Блаженны плачущие ибо
Содержание
Плачущие — утешатся
О второй заповеди блаженства
Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете (читайте об этом СП № 30 от 30 июля 2014 г.) А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче.
Слезы — от чего?
Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим:Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы — это скорбь, а плач — очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости?
Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий — не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа: Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие… (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.
Но разве для того, чтобы Господь простил грехи, обязательно проливать слезы в прямом смысле этого слова? И да, и нет. Слезы не являются самоцелью. Если мы раскаиваемся, и слезы сожаления о грехах сопровождают нашу покаянную молитву к Богу — это хорошо. Но слезы не должны превращаться и в безудержные рыдания, становиться слезами отчаяния и безысходности. Известный духовный писательсвятитель Николай Сербский (1880-1956) писал: «Евангельские слезы — это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы — это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы — это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы — это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви». Поэтому можно сказать, что слезы покаяния становятся не выражением слабости или скорби, а, напротив, слезами настоящей радости. Потому что эти слезы очищают душу человека, словно бы омывая ее от греховной нечистоты. Вспомните, как радостен бывает дождь, вдруг разразившийся после долгой засухи. Вот такую же радость и утешение (как бы странно нам это ни казалось) приносят и слезы души, возвратившейся к Богу. Вот тот плач, за который обещано утешение.
Но как, например, отличить действительно покаянный плач от саможаления или своеобразной сентиментальности? Интересно, что вопрос этот задан уже давно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что плач о грехах следует понимать, как чувство особого сокрушения о греховном падении, как смирение перед Богом, как осознание собственного недостоинства и немощи. Проявлением этого внутреннего духовного плача могут быть и внешние слезы. Саможаление же часто связано с самооправданием и с малодушием — боязнью признать себя грешным и исповедать свой грех. А это уже никак не может считаться добродетелью. Искренний покаянный плач очень тих, возможно, даже не заметен для окружающих. Саможаление, самооправдание —эмоционально, а порой и вовсе может казаться наигранным, специально нагнетаемым. Но Бог смотрит не на нашу артистичность, а на искренность.
Не слабость, но сила
Но плакать можно не только о своих грехах. Можно разделить слезы горечи и печали с теми, кому тяжело. В послании к Римлянам святой апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими(Рим. 12, 15). Поэтому блаженны будут не только те, кто очистил себя слезами покаяния, но и те, кто не остался безразличным к слезам других людей. Принять чужие слезы, как свои, чужую скорбь, как личную. Это тоже подвиг. Подвиг исполнения заповеди Господа — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Христианская любовь — не эгоистичное самообожание. Любовь, о которой говорит Господь, открыта для других. Настоящая любовь способна разделить с другими и радости, и скорби.
Поэтому для христианина слезы и плачь — это не проявление слабости, а проявление любви. И покаяние, соединенное со слезами, делает нас сильными. Дает силы в борьбе с греховными страстями. Слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь. И Утешением для верующих становится Сам Господь Иисус Христос.
Заповеди блаженства — не бессвязные тезисы. Каждая из них связана с другой. Человек, осознавший или, лучше сказать, достигший состояния духовной нищеты, обретет и блаженный плач. Да, без Бога я не могу ничего. И чувство божественного присутствия, благодатное чувство обретенных божественных даров —выливается для нас слезами и о своем недостоинстве, и, одновременно слезами радости. Ведь что может быть радостнее присутствия Христа? Ведь и Сам Господь плачет и радуется вместе с нами. Именно слезы открывают путь Господу в нашу душу и сердце.
«Сильный», который никогда не проливает ни единой слезинки, может и не почувствовать той нужды в Боге, которую открывает духовная нищета и плач. Вся наша сила в Боге, а не в нашем «я», которое может все, как порой может казаться. В Апокалипсисе есть замечательные по своей глубине слова Господа Иисуса Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20). Господь стучит в двери человеческого сердца, опечаленного, обуреваемого скорбями, чтобы разделить эту скорбь и печаль. Господь взошел на крест и принял смерть, чтобы разделить с нами всю глубину человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Но Господь не просто погружается в эти глубины, Господь выводит нас из них. И вопрос в том, готовы ли мы и хотим ли мы принять эту помощь, принять Христа? Хотя бы раз в жизни каждый хотел бы, чтобы кто-то разделил с ним его скорбь. Господь готов сделать это всегда. Еще и еще раз радоваться и плакать вместе с нами, чтобы стать нашим Утешением. Ведь Христос Сам обещает это в заповедях блаженства. И, наверное, тот, кто по-настоящему не плакал, тот не сможет по-настоящему, во всей полноте испытать радость утешения. Не случайно же все так взаимосвязано и в обычной жизни, и в жизни духовной.
Газета «Саратовская панорама» №31 (959), 2014 г.
Очищающая сила женских слез
Женщины так устроены, что по задумке природы им свойственно проявлять свое эмоциональное состояние через слезы гораздо проще и чаще, чем мужчинам. В жизни каждой из нас бывают моменты, которые затрагивают самые тонкие струны нашей женской души. Это и радостные моменты, наполненные состоянием счастья, блаженства, восторга. Которые в минуты максимального эмоционального всплеска просто переполняют сердце и дают волю чувствам настолько, что вызывают слезы.
Это и минуты грусти, печали, разочарования, когда душе становится так больно, что ей просто необходимо выпустить эти отрицательные эмоции через слезы, чтобы стало легче.
Как вы думаете, для чего человеку слезы? Есть в них, наверное, заложенный природой смысл? Ведь ничего в мире не создано «просто так». Наукой давно доказано, что все естественные процессы человеческого организма играют для него какую-то важную роль. И совсем не случайно способностью плакать мы наделены от самого рождения.
