Блаженная моника мать Блаженного августина
Содержание
Блаженный Августин: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих»
Блаженный Августин
«Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой!» – так вспоминал о своем обращении один из самых почитаемых западных отцов Церкви – блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430). Проникнутые удивительной искренностью и глубиной, эти слова были рождены сердцем, в полной мере изведавшим бездны падений и боль удаления от своего Создателя.
Жизнь святого Августина не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже гнусных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви. Действительно, невзирая на то, что мать святого, блаженная Моника, была ревностной христианкой, стремившейся и сына своего воспитать в духе христианского учения, юноша Августин не очень старался подражать ее добродетелям. Во время обучения в Карфагене он вел распущенную жизнь в кругу разнузданных сверстников. Его жизненным правилом становится это: «любить и быть любиму». Он вступает в сожительство с женщиной, от которой у него рождается единственный сын. Первые религиозные поиски привели Августина к манихейству, которое он исповедовал 10 лет, вовлекая в ересь и своих знакомых. Потом был Рим, новое сожительство, философские поиски счастья, извращающий всякую мысль скептицизм и многое другое… Позже в своей знаменитой «Исповеди» блаженный Августин будет вспоминать об этом периоде: «Покинул я Тебя и дошел до бездны неверности, до обманчивого угождения демонам, в жертву которым приносил злые дела свои».
Но всё же было на трудном жизненном пути святого нечто особое. То, к чему лишь изредка прикасалось его сердце и что с таким упорством отвергал разум. Об этом свидетельствовал сам блаженный Августин, обращаясь к Богу со словами: «Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих».
Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного
Вынесенное из самых сокровенных тайников сердца, это признание наполнено удивительной силой и касается жизни каждого христианина. Это отпечаток той Божественной тайны, которая незаметным образом входит в нашу жизнь и, едва осознанная человеком, совершает в нем истинное перерождение. Это тайна Божественного молчания…
Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного. Оказывается, еще мальчиком он требовал от матери крестить его, но Господь оставил без ответа это детское рвение. Также не отвечал Господь на искренние слезы святой матери Августина – блаженной Моники, для которой было чрезвычайно мучительно видеть гибельную жизнь любимого сына. О ее усердии в этом блаженный вспоминал: «Я не могу достаточно выразить, как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем». Не сжалился над святой страдалицей Господь и тогда, когда, руководимый тщеславными стремлениями, Августин тайком уехал в Рим, оставив плачущую и молящуюся за него мать. «О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? – говорил позже блаженный. – О том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда».
Блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский Даже те, кто, казалось бы, непременно должны были проявить участие и помочь горячей натуре Августина познать Истину, отказывались вмешиваться в его жизнь. Словно отводимые невидимой десницей Божией, они были таинственными соучастниками молчания Создателя. Так, епископ, к которому святая Моника обратилась с слезным прошением поговорить с сыном, попавшим в сети манихейства, твердо ответил ей: «Оставь его там и только молись за него Богу… Ступай! Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет». Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский, с которым Господь свел Августина. Как свидетельствовал сам блаженный: «И он не знал о бурях моих и о западне, мне расставленной. Я не мог спросить у него, о чем хотел и как хотел, потому что нас всегда разделяла толпа занятых людей, которым он помогал в их затруднениях». Хотя, казалось, что вот настал наконец тот час, когда великий светильник Церкви, чудотворец и добродетельный подвижник должен привести мятущуюся душу ко Христу. Однако и в этом случае Господь через Своего святителя сохранял молчание, и теперь Господь медлил…
Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский, с которым Господь свел Августина
Был даже момент, когда сам Августин находился на расстоянии одного шага от познания Истины; когда он сам, убедившись в тщетности всякой философии, признал, что Истину следует искать у Кого-то Иного. Оставалось так мало – чтобы Создатель хоть как-то проявил Себя, показался ищущему. Но и здесь Господь промолчал, не открыл Себя, так что позже об этом приближении к Богу святой вспоминал: «Господи, Боже истины, разве тот, кто знает это, уже угоден Тебе? Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого».
Молчание Бога было столь явным, что некоторое время спустя сам блаженный искренне недоумевал: «Надежда моя от юности моей, где Ты был и куда удалился?.. я искал Тебя вне себя и не находил “Бога сердца моего” и дошел “до глубины морской”, разуверившись и отчаявшись в том, что можно найти истину».
