматривался в Кувуклию…

Протоиерей Димитрий Смирнов о чуде явления Благодатного Огня

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей… Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна другой. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца — тотчас облако, потом роса и вследствие росы — огонь…

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина и вижу: у него градом текут слезы и радостью сияет лицо… Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: «Теперь остаётся пожелать одного — чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!». Вчера превозносил он преимущества римского исповедания, а сегодня, поражённый видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льёт слёзы.

Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души, некогда православной, но легкомысленно отпавшей от Единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он, представитель искреннего своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словом поборничества за права Папы, или здесь — в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать «Божие Богови»?» (Торжество Пасхи в Иерусалиме//Странник. 1860 г. Апрель. C. 115)

Армяне-монофизиты и Благодатный Огонь

Фото: www.globallookpress.com

Пробовали отодвинуть православных от Гроба Господня и армяне. Они подкупили турок и убедили их, что и при армянах будет сходить Святой Свет. «Наступила великая суббота: армяне все собрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон… как сам патриарх, так и все стояли со свечами, имели надежду — хотя от армян в окно получить благодать. Но Господь восхотел другое устроить и показать истинную веру Своим огненным перстом и утешить Своих истинных рабов, смиренных греков.

Уже пришло время, в которое сходит благодать, но её нет, армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажёг свои свечи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать:

Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера — православных христиан!»

И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же турки, кругом стоявшие на страже, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера — православных христиан!»

А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твёрдый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я ещё своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял своё оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом.

Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. (Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонския)

Мусульмане и Святой Свет

Фото: www.globallookpress.com

До завоевания крестоносцами Иерусалим находился во власти мусульман, и, как пишет митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (X век), Благодатный Огонь сходил, даже когда мусульмане не пускали патриарха в Храм Воскресения Христова:

«Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают «Господи помилуй». Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются». (Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2. С. II.)

Гонения продолжились и тогда, когда мусульмане вновь отвоевали Иерусалим у крестоносцев. Но даже и они были потрясаемы чудом Благодатного Огня. Так, английский историк Готьер Винисоуф пишет о случившемся в 1187 году, когда Салах ад-Дин захватил Иерусалим и захотел посмотреть на чудо: «Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость, восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили, что огонь, который как они только что увидели, снизошёл, был зажжён жульническими средствами.

Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа, в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять, как будто сама». (Hvidt N.C. Miracles – Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203–229).

Интересно, что после этого Салах ад-Дин обратил все храмы Иерусалима в мечети. Нетронутой оставил только Церковь Воскресения Христова — так был потрясён увиденным и лично «проверенным» чудом.

Свидетельства того, как выглядит Благодатный Огонь

Фото: www.globallookpress.com

Первенство православных в обретении Благодатного Огня признаётся и некоторыми символическими действиями самих инославных в Великую Субботу. Когда православный патриарх приходит в алтарь Храма Воскресения Христова и садится на патриаршем престоле, то все представители инославных вероисповеданий подходят к нему и прикладываются к его руке.

На то, как выглядит небесный огонь, существует разные свидетельства тех, кто видел его схождение. Зависит это, как кажется, и от степени духовного состояния свидетеля, и от самого Благодатного Огня, являющегося часто по-разному.

Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец (умер в 1805 г.), утверждает, что «явление святого Огня не от иначе, кажется, происходит, как только от самого Гроба, освящённого Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия». Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего служение, когда сам Мелетий был паломником в Иерусалиме: «Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святого Гроба, видим на всей крышке гробной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, соединяясь, краснел и претворялся в вещество огня; но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть, не спеша, четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжёт и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются». «Но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу». (Путешествие в Иерусалим СПб., 1798).

Фото: www.globallookpress.com

Благодатный огонь не всегда получался иерусалимскими патриархами, были целые периоды, когда это поручалось другим церковным иерархам.

Так, есть свидетельство Митрополита Петрского Мелетия, который в 1859 году получал Благодатный Огонь, переданный русской паломницей Варварой Брюн де-Сент Ипполит (урождённой Копьевой). Митрополит рассказал следующее: «Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я вошёл в кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало, долго молюсь со слезами, и Огонь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь».

Как использовать 33 свечи из Иерусалима, когда можно зажигать

В православном мире Иерусалимские свечи считают уникальным духовным преподношением. Нередко их хранят рядом с прочими домашними святынями. Как же правильно зажигать свечу? Что она означает? В какие дни ею можно пользоваться? Разрешено ли разделять факел? Каково его значение для верующего?

