Чешская православная церковь

Принятие христианства в IХ веке стало большим переломом в истории молодого на тот момент чешского государства. Но де-факто новая религия Чехии начала вытеснять отсюда язычество еще в конце VIII – начале IX веков. Проникала она сюда с территории соседней Баварии. Так, в 845 году четырнадцать чешских дружин во главе со своими воеводами приняли крещение в г. Регенсбурге. Затем крещение получил и моравский князь Ростислав. В период его княжения в этом регионе проповедовали, начиная с 863 года, христианские миссионеры Кирилл и Мефодий.

Эти святые совершили настоящий культурный переворот, переведя Библию на славянский язык. Один из них, Мефодий, крестил первого князя чехов, правившего c 870-х годов. Его звали Борживой, и представлял он династию Пржемысловичей. Произошло это событие при дворе третьего князя Великой Моравии Святополка I. Следует отметить, что именно он направил потом Мефодия в Чехию, где он крестил жену Борживоя, ставшего первым христианским чешским правителем и построившим самую первую христианскую церковь в стране, носившую имя Св. Климента. Княгиня вошла в историю как мученица святая Людмила и первая покровительница Чешского государства.

Вместе с тем основная масса народа оставались язычниками и не очень-то приветствовали внедряемую князем христианизацию. В 883-884 году чехи даже восстали против своего монарха. Тому пришлось бежать из страны и обратиться за помощью к Святополку. Поддержка была оказана и народные волнения вскоре были подавлены. В честь этого победного для себя события Борживоем в Праге был построен костел святой девы Марии на пражском граде. В XIII веке в храме случился пожар, который его уничтожил. Остатки костела в 50-х годах XVIII века обнаружил во время своих научных исследований археолог Иван Борковский. Ученый также доказал, что костелов на самом деле здесь было два, более «молодой» из которых отстроили в XI веке.

В раннехристианские времена богослужения велись по греко-византийскому обряду. В Х веке его постепенно вытеснил латинско-католический обряд. Так Чехия стала католической страной. С XI века в государстве начали строиться многочисленные католические храмы, которых объединял строгий романский стиль в архитектуре. Впоследствии в государстве зародилась своя собственная церковная иерархия. Это произошло, когда Карл IV пришел к власти. В наше время эта иерархичность сохраняется. Во главе католической церкви Чехии стоит архиепископ Пражский, местопребыванием которого является собор Святого Вита.

Благодаря своему расположению Прага очень удобный город для путешествий. Прямо из столицы Чехии Вы можете путешествовать по другим городам как самой Чехии, так и соседних стран. Например, Вам не составит никакого труда заказать билеты, экскурсию или трансфер из Праги в Вену, и потом лишь наслаждаться этим прекрасным городом.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Прешовский Александро-Невский собор. Фото Иосифа Котулича 26 ноября 2006 г.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии, автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт: (сайт Пражской епархии); (в Словакии)
  • Каноническая территория: Чехия и Словакия (большинство верующих проживают в восточных частях последней)
  • Богослужебный язык: церковнославянский, чешский, словацкий
  • Календарь: юлианский и новоюлианский
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Прешове (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Ростислав, Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии
  • Место в диптихе: 14
  • Состав: 7 архиереев; 4 епархии; 197 священнослужителей (2007) ; 249 приходов (78 в Чехии, 171 в Словакии — 2007) ; 4 монастыря; 1 высшая духовная школа; ок. 170 тыс. членов (ок. 100 тыс. украинцев и русских, ок. 50 тыс. словаков, ок. 20 тыс. чехов — 2015)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каноническое устройство

Действующий Устав Православной Церкви в Чешских землях и Словакии (Ústava Pravoslávnej cirkvi v Českých krajinách a na Slovensku ) был принят 12 декабря 1992 года.

Епархии

  • Чешская Православная Церковь:
  • Пражская
  • Оломоуцкая
    • Словацкая Православная Церковь:
  • Прешовская
  • Михаловская
  • Исторический очерк

    Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX веку. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 году, со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. В 1946 году Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на перевод своей Чешской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата. В 1951 году Русская Православная Церковь своим актом от 23 ноября даровала Чехословацкой Православной Церкви автокефалию.

    Предстоятели

    Исторические титулы предстоятеля

    • митрополит Пражский и всея Чехословакии (1951 — 1992)
    • архиепископ Пражский/Прешовский , митрополит Чешских земель и Словакии (с 12 декабря 1992 — упом. 2012)

    Святые и святыни

    Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (+ ок. 886), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (+ 935), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (+ 1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), мученически погибший в 1942 году от рук фашистов.

    Статистика

    Учебные заведения

    • Богословский факультет Прешовского университета

    Использованные материалы

    В периоды предстоятельства Пражского владыки кафедральным становится Кирилло-Мефодиевский собор в г. Праге, при котором предстоятель имеет свою резиденцию.

