Чеченцы когда приняли ислам

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду):

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

На арабском это звучит примерно так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх».

Смысл: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».

Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:

1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.

2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).

3. Благородный Коран — это последнее Божественное Писание, ниспосланное нашему Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.

4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.

5. Все предписания Священного Корана и нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной.

Когда человек принимает все эти основные положения веры как истинные — на словах и сердцем — он становится мусульманином.

Основные столпы веры заключены в этих словах:

آمنت بالله وملائكته وكتبه ورسله واليوم الآخر وبلقدر خيره وشرٌه من الله تعال وبعث بعد الموت

«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое — всё от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти».

Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как правило, в мечети. Однако это необязательно. Можно принять Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог один и что Мухаммад – Его Пророк, вы уже можете считать себя мусульманином и произнести шахаду.

Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо освободиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвидетельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.

Если вы пока не готовы исполнять все практические предписания религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное – признавать, что все исламские установления законны, то есть что каждый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день, поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алкоголь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас не получится сразу начать соблюдать все предписания, это не повод откладывать принятие Ислама. Быть немусульманином гораздо хуже, чем быть мусульманином, который грешит.

Тем не менее, надо осознавать, что принятие Ислама – это серьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблюдать религию на практике и постараетесь не грешить.

9.4. Исламизм

Исламизм — идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема — определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной модели общественного уклада, которая зиждилась бы на принципах ислама.

Исламизму как идеологии и политическому действию присущи следующие особенности. Во-первых, он ориентирован на реставрацию изначальных исламских ценностей и представлений; во-вторых, предполагает единство светского и религиозного начал в жизни общества, не приемлет секулярности; в-третьих, исходит из необходимости сильного лидерства, совмещающего светскую и духовную власть и обеспечивающего социальную справедливость; в-четвертых, отторгает чуждые ценности и неисламский опыт. Развитие общества на основе исламских ценностей и благодаря созданию исламского государства рассматривается как некий третий путь, альтернативный и либеральной демократии и социализму, как ответ на «вызовы» Запада.

В современном исламизме следует выделить умеренное и радикальное течения. Первое из них, состоящее из исламистов-прагматиков и имеющее наибольшее число сторонников, существует практически во всех арабских и многих мусульманских странах в форме легально действующих партий и общественных организаций. К радикальному исламизму относятся группировки, провозглашающие «священную войну» (джихад) против «иноверцев» и «мирового зла» (в лице США) в качестве единственного способа создания исламского государства. Это течение имеет скорее не религиозные, а общественно-политические корни.

Джихадисты ведут борьбу не только с Западом, но и с мусульманскими правителями, нарушающими, по их представлению, установки исламской религии. Они давно стремятся к свержению некоторых режимов в арабских странах (Египет, Алжир), а после англо-американского вторжения в Ирак активизировали террористические акции против саудовского правительства, продемонстрировавшего готовность сотрудничать с антитеррористической коалицией.

Известный американский специалист по Ближнему Востоку Д. Пайпс отмечает следующие различия между основными течениями в исламе:

«Если традиционный ислам учит людей жить в соответствии с волей Бога» и боится Запада, то радикальный ислам предлагает альтернативную модель глобализации, отвергающую западные ценности «во имя создания закрытого порядка, основанного на исламе»1.

Д. Пайпс рассматривает радикальный ислам как исламский вариант современных радикальных утопий, который, как и его радикальные утопические предшественники — марксизм-ленинизм и фашизм, «прокламирует цель конструирования идеального общества, принуждая людей жить в рамках заранее продуманного плана…» . По его мнению, радикальный ислам, «вопреки всему, что о нем говорят, — это не возврат к прошлому; это современная идеология, предполагающая не средство возвращения к давнему образу жизни, а инструментарий для пресечения модернизации».

В стратегии радикальных исламистов Д. Пайпс выделяет три основных элемента:

  • 1) создание «твердого ядра» («Аль-Каида», Талибан и т.д.), насчитывающего несколько тысяч бойцов;
  • 2) привлечение «симпатизирующих» из числа находящихся вне рядов каких-либо организаций (от 10 до 15% всего мусульманского населения, т.е. 100—150 млн человек);
  • 3) работа с мусульманами, не разделяющими радикальных исламистских взглядов, но охваченных антиамериканскими настроениями (по мнению автора, около 500 миллионов)1.

Для исламизма характерно усиление фундаменталистских, ортодоксально традиционалистских тенденций, проявляющихся в стремлении вернуться к истокам веры и решать проблемы мусульманских обществ исключительно с использованием норм шариата (системы нормативных положений, выведенных из Корана и Сунны), объединить мусульман во «всемирном халифате».

В тех странах, где исламские фундаменталисты приходили к власти (Иран, Афганистан), они не сумели продемонстрировать превосходство над предшествующими режимами во внутренней и внешней политике, осуществить обещанные преобразования в соответствии с постулатами Корана о справедливости и равноправии. Их действия по созданию «исламского государства» вызвали глубокое разочарование сторонников.