Эти и множество других вопросов возникают у православного человека. Он просто не понимает, что делать, если ему подарили 33 иерусалимские свечи, как использовать их правильно? Ведь освященный предмет несет в себе частицу Благодатного Огня, а потому имеется несколько ограничений по его использованию.

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • В чем особенности иерусалимского факела
  • Как хранить иерусалимские свечи
  • Цвет свечей иерусалимского факела
  • Как использовать иерусалимские свечи
  • В итоге

В чем особенности иерусалимского факела

Всем известно, что накануне Пасхи каждый год в Иерусалиме осуществляется особое богослужение в храме Воскресения Христова. Здесь собирается множество христиан из разных уголков мира, чтобы лицезреть чудо. Оно называется схождением Благодатного Огня, что напоминает верующим о выходе Иисуса Христа из Гроба.

Во время службы священники позволяют всем присутствующим взять с собой частицу Света, приобщившись к празднику. У каждого паломника в руках имеется факел, состоящий из 33 свечей. Именно их спешат зажечь от первоисточника, чтобы получить домой уникальную реликвию, очищающую от греховных помыслов, злых сил и отрицательных мыслей. Дом будет сохранен от невзгод, болезней и напастей. Именно те свечи, что были зажжены в канун Пасхи около Гроба Господня, называют Иерусалимскими.

Они отличаются своими особенностями, по которым их несложно распознать среди остальных церковных свечей:

  1. Настоящие иерусалимские свечи делают вручную священнослужители, используя натуральный пчелиный воск. Убедиться в этом можно по медовому нежному аромату, исходящему даже от незажженной свечи.
  2. В Иерусалимском факеле всегда только 33 свечи. Это число является свидетельством земных лет Иисуса Христа.
  3. Настоящими считаются свечи, которые были зажжены в Иерусалиме, когда было схождение Благодатного Огня.
  4. Считается, что даже горевший один раз факел способен очистить дом и освятить его, а всех проживающих уберечь от болезней и зла. Это и объясняет, почему верующие со всей планеты стремятся попасть в храм Воскресения Христова в Великую Субботу, чтобы привезти домой сильнейший оберег для себя и близких.

Как хранить иерусалимские свечи

Такую святыню хранить необходимо при определенных условиях, не разъединяя пучок. Чтобы он не утратил чудодейственных сил, верующие должны соблюдать правила хранения:

  • температура в комнате не должна превышать +25 и быть меньше -15. Это позволяет хранить свечи в холодильнике. Конечно, если позволяет температура, то лучше не убирать факел в холодильник, а расположить в комнате около иконы и остальных священных предметов;
  • не допускайте, чтобы на факел попадали прямые лучи солнца, чтобы он не расплавился;
  • нельзя хранить иерусалимский факел между бытовых предметов — книг, кухонной утвари и одежды. Следует помнить, что это не просто сувенир, а дар, к которому необходимо относиться бережно и уважительно;
  • если желаете хранить святыню долго, пучок нужно обернуть тканевым обрезом изо льна либо хлопка белого цвета;
  • зажигать иерусалимские свечи можно, но не таким образом, как обычные церковные. Если церковную оставляют догорать до конца, то факел зажигается буквально на пару секунд. За это время поджигается от Благодатного Огня любая церковная свеча, а иерусалимская – немедленно гасится. Это не допустит перехода силы факела на второе светило. Задувать свечи нельзя. Они гасятся колпачком либо пальцами.

Многих интересует вопрос: «можно ли разделять пучок?». Да, можно, когда желают поделиться с близкими. Чем искреннее будет зажжена свеча, тем больше пользы будет от нее.

