Чем отличается имам от муллы
Содержание
- Духовные звания в исламе
- Авлия
- Алим
- Ахун
- Аятолла
- Имам
- Ишаны
- Кади
- Мавлави
- Молдо
- Муджаддид
- Муджахид
- Муджтахид
- Мулла
- Мударрис
- Муфассир
- Муфтий
- Мухаддис
- Мухтасиб
- Муэдзин
- Наиб
- Праведные халифы
- Повелитель правоверных
- Повелитель мусульман
- Факих
- Хаджи
- Хазрат
- Халиф
- Хафиз
- Худжат аль-ислам
- Шахид
- Шейх
- Шейх-уль-ислам
- Суфийские ранги
- Мулла (Имам)
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Место работы
- Важные качества
- Обучение на имама
- Оплата труда
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Знаменитые имамы и муфтии
- имам
- Кто такие табасаранцы?
- Почетные титулы у мусульман
Духовные звания в исламе
Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.
Авлия
Вали (араб. ولي — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Алим
Уле́мы (араб. علماء — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Ахун
Ахун, Ахунд (перс. آخوند) — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. Этим же словом «ахун» (кит. 阿訇, иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь: āhōng) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане (хуэйцзу, дунгане).
Аятолла
Основная статья: Аятолла
Аятолла (араб. آية الله, перс. آیتالله — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.
Великий аятолла
Великий аятолла (араб. آية الله العظمى) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам
Имам (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Имам (шиизм)
Основная статья: Двенадцать имамов
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.
Ишаны
Ишан (узб. Эшон, чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Кади
Основная статья: Кади
Кади (араб. قاضٍ — ) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.
Мавлави
Основная статья: Мавлави
Мавлави (перс. مولوی) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Молдо
Основная статья: Молдо
Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.
Муджаддид
Муджаддид (араб. مجدد — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид
Основная статья: Моджахед
Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид
Муджтахид (араб. المجتهد — усердствующий) — учёный, достигший уровня иджтихада.
Мулла
Основная статья: Мулла
Мулла (араб. المُلَّا — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
Мударрис
Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.
Муфассир
Муфассир (араб. مُفس — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.
Муфтий
Основная статья: Муфтий
Муфтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис
Мухаддис (араб. محدث —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мухтасиб
Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками
Муэдзин
Основная статья: Муэдзин
Муэдзин (араб. مؤذن; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.
Наиб
Основная статья: Наиб
Наиб (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.
Праведные халифы
Основная статья: Праведные халифы
Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Повелитель правоверных
Амир аль-Мумин —
Повелитель мусульман
Амир уль-муслимин —
Факих
Факих (араб. فقيه — юрист) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи
Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.
Хазрат
Хазрат — исламский религиозный статус. Соответствует среднеазитскому «таксыру», кавказскому — «эфенди» и турецкому — «ходжа».
Халиф
Халиф, Халифа (араб. خليفة — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа. Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины.
Хафиз
Хафиз (араб. حافظ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид
Шахид (араб. شَهيد — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.
Шейх
Основная статья: Шейх
Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ) — почётное название видного богослова в Исламе.
Другие значения:
- Духовный наставник, ишан, глава тариката.
- Учитель, руководитель религиозной группы.
- Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
- Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
- Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
- Любой человек, являющийся Эмиром именуется Шейхом.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам
Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
- Абдал (араб. — «заменяющий») — ранг суфийской иерархии (авлия).
- Абрар (араб. — «исполняющий обеты») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Автад (араб. — «колья») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ариф (араб. عارف — «познавший») — обладатель мистического знания, мистик.
- Ахйар (араб. — «самые лучшие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ашик (араб. — «влюбленный») — возлюбивший Бога, суфий.
- Баба (тюрк.) — религиозный бродячий проповедник; старец-наставник, глава обители турецкого ордена.
- Вали (араб. ولي — «друг») (мн. ч. авлия) — близко стоящий к Богу, святой, который может обладать сверхъестественными способностями (караматами).; «друг Бога».