Когда тебе становится невыносимо тяжело на душе, больно, тоскливо, грудь сдавливает и подпирает изнутри какое-то неведомое давление, ты не знаешь, куда себя деть, как облегчить себе это тягостное состояние. И вот здесь на помощь приходят они – СЛЕЗЫ.
Я поняла для себя оду важную вещь: слезы условно можно разделить на два вида (про третий вид слез, слез радости, мы сейчас вести разговор не будем).
Первый – слезы боли, обиды, безысходности. Такими слезами мы плачем, когда эмоции переполняют нас, мы теряем душевное равновесие и отдаемся им во власть. Плача такими слезами, мы не делаем себе легче, такое состояние может переходит изо дня в день, развивается депрессия, мы плачем и плачем, а толку нет. В голове всплывает вопрос: «А говорят, что когда поплачешь, становится легче! Где же ты, заветное облегчение, способное принести мне успокоение?!!! Почему тебя нет?!!»
А нет его, потому, что находясь под гнетом разрушительных эмоций, о которых говорилось выше, мы никогда не сможем получить успокоение, ведь душа требует других слез – слез очищения. И плакать такими слезами нужно совсем из другого состояния.
Что же это за слезы такие, слезы очищения? И что это за «другое состояние»?
Прежде всего, нужно успокоиться, погасить бунт, который бушует внутри нас, снизить эмоциональное напряжение. А затем в спокойной обстановке, когда никто не будет мешать, тихо сесть, сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях, включить музыку, которая способна вызвать расслабление и сантименты. Пусть это будет даже грустная музыка, главное, чтобы она была способна выпустить из вас все то накопленное, что разрушает ваш внутренний мир, весь негатив, который не дает спокойно жить. Я, думаю, вы понимаете, о какой музыке идет речь, у каждого из нас есть свои композиции, которые задевают за живое. А если вы не понимаете, о чем я говорю, можно просто забить в любом поисковике «музыка для релаксации», «успокаивающая музыка» или что-то в этом роде. Поверьте, ваша душа сама быстро найдет и подскажет именно ту композицию, которая необходима вам в данный момент.
Так что же такое слезы очищения? Это наши помощники, проводники, которые выводят во внешний мир из нас все то, что наболело, накипело, все, что способно разрушать наше внутренне пространство. После таких слез всегда становится легче на душе, мы попадаем в состояние некого опустошения и безразличия, когда на какое-то время не хочется реагировать на окружающее нас пространство, хочется просто побыть наедине с самой собой, не замечая никого и ничего вокруг. Но это состояние обнуления, так я его называю, оно как раз и служит отправной точкой к наполнению позитивной энергией, к состоянию счастья и радости. Этим «обнулением» очищающие слезы и отличаются от слез, которыми мы плачем, находясь в негативе. И в этом заключается их особая сила.
Поэтому, дорогие женщины, не нужно стыдиться своих эмоциональных проявлений в виде слез, не нужно блокировать их, оставляя внутри себя боль и обиды. Ведь они не могут раствориться сами собой. Они будут продолжать тухнуть внутри нас, разлогая внутренний мир, внутренний сад нашей тонкой женской души. А, как известно, для женщины очень важно поддерживать гармонию в своем сердце, дарить любовь и покой родным, близким и любимому мужчине.
Слезы – это наша естественная потребность, потребность поплакать, погрустить, а потом отпустить все отрицательное и освободить место в душе для счастья.
В жизни все бывает: на смену плохому настроению приходит хорошее, грусть сменяется радостью. Это закономерный процесс жизни! С этим мы должны просто соглашаться и принимать как данность! Главное – не погружаться в негатив как в зыбкое болото, не застревать в этом состоянии! Прожить его и отпустить, помня, что после ночи всегда приходит день, хмурая погода сменяется солнечным днем, а, значит, и наши проблемы уйдут, оставив место счастью и радости в нашей душе!
Я надеюсь, что эта маленькая статья поможет кому-то из вас в минуты грусти и тоски. Вспомнив мои слова, вам станет легче пережить эти моменты. Именно такой посыл и намерение я заложила в нее, когда писала. Удачи вам, дорогие!
Мне очень понравилось стихотворение автора Жени Ландаль, которое, на мой взгляд, уместно вписывается в рамки данной темы. Надеюсь, и вас оно не оставит равнодушными!
В слезах есть очищающая сила,
Способная вернуть душе покой,
Но если слезы катятся красиво,
Они зовутся «трепетной игрой».
В слезах нет красоты и вдохновенья,
Ни объяснений, ни разумных фраз,
Ни громких слов, ни тихого сомненья —
Они уродливы становятся тотчас.
Весь мир сжимается от страшной боли,
И рвется сердце будто пополам,
Душа, как зверь, о чем-то дико воет —
Не внемлет ни рассудку, ни словам.
Лишь слезы, разрушают ту плотину
Из «нужных», вечно «правильных» вещей.
Потом из глубины приходят силы —
И светят ярче тысячи свечей.
Евгения Фролова
В избранное
Отрывки-66. «Слёзы очищают душу»
Никогда Мастер не занимается фехтованием словами или фразами с учеником. Они на разных планах бытия: там, где Мастер, там нет ученика. Единственное, что делает Мастер, это создаёт ситуации, в которых ученик имеет шанс проснуться. Что больше можно сделать? Ничего. Уж как он их создаёт, полным своим молчанием, фразой, сказанной в нужный момент, или ударом — это уж другой вопрос.
* * *
Реакции людей — это их проблемы. Я тут не при чем. Любая реакция, любая обида не является негативной для меня. Каждый обижается сам лично. Но он также может и не обижаться. Это его свободный выбор.
* * *
Я не стремлюсь к безупречности. Зачем? Достаточно просто быть расслабленным. Этого вполне достаточно. А стремление к любой безупречности есть противоположный шаг. Это путь к напряжению и к блокированию самого себя. Безупречный человек — ходячий робот. Он предельно далеко от самого себя. Он живёт схемами и понятиями о безупречности. Он не может быть самим собой, поскольку человек — каждый человек, — уникален и потому не может быть даже теоретически безупречным. Но достаточно просто быть самим собой.
