Через сколько дней воскрес Христос
Содержание
- Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос.
- Как воскрес Спаситель
- Явления после воскрешения
- В чем важность Христового воскрешения для нас
- Когда на самом деле воскрес Христос?
- Где воскрес Иисус Христос?
- Где воскрес Иисус Христос?
- Почему воскрес Иисус Христос?
- В каком году воскрес Иисус Христос?
Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос.
В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки
Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?
Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.
Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.
Воскресение Иисуса Христа
В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?
Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:
— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28
— Евангелие от Марка. Главы 15, 16
— Евангелие от Луки. Глава 24
Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку
История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.
Распятие Иисуса Христа
Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.
Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.
Снятие Иисуса Христа с креста
Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.
Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.
Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.
В подобной могиле был похоронен Иисус Христос
Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.
Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.
Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.
На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.
Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.
Жены-мироносицы
На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.
Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.
Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.
Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен
Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.
Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:
«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»
Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.
Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.
Воскресение Иисуса Христа
Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.
Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.
После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.
Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.
Воскресение Иисуса Христа
Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.
Воскресение Иисуса Христа
Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:
«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»
После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.
Воскресение Иисуса Христа
На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея
Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.
В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:
Воскресение Иисуса Христа
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»
Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают.
Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.
Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:
«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»
Воскресение Иисуса Христа
Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.
Ангел обратился к женщинам и сказал:
«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»
Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.
Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.
Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.
Приблизившись Иисус обратился к ученикам:
«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»
На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки
В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.
Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.
Воскресение Иисуса Христа
Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,
Но и здесь женщины не поверили вестникам.
Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.
Апостол Петр
Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»
Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:
«Мир вам»
Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.
Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.
«И, взяв, ел пред ними»
Далее Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании, затем подняв руки начал благословлять учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.
На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.
Главное и основное событие всего христианского мира — это воскрешение Господа нашего Иисуса Христа. Без этого чуда не было бы ничего — ни нашего спасения, ни вечной жизни, ни самой христианской веры. Именно восстание Сына Божьего из мертвых является основой того, что каждому из нас может быть доступна жизнь в раю. Однако воскрешение Христа — не единственное в Евангелии. Мы знаем о Лазаре, который воскрес после 4 дней пребывания в могильной пещере, знаем пример воскресшей дочери Иаира. Свидетельствует Евангелие и о восставших из гробов после распятия Христа. Так почему же воскрешение именно Иисуса стало настолько поворотным во всей истории человечества? Что дает нам это чудо сегодня?
Как воскрес Спаситель
Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.
Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом
Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.
Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.
Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.
Читайте еще о Христе:
- Какой национальности был Иисус Христос
- Икона Христа Пантократор
Фарисеи и книжники помнили слова Христа о том, что Он воскреснет после своей смерти, поэтому пошли к Понтию Пилату и просили его приставить надежную охрану к пещере, а на закрывающий вход камень наложить печать. Они хотели удостовериться, что ученики Спасителя и Его последователи не украдут тело, чтобы позже возвестить о воскрешении. Таким образом, сами того не подозревая, именно враги Христа обеспечили надежные доказательства того, что Господь воскрес.
На третий день после кончины Господь воскрес в пещере и покинул ее, при этом печать первосвященников осталась целой, а воины продолжали охранять пустой склеп. Человек не способен своим умом полностью постигнуть суть произошедшего. Мы лишь можем знать, что Божественная душа вернулась в тело и оно, преобразившись, ожило.
В это же время случилось землетрясение, во время которого с Небес сошел Ангел Господень и отодвинул камень, открывая проход в пещеру. Вид Ангела был устрашающим для солдат, и те в панике разбежались.
Обнаружение чуда
Начиналось утро воскресного дня, и никто из учеников или последователей Христа еще не знал и не мог даже догадываться о произошедшем. Поскольку все приготовления к погребению выполнялись впопыхах и без должного благочестия, жены мироносицы рано утром решили пойти и восполнить обряд. Они взяли с собой необходимые благовония и масла и пошли к пещере.
Воскрешение Иисуса Христа
К тому моменту камень от гроба был уже отвален, и первая пришедшая — Мария Магдалина — увидела, что тела в пещере нет. Именно она быстро вернулась к апостолам Петру и Павлу и сообщила им новость. Тем временем остальные женщины дошли до пещеры, где увидели светоносного юношу. Испугавшись, женщины недоумевали. Юноша сказал им не бояться и сообщил, что Иисус, которого они ищут, воскрес.
Пришедшие апостолы нашли на месте захоронения только лишь погребальные пелены Спасителя. В недоумении они вернулись назад, а Мария Магдалина снова отправилась в пещеру. Она очень скорбела о том, что не может должным образом позаботиться о теле Христа, и начала плакать.
Интересно! Именно в этот момент произошло первое явление Господа по Его воскрешению, однако, Мария Магдалина не узнала Его.
