Чин венчания супругов проживших много лет

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения

Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет» и приспособлен к совершению Венчания над теми, кто прожил много лет без церковного благословения.

Этот чин совершается посреди церкви, где на аналое лежат Евангелие и крест. Муж при этом стоит с правой стороны, жена – с левой. Священник, совершающий Таинство, как и при обычном чине Венчания, одет в полное облачение. Он вручает супругам зажженные свечи и дает возглас:

«Благословен Бог наш…».

Хор отвечает: «Аминь».

Читается молитва призывания Святого Духа «Царю Небесный…», «обычное начало» и тропарь дня.

Затем произносится Мирная ектения с особыми прошениями о венчающихся:

«О рабех Божиих (имена) и еже о Бузе покрове и сожитии их, Господу помолимся». «О еже спожити им дубре во единомыслии, Господу помолимся».

«О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся».

Оканчивается ектенья возгласом: «Яко подобает Тебе…».

Затем произносится молитва 1-я: «Владыко Господи Боже наш, тайная ве?дый человеческая, иже Рааву блудницу простивый и мытаре?во покаяние прие?мый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе, или какая плоть оправдается пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив, Многоблагоутробен, Жале?яй (Сожалеющий) о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя (имена рек), соедини их любовию друг ко другу: даруй им мытарево обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси Строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем читается молитва 2-я: «Боже, Боже наш, прише?дый в Кану Галилейскую и тамошний Брак благословивый. Благослови и рабы Твоя сия Твоим Промыслом ко общению Брака сочетавшыяся: благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь».

Затем священник трижды благословляет венчаемых супругов, простирая над их главами руки: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!».

А затем глаголет: «Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем». Затем читается Прокимен, Апостол и Евангелие из «обыкновенного» чина Венчания.

Произносится сугубая ектенья с особым прошением о венчающихся:

«Еще молимся о рабех Божиих (имена рек), ныне просящих у Бога прощения и благословения в Брака общение, о здравии и спасении их, рцем вси: Господи, услыши, и милостивно помилуй».

Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Священник: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

И молитва: «Господи Боже наш, иже от язык предобручивый Церковь, Деву Чистую, благослови и сохрани рабы Твоя сия в смирении и соединении, якоже благоволил еси сохранити я (их) до сего дне; исполни вся благая хотения их; излей на них, яко Щедр и Благоутробен, богатыя милости и щедроты Твоя; даруй им с здравием долгоденствие и во всех добродетелех преспеяние. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «Главы ваша Господеви приклоните».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник, благословляя, произносит молитву:

«Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное зна?мение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя бла?га, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».

Священник: «Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честне?йшую Херувим…».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник произносит отпу?ст:

«Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим че?стен Брак показа?вый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Поется многолетие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чин совершается посреди церкви. На аналое лежат Евангелие и Крест, муж стоит с правой стороны, жена — с левой. Священник в облачении, как и при полном чине венчания, вручает им зажженные свечи и начинает:

«Благословен Бог наш…» — «Аминь». «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш», тропарь дня.

Великая ектения:

«Миром Господу помолимся». «О свышнем мире…», «О мире всего мира…», «О святем храме сем…», «О рабех Божиих (имена) и еже о Бо́зе покрове и сожитии их, Господу помолимся». «О еже спожи΄ти им до́бре во единомыслии, Господу помолимся». «О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся». «Заступи, спаси, помилуй…», «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…»,

Возгла́с: «Яко подобает Тебе…»

Молитва 1-я

«Владыко Господи Боже наш, тайная ве́дый человеческая, иже Рааву блудницу прости΄вый и мытаре́во покаяние прие́мый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония на́зриши Господи, Господи, кто постоит Тебе, или΄ какая плоть оправдается пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив, Многоблагоутробен, Жале́яй (Сожалеющий) о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присво́ивый рабы Твоя (имена), соедини их любовию друг ко другу: даруй им мытаре́во обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего во единомыслии и мире заповеди Твоя де́лающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси Строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва 2-я

«Боже, Боже наш, прише́дый в Кану Галилейскую и тамошний Брак благослови΄вый. Благослови и рабы Твоя сия Твоим Промыслом ко общению Брака сочета́вшыяся: благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь».