* * *
Слезы — они часто душу очищают.
* * *
Человек любит самого себя обманывать. Когда человек счастлив, нет у него ни сарказма, ни горечи, ни разочарования и прочего. Когда он просто счастлив. Счастлив не от чего-то, а просто счастлив.
* * *
Когда человеку нечего сказать, он начинает кривляться, слова коверкать, ёрничать и прочее. Отчего такое происходит? Ум человека захвачен врасплох. Он не знает, как среагировать так, чтобы по этому уму было правильно. Ведь ум опирается на старые модели, а если перед ним непонятное? Либо убежать, либо напасть, либо кривляться.
* * *
Не бойтесь слов. Они для того и есть, чтобы говорить. Они — просто средство и служат просто упаковкой тому, что вы выражаете (энергетически несёте). Правда, если вам нечего выражать, тогда остаются только пустые слова. Ну, тут уж как есть.
* * *
Дёрганье лицом или напряжёнными мышцами — сугубо персональное. Может, в организме банально нарушен баланс микроэлементов. Это может быть дефицит магния или кальция или натрия. Может, нарушены меридианы, например сглазами. Может это некое внутреннее напряжение, не осознаваемое умом. И так далее.
* * *
Не ждите правильного времени. Правильное время всегда. Иного времени, кроме сейчас, не существует.
* * *
Ваши предположения об устройстве мира и души чем-то вам помогает? Они внесли в вашу жизнь расслабление, радость, приятие? Могу только заметить, что всякие предположения происходят от неудовлетворённости.
* * *
Общаться не получится до тех пор, пока вы будете стараться общаться посредством ума. На самом деле, ум занят не общением, а борьбой. Любой ум. Ум — это не средство общения, а средство выживания. Средство общения — «сердце».
* * *
Очень удобно выдавать мучения души, задавливаемой умом, за боль о ком-то. Это не вы о чём-то или о ком-то страдаете, это ваша душа страдает от вашего ума. И, опять таки, очень удобно и выглядит так благородно: я страдаю по всем и по вся. Вон как душа моя болит и ноет!
* * *
Суметь отыскать довольный ум — это круто. Ум не бывает довольным.
* * *
Некоторым, что такое душа — не ведомо, за душу они принимают своим умом всякие сентиментальности, эмоции и прочее, являющиеся одной из сторон самого ума.
* * *
Как человек может понимать, что он делает, если он не знает себя? Если он сам для себя — потёмки? Большая часть людей не отдаёт себе отчёта в мотивах своих действий, в причинах, почему они так или эдак действуют и почему их жизнь такова, какова есть. Ответственность начинает появляться не от того, что человек декларирует свою ответственность и что-то выполняет, следуя своим установкам. Ответственность возникает только тогда, когда человек начинает видеть причины действий в себе самом. Когда он начинает видеть корни своих проблем. До этого, всё — словоблудие.
* * *
Пока вы не выйдете за пределы ума, вы так и будете витать в своих ментальных конструкциях, подгоняемый эгрегорами и желаниями то туда, то сюда. Главное, чтобы вы исправно исполняли роль дойной коровы для желаний и эгрегоров.
* * *
Пока вы делите мир на хорошее и плохое, вы сами разделены в себе. Или, пока вы разделены в себе, пока вы нецелостны, вы будете делить мир на хорошее и плохое. Это одно из качеств ума — разделять. То, что подходит, назовём хорошим, а что нет — плохим.
* * *
Ум спокойно может совмещать две противоположные мысли, применяя одну, которая в данном случае выгодна уму, и другую — в другом случае. И самым расчудесным образом игнорировать для самого себя всё это.
* * *
Некоторые занимаются, например, астральными путешествиями и прочим подобным, всякими «видениями», экстрасенсорикой, биолокацией… Это тот же ум, только на другом уровне. Иная сфера для своего применения и не более. Ничего духовного в этом нет. Я не говорю, что не надо этого делать — кому нравится, пусть себе делают. Только не стоит заблуждаться, что это имеет отношение к духовному развитию.
* * *
Главное занятие всех мозгоискателей — Цельная Идея (Картина Мира). Им же непонятно, как это можно — жить без идей, жить за пределами ума. Как?! Для них это не просто непонятно, для них этого не существует, поскольку все мозгоискатели тотально в голове и вне ума ничего для них нет. Только то, что можно, так или иначе, помыслить. Хотя у них существуют мысли о том, что такое быть вне ума и прочее.
* * *
>Великая польза бывает от книжного учения. Книги реки, наполняющие вселенную мудростью. В книгах несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся.
