Богословский факультет пстгу
Содержание
10 тезисов о том, почему не надо поступать на истфак
Картина Сергея Иванова «Великий государь, царь и самодержец всея Руси»
Я оканчиваю историческую магистратуру. До этого учился в бакалавриате на историческом. В сумме потратил шесть лет (!) на изучение истории. Работаю в маркетинге. Хочу рассказать, что не так с российским историческим образованием.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Я долго думал, чтобы написать свои впечатления от получения исторического образования в России. Когда я поступал на истфак, то тешил себя мыслью, что получу базовое, фундаментальное гуманитарное образование и смогу потом пойти учиться и работать в любую смежную сферу (СМИ, управление всякими социально-культурными проектами, бизнес в сфере образования). Этими же словами тешил меня тогдашний и нынешний декан факультета.
Ну, окей, поступил. Учиться с детства я умел и любил, поэтому относился и до сих пор отношусь ответственно к учебному процессу. За четыре года я получил всего 3-4 четвёрки и шёл на красный диплом, но на ГОСах сдали нервы и получил «хорошо» вместо «отлично». За время обучения я проявил большой интерес к научной деятельности и как настоящий историк сидел в архивах (не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге), писал научные статьи, выступал на конференциях и принимал участие в настоящих взрослых научных грантах! В общем, для бакалавра у меня был полный набор, взрослый академический послужной список.
К концу 4 курса я начал задумываться о выборе магистратуры и понял, что надо попробовать что-то смежное. И тут меня осенило. Я в доску гуманитарий. За четыре года научился анализировать источники, писать и исследовать, но при этом у меня осталось огромное количество пробелов, которые не позволяют мне поступить на социологию, культорологию, филологию. Про менеджмент, экономику я молчу, хотя были случаи, когда мои однокурсники замахивались на такое и поступали. Я начал думать о том, почему так вышло. Учился отлично, брал максимум от научной деятельности, писал много работ, участвовал в проектах, учил древние языки…
Я приведу десять тезисов, почему не стоит поступать на исторический факультет и что делать, если вы всё-таки поступили, но не хотите после окончания бакалвриата продолжать.
- Исторический факультет, в том виде, в котором он существует в России, -абсолютно оторванная от рынка труда вещь. Вы не найдёте работу, потому что у вас не будет тех практических навыков, которые нужны для нормальной работы.
- В России нет академической среды, где можно расти, развиваться и становиться крупным историком. Если вы решили стать историком после бакалавриата, вам нужно уезжать в Европу или США.
- Гуманитарная база — это что-то из XIX века. Чтобы быть современным, образованным и интересным человеком с так называемой гуманитарной базой, на исторический факультет поступать не надо.
- Никогда при поступлении на истфак не ведитесь на аргумент: «Вы сможете работать где угодно». Нет. Вы сможете писать сносные тексты в СМИ за 30-40 тысяч в месяц, работать в музеях за те же деньги и преподавать в школе. Понятно, что всё зависит от вас. И в школах, и репетиторством можно неплохо зарабатывать, но это ваша единственная возможность, при том, что в этой нише огромная конкуренция.
- В России никто не заинтересован в историках как в специалистах и профессионалах. У нас ужасная архивная система, полумёртвые библиотеки, очень скудный музейный сегмент. Существует немного частных случаев, когда в этой среде происходит что-то заметное и интересное.
- Если вы всё-таки поступили в историческую магистратуру, как я, и поняли, что это полный провал, то попробуйте устроиться на какую-нибудь работу в сфере медиа, SMM, PR или product management. Звучит страшно, да. Но поверьте, если у вас есть голова на плечах, то вы быстро освоите эти сферы и сможете дальше как-то расти и зарабатывать 50-70 тысяч в месяц, параллельно оканчивая несчастную магистратуру.
- Тратьте минимум времени на магистратуру, если вы поняли, что это не ваше. А ещё лучше, если вы захотите через год перепоступить на другую программу, то вообще забирайте документы и работайте.
- Если загорелись историей после окончания бакалавриата и задумали связать свои ближайшие 2-4 года жизни с историческим образованием, то уезжайте за границу и получайте удовольствие от студенческой жизни и нормального гуманитарного образования.
- Вдруг в магистратуре вас посетила мысль, что, может, и в историческую аспирантуру стоит поступить? Нет, ни в коем случае не прислушивайтесь к внутреннему голосу. Вы потратите огромное количество времени, сил и нервов ради того, чтобы написать никому не нужные 200 страниц диссертации и ради того, чтобы устроиться преподом в школе, университете или в лучшем случае исследовательском центре за копейки.
- Наконец, просто задайте себе вопрос. Что значит быть историком в XXI веке, когда вокруг блокчейн, социальные сети и криптовалюты?