Активное в наши дни религиозно-политическое движение фундаменталистского толка ваххабизм возникло в середине XVIИ в. на основе учения аравийского проповедника Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4—1797/8). Он требовал возвращения мусульманской религии к ее истокам, выступал за джихад против тех, кто отступал от текста Корана и допускал произвольное его толкование.

В 1932 г. ваххабиты в результате борьбы создали независимое исламское государство — Саудовскую Аравию. С 1960-х годов и особенно после ввода советских войск в Афганистан в ваххабитской среде резко усилились джихадистские настроения, которые распространились за пределы королевства, в том числе на территорию России, особенно Северный Кавказ.

В 1999 г. радикалами была предпринята авантюрная попытка создания исламского государства в составе двух республик — Чечни и Дагестана. Группировка Ш. Басаева даже захватила часть территории Дагестана и провозгласила просуществовавшую несколько дней Исламскую республику Дагестан, сформировав «исламское» правительство.

Радикализация и политизация ислама не может быть объяснена только исходя из социально-экономических условий — бедностью, нищетой, безработицей и подобными явлениями, порождающими экстремизм. Как известно, Саудовская Аравия — одно из наиболее процветающих государств Ближнего Востока, но именно саудовское общество является базой поддержки исламского радикализма. Кроме того, многие лидеры наиболее экстремистских исламских группировок — выходцы из богатых семейств, находящихся на верхних этажах социальной иерархии, получившие современное образование.

С учетом того обстоятельства, что террористы-самоубийцы появляются преимущественно в достаточно благополучных странах и не испытывают материальных лишений, представляется справедливой следующая констатация Д. Пайпса:

«Процветание не решает проблему распространения радикального ислама, это же относится и к иностранной помощи. Вестернизация также нс решает проблему. Иногда даже кажется, что она порождает ненависть к Западу».

Более согласуется с действительностью объяснение исламского радикализма, основанное не на статично-экономическом подходе, а исходя из экономической и политической депривации. Иначе говоря, серьезные резоны имеет акцентирование таких факторов, как существенное снижение жизненного уровня населения, нарастание социально-экономических трудностей, отсутствие возможностей политического участия в делах общества, господство репрессивных режимов, засилие клановых структур. Действие всех этих факторов безусловно питает радикализм, но в целом является его фоном и удобным предлогом.

Было бы неверным искать объяснение радикализма исключительно в духовной сфере, и особенно в религии («вековая ненависть мусульман к христианам», «долг правоверного — убивать неверных» и т.д.). Ислам как религия не призывает к насилию и террору и не поощряет их. Либералы из числа исламистов интересуются возможностью синтеза исламских ценностей с западной традицией.

Главная причина политизации и радикализации ислама состоит прежде всего в разочаровании и фрустрации его приверженцев, вызванных тем, что «мусульманское сообщество избранных» оказалось в современном мире на обочине, переживает упадок и вынуждено бессильно созерцать, как «неверные» определяют судьбы человечества и правят миром. Фиаско всех светских форм правления, заимствованных у «неверных», — от западной «парламентской демократии» до насеровско-баасистского «государственного социализма» привело мусульманских активистов к выводу о том, что первопричина бед — отход от принципов изначального ислама, а путь к решению многочисленных проблем — восстановление этих принципов во всех сферах жизнедеятельности.

Эмоциональная напряженность и психологический дискомфорт мусульман вызваны также потерей Палестины вместе с Иерусалимом, серией поражений в войнах с Израилем. Эти события воспринимаются не столько как политическая, сколько как религиозная трагедия, как оскорбление ислама. Поддержка Израиля Соединенными Штатами в глазах мусульман, и прежде всего арабов, делает Америку их главным врагом, «мировым злом».

Таким образом, радикальный политический ислам не является чисто религиозным феноменом, борьбой ислама против христианства и иудаизма. Он в значительной степени представляет собой реакцию на «упадок исламского мира» и отражает стремление мусульман возродить свое достоинство путем развития собственных мировоззренческих и культурных оснований, преодолеть отставание от «безбожного» и «материалистического» Запада.

Представляется справедливым мнение Д. Пайпса о причинах непримиримости исламистов: радикализм вызван не каким-то религиозным рвением, а является результатом аккумуляции определенного политического опыта, приведшего к выводу о необходимости создания теократического тоталитарного государства как единственного способа сохранения самобытности мусульманской «суммы» (общины) перед лицом экспансии со стороны декадентской цивилизации Запада.

Из-за дисперсности исламской цивилизации ее перспективы трудно прогнозируемы. Вместе с тем потенциально эта цивилизация обладает огромной мощью, динамизмом и могла бы внести значительный вклад в развитие человечества. Судьба исламской цивилизации в существенной степени зависит от ее способности вписаться в процессы глобализации, адаптироваться к условиям информационной революции. Насильственные акции, разжигание ненависти и призывы к беспощадной борьбе с «иноверцами» могут нанести непоправимый урон естественному приспособлению исламских ценностей к постмодернистским реалиям современного мира.