Это недоумение понятно каждому. Ведь и в нашей жизни часто бывают моменты, когда мы со всей искренностью вопрошаем Бога, ищем Его, надеемся познать Его волю, но… Бог не отвечает нам. Мы не понимаем, плачем, сердимся, ропщем, просим, но Бог всё равно молчит.
Для человека это молчание Создателя очень часто кажется страшным, он не понимает его, боится. Но есть в таком отношении к молчанию Бога что-то чуждое для христианина. И святой Августин почувствовал это, поэтому смог ответить на молчание Творца: «Тебе хвала, Тебе слава, Источник милосердия. Я становился всё несчастнее, и Ты всё ближе».
Да, Бог может молчать. И часто для нас это загадка. Но наш Бог – отдал Себя ради нас, а значит, Его молчание – исполнено любви, значит, у Него есть причины оставлять без ответа даже самые искренние наши призывы к Нему. И кто знает, может, молчание Создателя на самом деле последняя милость к нам, осуждающим себя своими же стремлениями. Мы не должны его бояться, потому что наш Бог – Всеблагой, Он не устрашает нас, Он кротко любит Свое создание.
Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты
«Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей», – обращался к своей душе святой Августин. И это было искренне. Он действительно совершил великий подвиг – услышал молчание Бога, принял его, познал в нем величайшую милость Творца и возблагодарил Бога за то, что не дал ему погрузиться в волны собственной стихии: «Я думал об этом – и Ты был со мной; я вздыхал – и Ты слышал меня; меня кидало по волнам – и Ты руководил мною; я шел широкой мирской дорогой, но Ты не покидал меня».
Господь медлит, долготерпит, но эта медлительность всегда исполнена великой любви и сострадания к человеку. Наш Бог – Бог любви. Об этом не стоит забывать даже в самые отчаянные минуты – и Господь не оставит без ответа наше упование. Даже когда кажется, что нет надежды на спасение и обстоятельства сильнее нас, стоит прислушаться: может, и в нашей жизни совсем рядом Кто-то премудро молчит, ожидая смиренного ответа на кроткую любовь.
Православные святые Западной Европы
Святая Моника Тагастинская (Тагастская), известная впоследствии как мать блаженного Августина, была родом из семьи христиан-берберов: людей диких, но благочестивых. В традициях этого народа было принято, что дочерей воспитывают не матери, а верные старые служанки. Именно так получилось и с Моникой: ее воспитанием и наставлением занималась почтенная служанка, женщина строгая и своеобразная.
Например, невзирая на отчаянно жаркий климат тех мест (а основные годы жизни святой прошли в Северной Африке, на территории современного Алжира), няня запрещала своим воспитанницам пить в течение дня воду, кроме как во время обеда. Как пишет в своей «Исповеди» сам блаженный Августин, руководствовалась она при этом такими соображениями: «Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе».
Интересно, что из этих поучений девочка действительно услышала слово «вино» — только вот эффект был обратный тому, которого добивалась служанка. Монику, как самую старшую и рассудительную, часто отправляли в погреб набрать вина из больших бочек. Мучимая жаждой, девочка не могла не пить соблазнительно манящую жидкость из кувшина, который был у нее в руках — и так, постепенно, простое желание утолить жажду всё больше и больше перерастало в по-настоящему пагубную привычку. Впоследствии сама Моника будет вспоминать об этом периоде как о настоящей опасности — то, что сейчас мы назвали бы неприятным словом «алкоголизм».
Закончилась эта история так же непредсказуемо, как и начиналась. Другая служанка, юная и дерзкая, сопровождавшая молодую хозяйку в этих походах в погребах, не преминула как-то высказаться по поводу происходящего, в глаза обозвав Монику, которая к тому моменту от двух глотков перешла уже к целым стаканам вина зараз, горькой пьяницей. Интересно, что одного этого укора хватило девушке, чтобы прекратить свои тайные возлияния и всю последующую жизнь быть крайне умеренной в потреблении вина. Августин пишет так: «Уязвленная этим уколом, она оглянулась на свою скверну, тотчас же осудила ее и от нее избавилась».
Вскоре после этого избавления от тайного порока на сцене появляется некий государственный деятель по имени Патриций, языческого вероисповедания (не ярый, а просто «по долгу службы»), «человек чрезвычайной доброты и неистовой гневливости» — как скажет о нем блаженный Августин, знающий о Патриции не понаслышке, ведь тот приходится ему родным отцом. Да, Монику выдают замуж. По местным меркам брак крайне удачен: дом — полная чаша, муж любит, дети рождаются.
