Бог это Иисус Христос

Божественность Иисуса Христа

Опубликовано 09.08.2015

В категориях: Библия говорит,Личность, обращенная к Богу,Наука и Бог,Трудные места

Божественность Иисуса Христа это один из самых важных, решающих вопросов, ответ на который затрагивает самую суть христианской веры и нашего спасения.

В Библии сказано, что только Бог может спасти человека от вечной гибели (Ис. 43:3 и 11). Иисус Христос также назван Спасителем (Мф. 1:21; Лк. 2:11). Таким образом, если Христос не является Богом, то возникает вопрос, а может ли Он в таком случае быть Спасителем. Если кратко суммировать то, что говорят богословы, то можно дать такое определение божественности Христа: Иисус Христос есть истинный Бог. Он абсолютно божественен и является одной из Личностей Божественной Троицы. Иисус Христос полностью равен с Богом Отцом и Богом Духом Святым. Следующие аргументы показывают, что мы имеем право так утверждать.

А. О божественности Христа говорит Библия.

Б. Исповедание Иисуса «Господом» (куриос) в ранней Церкви.

В Септуагинте — греческом переводе Ветхого Завета — — для передачи имени Божьего приводится слово «kyrios» (рус. Господь). Использование этого термина (куриос) по отношению к Иисусу Христу в Новом Завете основывается на этой важной ассоциации и подразумевает отождествление между Христом и Богом. Примером этому служит целый ряд мест Нового Завета, в которых ветхозаветные определения, относящиеся к Богу, применяются ко Христу. Вероятно, наиболее значительным из этих мест является Фил. 2:10-11. Здесь Павел использует великое ветхозаветное заявление из Ис. 45:23 о том, что перед Господом (YHWH Ис. 45:21) Богом преклонится всякое колено, и переносит его на Господа Иисуса Христа» (Алистер Мак-Грат, Введение в Христианское Богословие, 288)

В. Иисус Христос обладает атрибутами присущими только Богу.

Когда мы говорим об атрибутах присущих только Богу, мы имеем в виду так называемые непередаваемые или природные свойства Бога. То есть это атрибуты, которые принадлежат исключительно Богу и которыми лишь только Он обладает. Они подтверждают Его суверенное право называться Богом и именно эти свойства показывают то, что Бог бесконечно превосходит Свое творение.

  1. Христос вечен, то есть безначальный и бесконечный (Ис. 9:6; Мф. 28:20;

Иоанн. 8:58, 17:5; Кол. 1:17; Откр. 1:8)

Г. Дела Иисуса Христа подтверждают Его божественность.

Д. Иисус Христос обладает Божьими имена и званиями.

  1. Яхве (Иегова).

В Писании мы находим примеры того, что Божье имя, которое считалось наиболее священным у евреев, применялось по отношению к Иисусу Христу. Так как евреи, из страха нарушить заповедь «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7), боялись произносить это священное имя вслух, то со временем его произношение было забыто. Сегодня это имя озвучивают как Яхве или Иегова, хотя это абсолютно не значит, что оно именно так и произносилось. То, как Бог впервые объяснил значение этому имени записано в книге Исход 3:13-14. И хотя мы не знаем как произносилось это имя, мы знаем, а это более важно для нас, его значение: Сущий, Самодостаточный, имеющий жизнь в Самом Себе, ни от кого не зависимый. Обладать таким именем может лишь только божественная Личность. Септуагинта, перевод еврейского Ветхого Завета на древнегреческий, передает фразу, записанную в книге Исход 3:14, где Бог дает краткое значение этого имени, как эго эйми (греч.), что на русском языке звучит Я есмь. Древнегреческий язык для нас важен, так как он был разговорным языком во время Христа и именно на этом языке был написан Новый Завет. Таким образом, во времена Христа выражение Я есмь (эго эйми) по-гречески было эквивалентом еврейского имени Яхве. И в нескольких случаях евангелист Иоанн пишет, что Христос применял словосочетание эго эйми по отношению к Себе. Самый яркий пример это когда евреи сказали Иисусу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ . Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин. 8:57-59). Евреи намеревались побить Христа камнями за Его явное притязание на божественность. В глазах евреев это было богохульство, а наказание за это, на основании Ветхого Завета, было побивание камнями (Лев. 24:16). Другой пример, это когда еврейская храмовая стража вместе с римскими солдатами явилась для того, чтобы арестовать Христа в ночь распятия. Иисус спросил их: «Кого ищите? — Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (Ин. 18:4-6). Возможно, что такой ответ Христа и объясняет, почему те, кто пришли арестовывать Христа упали на землю услышав, то что сказал Христос.

Также авторы Нового Завета, которые не имели сомнений в том, что Иисус Христос это Бог и будучи движимы Духом Святым, без всяких сомнений применяли отрывки из Ветхого Завета где Бог представлен Своим священным именем Яхве (ЙХВХ) по отношению к Иисусу Христу. Таким образом, они утверждали, что Иисус имеет полное право называться этим именем. Сравните, например, следующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов: (1). В книге пророка Исаии 40:3, там, где в русском переводе стоит слово «Господу» в оригинале стоит имя Яхве (ЙХВХ). Евангелисты Марк (Мр. 1:2-3) и Иоанн (Ин. 1:23) цитируют это место и применяют это имя по отношению ко Христу. (2). Также апостол Павел в послании к Римлянам цитируя пророка Иоиля: » И будет: всякий, кто призовет имя Господне , спасется» (Иоиль 2:32), без всяких сомнений применил это имя к Иисусу Христу (Рим. 10:13). (3). Важно также отметить то, что противники Христа ясно понимали, что Он открыто заявлял о Своей божественности, за что они и предали Его на смерть, обвинив в богохульстве (Ин. 10:30-33; Мр. 14:60-65).

  1. Бог.

Несмотря на то, что чаще слово Бог в Библии используется по отношению к Богу-Отцу, в Новом Завете мы находим отрывки, в которых это слово используется по отношению ко Христу, подчеркивая Его божественность. Ниже приведены некоторые отрывки из Нового Завета, в которых Иисус Христос назван Богом: в послании к Евреям 1:8 по отношению ко Христу звучит обращение: «престол Твой, Боже, в век века». Интересно отметить, что это цитата из Псалма 44:7, где обращение «Боже» относится к Богу в целом, а автор послания к Евреям применяет это обращение к Иисусу Христу и таким образом утверждает божественность Христа.