Я очень люблю историю и с огромным интересом прожил эти шесть лет. Благодарен всем своим преподавателям, но, правда, не стоит повторять мой опыт.
Специально не называю университет, где учился, потому что мои мысли никак с ним не связаны. И исторический факультет там хороший.
Кем работают выпускники-историки после окончания вуза
Приближается лето — время, когда выпускники школ выбирают вуз и направление подготовки, чтобы продолжить образование. Один из самых популярных вопросов абитуриентов в приёмной комиссии — кем можно работать после получения диплома. Расскажем немного о нашей самой старой и известной специальности — история. Кем же работают выпускники-историки после окончания вуза:
1. В государственных и муниципальных учреждениях образования, науки и культуры: в школах, колледжах, университетах, музеях, архивах, библиотеках учителями истории и обществознания, архивоведами, экскурсоводами, реставраторами, научными сотрудниками, администраторами. Главное преимущество этой сферы — постоянная востребованность и наличие стабильной зарплаты. Иначе говоря, потребность в экскурсоводах и учителях истории будет всегда.
2. В органах государственной и муниципальной власти: министерствах образования и науки, культуры, обороны, внутренних дел, в администрациях городов, районов и областей, в органах исполнительной и законодательной власти в качестве специалистов гуманитарного профиля — работа с документами и гражданами, организация мероприятий, информационное обеспечение. Главное умение историка — работа с источниками и выраженной в тексте информацией, т.е. документами — всегда востребовано в государственных структурах, имеющих дело с огромным количеством бумаг
3. В крупных коммерческих компаниях, нуждающихся в делопроизводителях, сотрудниках секретариата, архивистах, специалистах по работе с документацией. По своей специальности историки читают много книг и статей, работают с текстами, умеют грамотно писать и излагать свои мысли. Эти качества всегда востребованы на крупных производственных предприятиях, заводах, транспортных компаниях с обширной перепиской и документооборотом, которых очень много в Челябинске и Челябинской области.
4. В небольших частных организациях в сфере услуг и продаж, где требуются сотрудники широкого профиля с грамотной речью и обширным кругозором, чтобы вести деловые переговоры, работать с клиентами, заключать соглашения и продвигать услуги и товары. Историк — это классический гуманитарий, который прекрасно умеет говорить, рассуждать, доказывать и убеждать — эти качества редкость и большая ценность на рынке труда в наше время.
5. В сфере журналистики, публицистики, СМИ, сервиса, туризма в качестве эксперта, аналитика, автора текстов, организатора развлекательных мероприятий исторической тематики. Интерес к истории в российском обществе по-прежнему очень высок, и дипломированный историк может найти себя как востребованный эксперт с довольно редкой, но интересной для люденй специализацией.
Таков краткий список профессий, где работают выпускники-историки после окончания вуза. Узнать больше про историческое образование вы можете по ссылке или по телефону +7(351)799-70-06
-
Анализ власти и лидерства производится как правило через набор устоявшихся категорий. Среди ключевых — оппозиция институионального / харизматического. В то же время сама эта оппозиция является элементом эпистемологии власти и имеет свои предпосылки. Секция религиозного лидерства ЛИЦИ ПСТГУ приглашает принять участие в круглом столе, посвященном анализу этой оппозиции. В рамках круглого стола предлагается уделить внимание одной из составляющих данной оппозиции – институциональном лидерстве. Круглый стол посвящен в первую очередь «археологии» представления о нем в Новое время и трансформации данного представления, оценок и отношения к институту и лидерству в его рамках. Основные темы обсуждения (к которым, естественно, не сводится круглый стол): — Развитие института как особой логики в Новое время — Собирательный образ институционального лидера — Институциональное лидерство в историографической репрезентации Нового времени — Формирование оппозиции естественной и институциональной религии в свете ее агентов Для участие в круглом столе необходимо до 1 марта 2020 г. прислать заявку на адрес [email protected]
- Время начала: 09:00
- Время окончания: 00:00
- Место проведения: Главное здание ПСТГУ; Москва Лихов пер., д. 6
«Мы выпускаем уникальных специалистов»
В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов.
– Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре – странная хронология…
– Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами – сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название.
– Для кого в первую очередь создавался православный университет?
– ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент – и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.
– А много ли ваших выпускников потом рукополагаются?
– Богословский факультет, естественно, готовит священников. Например, на направление «Теология» мы берем традиционно только юношей, хотя на других отделениях обучаются и молодые люди, и девушки (на заочное отделение девушки могут поступать и на теологию). Предполагается, что многие теологи станут в дальнейшем священнослужителями. Для этого при богословском факультете существует Богословский институт, который является чисто церковным учреждением. Там те наши студенты, которые хотят рукополагаться, получают необходимые для этого дополнительные знания и умения. В итоге ребята получают сразу два диплома – диплом о высшем образовании теолога и церковный диплом, который дает им возможность рукополагаться. Рукополагаются действительно многие. В порядке хвастовства могу сказать, что среди наших выпускников уже шесть архиереев.