Ну а то, что супруг вполне откровенно не хранит верность, а еще регулярно впадает в гнев — так все так живут, чего уж там. Соседки, вон, еще и с подбитым глазом регулярно появляются, хоть и знатные дамы. Кстати, а как так получается, что Патриций ни разу не ударил Монику? В общем-то, они даже и не ссорятся толком — он просто покричит, покричит, а потом успокоится и даже свою вину признает, что совсем уж невиданное дело в этих краях. Всё дело в том, что Моника, в отличие от своих соседок, не перечит мужу, а кротко сносит его выкрутасы.
Поэтому, когда прилив гнева спадает, Патриций сам понимает, что был неправ, да еще и жену, видя ее рассудительность и спокойствие, просит объяснить, в чем и где его ошибка. И со свекровью у Моники отношения сложились чудесные — впрочем, тоже не сразу. Сначала дурные служанки восстановили было свою старшую госпожу против младшей, однако кротость и смирение Моники привели к тому, что свекровь разобралась во всех наветах и сама пожаловалась сыну, что среди его слуг царят разброд и шатание. Патриций приказал наказать сплетниц, после чего уже никто не осмеливался наговаривать на молодую хозяйку.
А вот что касается измен Патриция… Моника постоянно молилась о том, чтобы ее муж и дети просветились светом истинной веры. В случае с супругом ситуация сложилась так: видя, что его супруга и семейная жизнь с ней отличаются от того, что происходит в домах его друзей, Патриций прямо спросил Монику, почему так получается, что она не скандалит с ним, а остается кроткой и любящей, что помогает ей и дает силы.
Так, постепенно, со слов жены он и узнавал о христианстве, о молитве, о заповедях. Постепенно простой интерес сменился жаждой узнать всё больше и больше, а потом Патриций и подавно понял, как греховна была его предыдущая жизнь, в пасхальный день принял святое крещение и искренне уверовал во Христа, прося у своей супруги прощения за невоздержанность и эмоциональную, и телесную. От блуда Патриций отказался решительно и сразу, а вот со своим гневливым характером боролся всю оставшуюся жизнь — впрочем, довольно успешно.
Однако жить ему оставалось недолго: всего несколько лет была счастлива святая Моника со своим «новым» мужем, наслаждаясь прекрасным, исполненным взаимного уважения и любви браком. Через несколько лет после своего обращения Патриций умер, оставив Монику вдовой с тремя детьми. Правда, дети были уже довольно взрослыми — и, надо сказать, доставляли матери много хлопот, особенно старший из них, Августин.
Все трое детей — Августин, Навигий и Перпетуя — были некрещеными. Младшие, достигнув зрелого возраста, сами приняли крещение, причем Перпетуя, рано оставшись вдовой, не захотела снова связывать себя узами брака и удалилась в монастырь, где прославилась подвижнической жизнью. С Августином же долгое время дело было совсем плохо.
Патриций очень любил своих детей, особенно старшего. Он очень хотел, чтобы его сын был знатным и ученым, а потому нанимал ему лучших учителей и дал блестящее образование. Будучи симпатичным, знатным, небедным и красноречивым молодым человеком, Августин проводил жизнь в удовольствиях: языческие театры, цирки, вино и женщины. Известно, что у него родился внебрачный сын, которому дали имя Адеодат, что означает «данный от Бога». В какой-то момент Августин вдруг решает, что все материальные блага — зло, после чего, наряду с довольно серьезным увлечением астрологией, с головой уходит в манихейскую ересь.
Моника непрестанно молится о своих детях — и особенно об Августине. Она просит епископов и известных ей подвижников об особых молитвах — и вот однажды ей приснился чудесный сон, который несложно было истолковать однозначно: по ее молитвам сын будет спасен. Моника воспряла духом, однако наступает 383 год, и Августина приглашают в Италию: заботы Патриция вознаграждены, его сына признают ученым человеком и приглашают сначала в Рим, преподавать риторику, а затем в Милан, главным придворным ритором.
Однако совсем не того ждала Моника! Она испугана, ей кажется, что в далеком развращенном Риме Августин и подавно пустится во все тяжкие! «Мать моя горько плакала о моем отъезде и провожала меня до самого моря. Она крепко ухватилась за меня, желая или вернуть обратно, или отправиться вместе со мной», — пишет в «Исповеди» блаженный Августин о событиях тех дней. У святого не было возможности сразу забрать мать с собой, однако вскоре после того как новоявленный придворный ритор прибыл к месту своей службы в Милан, родительница приехала к нему, чтобы остаться уже навсегда.
