Человек и вера

Вера как основа человеческой жизни

Казалось бы, что данные понятия уже давно всеми поняты и приняты. Скорей всего так и есть, с одной лишь разницей – каждый понимает их по-своему. Достаточно часто, когда рождаются девочки-тройняшки, их называют этими именами – Вера, Надежда и Любовь. Возможно, это связано с историей в религии, когда три сестры отстаивали свою веру и отдали за неё жизнь. Но наверное чаще всё-таки эти имена выбирают именно из-за тех понятий, которые они обозначают. Ведь для каждого из нас очень важно иметь в своей жизни веру, надежду и любовь.
Вера в себя
Понятие Веры очень тесно связано с религией, и именно на вере основываются все существующие на сегодняшний день религиозные направления. Даже при поиске в интернете по слову «вера» – больше всего выдает ответов по вере в Бога. Всегда остаются вопросы, на которые нет ответов, и в каждой религии в таких случаях опираются именно на веру. В данной статье мы отойдем от религиозных понятий и поговорим о вере как об основе нашей жизни, без которой не может прожить ни один человек.
Во что мы верим? Как мы выбираем, во что верить, а во что нет? Откуда берётся наша вера? Все эти вопросы имеют один ответ – всё в нас самих. Человек прежде всего слушает себя, свой внутренний мир, принимает решения исходя из своих жизненных понятий и ценностей. Всё это формируется в нас на протяжении многих лет, под влиянием разных факторов – семьи, окружающих нас людей, страны, религии, политики, знаний и многих других аспектов. Каждый человек уникален по-своему, он смотрит на жизнь и видит её в тех красках, которыми полна его суть.
Человек позитивный смотрит на всё с радостью и пытается найти хорошее даже в сложных моментах, он верит в то, что как бы не повернулась жизнь, она прекрасна. Человек с пессимистическим настроем во всём видит неудачу, он верит в то, что с ним не может произойти ничего хорошего, ведь, по его мнению, такова жизнь. Человек осторожный всегда подозревает в окружающих обман и подлость, он считает, что люди не могут жить честно. И так с каждым, кто во что верит, то и получает.
Но всегда есть то, во что мы верим, без веры человек теряет смысл жизни, он не может жить дальше и что-то делать. Если не верить ни во что, то жизнь становится пустой, неинтересной, безликой, бессмысленной…
Именно поэтому важно верить, и прежде всего, верить в себя! В то, что раз вы есть, значит это важно, значит ваша жизнь ценна, и вы можете многое сделать. Верить в то, что вы можете достичь всего, чего захотите, что все ограничения устанавливаем только мы сами. Верьте в свои ценности и правильность поступков, верьте в свою удачу и успех, верьте в то, что вы делаете и в то, что ещё хотите сделать. Верьте, и всё у вас получится!
Но всегда помните, мы сами выбираем, во что нам верить!

Слепая и истинная вера

Для начала предлагаю вам определение слова ВЕРА в известной всем свободной энциклопедии Википедии:

Ве́ра — признание чего-нибудь истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Этимология толкует как слово ВЕРА предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка, канат; связующее, соединяющее).

В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.»
Новый Завет (Евр.11:1)

Об атеистическом подходе к слову ВЕРА можно по высказыванию Бертрана Рассела:

Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда не можем убедиться в чем-либо, предчуствием чего либо, особенно, когда происходит. Ведь так его не объяснишь рационально. Кроме рассказов про радиоволны и передатчики и приёмниики, но опять же визуализация только в медетации возможна.

Толкование слова Вера

Толковый словарь Даля:

Вера — уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных.

Философская энциклопедия:

Вера— глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.

Новейший философский словарь:

Вера — глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии — вплоть до самоотречения: «верю» как «верую») и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).

Ну и так далее, при огромном желании вы можете изучить более подробно кликнув по ссылке подробнее и там содержится так же толкования слова ВЕРА в других словарях. Мы же пойдем дальше.

Судя по всем вышеперечисленным определениям сама по себе вера является вредным не нужным для жизни явлением. Так как она обходится без рациональных оснований и подменяет «истинные доказательства» возбуждая лишь одни чувства. И типа верующий человек принимает за истину и достоверность не доказанное и принципиально недоказуемое. Признание истинным и достоверным то чего не видели и не знают. Вот такое лживое толкование, причём везде.

