Борис неменский художник
Содержание
- Методическая система Б.М. Неменского
- «Земля опаленная» Бориса Неменского и «Поединок» Петра Кривоногова. Сравнительный анализ картин.
- Борис Михайлович Неменский — художник и воин
- В е л и к а я о т е ч е с т в е н н а я в о й н а
- Борис Михайлович Неменский — народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.
- Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.
- В е л и к а я о т е ч е с т в е н н а я в о й н а
- Автор неменский картина «стихи» сочинение срочно
Методическая система Б.М. Неменского
Неменский Б.М. — Народный художник России, академик, член РАО и РАХ, профессор, лауреат Гос. премий СССР и РФ, премии президента РФ, ряда международных премий, руководитель авторского коллектива программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы». Неменским разработано целостное направление художественной педагогики «Художественное образование как духовная культура».
По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен проходить через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока «ситуацию уподобления», т. е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания.
Начальная школа .
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется — от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Начальная школа
Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):
1 класс — «Искусство видеть» (учимся изображать видимое);
2 класс — «Ты и искусство» (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);
3 класс — «Искусство вокруг тебя» (учимся видеть искусство в окружающей жизни);
4 класс — «Каждый народ — художник» (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).
Начальная школа
Кроме живописных материалов в программе предлагается использовать графические: уголь, мелки, пастель. Также применяется аппликация, пластилин и бумага. Бумага — для моделирования, школьники учатся сгибать, прорезать, делать разные фигуры. Полученные навыки служат фундаментом для последующих лет обучения.
Технология Т.Я. Шпикаловой.
Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
• способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Данная программа включает программы двух учебных предметов — «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе:
• общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
• общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма, пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
В построении содержания обеих программ предусмотрены:
• вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;
• вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
• вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
Раздел «Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам.
Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства
Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги;
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани;
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов.
Технология В.С.Кузина.
Для сохранения традиций реалистического искусства В.С.Кузиным была предложена школьная программа, направленная на развитие изобразительных навыков. Основными задачами преподавания изобразительного искусства по-мнению автора является:
— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Основные виды занятий проводятся с учётом особенностей времён года и интересов учащихся
В основу программы В. С. Кузина положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Изучение программы расчитано 1 — 7 классы.
Технология Б.П. Юсова.
Применение интегрированного полихудожественного подхода к преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла, по мнению Б.П. Юсова, опирается на внутреннюю связь слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста, реализуемую учащимся в процессе творчества, позволяет использовать синтез искусств: изобразительного искусства, литературы, музыки. Внедрение в практику образовательных учреждений интегрированного обучения позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к конструктивным изменениям в методике работы и созданию новых обучающих технологий.
Полихудожественный подход, по нестереотипной концепции проф. Б. П. Юсова, — такая форма приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.
профессору Б.П. Юсову. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства, способен действовать и творить в любом виде искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.
Интеграция возникает при наличии целостного подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения – музыка, изобразительное искусство, слово и т. д., а сам ребенок . Целью полихудожественного воспитания и интегрированного обучения детей становится развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как средство познания мира, форма художественно-образного осмысления информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте, средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культуры и общечеловеческих ценностей. Б.П. Юсов утверждает, что ребенок изначально полимодален, он рисует, поет, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит игры и театральную жизнь. Единая художественная природа всех искусств соответствует способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка.
В концепции образовательной области «Искусство» Б.П. Юсов наряду с ключевыми понятиями современной культуры и искусства («синтез», «взаимодействие», «интеграция разных видов искусства») вводит понятие «живое искусство», которое рассматривает в двух аспектах. В первом случае – это общение с «живыми» носителями культуры. Таковыми являются живое звучание, краски, движение и речь, книги и спектакли, фильмы, музыкальные инструменты и исполнители, археологические останки. Второй аспект представляет собой живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности, на уроках и в семье, т. е. живой художественно-творческий процесс, осуществляемый с помощью рук, глаз, голоса, действий и движений самих детей, в противоположность словесно-демонстративным и лекционно-иллюстративным методам.