Транскрипт
1 Великая польза бывает от книжного учения. Книги реки, наполняющие вселенную мудростью. В книгах несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся. Из «Повести временных лет»
2 Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита», роман написан в годах, впервые опубликован в годах. В произведении две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причѐм эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда. Аркадий и Борис Стругацкие, «Пикник на обочине», книга написана в 1971 году, впервые опубликована в 1972 году. Братья Аркадий Натанович ( ) и Борис Натанович (1933) Стругацкие — выдающиеся прозаики XX века, соавторы, создавшие настоящие шедевры в области научной фантастики (НФ) и принѐсшие мировую славу нашей литературе. Каждое их произведение было и остаѐтся бестселлером, но при этом затрагивает серьѐзнейшие социальные, философские и психологические проблемы. Сюжет знаменитой повести «Пикник на обочине» (1972) разворачивается вокруг так называемой Зоны, образовавшейся на Земле после вторжения пришельцев — места наполненного страшными и непонятными чудесами. Главный герой повести Рэдрик Шухарт — профессиональный сталкер — человек, умеющий выносить из Зоны загадочные инопланетные предметы. И есть легенда о Золотом Шаре, находящемся где-то там, в глубине Зоны. Прорваться к нему почти невозможно, но он, по слухам, исполняет все желания. Сколько смельчаков сгубили себя, пытаясь добраться до вожделенного чуда! Именно Рэдрику удаѐтся сделать это Стефани Майер, «Сумерки. Сага», серия опубликована в годах. «Сумерки» (англ. «Twilight», (инф.)) популярная серия романов американской писательницы Стефани Майер. Каждая из книг описывает события, происходящие с главной героиней, девушкой по имени Белла Свон, которая влюбилась в вампира. Все 4 части стали бестселлерами и переведены на 37 языков мира, в том числе на русский (издательство АСТ). По состоянию на 2010 год, общие продажи книг «Сумеречной серии» составляют более 116 миллионов копий. Стефани Майер называет свою серию книг сагой, хотя она не имеет признаков, характерных для саги. Первая книга — «Сумерки», вторая книга — «Новолуние», третья книга — «Затмение», четвертая книга — «Рассвет», пятая книга — «Солнце полуночи» (Неоконченная книга из сумеречной саги, повествующая от лица Эдварда о событиях, описанных в книге «Сумерки»).
3 Пауло Коэльо, «Алхимик», книга написан и впервые опубликовано в 1988 году. «Алхимик» — это художественная притча. Смысл произведения сводится к тому, что у каждого человека есть свое предназначение, но многие забывают об этом и выбирают другой путь, более легкий. В юном возрасте легче понять свое предназначение, человек чувствует это, и ему хочется жить в согласии со своими стремлениями, но с возрастом, он отказывается от предначертанного ему пути, начинает заниматься тем, что более выгодно, спокойно или удобно. Сюжет книги в следующем: парень Сантьяго видит сон про сокровища, идет к цыганке, которая толкует, но не дает точного ответа. Позже он встречает странного человека, который знает прошлое и настоящее юноши. Благодаря этой встречи, Сантьяго решает отправиться на поиски сокровища. Он проделывает долгий путь, порой хочет все бросить, но каждый раз возвращается к своей идее. В ходе поисков он сталкивается с разными людьми, и каждая встреча дает ему новые знания о себе самом и о жизни. Позже он встречает настоящего алхимика, который видит, что Сантьяго близок к познанию сущности мира. Алхимик помогает ему пройти остаток пути. Общение с алхимиком позволяет Сантьяго еще более приблизиться к пониманию сущности мира. В результате всей истории он находит сокровища и возвращается к своей возлюбленной. По мнению многих, это лучшая книга П.Коэльо. «Алхимик» следует читать в юном возрасте. Эта очень позитивная и мотивирующая книга, призывающая не бояться, и строить свою жизнь в соответствии со своим призванием. Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества», роман был написан в течение 18 месяцев, между 1965 и 1966 годами в Мехико. Это одно из наиболее характерных и популярных произведений в направлении магического реализма. Первое издание романа было опубликовано в Буэнос-Айресе в июне 1967 года тиражом 8000 экземпляров. Роман был удостоен премии Ромуло Гальегоса. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров, роман переведѐн на 35 языков мира. Януш Вишневский, «Одиночество в сети», книга написана и опубликована в 2001 году. Один из самых пронзительных романов о любви, вышедших в России в последнее время. «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» таков лейтмотив европейского бестселлера Я.Вишневского. Герои «Одиночества в Сети» встречаются в интернет-чатах, обмениваются эротическими фантазиями, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча Осенью 2006 года по этому роману главному польскому бестселлеру начала XXI века был выпущен фильм, в первый же месяц проката поставивший рекорд кассовых сборов, обогнав все голливудские новинки.
4 Джоан Роулинг, «Гарри Поттер», цикл написан с 1990 по 2007 годы, 1-я книга в 1997 году. Появившись, как презентация на лучшую детскую книгу столетия, романы Джоан Роулинг о мальчике-сироте и его борьбе с воплощением зла, лордом Волдемортом, заняли достойное место среди романов в стиле фэнтези. Полноценный и законченный цикл, а также примыкающие к нему произведения, позволяют приоткрыть тайну над столетиями скрытым миром волшебников и поверить в чудеса не только детям, но и взрослым. Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», роман создавался с 1926 по 1936 год. События романа происходят в южных штатах США в 1860-х годах, во время и после гражданской войны. Согласно легенде, создание романа «Унесенные ветром» началось с того, как Маргарет Митчелл написала главную фразу последней главы: «Ни одного из любимых ею мужчин Скарлетт так и не смогла понять и вот потеряла обоих». Последующая работа над произведением продолжалась около десяти лет и потребовала от писательницы огромной самоотдачи и напряженного труда. Стремясь проникнуть в самый дух эпохи, Митчелл кропотливо изучала историю родной Атланты, использовала газеты и журналы середины XIX века. На страницах ее рукописи оживали рассказы очевидцев Гражданской войны и семейные предания. Некоторые сцены Митчелл переписывала по четыре-пять раз, а что касается первой главы, писательницу удовлетворил лишь 60-й вариант! Роман, вышедший весной 1936 года, имел беспрецедентный успех и сразу побил все рекорды по популярности и тиражам во всей истории американской литературы. А одноименная экранизация с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях завоевала 10 премий «Оскар» и стала одной из самых знаменитых лент в истории мирового кинематографа.
