Чин освящения храма
Содержание
Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем
I. Установка Престола
Кропление столпов Престола и воскомастиха.
Нанесение воскомастиха на престольные столпы.
Повторное кропление столпов Престола.
Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…».
Кропление доски (столешницы) Престола.
Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма.
Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».
Чтение 22-го псалма.
Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».
Окропление святой водой гвоздей и камней.
Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам.
Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…».
Коленопреклонная молитва, читаемая архиереем: «Боже безначальный…».
II. Омовение и помазание Престола святым Миром
Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями.
Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином.
Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма.
Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков».
Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма.
Вытирание гу?бами (губками) Престола.
Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».
Помазание Престола и антиминса святым Миром.
Чтение 132-го псалма.
III. Облачение Престола и жертвенника
Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма.
Обвязывание Престола вервием.
Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».
Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой.
Облачение и украшение жертвенника.
Кропление жертвенника святой водой.
Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма.
IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма
Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма.
Диакон – малая ектенья.
Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…».
Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…».
V. Крестный ход со святыми мощами
Архиерей: «С миром изыдем».
Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».
Диакон – малая ектенья.
Возглас: «Яко свят еси, Боже наш…».
Протодиакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, верный в словесех Твоих…».
Тайная молитва архиерея: «Господи Боже наш…».
Каждение архиереем святых мощей.
Крестный ход к освящаемому храму со святыми мощами с пением тропарей «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже…» и т. д.
Крестный ход вокруг храма.
Окропление святой водой и помазание Миром наружных стен храма.
Пение тропарей: «Святии мученицы…» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже наш, апостолов похвало…» (один раз) перед западными вратами храма.
Закрывание церковных врат.
Возглас архиерея: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».
Хор: «Кто есть сей Царь славы?»
Каждение «трижды по трижды» мощей, икон, Евангелия, креста, священнослужителей.
Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».
Хор: «Кто есть сей Царь славы?»
Протодиакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Молитва: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа…».
Тайная молитва входа, произносимая архиереем: «Владыко Господи Боже наш…».
Восклицание архиерея: «Господь сил, той есть Царь славы».
Шествие архиерея и сослужащих в открывшиеся двери при пении тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту Святаго селения славы Твоея, Господи», вход в алтарь и возложение дискоса с мощами на Престол.
VI. Положение святых мощей под Престол и в антиминс
Каждение мощей.
Помазание мощей святым Миром.
Укрепление ковчега с мощами на столпе («основании») под Престолом.
Вкладывание частицы мощей в мешочек и укрепление его воскомастихом на антиминсе.
Диакон – малая ектенья.
Протодиакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже, иже и сию славу…».
Возглас архиерея: «Яко Твое есть Царство…».
Возглашение диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!».
Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый…».
Возглас архиерея: «Яко свят еси…».
Диакон – ектенья: «Помилуй нас, Боже…».
Архиерейское благословение крестом на четыре стороны.
Отпуст.
Многолетие Патриарху и кропление святой водой предстоящих.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Воскомастика
Воскомасти́ка, или воскомасти́х (ср.-греч. κηρομαστίχη от ср.-греч. κηρός — «воск» + ср.-греч. μαστίχη — «мастика») — благовонная связующая смесь, используемая в богослужении Православной церкви при освящении храма. Кроме того, воскомастих используют для вложения частиц святых мощей в ковчег и в антиминс. Воскомастика состоит из воска, мастики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ароматических веществ.
Смесь растапливают на огне. Посудой для приготовления воскомастиха является горнец. В растопленном виде воскомастику при освящении церковного престола возливают на его углы и столбы престола, и заливают гвозди на церковном престоле. Священники возливают воскомастику на престол и пока она охлаждается, певчие поют псалмы: «Вознесу Тя, Боже мой» (Пс. 144:1), и: «Господь пасет мя» (Пс. 22:1). Воскомастих имеет практическое значение, он служит клеем для углов престола. Другое значение воскомастики — символическое: она образует те ароматы, с которыми было погребено тело Иисуса Христа , служит знамением крепкой любви Христовой и изображает соединение Христа с верующими людьми. Симеон Солунский в 74 главе книги «Премудрость нашего спасения» пишет об этом: «берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, так как и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».
