Чем плох гражданский брак?
Содержание
- История вопроса
- Разница между официальным браком и сожительством в XXI веке
- Преимущества сожительства
- Недостатки сожительства
- Закон 2019г о семейных отношениях и сожительстве
- Обязанности супругов в фактических брачных отношениях
- Счастье, построенное на грехе
- Духовный аспект гражданского брака
- Мнение церкви
- Гражданский брак: почему христианство против
- Бессмыслица, или гражданский брак
- Немного истории
- Злодейства старого мира
- Акты гражданского состояния
- Эпидемия продолжается
- Гражданский брак: почему христианство против?
- Что такое гражданский брак?
- Чем вызвано столь строгое отношение Церкви?
Семейные отношения регулируются в РФ отдельным нормативно-правовым актом – Семейным Кодексом. Он даёт определение понятию семья, поясняет права и обязанности, разъясняет спорные моменты. Однако, в этом документе никак не закреплены браки, официально не зарегистрированные. В 2018 году было внесено предложение изменить Семейный Кодекс. Эти поправки, в первую очередь, сообщали: гражданский брак приравнивается к официальному. Каковы были итоги рассмотрения этих нововведений, и как в 2019 году регулируются отношения между мужчиной и женщиной, которые не торопятся в ЗАГС за штампами в паспорт, рассмотрим в статье.
История вопроса
Раньше существовало два вида семейных отношений:
- церковный брак – обряд, пройдя который, мужчина и женщина официально считались семьёй. На протяжении веков церковь играла главенствующую роль наравне с монархом;
- гражданский брак – регистрация в реестрах и получение документа об этом.
Сегодня церковь отделена от государства, оно считается светским, а значит, венчаться или нет – добровольный выбор граждан. Наша страна многонациональная, в ней представлены разные конфессии, и обряд венчания – не единственный способ узаконить отношения на духовном уровне.
Поэтому постепенно понятия поменялись. Гражданским стал называться брак, который не зарегистрирован в специальном органе. Он так же носит название сожительство. Зарегистрированные отношения именуются официальным браком. Именно такая форма семьи считается сегодня единственной, защищённой законодательством и, как следствие, наиболее удобной.
Разница между официальным браком и сожительством в XXI веке
В Советском Союзе слово «сожительство» имело пренебрежительный оттенок: такая форма семьи не приветствовалась, так как не соответствовала идеологии. Официальная семья считалась надёжной ячейкой общества, гарантом стабильности всего государства.
Современный взгляд далёк от тех идеологических установок. Всё меньше рамок, условностей, всё больше свободы и личного выбора. И пока в других государствах решают вопрос, что делать с нетрадиционными парами, разрешать ли такие браки, в России особенно остро встал вопрос о том, чтобы наделить людей, живущих в незарегистрированных отношениях, правами полноценной официальной семьи.
Преимущества сожительства
Несмотря на огромное количество привилегий, которые государство предоставляет зарегистрированным семьям, многие пары по-прежнему считают, что поход в ЗАГС – ненужная процедура. Почему:
- большинство браков распадается в первые несколько лет жизни, потому что оказывается, что люди поторопились с созданием семьи. Недостаточно друг друга узнали, не смогли мириться с внезапно вскрывшимися чертами характера. Раньше на это не обращали внимание: заключившие союз перед Богом, были обречены «притираться» и находить компромиссы. Сегодня это не считается обязательным, потому что брак расторгнуть оказывается так же легко, как заключить. Многие думают, что всегда успеют узаконить отношения позже, когда точно будут уверены друг в друге;
- штамп в паспорте считается ограничением свободы, и не каждый готов мириться с этим, как минимум, психологически. Сожительство – удобно, взаимовыгодно, но при этом у каждого – хотя и номинально – остаётся право на личную жизнь;
- весьма распространён взгляд, что штамп в паспорте ничего не меняет, а значит, он не нужен. Если в советское время большое внимание уделялось мысли «а что скажут люди?», то сегодня принято не считаться с чужим мнением;
- жизнь в официальной свободе имеет ряд привилегий. Например, мать-одиночка имеет право на некоторые льготы, которые будут ей выданы независимо от того, что по факту она живёт не одна и ведёт общее хозяйство с мужчиной, которого считает своим мужем.
Недостатки сожительства
До 2019 года – пока сожительство совсем не было узаконено в Семейном Кодексе – в случае разрыва отношений или смерти одного из супругов возникало множество проблем:
- крайне сложно доказать в суде право на часть совместно нажитого имущества;
- оставшийся в живых супруг не имел право на половину доли в наследстве от умершего, если отношения не были официальными;
- регистрация новорожденного тоже занимала несколько больше времени, чем у членов официальной семьи. Если брак зарегистрирован, в ЗАГС для получения свидетельства о рождении достаточно было явиться одному из супругов и принести свидетельство о браке. Сожителям приходилось обязательно идти в ЗАГС вдвоём: муж должен заполнить бумагу-согласие признать ребёнка своим. Иначе в свидетельстве о рождении будет поставлен прочерк в графе «отец»;
- психологический аспект: стереотипы о сожительстве, хоть и становятся всё призрачнее, до сих пор существуют. Пренебрежение и ощущение «несерьёзности» до сих пор чувствуется, когда речь заходит о такой форме семьи. Кроме того, необременённые «штампом» супруги часто расходятся по малейшим конфликтам, так как это очень просто: достаточно собрать вещи и съехать. Перед ними нет необходимости затевать официальную процедуру развода, а значит, нет стимула сесть и просто поговорить, постараться сохранить отношения.
Если психологический аспект целиком и полностью лежит на самих гражданах, то вот отсутствие социальных гарантий, трудности с оформлением имущества и постыдное заполнение дополнительных бумаг на ребёнка – острая проблема, которую нужно решать на законодательном уровне. Движения в этом вопросе уже есть.
Закон 2019г о семейных отношениях и сожительстве
- «Фактические брачные отношения» — так в новом законе называется форма семьи, при которой супруги проживают совместно, но не внесли запись об этом в документы ЗАГСа. Так могут именоваться:
- супруги, прожившие вместе 5 лет и более;
- не имеют детей либо имеют совместного ребёнка возрастом старше двух лет.
- В фактические брачные отношения могут вступать:
- лица старше 18 лет;
- на добровольной основе;
- не являющиеся родственниками;
- не находящиеся в официальном браке с третьими лицами.
При наличии нарушений одного из этих пунктов суд не признает союз фактическими брачными отношениями.
- Супругам разрешено заключать брачный договор, даже если они официально неженаты. В случае споров по имуществу при расставании брачный договор будет иметь юридическую силу. В иных случаях при разрыве фактических брачных отношений имущество будет разделено пополам, как и при расторжении официального брака.
- Чтобы разделить имущество при расставании, нужно обращаться в суд (если, конечно, у бывших гражданских супругов есть разногласия). В суде придётся доказывать факт совместного проживания. Сделать это помогут:
- свидетельские показания соседей, родственников, друзей, коллег;
- совместные фото- и видеоматериалы, накопленные время совместной жизни;
- чеки и квитанции, подтверждающие семейные покупки, ведение хозяйства и тд.