    «В Чехии и Словакии растет число православных,» образовательный портал Слово, 27 марта 2007,

    Горошкова Наталья, «Архиепископ Бероунский Иоаким: «Славянские народы должны держаться вместе»», портал Православие.ру, 3 ноября 2015,

    Текст в оригинале см. на официальном сайте Православной Церкви в Словакии,

    По Уставу 1992 года, предстоятелем единой Чехословацкой Церкви может быть избран либо архиепископ Пражский (Чешский), либо Прешовский (Словацкий), который сохраняет свой епархиальный титул по вступлении на митрополичий престол.

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

    «Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор посетил Свято-Троицкий монастырь и семинарию,» сайт Джорданвилльской Троицкой духовной семинарии, 26 февраля 2011,

    Православная Церковь Чешских земель и Словакии

    Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии неразрывно связано с именами просветителей славян свв. Кирилла и Мефодия. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Истинно-христианское наследие их миссии навсегда осталось вписано в сердцах здешних христиан, несмотря на то, что в результате политических изменений многие из них вскоре попали в сферу влияния Римско-Католической церкви. В настоящее время население Чехии и Словакии, в большинстве своем, исповедует католицизм.

    Патриарх Алексий II и
    митрополит Христофор

    Но истина часто торжествует вопреки своей беззащитности или благодаря ей. Засеянное свв. Кириллом и Мефодием дало обильные всходы. Не зря же Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Христофор заявил, что «Русская Православная Церковь для нас — Матерь-Церковь».

    Пройдя сквозь горнило мытарств, в 1949 г. Православная Церковь Чехии и Словакии вошла в юрисдикцию Русской Православной Церкви, а 23 ноября 1951 г. в Москве Святейшим Патриархом Алексием I был подписан акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. 1 января 1993 г. Чехословацкая Республика разделилась на два самостоятельных государства — Чехию и Словакию.

    На это историческое событие Чехословацкая Церковь отреагировала Соборным постановлением 1992 года об изменении названия: Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Был также обновлён и Церковный Устав: было образовано два Совета митрополии — один в Праге (Чехия), а другой в Прешове (Словакия). Архиепископ Прешовский представляет Церковь в Словакии, а архиепископ Пражский представляет Церковь в Чешских землях. Один из архиепископов является Предстоятелем — митрополитом единой Автокефальной Церкви в Чешских землях и Словакии. Единство церкви гарантировано единством епископата, который образует Священный Синод во главе с митрополитом.

    По данным официальной государственной статистики, Православная Церковь нынче является единственной конфессией в Чехии, число последователей которой растет. На данный момент Православная Церковь Чешских земель и Словакии насчитывает 249 приходов (78 в Чехии и 171 в Словакии), окормляемых 197 священниками и диаконами.

    Ведется активное строительство новых храмов и часовен, возобновлена монастырская жизнь, поднимается уровень богословского образования, ведется активная работа с молодёжью и ширится социальное служение Церкви.

    Прот. Иоанн Федик

    Сегодня в гостях у «Мгарского колокола» протоиерей Иоанн Федик, клирик Михайловской епархии Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Для нашей редакции о. Иоанн очень дорогой человек, ибо согревает наши сердца и души своей молитвой. Мы попросили о. Иоанна рассказать немного о себе, немного о современной жизни православных чехов и словаков, чтобы лучше узнать, как и чем живут нынче наши словацкие братья во Христе.

    ПОД СЕРАФИМОВЫМ КРЫЛОМ

    — Отец Иоанн, расскажите пожалуйста нашим читателям о том, что Вас связывает с Украиной.

    — Прежде всего, Украина для меня дорога самым главным — Православием. Но красива, конечно же, и украинская природа, и люди. Я знаком со многими хорошими людьми, живущими на Украине. Кроме того, Украина — это родина моего деда, которого я лично не знал, потому что он погиб в Самборе во время Второй Мировой войны. В моей душе теплится до сего дня тайное желание разыскать его могилку. Начал я искать сначала в Интернете, где пишут о пропавших без вести, о погибших, и увидел как духовно богата боголюбивая Украина. Захотелось посетить ее святыни…

    — А кем был Ваш дед-украинец?

    — Мой дед приехал сюда с Украины ради заработка. Все его родственники, не исключая родителей, уехали с той же целью в США. Вот и вышло, что дед остался жить в нашем селе, поселившись у бездетных родственников. Здесь же он женился, и Бог одарил его тремя сыновьями. Один из них, правда, умер еще во младенчестве, другой — в возрасте 16 лет. В живых остался только мой отец.

    Дед с бабушкой построили маленький дом, но прожили в нем всего три года, посколько дедушку забрали на частные работы, и он пропал — вечная ему память!

    — У Вас какое-то особенное, теплое отношение к Украине. Вы часто у нас бываете? В каких местах? Какой образ Украины запечатлен в Вашем сердце?