Точнее о вере выразилась христианская церковь в православной традиции: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — осуществление подразумевает действие с верой, то есть вера должна быть действенной, а иначе она слепа. Такую суть часто в определение этого слова вносили православные старцы.

Вот уж истинно Солнечная система выходит из темных миров.
Заканчивается ночь Сварога.
Также век Кали-Юги

Все вышеперечисленные толкования мы отнесём к слепой вере. Различия между слепой и истинной верой заключаются в том, что истинная вера основывается на знаниях, на собственном опыте. И человек истинно веруя знает, что будет так, а не иначе и самое главное так оно и происходит. Будь его вера основана на чистой фантазии, не подкреплённая определёнными знаниями, то и результата положительного не было бы. И примеров сему великое множество. Если бы не верил человек, то и ничего бы не открывал, не существовало бы телефонов, машин, подводных и надводных атомоходов и т.п. Да и в Космос не полетели бы. Ведь до создания чего-либо все считалось и считается ересью, вымыслом и невозможным.

Люди часто полагают, что верующий человек пассивно ожидает сбывание своих мечтаний, того или иного события, в зависимости от того, во что верит. Однако сие не так, вера определяет собой состояние сознания и души при котором он не может сидеть сложа руки и ждать, он начинает наоборот вдохновенно, одухотворённо действовать.

Слепая вера не несёт силу в себе, в отличии от истинной веры. Допустим вам передали информацию, выложили теорию чего либо, изложили учение, чего сейчас развелось на каждом шагу, вера во всё перечисленное будет слепой верой, также как и информация, пока вы сами не пройдёте этим путём и собственным опытом не познаете, не подкрепите знаниями. Тогда вы будете убеждены в том, что в начале было информацией.

В зависимости от источника информации, человек может поверить сразу, в зависимости от его мировосприятия, предпочтений и системы ценностей. Или исходя из собственного опыта провести аналогии и также с самого начала иметь веру. Первооткрывателям приходит именно такая вера, он не видит объект открытия пока визуально, но в своём воображении видит вполне реально и обосновано с собственными знаниями.

В нашей жизни есть такие явления, которые никак не увидишь находясь в обычном восприятии, другими словами они для научного сообщества и всей ортодоксальной науки недоказуемые. Хотя они происходят и некоторые личности успешно их используют, сие не значит, что явления идут вразрез с наукой, просто наука пока их не открыла. Обычный человек не может такие явления объяснить и понять, в некоторых случаях увидеть, зато может ощутить и увидеть последствия. Это касается ауры, духовного мира и всего непознанного.

В данном случае всё зависит от источника, как человека (духовный лидер, пастырь, святой отец, учитель и т.п.), так и книг и всевозможных писаний. Человек сначала с полным доверием верит, а потом подходит к тому, что так же видит и управляет этим явлением. Однако именно отдаваясь авторитетному мнению и веря в него безоговорочно можно попасть в ловушку и подцепить крючок слепой веры. В жизни часто авторитетное мнение в любой области решает всё. Возьмём научное сообщество, в котором из-за таких мнений всем открытиям приходилось пробиваться через толщу непринятия и недопонимания многих профессоров и академиков — яркий пример заблуждений великих авторитетов и слепой веры последователей. Другая сторона медали, допустим вы встретили Иисуса Христа, Будду, Учителя и ему не поверить??? Остаётся уповать только на себя и сопоставлять насколько жизненна и что дает именно вам, и как влияет на вашу жизнь любое явление или информация.

Путь у каждого свой, но для многих и религия, учения, боевые искусства становятся просто инструментами, лестницами так сказать. Боевая техника, на самом деле создана не для постоянных драк, хотя в течении тысячелетий она оттачивалась в действительных битвах, где нет никаких правил. А вот выбор за каждым.

Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие

Предисловие к первому изданию

Отзывы на первое издание

Предисловие автора ко второму изданию

Глава I. Поиск веры. Зов Многообразие путей Философия ищет Творца вселенной Богооткровенная религия. Антология святооческих текстов Глава II. Бог. Этимология слова «Бог» Божественные имена Свойства Бога Катафатизм и апофатизм Антология святооческих текстов Глава III. Троица. Тайна Троицы Троичная терминология Полнота Божественной жизни в Троице Антология святооческих текстов Глава IV. Творение. Бог Творец Ангелы Происхождение зла Вселенная Антология святооческих текстов Глава V. Человек. Сотворение человека Образ и подобие Душа и тело Жизнь первых людей до падения Грехопадение Распространение греха Ожидание Мессии Антология святооческих текстов Глава VI. Христос. Новый Адам Христос Евангелия: Бог и Человек Христос веры: две природы Две воли Христа Искупление Антология святооческих текстов Глава VII. Церковь. Царство Христа Небо на земле Свойства Церкви Церковная иерархия Женщина в Церкви Богородица и святые Иконы и крест Антология святооческих текстов Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Крещение Миропомазание Евхаристия Покаяние Елеосвящение Брак Священство Монашество Антология святооческих текстов Глава IX. Молитва. Богослужение Богослужебный язык Молчание Внимание Умное делание Молитва и богословие Плоды молитвы Антология святооческих текстов Глава X. Обожение. Видение Бога Преображение человека Антология святооческих текстов Глава XI. Жизнь будущего века. Конец человеческой истории Душа после смерти Молитва за умерших Воскресение мертвых Страшный Суд Ад Рай. Царство Небесное Антология святооческих текстов Указатель к текстам, помещенным в конце каждой главы Сведения об авторе

Предисловие к первому изданию

Несмотря на подзаголовок «Введение в православное догматическое богословие», книга игумена Илариона «Таинство веры» предназначена не только для духовных семинарий и академий. Она адресована гораздо более широкому кругу читателей – по сути, всем, кто стремится от интуитивной и неосмысленной веры прийти к глубинам той веры, которая раскрывается в учении Отцов Церкви. Но огромное достоинство книги отца Илариона – в том, что она никогда не оставляет в стороне опыт верующего. Ибо учение Церкви укоренено в ее Литургии, в ее молитве, в переживаемом ее членами опыте присутствия Бога во Христе. Христианство -не философия, не теория, не идеология, но сама жизнь -истинная жизнь, полнота жизни. И христианское богословие должно быть достаточно всеобъемлющим, чтобы если не вместить эту жизнь, – ибо последнее невозможно, – то по крайней мере показать ее истинное величие. Реальность Слова Божия, ставшего плотью, никогда не может быть адекватно выражена посредством человеческих слов; и тем не менее мы должны пытаться делать это, если нам надлежит быть готовыми «дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании» (1Пет. 3:15).

Отец Иларион пользуется современным языком для выражения опыта, содержащегося в двухтысячелетнем Предании Церкви. Делая это, он выполняет задачу, которая в каждую эпоху должна решаться заново. Это особенно важно сегодня, когда столь многие утратили способность непосредственного восприятия тех сокровищ, которые предлагает им Православная Церковь. Отец Иларион внимателен как к историческому пути Церкви, так и к ее неизменяемой природе. Он говорит от имени Предания Восточной Церкви, однако сравнивает ее учение с западной традицией, указывая на различия, из которых одни являются поверхностными, другие – более глубокими. И на протяжении всей книги подчеркиваются связи между учением Отцов и учением Нового Завета, Церкви и апостолов.

Это книга, которую можно горячо рекомендовать. Книга, которая является поистине введением, в этимологическом смысле, в богатства и глубины православной веры, потому что она ведет человека внутрь веры – туда, где живет сам автор. В эпоху, когда Православие приобретает все более широкую известность во всем мире, следует надеяться, что настоящая книга скоро появится и в переводах на европейские языки.

ВАСИЛИЙ, епископ Сергиевский, викарий Сурожской епархии

Отзывы на первое издание

Труд отца иеромонаха Илариона «Таинство веры» – очень ценный и своевременный вклад в русскую богословскую литературу. Книга написана языком простым, живым, от опыта и жизни Православного Предания. Отец Иларион «вводит» читателя, даже богословски неискушенного, в тайники Православия, затрагивая главные области догматического вероучения: пути к Богу, троичная тайна, мир и человек, Христос-Спаситель, тайна Церкви, таинства, молитва, обожение, жизнь будущего века.

Само заглавие «Таинство веры» подводит к более углубленному и расширенному пониманию «таинства», чем то, которому учит нас «школьное» богословие. Сама Церковь, Тело Христово есть первичное «таинство», и в ней мы приобщаемся полноте «тайны» спасения, силою Святого Духа и подвигом веры.

Книга оснащена множеством цитат, помимо, конечно, Священного Писания, из святоотеческой письменности, да и из современной православной богословской литературы, ибо Священное Предание не замыкается в средневековье и дуновение Духа продолжается и в наше время. Церковь Святая есть старица с вечно юным лицом. Современное православное богословие вложило богатейший вклад в сокровищницу вероучения, и книга отца Илариона об этом ярко свидетельствует.

