Человек образ божий
>Ветхий Завет
Бытие
Глава 1.
1В начале сотворил Бог небо и землю.
2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.
13И был вечер, и было утро: день третий.
14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23И был вечер, и было утро: день пятый.
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Предыдущая книга |
Следующая книга |
» Предыдущая глава |
Следующая глава « |
Образ и подобие Божие в человеке. 1. Самое важное преимущество в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его своим образом и подобием. И сказал Бог, повествует священный Бытописатель: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.Быт. 1:26-27; срав. 1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,Быт. 5:1). Об этом преимуществе свидетельствует потом сам Бог, говоря Ною: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;Быт. 9:6). И в Новом Завете свидетельствует апостол Иаков, замечая о нашем языке: Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?Быт. 3:9). Действительность образа Божия в человеке всегда признавали святая Церковь, последуя столь ясному учению Священного Писания. В некоторой степени истина эта известна была даже язычникам. 2. В чем же состоит в нас образ Божий? «Церковное учение, отвечает святой Епифаний, верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу, не определяет.» Потому что сами Отцы и учители Церкви решали предложенный вопрос неодинаково, хотя мысли их и не исключают одна другой, касаясь только разных сторон предмета. Напротив, если снести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, нашем прообразе, то со всей полнотой определится, что такое в нас образ Божий. а) Бог, по природе своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Итак, образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе: мысль, которую старались раскрывать Климент Александрийский, Ориген, и потом против анфропоморфитов Епифаний, Евсевий, Григорий Нисский, Амвросий, Августин, Феодорит и другие. б) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, — ум, свободу, и по самой природе своей бессмертен: потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека; вместе с другими — в его свободной воле; вместе с третьими — в неразрушимости его души и бессмертии. в) Бог, чистейший Дух, есть един по существу, но троичен в Лицах; и в этом отношении некоторый слабый образ Божий можем находить, вслед за учителями Церкви, в единичности нашей души при тройственности ее существенных сил, как бы кто ни называл их, памятью ли, разумом и волей, или умом, словом и духом, или умом, волей и чувством. «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, — говорит, например, святой Амвросий, — но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица: так точно душа — ум, душа — воля, душа — память; но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы (dignitates), и в этих-то трех силах наш внутренний человек по природе своей удивительно отражает образ Божий.» «Яко же Бог в трех лицах, — рассуждает святой Димитрий Ростовский, — так и душа человеческая в трех силах — ума, слова и духа. И яко же слово от ума, и яко дух от ума: тако Сын и Дух Святой от Отца. Яко ум без слова и духа быть не может, так Отец без Сына и Духа Святого не был никогда и быть не может. И яко же ум, слово и дух три силы душевные разные, а едина душа, не три души, так Отец, Сын и Святой Дух — три Лица Божия, а не три Бога, но един Бог.» г) Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка; в этом смысле, вместе со святыми Иоанном Златоустом, Григорием Нисским и другими, можно полагать образ Божий в даровании человеку, при творении, царственной власти и владычества над всеми земнородными, — тем более, что такая мысль согласна с ходом слов самого Создателя, который лишь только изрек: сотворим человека по образу нашему и подобию, непосредственно присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле (26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.Быт. 1:26). Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в ее разуме, в ее свободе, которые одни дают нам полное преимущество пред всеми животными неразумными. А в подобном смысле, по примеру некоторых учителей Церкви, отражение образа Божия можно находить даже в человеческом теле, потому что в его благороднейшем устройстве и величественном виде, обращенном горé, очень ясно выражаются и свойства души разумно-свободной и царственное достоинство человека в кругу всех земнородных. Следовательно, можно сказать, что не в какой либо части, или силе, или способности, но во всем человеке, более или менее, отражается образ Божий. 3. Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке или нет? Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, в частности — в совершенстве его разума и свободной воли, или того и другого вместе, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив к тому от Бога только возможность. Это мнение о различии между образом и подобием Божием в человеке имеет основание и в Священном Писании. Так — а) Изображая совет Триипостасного о сотворении человека, Моисей свидетельствует: и сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию (26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.