    — Как я уже говорил, мне Украина очень нравится. И, когда есть возможность, я стараюсь бывать на Украине — прежде всего в храмах, монастырях…

    Впечатлений, конечно, больше хороших, но я прекрасно понимаю, что, как и всюду в мире, на Украине не все благополучно. Однако, я сохраняю в душе лишь то, что обогащает духовно.

    — Каково положение Православной Церкви в Словакии?

    — Православная Церковь у нас существует со времен свв. просветителей Кирила и Мефодия. Сегодня среди православных Словакии много русских и украинцев. Есть, безусловно, словаки, а также немного венгров.

    К сожалению, большинство моих земляков сегодня принадлежат к числу католиков, униатов или протестантов. Влияние этого фактора нельзя недооценивать, но мы трудимся, чтобы наши верующие сохранили правослвную веру в чистоте.

    Быть православным у нас непросто, но с нами Бог! Православная Церковь Словакии преодолевает трудности и успешно развивается.

    — Как отразилось на жизни Церкви разделение Чехословакии?

    — Никак! Разделилось лишь государство, а Церковь осталась единой. У нас до сих пор существует Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Ее возглавляет Блаженнейший митрополит Христофор, с кафедрой в Праге. В Словакии в городе Прешов находится кафедра Архиепископа Прешовского и всея Словакии, и есть другая епархия, с кафедрой в городе Михаловце.

    — Давайте поговорим о главных проблемах и задачах, которые стоят сегодня перед православными чехами и словаками.

    — Проблемы? А как же без них! Самая главная задача — сохранить верующий народ в секуляризованом мире, сохранить в чистоте веру православную, недопустить влияния инославных и сектантов. Надо во славу Божию достроить храмы, с помощью Божией соблюсти молодое поколение, чтоб наши новопостроенные храмы не остались пустыми. Но главная проблема, думаю, заключается в том, что влияние безрелигиозности охватывает и всех нас. Помоги нам Бог!

    — Нечто подобное переживают и православные украинцы…

    — Проблемы похожи, но разнятся пути их решения, ибо все зависит от конкретных обстоятельств, конкретных условий жизни на местах.

    Храм Рождества Богородицы
    (с. Цейков)

    — Отец Иоанн, расскажите пожалуйста о вверенном Вам приходе, точнее приходах.

    — У меня два прихода. Они в двух селах, одно с населением 1300 человек, православных — 80, здесь новый храм Рождества Богородицы. Другое село в 5 км от этого — маленькое село, население всего 380 человек, из них 70 православных. Здесь — храм Преображенский, построенный после 1968 года, когда православный храм заняли униаты.

    Самое интересное, что у нас между двумя селами, в лесу, есть маленькая часовня — Покровская. Ее история очень трогательна. Во время гонений на православных, когда батюшку хотели убить, даже поджечь, православные с двух сел съехались сюда и вместе служили, молились, крестили… Эта часовня под Покровом Богоматери сохранила православных этих двух сел. В селе Кашов после гонений начали строить храм, а в другом селе православные пользовались храмом вместе с униатами. Только после революции, в 1989 году, униаты отказали в возможности совместного пользования храмом. Тогда православные начали строить свой храм Рождества Богородицы, строительство которого закончилось в 1994 году. И вот, в 1996 в этом храме меня рукоположили. С этого дня, 29 сентября, я был назначен его настоятелем.

    Храм Преображения
    Господня (с. Кашов)

    — А Ваши любимые святые, кто они? Почему именно они?

    — Я люблю всех святых, потому что они — великие труженики, свидетели Господни, кровь свою пролившие за Церковь, они подвигом приобрели венец невещественной славы…

    Но, как у каждого человека, у меня есть любимые, близкие сердцу святые. Первым любимым святым стал Серафим Саровский, затем — Моисей Угрин. Почему именно они? Я полюбил их сразу, как только прочел их жития. Я очень сильно их люблю!

    — Расскажите пожалуйста, каким образом к Вам попали мощи св. Моисея Угрина.

    — 15 лет назад мы устроили домовой храм в моем доме — Преображенский. Но когда я был назначен настоятелем Преображенского храма, то решил в домовом храме сделать престольным другой праздник. Родом я из Венгрии, и здесь, где я живу, большинство венгров, вот и решил я основать часовню или центральный храм для всех венгров, тем более, что православные венгры в Словакии своего храма не имеют. Угрин — это венгр. Храм, конечно же, предназнчался и для всех православных, чей покровитель — Моисей Угрин.

    Мне очень хотелось поклониться мощам Моисея, было и тайное желание получить для храма частицу его мощей, чтобы иметь возможность чествовать их в нашем храме.

    Бог мне грешному предоставил случай, и я побывал в Киеве, в прошлом году. С великим трепетом и великою радостью, а также со страхом я поклонился мощам любимого святого. У меня даже ноги дрожали. Слезы лились ручьями, но я плакал о том, что Бог сподобил меня такой духовной радости. Дольше, чем при других мощах, я молился и высказал желание, чтоб и у нас находились мощи святого. Но я никому ничего об этом не сказал, только великое чаяние было в сердце и просьба ко святому и Богу.