Отечественные востоковеды (А. Малашенко, Г. Мирский и др.) обоснованно констатируют, что воинствующий фундаментализм ведет к изоляции мусульманских государств и отходу от магистрального пути мирового прогресса. Для предотвращения терроризма они считают необходимым длительный, рассчитанный на многие годы внутримусуль- манский дискурс, в ходе которого радикалам и экстремистам, использующим ислам для прикрытия своих человеконенавистнических проектов, был бы дан достойный идейный отпор, а их взгляды, искажающие и компрометирующие подлинный ислам, были бы разоблачены и отброшены1.

Для позиции западного исламоведения по вопросу о способах нейтрализации угрозы, исходящей от исламского радикализма, характерны суждения, высказанные Д. Пайпсом. Признавая популярность и распространенность радикального ислама, невозможность его уничтожения чисто военными средствами, Д. Пайпс считает, что эффективная стратегия противодействия исламистам должна включать: во-первых, «убеждение и сдерживание» с целью доказать контрпродуктивность насильственных акций как способа достижения политических целей и, во-вторых, привлечение в качестве союзников умеренных мусульман, которые были бы противовесом радикала .

По мнению Д. Пайпса, соперничество основных течений ислама будет длительным и, вероятно, наиболее масштабным идеологическим противостоянием со времен холодной войны, а успех умеренного ислама является наиболее эффективной формой контртерроризма.

Ценность исследований по проблематике радикального ислама состоит в том, что они не только обеспечивают прирост нового знания, но и привлекают внимание мирового сообщества к создаваемой исламскими экстремистами беспрецедентной опасности для самого существования цивилизации.

  • ‘Pipes D. L’Islam radical. A la conquete du monde. Paris: Cheminements, 2008. P. 31, 32.
  • Ibid. P. 28.
  • Pipes D. Op. cit. Р. 139.
  • Pipes D. Op. cit. Р. 109, 177,315.
  • ‘ См.: Мирский Г. Исламизм — третья ступень ракеты деколонизации? // . — Режим доступа: http://www.wpec.ru/text/20080520041.htm; Малашенко А.Исламизм на все времена // Pipes D. Op. cit. P. 222.
  • Ibid. P.314, 317,318.

Ислам Дудаев завоевал право участия на Ярыгинском турнире

23.01.2018 10:02

В Красноярске завершился открытый Всероссийский турнир по вольной борьбе среди мужчин и женщин на призы Академии борьбы имени Д. Г. Миндиашвили.

Одним из финалистов состязаний стал Ислам Дудаев — воспитанник ДЮСШ№1 с.Пригородное Грозненского района Чеченской Республики.

Как сообщает kraysport.ru, соревнования продлились три дня и впервые в своей шестнадцатилетней истории стали отборочными к Ярыгинскому турниру для мужской сборной России.

Новый статус турнира Академии существенно расширил географию его участников: за путевки на Ярыгинский турнир боролись 400 спортсменов из 24 регионов России. Также за призовые места турнира Академии сразились более сотни иностранных борцов, среди которых представители США, Финляндии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии и Китая.

Ислам Дудаев на пути к финалу провел пять схваток. На финальную встречу Ислам не вышел и его сопернику – тувинцу Начыну Куулару автоматически присудили первое место, а чеченскому борцу, соответственно, досталась серебряная награда.

Стоит отметить, что Ислам в 2017 году добился неплохих результатов: на проходившем в июне в Республике Ингушетия юбилейном XXV чемпионате России по вольной борьбе среди взрослых Дудаев стал бронзовым призером. Тем самым он завоевал право участия в первенстве мира по трем стилям борьбы среди молодежи до 23 лет, которое проходило в Польше. Российскую команду в Польше чеченский борец представлял в весовой категории 61 кг. В 1/8 финала он без проблем прошел Рэнди Вока из Швейцарии — 10:0, а затем, в четвертьфинале, сильного иранца Имана Садегикуканендеха — 6:5. Но в полуфинале Ислам потерпел безнадежное поражение от японца Риниа Накамура — 0:10. В малом финале Дудаев, выиграв у Хусейна Шахбанова из команды Беларуси — 5:0, также стал бронзовым призером первенства. Напомним, И. Дудаев является воспитанником заслуженных тренеров Чеченской Республики Умара Сулейманова и Вахида Хусанова.

При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.

www.grozny-inform.ru Информационное агентство «Грозный-информ»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Также в разделе «Здравоохранение и спорт»:

03.01.2020 / 16.51 Апти Давтаев проведёт свой следующий бой против Китта Барри 01.01.2020 / 22.19 Предстоящий бой Кадырова и Емельяненко вызвал большой общественный резонанс (видео) 01.01.2020 / 14.48 Капитан ФК «Ахмат» Ризван Уциев продлил контракт на год 31.12.2019 / 17.58 В Чеченской Республике дзюдо развивается семимильными шагами 31.12.2019 / 17.48 Впервые автопилоты Чечни стали мастерами спорта