За то время, которое Августин провел в Милане один, он успел познакомиться с миланским епископом — великим святителем Амвросием Медиоланским. Проповеди этого человека и беседы с ним привели последовательно к тому, что Августин сначала отказался от манихейской ереси, потом стал молиться христианскому Богу с просьбой помочь в поиске истинного пути, затем было чтение апостольских посланий и, наконец, он принял святого крещение — в 387 году.
Надо ли говорить, какую радость испытала святая Моника, до той поры бесконечно скорбящая о своем старшем сыне! Однако снова ее земная радость оказывается недолгой — но на этот раз смерть приходит уже за самой Моникой. В «Исповеди» блаженного Августина есть очень трогательный момент, описывающий последние дни жизни его матери. Там, среди прочего, есть следующие строки: «Случилось, что мы с ней остались вдвоем; опершись о подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем».
Идиллическая и совершенная картинка: мать и сын смотрят в сад и беседуют о чем-то (а эта изумительная подробность «опершись о подоконник» — этими тремя словами создается законченный образ доверительных семейных отношений!). Вскоре после этого разговора святая Моника скончалась, заповедав своим детям не устраивать пышных похорон, но всегда поминать ее в своим молитвах.
Интересен такой момент: еще живя в Алжире, святая Моника неоднократно подчеркивала свое желание упокоиться в одной могиле с Патрицием, однако после переезда в Италию она словно забыла об этих помыслах. Когда же перед самой ее кончиной Навигий, скорбя, сказал, что лучше бы матери умереть не на чужбине, а у себя на родине, Моника довольно резко оборвала его и возмутилась такими словами, говоря, что незачем суетно печься о телесном прахе, а следует верить в Бога, способного воскресить любого, похороненного где угодно.
Когда святая Моника отошла ко Господу, ей шел пятьдесят шестой год. Случилось это событие в Остии, в том же 387 году, когда Августин принял святое крещение. Спустя тысячу лет, в 1430 году мощи святой Моники были перенесены из Остии в Рим, что вызвало волну нового народного почитания и обожания.
***
Святая Моника являет нам не просто образ благочестивой жены и матери. Это женщина-подруга, мать-подруга, любящая и страдающая. Человек, подверженный своим страстям и терпящий несправедливость от других, но спасающий все молитвой. Женщина, обратившая к Богу своих родных — и подарившая миру одного из величайших философов и богословов.
Моника (святая)
331
Африка
387
Остия
в православии, католичестве, лютеранстве, англиканстве
блаженных
мощи (Сант-Агостино)
27 августа (Римо-католическая церковь)
4 мая (православные церкви)
замужних женщин, матерей, жертв злоупотреблений
чёрная одежда, книга
Медиафайлы на Викискладе
Моника Тагастинская (лат. Monica, 331, Африка — 387, Остия Антика) — христианская святая. Основным источником, повествующим о её жизни, является «Исповедь» одного из её детей — блаженного Августина.
Биография
Моника родилась в христианской семье, вероятно, берберского происхождения. Большое влияние на неё оказала старая служанка. В молодости Моника пристрастилась к алкоголю, но сумела избавиться от вредной привычки. Вскоре девушку выдали замуж за Патриция, чиновника из города Тагасты (нынешний Сук-Ахрас в Алжире). По воспоминаниям Августина, это был добрый человек, который, тем не менее, часто изменял жене и ругал её. Супруга, напротив, отвечала ему полной преданностью и покорностью, что и привело к обращению Патриция в христианство.
Своего сына Моника воспитывала в христианском духе, но не крестила. Впоследствии ей было несколько видений, касавшихся его будущего. Мать была против переезда Августина в Италию, но затем и сама последовала за ним. Там Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского, который обратил в ортодоксальное христианство и её сына. Умерла в Италии, прося поминать её в церкви.
Всплеск интереса к Монике возник в 1430 году, в связи с перенесением её мощей из Остии в Рим. В честь святой названо несколько городов, ей посвящены церкви в Остии, Риме, Неаполе, Флоренции и других местах. В живописи к её образу обращались Франческо Боттичини, Ари Шеффер и др.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Моника (святая)
- митрополит Владимир (Иким) Жизнеописание праведной Моники, матери блаженного Августина
- Моника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Это заготовка статьи о святом. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
27 августа. Святая Моника. Память
Моника из Тагасты – мать крупнейшего христианского богослова и философа всех времен, занимающего исключительное место в череде западных Отцов Церкви, святого Августина Иппонского. Сам Августин был уверен, что именно по молитвам матери произошло его собственное обращение ко Христу. Практически все сведения о св. Монике дошли до нас из духовной автобиографии св. Августина под названием «Исповедь».