- Споры по наследству остаются камнем преткновения. Нотариусы в большинстве оформляют бумаги, исходя только из официальных документов. Однако, через суд можно добиться справедливости даже в этом вопросе и изменить порядок распределения имущества усопшего супруга, даже если отношения не были официальными.
- Регистрация новорожденных осталась без изменений: внести данные об отце можно только на основании какого-то документа, и если нет свидетельства о браке, нужно заявление.
Обязанности супругов в фактических брачных отношениях
По сути, закон 2019 года не поменял ничего в вопросе семейных обязанностей. Просто теперь они закреплены и за незарегистрированными парами:
- вести совместное хозяйство;
- обеспечивать детей материальным достатком, воспитывать их и создавать комфортные условия детства;
- выплачивать алименты в случае разрыва отношений.
Важно! Обязанности по содержанию детей накладываются на отца, только если он признал ребёнка и подписал бумаги об отцовстве, а значит, внесён в свидетельство о рождении. Сделать это можно как сразу после рождения, так и позже.
Сожительство пока не приравнивается к официальному браку и, скорее всего, не приравняется никогда. Всегда будет существовать причина, по которой люди должны пойти в ЗАГС и подписать бумаги о вступлении в брак. Однако, на сегодняшний день права незарегистрированных супругов находятся в большей безопасности, чем раньше. На защиту интересов могут рассчитывать пары, прожившие вместе более пяти лет. Возможно, в будущем этот срок будет сокращён. Официальная семья по-прежнему остаётся наиболее выгодным вариантом совместного проживания, как с точки зрения закона, так и с моральной стороны.
Во всем мире гражданский брак стал обычным явлением с точки зрения общества, но не церкви. Блуд, как его не маскируй, является грехом, отношение церкви к гражданскому браку было и остается негативным.
Счастье, построенное на грехе
Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.
О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.
Гражданский брак
Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.
Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).
Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.
Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.
Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.
О семье в православии:
- Патриархальная семья в современном православии
- О половой жизни в православной семье
- Обязательно ли православным быть многодетными
Духовный аспект гражданского брака
Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем — Богу. Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.
Отношение церкви к гражданскому браку
Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.
Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.
Внимание! Пары, живущие в свободных отношениях, не имеют права исповедоваться и причащаться. Это не касается христиан, которые узаконили семейные отношения в органах государственной власти. В этом случае духовный наставник каждый раз говорит супругам о важности венчания, но допускает их к Таинствам.
Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда венчание допустимо для нерасписанных пар.
От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей. Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви. Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.
Мнение церкви
Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность — не благо, а великий грех.
Грех ли жить в гражданском браке?
Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.
Совет! Православная церковь благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, но только тех, кто соблюдает закон. Роспись в Загсе и венчание в церкви — единственный путь получить законное право на семейный союз, но это никогда не будет гражданский брак.
Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи. Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.
Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания — разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.
Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет Божьего благословения, будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.
Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям «Гимн любви» (1Кор. 13).
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Молитвы о семье:
- Молитва Николаю Чудотворцу о семье
- Молитва о возвращении мужа
- Молитва о мире и любви в семье
Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.
Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.
Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.
Важно! Христиане, принявшие решение жить гражданским браком, делают свой выбор в сторону блуда. Всевышний Бог, наш Господь Иисус Христос и Святой Дух не могут находиться рядом с грехом. Православная церковь о гражданском браке
Гражданский брак: почему христианство против
Автор Виктория Матвеева 18.01.2018 16:00
Термин «фактический брак» в отношении сожительства без регистрации более уместен, потому что «гражданский» имеет как раз неприемлемое для любителей вольных отношений значение — узаконенный гражданским органом (наряду с церковным).
Еще более они не любят вполне определенного мнения церкви о том, что их сожительство — на самом деле никакой не брак, а некрасивое и обидное слово «блуд». «Ну как же, — обиженно восклицают они. — Бог же дал человеку право выбора, и мы ведь любим друг друга! Почему же христианство так категорично?»
Людей, ратующих за собственную внутреннюю свободу, стращать догмами бесполезно. Но им, наверное, будет интересно узнать, что есть блуд в христианстве и на каком основании к оному причислили их фактические отношения.
Читайте также: Счастливый брак — залог здоровья общества
Три неправды гражданского брака
Христианство — прежде всего, религия ответственности. Перед Богом, перед обществом и самим собой. А отвественность во все времена была сопряжена с законом — ветхозаветным или новозаветным.
Когда всякая власть ветхой буквы упразднилась, Бог все-таки обращается к людям с призывом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Одна из этих заповедей — не просто «плодиться и размножаться» с кем угодно, но предварительно взять на интимные отношения Благословение Божие в святом Таинстве Брака. «Не прелюбодействуй» — значит не имей беззаконной любви. Потому что последняя свидетельствует о том, что человек, игнорируя повеления Бога, и о своей любви к Нему весьма заблуждается…
Читайте также: Первая любовь: увидеть за плотью душу
Почему же «блуд» и что это вообще такое? В древнерусском языке слово «блудить» означало «сбиваться с пути, бродить, не доходя до конечной цели». «Фактический брак» — это блуждание в личной жизни? вроде бы, начавшееся, но конечного пункта — создания семьи как ячейки общества — так и не достигшее.
Любители такого образа жизни могут активно возражать, говоря об устарелости социальных норм, стабильности без никаких штампов в паспорте, свободе от предрассудков, и далее, и далее. Но многие специалисты по человеческой психологии об искренности этих доводов мнения очень невысокого.
Так, психолог Петр Дмитриевский в одном из интерью подчеркивает: «Существует тенденция протеста: «Это наше личное дело, и государству тут нечего делать». Но в этом есть доля лукавства.
Вопрос не в участии государства в семейной жизни, а в том, что происходит на сердце у человека. Смысл брака, который часто пытаются обесценить выражением «печать в паспорте», гораздо глубже, чем некоторое количество чернил в документе.
Заключением брака очерчиваются внешние границы, люди как бы поворачиваются друг к другу. Поэтому я думаю, что ироничные разговоры о печати в паспорте связаны со страхом расставить все точки над «i», и согласиться, что именно с этим человеком я готов (я готова) двигаться вперед, несмотря на возникающие сложности».
Кто есть отец лукавства с точки зрения христиан, известно всем. Тот самый, «вдохновивший» людей и на прелюбодейство, и на многие другие грехи.
Свое же отношение к «частичному использованию» друг друга христианская вера четко выразила устами святого апостола Павла: «…воля Божия есть освящение ваше … чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это…» (1-е Фес. 4:3).
Именно поэтому Церковь не благословляет антагонизм с общественной моралью из личных интересов. А любовь доказывается готовностью идти навстречу друг другу, и уже вместе, — навстречу всем возможным проблемам.