В Евангелии от Иоанна описан момент, когда апостол Фома наконец встречается с воскресшим Христом. В момент этой встречи он обращается ко Христу со следующими словами: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Иисус в ответ на это не упрекнул Фому в богохульстве, но принял его обращение и поклонение как должное по отношению к Себе. Также начиная свое Евангелие, апостол Иоанн утверждает, что «Слово было Бог» (Ин. 1:1). Стих первый этого Евангелия, а также четырнадцатый учат тому, что Христос — вечный Бог воплотился и стал человеком: «И Слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:14). А также в Ветхом Завете пророчествуя о грядущем Мессии, пророк Исаия пишет, что Он будет Богом крепким (Ис. 9:6).

  1. Альфа и Омега: Первый и Последний.

Это имя указывает на то, что Бог является началом и концом всего существующего и что Он безначальный и бесконечный. Один только Бог имеет право носить такое звание: Первый и Последний. В Писании мы находим, что этот термин, который по праву принадлежит лишь Богу, в равной мере относится и ко Христу лишь только потому, что Он Личность божественной Троицы. Сравните между собой следующие отрывки: Ис. 41:4 и Откр. 1:17; Ис. 48:12 и Откр. 2:8; Откр. 21:5-7 и 22:12-13. В них мы видим, что Бог в целом, так и Христос в частности называют себя одинаковым образом.

  1. Спаситель.

В Библии утверждается, что спасать от вечной гибели может только Бог, и что лишь Он один имеет право называться Спасителем. Исследуя Писание мы находим, что Библия относит это звание в равной мере как к Богу так и ко Христу: Ис. 43:3, 11 и Мф. 1:21; 1 Тим. 4:10 и Ин. 4:42; Лк. 1:47 и Лк. 2:11. В послании к Титу апостол Павел объясняя значение Божьей благодати, пишет, что мы ожидаем «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Е. Иисусу Христу поклонялись как Богу, и Он принимал это поклонение.

Мы также можем увидеть подтверждение божественности Иисуса Христа и в том, что Он не отвергал поклонение от людей и на это стоит обратить внимание. В Библии неоднократно говорится, что один лишь Бог достоин поклонения.

Ж. Выводы из учения о божественности Христа.

Понимание того, что Христос это не просто гениальная человеческая личность, но что Он совершенный Бог, который воплотился и стал также и человеком с единственной целью — спасти человечество имеет для нас жизненно важное значение. Благодаря приходу Христа в этот мир, мы получили удивительную возможность получить более полное и более доступное откровение о Боге (Ин. 1:18; 14:9; Евр. 1:1-3). Пророки провозглашали истину о Боге, получив сверхъестественное откровение, но Христос является для нас видимым выражением этой истины (Ин. 14:6). Поэтому, осознавая то, что Христос это полноценный Бог, мы обязаны быть во всем послушны Ему (Мф. 17:5). А также мы обязаны повиноваться и поклонятся Ему, ибо Он этого достоин (Фил. 2:10; Откр. 5:8-14).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

.ру

Доказательства Божественности Иисуса Христа.

.

Почему Иисус является Сыном Божьим и Богом?

Иисус называл Себя именами Господа Бога, такими как Господь, Свет, Истина! Гл.1

Господь Иисус говорил, что Ему присущи те качества, которыми не обладает ни один человек: Ему отдан Суд над всеми народами, Ему дана вся Власть на Небе и на Земле, Он рожден прежде всех… Гл.1

Господь Иисус называл Себя Христом (Мессией), пророчества же Ветхого Завета (идентичного еврейскому Танаху) говорили, что Христос – Бог! Гл.1

Господь Иисус называл Себя Сыном Божьим, в пророчестве же Ветхого Завета было сказано, что сыны Божьи – боги! Гл.3

Господь Иисус же был и остается более всех, так как Он – Единородный Сын! Гл.3.2

Данная статья является продолжением серии статей, доказывающих Уникальность и Божественность Господа Иисуса.

Чтобы обрести более полное понимание Божественной природы Иисуса Христа, смотрите «Факты Божественности Иисуса Христа!» и «Доказательства уникальности Иисуса Христа!» ().

~~~~~~~

Вопрос : «Покажи мне стих где он говорит что он Бог?…

~~~~~~~

1. Почему Иисус является Богом?

2. Что делает Иисуса Сыном Бога?

2.1 Почему Иисус является Сыном Бога?

2.2 Что такое Божий Святой Дух?

3. Что делает Иисуса Богом?

3.1 Кто такие боги?

3.2 Единородный Сын Божий!

4. Итог.

———————

Читать. На некоторые Библейские отрывки указаны только координаты: (Лук.1:35); на сайте отрывки становятся видны при наведении курсора: mir.domnanebe.ru/sm/dbi

Скачать. яндекс http://yadi.sk/d/0ugDhTso3Nabhj, гугл-д. http://goo.gl/L3wDqz

Понимание.мотрите

———————

———————

Открыть ссылку Библии, оставшись на странице – удерживайте клавишу «Ctrl»

———————

Мир вам и благословение во имя Господа Иисуса Христа!

1. Почему Иисус является Богом?

Почему Иисус является Богом, ведь он не называл Себя так!?

Господь Иисус не называл Себя Богом, но Иисус называл Себя именами Господа Бога, такими как Господь, Свет, Истина!

Господь Иисус говорил, что Ему присущи те качества, которыми не обладает ни один человек: Ему отдан Суд над всеми народами, Ему дана вся Власть на Небе и на Земле, Он рожден прежде всех, Он воскресит верующих в Него и верных Ему, Он пребывает (Духом) в верных Ему людях! Веря в Него, люди имеют Жизнь Вечную! И другие… .

Господь Иисус называл Себя Христом! Пророчества же Ветхого Завета (еврейского Танаха) называли Христа Господом и Богом !

Иисус называл Себя Сыном Господа Бога и одновременно приводил доказательства, что Сыны Всевышнего Бога и есть боги! Гл.3 Но Господь Иисус не простой Сын, Он – Единородный Сын Божий! Гл.3.2

———————

Об этих и других качествах, присущих только Господу Богу, Сам Господь Иисус говорил, что Он обладает ими! Описание этого смотрите в статье «Факты Божественности Иисуса» Гл.1

Слово «Христос», означающее Помазанник (Мессия) не упоминается в этих пророчествах, но так как евреи ожидали Помазанника (Христа), и, так как эти пророчества говорили о качествах, которыми в совокупности не облал ни один человек, и в то же время они говорили о Сыне Человеческом (то есть рожденном в человеческом теле), а не о Боге Отце, то становилось очевидно, что эти пророчества говорят о Христе!

Эти пророчества приведены в статье «Факты Божественности Иисуса» Гл.2

———————

2. Что делает Иисуса Сыном Бога?

2.1 Почему Иисус является Сыном Бога?

Господь Иисус был рожден от Божьего Святого Духа {1}, именно эту причину Божий Ангел приводит в качестве аргумента, почему Иисус назовется Сыном Божьим.