Таким образом, опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных способностей учащихся, который объединяет разнообразные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и др., преподавателя должен дать учащимся представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить их видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Борис Михайлович Неменский был советским педагогом и живописцем. Художник родился в 1922 году в Москве. Едва успев окончить училище в 1942 году, Борис отправляется на фронт. За время службы ему удалось создать несколько эскизов на военную тематику. Одной из таких работ является картина «Мать», по мотивам сюжета которой впоследствии будет написано стихотворение о войне.
На изображении расположилась женщина, укутанная в платок и наблюдающая, как вокруг нее спят солдаты. Сама она сидит около них, будто охраняя их сон. Исходя из стихотворного повествования, солдаты постучались к женщине в дом на ночлег. У нее тоже есть сыновья, которые где-то далеко защищают отечество от фашистов. Мать впустила уставших солдат, накормила их всем, что смогла найти в доме, и уложила на полу, отдав им последние теплые вещи в качестве матраца. В то время, пока уставшие и измученные молодые парни легли спать, женщина бросилась к иконам, моля Бога о спасении солдат, об их возвращении в свой родной дом.
На утро отдохнувшие ребята поблагодарили хозяйку и отправились в путь, а она напоследок пожелала им поскорее разгромить врага, ведь дома солдат ждут матери, которые также могут приютить на ночлег простых русских солдат, тихо читая молитву о своих сыновьях.
Во время войны люди помогали друг другу, как могли, и понятия «чужой сын» не существовало. Поэтому такая история вполне могла случиться на глазах у самого Неменского, ведь он сумел передать всю гамму чувств и эмоций главных героев на картине, где мать с нежностью наблюдает за уставшими солдатами, вспоминая своих детей. Работа является неким символом страшной и беспощадной войны, в то же время показывая сплоченность русского народа и глубину души обычных людей, которым приходится выживать в такое страшное время.
Картина наполнена переживаниями и надеждами на спасение, о чем только и думала вся Россия в те непростые годы.
«Земля опаленная» Бориса Неменского и «Поединок» Петра Кривоногова. Сравнительный анализ картин.
«Земля опаленная» и «Поединок» принадлежат к крупнейшим достижениям того и другого художников. Первая картина относится к раннему периоду творчества автора – Бориса Неменского, вторая является одним из последних полотен Петра Кривоногова. В том и в другом случае перед нами – яркие образцы батальной живописи, между которыми немало общего, особенно в цветовом решении.
Композиционный центр картины Б.Неменского создается за счет изображения глубокого окопного рва, в разрезе которого не сразу угадываются люди. Искусствоведы справедливо полагают, что такое композиционное решение связано с тем, что земля – полноценный персонаж данной картины.
Что касается композиционного центра на полотне П.Кривоногова, то здесь решение автора – иное: последний оставшийся в живых боец, напрягающий все оставшиеся силы, чтобы подняться в смертельную атаку со связкой гранат, и вражеский танк – на заднем плане.
Затруднительно назвать эти картины сюжетными. Взят лишь эпизод. В первом случае – единственный уцелевший солдат в окопе, с руками, простертыми к небу, во втором – последний живой боец со связкой гранат против вырастающего из огня вражеского танка. Однако ритм картин принципиально отличается.
Картина Б.Неменского статична – на ней немое горе одинокого солдата, застывший на его устах крик отчаяния. П.Кривоногов пытается передать динамику безнадежного боя и в целом ему это удается. Кажется, что в следующее мгновение раздастся взрыв и пламя поглотит солдата-смертника вместе с танком.