Следующая причина нелюбви христианства к фактическому сожительству — прискорбное и частое присутствие в нем греха обмана. Не всегда как откровенной лжи, но и в форме намеренного создания выгодной иллюзии. Статистика свидетельствует о том, что примерно 70 процентов мужчин, живущих в гражданском браке, считают себя холостыми, а 90 процентов женщин в этой ситуации именуют себя замужними.
В обоих случаях это есть не что иное, как банальный (само)обман: можно ли считать холостяком мужчину, де факто живущего полноценной супружеской жизнью, или замужней — женщину, де-юре одинокую? Самарянская грешница, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева, по крайней мере, не лгала никому, а, хоть и с позором и горечью, но честно призналась: мужчина, живущий с ней, ее мужем не был…
Кстати, наверное, надо развенчать миф, который нередко можно услышать от людей в качестве примера «диктата» Церкви. Мол, мужем и женой считаются лишь венчаные пары, а те, кто «всего лишь» расписался в ЗАГСе — сожители и живут в блуде. Это не так.
Брак, заключенный в ЗАГСе, считается Церковью полноценным и достаточным для того, чтобы считать мужчину и женщину законными супругами.
А придут они к таинству венчания, попросят ли Божьего благословения на свой союз — уже их личное дело. Тем более, что в храмах и не венчают сейчас без свидетельства о браке из ЗАГСа, иными словами, таинство свершается только над де-юре супругами.
Практикующий психолог, кандидат психологических наук Сергей Саратовский в своей статье «Как женщины обманывают себя в «гражданском браке» отмечает, что женщина, достигшая, как ей кажется, основной цели своей жизни, создав «гражданский союз», приступает к распределению ролей: теперь она — «жена», а он — «муж», даже если он все еще формально женат на предыдущей избраннице.
Она мысленно «женит» его на себе и оправдывает незаконное сожительство из-за простой боязни потерять любимого мужчину. При этом, внешне приняв такую форму союза и понимая ненадежность своего статуса, женщина обычно боится быть брошенной. Первое время сожительница действительно получает заботу, ласку и внимание со стороны «гражданского супруга».
Но спустя несколько месяцев (реже — лет) его интерес к их союзу постепенно гаснет из-за того, что роль «любимого и любящего мужа» изначально была ему навязана. Из всего этого автор делает вполне логичный вывод: даже благодарность со стороны мужчины за налаженный быт и качественный регулярный секс вовсе не означает любовь, а тем более желание исполнять супружеские обеты до гроба, если он их не давал…
Не могут не волновать христианских пастырей проблемы, из-за которых страдают в гражданских браках ни в чем не повинные дети. В таких союзах происходит гораздо больше абортов, и оскорбительное заявление: «Я не уверен, чей это ребенок» беременные «гражданские жены» вынуждены слышать гораздо чаще.
Психолог Сергей Саратовский пишет и о другой опасности: «…даже если женщина и решилась родить, несмотря на возможность неблагоприятного развития супружеских отношений, счастье материнства все равно будет омрачено. Конечно, времена общественного непризнания незаконнорожденных давно миновали. Но общественная оценка этого явления сохраняется. А главное, под угрозу ставится физическое и психическое здоровье малыша». Может ли одобрять такое Церковь, если для нее Материнство — Божий дар?
Каждый человек вправе сам решать, какой идеал личной жизни для себя выбрать: христианский, целью которого в любом случае является святость, или же «вольно-современный» с его подменой понятий, взаимовыгодным враньем, вечной неопределенностью и потребительским эгоизмом.
Но всегда будет очевидно одно: это два несовместимых образа жизни, и христианство, по крайней мере, ортодоксальное, «фактический брак» не примет никогда. Нужно будет выбирать что-то одно. И дай Бог, чтобы полезное.
Целью Петровских преобразований было не только создание новой армии и нового флота, нового государственного управления и новой промышленности, но и создание новой культуры — культурная реформа занимает в деятельности Петра не меньшее место, чем реформы прагматического характера. Культурные инновации были не случайными атрибутами эпохи преобразований, а существеннейшим элементом государственной политики, призванным перевоспитать общество и внушить ему новую концепцию государственной власти.
Можно полагать, что именно в перестройке культуры Петр видел определённую гарантию устойчивости нового порядка. Новый порядок антагонистически противостоял старому. Языковая политика Петра является органической частью всего этого процесса размежевания, а язык в полной мере воплощает новые отношения власти.
Наиболее наглядным образом социальное задание петровской языковой политики выразилось в реформе азбуки, т.е. в создании русского гражданского шрифта. Разделение алфавита на церковный и гражданский накладывало противопоставление светского и духовного на все печатные тексты, и эта оппозиция текстов создавала новую схему для противопоставления церковнославянского и русского языков.
Сама инициатива введения гражданского шрифта принадлежит Петру, и вся подготовка к этому предприятию проходит под непосредственным его наблюдением. Петром же была определена и сфера применения новой азбуки, т.е. та область, которая выделялась в качестве владения новой культуры. На первом издании Азбуки 29 января 1710 г. рукою Петра написано:
«Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены , тех вышеписанных книгах не употреблять».
Этот указ, очевидно, может рассматриваться как окончательное оформление предшествующего решения. Ещё 1 января 1708 г. Пётр указывал, чтобы новыми «азбуками напечатать книгу геометрию на руском языке, которая прислана из военного походу и иные гражданские книги печатать теми ж новыми азбуками». Предполагалось, надо думать, что светские книги пишутся на русском языке и печатаются гражданским шрифтом, а духовные книги пишутся на церковнославянском языке и печатаются церковным шрифтом. Церковнославянский язык и церковный шрифт обслуживают старую культуру, а русский язык и гражданский шрифт обслуживают новую культуру секуляризованной государственности.
В реформе азбуки значимым оказывается как изменение формы букв, так и изменение самого состава азбуки. Изменение состава азбуки свелось в конечном счёте к исключению букв Ъ6 Э6 Ы и ликвидации надстрочных знаков.
Изменение состава азбуки вело к расподоблению славянского (русского) алфавита и алфавита греческого — в кириллице, как известно, и широкое употребление букв Э6 Ы и употребление надстрочных знаков развилось под греческим влиянием. Это изменение, тем самым, выступает как выражение новой ориентации петровской культуры, противопоставленной той эллинофильской ориентации, которая была свойственна просвещению предшествовавшего периода. Изменение состава азбуки, таким образом, могло связываться с отказом Петра от православного «славяно-греческого» благочестия.
Верность греческим формам в языке была внешним выражением верности восточному православию в вере. Осмысляя эту грекофильскую ориентацию в западных терминах, Пётр и его последователи понимают её как клерикальную оппозицию. Азбучная реформа является одним из первых свидетельств этого культурного антагонизма — «клерикальные» буквы изгоняются из светской азбуки.