5 Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», сказка написана в 1943 году. «Маленький принц» (фр. Le Petit Prince) одно из самых известных произведений Антуана де Сент-Екзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка — про мужественность и простую мудрость детской души, такие важные «недетские» понятия, як жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Иллюстрации к книге исполнены самим автором, и не менее интересны чем сама книга… Клайв Стейплз Льюис Хроники Нарнии, цикл создавался с 1949 по 1953 годы. Первая книга «Лев, колдунья и платяной шкаф» была опубликована в 1950 году, а начальная книга цикла «Ученик чародея» — написана в 1954-ом и вышла в свет в 1955-ом. Цикл из 7 книг в стиле фэнтези. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать и магия никого не удивляет. Простым и понятным для любого возраста языком автор раскрывает темы добра и зла, жизни и смерти, предательства и жертвенности. Эпопея «Хроники Нарнии» включает в себя следующие книги: «Племянник Чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари», или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Последняя битва». Рэймонд Дуглас Брэдбери «Вино из одуванчиков»: Роман, составлен из рассказов гг. Многие из них впоследствии перепечатывались в сборниках Брэдбери. Семейство Сполдингов, проживающее в маленьком американском городке, бережно хранит свои традиции. Одна из них приготовление вина из одуванчиков, «пойманного и закупоренного в бутылки лета». А двенадцатилетний Дуглас Сполдинг решает сохранить память о летних днях по-своему: он ведет дневник, фиксируя в нем не только «обряды и обыкновения», но и собственные «открытия и откровения». Очень богатым на них оказывается это лето сотканное из множества важных событий, обретений и потерь. Яркое, удивительное, фантастическое лето 1928 года Джон Р.Р. Толкин «Властелин колец»: роман-эпопея, был задуман как единое целое, но из-за большого объема был разбит издателями на три части: «Хранители», «Две крепости», «Братство кольца». Работа над книгой продолжалась с 1937 по 1949 годы. Экранизирован роман был в 2001-ом, 2002-ом и 2003-ем годах. «Властелин Колец» Джона Толкина повествует о Великой войне за Кольцо, о войне, длившейся не одну тысячу лет. Овладевший Кольцом получает власть над всем живым и мертвым, но при этом должен служить Злу! Юному хоббиту Фродо выпадает участь уничтожить Кольцо. Он отправляется через Мордор к огненной Горе Судьбы, в которой кольцо было отлито только там, в адском пекле, оно может быть уничтожено. Фродо и его друзьям (в числе которых эльфы, гномы и люди) противостоит Саурон, желающий получить назад свое драгоценное Кольцо и обрести власть над миром.
6 Уважаемые читатели! Вы познакомились с книгами, которые были отобраны на основе опросов современной молодежи. На этих произведениях воспиталось не одно поколение. Прочитать, а также прослушать данные романы вы можете в электронных библиотеках. По этим произведениям поставлены фильмы. Выставку подготовила библиотекарь I категории Е.В. Радевич
Формула чтения Древней Руси… Какая она? Я думаю, что , в первую очередь, Формула чтения должна зависеть от исторической эпохи…
Эпоха Киевской Руси — это было время, когда князья воевали друг с другом, а простые горожане и жители деревень занимались ремеслом и земледелием. Казалось бы, какие в ту эпоху книги? Но нет, во всех русских княжествах любили читать, ценили письменное Слово, будь то «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» или «Слово о погибели русской земли».
Более того, жители древнерусских городов часто были грамотны. А в Великом Новгороде почти все умели писать и читать. Думаю, это оттого что Новгород – торговый город, а торговля способствует образованию.
Но ведь летописи писались во всех городах, а не только в Новгороде. Значит, каждый русских город понимал необходимость сохранения информации и передачи знаний и опыта последующим поколениям, а значит, создавал свою Формулу чтения, как для современников, так и для будущих поколений.
Итак, я считаю, что главными книгами Киевской Руси были летописи. Они велись в каждом городе. Некоторые из них сухо излагали события и факты из жизни городов и князей, другие же, наоборот, изобиловали литературными и иными преувеличениями. Особенно это заметно в описаниях князей. Князья в таких летописях представлялись нам равными легендарным героям: сильными, смелыми, бесстрашными, безупречными. А это не всегда было так…
Поэтому не надо думать, что летописи несут в себе истину в последней инстанции и представляют собой чистую и объективную картину эпохи. Ведь большинство из них писались по заказу князей, а князья, в свою очередь, желали исправить некоторые факты своей и чужой биографии, или же обратить их в свою пользу. Поэтому, читая летописи, можно найти несоответствия в фактах, годах или именах и обязательно надо делать поправку на мнение автора летописи, а еще лучше, когда есть возможность, сравнивать источники друг с другом.
Также в Киевской Руси читали христианские книги, особенно это видно во время правления Ярослава Мудрого. Тогда множество книг религиозного содержания были переведены с греческого языка на русский. Сам Ярослав очень любил книги и читал их и днём и ночью, как пишет монах Нестор, автор самой знаменитой русской летописи—Повести Временных Лет. Также было написано множество церковных книг, которыми «поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным» (ПВЛ).
Книг на Руси было довольно много, особенно в сравнении в тогдашней Западной Европой и верующие люди их читали, и «засеял книжными словами сердца верующих людей» (Ярослав – по ПВЛ). А как хорошо в Повести Временных Лет сказано о книгах «Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания…». Одним из самых читаемых произведений того времени считался труд первого русского митрополита Илариона «Слово о Законе и благодати».
Работая над исследованием по русско-литовским межгосударственным контактам, мне пришлось изучить около 30 летописей. О чем же повествуется в них? В большинстве своем, летописи содержат факты о войнах, описывают деяния князей, но в тех летописях, что я читала, нашлось все-таки, несколько упоминай и о жизни простого народа.
В Киевской Руси очень любили читать. Это было просвещенное государство, где высоко ставили грамотных людей. А книги ценили не только из–за их стоимости, а ещё и из-за того, что они имели огромную духовную ценность для русского народа.
Ислечить душу можно только очищающими слезами.
— Скажите, для чего человеку слезы? Есть в них, наверное, заложенный природой смысл?