– Как происходит отбор на факультет? Абитуриент должен разбираться в азах богословия и быть воцерковленным, или берете всех желающих?
– Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили воцерковленные люди или, по крайней мере, сочувствующие Церкви, интересующиеся Православием, ищущие. Но бывает, что приходят и случайные люди – тут два варианта: либо человек входит в наш образ жизни, либо выпадает. У нас проводятся регулярные факультетские службы, совместные молитвы в начале и конце каждого занятия; студенты после первого курса едут на летнюю практику в монастырь. Понятно, что те, у кого это вызывает отторжение, сами не останутся. Если же желание принять наш распорядок есть – милости просим. Богословие невозможно изучать абстрактно, здесь нужна практика жизни. Кстати, у нас есть подготовительные курсы, где блок лекций «Введение в вероучение» можно прослушать совершенно бесплатно. Это делается для того, чтобы абитуриент «на берегу» познакомился со спецификой нашего образования и понял, нужно ли ему это.
– Чем отличается образование в ПСТГУ от образования в светских вузах – МГУ или РГГУ – и от образования в семинариях и духовных академиях? К чему вы ближе?
– Семинария специализированно готовит священнослужителей. Отделения или центры религиоведения в светских университетах связаны либо с философией (как в МГУ), либо с историей и социологией религии (как в РГГУ). Наша особенность в тесной связи религиоведения с православным богословием. Уникальность таких специалистов в том, что, с одной стороны, как и религиоведы из МГУ, РГГУ и других светский вузов, они ориентируются в истории религий, а с другой – как и выпускники семинарий и духовных академий, знают теоретическую и практическую сторону богословия. Мы не развиваем специальное православное религиоведение, но мы готовим религиоведов, которые были бы православными церковными людьми, хорошо разбирались бы и теоретически, и практически в православном богословии и ситуации в Русской Церкви. В этом случае наши выпускники смогут выступать как связующее звено между светским религиоведческим сообществом, Церковью, общественными организациями и госструктурами. Надеюсь, наши выпускники, взяв все лучшее из светской и церковной систем образования, помогут преодолеть 20-летнюю конфронтацию богословов и религиоведов.
– Есть ли на факультете система практик?
– Во-первых, практика в монастыре после первого курса. Наши студенты ездили на Валаам, Соловки, в Антониево-Сийский монастырь. Сейчас отправились в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. Во-вторых, мы разрабатываем систему «производственных» и исследовательских практик, где студенты могли бы поработать в разных сферах – от госучреждений и социологических исследований до журналистики и преподавания. Сейчас организуем практику по историко-художественному направлению. Планируется, что студенты будут выезжать в разные города, проводить археологические и исторические изыскания, заниматься изучением живописи и зодчества. В-третьих, у нас есть и зарубежные связи. Студенты старших курсов проходят регулярные стажировки в Берлинском университете. Университет тесно сотрудничает с Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), Университетом им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария), Миланским католическим университетом (Италия), Католическим университетом Парижа (Франция), Институтом восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриаршим университетом им. Андрея Первозванного (Грузия), Мюнстерским и Фрайбургским университетами (Германия).
– Где после окончания работают выпускники богословского факультета?
– Наши выпускники могут не только заниматься научной деятельностью и выбрать для себя путь служения, но и работать в государственных, благотворительных, епархиальных структурах, в СМИ, преподавать. Поэтому мы вырабатываем систему практик, которая еще во время обучения позволяет нашим студентам познакомиться с разными направлениями и выбрать дальнейшее направление деятельности. С теологами понятно – это либо наука, либо церковное служение. Многие находят себя в преподавании. Особенно сейчас, в связи с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах, наши выпускники будут тем более востребованы. Студенты уже во время обучения часто работают в православных гимназиях. Некоторые выпускники после окончания остаются преподавать у нас. Кто-то идет в науку, кто-то занимается социологическими исследованиями. Нередко наши выпускники находят себя на государственной службе. Например, недавно профильный комитет Госдумы попросил направить к ним на практику студентов старших курсов. В каждом крупном городе, областном центре и т.п. всегда требуются люди, осуществляющие контакты государства с Русской Православной Церковью. На этой стезе наши выпускники очень востребованы. Они, с одной стороны, разбираются в церковной жизни, а с другой – у них прекрасная гуманитарная, университетская база.
В заключение хочется пожелать всем абитуриентам этого года сознательного и ответственного выбора дальнейшего пути и успехов на нем!