    Домовой храм св. Моисея Угрина

    И вот случилось! Это все происходило в октябре 2006 — январе 2007 года. Написал мне архимандрит Георгий из Чехии, что он прознал, что у нас храм прп. Моисея Угрина и, если я хочу, он мне передаст мощи, которые привез из Киева. Какая благодать посетила меня и радость великая! А числа 23-го мне уже были переданы мощи. Они хранятся у нас на престоле домового храма, и, во время чтения акафиста, иногда благоухают. Радость великая! И вот я заказал написать икону Моисея, чтобы в эту икону встроить мощевик с мощами. Разместим икону в иконостасном ряду. Ради этого мы сделали ремонт домового храма и теперь готовимся к празднику положения мощей. Приглашаю всех посетить фотогалерею на нашем сайте — интересно.

    — Помнится Вы рассказывали о камне преподобного Серафима Саровского, который находится в вашем саду. Расскажите подробнее, если можно.

    — Да, это первое чудо, произошедшее здесь. Но, извините, я подробно рассказать не могу. Это до сего дня и для меня великая тайна. Но что могу, то скажу Вам.

    После окончания семинарии начались сложности в моей личной жизни. Казалось, что меня не рукоположат. И я увидел сон, в котором старец в белой одежде, с белою бородою и со спокойным взглядом сидел на камне в конце моего сада. Я при нем стоял. Мы общались без слов, только мысленно. Мир и тишина, казалось, заполонили все пространство вокруг, и многие люди спокойно проходили возле нас по направлению к лесу. Батюшка показал мне глазами тот же маршрут и спокойно улыбнулся, как бы сказал: не бойся, все будет хорошо…

    Я проснулся, задумался об увиденном во сне, но никому ничего не сказал. С этого дня все пошло легко. Теперь я понимаю значение того сна: если сегодня пройти через лес по маршруту, который мне глазами указал батюшка, сидящий на камне, мы окажемся в храме, где меня рукоположили! Я это осознал только со временем, когда стал настоятелем этого храма.

    Через год мы вспахали сад. И вот! Плуг зацепил в земле большой камень на том самом месте, где во сне я видел сидящего старца! Камень выглядел точно так же, как во сне. И теперь этот камень находится в саду, я его положил на честном месте, возле него насажены цветы…

    — Удивительно трогательная история! Отец Иоанн, Вы уже много лет служите ближним и Господу в сане священника. Почему Вы выбрали именно эту стезю? Кем Вы были до рукоположения?

    — До рукоположения я работал поваром, в семинарию поступил в возрасте 30 лет. Но душа моя не имела покоя, мне всегда чего-то не хватало. И однажды я оставил работу, чтобы поступить в семинарию. Теперь я счастлив, вопреки всем жизненным сложностям и перипетиям, ибо с нами Бог!

    — Расскажите немного о Ваших родителях, как они Вас воспитывали?

    — Меня воспитывали по-православному. Правда, отец мой умер, когда мне было всего 10 лет, но до этого времени он успел многому меня научить. Православного храма в нашем селе, увы, не было. После смерти отца я ходил в католический храм, позже, когда переехал сюда — в дом, где родился мой отец, я вынужденно посещал униатский храм. Лишь начав работать в городе, я получил возможность стать православным.

    — Задам сейчас непростой вопрос. Как можно сегодня правильно устроить свою духовную жизнь? Что сделать главным? Чего избегать? Чего категорически нельзя допускать?

    — Непростой вопрос, но просто отвечать! Люби Бога и ближнего, стой, когда ум говорит: беги! Делай, когда думаешь, что у тебя нет больше сил, давай, раздавай, когда просят, даже если кажется, что у тебя ничего нет! Бог даст тебе больше того, что ты подавал другим. Избегай всегда по силе твоей беззакония, «на седалище беззаконных не садись», стремись к этому! Грех сладок, но последствия его очень горькие.

    Категорически нельзя допустить, чтобы враг изгнал из твоего сердца и ума надежду и любовь!

    — Ваши пожелания читателям «Мгарского колокола».

    — Бог да просветит ум и сердца всех, и всех труждающихся да приведет к Царствию в общество святых! Храните веру Православную, по примеру тех, которые положили за нее свою жизнь и кровью омыли основание Святой Православной Церкви! Здесь ищите примеры для подражания, в житиях святых, и более древних, и современных. Новомученики нам особенно дороги!

    — И еще один вопрос: а чем Вас привлек сайт Мгарского монастыря, чем он Вам приглянулся?

    — Часто выхожу в Интернет и исследую православные сайты. Сайт Мгарского монастыря не просто существует, но он жив, дышит Православием. Это главная причина, почему я рад, что вы создали такой сайт. Да хранит Вас всех Бог!