— Конечно, ведь ничего в мире не создано «просто так». Наукой давно доказано, что все естественные процессы человеческого организма играют для него какую-то важную роль. И совсем не случайно способностью плакать мы наделены от самого рождения. Например, для младенца плач является единственным способом привлечения к себе внимания. По мере взросления дети, особенно мальчики, уже начинают стыдиться слез и плачут все реже. Но все-таки, в жизни каждого из нас бывают моменты, когда даже самые стойкие мужчины с трудом в состоянии сдерживать слезы.
Эмоциональные слезы(о которых мы сегодня и будем говорить) – это реакция организма на чрезмерно сложные для психики моменты жизни. Вызваны они могут быть самыми разными причинами: не только горем, обидой, разочарованием, досадой, жалостью или тоской, но и радостью, умилением, нежностью и даже проявлением любви. Правда, слезы счастья очень редки, и в основном человек плачет, когда ему очень плохо, — не зря такие слезы в народе называют «горькими». Именно они помогают нашей психике справиться со сложной ситуацией.
Известно также, что эмоциональные слезы способны приводить в норму кровяное давление, повышать сопротивляемость организма заболеваниям и «вымывать» стресс. Слезная жидкость содержит в себе психотропные вещества, которые уменьшают напряжение и тревогу, вот почему именно после плача наступает психологическая разрядка, и мы ощущаем себя легко и спокойно. Дело в том, что овладевающие нами сильные эмоции наносят вред организму. Чтобы избежать отрицательных последствий, нам необходимо эти чувства как можно быстрее проработать — как-то их выразить. Сделать это можно голосом, жестами, мимикой, и, конечно же, слезами. Вот и выходит, что плач по своей сущности — максимально эффективное средство проявления человеческих эмоций, приносящее пользу нашему здоровью.
— Но если слезы такие полезные, то всем, кто старается поддержать горюющего человека, не следует пугаться его плача?
— Поддерживать человека в несчастье очень нелегко. Слова соболезнования не всегда утешают, да и мало таких слов, которые могут унять душевную боль тех, кто похоронил своего близкого. Многие люди просто теряются, видя плач и рыдания горюющих, и не знают, как поступать и что предпринимать. Чаще всего они надеются, что со временем страдающий человек справится со своим горем самостоятельно и помощь в этом деле ему не требуется. Но это не более чем распространенное заблуждение.
Раньше люди не отдалялись и не отгораживались от плачущих. Наоборот, на Руси переживать беду-кручину скорбящему помогала вся община, умерших оплакивали всем селом, и эти традиции были основаны на многолетней народной мудрости. Совершенно нормальным считалось изливать свою боль горькими слезами.
— Значит, не следует говорить в утешение «Не плачь!»?
— Конечно. Пользы для горюющего от такого призыва быть не может, потому что проплакаться в горе просто необходимо.
Основная причина таких попыток «утешения» состоит в том, что в нашем сознании заложена схема: если человек плачет, значит ему больно. Перестал лить слезы – печаль прошла. Но ведь это не так – невыплаканная боль остается и «лежит камнем» на душе.
Другая причина, которая тоже имеет психологическую основу, кроется в том, что некоторые люди очень тяжело переносят вид чужих слез. Призыв «Не плачь!» для них — единственный выход из травмирующей ситуации, когда ничем другим успокоить они не в состоянии. Ведь далеко не каждый способен выдержать груз сострадания.
— Но бывает и так, что люди сами «запрещают» себе плакать? Чем они руководствуются?
— Да, некоторые действительно сдерживают свои слезы, считая, что если дать волю эмоциям, то станет только хуже — как тебе самому, так и твоим близким. Заплакать для таких волевых людей означает «расклеиться», а они не могут себе этого позволить, ведь окружающим кажется, что они мужественно переносят горе. Но опасность заключается в том, что все «невыплаканные» слезы никуда не исчезают, а загоняются вглубь души, где они копятся и копятся. Какими неожиданными последствиями это обернется – предположить трудно, но можно с уверенностью сказать, что организм горюющего в таких случаях испытывает большие перегрузки и эмоциональный срыв может случиться в любую минуту. Отсутствие слез в данном случае не следует считать признаком бесчувственности, это не более чем попытка сохранить иллюзию стабильного эмоционального статуса человека.
— Кроме того, что горюющему надо помогать выплакаться, чем еще его можно утешить?
— Переживающему горе больше всего необходимо понимание, что он не один, ощущение того, что рядом находится духовно близкий человек, разделяющий его скорбь, который не испугается его слез и не будет призывать его быть сильным и мужественным, а, если надо, просто тихо поплачет вместе с ним или молча выслушает.
Утешающим людям нужно быть одновременно и тактичными, и располагающими к доверию. А помочь в этом могут только любовь и сострадание.
— К каким последствиям может привести подавление слез?
— Сдерживая слезы, мы уничтожаем естественную реакцию организма на боль. Возьмем простой пример: если человеку упадет на ногу кирпич, то он рефлекторно на эту боль среагирует. А в нашем случае боль не физическая, а душевная. И если слезы сами наворачиваются на глаза — разве не естественно проявить в них свои чувства? Скорее противоестественным будет сдерживаться и показывать своим видом, что «все в порядке» в то время, как душа рвется от боли.
Подавление слез может отразиться и на физическом здоровье. Дело в том, что при блокировке эмоций возникает мышечное напряжение, в результате чего нарушается работа всего организма. Чаще всего у горюющих «зажимаются» дыхательные пути. Так как плач неразрывно связан с дыханием, то сдерживание слез вызывает чувство его затруднения — ощущение «кома в горле», так знакомого многим. Не секрет, что такой конфликт между необходимостью выразить свои чувства и страхом перед их проявлением приводит к неврозу и депрессии.
Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, даже если мы будем изо всех сил стараться ее в себе задавить. Поэтому лучший способ избавиться от негатива и боли – выпустить их наружу.