Чрезвычайно ценно также обильное использование богослужебных текстов, молитв, песнопений. Литургическое предание должно рассматриваться наравне с богословскими трудами Святых Отцов как первичный источник православного боговедения. Нелегко представить современному читателю духовные сокровища Православия, не вдаваясь в суконный язык учебников, но эту задачу отец Иларион выполнил с полным успехом.

От всей души желаю широкого распространения «Таинству веры» и плодотворного богословского и духовного творчества его автору.

Протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ, ректор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже

Предисловие автора ко второму изданию

Эта книга была написана «на одном дыхании» – в течение Великого поста 1992 года. В своем первоначальном виде она представляла собой подборку материалов для лекций по догматическому богословию, не предназначенных для печати. Книга увидела свет в 1996 г. по инициативе группы студентов Свято-Тихоновского православного богословского института. Вскоре появились английский и французский переводы. Отдавая русский текст в руки переводчиков, автор всякий раз вносил в него изменения, сокращения и уточнения. Так появилось на свет настоящее, второе издание.

Книга не является систематическим изложением догматического богословия Православной Церкви. Жанр книги может быть определен как личный комментарий автора, православного священника, к догматам Православной Церкви. Поэтому книга скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Так как книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся учением Православной Церкви в его историческом развитии и в его отношении к современным проблемам, автор считал необходимым дать читателям возможность услышать живой голос учителей Церкви и некоторых ее ведущих богословов, и потому приводил буквально их высказывания относительно основных догматов вероучения.

Догмат – слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»)1. Догматы богооткровенны, потому что они основаны на Священном Писании, хотя окончательно сформулированы в позднейшую эпоху. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом. В отличие от догматов, ереси (от греч. hairesis – букв. «выбор», «изъятие») представляют собой богословские мнения, противопоставленные церковному учению, как бы изъятые из его контекста. Все догматы были сформулированы в ответ на возникавшие ереси. В свою очередь, и ереси рождались из недоумений по основным пунктам вероучения. Многовековая история христианства наполнена постоянной борьбой с ересями: в этой борьбе крепло сознание Церкви, оттачивались формулировки, развивалось богословское мышление. Система православного догматического богословия – итог всей двухтысячелетней истории христианства.

В современном мире широко распространен такой взгляд на религию, при котором догматы рассматриваются как нечто необязательное и вторичное, а первичными признаются нравственные заповеди. Отсюда – религиозный индифферентизм и равнодушие к богословию. Однако Церковь всегда сознавала, что догматы и заповеди связаны неразрывно и одно не бывает без другого. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:26). А по апостолу Павлу, «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). В этих двух фразах нет противоречия: дела необходимы, но они не спасительны сами по себе, без веры, потому что спасает людей Христос, а не их собственные добродетели.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Христос (Ин. 8:32), Который Сам является единственной Истиной, Путем и Жизнью (Ин. 14:6). Каждый догмат раскрывает истину, указывает путь и приобщает к жизни. А каждая ересь удаляет от истины, закрывает для человека путь ко спасению и делает его духовно мертвым. Борьба за догматы, которую вела Церковь на протяжении всей своей истории, была, как показывает В.Лосский, борьбой за спасение человека, за возможность приобщения к истинной Жизни, единения с Богом и вечного блаженства.2

Православное богословие никогда не располагало таким полным и исчерпывающим сводом вероучительных истин, каким для католического Запада являлась «Сумма теологии» Фомы Аквинского, где была сделана попытка систематизировать все христианское вероучение в виде вопросов и ответов. Труд Аквината на долгие столетия предопределил развитие богословской мысли Запада, которая становилась все более рациональной и схоластичной. Волей исторических обстоятельств православное богословие последних веков испытало на себе сильное влияние западного «школьного богословия», отразившееся, в частности, на русских учебниках по догматике, написанных в XIX веке. Оторванность от реальной духовной жизни и умозрительность, характерные для «школьного богословия» Католической Церкви вплоть до Второго Ватиканского Собора, в значительной мере присущи и русскому догматическому богословию прошлого столетия. И лишь в XX веке, трудами таких богословов, как Владимир Лосский, протоиерей Георгий Флоровский и других, был положен конец схоластическому засилью в русском богословии и выработано общее направление дальнейшего богословского поиска, лозунгом которого стало «вперед – к Отцам».