- Дервиш перс. درویش — бедняк, нищий) — термин, обозначающий членство в мистическом братстве (тарикат).
- Кутб (араб. قطب — «ось», «полюс», «точка опоры») — ранг суфийской духовной иерархии. Глава суфийского братства, «мастер».
- Мавла, мола, мевла (тюрк.) — господин, покровитель; мавлана — «наш господин», титул Джалаладдина Руми.
- Мурид араб. مريد — суфийский ученик, послушник.
- Муршид (араб. مرشد — руководитель) — в суфизме руководитель тариката, наставник, учитель.
- Нуджаба (араб. — «превосходящие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Нукаба (араб. — «предводители») — ранг суфийской иерархии (авлийа).
- Пир (перс. (پیر — старец) — старец, название руководителя суфиев в Иране и Индии.
- Устаз (араб. أستاذ — учитель) — в суфизме руководитель тариката.
- Факир (араб. فقیر — бедняк), мн.ч. фукара — бедный, нуждающийся в божьей милости. Синоним дервиша и суфия.
- Халифа (араб. خليفة — «преемник», «заместитель») — заместитель шейха суфийского братства.
- Шахид (араб. شهيد — «свидетель») — возлюбленный; свидетельствующий Бога.
- Шейх (араб. شيخ —)мн.ч.- шуюх, — руководитель суфийской общины; духовный наставник; тот, кто имеет право посвящать в орден.
Мулла (Имам)
Слово «Мулла» в переводе с арабского языка означает «господин, владыка». В современном мире мулла — это обобщенное звание мусульманского религиозного деятеля, который руководит молитвой при мечети или является духовной главой мусульманской общины. Профессия подходит тем, кого интересует религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Муллой называют имамов и их заместителей в мечетях. «Имам» переводится с арабского слова «амма» как «пример для подражания», «предводитель». Имам — не профессия в общепринятом смысле этого слова. Руководить молитвой в сельской или квартальной мечети может любой мусульманин, который пользуется наибольшим авторитетом, имеет элементарное исламское образование и более других знает правила совершения молитвенных ритуалов. В крупных соборных мечетях проповедуют имамы, получившие высшее богословское образование.
В прошлые века мулла совмещал многочисленные функции: вёл учет на арабском языке дней рождений и смертей, бракосочетаний, наследственных дел и раздела имущества, судебных дел. То есть, в одном лице выполнял работу нотариуса, судьи, а также учителя в начальных школах.
В период возникновения ислама функции имама исполнял пророк Мухаммад, позднее — халифы.
Особенности профессии
В мусульманском мире существует два основных религиозных направления: шииты и сунниты. По шиитской доктрине выборность имамов отрицается изначально и верховная власть имама предопределена свыше. То есть, шииты считают, что духовный сан имама и верховная власть передается по наследству от отца к сыну исключительно в роду божественного происхождения Али ибн Абу Талиба.
По шиитскому вероучению функции имама заключаются в следующем:
- исполнение обязанностей правителя исламской общины в решении людских проблем;
- истолкование религиозных знаний, Корана, прав и обязанностей верующих;
- разъяснение мусульманам смысла мироздания в качестве высшего духовного лидера.
У шиитов высшее духовенство вызывает изначальное уважение и признание авторитета, как представителей семьи самого Пророка и божественного происхождения их власти. Звание муллы у шиитов ниже звания имама. Мулла занимается только разъяснением населению принципов Корана и веры.
Сунниты, напротив, считают должность имама выборной. То есть, практически человек любого происхождения при наличии соответствующего образования, освоивший хадисы и Коран, разбирающийся в вероучении, справедливый и здравомыслящий, может стать имамом. Со времен Османской империи и позднее в России на должность имама официально, специальным указом назначался человек для проведения служб при конкретной мечети.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Востребованность профессии в современном мире. В настоящее время имамы в российских мечетях — люди пожилые, и повсеместно требуется молодая смена.