Родилась Моника в 331 г. в Северной Африке (местом ее рождения мог быть Карфаген или Тагаста – ныне Сук-Ахрас на территории современного Алжира) в христианской семье, вероятно, принадлежавшей к народности берберов (это потомки древних ливийцев, проживавших к западу от Египта). В своей семье она была старшим ребенком.
Огромное влияние на ее воспитание имела старая служанка, державшая хозяйских детей в большой строгости. «За старательное воспитание свое … (праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше, — пишет св. Августин. — За это, за ее старость и чистые нравы, пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее. Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались, была она в наставлениях разумна и рассудительна. Она, например, разрешала девочкам, даже невзирая на жгучую жажду, пить воду только во время очень умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой привычки разумным словом: “Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе”. Таким образом, разумно поучая и властно приказывая, обуздывала она жадность нежного возраста и даже жажду у девочек удерживала в границах умеренности: пусть не прельщает их то, что непристойно».
Тем не менее, в юности Моника таки пристрастилась к алкоголю, но когда одна из служанок обозвала ее «пьяницей», дала обет, что отныне будет пить только воду и придерживалась этого правила всю последующую жизнь.
По достижении брачного возраста родители выдали Монику замуж за некого Патриция – сравнительно богатого человека из города Тагасты, к тому же занимавшему в этом городе пост в правительственной администрации. Патриций был в сущности незлым человеком, но обладал взрывным характером. Будучи язычником, он совсем не интересовался религией, зато любил погулять с друзьями и постоянно изменял жене. Моника же, со своей стороны, преодолевала трудности брака не путем максимального отстранения от мужа, а путем последовательного воспитания в себе любви к нему. По мере своих сил она старалась поддерживать мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу уюта и покоя, чтобы Патриций, придя со службы, мог по-настоящему отдохнуть.
Зная вспыльчивый характер супруга, Моника в минуты его гнева не противоречила ему ни в чем; видя же, что муж отбушевал и успокоился, она спокойно объясняла ему его ошибку. Часто после такого разговора Патриций сам признавал, что кипятился напрасно. К тому же, несмотря на необузданный нрав, Патриций не только ни разу не ударил жену – что вообще-то было в обычае того времени – но даже никогда по-настоящему с ней не поссорился.
Наблюдая подобные отношения в семье Моники, другие женщины не переставали удивляться и постоянно расспрашивали ее, – в чем здесь секрет? Ведь даже жены гораздо более спокойных и обходительных мужчин, чем Патриций, нередко носили на лице и теле следы побоев. Моника же, в ответ на расспросы товарок и их жалобы на мужей, как бы шутя, называла причиной всего плохого в семейной жизни несдержанный женский язык.
Была в семейной жизни Моники и еще одна проблема. Вот как пишет об этом св. Августин: «Нашептывания дурных служанок сначала восстановили против нее свекровь, но мать моя услужливостью, неизменным терпением и кротостью одержала над ней такую победу, что та сама пожаловалась сыну на сплетни служанок, нарушавших в доме мир между ней и невесткой, и потребовала для них наказания. После того, как он, слушаясь матери, заботясь о порядке среди рабов и о согласии в семье, высек выданных по усмотрению выдавшей, она пригрозила, что на такую же награду от нее должна рассчитывать каждая, если, думая угодить, станет ей наговаривать на невестку. Никто уже не осмеливался, и они зажили в достопамятном сладостном дружелюбии».
Постепенно Патриций стал интересоваться верой супруги. Он уверовал во Христа и незадолго до смерти принял Крещение. Моника, которой на момент смерти мужа было 40 лет, не стала вступать в новое замужество, а жила памятью и молитвой об усопшем супруге, с которым надеялась встретиться в будущей жизни.
В браке Моники и Патриция родилось трое детей: сыновья Августин (старший) и Навигий и дочка Перпетуя. Крещены они не были, поскольку в Церкви на севере Африки еще не сложился тогда обычай Крещения младенцев. Грудных детей лишь приносили в храм, где над ними совершалась церемония вступления в катехуменат: священник вручал им символическую крупицу соли и преподавал благословение.