Жизнь во Христе есть духовный огонь, а богословие, построенное в первую очередь на доводах разума, подобно соломе, попаляемой и уничтожаемой огнем подлинного религиозного опыта. Говоря так, мы вспоминаем самого «отца схоластики» Фому Аквинского, которому, как повествует его жизнеописание, незадолго до смерти явился Христос, после чего он неожиданно для всех прекратил литературную деятельность, оставив незаконченной свою «Сумму». «После того что я видел, все, написанное мною, кажется мне подобным соломе», – сказал он своим ученикам.3

Богословие должно не противоречить религиозному опыту, а наоборот, исходить из последнего; именно таким было богословие Отцов Церкви на протяжении двадцати столетий – от апостола Павла и священномученика Игнатия Богоносца до святителя Феофана Затворника и преподобного Силуана Афонского. В нашей книге мы стремились основываться на учении Святых Отцов, учитывая, впрочем, не только то, что у всех церковных писателей было общего, но и те частные богословские мнения (теологумены), которые вносились отдельными авторами в сокровищницу христианского вероучения. Главным критерием богословской точности служит, по православному пониманию, так называемый consensus patrum – «согласие Отцов» по основным вопросам доктрины. Однако нельзя понимать этот consensus как нечто искусственное, созданное в результате отсечения у каждого автора всего индивидуального и наиболее яркого, как некий «общий знаменатель» святоотеческой мысли. Нам представляется, что «согласие Отцов» подразумевает их общность в главном при возможных разногласиях по отдельным пунктам. Поэтому многие частные мнения Святых Отцов, будучи плодами духовного поиска богопросвещенных мужей веры, не должны искусственно отсекаться для создания упрощенной схемы или «суммы» богословия.

В нашей книге мы, помимо высказываний Отцов и учителей Церкви, приводили мнения некоторых современных православных богословов. Православная догматика не является памятником христианской древности: она требует живого восприятия и современного комментария, учитывающего опыт человека XX столетия. Нельзя, например, излагая догматическое учение Церкви, обходить молчанием взгляды таких выдающихся богословов, как митрополит Сурожский Антоний или архимандрит Софроний (Сахаров), которые сумели, оставаясь верными святоотеческому Преданию, ответить на жгучие вопросы сегодняшнего человека – вопросы, далеко не всегда совпадающие с тем, чем интересовались в IV веке. Православная догматика не может быть сведена к простому повторению того, что было сказано древними Отцами. Речь идет не о переосмыслении догматов, но о таком их осмыслении заново, при котором частью догматической системы становится опыт современного христианина.

Основанное на духовном опыте, чуждое рационализма и схоластики, православное богословие остается живым и действенным в наши дни не менее, чем сотни лет назад. Одни и те же вопросы всегда стояли и стоят перед человеком: что есть истина? в чем смысл жизни? как достичь истинного богопознания и блаженства в Боге? Христианство не стремится поставить точки над i, исчерпав все вопрошания человеческого духа. Но оно открывает иную реальность, настолько превосходящую все окружающее нас в земной жизни, что, встретившись с ней, человек забывает свои вопросы и недоумения, потому что душа его соприкасается с Божеством и умолкает в предстоянии Тайне, выразить Которую не в силах никакое человеческое слово.

Что такое — вера, духовность и религия?

Вначале рассмотрим три самых главных для религиоведения понятия.

Первое. Что такое — «вера»? Историко-этимологический словарь современного языка дает два определения этого понятия: 1) готовность признать существование, наличие чего-либо возможного, предполагаемого, граничащая с убежденностью в чем-либо, «твердая надежда на что-либо»; 2) «религиозное мировоззрение». Однако первое определение приравнивает веру к уверенности, убежденности, что далеко не так. Подобное искаженное определение веры используют некоторые религиоведы. Второе определение сближает веру с религией, что не совсем правомерно, ибо «религия» есть, прежде всего, одна из форм общественного сознания, имеющая определенную инфраструктуру. Кроме того, второе определение придает вере характер некоей системы взглядов, воззрений, что на самом деле является лишь частью веры.

Для религии необходимо несколько (хотя бы двое или трое) духовно схожих (сродных) и единых в вере людей, находящихся в особом устойчивом, организованном и целенаправленном общении. Вера исходит из индивидуальности верующей личности, а религия — из общности верующих людей. Понятие «религия» делает акцент на общественную связь с тем или иным объектом культового поклонения. Любая религия зарождается, как показывает история, от конкретной личной веры.

