Богородица со свитком в левой руке
Содержание
- Вопрос:
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Православная икона — икона Спасителя
- Символ и значение икон
- История появления первых чудотворных икон
- Самые известные чудотворные образы мира
- Как иконы признаются чудотворными
- Икона Спасителя
- Спас Нерукотворный
- Спас Вседержитель
- Спас на престоле
- Спас в силах
- Спас Эммануил
- Спас Благое Молчание
- Икона Богородицы «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» (3 фото)
- написать
- написа́ть
- напи́сать
1-го июля (18-го июня по старому стилю) Церковь празднует память Боголюбской иконы Божией Матери.
Боголюбская икона Божией Матери написана в память чудесного видения Божией Матери св. благоверному великому князю Андрею Боголюбскому (умер в 1174 г., память 4 июля) в 1155 году, когда он, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, переносил с собою древнюю чудотворную икону, именуемую ныне Владимирской. В семи верстах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, везшие святую икону, неожиданно остановились. Лошадей переменили, но и эти не могли тронуться с места. Тогда князь Андрей приказал совершить молебен и сам усердно молился, сначала перед чудотворной иконой вместе с народом, а затем, уединившись, в своем походном шатре. Когда он задремал, ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в левой руке. Она повелела поставить Свой образ во Владимире, а на месте Своего явления построить храм и основать обитель. Боголюбивый князь с радостью исполнил указанную волю Владычицы. Новый храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а монастырь назван Боголюбским. По повелению князя Андрея была написана и икона, названная Боголюбская, или Боголюбивая. Иконописцы изобразили Божию Матерь в том виде, как Она явилась святому князю: во весь рост, со свитком в левой руке и молитвенно поднятой вверх правой. 18 июня, в день чудесного явления Божией Матери, установлено ежегодное празднование этому образу. Боголюбская икона – одна из древнейших на Руси, прославилась многочисленными чудотворениями. Особенно часто верующие прибегали к заступничеству Божией Матери и Ее святой иконы во время моровых поветрий. В 1771 году, по молитвам перед святой иконой Боголюбской, город Владимир и его окрестности были чудесным образом избавлены от моровой язвы.
Вопрос:
На иконе Божией Матери «Утоли моя печали» Спаситель держит свиток. Что написано на этом свитке?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Утоли моя печали
На иконе Матери Божией «Утоли моя печали» Младенец Спаситель держит развернутый свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери, приложенная к голове, символически показывает, что Пресвятая Богородица не только слышит все наши молитвы, но сопереживает наши печали.
Древняя икона Божией Матери находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. В 1640 году казаки принесли список с нее в Москву. Икона была поставлена в храме святителя Николая Чудотворца в Пупышах в Замоскворечье (церковь была разрушена в период гонений). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века, когда от нее произошло исцеление расслабленной женщины. Будучи знатной, женщина эта имела возможность пользоваться услугами врачей, но они не смогли ей помочь. В сонном видении она услышала голос, повелевавший ей ехать в Москву: «Там на Пупышеве в храме святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: “Утоли моя печали”; молись пред ним, и ты получишь исцеление». При этом ей был показан сам образ.
Женщина пробудилась с надеждой. Домашние привезли ее в Москву и внесли в храм святого Николая Чудотворца. Там иконы, показанной во сне, не оказалось. Сопровождавшие рассказали священнику о видении, которое было больной. Тогда он велел принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Как только икону Богоматери внесли в храм, больная, уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами от слабости, вдруг воскликнула: «Она! Она!».
После молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери и почувствовала в себе силы. Она без посторонней помощи встала на ноги и потом без поддержки вышла из храма святителя Николая. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю). В этот день совершается празднование в честь иконы «Утоли моя печали». В настоящее время этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в храме святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.
Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь (глас 5):
«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево».
Православная икона — икона Спасителя
Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.
Символ и значение икон
Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.
Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.
Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.
История появления первых чудотворных икон
Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.
Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.
Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.
Самые известные чудотворные образы мира
История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:
- Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
- Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
- Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.
Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.
Как иконы признаются чудотворными
Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.
Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.
Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.
Икона Спасителя
Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:
- Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
- Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
- Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.
Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.
В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.
Спас Нерукотворный
Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.
Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.
Спас Вседержитель
Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.
Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.
На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.
Спас на престоле
В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.
Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).
Спас в силах
Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.
Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.
Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.
Спас Эммануил
Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».
Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.
История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.
Спас Благое Молчание
Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.
На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.
Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.
Икона Богородицы «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» (3 фото)
Эта икона являла множество чудес во время чумы в Москве в 1771 году. Свидетельства о ее чудесах хранятся до сих пор в церкви Николая Чудотворца. В чем помогает…
Молитва перед этой иконой поможет преодолеть жизненные трудности, несчастья и невзгоды.
7 февраля (25 января по старому стилю)
Описание Иконы Божьей Матери «Утоли моя печали»:
Икона Богоматери «Утоли моя печали» была привезена в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но пожаром 1771 года все документальные свидетельства были уничтожены.
Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной.
Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».
Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери.
Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили икону Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года.
После разрушения богоборческой властью в 30-е годы ХХ столетия Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне. Отличительная особенность иконы УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ – Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.
написать
написа́ть
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | напишу́ | написа́л написа́ла |
— |
Ты | напи́шешь | написа́л написа́ла |
напиши́ |
Он Она Оно |
напи́шет | написа́л написа́ла написа́ло |
— |
Мы | напи́шем | написа́ли | напи́шем напи́шемте |
Вы | напи́шете | написа́ли | напиши́те |
Они | напи́шут | написа́ли | — |
Пр. действ. прош. | написа́вший | ||
Деепр. прош. | написа́в, написа́вши | ||
Пр. страд. прош. | напи́санный |
на-пи-са́ть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 6c. Соответствующий глагол несовершенного вида — писа́ть.
Приставка: на-; корень: -пис-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть.
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- нанести на какую-либо поверхность графические символы ◆ Учитель написа́л на доске тему урока.
- перен. создать литературное, музыкальное или живописное произведение; стать автором ◆ Он написа́л около десятка романов. ◆ Всего Бетховен написа́л девять симфоний. ◆ В 1769 году Лосенко было предложено написа́ть картину на звание академика исторической живописи.
Синонимы
- начертать, записать
Антонимы
- стереть
- —
Гиперонимы
- изобразить
- создать
Гипонимы
- накалякать, начеркать
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: написание
- глаголы: написаться, писать
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- на лбу написано
- на лице написан
- на роду написано
- что написано пером, не вырубишь топором, что написано пером, того не вырубишь топором
Перевод
Список переводов
- Английскийen: write
- Итальянскийit: scrivere
- Французскийfr: écrire
- Шведскийsv: skriva (sv)
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
напи́сать
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | напи́саю | напи́сал напи́сала |
— |
Ты | напи́саешь | напи́сал напи́сала |
напи́сай |
Он Она Оно |
напи́сает | напи́сал напи́сала напи́сало |
— |
Мы | напи́саем | напи́сали | напи́саем напи́саемте |
Вы | напи́саете | напи́сали | напи́сайте |
Они | напи́сают | напи́сали | — |
Пр. действ. прош. | напи́савший | ||
Деепр. прош. | напи́сав, напи́савши | ||
Пр. страд. прош. | напи́санный |
на-пи́-сать
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — пи́сать.
Приставка: на-; корень: -пис-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть.
- МФА:
- помочиться, совершить акт мочеиспускания в определённом месте ◆ Нормально всё у нас, всё хорошо, // в аквариуме рыбки нагишом, // крестом от окон тени на стене // и кот опять напи́сал в тапок мне. Игорь Белкин
- нассать, намочить, напузырить
- —
- помочиться
Ближайшее родство
- глаголы: писать
- написать в штаны
Список переводов
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Добавить комментарий