Основные надежды отец связывал со своим первенцем, которому прочил большую государственную или ученую карьеру, а потому дал ему прекрасное образование. Августин и правда отличался большими способностями к учебе, но не забывал и о развлечениях юности. Уже в 15 лет он стал сожительствовать с женщиной низкого происхождения, от которой у него родился сын Адеодат.
Стремясь отвадить сына от избранного им образа жизни, Моника отправила его на учебу в Карфаген, однако там он вступил в секту манихеев, став одним из самых убежденных и пламенных ее адептов. Манихейское учение о том, что материальные поступки не имеют нравственной ценности, принесло утешение в беспокойную душу Августина. А для ревностной католички Моники отпадение ее сына в ересь стало страшнейшим ударом. С этого момента и вплоть до обращения Августина ко Христу всё время и все душевные силы Моники были отданы молитве за своего непутевого первенца.
К этому времени относится сон святой Моники, впоследствии описанный Августином: «Ей приснилось, что она стоит на какой-то деревянной доске и к ней подходит сияющий юноша, весело ей улыбаясь; она же в печали и сокрушена печалью. Он спрашивает ее о причинах ее горести и ежедневных слез, причем с таким видом, будто хочет не разузнать об этом, а наставить ее. Она отвечает, что скорбит над моей гибелью; он же велел ей успокоиться и посоветовал внимательно посмотреть: она увидит, что я буду там же, где и она. Она посмотрела и увидела, что я стою рядом с нею на той же самой доске».
Августин вспоминал, что его мать пролила «больше слёз, оплакивая мою духовную смерть, чем иные матери при телесной смерти сына». Моника продолжала молиться об обращении Августина на протяжении 17-ти лет. Чтобы подкрепить свои молитвы, она постилась, так что Святое Причастие бывало её единственной ежедневной пищей. Епископ Тагасты, имя которого не сохранилось, утешал её, говоря, что хоть её сын молод и упрям, настанет и для него время обращения, поскольку «сын стольких слёз не может погибнуть».
Между тем, Августину, которому исполнилось 29 лет, наскучил Карфаген, и он собрался ехать в Рим изучать риторику. Моника, опасаясь за него, собралась ехать с ним, но он, перехитрив мать, уехал один. В Риме, Августин, предварительно тяжело переболев, открыл свою школу, а Моника, обеспокоенная тоном его писем и дурной славой Рима как «колыбели пороков», продала остатки семейного имущества и отправилась к нему. Однако, когда она добралась до «вечного города», Августина там уже не было: он перебрался в Медиолан (Милан), где получил место наставника риторики.
По прибытии в Медиолан Августин нанёс визит вежливости местному епископу Амвросию (впоследствии причисленному к лику святых, одному из Святых Отцов и Учителей Церкви). Очень скоро Августин и Амвросий близко сошлись, и Августин стал каждое воскресенье приходить в церковь, чтобы послушать проповеди Амвросия. Именно здесь к 30-летнему Августину пришло полное разочарование в манихействе, которое он до тех пор исповедовал.
Когда в Медиолан приехала Моника, её первый визит тоже был к Амвросию, и они поняли друг друга с полуслова. Она стала верной ученицей святого епископа и «завоевала его сердце своею истинной праведностью, усердием в добрых начинаниях и преданностью вере. Часто, когда он видел его , он начинал славить её, поздравляя с такой матерью». И Августин уныло замечал: «Едва ли он знал, что за сын был у неё».
Моника часто обращалась к Амвросию за духовным руководством, особенно по практическим вопросам. Это он дал ей свой знаменитый совет о правилах благочестивого поведения: «Когда я здесь, я не пощусь по субботам, но пощусь в Риме; поступайте так же, и всегда соблюдайте традиции и порядки Церкви, какие приняты в том месте, где вы находитесь».
Моника и Августин стали вместе посещать богослужения и обсуждать после них проповеди епископа. Будучи уже немолодой женщиной, Моника сумела настолько глубоко усвоить философию и богословие, что смогла на равных беседовать со своим сыном, считавшимся профессиональным философом. В это время Моника стала проходить подготовку к принятию полного посвящения Богу в одном из женских монастырей Медиолана.