— Все знают, что женщины плачут чаще, чем мужчины. С чем это связано?
— Некоторую роль в этом играют наши социальные стереотипы: плач трактуется как проявление слабости, беспомощности, инфантильности. Мальчикам с детства внушают, что лить слезы стыдно: «Будь мужественным, мальчики не ревут». Родителей в этом отношении можно понять — они преследуют воспитательную цель не вырастить сына-«нытика». Но все-таки нужно различать моменты, когда уместно сказать «не плачь», а когда необходимо принять слезы ребенка и научить его правильно выражать свои эмоции.
В женской расположенности к слезам еще «виноват» и гормон «пролактин», отвечающий за выработку грудного молока. У мужчин эмоциональная сдержанность зависит в некоторой степени от наличия в организме гормона «тестостерона», который препятствует накоплению слезной жидкости в достаточном количестве. Можно также предположить, что женщинам плач дается легче в силу их психической структуры, которой свойственна мягкость. Психика мужчин в целом более устойчива. Они обладают такой чертой защитного поведения, как высокий контроль над проявлением любых эмоций, как положительных, так и отрицательных.
— Но, несмотря на это, мужчины тоже нуждаются в помощи, когда в дом приходит горе. Как их можно поддержать?
— Надо тактично посоветовать им не стесняться своих слез и плакать, когда хочется. Ведь это совершенно естественная реакция на сильные душевные переживания. Плакать в горе не только нормально, но и целительно, и этот естественный процесс нельзя блокировать. А если горюющий «оцепенел» и не может выразить свою боль, надо помочь ему расплакаться.
Мужчины более склонны к такому эмоциональному «окаменению». Кстати, можно в этой связи вспомнить про статистику, которая показывает, что представители сильного пола живут меньше женщин. Ведь одним из факторов, значительно сокращающих продолжительность жизни у мужчин, является их эмоциональная сдержанность, при которой негативные эмоции накапливаются и действуют разрушающе.
— В народе распространено мнение, что неуемными слезами близкие «заливают» умершего на том свете, поэтому плакать не следует. Насколько оправдано такое предостережение?
— Некоторые люди склонны приписывать такое мнение Церкви, но на самом деле, ни в Писании, ни в трудах святых отцов подобных суждений нет. «Заливать умершего слезами» — ни что иное, как предрассудок. Жаль, что многие горюющие, услышав эту глупость, запрещают себе плакать вовсе, тем самым только ухудшая свое состояние. Как нам известно из Священного писания, даже Сам Христос прослезился об усопшем друге Лазаре (Иоан.11:35). И никому не приходило в голову сказать Ему такую глупость.
Мы наносим вред умершему не слезами, а своим бездействием и отсутствием помощи его душе: когда мы не молимся за него и не творим дел милосердия.
— А есть ли ситуации, в которых слезы все-таки вредны?
— Безусловно. Благотворны и целительны для нас только очищающие слезы, после которых мы чувствуем облегчение. Но когда человека, как омут, засасывают скорбь и уныние – это тот предел, когда польза от слез превращается во вред. Плакать можно до тех пор, пока мы не впадаем в эти состояния, которые начинают активно вредить нашей душе. Поэтому очень важно не упустить момент и собраться с силами, чтобы не погрязнуть в таких смертных грехах, как печаль и отчаяние.
— Как же распознать, где кончается естественное горевание и начинается греховное уныние?
— Любой, кто переживает смерть близкого, испытывает тоску, крайнее огорчение, малодушие и даже ропот. Впрочем, это нормальная реакция нашей психики на горе. Опасность возникает тогда, когда печаль сменяется отчаянием — потерей надежды на Бога, сомнением в обещаниях Божиих, отсутствием Благодарности Богу, а также нашим отречением «от подвига многотрудной христианской жизни» и «поползновением сойти с сего поприща». Основная причина болезни души, которую называют печалью, в отчаянии! А само оно в неправильном, эгоистичном представлении о нашей жизни и воле Божией.
Нередко страсти печали и уныния путают или принимают за одно и то же. Но отличить уныние несложно: впавшим в него человеком овладевает сильная лень к любой деятельности. Он начинает отдаляться от Бога и чувствовать охлаждение к своей духовной жизни. Святитель Феофан Затворник по этому поводу писал: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять… Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит – словом, закрывается вся духовная область».
И если человек заболел печалью, унынием и отчаянием, то слезы из очистительного лекарства для души превращаются в питательный субстрат, на котором начинают паразитировать болезни души, делая жизнь невыносимой. Слезы в этом случае могут становиться образом жизни, поддержкой грехов, оправданием отсутствия молитвы об умершем и.т.п.
Надо всегда помнить, что плач о близком не должен приводить к болезни души. Если после выплаканных слез человеку не становится значительно легче или он ощущает себя разбитым, теряет силы, это должно послужить тревожным сигналом.
Многие святые прямо говорили о том, что слезы для души плачущего пользы не приносят, если у него нет стремления к духовному росту, приближению и пониманию Бога, и как следствие — смирению пред Его волей. Плач об умершем только тогда во благость горюющему, если он соединяется с молитвой, покаянием, жертвой и смирением перед Божиим промыслом.
— А как помочь человеку, если он впал в болезненное состояние отчаяния?
— Во первых, обязательно обратить его внимание на то, кому он делает хорошо, бесконечно горько плача и страдая? Душе умершего? Нет. Себе — тоже, если ему не становится легче. Более того, впадая в смертные грехи, он не только не помогает душе близкого, но напротив, подыгрывает темным силам. Обычно многие после этого задумываются о том, что стоит изменить поведение.
А во-вторых, болезнь надо не только остановить, но и вылечить. А лучшим лекарством для души является молитва. Слезы, подкрепленные обращением к Богу, однозначно будут очищающими и врачующими.