    13. Православная Церковь Чешских земель и Словакии

    Православное возрождение в Чехии начинается лишь после революции 1848 г., когда в Праге прошел Славянский съезд. Во время его работы 4 июня сербский священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем совершили Божественную литургию на славянском языке перед каменной скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) на Новом Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади). Во время этой литургии возносились молитвы о духовном пробуждении славянских народов.

    Люди начали тянуться к Церкви, где богослужение совершалось на понятном для них языке. После Ватиканского собора 1870 г. группа чешских католиков, не принявшая догмат о папской непогрешимости, воссоединилась с Русской Православной Церковью. В начале 1860-х г.г. пражский магистрат предложил передать Русской Православной Церкви пустующий костел святого Микулаша (Николая) на Старомястской площади, ранее принадлежавший ордену бенедиктинцев. В 1874 г. состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями. Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. В конце XIX – начале XX в.в. были также открыты русские храмы во Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях.

    В 1867 г. на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX в. сюда переселилось около 30 тыс. чехов, из них 27 тыс. приняли православие. В 1903 г. было создано общество «Православная беседа», ставшее центром притяжения православных сил. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийские власти расценивали интерес к православию как политическую неблагонадежность, чреватую «панславизмом» и «русофильством», и потому каждый случай перехода в православие расследовался полицией. В 1905 г. православие приняли 104 чешских старокатолика, в значительной степени благодаря влиянию Русской Православной Церкви. По переписи 1910 г. в Чехии насчитывалось 1063 православных.

    В Восточной Словакии в XIX в. также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной Церковью карпаторосских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексию Товту (1853–1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Прешове. В 1889 г. прибыл в Америку и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 г. вместе с приходом перешел в православие. В 1916 г. была основана Питтсбургская карпаторосская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 г. о. Алексий Товт причислен Православной Церковью в Америке к лику святых, как «отец американского Православия».

    Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии к возвращению к вере отцов. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова, но ее пресекла полиция. В начале XX в. трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк, 1877–1947). В 1905 г. он выехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединен с православием. В 1910 г. принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности в короткое время сотни людей вернулись в православие. В преддверие Первой мировой войны против православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза (Хустского района) был спровоцирован Мармарош-Сигетский процесс. На скамье подсудимых оказалось 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу только после падения Австро-Венгерской империи в 1918 г.

    После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Православной Церкви. Русский священник Николай Рыжков, служивший настоятелем храма, в 1917 г. был приговорен к смертной казни по обвинению в государственной измене. Но этот приговор не был приведен в исполнение благодаря тому, что Российское правительство согласилось обменять о. Николая на униатского митрополита Андрея (Шептицкого), попавшего в плен после взятия русской армией Львова.

    В 1918 г. возникает независимая Чехословацкая республика, объединившая Чешские, Моравские и Словацкие земли. В 1919 г. к ней была присоединена Закарпатская Украина. Движение за возвращение к Православию начинает набирать силу. Реформационно настроенное католическое духовенство вышло из подчинения Ватикану с целью создать самостоятельную национальную Церковь с апостольской преемственностью, народными литургическими традициями и женатым духовенством. 8 января 1920 г. было объявлено об образовании Национальной Чехословацкой Церкви, считающей себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций. Во главе нового движения стал бывший католический священник доктор богословия Карл Фарский. Он решил провести церковную реформу, считая, что чешский народ имеет особую миссию – представлять религиозную жизнь по-новому, в духе современного человека. Другой видный деятель этого движения, отец Матей Павлик защищал Православие, боролся с радикалистическими устремлениями главы движения и его группы. Он добился того, что в январе 1921 г. собор этого нового движения большинством голосов высказался за принятие православного вероучения и присоединение к Православной Церкви. После этого начались переговоры с Сербской Православной Церковью. Выбор Сербской Патриархии был обусловлен тем, что ее юрисдикция была еще до начала Первой мировой войны официально признанной на территории Австро-Венгрии (закон от 10 августа 1868 г.). Это юридическое положение Сербской Церкви было подтверждено законом Чехословацкой республики от 28 октября 1918 г.

    Очередной собор Чехословацкой Церкви, состоявшийся 29 августа 1921 г., выдвинул три кандидата для епископской хиротонии на открывающиеся кафедры: доктора Карла Фарского для Пражского диоцеза (епархии), Рудольфа Паржика для Восточно-Чешского диоцеза и Матея Павлика для Моравско-Силезского диоцеза. На соборе присутствовал представитель Сербской Церкви епископ Нишский Досифей, одобривший его решения. Однако была совершена епископская хиротония только одного из кандидатов – Матея Павлика (1879–1942). 21 сентября 1921 г. он принял монашеский постриг в Лавре Крушедол с именем Горазда (в честь ученика св. Мефодия, уроженца Моравии), а 25 сентября в Белграде рукоположен во епископа Сербским Патриархом Димитрием.