Августин подошел к последней черте, где до обращения осталось сделать буквально один шаг. И тут викарный епископ Симплициан рассказал ему об обращении философа-платоника Викторина, а Понтициан впервые поведал о подвигах пустынножителя Антония Великого и увлек его идеалами монашества. По преданию Августин услышал в саду детский голос, призвавший его открыть наугад Послания Апостола Павла. Выпало Рим 13,13: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, а попечение о плоти не превращайте в похоти». Это и стало последней каплей, после чего Августин вместе с матерью Моникой, братом Навигием, сыном Адеодатом, двумя двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками удалился на виллу одного из друзей, чтобы там, в тишине, окончательно подготовиться к воцерковлению.
Августин принял Крещение от Амвросия Медиоланского в Великую субботу 387 г., в возрасте 33-х лет.
На этом Моника посчитала свою земную миссию законченной. Собираясь отплыть из Остии (главная гавань Древнего Рима в устье Тибра) в Тагасту, она сказала сыну: «Что мне ещё осталось сделать, или почему я всё ещё на этом свете, я не знаю. Была одна причина, только одна, из-за которой я хотела ещё чуть-чуть задержаться: чтобы я смогла увидеть тебя христианином-католиком, перед тем, как умру. Бог даровал мне это благо, и даже больше, ибо я вижу тебя Его слугой, отвергающего с презрением все земные радости. Что мне ещё осталось сделать в этой жизни?» Святая Моника скончалась две недели спустя в возрасте 56 лет.
Святой Августин увековечил ее память в своей «Исповеди», а дополнительный интерес к ее личности возник в связи с перенесением ее мощей из Остии в Рим в 1430 г. Ныне они покоятся в церкви Св. Августина близ площади Навона.
В церковном искусстве ее изображают вдовой или монахиней рядом с сыном Августином, а также, возведенной на престол с книгой в окружении августинских монахинь; на коленях с Августином и ангелом над ними, держащей в руке шарф, косынку или книгу; молящейся перед алтарем с Августином; прощающейся с ним, когда он отплывает на корабле; держащей табличку с буквами IHS; принимающей дароносицу от ангела.
Святая Моника – небесная покровительница замужних женщин и матерей.
Молитвы и Молитвенные духовные рассуждения (из дополнений к сочинениям)
Видение блаженного Августина Карманная Псалтырь Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию 3. Жалобы человека, которому Бог не внимает за непослушание 4. Боязнь Судии 5. Отец призывается через Сына 6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя 7. Человек признает себя причиной страданий Сына 8. Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом 9. Призывание Святого Духа 10. Молитвенное обращение смиренного раба Божия 11. Молитва Святой Троице 12. Исповедание Всемогущего Бога 13. О том, как Бог Отец благоволил помочь роду человеческому, и о воплощении Слова 14. О надежде, которую душа должна иметь на Господа Иисуса 15. О неизмеримой любви Вечного Бога Отца к роду человеческому 16. О двух естествах в Иисусе Христе, милующем нас и ходатайствующем о нас 17. О благодарности, которою человек обязан за искупление 18. Молитвенное воззвание к Иисусу Христу 19. Различие между премудростью дома Божия и премудростью Божией 20. О небесном Иерусалиме 21. О том, каких горестей исполнена Жизнь 22. О блаженной жизни, которую Бог уготовал любящим Его 23. О блаженстве святой души, переселяющейся из мира этого 24. Молитвенное обращение к святым о помощи в несчастьях 25. Стремление души к небесному Иерусалиму 26. Непрестанная хвала Богу 27. Что значит некоторым образом видеть невидимого Бога 28. О свойствах существа Божия 29. О троичности божественных Лиц и о единстве Божества 30. Молитвенное обращение к Святой Троице 31. Бог есть истинная и высочайшая Жизнь 32. Хвала ангелов и людей Богу 33. Жалоба человека на то, что от созерцания Бога он не приходит в сокрушение 34. Просьба о даровании горячей любви к Богу 35. О любви ко Христу 36. Молитва, вызывающая сокрушение сердечное 37. Воззвание к Богу в скорби 38. Молитвенное обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию 39. Молитвенное обращение к Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым 40. Воспоминание страданий Христовых Беседы души с Богом (в сокращении) 1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю (О сладости познания Бога) 2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию (О бренности человеческого естества) 3. О, Свет мой, просвети тьму мою! (О досточудном свете Божества) 4. Горе мне без Тебя, Господи! (О мертвенности человеческого естества) 5. Без Тебя я ничто! (Что значит быть ничем?) 