Грекофильской ориентации церковной культуры противостояла латинофильская ориентация Петра и его приверженцев, обнаруживавшая антагонизм по отношению к традиционной культуре и ориентацию на Запад. Изменение формы букв в гражданском алфавите непосредственно отражает новую значимость латинского образца. Именно ориентация на латинский шрифт побуждает Петра при первоначальном сокращении алфавита выбрать из пар омофоничных букв те буквы, которые соответствуют латинскому алфавиту: i (а не и), s (а не з).
Несомненно, что современники воспринимали эту связь с латинской традицией не только как формальное обстоятельство, но и как непосредственное воплощение культурной политики Петра — его «западничества» и его ненависти к отечественной старине.
Латинский подтекст в создававшейся Петром культуре связывал преобразованную Россию не столько с Римом христианским, сколько с Римом императорским. Следует думать, что изменение формы букв в гражданском алфавите как раз и обусловлено восприятием России как продолжательницы императорского Рима, его военной славы и вселенского могущества. Впервые прообраз гражданского шрифта был использован в надписях на триумфальных воротах, построенных для триумфального въезда Петра в Москву 9 ноября 1703 г. Тогда студенты Славяно-греко-латинской академии «положили надписи российскими словами по виду начертания латинскаго характера» . Описание этого торжества дошло до нас, и оно несомненно свидетельствует, что триумф Петра был устроен по образцу императорских триумфов языческого Рима и выбор образца был вполне сознательным. Латинская форма славянских букв соответствовала римскому оформлению всего торжества. Таким образом, известная связь русского гражданского шрифта с латинским при первом его применении актуализовала соотнесённость новой России с императорским Римом.
Всё это позволяет рассматривать реформу алфавита как составную часть создания особого гражданского культа, утроенного по античному образцу и ставящего императорскую (царскую) власть выше всех остальных общественных институтов. Новая Россия оказывается преемницей императорского Рима, а новое «российское гражданское наречие» — языком новой имперской культуры, которая — вместе с культурами западноевропейскими — вырастает из античной образованности и отвергает варварскую религиозность «тёмных веков». Именно эта реформаторская схема и была наложена на культуру средневековой Руси.
Латинский подтекст создававшейся Петром официальной секулярной культуры соотносил нарождавшийся имперский дискурс с введением гражданского шрифта, а сам этот шрифт делал символом петровского секулярного просвещения. Традиционная культура осознаётся в качестве клерикальной и оттесняется на периферию вместе со старым шрифтом.
Итак, устроение нового наречия начинается с создания гражданского шрифта, причём орфография оказывается здесь зеркалом культуры. Противопоставление старой и новой орфографии устанавливает то семиотическое разграничение культурных сфер, которое кладётся в основу функционального распределения традиционного (церковнославянского) и нового («простого») литературного языка. Оппозиция двух языков входит в единый комплекс с оппозицией церковного и гражданского шрифта и соотносится тем самым с целым рядом взаимосвязанных культурных противопоставлений: эллино-славянского учения и «славено-латинской» образованности, святоотеческого предания и эллинской мудрости, греко-российского православия и римско-европейского просвещения, церковной культуры и светской (секулярной) культуры, священства и царства, Церкви и Империи.
прагматический (характер) — от греч. πρᾶγμα ‘дело, действие’ — дающий, приносящий практически полезные результаты
инновация — от фр. innovation ← лат. innovatio ‘обновление, перемена’ — что-л. новое, нововведение, новшество
атрибут — от фр. attribute ← лат. attributus ‘приданный, предназначенный’ — книжн. необходимый, постоянный признак, принадлежность чего-л.
призванный — прич. от призвать — привлечь к исполнению какой-л. важной задачи, к какому-л. важному делу
внушать/внушить — целенаправленно воздействуя на волю, сознание кого-л., заставлять/заставить его усво-ить что-л., прийти к какому-л. убеждению
антагонистически — от антагонизм — от фр. antagonisme ← греч. ̓ανταγωνισμός ‘спор, борьба’ — острая борьба интересов, соперничество
размежевание — книжн. разделение сфер влияния, деятельности, компетенции
наглядный — совершенно очевидный
          ? От какого глаг. образовано данное сл.?
          Ответ
светский — не церковный, гражданский, мирской
сей — устар. указ. мест. этот
          ? Как вы понимаете зн. выражений на сей раз, по сей день, сию минуту (секунду), до сих пор, от сих до сих?
          Ответ
литера — от нем. Litera ← лат. littera ‘буква, письменный знак’ — устар. буква
манифактурныя (книги) — технические; окончание -ыя — древнее окончание вин. п. мн.ч. прил. женского рода
вышеписанный — устар. вышеназванный, вышеупомянутый, вышеуказанный
секуляризованная (государственность) — освобождённая от влияния церкви — от сущ. секуляризация — от фр. sécularisation ← лат. saeculаris ‘светский’ — освобождение от церковного влияния; секулярная (культура) — светская, не церковная
сводиться/свестись (к чему, до чего) — упрощаясь, ограничиваясь чем-л., выражаться/выразиться в чём-л. простом, неважном, несущественном, малом
в конечном счёте — в конце концов, в итоге
надстрочные знаки — в цсл. специальные знаки, заимствованые из греч., которые ставились над строкой для обозначения разных типов ударения ́   ̀   ̑   и придыхания  ̛ , а также титло  ҃   — знак над сокращенно написанным словом или буквой, употребленной в числовом значении
расподобление — различие, расхождение каких-л. явлений, которые ранее были подобными, похожими
эллинофильская, грекофильская (ориентации) — от греч. ͑έλλην ‘грек’ + φίλος ‘любящий’ ← φιλέω ‘любить’
          ? Как вы можете объяснить зн. этих прил.? Как вы понимаете зн. прил. латинофильская (ориентация)?
          Ответ
благочестие — соблюдение предписаний религии, церкви
          ? Как образовано это сущ.?
          Ответ
клерикальная (оппозиция) — от фр. clérical ← лат. clericalis ‘церковный’ — стремящаяся к укреплению и усилению политического и культурного влияния церкви
приверженец — убеждённый сторонник, последователь кого-чего-л.
омофоничные (буквы) — от греч. ͑ομός ‘одинаковый’ + φωνή ‘звук’ — буквы, обозначающие один и тот же звук, напр., цсл. буквы и и 1, о и Э, з и Й
«западничество» — ориентация на западноевропейские культурные и идеологические ценности
подтекст — внутренний, скрытый смысл
прообраз — книжн. то, что служит образцом, образом для чего-л.; образ будущего
триумфальные (ворота) — построенные для триумфа — от нем. Triumph ← лат. triumphus — торжественной встречи полководца-победителя и его войска
          ? Какое ещё зн. сл. триумф вы знаете?
          Ответ
латинскаго (характера) — окончание -аго — древнее окончание род. п. ед.ч. прил. муж. и с.р.