    Епископ Горазд родился в 1879 г. в семье крестьянина-католика в Словацкой Моравии, получил высшее богословское образование, принял сан священника Римо-Католической Церкви. В 1920 г. он вышел из юрисдикции Римской Церкви и присоединился к новому религиозному движению – Национальной Чехословацкой Церкви, которое стремился воссоединить с Православной Церковью.

    После возвращения на родину владыка Горазд столкнулся с оппозицией со стороны Карла Фарского, возглавившего радикальное крыло Чехословацкой Церкви. Если святитель Горазд выступал за православную ориентацию чехословацкого религиозного движения, то доктор Карл Фарский стремился к рационалистическому пересмотру традиционного христианского вероучения и церковной организации. Последнего поддерживал президент республики Томаш Масарик. Спор между этими двумя течениями разгорелся в 1922 г., когда во время поездки епископа Горазда в Америку Карл Фарский издал «Катехизис», написанный им вместе с Ф. Калоусом. Эта книга, проникнутая радикальными протестантскими идеями (отрицалось Божество Иисуса Христа, Спаситель признавался одним из пророков, подобных Моисею, Сократу, Будде, Зороастру, Гусу; излагалось учение, что Духа Святого нет, отрицалось приснодевство Богоматери, говорилось, что Св. Писание – естественное человеческое произведение и не имеет в себе ничего Божественного, что повествование Библии о сотворении мира – сказки, и т. п.), была одобрена Пражским диоцезом Чехословацкой Церкви, что привело к разрыву с Сербской Православной Церковью. После этого Фарский вел переговоры о его возможной епископской хиротонии с Англиканской Церковью, а также со шведскими церквями, но они не увенчались успехом. Тогда он пошел на еще более радикальный шаг. В 1924 г. духовенство и миряне Чехословацкой Церкви «посвятили» Фарского в сан епископа и объявили его своим «патриархом». Епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал независимую от нее православную общину в составе Сербской Церкви. В 1929 г. была создана автономная Чешская епархия.

    Святитель Горазд с необычайной энергией принялся за церковное строительство. На средства верующих строились храмы и часовни в разных местах Чехословацкой республики. Планировалось широкое строительство приходских домов, а также монастыря. Как талантливый музыкант, владыка составил нотный сборник молитв и песнопений для народа. Им был написан Катехизис, ряд книг и статей на церковные темы.

    В 1920 г. в Чехии возникает еще одна православная община во главе с епископом Савватием (Врабецем, 1880–1959), которая возникла на основе общества «Православная беседа». Архимандрит Савватий, чех по национальности, выпускник Киевской Духовной Академии, в 1920 г. был назначен викарием Волынского епископа и ректором Холмской Духовной Семинарии. В 1921 г. он приехал в Прагу. Сначала община признавала юрисдикцию Сербской Церкви, но в 1923 г. архимандрит Савватий отправился в Стамбул, где 4 марта Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в сан епископа и назначен «Архиепископом Пражским и всея Чехословакии». Сербский Патриарх Димитрий отправил в Стамбул телеграмму, в которой сообщал, что на территории Чехословакии уже существуют приходы сербской юрисдикции. Он просил не рукополагать архимандрита Савватия, так как это может повредить делу православной проповеди в Чехословацкой республике. Но эта телеграмма была получена уже после совершения хиротонии. Появление в Чехословакии еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру. Впоследствии правительство Чехословакии вопрос о юрисдикции все же решило в пользу Сербской Церкви.

    Епископ Горазд постепенно добился субсидий от правительства для духовенства. При нем строились храмы, налаживалась внутренняя церковная жизнь. Он добился признания в 1929 г. правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации. По переписи населения 1930 г. в Чехословацкой республике проживало 145483 православных.

    После окончания Первой мировой войны началось также активное движение за возвращение в лоно Православной Церкви в Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. Это было сугубо народное движение, практически не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К началу 1920 г. православное движение захватило здесь уже около 50 тыс. человек, а к 1928 г. число православных достигло 112 тыс. человек. В 1929 г. Сербской Православной Церковью была создана Мукачевско-Прешовская епархия. В тридцатых годах Православная Церковь имела здесь уже более 100 приходов, на которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920–30-е г.г. в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Из них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 г. на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, с которым в Чехословакию прибыл известный богослов отец Иустин (Попович), трудившийся здесь в течение двух дет. К 1938 г. здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов.

    В Восточной Словакии и Подкарпатской Руси существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватию. В 1923 г. им был прислан сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской Духовной Академии, состоявший до революции в братии Почаевской Лавры и занимавшийся там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербию, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов. 1 апреля 1928 г. собрание представителей этих общин приняло решение о переходе в юрисдикцию Сербской Церкви. Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и открытие при нем типографии. В 1934 г. архимандрит Виталий был рукоположен во епископа митрополитом Антонием (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северную Америку как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен. Братия же переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле (США, штат Нью-Йорк), куда была перевезена и типография.