Есть смысл задуматься над проблематикой. «Земля опаленная» может повествовать о любом эпизоде войны, в «Поединке» же, похоже, отражена ситуация первых дней и месяцев войны, когда военный перевес был на стороне агрессоров, и ничего другого не оставалось, кроме как бросаться с гранатами под танки. Но именно эти акты отчаяния и самоубийства замедлили продвижение вражеских войск вглубь территории страны. Живых персонажей на той и другой картине – по одному. Убитых – гораздо больше. Но они лишь угадываются – на первой картине в окопе, на второй – возле разбитой пушки.
К характеристике же цветовой палитры обеих картин подходит эпитет «желто-красный». Или, точнее сказать, «кроваво-красный», особенно применительно к картине Б.Неменского. У П.Кривоногова явно несколько задач – во-первых, максимально подчеркнуть трагизм происходящего и обреченность солдата, изображенного со спины, во-вторых, оттенить неестественность войны посреди зрелых хлебов. Пора собирать урожай, а вместо этого льется кровь и гибнут люди. На картине же Б.Неменского никакой зелени, никакой растительности практически нет – всё перепахано танками, отчетливо видны даже следы от их треков.
На переднем плане в картине Б.Неменского – одинокая фигура солдата, сидящего в окопе. Если присмотреться, то увидишь, что солдат немолод либо его состарила война. Критики даже высказывают предположение, что в недавнем прошлом солдат занимался крестьянским трудом, а на его ладони – несколько зерен. Его ладони горестно воздеты к небу. Возможно, это немая молитва по убитым товарищам либо знак того, что даже такая тяжело израненная земля не может быть бесплодной. Это предположение подтверждается словами автора: «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни».
У П.Кривоногова на переднем плане – фигура застывшего в последнем броске солдата. В руке у него – связка гранат. Совсем рядом – вражеский танк, уже охваченный огнем, но еще движущийся. Требуется остановить его любой ценой, в том числе и ценой собственной жизни.
Из выразительных художественных деталей можно отметить каску на бруствере окопа в картине Б.Неменского. Она не спасла своего владельца и уже вряд ли кому-то еще пригодится. Присмотревшись внимательнее, мы видим также разбросанные по обе стороны бруствера патроны и остатки колючей проволоки.
Стилистика обеих картин вполне традиционна для советской живописи тех лет. Это т.н. социалистический реализм, не претендующий на художественное новаторство, но представители которого стремились к правдивому, всестороннему, исторически конкретному отображению жизни во всей полноте ее проявлений. У этого направления по-прежнему имеются как приверженцы, так и противники. Именно этим и объясняется разброс мнений относительно обеих проанализированных картин в Сети – одни объявляют эту живопись пустой и бездарной, другие не менее аргументированно полагают, что в настоящее время редкий художник обнаруживает даже такой уровень художественного мастерства, как у Неменского и Кривоногова.
Павел Николаевич Малофеев
Борис Михайлович Неменский — художник и воин
В е л и к а я о т е ч е с т в е н н а я в о й н а
Ольга СКУРАТОВА,
учитель школы № 199, Москва
Борис Михайлович Неменский — народный художник России, участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Объединенных Наций.
Произведения Б.М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.
Первые шаги
Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич — финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать — дочь сельского священника, городская разночинная через отца — юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.
С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.
Фронт
Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.
Первые месяцы службы в студии Грекова дались молодому человеку нелегко. Ведь искусство — это свое суждение о жизни, а этой самой жизни он еще не знал. Тяжело начинать работу, по-настоящему проявить себя, судя о фронте только по рассказам и работам старших товарищей. У молодого художника далеко не все получалось, его часто вызывали на «ковер» к начальству, даже встал вопрос об отчислении из студии.
Первая командировка выпала в канун 1943 года на Калининский фронт в район Великих Лук. Юношеский максимализм звал на передовую, туда, где гремели бои, где, казалось, делалось «настоящее дело». Из этой поездки Борис Михайлович привез этюды и наброски, но, по мнению самого автора, они терялись среди работ более опытных студийцев. Однако обилие впечатлений, постоянная работа с натуры, умение учиться у старших товарищей делали свое дело: этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.