Цвет свечей иерусалимского факела

Сегодня в продаже несложно найти священные пучки различного цвета, и убедиться в этом позволяет фото. Существует мнение, что каждый из них отличается свойствами и дает в итоге разный желаемый результат. Значение окраски пучка позволяет направить благодатную силу в нужное русло, поскольку каждый из цветов обладает собственным характером и силой:

  1. Белый – нейтральные свойства, подходящие для защиты дома о недоброжелателей и клеветы. Молитва перед этим пламенем дает человеку мудрость и терпение. Этот цвет помогает находить выход из сложной ситуации и обрести силы.
  2. Черный – помогает справиться с бедами и проблемами. Его используют при депрессиях, хандре и утрате сил.
  3. Красный – избавляет от одиночества, помогает обрести свою половинку, снимает венец безбрачия. Красный факел устраняет ссоры и скандалы. В семье налаживаются гармоничные отношения.
  4. Желтый – отличный оберег. Этот факел помогает людям в пути либо новых начинаниях. Очень хорошо помогает при депрессиях и неудачах.
  5. Зеленый – хороший помощник в исправлении финансового положения. Позволяет получить достаток и избавиться от постоянной нужды. При необходимости с его помощью можно вернуть здоровье.
  6. Голубой – предназначен для исполнения желаний. Такого цвета свечи принято привозить из Израиля родным как оберег либо сувенир.

Как использовать иерусалимские свечи

Получая в дар свечи из Иерусалима, все задаются вопросом: «Что с ними делать, чтобы это было правильно?». На самом деле, предназначение факела бывает различным. Он позволяет любое начинание направить в нужное русло, освятить квартиру и любой предмет, наделяя их чудодейственной силой.

Чаще всего свечи из Иерусалима можно зажигать для следующих целей:

  • отпущение грехов и для исповеди;
  • освящение жилья, покупок и автомобиля;
  • благословение на венчание и крещение ребенка;
  • улучшение ситуации в бизнесе, достижение материального достатка и развития фирмы;
  • избавление человека от хандры и скорби, уныния и апатии;
  • привлечения счастья и удачи;
  • благословение на легкие роды;
  • помощь в учебе;
  • улучшение семейных отношений;
  • борьба с вредными привычками;
  • отмечание церковных праздников, особенно Пасхи.

Чтобы освятить квартиру факелом из Иерусалима, следует придерживаться определенных правил:

Одну из свечей зажигают и аккуратно вытягивают из пучка. Держа ее в руках, осторожно обходят всю квартиру, читая «Отче Наш». Заходить необходимо в каждую из комнат и заглядывать во все углы. Затем свечу оставляют в гостиной либо в той комнате, где собирается много людей, и оставляют ее догорать.

Этот чудодейственный факел способен исполнять желания. Перед обращением ко Господу, следует Его поблагодарить за все, а только потом просить желаемого. Только после этого пучок располагают перед иконой, зажигают его и читают молитву, сконцентрировавшись на Благодатном Огне. Так можно посидеть 5 – 15 минут, а затем пучок гасят до следующего раза.

Жечь свечи из Иерусалима нужно каждый день, пока желание не будет исполнено. В зависимости от сложности, на это уходит от пары дней до нескольких недель. Молитву произносить следует в полном одиночестве, чтобы никто не помешал.

Использовать эти свечи лучше в Пасху и остальные церковные праздники. Однако, необходимо учитывать, что обращаться к Благодатному Огню нельзя в траурные дни и Рождество. Будьте уверены, этот чудодейственный предмет приносит в дом Благодать и умиротворение!

В итоге

Иерусалимские свечи обладают огромным потенциалом, позволяющим проникнуться Духом Божества у себя дома. Их можно приобрести либо получить в дар только один раз в году – после празднования Пасхи. Свечи из факела зажигать следует во время молитвы, в дни сомнений и бед, в церковные праздники. Их невероятная сила укрепляет веру и наполняет дом и душу положительной энергией.

Иерусалимские свечи

Огонь: что он символизирует и что значит для человечества?

Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным? Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.

Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.

Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать.

В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.

Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.

На первым этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.

Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром.

Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.

Например, огонь мог становиться символом солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.

Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу.

Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам. Это не удивительно. Во-первых, огонь изначально сходил с неба (молния), что уже связывает его с богами и делает изначально чистым, исходящим от высших сил. Во-вторых, брошенное в огонь исчезает, превращаясь в дым — и это дает возможность использовать огонь в качестве посредника, позволяющего «отправить» жертвы (заодно и очищаемые огнем) богам. В-третьих, огонь — это чисто человеческое оружие против природных опасностей. И не забывайте о свойстве огня сжигать, уничтожать то, что попадает в него. Отсюда очищающее значение огня, сжигающего зло, болезни, уничтожающего вредоносные влияния.

Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.

С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.

И наконец, огонь в представлении древних — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле.

Даже столь краткий экскурс демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ — а заодно языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?

А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1921 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…

Теги: христианство, человечество, предки, символика, огонь, история