Женщина решила, что перед ней некий слуга, и стала спрашивать, куда он унес тело Господа. Тогда Христос обратился к ней по имени, и она, наконец, признала Его. Со слезами бросилась она Христу в ноги, однако, Он еще не разрешил ей прикоснуться к Своему обновленному телу. Уже в радости Мария отправилась к ученикам рассказывать о великом свершении.
Тем временем воины, которые в страхе разбежались после явления Ангелов, рассказали первосвященникам и старейшинам иудейским о произошедшем. Оправдались их наихудшие опасения, и им было просто необходимо убедить народ, что воскрешения не было. Заплатив солдатам, в народ был пущен слух, что стража уснула, а последователи Христа в это время украли тело. Многие поверили в эту ложь.
Явления после воскрешения
В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.
Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.
Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.
Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью.
В чем важность Христового воскрешения для нас
Многие люди воспринимают Евангелие, да и все христианство в целом, как некий миф или, в лучшем случае, набор моральных норм. При этом совершенно забывается тот факт, что христианство — это вера в Живого Бога, Который «один во все веки». Это означает, что каким Христос был для своих апостолов и ближайших учеников при Его земной жизни, такой же точно Он и для нас сегодня.
Воскресение Христа — важнейший и основополагающий догмат всей христианской веры. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что если не верить непреклонно в факт воскрешения Христа, то вообще нет никакого смысла в христианстве, а всякая его проповедь тщетна.
Придя в мир, Христос навеки соединил в себе Божественную природу и человеческую. Как он познал суть человеческой жизни и смерти, так и для нас сделал доступным воскрешение в жизнь вечную. Самое главное, что сделал Христос, будучи человеком — это не прощение грехов, как можно часто услышать. Для прощения грехов можно было бы пройти более легкий путь.
Пасха Христова является величайшим праздником в жизни любого христианина
Именно факт его воскрешения дарует надежду и нам, каждому православному христианину, что за порогом нашей телесной смерти будет не пустота. Это коренным образом меняет земную жизнь, ее цели и наполненность. Ведь если все существование человека, его личности, его души находится в рамках земной жизни — зачем стремиться к чему-то более высокому, чем получение сиюминутного наслаждения? Вместе с тем, становится непостижимым, как такое величие, как человечество, может существовать ради какой-то неполной сотни лет бытия, за которыми стоит вечный мрак.
Но совсем по-иному выглядит бытие, если после смерти тела жизнь души не заканчивается. Победив своим воскрешением смерть, Господь показал нам тот путь, к которому может и должна прийти каждая человеческая душа.
Обетование воскресения нам, простым смертным, наполняет особенным смыслом всю нашу жизнь. Отныне мы знаем, что человек — это творение Божие, суть существования которого заключается в пути к Богу. Своим воскресением Господь указал нам, какой может быть наша жизнь в истинном, преображённом, духовном теле. Если бы Христос из мертвых не восстал, могли бы обычные люди мечтать о жизни вечной? Очевидно, что нет.
Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. Весь богослужебный год, все службы и многие праздники ведут свой отсчет именно от Пасхи. Это ключевой и главный день христианского мира, это великое чудо и великая милость, дарованная нам Господом — возможность наследовать вечную жизнь рядом с Ним. И задача каждого верующего христианина — помнить об этом.
Воскресение Иисуса Христа
Когда на самом деле воскрес Христос?
Пасха – главный христианский праздник и для католиков, которые в этом году отметили ее 8 апреля, и для православных, готовящихся встретить Светлое Христово Воскресение неделей позже, 15 апреля. Ни те, ни другие, впрочем, не настаивают, что это точная дата воскресения Христа. Есть основания предполагать, что на самом деле это случилось 9 апреля 30 года.
14 нисана
Последние дни жизни Христа подробно описаны в четырех дошедших до нас канонических Евангелиях и в множестве других исторических документов. Однако о том, когда именно закончилась его земная жизнь, известно очень мало: Христос был распят на кресте 14 нисана, была пятница, в Иерусалиме готовились встретить еврейскую Пасху.
Первые попытки вычислить точную дату воскресения были предприняты в VI веке монахом Дионисием Малым. В истории он остался как человек, благодаря которому на нашем календаре сейчас 2012 год. До него счет времени велся по годам правления римских императоров, но система была неудобная. К тому же среди императоров были такие противные для христиан личности, как Диоклетиан, эру которого называли еще эрой мучеников. В общем, в 525 году Дионисий Малый предложил начать отсчет от года рождения Христа.
Правда, для этого ему пришлось решить непростую, мягко говоря, задачу: посчитать, когда именно родился и умер Иисус.