актуализовать — от нем. aktualisieren, фр. actualiser ← лат. actuаlis ‘действительный, настоящий’ — (с)делать актуальным — очень важным для настоящего момента; актуализировать
соотнесённость — соотношение, зависимость, взаимная связь
культ — от лат. cultus ‘почитание, поклонение’ — почитание кого-чего-л., преклонение перед кем-чем-л.; букв.: религиозное служение божеству и связанные с этим обряды
преемница — от преемник — книжн. продолжатель, тот, кто занял чьё-л. место, чью-л. должность
наречие — устар. язык
          ? Как образовано это сущ.?Какие ещё зн. данного слова вам известны?
          Ответ
варварская (религиозность) — невежественная, дикая, бессмысленная
          ? От какого сущ. образовано данное прил.?
          Ответ
дискурс — от фр. discours, англ. discourse ‘речь’ — социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми классифицируется и представляется реальность
оттеснять/оттеснить — надвигаясь, наступая, заставлять/заставить уйти, удалиться с занимаемого прежде места
периферия — от фр. périphérie ← греч. περιφέρεια ‘окружность’ — удалённая от центра, неважная, второстепенная часть чего-л.
устроение — книжн. создание, организация чего-л., придание чему-л. нужного вида, формы
          ? От какого глаг. образовано данное сущ.?
Бессмыслица, или гражданский брак
Гражданский брак ныне довольно часто упоминается разными людьми; иные говорят, что это солнечное проявление свободы, более осторожные — что молодым людям нужно-де проверить свои чувства; несогласные печально констатируют, что как-то это нехорошо (о более эмоциональных выражениях несогласия и недовольства умолчим). Правда, ни те, ни другие не задумываются особенно, о чем же идет речь: сторонники имеют в виду нечто прекрасное, противники — гадость вообще. И еще менее задумываются люди о том, почему они это таким образом называют. Попробуем хоть немного уяснить себе, что же здесь называется браком и что — гражданственностью.
Немного истории
В Российской империи существовал единственный способ зафиксировать брак: религиозный обряд, имевший тот или иной характер в зависимости от религии брачущихся. Гражданской регистрации попросту не существовало. Но, как всегда и везде, были люди, не желавшие по тем или иным (как правило, неуважительным) причинам связывать себя брачными узами или при всем желании не имеющие такой возможности, — а кроме различия вероисповеданий, при нежелании этим хоть в какой-то мере поступиться, есть еще и церковные правила, запрещающие, в частности, родственные браки (считается и духовное родство) и возбраняющие брак после развода его виновникам. Почему эти люди называли свое сожительство гражданским браком — уже тогда было не очень понятно; что-то тут такое просвечивает вроде того, что гражданам следует быть вне религии, а отсюда можно плавно перейти к тому, что верующие — плохие граждане и, следовательно, гражданских прав иметь не должны. В дальнейшем это понимание закрепилось в акте лишения гражданских прав духовенства, в запрете голосовать на выборах, в невероятном налоге. Бессмыслица «новой жизни» здесь, кстати, проявилась и в том, что уничтожаемое духовенство называли лицами свободной (!) профессии.
…Вообще-то у монархии бывают подданные, и вплоть до недавнего времени принадлежность человека к населению той или иной страны (в том числе и республик) называлась подданством. Оно, конечно, если это понятие представляется унизительным, то можно и гражданином называться; беда в том, что это название, употребляемое всерьез, обязывает.
И в самом деле, что связывается со словом гражданский? Изначально и по существу — ответственная позиция человека в обществе. Некрасов, например, писал:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Вполне очевидно, что всеобнимающей любовью поэт называет вовсе не сожительство вопреки законам и обычаям, а служение ближнему и любовь, произрастающую из той, которой Христос победил смерть и спас человечество. И кто будет возражать против такой гражданственности? Однако параллельно развивалось понимание (пути такого развития проследить возможно, но утомительно), что гражданский — это против властей и законов; оно и утвердилось в словосочетании гражданский брак.
А между тем никак не зафиксированное сожительство именно потому не имеет права называться гражданским, что характеризуется прежде всего полной безответственностью, бесправием сторон в результате выхода из сферы закона. Опять-таки восстать против неправедных законов интересно, но можно вспомнить слова Томаса Мора, канцлера Англии при взбалмошном Генрихе VIII и страдальца за Церковь, прозвучавшие в хорошей пьесе: «У нас в Англии слишком много законов, и большинство из них несправедливы, но жить без них нельзя, потому что они ограждают нас от дьявола». Пылкий молодой собеседник восклицает: «А я, чтобы изгнать дьявола, готов сокрушить все законы и гнаться за ним без устали». И слышит ответ: «А если он обернется и начнет преследовать Вас, где Вы укроетесь?»
Злодейства старого мира
Не будем говорить о том, что сожительство, именуемое «гражданским браком», позволяет тому, кто передумал, бросить на произвол судьбы того, кто доверился, — и причем как правило в тяжелое время; здесь всегда найдутся желающие позлорадствовать. Подумаем о детях: ведь незаконнорожденные в Российской империи были лишены прав; более того, в свое время дети крепостных женщин от любого знатного отца записывались в крепостные. Конечно, иные «благородные отцы» отпускали мать на волю, давали детям фамилию (не свою!), снабжали деньгами… Почитайте «Подросток» Достоевского — очень ли это утешало? А когда «просто» принадлежность к разным конфессиям не позволила повенчаться, дворянин Яковлев дал своему сыну от лютеранки фамилию Герцен, что примерно значит «сын сердца». Тот был даже состоятельным человеком, но вот счастливым не был. Разумеется, можно долго и звучно проклинать законы и общество, но ведь детям-то жить в этом обществе и под этими законами… Кстати сказать, кроме действительно тяжко звучащего слова «незаконнорожденный» для детей «свободных» родителей существует определение внебрачный, что показывает, что при «гражданском браке» о собственно браке речь не идет и что сочетание этих слов применительно к данному явлению вполне бессмысленно.
Только не нужно думать, что простой народ был нравственен, а «не простой» — не слишком. Увы, грехи людские одинаковы при любом социальном положении. Скорее у людей немудреных и отношение к «гражданскому браку» было попроще: грех, бес попутал, стыдобушка… И когда Лесков упоминает о том, что некоторые из «новых людей» со временем венчались, чтоб кухарка уважала, он вовсе не утверждает, что кухарочье сословие отличалось блеском добродетелей и являло собой образ праведности — кухарки не хуже и не лучше других, — но живое понятие о стыде, о том, чего следует стыдиться, а не выставлять напоказ, у них, как правило, присутствовало. И выражения «законный брак», «законные супруги», вполне простонародные по области употребления, свидетельствуют и о том, что в этих кругах бытовали и были известны другие формы сожительства, и о том, что брак был признаком порядочности, повышал социальное положение.