Отдельные религиоведы считают, что к вере приходят через некий промежуточный этап, именуемый доверием. Однако такой подход не раскрывает источника объективности личной веры, делая ее субъективным внутренним состоянием психики одного человека или группы людей. Некоторые философы и религиоведы утверждают, что вера не может претендовать на объективную значимость, что она — всего лишь основа доверия. Более того, они говорят, что тот, кто знает, не может верить, якобы вера всегда «слепа», всегда основана на риске собственной личностью. Сторонники таковых гипотез выделяют теоретическую веру в то, что нечто есть, и религиозную веру в области непознаваемого. Они уверены, что якобы никакое объективное знание о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах невозможно. Однако любой верующий скажет, что это не так.

Древнерусское слово «вера» означало «верование», «правда», «присяга», «клятва». В древних языках германской группы оно соответствовало понятиям «честность», «правда», «истина», «союз», «договор», «обет», «дружба». Подлинное значение слова «вера» объединяет эти понятия, устанавливающие некие связи между личностями. Но упор делается на ту личность, которая, собственно, и верует.

В качестве примера приведем христианское определение веры, которое дает апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. … Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11.1 -3.). В этих стихах важны слова — «осуществление ожидаемого» и «верою познаем». С этим определением согласятся адепты большинства религий.

Православие, ислам и буддизм, а также любые иные религии согласны с тем, что благодаря вере познаются явления духовного и нравственного мира, а также обретается в жизни то, что верующий человек ждет. Каждый сознательно и действительно верующий человек практически постигает, что всякая вера является источником тех или иных духовных знаний, умения и опыта. В зависимости от истинности или ложности веры эти знания и опыт будут истинны или ложны, созидательны или деструктивны, правдивы или правдоподобны. Вера отсутствует у животных. Вера есть проявление особой формы сознания личности.

Сотрудникам правоохранительных органов при изучении религий важно знать, что, согласно вероучениям, принять веру может лишь человек, который добровольно понял всей глубиной своего сердца и разума, что вопрос о вере — не просто некое мнение, но есть проблема вечной жизни и ее противоположности — вечной смерти. Это оказывает сильнейшее влияние на мотивацию верующих людей. В случае деструктивных культов это часто оборачивается мотивацией и оправданием преступных действий.

По мнению религий, каждая вера (даже с виду отрицающая сама себя) непременно имеет прямую и обратную духовную связь человека с тем или иным объектом (точнее — духом) культового поклонения. Термин этот часто используется в религиоведении, теологии и религиозной философии. Для верующего существенно, что за всяким объектом культового поклонения, любым идолом и кумиром (даже неживой вещью) обязательно пребывает конкретный мир духовности.

Второе. Что такое «духовность»? «Духовный» — качество личности, которое определяет ее деятельность в духовном мире; стержень веры, религий, мировоззрений, идеологий, целей и смысла существования, права, политики, мотиваций, морали и нравственности.

Понятие «духовность», с точки зрения этимологии, указывает на сущность, истинный смысл, глубинное содержание чего-либо или кого-ли-бо, как говорят верующие — дыхание жизни. Оно сродни со словом «дух», производно от него. Духовность есть, в частности, свойство человека, через которое проявляются действия духовного мира в нем и через него, в идеальном и материальном мире. Словом «дух» в религиях может означать дарованную кому-то Богом (или иным объектом поклонения) «власть» и «силу», позволяющую совершать необычные действия. Еще одно значение этого слова — «воля» или «отношение» человека, особенно когда речь идет о его взаимоотношениях с Богом.

Термином «дух» обозначают два разных, но часто взаимодействующих явления. С одной стороны, под ним понимают некую внутреннюю духовную и душевно-психическую основу человека или социального объединения (группы, организации, народа и т.п.). С другой стороны, духами называются, согласно учениям большинства религий, бесплотные, способные к довольно широкой самостоятельной деятельности духовные существа, одаренные, так или иначе, умом, волей, могуществом.

Под духовностью в религиозной философии часто понимается отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом культового поклонения (Богом, богами, идолами и т.п.) и духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности.

Кроме того, духовностью называется способность личности (ее души, ее «я») и сообществ личностей, которая позволяет создавать указанные отношения и их отображения во внешнюю реальность.