– Считать можно было опять же по годам правления императоров и по хранившимся в Риме и весьма уже ветхим консульским спискам, – рассказывает преподаватель апологетики священник Антоний Лакирев. – Впоследствии выяснилось, что в расчетах Дионисий Малый ошибся примерно на пять лет: Христос на самом деле родился между 6 и 4 годами до н. э. Но для технологии, которая применялась, это все равно блестящая точность.
Определил Дионисий Малый и дату смерти Христа: 23 марта 31 года. Однако расчеты, проведенные уже в XX веке, показали, что и эта дата скорее всего ошибочна.
Нисан – первый весенний месяц еврейского календаря, который соответствует марту – апрелю. Христос, как известно, был осужден и распят при Понтии Пилате, который правил Иудеей с 26 по 36 год. При сопоставлении исторических и астрономических данных выяснилось, что в эти рамки укладываются всего три года, когда 14 нисана приходилось на пятницу, а иудейская Пасха – на субботний день: так было в 27, 30 и 33 году.
– Это не могло случиться в 27 году, потому что в таком случае вся евангельская история продолжалась меньше года, что маловероятно, – рассуждает иерей Антоний Лакирев. – 33 год не подходит, потому что слишком мало времени остается до 35 года, когда начались гонения на христиан, прослеживаемые по иудейским источникам.
Таким образом, вероятнее всего, Иисус умер 7 апреля, а воскрес рано утром 9 апреля 30 года.
Как византийцы поправили историю
30 год – не ошибка, ошибочно как раз мнение, что Христу в момент смерти было 33 года. Так называемый «возраст Христа», который для многих означает некий рубеж, на самом деле не имеет под собой никаких исторических оснований. По словам иерея Антония Лакирева, то, что Христос якобы прожил 33 года – это плод фантазии византийцев, которые очень любили красивые числа и не отличались стремлением к исторической точности:
– Христу было примерно 35–36 лет. Византийцы же остались в истории как люди с богатой фантазией. Есть и другие примеры византийской поэзии, связанные с Христом: например, история про красное яйцо, которое Мария Магдалина якобы преподнесла императору Тиберию, не поверившему в воскресение.
Интересно, что иногда днем смерти Христа называют не 14, а 15 нисана. Исследователи, в частности теолог Роберт Томас, профессор кафедры Нового Завета колледжа-семинарии «Мастерс» (Сан-Вэлли, Калифорния), объясняют разночтения всего лишь разными традициями отсчета суток: у иудеев день начинался не с восходом солнца, а с заходом, который в Иерусалиме происходит около 18 часов. Таким образом, 15 нисана и иудейская Пасха начинались вечером в пятницу, когда Иисус Христос, по свидетельству учеников, был уже распят.
Камень отвален, гробница пуста
Что случилось потом – рано утром 16 нисана, когда ученики Христа пришли к его гробнице?
В 1987 году известный протестантский проповедник, доктор права Джош Макдауэлл написал книгу»Неоспоримые свидетельства». На подготовку главы о воскресении Христа, которая на две трети – цитаты из исторических документов, он потратил около 700 часов, после чего признался: «Это либо один из самых злонамеренных, коварных и бессердечных обманов, когда-либо навязанных человечеству, либо самое поразительное событие его истории».
Итак, гробница оказалась пуста. По словам игумена Петра (Еремеева), доктора теологии, ректора Российского православного университета, этому может быть лишь три объяснения:
– Либо тело Господа забрали его враги, либо это сделали Его друзья, либо Он воскрес из мертвых. Первый вариант крайне маловероятен: враги непременно продемонстрировали бы его тело в дальнейшем, чтобы разоблачить христиан и остановить распространение Евангелия. Маловероятно и то, что ученики Христовы забрали его тело, ведь после суда и распятия они были совершенно подавлены и разочарованы именно потому, что не верили в Его воскресение. Нелепо думать, что люди в таком состоянии могли пойти на хитрость, выкрасть тело и распространять учение, в которое сами не верили. Остается одно – Христос воскрес!
Главные свидетельства воскресения Христа – евангельские свидетельства, написанные его учениками и пережившие бессчетное количество проверок на достоверность. Уже в наше время исследовать их брались теологи, археологи, историки, литературоведы, юристы, физики, химики. «Нет никакого сомнения, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам», – писал известный востоковед, археолог Уильям Олбрайт.
Джош Макдауэлл в своей книге приводит заключение знаменитого инженера и изобретателя Джона Эмброуза Флеминга, который утверждал, что в Евангелии нет ничего, что могло бы смутить ученого: «Следует с доверием относиться к заключениям специалистов по поводу возраста и подлинности этих документов».