———————

{1} (Луки 1:30-35) 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. http://bble.ru/Луки+1:30-35

———————

2.2 Что такое Божий Святой Дух?

Божий Святой Дух является частью Самого Господа Бога, Его продолжением, Им Самим {2}!

Осознав эту истину, не так трудно будет понять и следующее: если рождаемое от человека называется сыном человека, то логично, что и Рожденный от Бога назван Сыном Божьим!

Итак, что же такое Божий Святой Дух?

Господь Бог говорит о Своем Духе: «Дух Мой»

———————

…… • 2. (Иез.39:29) и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог.

———————

Господь Бог пребывает среди Израиля, пребывает Своим Духом (сравните •3.1 и •3.2)!

———————

———————

Господь Бог пребывает в человеке посредством Своего Духа!

———————

———————

Если Дух Божий живет в человеке, то он является Храмом Самого Бога!

———————

{2} • 4.1 (1Кор.3:16) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

———————

———————

———————

———————

Примечание. Дополнительно о Божьем Святом Духе смотрите статью «Доказательства уникальности Иисуса Христа» Ч.1 — Гл.2

———————

3. Что делает Иисуса Богом?

3.1 Кто такие боги?

В Ветхом Завете есть пророчество, в котором Господь Бог называет богами всех Своих сыновей {1}!

———————

———————

В этом Псалме, вероятно, речь идет об ангелах , которые не сохранили верность Всевышнему Богу, а потому должны умереть, «как человеки»…

Этот Псалом цитирует Сам Господь Иисус, доказывая фарисеям, что Он и Отец (Бог) – Одно {2}!

———————

{2} (Евангелие от Иоанна 10:24-39) 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. 39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,

———————

Слово ОДНО (30 стих) означает ЕДИН. (Библия с номерами Стронга: Иоанна 10:30)

До этой фразы Господь Иисус говорит, что овцы Его (верующие люди) находятся в Его руке и одновременно в руке Отца (Бога) (28-29 стих)!

———————

•2. (Осия 12:2-4) 2 Но и с Иудою у Господа суд и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. 3 Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. 4 Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его… bble.ru/Ос+12:2-4

<Кого призывает поклониться Господу это пророчество? Разве идолов или истуканов? Нет! Только живые существа могут поклониться Господу!>

•4.3 (Иис.Нав.22:22) Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает.. bble.ru/Нав+22:22

<«Бог богов» – что это значит? Господь Бог – Он не Бог идолов, но Он Бог над всеми Ангелами!>

———————

3.2 Единородный Сын Божий!

Более того, в отличие от всех остальных сыновей Всевышнего Бога, которых Сам Бог называет богами Гл.3.1, Иисус является Рожденным Сыном Божьим и даже Единородным {3}! Единородный, то есть единственно рожденный, означает, что все остальные дети Божьи сотворенные и усыновленные Им (Ефесянам 1:5 http://bble.ru/Еф+1:5)!

———————

{3} •1. (Иоанна 1:18) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (http://bble.ru/Иоан+1:18)

———————

4. Итог.

Итак, в помощь вере и покаянию мусульманину, а также всем верующим, ответом на вопрос: «Если Иисус Бог, почему Он не называл Себя так?», – будут следующие тезисы.

1. Хотя Иисус не называл Себя Богом, но Он называл Себя именами Божьими! Гл.1

2. Господь Иисус говорил, что Ему присущи те качества, которыми не обладает ни один человек: Ему отдан Суд над всеми народами, Ему дана вся Власть на Небе и на Земле, Он рожден прежде всех! И другие качества, которыми в совокупности не обладает ни один человек, ни один пророк! Гл.1

3. Господь Иисус называл Себя Христом (Мессией), пророчества же Ветхого Завета (идентичного еврейскому Танаху) говорили, что Христос – Бог! Гл.1

Также и Новый Завет (Евангелия, Деяния Апостолов, послания Апостолов …) называет Иисуса Богом!

4. Господь Иисус называл Себя Сыном Божьим, в пророчестве же Ветхого Завета было сказано, что Божьи сыны – боги! Гл.3 Иисус же более всех, так как Он – Единородный Сын! Гл.3.2

Ссылки и примечания.

Данная статья является продолжением серии статей, доказывающих Уникальность и Божественность Господа Иисуса.

Чтобы обрести более полное понимание Божественной природы Иисуса Христа, смотрите «Факты Божественности Иисуса Христа!» и «Доказательства уникальности Иисуса Христа!»

———————

Читать. На некоторые Библейские отрывки указаны только координаты: (Лук.1:35), на сайте отрывки становятся видны при наведении курсора: mir.domnanebe.ru/sm/dbi (Должен быть включен JavaScript)

Скачать. с яндекс-диска: http://yadi.sk/d/0ugDhTso3Nabhj, гугл-д. goo.gl/L3wDqz

Понимание. «Факты Божественности Иисуса Христа!» mir.domnanebe.ru/sm/bih

«Доказательства уникальности Иисуса Христа» mir.domnanebe.ru/sm/duih

…………………. В чем была миссия Господа Иисуса Христа? См.:

• «Необходимость смерти Иисуса Христа» mir.domnanebe.ru/sm/nsih , goo.gl/k3ci4J,

• «Кровь Христа на Ковчеге Завета» mir.domnanebe.ru/hi/kz

…………………. О спасении:

• «Путь к Спасению» mir.domnanebe.ru/spas/pks

• «Что нужно для спасения?» mir.domnanebe.ru/spas/nds

…………………. Скачать статьи в архиве .zip с сайта домнанебе.рф/files/2017.zip

———————

Последнюю редакцию ( — указана в начале статьи) смотрите на сайте!

———————

• в угловых <…> – стоит комментарий или слова для смысловой связки,

• в одинарных – стоят слова (РБО), для смысловой связи, которых нет в Писании.

———————

Примечание 2. О лексиконе Стронга: иногда после есть (ссылка на подстрочный перевод РБО-Винокурова или др.), где нажав на слово, можно увидеть значение словарного определения и номер Стронга.

Википедия о Л.Стронга – http://goo.gl/ORFVsu

Вопрос:

Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог, а не Сын Человеческий, а то мусульмане почитают Христа не за Бога, а за пророка и никакой веры в Него поэтому не имеют, хотя ожидают Второго Пришествия! Благодарю Вас.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос), которое новозаветные книги применяют к Иисусу Христу, прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Св. апостол Павел пишет: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) – Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Могут ли иметь вес для мусульманина приведенные свидетельства? Могут, потому что Коран признает авторитет Евангелия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Сура 5). Представители ислама проявляют очевидную непоследовательность: имея источником об Иисусе Христе Евангелие, они изменяют его в соответствии со своими религиозными построениями.