Быт. 1:26); а говоря затем о самом сотворении, выражается: и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (ст. 27). «Почему же, спрашивает святой Григорий Нисский, не сделано того, что было в намерении? Почему не сказано: и сотворил Бог человека по образу Божию и по подобию? Обессилел Творец? Но так говорить нечестиво. Переменил намерение Совещавшийся? Но нечестиво так и подумать. Сказал и переменил намерение? — Нет. Ни Писание не говорит этого, ни Создатель не обессилил, ни намерение не осталось без исполнения. Какая же причина умолчания? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Первое (κατ’ είκόνα) мы имеем по сотворению; а последнее (καθ’όμοίωσιν) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению; но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: сотворим человека и по подобию, и если бы не даровал нам возможности быть по подобию, то мы собственной силой не могли бы быть по подобию Божию. Теперь же мы в сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог нам самим предоставил быть деятелями нашего подобия с Богом, чтобы удостоить нас приятной наградой за деятельность; чтобы мы не были подобны изображениям бездушным, делаемым живописцами.» Б) в некоторых местах Писания предполагается, что образ Божий есть и в падшем человеке, каково, например, изречение Бога к Ною после потопа: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию (6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;Быт. 9:6; 9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.Иак. 3:9), — а между тем, заповедуется христианам облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.Еф. 4:24). Что же это значит, если не то, что в первом случае разумеется собственно образ Божий, положенный в самой нашей природе, не отдельный от нее и, подобно ей, неизменный; а в последнем — имеется ввиду только подобие Божие или уподобление Богу, зависящее от нашей воли, которое, следовательно, мы можем приобретать, но можем и терять через свои грехопадения? «Образ Божий, говорит святой Димитрий Ростовский, есть и душе неверного человека, подобие же только в добродетельном христианине; и когда согрешает смертно христианин, тогда подобия только лишается Божия, а не образа. И если и на муку вечную осудится, образ Божий тот же в нем во веки, подобия же уже быть не может.» «В самом моем сотворении, рассуждает святой Григорий Нисский, я получил — по образу, а по собственной воле бываю — по подобию… Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дабы ты, усовершенствовав сам себя, сделался достойным мздовоздаяния от Бога. Как же мы делаемся — по подобию? Через Евангелие. Что есть Христианство? Уподобление Богу, сколько то возможно для природы человеческой. Если ты решился быть христианином, то старайся сделаться подобным Богу, облечься во Христа.» * * * Истина троичности Лиц в Боге, при единстве существа, со всей ясностью открыта в Новом Завете; но в некоторой степени была известна и в Ветхом. Начиная с первых глав книги Бытия в писаниях ветхозаветных есть много намеков на это высочайшее таинство, которые хотя не могут быть названы вполне ясными, но понятны были отчасти и для древних иудеев, а тем более понятны нам, Христианам, при свете новозаветного откровения… В одних выражается только, что в едином Боге не одно, а несколько Лиц. Сюда относятся слова Божьи: а) перед сотворением человека: и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему; б) перед изгнанием падших прародителей из рая: и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.Быт. 3:22); в) перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении: и сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.Быт. 11:6-7). Во всех этих местах Бог, очевидно, представляется совещающимся или беседующим с кем-то. С кем же именно? Нельзя допустить, будто он совещался с ангелами, как утверждают иудеи. Такая мысль — а) противна даже простому смыслу человеческому, который не может вообразить, чтобы Бог, существо бесконечно-премудрое и всемогущее, стал совещаться, перед сотворением ли человека или перед каким либо другим действием, с своими слугами — ангелами, как будто Он имеет нужду в их содействии; б) противна вместе с тем и Священному Писанию, которое все дело творения приписывает исключительно одному Богу (24 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю,Ис. 44:24), и вообще отрицает, чтобы кто либо и в чем либо был Ему советником (13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?Ис. 40:13-14; 34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?Рим. 11:34). Нельзя также согласиться и с другой мыслью иудеев, будто в упомянутых местах Бог беседует один сам с собой, как поступают иногда люди, желая возбудить себя к какому либо действию, и говорит об одном Себе во множественном числе, по примеру сильных земли. Ибо — а) странно представить, чтобы Бог нуждался в подобном возбуждении Себя к действиям: «подлинно, странное пустословие, замечает святой Василий Великий, утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собой надзирает, сам себя понуждает властно и настоятельно;» б) обычай сильных земли говорить о себе во множественном числе явился в последующее время, а во дни Моисея еще не существовал, как видно из всего его пятикнижия, — следовательно, Моисей не мог последовать этому обычаю, чтобы изобразить и Бога говорящим об одном Себе подобным образом; в) но что всего важнее, при таком предположении в высшей степени странным является смысл слов Божьих: вот, Адам стал как один из Нас (22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.