Много лет спустя художник Б.М. Неменский будет сожалеть, что за военной «экзотикой» атак и боев поначалу не смог разглядеть главного — солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет все глубже и глубже наполнять мысли и сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества. Именно фронт станет для мастера «школой жизни и искусства», помогая лучше понимать людей и себя, делать новые смелые шаги в профессии.
Художники время от времени возвращались из регулярных частей во фронтовую штаб-квартиру — Монинский дом офицеров под Москвой — для сдачи готовых работ, обмена опытом. В эти недели молодой художник пробует свои силы в станковой картине, ища свой почерк, работая над замыслом. Замысел первой картины (момент переноски санитарами раненого летчика) и его реализация заняли около месяца. Уже после войны Борис Михайлович будет вспоминать, что желание сделать «все как надо» в композиционном и живописном решении, «правда факта», диктуемая требованиями военного времени, затмили тогда «емкость содержания».
Вместе со своим другом Михаилом Гавриловым Неменский предпринимает новую попытку: рождается идея написать полотно об угоне советских людей в Германию. Но в конце концов соавторы оставили работу, поняв, что картина получается неинтересной и маловыразительной. Родился новый, более знакомый сюжет — «Возвращение в родные места». Радость творчества и горечь разочарования не раз посетят Бориса Неменского. В этот период начинает приходить осознание того, что в искусстве мало знаний и понимания, необходимо нечто большее — свои собственные переживания, свои личные боль и радость.
Много лет спустя этот закон станет главным в новой системе эстетического воспитания, которую предложит Б.М. Неменский. «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина — исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк».
Победная весна
Вся фронтовая обстановка и внутренний настрой участников событий требовали правды и убедительности, что накладывало особую ответственность на военного художника, чье творчество было востребовано и понято в суровое время, когда, казалось бы, музы должны были молчать. «Помню, я как-то целый день просидел в глубоком и мягком кресле, стоящем прямо посреди одной из улиц, ведших к центру Берлина, На перекрестке шел бой… Обе стороны улицы, как два длинных жерла вулкана, образовали над ней непроницаемый, гудящий шатер огня и дыма. А по улице туда и сюда шли, бежали солдаты с патронами, уносили раненых, двигали технику. По мере того как мы продвигались вперед и дома, догорая, обрушивались, бойцы подтаскивали мое кресло все дальше. «Вот, вот, давай, солдат, зарисовывай, как горит Гитлерово логово, так им и надо!» (1-6)
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
8 мая 1945 года — конец войны… Ликование, повсюду группы советских солдат, празднующих долгожданную победу, автоматные очереди салютов… А на Бранденбургских воротах, поднявшись по штурмовым лестницам, сидит художник в солдатской шинели и рисует еще местами дымящийся город, пытаясь уловить и запечатлеть в цвете удивительное чувство щемящей радости победы. Именно этот этюд, к сожалению, не сохранился, но в мастерской Бориса Михайловича хранятся последние фронтовые работы, выполненные в апреле–мае 1945-го. (7-8) В них чувствуется некая растерянность, как после окончания великого дела, когда наступает долгожданная минута затишья. Тяжесть победы перемешивается со светлым чувством ожидания новой радостной жизни, «когда дыхание весны стало не просто весной, а дыханием мирной жизни, преодолевшей войну, когда безотчетно казалось, что сразу после войны все на земле будет так хорошо, как еще никогда не было».
(7)
(8)
Победный 1945-й будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского. Картина «Мать»(9), написанная двадцатидвухлетним юношей, не просто сразу привлечет к себе внимание, она станет началом становления творческого метода художника, займет особое место в истории отечественной живописи.
Мать . (1945 )
(9)
Эта картина сразу никого не оставила равнодушным, ни критиков, ни зрителей, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, также окружавшей заботой художников-грековцев в своей московской квартире до или после поездок на фронт, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери, «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». Не случайно в образе юного солдата, заботливо укрытого теплым платком, угадываются черты автора. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.