Божественность Иисуса Христа доказывается не только текстом священных книг Нового Завета, но и богословски. Господь Иисус является Спасителем мира. Он искупил род человеческий от вечной смерти. Искупительный Подвиг не может совершить ни один человек, даже пророк. Это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта являлась исходной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.

храм святителя Николая Мирликийского

Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?

Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?

Филипп Байдалинов

Наши оппоненты часто обвиняют христиан в непоследовательности. Они говорят: «Вы сами не знаете, во что верите! Вы даже не можете сказать, является ли для вас Иисус Христос Богом или Сыном Божиим!». Подобное обвинение уже само по себе показывает незнание вашим собеседником азов христианской веры. В данной статье мы ответим на этот вопрос с помощью двухтысячелетнего учения Святой Православной Церкви, выраженного в Священном Писании, постановлениях семи Вселенских Соборов и Согласии Отцов Церкви (Consensus patrum) .
Итак, кем же на самом деле является Спаситель? Из Священного Писания мы знаем, что две тысячи лет назад точно такой же вопрос задал апостолам Сам Господь Иисус Христос:
● «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Св. Евангелие от Матфея 16:14-18).
Примечательно, что из всех приведенных вариантов Господь принимает лишь тот, который предлагает Ему апостол Петр. Он как бы говорит Петру: «Ошибаются те, кто считает Меня Иоанном Крестителем. Ошибаются те, кто считает меня Илией или Иеремией. Ошибаются и те, кто считает меня одним из пророков. Но ты, Симон, сын Ионин, не ошибаешься, называя Меня Сыном Божиим, и на камне этой веры я воздвигну Церковь Свою, которую не одолеют врата ада». Какие сильные слова! Христос не оставляет никакого шанса критикам христианства, отвергающим Его Божественное достоинство, ибо мнение, согласно которому Спаситель является лишь “одним из пророков” отвергается Им как ложное.
«Но ведь Сын Божий — это еще не Бог!» — скажут наши оппоненты — «Сынами Божиими называются в Писании многие праведники и пророки! Вот если бы Иисуса назвали Богом, то Он обязательно отвергнул бы подобное заблуждение!». К сожалению, наши критики вновь заблуждаются. В одной из других статей мы уже рассматривали уникальность Божественного Сыновства Спасителя , поэтому сейчас нам достаточно будет открыть другое место в Евангелии, в котором апостол Фома называет Христа своим Господом и Богом:
● «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Св. Евангелие от Иоанна 20:26-29).
Знаменательно, что Христос не только не опровергает Фому, как, например, поступили в похожей ситуации апостолы Павел и Варнава (Деяния 14:15), но наоборот, признает его исповедование за символ веры (стих 29-й). Какие еще доказательства нужны нашим оппонентам? Совершенно очевидно, что только христианство соответствует учению Христа и только Православная Церковь является той самой созданной Им Церковью, которую не одолеют врата ада.

Таким образом, мы можем подвести небольшой итог. Господь Иисус Христос — это Воплощенный Бог (Деяния Святых Апостолов 20:28), имеющий в Себе две природы:
→ 1) Вечную божественную (бессмертную, нематериальную, вездесущую, всемогущую) по которой Он един с Отцом и Духом Святым;
→ 2) Человеческую, воспринятую Им две тысячи лет назад (От Иоанна 1:1-18; Филиппийцам 2:6-8; Римлянам 9:4-5).
Ввиду того, что Спаситель имеет и всегда имел (!) Божественную природу, единую для всех трех Лиц Пресвятой Троицы, Он и является Богом.
* * *
Кто-то, возможно, спросит нас: «Но как же Христос может быть одновременно и Богом, и Сыном Божиим? Разве это не парадокс? Что именно понимают христиане, называя Спасителя Сыном Бога Живаго?».
Называя Христа Сыном Божиим, мы указываем на Его предвечное рождение от Бога Отца, первой Ипостаси Пресвятой Троицы. Рождение это не следует понимать в человеческом, физическом смысле; Святые Отцы сравнивали его с «рождением» света от солнца . Бог Сын рождается у Бога Отца предвечно (т.е. вне времени), а следовательно, данный «процесс» никогда не начинался и никогда не закончится, ибо пребывая вне времени, Господь не меняется. Синонимом «Сыну» может служить термин «Слово». ‘Богом Словом’ Христа называет Апостол Иоанн Богослов (Св. Евангелие от Иоанна 1:1-14; 1 Послание Иоанна 1:1). Можем ли мы представить себе Бога бессловесным? Мог ли Он существовать без Своего Слова? Разумеется, нет! С Ним всегда было Его Слово, Которое, к тому же, не могло быть сотворено, т.к. если Бог никогда не был бессловесен, то это значит, что Его Слово также является несотворённым и вечным. Следовательно, Господь Иисус Христос, являющийся вечным Сыном Божим, Словом Богом Отца, не может быть сотворен.
Следует также помнить, что по естественным законам нашего мира сыновья и отцы всегда имеют единую природу (к примеру, от человека всегда рождается именно человек), поэтому термин ‘Сын Божий’ так же указывает на наличие единой божественной природы в Боге Сыне и Боге Отце.
К сожалению, для многих мусульман термин ‘Сын Божий’ означает, что Христос СТАЛ Божиим Сыном, родившись у Приснодевы Марии и не имея земного отца. В таких случаях мусульмане говорят: «Но как же Адам? У него ведь даже матери земной не было! Почему же вы не считаете его богом?». Подобное толкование некорректно, т.к. Сыном Божиим Спаситель являлся всегда, даже до сотворения всего сущего. Вот уже две тысячи лет христиане исповедуют во Христе два рождения :
→ 1) Предвечное, безвременное, бестелесное;
→ 2) Рождение от Приснодевы Марии по человеческой природе, воспринятой Богом-Словом две тысячи лет назад.
Когда мы говорим, что Христос родился на земле, то имеем в виду второе рождение, но когда речь идет о Нем как Сыне Божием, то подразумевается рождение первое.

* * *
В заключение хотелось бы привести цитату Святителя Симеона Фессалоникийского, известного православного богослова и литургиста, жившего в XV столетии. Когда до него дошли слухи, что приверженцы ислама обвиняют христиан в приписывании Богу “Сына и (sic!) жены”, святитель ответил им так:
● «Проповедуем же мы самого Сына Божия, не телесно рождённого; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые , будучи лишь плотскими, и как бессловесные животные грубые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума, и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего» .