Рассмотрим одно из современных атеистических определений духовности: «Духовность — это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию». Объективные религиозные основы духовности здесь проигнорированы, что типично для материалистического и атеистического религиоведения. Поэтому духовностью в этом случае считаются проявления естественной нравственности и душевно-психологических функций сознания. При подобном подходе остаются расплывчатыми понятия «добро» и «зло». Недаром великий русский писатель Ф. М. Достоевский указывал на то, что «если Бога нет, то все дозволено». Напомним, что, согласно знанию и опыту подавляющего числа религий, человек имеет несколько уровней своего бытия: телесный, психический (например, эмоции), душевный (прежде всего, творчество в науке или искусстве) и духовный (сфера веры и религий, метасоциальных и метамировоззренческих процессов, воли к жизни).

По мнению религий, бытие духовности и ее проявления подчиняются, прежде всего, духовным закономерностям, зачастую сверхъестественным, то есть превосходящим законы видимого материального мироздания (а не противоестественным). Духовность, как таковая, как сущность, связана именно с духовным миром (пространством), а не с различными видами нерелигиозного общественного сознания, скажем, политикой, искусством, наукой и т.п. (хотя и оказывает мощное влияние на них и проявляется через них). Из духовного мира по разным каналам воздействия она обнаруживает свою силу во всех областях человеческого бытия, в живой и неживой среде. Религии утверждают, что проявление духовности в личности, прежде всего, характерно стремлением к какому-либо своему духовному идеалу. Любая духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать все по правилам, исходящим от объекта (духа) своего культового поклонения.

Например, с христианской точки зрения позитивная и здоровая духовность выражается в сознательном и твердом стремлении человека жить в Духе Святом, то есть по заповедям Божьим, в любви. Для мусульман их духовность выражается в старании жить в повиновении Аллаху, по исламским законам (Корана и Шариата). В любой религии ее духовность проявляется в жизни адептов по ее священным нормам.

Для сотрудников правоохранительных органов важно помнить, что качественные характеристики духовности и веры непосредственно взаимосвязаны, в частности, их истинность или ложность. Вера и духовность определяют, куда стратегически будет стремиться человек, какие он предпочтет методы достижения своего идеала, соответственно, законные или противоправные. Духовность и вера осознаются, действуют и канонически выражаются через надлежащие вероучения.

Та или иная вера является духовной основой каждой религии (и соответствующего ей объединения). Любая религия состоит из двух своих составляющих: внешней и внутренней. Внешняя составляющая представляет собой некую инфраструктуру, предназначенную для существования религии в мире, государстве, социальной среде. Внутренняя составляющая — для религии основная, это специфическая духовная жизнь, основанная на единстве личной веры адептов и сильно влияющая на внешнюю составляющую.

Однако внерелигиозный человек способен подмечать лишь внешнюю из этих двух составляющих. Поэтому для него действия религиозных структур зачастую как бы лишены логики, он не способен уразуметь подлинных мотивов действий верующих. Возникает кажущийся парадокс, когда сатанист понимает, например, православного глубже, чем духовно неразвитый, но добропорядочный атеист. Сотрудник органов внутренних дел при контактах с верующими должен не забывать об этой особенности.

Главнейшим внутренним свойством каждой религии является единство ее веры и ее духа. Все члены любого конкретного религиозного объединения, принадлежащие к одной религии, имеют одну единую общую веру и одного общего духа. Иначе внутри религии неизбежны раздоры и последующие расколы. Это коренное свойство имеют любые религии без исключений, даже те, которые заявляют о своей якобы универсальности.

В связи с этим полезно помнить о двух особых случаях веры и основанных на них двух специфических религиях в огромном множестве различных религии. Первый — отрицание самой себя (атеизм). Второй — утверждение, что якобы любые веры и религии, каждая своим путем, ведут к истине или равноценным истинам. В последнем случае, в учрежденных на такой вере религиозных объединениях, обычно нельзя говорить о самой возможности существования единственной Истины.

Большинство специалистов по религиям понимают под термином «религия» связь человека с Богом или с так называемыми богами (духами, идолами) — объектами поклонения. Тогда, в общем смысле, религия — организационно, духовно, молитвенно и обрядово оформленная связь (союз) религиозного объединения с тем или иным объектом поклонения.