- Бесплатное образование, проживание и питание при учебном заведении, льготный проезд в транспорте, отсрочка от армии.
Минусы
- Невысокая оплата труда (особенно в отдаленных регионах)
- Опасность для жизни от экстремистов (частые убийства имамов и муфтиев)
Место работы
Мечети разного уровня, общественные религиозные организации, медресе, Исламские Университеты (в качестве преподавателей), школы (ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»). Дипломированные специалисты в области теологии востребованы в Министерстве иностранных дел, Парламенте, средствах массовой информации, сфере образования, экспертных советах, в Духовном управлении мусульман Европейской части России
Важные качества
- высокие нравственные качества;
- дисциплинированность и культура поведения;
- справедливость;
- лидерские качества;
- широкий кругозор не только по религиозным наукам, но гуманитарным и юридическим;
- отличная память;
- способности к изучению языков.
Обучение на имама
Профессии религиозных деятелей утверждены в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) 14 октября 2013 г. как направление подготовки «Теология». Исламские университеты есть во многих городах России — Москве, Казани, Ульяновске, Махачкале, Нальчике, Уфе, Саратове, Чебоксарах. Существуют средне-специальные и начальные (медресе) мусульманские учебные заведения.
Московский Исламский университет (МИУ) занимается подготовкой теологов-богословов, преподавателей и специалистов по различным направлениям исламских наук;
Российский исламский университет в Казани, основанный Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и Советом муфтиев России.
Институт Теологии и Международных Отношений имени Маммадибира ар-Рочи (ИтиМО), в котором объединены светское и религиозное образование. Здесь готовят специалистов с широким кругозором и высоким уровнем исторических, теологических, филологических знаний. Профессиональное исламское образование представлено изучением следующих дисциплин:
- вероубеждение — акида;
- религиозное право -фикх;
- религиозная философия;
- теория иудаизма и христианства;
- корановедение и комментарий — тасфир;
- логика — мантик;
- этика — сулук;
- арабский язык;
- риторика и ораторское искусство.
Особо отличившиеся студенты получают стипендию и стажируются в профильных университетах зарубежных стран.
Вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Религиоведение (Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) Российский государственный гуманитарный университет Религиоведение (Центр изучения религий РГГУ) Московский педагогический государственный университет Учебно-воспитательная и просветительская деятельность (Институт филологии МПГУ) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Историко-религиоведческий профиль (Богословский факультет) Московский православный институт святого Иоанна Богослова Российского православного университета Религиоведение (Московский православный институт святого Иоанна Богослова Российского православного университета)
Оплата труда
Оплата труда муллы зависит от региона проживания и статуса мечети. Как правило, в начальных и средне-специальных учебных заведениях молодежь обучают не только исламским наукам, но и реальным профессиям: юношей — профессии водителя, бухгалтера или пчеловода, девушек — профессиям поваров и т. п., которыми они смогут заниматься в отдаленных регионах в дополнение к деятельности муллы.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьеру в религиозной сфере от муллы (имама) мечети самого отдаленного региона можно сделать, постепенно выдвигаясь в более центральные и соборные мечети. Высший чин муфтия требует высшего образования в исламских университетах и многолетнего добросовестного служения.
Знаменитые имамы и муфтии
В период возникновения ислама функции имама исполнял сам Пророк Мухаммад.
Самый известный имам современности — иранец, глава Исламской Республики с 1979 г. Хомейни Рухолла ибн Мустафа Мусави (1900-1989 гг.), которого чаще называли аятолла Хомейни. В 1979 году он был предводителем народного восстания против Пехлеви, в результате которого шах Реза был свергнут.
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.