Работы Б.М. Неменского — это картины-раздумья, наполненные полифоническим содержанием. Процесс их создания всегда долог, но это не значит, что долго пишется сам холст, его художник как раз стремится «писать быстро, на одном дыхании». Многосложным и порой мучительным является именно процесс — от зарождения замысла до его созревания: многочисленные наброски, этюды, эскизы, сомнения.
Неменский постепенно вырабатывает свой стиль работы над произведением. Начинает складываться особый творческий метод художника. В поисках композиции он не исправляет старые холсты, а пишет новые, что «убыстряет процесс работы, дает ей легкость непосредственности». Если поначалу старые холсты художник уничтожал, то со временем пришел к выводу, что они полезны для сравнения в процессе работы.
Суриковский институт
После окончания войны, уже будучи членом Союза художников СССР, Борис Михайлович продолжит свое образование, став студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Неожиданно с началом учебы начались и сложности. На первом же просмотре студенту Борису Неменскому было заявлено, что его путь неверен, что необходимо «все забыть и учиться заново». Остро обрисовались противоречия между предлагаемыми правилами работы и внутренними ощущениями художника.
На третьем курсе предложенные Неменским эскизы новой композиции в очередной раз не получают одобрения. Но уже сформировавшаяся внутренняя позиция — больше доверять в работе самому себе, своим чувствам и опыту — дает молодому художнику силы несмотря ни на что начать работу. А буквально через полгода за картину «О далеких и близких» студент Б. Неменский будет удостоен Государственной премии.
О далеких и близких (1950)
(10)
Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки студийца-грековца в конце 1942 года в действующую часть, занявшую плацдарм, глубоко врезавшийся во вражеские позиции. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. В таких условиях письма, которые солдаты перечитывали вслух и помногу раз, приобретали особую ценность. Работа над этим полотном раскрыла талант художника, который не только любит, но и умеет разгадывать человеческое лицо. Известный искусствовед Н.А. Дмитриева отмечает особое качество этого произведения — «мастерство тонкого, бережного письма, умение лепить и прорабатывать лица в мелком масштабе, передавая… тени затаенного чувства».
Эскиз, предложенный художником для дипломной работы, был также отклонен за «элементарность» композиции. Эта лиричная работа о сестре милосердия, полная поэзии, будет написана уже после окончания института.
Машенька (1956)
Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей. Картина подкупает добротой, искренностью и легкой ноткой печали, в ней «живет образ волшебной сказки, рассказанной по-своему, по-солдатски правдиво, бесхитростно, искренне» (Л.А. Неменская). В двойном освещении утреннего холодного окна и настольной лампы фигура девушки кажется очень трогательной. Взгляд ее устремлен куда-то внутрь себя, сосредоточен на каких-то едва уловимых, ускользающих воспоминаниях или мечтах. Автор смог передать удивительное состояние «между сном и явью, между реальностью и мечтой». Творческий поиск был долгим, было написано множество лиц. И в результате появился образ настолько проникновенный, что многие солдаты, прошедшие войну, уверяли: на картине изображена именно спасшая их медсестра.
Прошлое, настоящее, будущее
Все первые картины Бориса Михайловича Неменского на военную тему имели конкретного адресата — людей, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Чувства и воспоминания художника сливались с жизненными впечатлениями зрителей, выходя на вечную тему любви солдата к родине, это были работы «не о том, как он воевал, а о том, почему воевал, откуда брал душевные силы».
Но время шло, Великая Отечественная война постепенно стала уходить в историю, подрастал новый зритель, который уже не помнил ее. Однако в 50-е гг. тема войны стала ассоциироваться не только с прошлым, но и с будущим, сплетаясь с политическими проблемами времени. Для художника переосмысление роли военной темы в искусстве началось с дискуссии вокруг, казалось бы, одной из самых лиричных картин о войне — «Дыхание весны».
Дыхание весны.
Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:
«Сады цветут! А в лесу, где мы остановились, невероятный гомон птиц — особенно на зорьке… И цветы — какие-то нежно-голубые цветы на серой, еще покрытой прошлогодней листвой, земле. Мы, ребятами, любили подниматься раньше всех и слушать, и смотреть эту музыку. Все-таки странно: неужели, чтобы увидеть и понять всю эту родную красоту, необходимо было стать солдатом ? »
Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.
Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.
Но именно эта глубина и человечность картины вызвала серьезные нападки критиков, художника обвинили в отсутствии патриотизма и слабости идейного замысла, в «излишней увлеченности» внутренними переживаниями своих героев. На защиту художника встали зрители, задетые за живое картиной, идущей от сердца. Они заполняли книги отзывов, участвовали в дискуссиях во время проведения выставок, писали письма в газеты. «Он душу солдатскую раскрывает», — говорили одни. «Многие картины изображают то, что на поверхности, а нужно изображать то, что внутри… Неменский создал глубокий образ советского человека, образ, взятый изжизни…» — подхватывали другие. (11)
(11)
Земля опаленная. (1957)
Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.
(12)
Изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная земля — полноправный герой этой картины. Кричащий цвет подчеркивает весь драматизм событий, это не столько цвет земли, сколько окраска трагического переживания. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни», — пишет автор. В разломе окопа даже не сразу заметны люди. Художник стремится передать зрителям чувство усталости этих солдат и показать их стойкость несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет неудержная тяга к миру, к труду, к родной земле, живет все то, что дает силы выдержать и выстоять. Образ крестьянина-воина, держащего на дне окопа на ладони несколько уцелевших зерен, по мнению Н.А. Дмитриевой, «одно из высших достижений Неменского и едва ли не один из самых сильных человеческих образов в советской живописи».
«Солдаты-отцы»
Одна из главных тем, к которой постоянно возвращается в своем творчестве Б.М. Неменский, — тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства — и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», — напишет в своих воспоминаниях художник.
В картине реальная история приобретает символическое звучание: солдат — спаситель жизни, чувства солдата, как чувства отца, — стремление защитить. На фоне разрушенных печей и воронок от снарядов крошечная девочка, окруженная солдатами, как огонек спасенной жизни в плотном защищающем кольце. Свет исходит от маленькой фигурки, освещая лица солдат, именно он «согревает их сердца, дает силу продолжать свою миссию».(13)
(13)
Символ скорби
Темы, связанные с войной, в творчестве Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, сплетаясь с тревожными проблемами мира. Художник поднимает проблемы отношения к войне, к жизни, к человеку: «Я видел пашню, превращенную в пустыню, горящие города и села на русской, украинской, польской, немецкой земле. Не сознанием даже — каждой клеточкой своего тела ненавижу войну. Ненавижу то, что приносит она, и то, что приводит к ней: тупую ненависть человека к человеку, народа к народу, вскормленную фашизмом, до сих пор вскармливаемую!»
Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.
Это произведение — любимое детище художника. В первом варианте, появившемся на выставке, картина называлась «Безымянная высота» (Ил. 22), а в последнем «Это мы, Господи» (Ил. 23). Автор многократно возвращался к этой теме. «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец — фашист». Всего существует пять законченных вариантов этого произведения, в каждом из которых художник по-новому раскрывает тему.
Сюжет картины берет свое начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы… И я был поражен — мальчишка, юноша моего возраста и даже чем-то похожий на меня…»
Сюжет картины — двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец. «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один — в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в то же время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская).
Появившись на Всесоюзной выставке, картина вызвала много споров, состоялись дискуссии в Союзе художников, в Союзе писателей, на страницах журнала «Художник», картина была показана на выставках в семи городах страны, где зрители оставляли свои отклики. Одно из главных обвинений официальной критики — в «пацифизме» и «абстрактном гуманизме». Но зритель не согласился с критиками. Поддержал художника в трудное время и известный писатель Константин Симонов. В предисловии к одному из альбомов мастера он писал: «О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом . Но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война — далеко не лучший способ разрешения споров между людьми… Так вот — смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».