    В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому, до 1931 г. в составе Московской Патриархии, в 1931–1945 г.г. – экзарх русских приходов в Западной Европе в составе Константинопольского Патриархата, в 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией), которыми управлял епископ Сергий (Королев). В это время русская диаспора в Чехословакии была весьма многочисленна. Для погребения русских эмигрантов было создано Успенское братство, тщанием которого на Ольшанском кладбище в Праге был воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери, освященный в 1925 г. митрополитом Евлогием. В 1923–1924 г.г. в Подкарпатской Руси в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков).

    15 марта 1939 г. чешские земли были оккупированы фашистской Германией. Здесь был создан имперский протекторат в Чехии и Моравии. Немецкие власти стремились всех православных, проживающих на территории протектората, подчинить Берлинскому архиепископу Серафиму (Ляде, 1883–1950), который состоял в юрисдикции Карловацкого Синода. 3 ноября 1939 г. было заключено соглашение о переходе приходов, управляемых епископом Сергием Пражским, в ведение архиепископа Берлинского. В 1941 г. епископ Горазд вел переговоры с архиепископом Серафимом, Министерством церковных дел в Берлине и Министерством просвещения и народного образования в Праге о юридическом положении его епархии в новых условиях. 4 марта 1942 г. было утверждено специальное дополнение к уставу Чешской Православной епархии. В нем говорилось, что до времени окончательного решения юрисдикционного вопроса епархия, не отказываясь от сербской юрисдикции, временно подчиняется архиепископу Берлинскому.

    27 мая 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Через 22 дня они были обнаружены гестапо. Епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были взяты под стражу и расстреляны 4 сентября 1942 г. 27 сентября того же года было запрещено существование Чешской Православной Церкви, ее имущество конфисковано, все православные храмы были закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию.

    30 мая 1942 г. был арестован и архиепископ Савватий. После месячного тюремного заключения его отправили в концентрационный лагерь Дахау. Ему вменялось в вину крещение пражских евреев. Поэтому вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви распространялся на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикции. Ликвидации избежали только русские приходы, управлявшиеся епископом Сергием.

    После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде).

    Русская Православная Церковь

    Дата создания: 1951 г. Описание:

    Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину.

    Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов.

    Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию.

    Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики.

    Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.

    ***

    Епархии Церкви Чешских земель и Словакии

    Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии.

    Пражская епархия

    Кафедра: Прага
    Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда)
    Resslova 9, 120 00 Praha 2
    тел: (02) 29 55 95

    Епархиальное управление:
    Resslova 9, 120 00 Praha 2
    тел: (02) 29 55 95

    Митрополичий совет:
    Metropolitní rada pravoslavné církve v Českých zemích, ul. Dělostřelecká 7, 160 00 Praha 6
    тел: (02) 2491 6269 (2431 5015)
    факс: (02) 2431 3137
    Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

    Пражская епархия является наследницей Чешской православной епархии, созданной в 1929 г. и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из чешской православной общины, отделившейся от Чехословацкой (гуситской) церкви в 1924 г.

    Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 г. епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 г.

    8 октября 1945 г. епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце, высказался за переход Чешской православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 г. епархия преобразована в экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года.

    В 1949 г. по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах.

    После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 г. и до 1992 г. пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви.

    С декабря 1992 г. в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский.

    На территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-Католической Церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). Действует один мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте).

    Оломоуцко-Брненская епархия

    Кафедра: Оломоуц
    Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте — предел новомученика Горазда II, епископа Чешского)
    Masarykova 17, 772 00 Olomouc
    тел: (068) 52 32 054 46

    Епархиальное управление:
    Masarykova tř. 17, 772 00 Olomouc
    тел/факс: (068) 522 24 75
    факс: (068) 522 48 83

    Оломоуцко-Брненская епархия в качестве самостоятельной существует с 7 декабря 1949 г. Прежде являлась частью Чешской православной епархии (см. Пражская епархия).

    На момент образования епархии на ее территории находилось 15 общин, окормлявшихся 14 священниками. Первым ее епископом стал сподвижник свт. Горазда прот. Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 г. в Оломоуце митр. Елевферием (Воронцовым), митр. Николаем (Ярушевичем) и архиеп. Макарием (Оксиюком).

    Через год после образования отдельной епархии в ней действовало уже 24 прихода. Владыка Честмир управлял епархией в течение четырех лет, после чего вынужден был оставить кафедру из-за конфликта со светскими властями. На его место был избран прот. Микулаш Келли из Прешовской епархии (один из воссоединившихся с Православием униатских священников), принявший в монашестве имя Климент. Он занимал кафедру до 1959 г.

    В 1959-1982 гг. кафедра оставалась вдовствующей, в результате чего епархия пришла в запустение. В 1982 г. Оломоуцко-Брненским епископом стал Преосвященный Никанор, занимавший с 1980 г. Михайловскую кафедру.