ПСТГУ. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
7 января 2014 года в 02:49
Товарищи, для тех, кому реально интересно, как обстоят дела в ПСТГУ:
ПОСЛУШАНИЯ
Послушаний на данный момент 3 в семестр. Каждое послушание по 5 часов работы. Итого 15 часов за полгода, а не 36 месяц, как тут придумывают. ЧТо из себя представляет послушание: вы выполняете хоз.работу в храме или в столовой. В храме для девушек чистка подсвечников в основном, мальчики мою полы, передвигают что-нибудь или убирают территорию. В столовой вы моете посуду, убираете с подносов. Все. Лучше идти на послушание в Иловайскую столовку, там работы в чистом виде только 1 час — обеденный перерыв. В остальное время студенты на парах, поэтому покушать приходят только редкие «захожане» — тарелок мало. После послушания вас бесплатно кормят первым, вторым, салатом и компотом. Так что норм )).
ОБЩЕЖИТИЕ
Общежитие нормальное, с ремонтом и приличным обустройством, в целом тихо и спокойно. Есть неадекватные люди, которые могут музыку слушать громко, например, но это редкие явления. Админы спокойные практически все, за редким исключением. Если не «бузить», то относятся нормально. ПЛАТА ЗА ОБЩЕЖИТИЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ СОСТАВЛЯЕТ 3000р. в месяц! Никаких повышений НЕ БЫЛО!
Да, были случаи отчисления за варку скоромных продуктов в пост, но единичные. Я лично ела в пост и сыр и йогурты и колбасу — никто меня не поймал и не выгнал )). Другой вопрос — что вы делаете в православном ВУЗЕ, если не живете по уставу Церкви и не поститесь? Есть конечно люди, которые по состоянию здоровья не постятся, но это все можно объяснить администрации, если потребуется. Конечно, атмосфера лицемерия присутствует. Косо и криво многие подвижники благочестия посмотреть могут))). Не все со зла, кто-то реально убежден, что колбаса в пост — страншный и смертный грех. Это я о студентах. Админы и о. Филипп же руководствуются принципами дисциплины, ибо если всем все разрешить, то общага Пстгу в скором времени превратиться в типичный общажный бардель, каких массы в Вузах страны. В общаге пстгу на женской стороне вы не увидите парней, в комнатах у парней вы не увидите девушек. Среди ночи вас не будут будить стоны. За деньги здесь не поселят какого-нибудь гасторбайтера, как это делается в светских вузах. Это значимые ПЛЮСЫ.
УЧЕБА
Уровень образования действительно высокий на богословском, историческом и филологическом факультетах. К слову, филфак имхо один из самых неприятных факульетов, так как там царит кромешная вседозволенность, студенты не совсем адекватные встречаются. Что они забыли в прав. вузе вопрос на засыпку… Видимо, пришли за халявной корочкой. Учаться там и атеистки, причем активные.
На остальных факультетах образование средненькое.
АТМОСФЕРА
Некая клановость есть, да. ЛУчше быть приближенным, чем «отдаленным». Конечно, «кружок» более активно общающихся с администрацией вуза студентов получает некие преимущества. Но никто вам не мешает в этот кружок не входить. Если занимать серединную позицию — не подхалимничать, но и не крушить все на своем пути, крича и матерясь — притеснять вас никто не будет.
ОТЕЦ ФИЛИПП
Человек взыскательный и строгий. Обычно за дело. Но бывают у него «выкрутасы» излишней строгости. Хотя и без фанатизма. Приставать он ни к кому не пристает. Никогда не слышала и не видела. Посиделки в кабинете у него всегда )) Но это обычный сбор студентов-знакомых, наедине он там ни с кем не торчит, ибо в соц.отдел входят 3 женщины, которые с ним там сидят и никуда не уходят )). В общем, оргии в кабинете — выдумка.
В целом он человек нормальный и с юмором, если опять же «не бузить». Все таки не в институте комсомола находимся, уважение в общении со старшими и священство должно быть.
Духовно неокрепшим людям лучше не суваться вообще в православные образовательные учреждения — быстро лопается стереотип о святости всех там находящихся. Хотя такого безобразия как в семинариях я у нас не видела. В разврате и пьянстве виноваты сами студенты, никто их к этому не приучает и не заставляет…Поэтому если вы сталкиваетесь не с лучшим примером студенты ПСТГУ, то это не вина универа, это личные духовные болезни. Хотя, честно говоря, есть большой риск «опуститься» за компанию со всеми. Поэтому следите за собой, уважаемые поступающие. Учитесь и все будет ок. Выжить тут можно, плюс познакомиться с умными людьми, действительно приятными. Так что всем удачи.
Добавить комментарий