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Принцип «Согласия Отцов», Consensus patrum.

http://azbyka.ru/dictionary/17/consensus.shtml

Статья «Сын Божий — это метафора?»

http://vk.com/topic-21081640_23390788

Святитель Григорий Палама: «Бог имеет Слово и Дух не так, как мы имеем их, исчезающими в воздухе, но /имеет Слово и Дух/ Божественным образом. Например, сияние солнца рождается из него, и луч происходит от него и нисходит на нас и никогда не сияние, ни луч не разлучаются с диском – потому мы, если называем их «солнце», то не говорим, что каждый из них отличен друг от друга – точно также, когда мы говорим, что Слово Божие, и Святый Дух тоже, есть Бог, мы не исповедуем другого Бога, но только Единого, Который познаём сущим без начала и конца, с совечными Ему Словом и Духом.»

«Диспут с хионами», http://mission-center.com/islams/palama2.htm

2-й Анафематизм 5-ого Вселенского Собора против «Трех Глав»: «Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее: тот да будет анафема.»

http://www.pravenc.ru/text/155498.html#part_20

Свт. Симеон Фессалоникийский,»Послание в поддержку благочестия, против Агарян», 7.

http://azbyka.ru/otechnik/?Simeon_Solunskij/agar

ХРИСТОС (ИИСУС) ЕСТЬ БОГ

Иисус Христос есть образ Бога невидимого. 2Кор. 4, 4. Кол. 1, 15 и Иоан. 14, 9.

Иисус Христос – образ Ипостаси Бога. Евр. 1, 3.

Иисус Христос есть Бог, явившийся во плоти. 1Тим. 3, 16 и Иоан. 1:1, 14.

Иисус Христос есть одно с Богом. Иоан. 10:30, 38, 12:44, 45, 14:7–9, 17:11, 22.

Иисус Христос в Боге и Бог во Христе. Иоан. 8:16, 10:38, 14:10, 11, 20, 17:21; 2Кор. 5, 19.

Вся полнота Божества обитает во Христе телесно, т. е. действительно. Кол. 9, 2.

Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. 1Тим. 3, 16.

Имена, приписываемые равно Иисусу Христу и Богу:

Бог.

Бог. Втор. 4, 39; 2Цар. 7, 22; 3Цар. 8, 60; 4Цар. 19, 15; 1Пар. 17, 20. Пс. 85, 10. Ис. 45, 6. Ис. 46, 9. Марк. 12, 32.

Один истинный Бог. Иоан. 17, 3.

Бог крепкий и могущественный. Неем. 9, 32.

Бог и Спаситель. Ис. 45:15, 21. Лк. 1, 47. Тит. 3, 4. Ис. 3, 15.

Саваоф (Господь сил). 1Пар. 17, 24. Пс. 83, 4. Ис. 51, 15. Иер. 32, 18. Иер. 46, 18.

Господь. Мф. 11, 25. Мф. 21, 9. Мф. 22, 37. Марк. 11, 9. Марк. 12, 29. Рим. 10, 12. Откр. 11, 15.

Един Господь. Марк. 12, 29. и Втор. 6, 4.

Вечный и Спаситель. Господь и Спаситель. Ис. 43, 11. Ис. 60, 16. Ос. 13, 4.

Спаситель. Ис. 43, 3, 11. Ис. 60, 16; 1Тим. 1, 1; 1Тим. 2, 3. Тит. 1, 3. Тит. 2, 10. Тит. 3, 4. Иуд. 1, 25.

Один Спаситель. Ис. 43, 11. Ос. 13, 4.

Спаситель всех людей и мира. 1Тим. 4, 10.

Святый Израилев. Пс. 70, 22. Пс. 88, 19. Ис. 1, 4. Ис. 45, 11.

Царь царей – Господь господствующих. Втор. 10, 17; 1Тим. 6:15, 16.

Я есмь. Исх. 3, 14.

Первый и последний. Ис. 44, 6. Ис. 41, 4. Ис. 48, 12.

Жених Израиля – Церкви. Ис. 54, 5. Ис. 62, 5. Иер. 3, 14. Ос. 2. 16.

Пастырь. Пс. 22, 1.

Иисус Христос.

Бог. Ис. 40, 3. и Иоан. 1, 28. и Иоан. 3, 28. Пс. 44, 8. и Евр. 1:8, 9. Иоан. 1, 1. Рим. 9, 5. Тит. 2, 13; 1Иоан. 5, 20.

Один истинный Бог. 1Иоан. 5, 20.

Бог крепкий и могущественный. Ис. 9, 6.

Бог и Спаситель. 2Петр. 1, 1. Тит. 2, 13. Иуд. 1, 25. Ис. 40, 3 и Мф. 3, 3. и Иоан. 1, 23.

Саваоф (Господь сил). Пс. 23, 10. Ис. 6, 1–5. и Иоан. 12, 41. Ис. 8:13, 14. Ис. 54, 5.

Господь. Лк. 2, 11, Иоан. 20, 28. Деян. 10, 36; 1Кор. 2:8, 8:6. и Еф. 4, 5; 1Кор. 12:3, 5. Филип. 2, 11.

Един Господь. 1Кор. 8, 6. Еф. 4, 5.

Вечный и Спаситель. Господь и Спаситель. 2Петр. 1, 11; 2Петр. 2, 20; 2Петр. 3, 18.

Спаситель. Лк. 1, 69. Лк. 2, 11. Деян. 5, 31. Еф. 5, 23. Филип. 5, 20; 2Тим. 1, 10. Тит. 1, 4. Тит. 3, 6.

Один Спаситель. Деян. 4, 12; 1Тим. 2:5, 6.

Спаситель всех людей и мира. 1Иоан. 4, 14.

Святый Израилев. Ис. 41, 14. Ис. 43, 3. Ис. 47, 4. Ис. 54, 5.

Царь царей – Господь господствующих. Откр. 17, 14. Откр. 19, 16.

Я есмь. Иоан. 8, 58.

Первый и последний. Откр. 1:11, 17. Откр. 2, 8. Откр. 22, 13.

Жених Израиля – Церкви. Иоан. 3, 29; 2Кор. 11, 2. Откр. 19, 7. Откр. 21, 9.

Пастырь. Иоан. 16:11, 14. и Евр. 13, 20.

Иисус Христос называется

истинным Богом и вечною жизнью. 1Иоан. 5, 20.

Христос есть:

Единый Владыка, Бог и Господь. Иуд. 1, 4.

Сущий над всеми Бог, благословенный во веки. Рим. 9, 5.

Великий Бог и Спаситель. Тит. 2, 13.

Господь. Мф. 3, 3. Марк. 1, 3. Лк. 1:76, 3:4. Иоан. 1:23, 13:13.

Господь и Бог. Иоан. 20, 28.

Господь всех. Деян. 10, 38. Рим. 10, 19.

Господь (от Давида). Пс. 109, 1. Мф. 22, 43–45. Марк. 12, 36. Лк. 20, 42–44. Деян. 2, 34.

Господь Вечный, Пастырь. Ис. 40:10, 11 и Евр. 13, 20.