В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.
Картина «Безымянная высота» надолго «прописалась» в мастерской художника, ей не находилось места ни в одной постоянной музейной экспозиции. В 1985 году она чуть не погибла из-за хлынувшей из лопнувшей трубы горячей воды. И тогда Неменский дал согласие передать полотно в Германию, в музей современного искусства города Ахен. Знаменитый германский коллекционер П. Людвиг, искренне увлеченный русским искусством, убедил художника, что там ее увидят намного больше зрителей. Однако через месяц Борис Михайлович решает воссоздать полотно, назвав его «Это мы, Господи». В этом последнем варианте автор свел к минимуму приметы конкретной войны, что заставило заявленную проблему зазвучать с новой силой, вне времени и пространства. (14)
(14)
Тема женских судеб, искалеченных войной, зазвучала особенно трагично спустя несколько десятилетий после окончания войны. «Особенно меня волновала порожденная войной тема женского одиночества — тема невест и жен погибших солдат. Они благословили мужей на подвиг, помогали в трудную годину и совершают подвиг до сих пор, будут свершать его до самой смерти». (15-16)
(15)
(16)
Утраты (1963–1969)
Картина — часть квадриптиха, посвященного трагическим женским судьбам. Это символ скорби и одиночества, оплакивание навеки ушедшего счастья то ли на небольшом могильном холмике, то ли на «безымянной высоте». По воспоминаниям автора, «у картин плакали не только русские, но и немецкие, и японские женщины (один — красный — вариант после выставки остался в Токио)».
Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.
Память смоленской земли. (1993)
Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы — натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).
(17)
Все жизненные впечатления находят живой непосредственный отклик в творчестве художника. (Ил. 28–32) «Периодически в душе, уставшей от раздумий и травм, возникает острая потребность прикоснуться к свету, к радости. Тогда в первую очередь пытаешься погрузиться кистью, чувством не в дисгармонию сложных проблем современности, а в гармонию любви, семьи, детства». Борис Михайлович создает светлые, хрупкие, поэтичные произведения. Так рождаются жанровые сцены и портреты, пейзажи близкой сердцу северной и средней полосы России. «Поэзией пропитаны все поры нашей жизни. Это можно не замечать, не понимать, но без поэтического «вируса» не состоялось бы почти ни одного дела, которое мы делали бы с удовольствием, — будь то выращивание картошки, цветов или ребенка. Фактически это основа именно человеческих — очеловеченных веками чувств, основа нормальных — подчеркиваю, не особых, а нормальных, наших отношений. К семье, к природе, труду или обществу».
Художник-педагог
Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.
Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Новая программа впервые рассматривала искусство какподлинный путь воспитания личности. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка — до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека — это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным — на всю жизнь — оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека.
«Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, — а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», — так видит цель искусства художник, педагог, философ Борис Михайлович Неменский.
Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Литература
Автор неменский картина «стихи» сочинение срочно
Втор картины «Стихи» Неменский Борис Михайлович – художник, педагог, пропагандист новых, эффективных методов эстетического воспитания молодежи, автор книги «Мудрость красоты». На картине изображена молодая девушка, которая читает книгу со стихами. Она изображена на картине в профиль. Очень хорошо видно, с каким интересом читает она книгу. Основная палитра красок в картине синий и нежно – голубой цвет, что говорит об умиротворенном настроении. Ничто ей не мешает читать эти стихи, она полностью погружена в их смысл. Правой рукой она следит за текстом, это помогает сконцентрироваться за текстом. Положение левой руки передает нам смысл этой картины, в ней она нашла «саму себя». По ее губам можно сказать, что она читает вслух. Складывается такое впечатление, что она так погружена чтением стихов, как будто вокруг ее ничего не существует. После просмотра этой картины, мне очень захотелось взять любимую книгу и читать… Читать так же увлеченно, как эта девушка.
Добавить комментарий