Ссылки
- Воскомастика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Воскомастика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Вениамин (Краснопевков-Румовский), «Новая Скрижаль». Часть третья. Глава VIII. Чин освящения антиминсов и чин освящения храма, совершаемого архиереем. § 6. Воскомастих
- Симеон Солунский. «Премудрость нашего спасения». Глава 4. О святом храме и освящении его. 74. Для чего употребляются мастика и ароматы
- Воскомастих // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 412-413. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
- PG. 155. Col. 312
Как освящают храм и престол
В 2013 году мой хороший друг отец Андрей закончил восстанавливать купол в Храме Рождества Пресвятой Богородицы, который большевики снесли еще в 1928 году вместе с колокольней.
После окончания этого этапа реставрационно-восстановительных работ необходимо было перенести престол обратно – в центральную часть храма. А когда престол переносится, то весь храм переосвящается заново.
Для любого храма это очень редкое событие.
Например, этот храм освящался в третий раз. Первое освящение было после завершения строительства – в 1830 году, второе – в 1943 году, когда после освобождения Харькова от немцев в церквях разрешили службы.
…Я приехал пораньше, поэтому людей в храме практически нет.
Вот он, будущий престол. Крест посередине – это как бы пятый столп – в него вкладываются мощи, и поэтому Литургия будет совершаться на мощах. Мощи есть так же и в антиминсе (вместопрестолие).
Приехал отец благочинный. Он служит в Троицком храме в Харькове.
Функция благочинного – наблюдать за порядком в епархии и нравственным поведением служителей церкви.
А это сын благочинного – протодиакон Алексей. Его зовут так же, как и отца. О. Алексей проверяет, все ли приготовлено к освящению храма. Нужны ножи, веревка, сосуды для вина и воды, воскомастих и прочее.
Соборный протодьякон Андрей Баранов тем временем объясняет нашим певчим особенности чинопоследования.
Протодьякон грозен и суров – такое у меня сложилось впечатление.
Для тех, кто не знает: протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения. Андрей Баранов – не исключение. Голос у него ОЧЕНЬ мощный!
Отцы-сослужители. Отец Михаил Скорик и отец Дмитрий Гужва. Отец Михаил в 1981 году был настоятелем этого храма, и однажды глыба штукатурки, сорвавшаяся с потолка, чуть не убила его.
Powered by Inline Related Posts
Хоть я ни словом с ними не перекинулся, но Михаил Скорик произвел на меня впечатление очень доброго и мудрого человека.
Все готово…
Владыка благословил священникам омыть будущий престол, одеть дску, срачицу и обмотать вервием. Чем они и занялись.
Михаил Скорик кропит престол святой водой.
Теперь по столбам льется горячий воскомастих – специальная жидкость, состоящая из воска, розового масла, мира, ладана и еще нескольких составляющих. Естественно, что жидкостью воскомастих становится только в горячем состоянии.
Потом приносится дска (или доска, просто в древнеславянском – без титлы). Отец Андрей поверяет, чтобы метка совпала. Дска полагается сверху – и в отверстия для гвоздей опять льется воскомастих.
Потом берутся деревянные гвозди (это у нас деревянные, а в других местах, я слышал, используют кованные железные – в “Софрино” они 100 долларов за 4 штуки продаются) – и природными камнями вбиваются в свои места.
Камни эти затем кладут под престол, а места, залитые воскомастихом, зачищаются ножами.
Вот они – камни под престолом…
Молитва…
Защищается воскомастих.
Приносятся два сосуда. Один – с горячей водой, другой – с вином, смешанным с розовой водой.
Три раза эти сосуды выливают на трапезу (другое название престола), потом священники растирают по крышке жидкость руками, а затем насухо вытирают полотенцами.
После этого престол со всех сторон помазывается святым миром.