Господь славы и Царь славы. Пс. 23:8, 10; 1Кор. 2, 8. Иак. 2, 1.

Господь Ангел завета. Мал. 3, 1 и Лк. 7, 27.

Вечный, крепкий и сильный. Пс. 23, 8.

Вечный Господь – наша праведность. Иер. 23, 6 и 1Кор. 1, 30.

Эммануил – Бог с нами. Ис. 7, 14 и Мф. 1, 23.

Святый святых. Дан. 9, 24 и 1Цар. 2, 2.

Алфа и Омега, начало и конец. Откр. 1:8, 11, 18, 21:6, 22:13, 16.

Князь царей земли. Откр. 1, 5.

Слово Бога. Иоан. 1, 1; 1Иоан. 5, 7. Откр. 19, 13 и Быт. 3, 8.

Ангел от Господа. Ис. 63, 9.

Свойства, равно приписываемые Иисусу Христу и Богу.

Бог.

Есть вечен. Втор. 33, 27. Пс. 89, 3. Пс. 92, 2. Пс. 101, 13. Пс. 145, 10. Ис. 9, 5. Ис. 40, 28. Дан. 4, 34. Аввак. 1, 12. Рим. 14, 25.

Существ. прежде основания всего. Быт. 1:1, 2. Пс. 89, 3. Притч. 8, 27. Иоан. 1, 1.

Неизменяем. Пс. 32, 11. Мал. 3, 6. Евр. 6:17, 18. Иак. 1, 17.

Всемогущ. Втор. 10, 17. Иов. 37, 23. Пс. 146, 5. Иер. 32, 17. Рим. 1, 20. Еф. 1, 10.

Могущий спасти. Ис. 43, 11. Ис. 45, 21. Рим. 5, 10; 2Кор. 13, 4. Иак. 4, 12.

Могущий погубить. Быт. 6:13, 17. Пс. 93, 23. Мф. 10, 28. Лк. 12, 5. Иак. 4, 12.

Неизследим. Иов. 11, 7–9. Иов. 36, 26. Рим. 11:33, 34.

Вездесущ. 3Цар. 8, 27. Пс. 138, 1–13. Притч. 15, 3. Иер. 23, 23–24. Амос. 9:2, 3.

Знает все. Пс. 138, 1–6. Притч. 15, 11. Еккл. 12, 16. Дан. 2, 22. Деян. 15, 18. Евр. 4, 13.

Знает будущее. Исх. 3, 19. Втор. 31, 16. Ис. 42, 9. Ис. 43, 12. Ис. 44:7, 8. Ис. 45, 21. Ис. 46, 10. Ис. 48, 15. Дан. 2:28, 29. Откр. 22, 6.

Благий. Мф. 19, 17. Марк. 10, 18. Лк. 18, 19.

Святой. Лев. 19, 2. Лев. 20, 26; 1Цар. 2, 2. Пс. 98, 9. Откр. 4, 3.

Истинный. Исх. 34, 6. Втор. 32, 4. Иоан. 7, 28. Иоан. 17, 3.

Праведный. Пс. 7, 10. Пс. 10, 7. Пс. 47, 11. Пс. 70, 19. Пс. 88, 15. Пс. 96, 2. Пс. 114, 5. Пс. 118, 137.

Есть жизнь. Втор. 30, 20. Пс. 26, 1. Пс. 35, 10.

Все чрез Него и к Нему. Рим. 11, 36.

Есть все во всем. 1Кор. 15, 28.

Иисус Христос.

Есть вечен. Дан. 7, 14. Мих. 5, 2. Иоан. 1, 1. Иоан. 8, 58. Иоан. 18:5, 24. Кол. 1, 17. Евр. 1, 8 и Пс. 44, 7. Евр. 13, 8. Откр. 1, 18.

Существ. прежде основания всего. Притч. 8, 22–30. Иоан. 1:1, 2; Иоан. 17:5, 24. Кол. 1, 17.

Неизменяем. Пс. 101, 27–28. и Евр. 1:11, 12. Лк. 21, 33. Евр. 13, 8.

Всемогущ. Мф. 28, 18. Еф. 1, 21. Филип. 3, 21. Кол. 2, 10. Евр. 1, 3. Откр. 3, 7.

Могущий спасти. Ис. 63, 1. Лк. 23:42, 43. Иоан. 10:9, 28. Евр. 7, 25. Откр. 3, 21.

Могущий погубить. Пс. 2:9, 12. Ис. 11, 4; 1Кор. 15, 24–26; 2Фес. 1, 7–9; 2Фес. 2, 8.

Неизследим. Притч. 30, 4. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22.

Вездесущ. Мф. 18, 20. Мф. 28, 29. Иоан. 1:48, 49. Иоан. 3, 13. Еф. 4, 10.

Знает все. Мф. 17, 27. Иоан. 4, 16–19. 29. Иоан. 16, 30. Иоан. 21:6, 17. Кол. 2, 3. Откр. 2, 19.

Благий. 2Кор. 10, 1. Деян. 10, 38. Мф. 11, 28.

Святой. Дан. 9, 24. Деян. 3, 14. Деян. 4, 27. Откр. 3, 7. Откр. 15, 4.

Истинный. Иоан. 1, 14. Иоан. 14, 6; 1Иоан. 5, 20. Откр. 3, 7.

Праведный. Пс. 44, 8 и Евр. 1, 9. Ис. 11, 5. Ис. 32, 1. Иер. 23, 5. Деян. 3, 14. Деян. 7, 52. Деян. 22, 14; 1Иоан. 2, 1.

Есть жизнь. Иоан. 11, 25. Иоан. 14, 6. Кол. 3, 4.

Все чрез Него и к Нему. 1Кор. 8, 6.

Есть все во всем. Кол. 3, 6.

Святый Дух есть:

Дух Бога. Рим. 8, 14; 1Кор. 2, 11; 1Кор. 6, 11. Еф. 4, 30; 1Петр. 4, 14.

Дух Христа. Деян. 16:6, 7. Рим. 8, 9. Филип. 1, 19. Гал. 4, 6; 1Петр. 1, 11.

Дела и действия, приписываемые равно Иисусу Христу и Богу:

Бог.

Сотворил мир и все видимое и невидимое. Неем. 9, 6. Пс. 145, 6. Ис. 44, 24. Иер. 27, 5. Деян. 14, 15. Деян. 17, 24.

Поддерживает и сохраняет все. Пс. 103, 5–9. Иер. 5, 22. Иер. 31, 35.

Производит все во всех. 1Кор. 12, 6. Еф. 1, 23.

Есть Виновник спасения. Быт. 49, 18. Пс. 3, 9 и Иоан. 2, 10. Ис. 25, 9. Тит. 3, 4. Откр. 7, 10.