Верховный Муфтий России — Талгат Таджуддин, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Председатель ЦДУМ России
имам
мусульманский священник
Альтернативные описания
• титул верховного правителя у мусульман, соединяющего в своем лице светскую и духовную власть
• верховный глава шиитов
• духовное лицо, которое руководит богослужением в мечети
• слуга Аллаха
• главный мулла в мечети
• глава мусульман-шиитов
• глава мусульманской общины
• духовный глава у мусульман
• служитель в мусульманской церкви
• совершает требы в мечети
• почетное звание крупных религиозных деятелей
• распорядитель в мечети
• служитель в мечети
• верховный правитель мусульман
• халиф не на час
• глава шиитов
• служитель ислама
• кто совершает требы?
• правитель мусульман
• арабский «предводитель»
• духовный глава общины
• босс мечети
• духовный глава мусульман
• духовный лидер в исламе
• мечеть
• мулла
• старшой в мечети
• священослужитель в мечети
• кто возглавляет мечеть?
• батюшка у арабов
• главный у шиитов
• почти мулла
• батюшка для талибов и шахидов
• главный авторитет в мечети
• босс мусульманской общины
• наиболее авторитетный богослов и правовед в суждениях по религиозным вопросам
• глава мечети
• священнослужитель-мусульманин
• священник в мечети
• старшой в мечете
• главный в мечети
• подает знак к намазу
• халиф, но отнюдь не на час
• кто заведует мечетью?
• руководит намазом
• в мечети он главный
• руководитель в мечети
• духовный сан в исламе
• исламский священник
• начальник в мечети
• руководитель на намазе
• настоятель мечети
• шеф мечети
• титул халифа
• самый главный в мечети
• Глава мусульманской общины
• Глава богослужения в мечети
• Светский и духовный глава общины
• арабский «предводитель»
• кто возглавляет мечеть
• кто заведует мечетью
• кто совершает требы
• м. высший чин духовенства мусульман
• священнослужитель в мечети
• исламский богослов
• глава общины мусульман
В небольшом, но живописном селе Ратчино, Липецкой области живет необычный батюшка. Помимо кавказкой внешности, которая совсем не свойственна православным священникам, батюшка имеет удивительную судьбу.
Душа каждого человека стремиться познать Бога и приблизиться к Нему.
Настоятель храма Покрова Божией Матери – протоиерей Онисим Османов по национальности табасаранец. Его народ является одним из коренных народов Северного Кавказа, который проживает в Дагестане и исповедует ислам. Отец Онисим бывший мусульманин, но как говорит сам священник, мусульманином он был не по вере, а по традиции.
«Моя молодость пришлась на атеистическое время, тогда даже в Дагестане люди украдкой молились Богу. В республике не было ни религиозных деятелей, ни мечетей. Я, как и многие в то время, был мусульманином по традиции. Однако, душа каждого человека стремиться познать Бога и приблизиться к Нему. Я со школьной скамьи стремился обрести Бога, но мне никто: ни родители, ни родственники мусульмане не помогли этого сделать, потому что моя семья была светской, почитающая больше традиции кавказского народа», – рассказывает священник.
Так, следуя традициям своего народа, родители отца Онисима сосватали ему невесту. До дня регистрации молодые ни разу друг друга не видели, и каждый из них очень переживал за выбор родных. «Недавно мы с матушкой отметили 37 лет совместной жизни, но я до сих пор помню, как волновался перед нашей свадьбой. Переживал, понравится ли мне невеста или нет, но когда увидел девушку, одетую в белое платье, в большой национальный платок, то влюбился в нее с первого взгляда. Моя невеста оказалась не только красивой, но и очень скромной» – вспоминает священник.
По словам отца Онисима, молодым людям при выборе спутника жизни нужно прислушиваться к мнению своих родителей, брать у них благословение на брак.
Протоиерей Онисим Османов и матушка Серафима
«Я полностью доверился родителям, проявил им свое послушание, поэтому ни разу в жизни я не пожалел о том, что женился. Также все мои дети, а их у меня десять человек, очень послушные. Между нами нет недопонимания. Если я сказал, что нужно что-то сделать, значит, все будет выполнено в срок, даже самыми маленькими», – рассказывает батюшка.