Индоевропейские языки не имеют общего слова для обозначения религии (латинское — religio). Этому латинскому термину сравнительное языковедение предлагает несколько вариантов его первоначального значения. Широко признаны определения римского мыслителя Цицерона (106 — 43 до н. э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 — после 325). Цицерон производил это слово от латинского relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, относящегося к такому почитанию. Лактанций думал, что слово religio возникло из латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать — что в религии означает соединение с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.

В других культурах специалисты отмечают иные исходные обозначения явлений, именуемых латинским religio. В древнегреческом языке эквивалентом religio является слово, первоначально обозначавшее обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов, а затем ставшее наименованием единства, совокупности верований и культовой практи-ки См.: Там же.. В санскрите аналог понятие religio — dharma (от арийского dhar — утверждать, поддерживать, защищать). Оно обозначает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Обычно это слово подразумевает совокупность правил, регулирующих образ жизни. Кроме того, употребляется санскритское moksa, что означает стремление оставить повседневную жизнь, вознестись над круговоротом бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В исламе используется название din, первоначально означавшее власть — подчинение, обычаи. Впоследствии оно стало пониматься в смысле безусловности подчинения Аллаху и Его беспредельной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Постепенно din стало обозначать: иман (араб. вера), ислам (араб. покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (от араб. истовость, совестливость, чистосердечие, искренность веры). В китайском языке для обозначения европейского понятия «религия», используется имя сhiао — учение. В старославянском языке, как уже отмечалось, применялись слова «вера», «верство», «верованье», а в русском языке слово «религия» достаточно устойчиво встречается с начала XVIII века. Ныне насчитывают свыше 250 определений религии.

В настоящем пособии под религией понимается (в рамках терминологии религиозной философии) комплекс или инфраструктура сродных устойчиво и организованно взаимодействующих существ, предметов и явлений: духовного мира; духовности; своей единой веры; адептов; своего единого вероучения (включая культовую практику), структуры управления, правил, имущества.

В случае истинной веры и истинного вероучения, также и религия является истинной, а, в случае ложности веры и вероучения, — правдоподобной или откровенно ложной псевдорелигией. Соответственно, возникает проблема выбора критериев (признаков) истинности и ложности.

Например, православное вероучение утверждает, что есть единственный Дух Истины и есть многочисленные духи лжи. Тогда, соответственно, ложная религия (псевдорелигия) означает связь человека с духами лжи, бесами. Недаром русский язык определяет человека, находящегося в сильном негативном духовно-психическом состоянии, как сбесившегося или осатаневшего. Ислам в этом вопросе занимает практически ту же позицию.

Человеческий ум порождает массу мнений и гипотез, в том числе о вере и духовности. Критически относящаяся к вере религиозная философия отмечает наличие феноменов мысли рационально знающей и мысли познающей, которые создают всяческие искусственные объекты поклонения. Но, как утверждают все религии, существует еще мысль верующая, решительно отличающаяся от первых двух. Например, в главной для всех христиан священной книге — Новом Завете апостол Павел пишет: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2.6 -16.). Весьма близкие взгляды на этот вопрос (о верующей мысли) у мусульман, буддистов и представителей иных развитых традиционных религий.

Однако, согласно этим учениям, слишком часто духовность используется человеком для иных целей, он попадает в ловушку верхоглядства, самомнения, суеты, суеверия, магии, колдовства и оккультизма. Все религии сходятся в том, что, к сожалению, в своем негативном отношении к феноменам веры, религиозности и духовности отдельные люди иногда забывают несколько важных обстоятельств:

подавляющее большинство людей (более 90%) являются по результатам объективных научных исследований верующими или склонными к вере;

в истории человечества практически все (за редчайшим исключением) сообщества и цивилизации считали веру одним из своих неотъемлемых столпов;

никем не найдено научное доказательство того, что Бога нет;

имеются достаточно весомые светские научные указания на то, что с большой степенью вероятности Бог существует;

в конечном итоге признание или не признание существования Бога есть только вопрос веры;

вера радикально отличается от уверенности, ибо является основой любых подлинных (при условии истинности веры) или ложных духовных знаний и опыта;

с точки зрения последствий для личного бытия цена возможной ошибки верующего в случае, если Бога нет, неизмеримо меньше цены ошибки атеиста в случае, если Бог существует.

Итак, в этом разделе даны научные и религиозные дефиниции трех наиважнейших религиоведческих понятий и отмечен круг возникающих в связи с ними проблем. Теперь ознакомимся с более широким списком терминов и определений, наиболее часто используемых в светском и конфессиональном религиоведении, а также в праве.