Быт. 3:22); их надобно будет понимать так: вот, Адам стал как один из Меня!!… Других существ, с которыми Бог мог бы совещаться в трех означенных случаях, иудеи и вообще неправомыслящие указать не в состоянии, и действительно не указывают. Остается теперь еще одно, последнее мнение, — мнение святых Отцов и учителей Церкви, которого держатся все правомыслящие Христиане, — что в означенных случаях Бог, точно, совещался сам с Собой, но только Бог, понимаемый не как одно лице, а как единый по существу и троичный в Лицах. Это мнение имеет все признаки истины. Оно а) совершенно устраняет всякую несообразность в совещании Бога с самим Собой: если в Боге, при единстве существа, три самостоятельные и равночестные Лица, то совещание в Нем и возможно, и естественно, и вполне Его достойно; б) совершенно соответствуем образу повествования Моисеева в рассматриваемых нами местах, где видим, что Бог говорит один, но говорит во множественном числе и притом сам с Собой, или в самом Себе: и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас…; и сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их…; в) наконец, подтверждается связью речи. Приведя слова Божьи: сотворим человека по образу Нашему, святой бытописатель продолжает: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Следовательно, слово: сотворим относится к Тому же, о ком сказано: и сотворил, и выражение: по образу нашему значит тоже, что по образу Божию. Во втором месте слова Божьи: вот, Адам стал как один из Нас, очевидно, указывают на те слова, коими только что обольщены были наши прародители: будете, как боги (5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.Быт. 3:5). Следовательно, выражение: как один от нас не может быть отнесено ни к кому, как только к Богу, или к Божеским Лицам. Это же самое должно повторить и касательно третьего места: сойдем же и смешаем там язык их. Ибо несколько прежде Моисей заметил: и сошел Господь посмотреть город и башню (5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.Быт. 11:5), а несколько после присовокупил: и рассеял их Господь оттуда по всей земле (8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город .Быт. 11:8). Значит, к Тому же относится: и сойдем…, ο ком сказано и сошел; к тому же относится: смешаем, о ком присовокуплено: и смешал.
Источник
Православно-Догматическое Богословие. Т. 1 § 26. Доказательства из Священного Писания Ветхого Завета троичности Лиц в Боге, при единстве существа. * * * Допускающие существование преадамитов, и следовательно, не признающие Адама праотцем человеческого рода, представляют следующие доказательства в подтверждение своего мнения: “Сам Моисей в первой главе книги Бытия иначе изображает происхождение первозданной человеческой четы, нежели потом во второй – происхождение Адама и Евы: в первой главе он повествует, что муж и жена созданы вместе, и созданы по образу Божию; а во второй пишет, что сначала создан был один Адам из земли, а уже через несколько времен создана из ребра его Ева, не приписывая им образа Божия.” Но Моисей говорит не о двух творениях, и об одном и том же: только в первой главе говорит вообще, что Бог сотворил человека по образу своему, мужа и жену сотворил их, отнюдь не определяя, вмести или не вместе; а во второй подробно рассказывает, как именно создал Бог мужа и жену. Так объяснял эти два сказания святой Василий Великий: “иногда говорится нам вообще, а иногда повествуется подробно, каким именно образом что произошло. И так выше, в 1-й главе, сказано только о том, что сотворил Бог, но об образе совершенно умолчено, а здесь, во 2-й главе, показано и то, как сотворил. Ибо, если бы сказано было только просто: сотворил (человека), то можно было бы подумать, что сотворил так, как зверей, как траву. Посему, чтобы избежать тебе такого обобщения с животными, Слово передало, каким образом Богу угодно было сотворить собственно тебя: взял Бог персть от земли. Там сказано только что сотворил, а здесь – и как сотворил: взял персть от земли и создал собственными руками.”1 Для совершенной же очевидности того, что в первой главе говорится о сотворении Адами и Евы, а не кого-либо другого, довольно снести с этим сказанием первые слова пятой главы Бытия: Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их.
Примечания
- 1 Слово об устроении человека, Хр. Чт. 1841, IV, 7, срав. 22–23.
По образу и подобию
Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.
— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?
— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.
— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?
— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.
Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.
Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.
— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?
— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).
— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».
— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.
Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.
— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…
— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.
— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?
— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.
Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?
— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал : седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?
Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.
— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?
— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.
— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?
— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.
Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.
Беседовал Денис Каменщиков
Источник: Православие и современность: Газета «Православная вера», № 17 (445), август, 2011 г.
Образ и подобие Божье и наше служение
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖЬЕ И НАШЕ СЛУЖЕНИЕ
План
1. Образ Божий
2. Адам ослушался в одном.
3. Возрождение во Христе
4. У нас Новый Образ
5. Благодать – это сила выполнить волю божью
6. Пример с Царём и его слугой
ВВЕДЕНИЕ
Мы созданы по образу и подобию Божию. Этот факт для нас, людей, несёт огромную ответственность.
План Божий не заключался в том, чтобы создать и оставить нас, позволив нам делать все, что нам захочется. Он хотел и хочет, чтобы мы знали и выполнили Его волю. Иисус дал Своим последователям великое поручение – идти и проповедовать Евангелие всякой твари во всём мире. Он объявил нам о Своём решении и ждёт от нас его исполнения, иначе бы Иисус не говорил о проповеди Евангелия.
Можно увидеть прямую взаимосвязь между тем, что мы находимся в подобии Божием и нашим послушанием, а значит и нашими поступками. Если мы находимся в подобии Божьем, то мы не можем равнодушно смотреть, как люди идут в ад. Если мы действительно Его, то мы будем продолжать Его дело, поскольку Он умер за людей. Мы будем проповедовать Евангелие, используя дары служения (Еф.4:11).
Библия говорит, что вера без дел мертва. Наши дела не являются причиной нашего спасения, мы это знаем. Но наши дела говорят о том, какая у нас вера, чьё подобие и чей образ в нас. Наши дела – должны быть логическим продолжением образа и подобия Иисуса Христа в нас. Наша вера свидетельствует и открывает нашего Спасителя другим людям. Дела, о которых идёт речь – это не просто правильные и добрые поступки. Если мы будем думать так, то мы в этом случае будем в большей мере заботиться о себе, строя возможно, для себя комфортную жизнь. В заботе о плотской жизни живёт весь мир.
Нам надо уяснить, что правильные поступки – это продолжение нашей веры и они продиктованы Божьей волей, которая отпечаталась в наших сердцах. Мы выполняем Божье поручение не по причине внешних обстоятельств, мы выполняем Его волю по причине внутреннего призыва. Внешнее подчинение Богу, без внутреннего подчинения, ведёт к закону. Внутреннее послушание открывает в нас Его характер, который мы видим во внешних действиях.
Вера – часть нашего духовного наследия и через веру, наши дела приобретают совершенно другой смысл – духовный опыт, они прославляют Иисуса Христа. Своими хорошими делами мир славит себя, а не Христа. Мы же призваны Славить и прославлять Его, проповедуя Евангелие и утверждая в наших жизнях Его, а не свою праведность, иначе мы можем потерять спасение.
На этой проповеди, мы рассмотрим взаимосвязь всех этих утверждений.
+1. Образ Божий
Бытие 1:26-27
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бог создал нас по образу Своему и подобию.
Мы созданы по образу и подобию Божьему – в этом был Божий план.
«Образ», который мы читаем в Библии, так же имеет другой перевод – «тень». Если кому-то интересно, то пусть однажды, в солнечный день, выйдет на улицу или во двор и поиграет рукой или даже всем телом в лучах Солнца. Разве наша тень не будет повторять всё то, что делает наша рука? Она будет повторять все наши движения. Но если вдруг, мы увидим, что какая-то тень действует сама по себе, не повторяя наши движения, то мы сразу же поймём, что она не наша, что это кто-то другой производит движения (за исключением того случая, когда Господь захочет произвести своё знамение (4-я Царств 20:10)).
Тень не может двигаться сама по себе, она все повторяет за тем, кому она принадлежит. Поэтому, за словом «образ» идёт другое слово – «подобие». Бог не хочет, чтобы мы бездушно, автоматически повторяли за Ним, как это может делать наша тень, повторяя наши движения. Подобие – это наше внутренне содержание, данное нам Богом. Бог в миниатюре наделил нас своими качествами: мудростью, любовью, радостью, силой. Имея эти качества, Мы призваны были управлять и охранять Божье создание, потому что Сам Бог управляет и охраняет. Из праха, мы стали живыми!