Если опыта молитвы нет, то начать можно с самой краткой, любой, которая известна, или молитвой своими словами, которая будет горячей и утешительной, если творить ее искренне и с покаянием. Болезненный долгий плач забирает у человека физические и душевный силы. И, конечно, стоит немалых усилий взять себя в руки и начать молиться. Тут не обойтись без силы воли, усердия и терпения. Но результат от слез с молитвой горюющий почувствует сразу – это прилив сил душевных и телесных, тепло на душе от помощи, которую он оказал своей молитвой близкому.
Кроме молитвы есть и другие лекарства — это дела милосердия и милостыни, которые по возможности надо творить вместе с молитвой.
— Может ли неконтролируемый плач по любому поводу сигнализировать о том, что человек болен? И что делать в таких случаях?
— Если человек находится в стадии шока или испытывает еще острую душевную боль, то частый плач вполне естественен. При других вариантах неконтролируемого плача однозначно ответить сложно — необходимо каждый случай рассматривать индивидуально. Повторю, что если человек чувствует после плача не облегчение, а ухудшение, то это плохой симптом, который как раз говорит о том, что возможно ситуация перешла в болезнь души.
— Стоит ли показывать свои слезы близким, ведь им и без того плохо?
— Утаивание своих истинных эмоций в присутствии других членов семьи и боязнь говорить о случившемся только усугубляет обстановку в семье, потому что каждый, оставаясь наедине со своей спрятанной в сердце болью, не имеет возможности ни поделиться своими страданиями, ни разделить горе другого. Вместе всегда легче идти по дороге скорби, нежели в одиночестве. Общий плач объединяет людей и размягчает их сердца, поэтому это действенная поддержка друг другу, а опасения навредить кому-то своими слезами на самом деле ничем не обоснованы.
— А надо ли горюющему человеку прятать свои слезы от коллег по работе и друзей?
— Как мы уже говорили, после такой трагедии страдать для человека – это естественно, и окружающие, в своем большинстве, это хорошо понимают. Поэтому можно позволить себе горевать. Проблема лишь в умении коллег по работе оставаться в отношении к горюющему тактичными и внимательными столько времени, сколько ему потребуется, чтобы немного успокоиться и оправиться от трагедии. Но многих людей, к сожалению, хватает только на несколько проявлений сопереживания, а потом чужое горе начинает их угнетать. Что тут можно посоветовать? Пока вам искренне сопереживают, делитесь своей болью. Но даже если поддержки вокруг нет, то спрятать слезы можно, а вот сдерживать их не нужно. Всегда есть вариант уединиться и поплакать. При этом не обижайтесь на тех, кто не сострадает вашему горю, отнеситесь ко всему с пониманием и терпением.
— Но как помочь тому, кто рад бы поплакать, а слез просто нет?
— Чаще всего невозможность проявить горе в плаче связано с тем, что когда-то ранее в момент прилива слез, мы их сдерживали и не выражали ими свои эмоции. Для снятия мышечного напряжения, возникшего в результате подавления чувств, существуют различные техники и упражнения на дыхание. Но эту проблему лучше решать с помощью специалиста-психолога. Самостоятельно же себе можно помочь умеренными физическими нагрузками, например, упражнениями на растяжение мышц или просто плаванием. Хорошо расслабляет тело и массаж.
Кроме этого, можно посоветовать слушать «душевные песни» и хорошую, спокойную музыку. Тем, кто умеет — играть на любимом музыкальном инструменте или заниматься другим творчеством.
И, конечно же, чтение молитв об умершем — лучший способ излить свою боль в слезах.
— Некоторые молящиеся люди плачут в церкви, даже если у них ничего не случилось. Наверное, человеку в горе тем более не надо сдерживать в святом месте своих эмоций?
— Слезы в храме ни в коем случае не надо сдерживать – это слезы очищения. Сама духовная атмосфера церкви просветляет наши сердца. Она помогает нам сосредоточиться только на самых возвышенных мыслях и чувствах и понять свою внутреннюю сущность. Там мы прислушиваемся к своей душе, о которой часто забываем в суете повседневности. И многие эмоционально-стойкие и уверенные в себе люди, придя в храм, ощущают такую гамму чувств и эмоций, что слез сдержать просто не в силах.
О духовной значимости слез так пишет в своем дневнике известный священник Александр Ельчанинов: «Слезы так значительны, потому что они потрясают весь организм. В слезах, в страданиях истекает наша плоть земная и рождается тело духовное, плоть ангельская».
— Если подвести итог всей нашей беседе, то какое отношение к слезам горюющего должно считаться правильным?
— Надо понимать, что плач, конечно, не приведет к изменению окружающего мира. Он не избавит от душевной боли после утраты. Но в его силах снять напряжение и острую боль, расслабить тело, дать возможность дыханию стать глубже и полнее, а также изменить внутреннее состояние человека и духовно просветить его.
Очень важно в такие моменты облегчения делать что-то на благо души близкого и своего пути, устремленного к светлой памяти об умершем. Ведь мы не знаем, сколько еще дней отведено нам Богом, поэтому не следует терять ни минуты.
Какой бы невыносимой ни была скорбь, не загоняйте себя в уныние и печаль. Помните, что причина отчаяния кроется в самом человеке — в том, как он воспринимает происходящее с ним, откуда он черпает силы для преодоления тяжелого пути и черпает ли их вообще. Чтобы победить уныние, надо найти свой неиссякаемый Источник сил. Многовековой опыт наших предков показывает нам, что только Бог может успокоить и утешить скорбящую душу. Прислушаться ли к бесценному опыту, который оставили нам святые, — каждый решает для себя сам.
Людям же, находящимся рядом с горюющими, следует помнить слова апостола Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашегоИисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор 1).
Эти величайшие, потрясающие своей глубиной строки должны постоянно указывать на подлинный Источник утешения всем скорбящим на земле.
Добавить комментарий