Отец Онисим и матушка Серафима после свадьбы, рядом с родителями прожили недолго. Несмотря на традиции табасаранского народа – жить большой семьей вместе, супруги решили отделиться от родителей и создать свой домашний очаг. Из Дагестана переехали в Ставропольский край. Там семья познакомилась с православными христианами, которые и привели супругов к Богу.
Нам открылось, что именно Христос – Истинный Бог, Который ведет нас к Царствию Небесному, к Небесному Отечеству
Я долго пыталась узнать у отца Онисима, что заставило их с матушкой Серафимой принять православие: какое-то чудо, изменившее их мировоззрение или горе, заставившее супругов искать утешения в православной вере? Оказывается у Господа Бога, куда все проще, чем человек может себе представить.
«Не было ни чуда, ни горя», – отвечает отец Онисим. «С матушкой мы уже жили пять лет в Ставропольском крае, имели четверых детей. Мы просто почувствовали, что Господь зовет нас к Себе. Нам открылось, что именно Христос – Истинный Бог, Который ведет нас к Царствию Небесному, к Небесному Отечеству. Только с Ним мы можем спастись», – говорит священник.
Конечно, принять Крещение супруги решили не за один день. Проникались православной верой постепенно, читая много душеспасительных книг и общаясь с православными христианами. «Когда мы с матушкой уже всерьез задумались о принятии христианства, мы каким-то случайным образом попали в Пюхтинский Успенский женский монастырь, где жила одна сестра, которая многому нас научила. Спустя время, в одном из приходов ставропольского края мы вместе с матушкой в один день приняли крещение. Отец Александр, который меня крестил, сегодня является моим духовником», – рассказывает отец Онисим.
По словам священника, одним из самых сложных разговоров в его жизни, стал разговор с родственниками о принятии им и его семьей христианства. Родители будущего священника и слышать не хотели о том, чтобы их сын будет христианином.
«Сначала родные пытались уговорить меня отказаться от Христа и не поступать в духовную семинарию как я тогда уже решил. Предлагали деньги на обучение в медресе, чтобы я стал муллой. Дальше больше: кто-то из родственников предложил найти мне русскую жену, чтобы у меня было две жены. Они совершенно не понимали, что ничего мне не нужно кроме как встать на истинный путь и спасать свою душу. Когда отец понял, что я не изменю свои намерения, и все же приму христианство, он сильно рассердился и выгнал меня из своего дома. После этого случая наша семья больше не была в отчем доме», – вспоминает отец Онисим.
После разрыва с семьей, отцу Онисиму и матушке Серафиме пришлось многое претерпеть. «Страшно вспомнить, что мы пережили: от родных на нас сыпались постоянные угрозы и проклятия. Нас пугали, что если мы отвернемся от ислама и примем христианство, наши дети родятся уродами. Родственники даже приезжали к нам в Россию, чтобы отомстить нашей семье за вероотступничество. Слава Богу, тогда нас уберег Господь. Мы не планировали, но почему-то все же уехали в монастырь, где пробыли какое-то время, пока родственники не уехали и не причинили нам вреда. Господь нас поддерживал всегда, не раз творил чудеса для нашей семьи», – рассказывает батюшка.
В семье отца Онисима и матушки Серафимы десять детей и уже много-много внуков. Все они не жалеют о том, что когда-то их родителям пришлось сделать не простой выбор, и стать православными христианами. «Мои дети – это подтверждение моего правильного выбора. Они часто меня спрашивают о том, что если бы мы не стали православными христианами, чем бы мы тогда занимались? Во что бы верили и как жили?», – говорит отец Онисим.