– Первые отрывки, которые до нас дошли, относятся к самому началу II века, – говорит Юрий Белановский, катехизатор Свято-Данилова монастыря. – То есть между тем временем, когда жил Христос, и тем, когда появились письменные свидетельства, прошло около 70 лет. А начиная со II века это уже бесчисленное количество рукописей из разных уголков мира. Историческая достоверность Евангелия очень высока. Для сравнения и понимания: например, откуда мы сейчас знаем о Сократе? Из десятка рукописей X–XII века. При этом Сократ жил задолго до Рождества Христова. То есть между рукописями, которые мы имеем, и Сократом, в котором все совершенно уверены, прошло много веков. Между Христом и первыми письменными свидетельствами о его воскресении – всего несколько десятков лет. Иногда спрашивают: а откуда вы знаете, что Христос воскрес? Мы знаем от очевидцев. Дальше – очень важный момент: воскресение не доказывается. Оно может быть воспринято лишь через доверие к очевидцам. Зачем ученикам Христа врать об этом, если они не врали обо всем остальном?
Будем ли праздновать вместе?
Не исключено, что когда-нибудь христиане снова будут праздновать Пасху в один день и это будет первое воскресенье после 7 апреля. Хотя вряд ли кто-то из ныне живущих увидит это своими глазами. Во-первых, потому что церковь хоть и не возражает против попыток уточнить даты, связанные с личностью Христа, однако относится к этому спокойно. Ни для православных, ни для католиков не принципиально, какого именно числа родился, умер и даже воскрес Христос. Вторая причина, по которой традиция праздновать Пасху в разные дни вряд ли может быть пересмотрена в обозримом будущем, связана с церковным консерватизмом.
– Так ли необходимо что-то менять? Большой вопрос, – говорит иерей Антоний Лакирев. – Мы не теряем ничего принципиально важного, сохраняя нынешнюю традицию, а изменив ее, ничего действительно важного не достигнем. Изменения к тому же наверняка вызовут ужасные споры. Никто этого не любит, а у нас в России есть печальный опыт разногласий по церковным поводам. Поэтому здоровый консерватизм учит не менять то, что можно не менять.
Где воскрес Иисус Христос?
Где воскрес Иисус Христос?
Обычно римляне бросали тела распятых в общую яму – или хуже того, оставляли на Кресте, пока тела не расклевали птицы и не растаскивали животные. Но один из членов иудейского верховного совета – синедриона, Иосиф из Аримафеи, человек богатый и ученик Иисуса, пришел к римскому наместнику – Понтию Пилату, и попросил у него разрешения забрать тело Иисуса. Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности – выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу – и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.
Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).
Место, где был погребен – и воскрес – Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.
С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Ис 2:3).
Почему воскрес Иисус Христос?
Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса – это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.
До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом – Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.
Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.
Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.
Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода – пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).
По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)
Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви – сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.
Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.
И мы уже видим рассвет этого дня в Воскресении Христовом.
В каком году воскрес Иисус Христос?
Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры – ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. Правда, возможно, что в Средние века при определении точной даты Рождества была допущена ошибка, и в действительности Господь родился между 12 и 7 годом до н.э, что, соответственно, меняет точную дату Воскресения, но это не так важно; для нас важен исторический контекст этого события.
В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще… Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.
Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи отличались от своих языческих соседей – они были, как мы сейчас говорим, монотеистами. Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего. Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил.
Ветхий Завет – часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа – излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям – язычники разрушали город и угоняли людей в плен. Люди раскаивались и обращались к Богу и получали возможность вернуться. Все это время Бог посылал народу пророков – людей, которые обличали поклонение ложным богам, несправедливость и притеснения, и призывали народ и знать к покаянию. Но пророки передавали и еще одно послание – о том, что Бог пошлет людям Спасителя, Мессию.
Слово “Мессия”, Машиах, или, по гречески, “Христос” означает “помазанник”. В древности, когда человека поставляли на какое-то чрезвычайно важное служение, пророка или царя, ему на голову возливали священный елей, особого рода масло, в знак того, что Бог дает ему власть и силы, чтобы исполнить возложенную на него миссию.
Со временем слово “помазанник” стало означать царя и пророка в неком абсолютном, окончательном смысле – того, кто установит на земле Царство мира и справедливости и навеки победит силы зла и греха.
Когда Господь Иисус вышел на проповедь, кто-то отозвался на Его слова искренней верой, поняв, что это Христос, предсказанный пророками, но многие увидели в Нем угрозу их власти, их авторитету, их привычному образу жизни. Противники Иисуса оклеветали Его перед римским наместником, Понтием Пилатом, представив Его мятежником против римской власти.
Иисус был приговорен к страшной смерти, которой римляне подвергали тех, кто восставал против них, – к Распятию на Кресте. Казнимого сначала избивали бичами с вшитыми свинцовыми шипами, которые рассекали тело до костей, потом прибивали гвоздями за руки и за ноги ко кресту так, чтобы его смерть была как можно более мучительной и внушающей ужас.
Добавить комментарий