Так, может быть, все-таки умудренно кивнем и скажем, что образованное общество безнравственнее необразованного? Да ничего подобного; ведь и образованные люди вступали в законный брак и в мире и любви проживали в нем всю жизнь, и среди необразованных были такие бесстыдники, что только заохаешь. Дело скорее в том, что как образованное, так и необразованное молчаливое большинство придерживалось нормальных традиционных взглядов на брак, а шумное меньшинство громогласно эти взгляды отрицало. А среди «простого» народа шуму поначалу было поменьше. Касательно шума, поднимаемого передовыми гражданами, Достоевский в «Бесах» в гениальной пародии на агитационный стишок пишет, что прогресс призван-де уничтожить церкви, браки и семейства — мира старого злодейства. Здесь даже и не ужаснешься: смешно и глупо. Однако каков набор!
А «общее мнение» сходилось на том, что жить «просто так» вообще нехорошо, но так уж всегда получается, что с наибольшей свирепостью оно обрушивалось не на мужчин, которым как-никак в большинстве случаев принадлежала инициатива (пресловутую Елену из «Накануне» оставим на совести Тургенева), а на более слабых женщин и на совершенно беззащитных и ни в чем не повинных детей. Я не даю этому оценки, не берусь рассуждать, насколько это нравственно (в другой системе понятий — «убого»), а просто констатирую реальное положение вещей, которое мало меняется в разные века и на разных континентах: хотите бросать вызов обществу — дело ваше, но оно ведь может этот вызов и принять… И в таком случае христианское делание состоит в умягчении нравов, но апеллирует оно не к вседозволенности, а к милости и прощению заблудших.
Акты гражданского состояния
С появлением внерелигиозной фиксации брака отпали (для неверующих) церковные запреты; появились бюро записи актов гражданского состояния (а кто теперь помнит, что именно таково значение слова «загс»!). К гражданским состояниям были отнесены рождения, смерти и браки; примечательно здесь даже не то, что государство приняло на себя выражение функции Бога, Который только и волен в рождениях и кончинах, и снизило их до уровня «гражданского состояния», а признание такого статуса брака, который законодательно включает его в бытийную канву человеческой жизни. Казалось бы, вот он, наконец, вожделенный гражданский брак, тем более что и «записаться» легко, и развестись еще легче. Так что будьте добры, граждане и гражданки, проявляйте свою сознательность. Ан нет, нашлись такие сторонники свободы, которым и загсовская бумажка казалась тягостными узами. Другие же бумажкой не стеснялись и женились/разводились сколько душе угодно. Алиментов научились избегать разными позорными способами, от клеветы перед судом на любимую женщину и отречения от родного дитяти до нахождения мизернейшей официальной зарплаты, чтоб ничего не доставалось бывшему и постылому семейству.
Однако великий и могучий русский язык не дремал, и зарегистрированный брак стал именоваться в свою очередь законным, хотя и был по большей части невенчанным. Это словоупотребление трогательно свидетельствует о стремлении людей в любых условиях упорядочить жизнь. Я не склонна считать, что при советской власти был порядок и процветала нравственность; я выросла в трущобном районе московского центра, в очень благоприличной семье, но чего только не было у нас в школе и в семьях моих соучеников! Дерзну, однако, сказать, что каждый человек изначально и в глубине души склонен к миру и порядку. Но сильны искушения падшего мира, и некоторые люди по причинам, о которых сейчас рассуждать не время, становятся активными проводниками зла. А молчаливое большинство или эти течения игнорирует, или робко вторит и даже научается. О чем ниже.
Между тем, как уже было сказано, именно при советской власти обрело смысл словосочетание гражданский брак, и ничего другого, то есть церковного освящения брачного союза, власть не признавала. Верующие люди тем не менее венчались, и нередко тайно, поскольку священники были обязаны оповещать власти о венчаниях, а это в большинстве случаев было, мягко говоря, неуместно. Насколько я знаю, венчающимся и в голову не приходило, что можно венчаться, но не регистрировать брак. Таким образом в очень узком кругу брак фиксировался по общепринятой в христианской Европе модели: венчание и регистрация. Собственно, такой брак может называться браком перед Богом и людьми в полном смысле.
Эпидемия продолжается
Наконец, настали новые времена, и Церковь обрела присущие ей права. Правда, в отношении фиксации брака имущественно-юридические права требуют официальной регистрации; как уже было сказано, это нормальная европейская модель. Казалось бы, все встало на свои места: веруешь — венчайся и регистрируйся, нет — твое дело, зарегистрируй брак светским образом…
Ан не тут-то было.
Известно, что стакан с водой можно видеть и полупустым, и полуполным. Несколько лет назад образованная дама в культурном журнале сетовала на то, что плохо у нас приживается психоанализ, и употребила таковые слова: «Тысячелетие Православия не прошло даром. Русские девушки целомудренны и не желают публично выворачивать темные стороны души». Сочувствовать этим дамским скорбям мы не будем, а скажем в свою очередь, что и безбожное семидесятилетие не прошло даром, отразившись пагубным образом на самом понятии семьи. Возможно, нам далеко до предельной (или беспредельной? слишком уж выразительным стал язык) распущенности, но нечто на пути к ней достигнуто (подробности опускаются). Если не говорить о церковном народе, то непонятно, заключаются ли сейчас браки, зафиксированные на юридическом уровне (то есть на самом деле гражданские) без предшествующего «свободного» сожительства, по невнятным причинам и называемого гражданским браком. Самое печальное, что эти слова употребляются по данному поводу и священниками, причем естественно, что употребляются в осудительном смысле, но при этом получается, что батюшки осуждают гражданскую регистрацию (без которой сами же и не венчают). Действительно, бессмыслица, далеко зашедший абсурд!
Свою долю в эту бессмыслицу вносят молодые и «продвинутые» православные, среди которых развивается мода венчаться (у знакомых батюшек, разумеется), но не регистрировать брак. Что это им дает, кроме бесславной участи одной из сторон в случае, если чувство поостынет, да сомнительного юридического статуса детей, непонятно. Вряд ли они являются убежденными последователями сектантов, чуждающихся всякой документации — образование не то. Хочется свободы и оригинальности — любой ценой…
Не менее печально, что эпидемии псевдогражданского лжебрака подпадают и люди вполне в годах и даже близко к пятидесяти. Им-то что проверять? Самое оригинальное оправдание такого беззаконного состояния, которое я слышала, было: «Он инославный, с ним венчаться нельзя». Спрашиваю: «А что, регистрироваться тоже нельзя?». Дальше по Шекспиру: тишина. Но еще гораздо печальнее то, что вполне порядочные люди старшего поколения оправдывают своих разудалых потомков, смиренно приговаривая, что-де мол нынче по-другому нельзя и что все так делают.