Протоиерей Онисим Османов и матушка Серафима с детьми и внуками
Сегодня, пройдя многие испытания, Османовы живут дружной семьей, соблюдая все православные традиции. «Мы приняли христианство, и живем по его законам. По национальности я не русский, но я христианин и вместе с со всеми верными питаюсь из одной Чаши духовной пищей: Телом и Кровью Христовой, поэтому я очень переживаю за русский народ. Я учу своих детей уважать русские традиции и любить Россию, потому что это их Родина. Русские люди очень добродушные, всегда найдутся те, кто сможет тебе помочь в трудный период жизни. Я люблю Русский народ. Одно только огорчает и беспокоит: количество абортов, которое с каждым годом только увеличивается» – сетует священник.
Кто такие табасаранцы?
Табасаранцы – один из древнейших коренных народов, живущих на юге Дагестана. Говорят они на сложнейшем языке нахско-дагестанской группы, весьма отдаленно родственном аварскому и чеченскому. В этом языке 41 падеж. Но, многие, кто приезжает в Табасаран на год, без проблем изучают его и могут нормально изъясниться по-табасарански.
На табасаранском издаются газеты. Например, «Зори Табасарана» («Табаса-рандин нурар»), для детей «Соколёнок» («Ппази»), для женщин «Дагъустандин дишагьли».
Численность табасаранцев в России (по переписи населения за 2010 год) составляет около 147 тыс. чел.
Почетные титулы у мусульман
Почетные титулы в Исламе необходимо заслужить многочисленными богоугодными деяниями
Ислам предполагает наличие определённых титулов. Самый почётный из них носит название «халиф» (производное слово от «Арабский Халифат» – первое исламское государство). Так именуют верховного правителя мусульман, держащего в своих руках и духовную, и светскую власть. Первыми халифами были близкие сподвижники Пророка.
Если родословная мусульманина идёт от Мухаммеда (у шиитов – от Али), с рождения он получает титул «сеид».
Почётные звания присваиваются в зависимости от:
- совершённых поступков;
- рода деятельности и достижений;
- принадлежности к определённому направлению ислама.
Наименования титулов и их значения
- Улем/алим (от араб. «знающий») – признанный знаток теории и практики ислама. Сейчас используется как уважительное прозвище.
- Вали (от араб. «святой») – праведник, отличается особым усердием в поклонении Аллаху.
- Аятолла (от перс. «знамение Аллаха») – религиозный титул шиитов (последователи одного из двух главных направлений ислама). Удостоившиеся такого звания часто занимаются преподаванием в религиозных школах, профессионально разбираются в юриспруденции, этике, философии, исламоведении.
- Великий аятолла/марджа – шиитский титул. Присваивается учёным, достигшим больших высот в фикхе (исламское право), усуле (методология). Имеют право издавать фетвы (заключения/ответы на вопросы, волнующие общественность).
- Имам (от араб. «предводитель») – заведующий мечетью, руководит общей молитвой. Титул может получить только мужчина старше 13 лет (момент совершеннолетия).
- Ишан – руководитель суфийских братств. В Средней Азии ишан – потомок Мухаммеда.
- Кербалаи – мусульманин (обычно шиит), совершивший паломничество в Кербелу (священный город Ислама, в 680 здесь был убит внук Мухаммеда – Хусейн).
- Мешеди – мусульманин, совершивший паломничество в Мешхед (город, где находится мавзолей Имама Резы). Такой титул даётся преимущественно шиитам.
- Кади – у шариатов: судья, выносящий вердикты на основе личного истолкования текстов Сунны и Корана.
- Мулла (от араб. «хранитель») – духовное звание улемы (богослова), часто знающего наизусть Коран. У суннитов приравнивается к титулу имама.
- Муфтий (от араб. «высказывать мнение) – высший духовный титул ислама. Имеет право выносить решения по вопросам религии и юриспруденции.
- Муэдзин – служитель мечети, призывает мусульман на молитву с минарета.
- Хаджи – совершивший паломничество в Мекку, т.е. «хадж».
- Шахид (от араб. «свидетель») – мученик, погибший за веру.
- Шейх – духовный наставник, учитель, руководитель группы паломников, руководящий ритуалом.
Добавить комментарий