И одевается в первую одежду. Как человек. Эту первую одежду, срачицу, уже никогда с престола не снимают.
Затем специальным образом престол обвязывается вервием (то есть веревкой).
После этого храм со всех четырех сторон помазывается миром, кадится и кропится святой водой.
В это время прихожане молятся, стоя на коленях.
Первая часть освящения закончилась. Теперь нужно дождаться прибытия архиерея, который вложит мощи под престол и оденет его в индитию – верхнюю одежду.
Powered by Inline Related Posts
Владыку готовятся встречать настоятель о. Андрей с крестом…
…и прихожане с караваем сразу возле ворот.
Все остальные тоже в ожидании.
Ждать пришлось совсем недолго (вот что значит правильная организация): почти сразу появляется архиепископ Онуфрий.
Лично для меня стало открытием, что он достаточно молод (ему в марте исполнилось 43 года).
На него сразу надевают какую-то мантию. 🙂
Он входит в храм – и начинается процедура его одевания….
…. во время которой идет служба.
Последние штрихи.
Готово!
Продолжается процедура освящения престола, которая переходит в Литургию.
Вот она, частичка святых мощей.
Которая вкладывается в крест.
Начинается таинство причастия.
После архиепископа причащаются остальные священники, а потом – и прихожане.
Причастие прихожан я уже не снимал…
ЗЫ. Часть текста я бессовестно стибрил у о. Андрея – я не такой сведущий в делах церковных. 🙂
Александр Зарайский.
Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на Telegram-канал блога. Хотите, что бы я о вас написал? Тогда ознакомитесь с условиями сотрудничества, и размещения рекламы в блоге.
Мой блог — некоммерческий проект.
Но, если моя статья или пост вам понравились (оказались полезными), вы можете сказать «спасибо», 🙂 перечислив любую сумму, на Ваше усмотрение на мою карточку в «ПриватБанке»:
— № 5169 3324 0559 7207 — получатель Зарайский Александр Николаевич
Интересно о разном:
— Харьков и харьковчане – 10 лет (2006 – 2016 гг.).
— Парк Горького – прогулка летним днем.
— Дети под куполом цирка – без страховки!!!
— Как освящают храм и престол.
— Прогулка по Харьковскому старому цирку.
— Недригайлов – праздник Ивана Купала.
— Харьковский IMAX – взгляд изнутри.
Facebook Comments Поделится с друзьями, у себя на странице!
Чин закладки камня в основание будущего храма прошел в селе Горькая Балка
В пятницу в селе Горькая Балка состоялось значимое событие не только поселенческого, но и районного уровня. В этот день был совершен чин закладки первого камня в основу храма Артистратига Божьего Михаила. Чин освящения закладного камня на месте строительства нового храма совершил благочинный Новопокровского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Мартынюк в сослужении настоятеля храма Святого Михаила села Горькая Балка протоиерея Михаила Негреева и настоятеля храма Георгия Победоносца станицы Калниболотской иерея Михаила Щербины.
Даже палящее полуденное солнце не помешало многочисленным прихожанам прийти на службу. Верущие ждали этого события давно. И благодаря участию администрации Горькобалковского сельского поселения в краевой целевой программе «Восстановление и реставрация православных храмов в Краснодарском крае» их мечта осуществилась.
В торжественной церемонии закладки камня на месте строительства храма участвовали глава МО Новопокровский район А.Н. Сотников, глава Горькобалковского сельского поселения Н.И. Коротков.
…И вот гранитная плита с надписью и первый камень заложены в основание будущего храма. Прихожане не торопятся расходиться.
Протоиерей Николай Мартынюк поздравил всех с этим знаковым событием, пожелав людям веры в душе. Он также призвал жителей села не быть сторонними наблюдателями, а принимать посильное участие в строительстве храма, вносить свою лепту в такое благородное дело.
В ответной речи А.Н. Сотников отметил, что первые шаги — они всегда трудные. «Но вместе мы пройдем эту дорогу от начала до конца», — выразил уверенность Александр Николаевич.
Фото автора
Добавить комментарий