Искупил Свой народ. Ис. 31, 5. Ис. 43, 1–4. Ис. 44, 21–23. Ис. 63, 16. Деян. 20, 28.

Воскресил Христа. Деян. 2, 24. Еф. 1, 20.

Воскрешает мертвых. Иоан. 5, 21. Рим. 4, 17; 1Кор. 6, 14; 2Кор. 1, 9; 2Кор. 4, 11.

Сообщает силу чудотворений. Исх. 4, 21. Втор. 6, 22. Мф. 9, 8. Иоан. 3, 2. Деян. 10, 38. Деян. 15, 12. Деян. 19, 11. Евр. 2, 4.

Есть Виновник жизни духовной. Ис. 38, 16. Еф. 2, 5. Кол. 2, 13.

Есть Виновник возрождения. 1Иоан. 5, 18.

Сообщает дары духовные. 1Кор. 12, 6. Евр. 2, 4.

Дает жизнь вечную. Рим. 2:6, 7. Рим. 6, 23. Иоан. 5, 11.

Прощает грехи. Ис. 43, 25. Дан. 9, 9. Мих. 7, 18. Марк. 2, 7. Лк. 5, 21. Еф. 4, 32.

Слышит молитвы. Ис. 65, 24. Пс. 90, 15.

Наставляет верующих. Ис. 48, 17. Ис. 54, 13. Иоан. 6, 45. Филип. 3, 15.

Посылает Св. Духа верующим. Лк. 11, 13. Иоан. 14, 26. Гал. 4, 6. Евр. 2, 4.

Пребывает в верующих. Иоан. 14, 23; 2Кор. 6, 16. Еф. 4, 6; 1Иоан. 2, 5; 1Иоан. 4, 12–16.

Освящает верующих. Иез. 37, 28; 1Фес. 5, 23; Иуд. 1, 1.

Обличает и наказывает тех, кого любит. Притч. 3, 12. Евр. 12, 6.

Дал закон. Исх. 20, 1–19. Рим. 7, 25 и Иак. 4, 12.

Вдохновлял пророков. Исх. 4, 12. Числ. 12, 6. Ос. 12, 11. Лк. 1, 70. Евр 1, 1.

Говорил чрез пророков и апостолов. Иер. 1, 9. Лк. 1, 70. Деян. 3, 21.

Творил знамения и чудеса руками Павла. Деян. 15, 12. Деян. 19, 11.

Творил чудеса Своим именем. Исх. 7, 17. Исх. 8, 10. Числ. 16, 28; 1Цар. 12, 16; 3Цар. 18, 24; 4Цар. 1, 10.

Водит Свой народ. Втор. 32, 12. Пс. 22, 2. Пс. 72, 24. Ис. 48, 17.

Будет судить мир в последний день. Пс. 9:8, 9. Пс. 95, 13. Пс. 97, 9. Еккл. 12, 16. Ис. 2, 10–21. Деян. 17, 31; 1Кор. 4, 5. Откр. 20, 12.

Иисус Христос.

Сотворил мир и все видимое и невидимое. Пс. 32, 6. Иоан. 1:3, 10; 1Кор. 8, 6. Еф. 3, 9. Кол. 1, 16. Евр. 1:2, 10.

Поддерживает и сохраняет все. Кол. 1, 17. Евр. 1, 3. Иуд. 1, 1.

Производит все во всех. Кол. 3, 11. Филип. 4, 13.

Есть Виновник спасения. Деян. 4, 12; 2Тим. 2, 10. Евр. 2, 10. Евр. 5, 9. Откр. 7, 10.

Искупил Свой народ. Еф. 1, 7. Кол. 1, 14. Евр. 9:12, 15; 1Петр. 1:18, 19. Откр. 5, 9.

Воскресил Христа. Иоан. 2, 19. Иоан. 10, 18.

Воскрешает мертвых. Иоан. 5, 21. Иоан. 5:28, 29. Иоан. 6:39, 40, 44.54. Иоан. 11, 25. Филип. 3:20, 21.

Сообщает силу чудотворений. Мф. 10:1, 8. Марк. 3:14, 15. Марк. 6, 7. Лк. 9, 1. Лк. 10, 19. Деян. 9, 34. Деян. 14, 3; 1Кор. 5, 4.

Есть Виновник жизни духовной. Иоан. 1, 4. Иоан. 6, 57. Гал. 2, 20.

Есть Виновник возрождения. 1Иоан. 2, 29.

Сообщает дары духовные. Пс. 67, 19. Еф. 4, 8.

Дает жизнь вечную. Иоан. 6, 27. Иоан. 10, 28. Иоан. 17, 2.

Прощает грехи. Мф. 9, 6. Марк. 2:5, 9, 10. Лк. 5:20, 24. Лк. 7:47, 48. Иоан. 8, 11. Кол. 3, 13.

Слышит молитвы. Иоан. 14:13, 14. Иоан. 15, 7.

Наставляет верующих. Лк. 21, 15. Иоан. 15, 15. Гал. 1, 12. Еф. 4, 21.

Посылает Св. Духа верующим. Лк. 24:48, 49. Иоан. 15, 26. Иоан. 16, 7. Иоан. 20, 22.

Пребывает в верующих. Иоан. 15, 4. Иоан. 17, 23; 2Кор. 13, 5. Гал. 2, 20. Еф. 3, 17; 1Иоан. 3, 24. Откр. 3, 20.

Освящает верующих. Еф. 5, 26. Евр. 2, 11. Евр. 13, 12.

Обличает и наказывает тех, кого любит. Откр. 3, 19.

Дал закон. Иоан. 13, 34. Иоан. 15, 12. Гал. 6, 2.

Вдохновлял пророков. 2Кор. 13, 3. Еф. 4, 11; 1Петр. 1, 11. Откр. 1, 1. Откр. 11, 3.

Говорил чрез пророков и апостолов. Лк. 21, 15; 2Кор. 13, 3; 1Петр. 1, 11.

Творил знамения и чудеса руками Павла. Рим. 15:18, 19.

Творил чудеса Своим именем. Марк. 9, 39. Марк. 16, 17. Деян. 3:6, 16. Деян. 4:10, 30. Деян. 9, 34. Деян. 16, 18.

Водит Свой народ. Ис. 55, 4. Мф. 16, 24. Иоан. 10, 4; 1Петр. 2, 21.

Евангелие Бога. Рим. 1, 1. Рим. 15, 16; 1Фес. 2, 9; 1Тим. 1, 11; 1Петр. 4, 17.

Евангелие Иисуса Христа. Марк. 1, 1. Рим. 1:9, 16; 2Кор. 2, 12; 2Кор. 4, 4; 1Фес. 3, 2.