    После возвращения епископа Никанора в 1987 г. в юрисдикцию Московской Патриархии, епископом Оломоуцко-Брненским был избран игумен Криштоф (Христофор Пулец). Его епископская хиротония состоялась 17 апреля 1988 г. в Оломоуцком кафедральном соборе св. Горазда I.

    В 1988 г. в состав епархии входило 20 общин, окормлявшихся 13 священнослужителями. К 2000 г. число приходов достигло 30, а священнослужителей 47 человек. После смерти Митрополита Дорофея еп. Криштоф стал Архиепископом Пражским.

    8 апреля 2000 г. на епархиальном собрании епископом Оломоуцко-Брненским был избран Преосвященнейший Симеон (Яковлевич), с 1998 г. являвшийся епископом Мариансколазенским, викарием Пражской епархии. Результаты выборов были утверждены Священным Синодом Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 9 апреля 2000 г. состоялась интронизация епископа Симеона на Оломоуцко-Брненскую кафедру.

    На территории Оломоуцко-Брненской епархии находится 23 храма (из них 1 в совместном пользовании с Римо-Католической Церковью, 1 — с Чехословацкой гуситской церковью) и 9 часовен, объединенных в 30 приходов. Приходы разделены на 5 протопресбитератов (благочиний). Действуют 2 монастыря (мужской святого Горазда в Грубе Вербке и женский Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове у Литовле).

    Прешовская епархия

    Кафедра: Прешов
    Кафедральный собор св. кн. Александра Невского
    ul. Partizánska 3, 080 01 Prešov

    Епархиальное управление:
    ul. Budovateľská 1, 080 01 Prešov
    тел: (0910 773 36 12
    факс: (091) 772 49 98

    Митрополичий совет:
    Metropolitná rada Pravoslávnej cirkvi na Slovensku, Bayerova 8, 080 01 Prešov
    тел: (091) 772 47 36
    факс: (091) 773 40 45

    С 1816 г. в Прешове существовала отдельная Греко-католическая епархия. В 1929 г. из воссоединившихся с Православием униатов создана Мукачевско-Прешовская епархия входившая в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Она включала в себя приходы Подкарпатской Руси и Восточной Словакии.

    В 1945 г. в связи с присоединением Закарпатской Украины к СССР создана отдельная Мукачевско-Ужгородская епархия в составе Русской Православной Церкви. В 1950 г. после упразднения Ужгородской унии на территории Словакии созданы две отдельные епархии: Прешовская и Михайловская. В том же году Прешовскую кафедру занял епископ Алексей (Дехтярев), который управлял ею до 1955 г.

    В 1955 г. епископом Прешовским стал Преосвященный Дорофей (Филипп). После его избрания Митрополитом Пражским и всея Чехословакии 23 октября 1964 г. Прешовскую кафедру занял епископ Николай (Коцвар).

    На территории Прешовской епархии находится 100 храмов и 3 часовни, объединенных в 79 приходов. Приходы разделены на 8 архидеканатов (благочиний). 28 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах. 2 общины используют храмы совместно с католиками. 1 община совершает богослужения в храме Евангелической церкви. Действует один мужской монастырь (Положения ризы Пресвятой Богородицы).

    Значительное количество общин не имеют помещения для совершения богослужений. Они присоединены к территориально ближайшим к ним приходам, имеющим храмы или переносные престолы.

    Михаловская епархия

    Кафедра: Михаловце
    Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия
    Ul. čsl. armády 26, 071 01 Michalovce
    тел: (0946) 642 11 20

    Епархиальное управление:
    Duklianska 16, 071 34 Michalovce
    тел: (0946) 642 41 56
    факс: (0946) 643 15 00

    Михаловская епархия создана в 1950 г. Первым епископом Михаловским стал Преосвященный Александр (Михалич), бывший греко-католический каноник, воссоединившийся с православием на Прешовском Соборе 1950 г. Его преемниками были епископы Мефодий (Милли), Мефодий (Канчуга), Кирилл (Мучичка).

    В 1980-1982 гг. Михайловской епархией управлял еп. Никанор. После перехода владыки Никанора на Оломоуцко-Брненскую кафедру епископом Михаловским стал Преосвященный Иоанн (Голонич).

    На территории епархии находится 25 храмов, объединенных в 26 приходов. Приходы разделены на 4 архидеканата (благочиния). 8 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах.

    ***

    Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии (историческая справка)

    Страна: Чехия и Словакия Город: Прага Адрес: Delostrelecka 7, Praha 6 — Stresovice, 160 00, CR Телефон: 420-224 315 015 Факс: 420-224 313 137 Web-сайт: www.eparchiapo.sk Дочерняя организация: Храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках в Москве (подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии) Предстоятель: Ростислав, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии (Гонт Андрей)