По этому поводу хочу рассказать один анекдот. Одна девушка говорила всем: «Посмотрите! Посмотрите какой я ангел! Я – ангел! Посмотрите!». Кто-то заметил: «А как же рожки?».
— А это чтобы нимб не падал.
Итак, если кто-то говорит, что он ангел, а его тень показывает хвост и рога, то мы точно знаем, кому это принадлежит.
Так и Бог заметил в поступке Адама и Евы не Свою славу, Он увидел грех, навязанный дьяволам.+
2. Адам ослушался в одном, а мы?
Бог из Своей бесконечной Любви, дал человеку так же Свободу Выбора. Как мы знаем, требование Бога заключалось лишь в одном: не есть плод с дерева познания добра и зла. Адам и Ева знали, что этого хочет Бог, у них было понимания этого, у них была сила для того, чтобы быть послушными Тому, кто их создал. Но, к сожалению, они не оценили того, что имели, они не были сосредоточены на словах Бога. В момент искушения они не думали о Божьем постановлении, они думали о том, что они могут получить. Другими словами они думали о себе, о своём комфорте. Им, как и сатане, захотелось почувствовать себя богом. (Не хотим ли и мы этого порой, когда забываем о Божьем и когда превозносим себя, говоря, что это «Мы» заботимся о наших близких, это мы делаем, помогаем, строим, даём жизнь….).
Если бы Адам с Евой не вкусили этот плод, они всегда бы познавали Божью Любовь. Но получилось так, что вкусив этот плод, они на самом деле узнали, что значит жить без Божьего водительства.
Без Божьего водительства, человек лишился мудрости, любви, радости, покоя, счастья, жизни.
Не этого ли всего мы были лишены, будучи в миру, и будучи противниками Богу?
Тень Божья, коим был человек, начал делать то, чего Бог не говорил.
Но давайте разберём, что же сделали Адам и Ева?!
Если смотреть глазами современного человека, то по сути, ничего особенного.
Есть учения, что они приобрели опыт, сделали 1-у, повторяю всего лишь одну ошибку. А ведь сколько мы делаем за 1 день таких ошибок?
Мир сегодня так стремителен, сколько нам приходится принимать решений и к сожалению, мы не всегда сами знаем о том правильно ли мы сами принимаем решения и правильно ли мы говорим.
Если посчитать соотношение наших грехов и грехов Адама, то получается по самым-самым скромным подсчётам 1 к 2 миллионам (конечно же их гораздо больше).
Что такое 1 грех Адама и 2 миллиона наших грехов? По сравнению с нами, Адам был праведнее нас в 2 млн. раз!!!
Если Адам понёс такое тяжкое наказание за 1 грех, то какое же наказание должен был понести каждый из нас? Как же сильно Бог нас любит, если Он решил заплатить за все наши грехи!
Можно, конечно, сказать в своё оправдание, что у меня не такая ответственность, как у Адама, ведь Адам отвечал за всю землю, а за что отвечаем мы? Ну только за своих детей: у кого–то 1, ну 4, ну 10… мы ошибаемся…. В каждом из нас, в наших детях – целые народы. И важность нашей ответственности и её глубина, такая же, как была и у Адама с Евой.
Рассматривая поступок Адама и Евы, некоторые теологи спорят о том, будут ли эти 2 человека в раю.
С одной стороны, через их грех, весь мир погряз в большие проблемы. Своим не послушанием, они позволили дьяволу властвовать долгое время на земле, и как мы знаем, на землю пришло проклятие: смерть, болезнь, старость, войны, обман, не принятия самих себя или осуждение, раздражение и мн. другое.
С другой стороны, возможно Адам и Ева были спасены Жертвой Христа. Ведь уже в то время Бог им сказал, что (Быт.3:15) вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Размышляя на эту тему, я пришёл к выводу, что чем ближе мы к Богу, тем больше у нас ответственности и тем больше у нас должно быть послушания перед Богом! И если это так, то я хочу заметить, что если Бог разговаривал с Адамом в прохладе дня, то в нас Он живёт! Я прошу, чтобы все поняли эту разницу! Эта разница невообразимо большая. Эта разница, как между нарисованным и настоящим яблоком. В этом случае, можем ли мы до конца осознать ту ответственность, что возложил на нас Господь?!