Впрочем, почему бы им этого и не делать? Один современный журналист употребляет в подобных случаях старое присловье: отчего не воровать, когда некому унять? И ведь действительно, и родители боятся слово поперек молвить, и даже священники употребляют стыдливую и неточную замену огненного слова блуд…
Выше я уже говорила, что не верю в то, что порча нравов имеет сиюминутный характер и занесена с гнилого Запада. В конце концов, грехопадение не на Западе произошло. Страшно сказать, но борьба человека с силами тьмы (и в том числе с блудным бесом) стала немодной (в том числе и в России) уже более века назад. Происходит просто какой-то шантаж: молодые боятся быть немодными, которые постарше — тем более, а то как бы кто не догадался, что они люди на возрасте, родители взрослых детей пуще всего страшатся оказаться носителями пережитков и тем самым утратить надежду на взаимопонимание. А светские СМИ тоже соучаствуют: сообщения о «великосветских» свадьбах почти всегда включают информацию о том, на каком месяце беременности пребывает нежная невеста (вариант: какое количество детей счастливой «звездной» пары сопровождает церемонию). А что же общественное мнение? — А оно совершенно задавлено обстоятельствами и никак себя не проявляет; экстремистские гневные всплески не считаются, поскольку нравов отнюдь не исправляют.
Среди в какой-то мере совестливых людей быстро вышло из употребления словечко «бойфренд»; стали уклончиво говорить «жених». И снова бессмыслица: говорит человек, что его дочь отселилась и живет с женихом. На замечание, что с женихом не живут, а венчаются, печально отвечает, что-де, мол, он уговаривал, а «жених» и «невеста» — ни в какую. На попытку уточнить, что тогда не с женихом, а с любовником, ужасается: «Зачем же так грубо?».
Все это в терминах римского права можно назвать конкубинатом (сожительством), а в терминах этнографии — промискуитетом (неупорядоченное половое общение, которое этнографы приписывали архаичным обычаям и которого у соответствующих племен на самом деле нет, хотя не всегда бывает и строгое единобрачие); выше упоминалось, как это называется на языке Церкви. Конечно, сторонники сразу же начнут энергично возражать: при чем тут промискуитет, а может, у них великая любовь, не терпящая бюрократического вмешательства? Может быть, и великая, может быть, и всепобеждающая страсть, но надолго ли? В самом слове проверка есть что-то от эксперимента, а эксперимент считается доказательным только в том случае, если он при множественном повторении дает тот же результат. А вообще-то международным пактом эксперименты на людях запрещены. И без них понятно, что свободной любви навсегда не бывает. Ромео и Джульетта сначала обвенчались, а потом соединились в жизни и в смерти. А самое печальное, что вся эта чехарда великих любвей происходит на глазах у детей, для которых мама и папа — величины не постоянные, символизирующие опору в жизни, а переменные. И находятся взрослые, которые с умудренным видом говорят, что дети мол такие пошли, что им это нипочем, а если они шарахаются, то даже полезно ввести их «в курс дела», чтобы не выделялись в продвинутом обществе. И все это ложь. Допустим, дети проявляют цинизм, — они ли в этом виноваты? А что, если они иного в жизни просто не видели? Это не они родились растленными (каждое человеческое существо есть образ и подобие Божие), это их растлили с младенчества. Мало найдется грехов тяжелее и горше этого.
***
Зададимся извечным вопросом: что же нам, православным христианам, делать? Прежде всего не доверять лживым словесам и ни на чем не основанным обобщениям и умозаключениям. Никак не оформленное сожительство мужчины и женщины — грех, распущенность, безответственность, а вовсе не «гражданский брак». Очень важно в этом случае, как и во многих других, не бояться называть вещи своими именами (избегая сквернословия). Никаких причин для отмены единобрачия нет и не будет, равно как нет и не будет оснований для того, чтобы объявлять христианскую мораль устаревшей. Метастазам порока нужно противостоять в своей семье, в своем окружении, а для этого потребны теплая вера, ясные христианские убеждения и взывание к помощи Божией, дабы идти тем путем, который предназначил для нас Он, желая приблизить нас к Себе.
Устраивать митинги необязательно. Декларировать свою добродетель — тоже, ибо добродетель вещь целомудренная и не терпит болтовни. Но как Христос непрестанно стучится в наши двери и сердца (ср. Откр 3:20), так и нам следует собственной жизнью свидетельствовать правоту Благой Вести о сущности и предназначении человека.
Фото Владимира Ештокина.
Гражданский брак: почему христианство против?
24.10.2017 5851 просмотр Виктория Паздрий
Термин «фактический брак» в отношении сожительства без регистрации более уместен, потому что «гражданский» имеет как раз неприемлемое для любителей вольных отношений значение — узаконенный гражданским органом (наряду с церковным). Еще более они не любят вполне определенного мнения Церкви о том, что их сожительство — на самом деле никакой не брак, а некрасивое и обидное слово «блуд». «Ну как же, — обиженно восклицают они. — Бог же дал человеку право выбора, и мы ведь любим друг друга! Почему же христианство так категорично?»
Людей, ратующих за собственную внутреннюю свободу, стращать догмами бесполезно. Но им, наверное, будет интересно узнать, что есть блуд в христианстве и на каком основании к оному причислили их фактические отношения.
Христианство — прежде всего, религия ответственности. Перед Богом, перед обществом и самим собой. А отвественность во все времена была сопряжена с Законом — ветхозаветным или новозаветным. Когда всякая власть ветхой буквы упразднилась, Бог все-таки обращается к людям с призывом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Одна из этих заповедей — не просто «плодиться и размножаться» с кем угодно, но предварительно взять на интимные отношения Благословение Божие в святом Таинстве Брака. «Не прелюбодействуй» — значит не имей беззаконной любви. Потому что последняя свидетельствует о том, что человек, игнорируя повеления Бога, и о своей любви к Нему весьма заблуждается…
Почему же «блуд» и что это вообще такое? В древнерусском языке слово «блудить» означало «сбиваться с пути, бродить, не доходя до конечной цели». «Фактический брак» — это блуждание в личной жизни? вроде бы, начавшееся, но конечного пункта — создания семьи как ячейки общества — так и не достигшее. Любители такого образа жизни могут активно возражать, говоря об устарелости социальных норм, стабильности без никаких штампов в паспорте, свободе от предрассудков, и далее, и далее. Но многие специалисты по человеческой психологии об искренности этих доводов мнения очень невысокого.
Так, психолог Петр Дмитриевский в одном из интервью подчеркивает: «Существует тенденция протеста: «Это наше личное дело, и государству тут нечего делать». Но в этом есть доля лукавства. Вопрос не в участии государства в семейной жизни, а в том, что происходит на сердце у человека. Смысл брака, который часто пытаются обесценить выражением «печать в паспорте», гораздо глубже, чем некоторое количество чернил в документе. Заключением брака очерчиваются внешние границы, люди как бы поворачиваются друг к другу. Поэтому я думаю, что ироничные разговоры о печати в паспорте связаны со страхом расставить все точки над «i», и согласиться, что именно с этим человеком я готов (я готова) двигаться вперед, несмотря на возникающие сложности».
Кто есть отец лукавства с точки зрения христиан, известно всем. Тот самый, «вдохновивший» людей и на прелюбодейство, и на многие другие грехи. Свое же отношение к «частичному использованию» друг друга христианская вера четко выразила устами святого апостола Павла: «…воля Божия есть освящение ваше … чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это…» (1-е Фес. 4:3). Именно поэтому Церковь не благословляет антагонизм с общественной моралью из личных интересов. А любовь доказывается готовностью идти навстречу друг другу, и уже вместе, — навстречу всем возможным проблемам.