6. Без Тебя враги одолели меня. (О падении души в грехах) 7. Откуда мне это, что так возлюбил Ты меня, Господи? (О многообразных благодеяниях Божиих) 8. По единой благости Твоей – я разумное творение (О всемогуществе Божием) 9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя! (О восхвалении Бога) 10. По благости создал Ты меня, по благости и спаси. (О возложении упования на Бога) 11. Много сетей, много врагов: не покинь меня(О сетях вожделений) 12. О, Свет мой! Без Тебя я во тьме: осияй меня! (О скудости человеческой и о благодеяниях Божиих) 13. Ты все видишь: как мне не бояться Тебя? (О том, что Бог рассматривает дела и намерения человеческие) 14. Тебе, Господи, слава; нам же стыд (О том, что человек сам по себе бессилен без благодати Божией) 15. Самим нам не спастись от врага: Сам спаси! (О различных искушениях от диавола) 16. Без Тебя не распознать нам сетей вражиих: Сам укажи их! 17. Все от Тебя: как мне не благодарить Тебя?! (О благодеяниях Божиих) 18. О, Любовь пламенеющая! Воспламени меня Любовью к Тебе! (О горячей любви к Богу) 19. Все для человека, чтобы весь человек был для Тебя. (О том, что Бог отдал все на служение человеку) 21. Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя! (Сладость Божественная уничтожает привременную горечь) 22. Без Тебя не войти нам в вечные обители Твои! (Все наше упование и желание сердца должно быть устремлено к Богу) 23. Ты – надежда моя: хочу ли, не хочу ли, – спаси меня! (Спасение наше зависит от Бога) 24. По опыту вижу, что я ничего не могу: Ты спаси! (Для совершения добрых дел недостаточно одной человеческой воли без благодати Божией) 25. Томлюсь в неизвестности будущего: Надежда моя, не оставь меня! (О древних благодеяниях Божиих) 26. Ради любви Твоей к нам и ангелы Твои любят нас как братьев своих (Об ангелах-хранителях) 27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих? (О предведении Божием) 28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли! (О непостижимости судеб Божиих) 29. Один Ты можешь насытить желание души моей и никто кроме Тебя (Душа праведного – святилище Божие) 30. Искал я Тебя в мире, а нашел только в себе, ибо Ты Сам открыл Себя мне (Ни внешними, ни внутренними чувствами нельзя обрести Бога) 31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе (Исповедание истинной веры) 32. Не искал я Тебя – Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой! (Признание в своей духовной слепоте) 33. Боже неисповедимый! Просвети очи мои, да узрю Тебя лицом к лицу! (О величии Божием) 34. Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Боже мой! (О стремлении души к Богу) 35. Тогда насыщусь (О славе царства небесного) 36. Стучу – отверзи мне, Господи! (Молитвенное воздыхание к Пресвятой Троице) Ручная книжка 1. О дивном существе Божием 2. О неизреченном всеведении Божием 3. О стремлении души к Богу 4. О нищете души, которая не любит и не ищет Господа нашего Иисуса Христа 5. Душевное желание христианина 6. О блаженстве души, освободившейся от земной темницы 7. О радости райской жизни 8. О царстве небесном 9. Об утешении Божием в скорби 10. О сладости любви к Богу 11. О приготовлении к таинству причащения 12. О радости Божественной 13. Упование наше – воплощенное Слово 14. Сладостно размышление о Боге 15. Бедствий в земной жизни надо даже желать ради будущего блаженства со Христом 16. Каким образом можно получить царство небесное? 17. Что такое рай? 18. Человек ничем, кроме любви, не может воздать Богу за благодеяния Его 19. О подражании Богу 20. О надежде Боголюбивой души 21. Что сделал Бог для человека? 22. Воспоминание язв Господа нашего Иисуса Христа 23. Воспоминание язв Христовых есть действительное врачевство против всех бедствий 24. Беседа со своею душою о любви ко Христу 25. Ничто не может удовлетворить душу, кроме Высочайшего Блага 26. В чем состоит познание истины? 27. О действии в нас Духа Святого 28. О нравах и поступках человека Боголюбивого 29. Об истинном покое сердца 30. Следует избегать всего, что удаляет от Бога 31. Об утрате лицезрения Божия и о нищете духовной 32. О благости Божией 33. О духовном веселии при размышлении о Боге 34. О том, что следует стремиться душою к Высочайшему Благу 35. О взаимной любви святых 36. О неисчерпаемой радости вечной жизни
Добавить комментарий