3. Возрождение во Христе
Бог живёт в нас, но предварительно Он заплатил за нас. (Иоан.3:16) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Бог хочет возобновить с нами отношения и Он ХОЧЕТ, ЧТОБЫ У НАС БЫЛО ОБЩЕНИЕ С НИМ – ВЕЧНО. Он первый делает шаг к нам на встречу для этого. Он убирает ту грань, которая мешает нам быть с ним, Он платит за грех, делая нас чистыми Своей жертвой. Своей праведностью и своими делами, мы никогда бы не смогли достичь Божьей святости. И в этой заменительной и искупительной жертве, мы становимся Его. В молитве покаяния, мы отдали Христу свою грязную одежду, получив в замен Его качества.
Жизнь Христа в земном летоисчислении проходила не долго, всего лишь 33 года. Многие из нас уже переступили через этот возрастной рубеж. Уникальность Христа в том, что Он заплатил своей жизнью за всех людей, которые жили во все времена, но Он был здесь на Земле, так мало времени. Поэтому, делая нас Своими, пребывая в нас, Он ждёт, что мы будем говорить другим о том, как Он любит нас и что Он сделал для нас. В этой Благой вести, нуждаемся не только мы, но прежде всего те люди, которые не знают Его и которые ещё не приняли Его. Без Него они обречены на вечную гибель. Хотя Иисус победил, борьба всё же продолжается до сих пор. Неверие людей, против Любви. Людская смерть, против жизни Христа.
Жизнь победила, Христос воскрес. Но чтобы приняли жизнь, они должны услышать Добрую весть и поверить этому. Вера же приходит, через слышанье, а слышанье от Слова Божьего, от Христа. Когда мы говорим о Нём, в нас говорит Его Любовь. По другому быть не может. Апостол Павел говорит (Гал.2:20) и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для размышления я хочу привести несколько мест писаний:
(1Иоан.4:7-15)
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
Давайте обратим внимание на следующие моменты:
• Бог любит нас ст 7
• Любовь Божья действенна, она не только в словах ст 9
• Если мы не любим, то не познали Бога ст 8 и 11
• Его любовь в нас ст 12
• Если познали, то и наша любовь – в действии: мы свидетельствуем и исповедуем об Иисусе Христе ст 13-15
Мы призваны быть свидетелями миру, нашим друзьям и близким о том, как изменилась наша жизнь. Иисус не обещал, что в нашей жизни уйдут трудности. Мир полон соблазнов, искушений, препятствий и они будут до самого Его пришествия. Бог обещает, что у нас будет сила преодолеть эти трудности. И это Его сила. Божья благодать убрала из моей жизни привычки, она меняет мои отношения в семье, меняет мой характер. Если в нас не хватает сил, то это наше нежелание подчиниться Божьей воле.
Мы призваны не только быть победителями в своих сферах жизни, мы призваны, прежде всего, быть победителями в Божьей задаче — в Спасении людей. Без проповеди Благой Вести, без участия в делах церкви, какими бы мы не были успешными – мы проиграли, поскольку погибнут те люде, которые должны услышать Евангелие, но не услышали, потому что мы молчали. Поэтому в Боге мы не можем молчать. Дух Святой говорит в нас, Он призван напоминать нам всё то, что делал Иисус Христос. Как может любовь молчать, если Она пошла на крест?! Как мы можем молчать, если Бог в нас?!! В Божьей победе, мы побеждаем во всех сферах: здоровье, финансы, отношения.
В послании к Римлянам мы читаем:
Рим.10:9
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
Хочу обратить ваше внимание на 2 условия для спасения:
Условие 1: Исповедовать Иисуса Господом, то есть говорить другим
Условие 2: Верить сердцем.
Эти 2 условия взаимосвязаны, и мы вряд ли бы свидетельствовали, если бы не верили. Слово «свидетельствовать», означает не только то, что мы признаем, что Иисус Господь, когда нас спрашивают в кого мы верим, но это слово так же означает, в свете Писания, что мы должны, как сказал Иисус Мар.16:15
идите по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари.
Поэтому в
Лук.12:8 Написано
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
Матф.10:32
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
Мы в завете не только для того, чтобы нам было хорошо и для того, чтобы Бог исполнял все наши желания типа, чтобы работа была высокооплачиваемая, чтобы клиенты были, здоровье было хорошим, отношения в семье на высшем уровне и т. п. Иисус заключил с нами завет, для того, чтобы мы продолжили дело спасения, начатое Им, благовествуя людям и таким образом служа Ему. Наше здоровье, финансы и всё что мы имеем – дано нам Богом для того, чтобы мы славили Его и служили Ему.