Следующая причина нелюбви христианства к фактическому сожительству — прискорбное и частое присутствие в нем греха обмана. Не всегда как откровенной лжи, но и в форме намеренного создания выгодной иллюзии. Статистика свидетельствует о том, что примерно 70 процентов мужчин, живущих в гражданском браке, считают себя холостыми, а 90 процентов женщин в этой ситуации именуют себя замужними. В обоих случаях это есть не что иное, как банальный (само)обман: можно ли считать холостяком мужчину, де факто живущего полноценной супружеской жизнью, или замужней — женщину, де-юре одинокую? Самарянская грешница, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева, по крайней мере, не лгала никому, а, хоть и с позором и горечью, но честно призналась: мужчина, живущий с ней, ее мужем не был…
Кстати, наверное, надо развенчать миф, который нередко можно услышать от людей в качестве примера «диктата» Церкви. Мол, мужем и женой считаются лишь венчанные пары, а те, кто «всего лишь» расписался в ЗАГСе — сожители и живут в блуде. Это не так. Брак, заключенный в ЗАГСе, считается Церковью полноценным и достаточным для того, чтобы считать мужчину и женщину законными супругами. А придут они к таинству венчания, попросят ли Божьего благословения на свой союз — уже их личное дело. Тем более, что в храмах и не венчают сейчас без свидетельства о браке из ЗАГСа, иными словами, таинство свершается только над де-юре супругами.
Практикующий психолог, кандидат психологических наук Сергей Саратовский в своей статье «Как женщины обманывают себя в «гражданском браке» отмечает, что женщина, достигшая, как ей кажется, основной цели своей жизни, создав «гражданский союз», приступает к распределению ролей: теперь она — «жена», а он — «муж», даже если он все еще формально женат на предыдущей избраннице. Она мысленно «женит» его на себе и оправдывает незаконное сожительство из-за простой боязни потерять любимого мужчину. При этом, внешне приняв такую форму союза и понимая ненадежность своего статуса, женщина обычно боится быть брошенной. Первое время сожительница действительно получает заботу, ласку и внимание со стороны «гражданского супруга». Но спустя несколько месяцев (реже — лет) его интерес к их союзу постепенно гаснет из-за того, что роль «любимого и любящего мужа» изначально была ему навязана. Из всего этого автор делает вполне логичный вывод: даже благодарность со стороны мужчины за налаженный быт и качественный регулярный секс вовсе не означает любовь, а тем более желание исполнять супружеские обеты до гроба, если он их не давал…
Не могут не волновать христианских пастырей проблемы, из-за которых страдают в гражданских браках ни в чем не повинные дети. В таких союзах происходит гораздо больше абортов, и оскорбительное заявление: «Я не уверен, чей это ребенок» беременные «гражданские жены» вынуждены слышать гораздо чаще. Психолог Сергей Саратовский пишет и о другой опасности: «…даже если женщина и решилась родить, несмотря на возможность неблагоприятного развития супружеских отношений, счастье материнства все равно будет омрачено. Конечно, времена общественного непризнания незаконнорожденных давно миновали. Но общественная оценка этого явления сохраняется. А главное, под угрозу ставится физическое и психическое здоровье малыша». Может ли одобрять такое Церковь, если для нее Материнство — Божий дар?
Каждый человек вправе сам решать, какой идеал личной жизни для себя выбрать: христианский, целью которого в любом случае является святость, или же «вольно-современный» с его подменой понятий, взаимовыгодным враньем, вечной неопределенностью и потребительским эгоизмом. Но всегда будет очевидно одно: это два несовместимых образа жизни, и христианство, по крайней мере, ортодоксальное, «фактический брак» не примет никогда. Нужно будет выбирать что-то одно. И дай Бог, чтобы полезное.
Сегодня все чаще нам приходится слышать о гражданском браке. Мало кто задумывается, что на самом деле означает это понятие.
Что такое гражданский брак?
С точки зрения юристов, это официально заключенный брак с соблюдением всех правовых норм. К таким союзам Церковь относится уважительно. Однако, стоит отметить, что большинство людей употребляя данный термин, имеет в виду отнюдь не зарегистрированный союз. Нынче гражданским браком называют внебрачное сожительство без регистрации. Подобная форма сожительства весьма распространена. Нередко всевозможные советчики рекомендуют молодым людям пожить в так называемом «пробном союзе», а кинозвезды и прочие публичные люди без стеснения демонстрируют свои не обремененные штампом в паспорте отношения. Почему подобный брак так привлекателен? Ответ очевиден: такое сожительство имеет все атрибуты брака, но какая либо ответственность в нем отсутствует.
Мнение Церкви относительно такого сожительства однозначно. Все интимные отношения между женщинами и мужчинами вне зарегистрированного брака приравниваются к блуду. Блуд, иначе именуемый любодеянием, является одним из грехов, ведущим к духовной смерти.
Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14) Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце (Мф.5,27-28).
Чем вызвано столь строгое отношение Церкви?
Ведь вроде бы гражданский брак никому вреда не причиняет, а люди вступают в него по обоюдному согласию. Это же не прелюбодеяние и измена, ведущие к разрушению семьи. Чтобы ответить на этот вопрос стоит сначала вспомнить, что подразумевает понятие «грех».
«Грех есть беззаконие» (1Ин. 3: 4).
Грех нарушает законы духовной жизни человека. А всякое нарушение физических и духовных законов приводит к саморазрушению, и как следствие к различным бедам. Как невозможно возвести надежное долговечное здание на гнилом фундаменте, так невозможно построить крепкий брак на блуде. Библия причисляет блуд к наиболее тяжким грехам.
«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. занимающиеся рукоблудием (свящ. Павел), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9).
Церковь не возбраняет, а напротив благословляет плотские отношения между женщинами и мужчинами лишь в одном случае — если отношения происходили в брачном союзе. Причем брак не обязательно должен быть венчанным. Достаточно чтобы союз был в соответствии с гражданским законодательством. Люди, состоящие в браке, получают благословление Господнее. Однако плотские отношения вне брака являются грехом. Библия указывает нам, что супруги в браке становятся одним целым «одной плотью» для жизни в любви, для рождения и дальнейшего воспитания детишек. Гражданский брак также объединяет пару, но соединение это является греховным и беззаконным.
Всякая внебрачная связь ранит душу человека, оставляя в ней неизгладимый след. Даже впоследствии вступив в брак, человек продолжает нести на себе бремя прошлых грехов. Если брак соединяет супругов для жизни в любви и уважении, то гражданский брак, являясь проявлением блуда, оскверняет душу людей. Предаваясь блуду, люди платят за свой грех различными проблемами и невзгодами.
«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6; 7)
Добавить комментарий