Бог (Христос) отдал Свою жизнь за и для нас. 1Иоан. 3, 16.

Бог (Христос) приобрел Свою Церковь Своею собственною кровью. Деян. 20, 28.

Иисус Христос есть единородный Сын Божий. Иоан. 1:14, 18, 3:16, 18; 1Иоан. 4, 9.

Иисус Христос был объявлен Сыном Божиим Самим Богом:

Устами Давида. Пс. 2, 7 и Деян. 13, 33 и Евр. 1:5, 5:5.

При Его крещении. Мф. 3, 17. Марк. 1, 11. Лк. 3, 22,

Во время преображения Его. Мф. 17, 5. Марк. 9,7. Лк. 9, 35; 2Петр. 1, 17.

Иисус Христос открылся Сыном Божиим в силе чрез воскресение из мертвых. Рим. 1, 4.

Иисус Христос пришел от Бога. Иоан. 5:43, 7:29, 8:42, 13:3, 16:27, 28, 30, 17:8.

Иисус Христос сошел с неба. Иоан. 3:13, 31, 6:62, 8:23, 17:5; 1Кор. 15, 47.

Иисус Христос есть друг Божий. Зах. 13, 7.

Иисус Хрйстос есть равный Богу. Филип. 2. 6.

Иисус Христос имеет могущество, равное с Богом. Иоан. 5:17, 19, 21, 26, 10:28–30, 36–38, 14;10. Деян. 10, 38.

Иисус Христос владеет ключами преисподней и смерти: Он отверзает и никто не затворит. Ис. 22, 22. Откр. 1:18, 3:7.

Иисус Христос делает те же дела, что и Бог. Иоан. 1, 3 и Евр. 1, 2. Иоан. 5:17, 19–21, 10:37, 38, 14:10. 11.

Иисус Христос есть Господь и субботы. Мф. 12, 8. Марк. 2, 28. Лк. 6, 5. Иоан. 5:16, 17.

Все, что принадлежит Богу, принадлежит и Христу. Иоан. 16:15, 17:10. Кол. 1, 16. Евр. 1, 2 и Втор. 10, 14.

Иисус Христос имеет всемогущество над всем на небе и на земле. Мф. 28, 18. Лк. 10, 22. Иоан. 3:35, 13:3, 17:2. Филип. 3, 21.

Иисус Христос – Богом Сам объявил Себя:

Иудеям. Иоан. 5:18–28, 7:29, 10:30–38.

Ученикам. Иоан. 6:62, 14:9–11, 16:28, 9:5–38. Филип. 2, 6.

Пред первосвященником. Мф. 26, 63–65. Марк. 14, 61–64. Лк. 22, 67–71.

Иисус Христос исповеданный:

Учениками Его. Мф. 14, 33.

Петром. Мф. 16, 16. Марк. 8, 29. Лк. 9, 20. Иоан. 6, 69. Деян. 2, 36.

Иоанном Крестителем. Иоан. 1, 34.

Фомою. Иоан. 20, 28.

Нафанаилом. Иоан. 1:48, 49.

Марфою. Иоан. 11, 27.

Павлом. Деян. 9:20, 26:15.

Евнухом Ефиопским. Деян. 8, 27.

Сотником. Мф. 27, 54. Марк. 15, 39.

Демонами. Мф. 8, 29. Марк. 1:24, 3:11, 5:7. Лк. 4:34, 41, 8:28, 31.

Иудеи хотели побить Его камнями за то, что Он говорил о Себе, как о равном Богу. Иоан. 5:18, 10:36.

Иисусу Христу подобает та же честь, что и Богу. Иоан. 5, 23.

Всякое колено преклонится пред Христом и вся вселенная поклонится Ему, как Богу. Пс. 71:11, 17. Рим. 14, 11. Филип. 2, 9–11.

Иисус Христос должен быть призываем, как Бог. Иоил. 2, 32 и Рим. 10, 13. Деян. 7, 59; 1Кор. 1, 2.

Ангелы и воинства небесные служат Христу, как Богу. Евр. 1, 6. Откр. 5, 11–13.

Иисусу Христу поклонялись, как Богу:

Восточные мудрецы. Мф. 2:2, 11.

Прокаженный. Мф. 8, 2 Марк. 1, 40. Лк. 5, 12. Иаир. Мф. 9, 18. Марк. 5, 22. Лк. 8, 41.

Ученики. Мф. 14:33, 28:17. Лк. 24, 52.

Мать сынов Зеведеевых. Мф. 20, 20.

Хананеянка. Мф. 15, 25.

Мария Магдалина и Мария. Мф. 28, 9. Петр. Лк. 5, 8.

Слепорожденный. Иоан. 9, 38.

темничный страж, веруя во Христа (Деян. 16, 31), веровал в Бога (Деян. 16, 34).

знать Христа – значит знать Бога. Иоан. 8:19, 12:45, 14:9. 20.

принимать Христа – значит принимать Бога. Мф. 10, 40. Марк. 9, 37. Лк. 9:48, 10:16. Иоан. 13, 20.

отрицать Христа, – значит отрицать Бога. Лк. 10, 16. Иоан. 16, 3; 1Иоан. 2, 23 и Иоан. 5, 38; 1Иоан. 5, 10.

не повиноваться Христу, – значит не повиноваться Богу. Иоан. 5, 23; 2Иоан. 1, 9.

ненавидеть Христа, значит ненавидеть Бога. Иоан. 15:23, 24.

быть посланником от Христа, значит говорить от Бога. 2Кор 5, 20.

мир не познал: Бога. Иоан. 17, 25; 1Кор. 1, 21; 1Иоан. 3, 1. Христа. Иоан. 1:10, 16:3.

Израильтяне искушали: Бога. Исх. 17, 7. Христа. 1Кор. 10, 6.

верные имеют общение с Богом и со Христом. Иоан. 17, 21; 1Иоан 1:3, 2:24.

никто не видал и не может видеть Бога Отца. Исх. 33, 20. Втор. 4, 12. Иоан. 1:18, 5:37, 6:46; 1Тим. 6, 16; 1Иоан. 4:12, 20.

никто, кроме Христа, не видал и не знает Бога-Отца. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22. Иоан. 1:18, 6:46, 7:28, 29, 8:55, 10:15.

Бог один знает Христа. Христос один знает Бога. Мф. 11 27 Лк. 10, 22.

тот, кто видел и знает Христа, видел и знает Бога. Иоан. 8:19, 14:7, 9, 12:45, 16:3; 1Иоан. 2, 23.

Христос, как Ангел Господень, являлся прежде воплощения Своего:

Аврааму. Быт. 12:7, 18:1–33.

Агари. Быт. 16, 7–14.

Лоту. Быт. 19, 1–23.