4. У нас Новый Образ
Принимая завет с Иисусом Христом, мы вновь обретаем утраченное ранее Адамом общение. Мы начинаем понимать Бога. Его цели и задачи становятся нашими по той причине, что Его любовь заполняет нас. В этой любви и в послушании, подобие, что было в Адаме, с новой силой заполняет нас. Подобие – значит образец. Любовь, которую Бог показал на кресте, побуждает нас идти и говорить о жертве Христа, погибающему миру.
Апостол Павел в послании
К Филиппийцам 3:17
Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
1-е Коринфянам 4:16
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
К Филиппийцам 4:9
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.
ВАЖНО:
— Научились
— Приняли
— Слышали и видели пример
ИСПОЛНЯЙТЕ!!!
И БОГ МИРА БУДЕТ С НАМИ!!!!!
Во исполнения этого поручения Бог даёт нам свою благодать
5. Благодать – это так же сила, данная нам для выполнения воли Божьей
ЧТОБЫ МЫ:
— Научились
— Приняли
— Исполняли слышанное и то, что видели, поскольку это было для нас примером.
Давайте прочитаем послание к Римлянам 6 гл. 12-19 стихи
12
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13
и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14
Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15
Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
Сколько сил мы отдавали греху? Не столько же и сил должны отдавать праведности, имея благодать?!
Бог освободил нас от беззакония, дав нам благодать. Но так получается, что эта самая благодать нужна нам для того, чтобы мы жили в Его праведности. Середины нет. Нет такого, чтобы Бог освободил нас от старой жизни и мы жили сами по себе. Если мы будем жить сами по себе, думая, что у нас Бог в душе и мы не нуждаемся в Его собрании, не служа Ему, то мы обязательно скатимся к греховным делам. Праведность, о которых идёт речь – это не просто хорошие дела, это подражание Христу.
6. Пример с тем, кто простил
Подражание Христу можно увидеть в истории, которую мы читаем в
(Матф.18:23-35)
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
История, которую мы прочитали рассказывает нам о прощении и не только. В ней мы видим очень важный принцип – это подражание. Подражание – не есть ли это часть того, что мы называем подобием. Государь, о которым мы читали, ожидал, что его должник поступит так же, как и он. Должник, поступая своевольно, потерял расположение Царя.
Если мы рассмотрим этот случай в свете нашей проповеди, то мы можем сказать, что Иисус ждёт от нас подражание Себе, а это значит, что Он видит нас служителями. Вся Его жизнь показывает нам пример служения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать: Когда мы были грешниками, мы были противнику Богу, хотя формально мы принадлежали Ему по праву создания. Но природа Бога такова: Он хочет, чтобы наши отношения возобновились, и мы сами добровольно искали Божьего Лица. И как мы знаем, Он заплатил за нас своей кровью, Он призвал нас и Он же вложил в нас желание искать Его. Нам осталось только согласиться с Ним.
Наш поиск Бога начинается с осознания греха, с желания измениться, и как итог этого – принятие Иисуса Христа. Принимая Его своим Спасителем, приглашая Христа в своё сердце, провозглашая Его своим Богом, мы обещаем быть Ему послушным, так же мы обещаем о своём стремлении быть похожими на Него.
В Библии мы читаем, что вера содействует нашим делам, и делами наша вера достигает совершенства, для того, чтобы показать наше послушание Богу (Иак.2:22). Если мы говорим, что верим, но вера не толкает нас на дела послушания, то мы обманываем себя и Бога. Если мы говорим, что у нас не хватает веры, но мы всё равно идём и делаем, то это говорит о том, что наша вера достигает совершенства и однажды, мы увидим плоды нашей веры. По большому счёту, нельзя действовать и абсолютно не верить. Когда мы действуем, вопреки нашим сомнениям, то мы утверждаем нашу веру.
Я не говорю о действии в законе. Я призываю, чтобы мы чаще задумывались о том, что Бог сделал для нас и чего Он ждёт от нас. Чтобы понять чего же Бог ждёт от нас, нам надо научиться смотреть на людей Его глазами. Когда мы научимся этому, то нам будет не сложно идти и проповедовать Евангелие погибающему миру, не сложно будет служить Ему, ведь по его замыслу, мы созданы по Его образу и подобию.
Добавить комментарий