Затем священник трижды благословляет венчаемых супругов, простирая над их главами руки и каждый раз возглашая:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай их!»

«Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем». Прокимен, Апостол и Евангелие из чина венчания.

Сугубая ектения:

«Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем».

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Еще молимся о рабех Божиих (имена), ныне прося΄щих у Бога прощения и благословения в Брака общение, о здравии и спасении их, рцем вси: Господи, услыши, и милостивно помилуй». «Еще молимся о предстоящих людех во святем храме сем и чающих от Тебе великия и богатыя милости, за всю братию нашу и за вся православныя христианы, о здравии и спасении их, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй».

Возгла́с: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

«Господу помолимся». — Хор: «Господи, помилуй».

«Господи Боже наш, иже от язык предобручи΄вый Церковь, Деву Чистую, благослови и сохрани рабы Твоя сия в смирении и соединении, якоже благоволил еси сохранити я (их) до сего дне; исполни вся благая хотения их; излей на них, яко Щедр и Благоутробен, богатыя милости и щедроты Твоя; даруй им с здравием долгоденствие и во всех добродетелех преспе?яние. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

«Мир всем». — Хор: «И ду́хови твоему». — «Главы΄ ваша Го́сподеви приклони΄те». — «Тебе, Господи». Священник, благословляя, глаголет молитву:

«Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное зна́мение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя бла́га, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».

«Премудрость». — «Пресвятая Богородице, спаси нас». — Хор: «Честне́йшую Херувим…» — «Слава Тебе, Христе Боже…» — Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник произносит отпу́ст, затем бывает многолетие.

Отпу́ст:

«Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим че́стен Брак показа́вый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Союз в единомыслии и любви

Вопрос: Жена ждет третьего ребенка, сидит дома; говорит, что ей скучно, не хватает общения. Я много работаю и еще пишу диссертацию, свободного времени остается мало…

Ответ: Да, недостаток общения из-за отсутствия свободного времени или потери близости – очень распространенная проблема семейных пар. И тут кроются немалые опасности для семейного благополучия.

Специалисты по вопросам семьи и брака называют две самые главные причины разводов. И эти причины, как правило, взаимосвязаны. Это отсутствие общения и супружеские измены. Поэтому, если вы хотите прийти к согласию со своей супругой и укрепить ваш супружеский союз, нужно находить время для разговоров и обсуждения различных тем. Женщины нуждаются в общении больше, чем мужчины, и в этом мы должны идти им навстречу. Тем более что у вашей супруги весьма непростой период: она нянчит двоих детей, проводит с ними все время и еще ждет третьего. А во время беременности женщина особенно нуждается в поддержке мужчины. Ее могут одолевать страхи и беспокойство, у нее может развиться депрессия. Кроме того, беременность сама по себе является очень большим испытанием для ее физических и душевных сил. Недаром беременная женщина по-славянски называется «непраздная». То есть даже когда она отдыхает или спит, она все равно выполняет ответственную работу – вынашивает младенца. Так что ее труд сейчас потяжелее вашего, и она нуждается в помощи.

Некоторым мужьям кажется, что женщины ждут от них только романтического общения, знаков внимания. Таких, как интересное путешествие или ужин в ресторане. На самом деле душевную близость можно восстановить и не вырываясь из привычной обстановки. Даже просто ужиная дома вместе, можно получать большое удовольствие, обсуждая события дня, советуясь друг с другом. Разговаривать можно, и отправляясь за покупками или моя посуду.

Можно установить хорошие семейные традиции, объединяющие супругов. К примеру, читать перед сном друг другу вслух интересную книгу. Так что даже бытовое общение может служить к объединению супругов. Уложив детей, оставшись наедине и ведя неторопливую беседу, муж и жена как бы возвращаются в то время, когда они еще были молодоженами и много времени проводили вместе. Конечно, это своего рода труд. Гораздо легче уткнуться в компьютер, телевизор или газету и просидеть так до самого сна. Легче, но не лучше. Находя время для общения с женой, вы скоро почувствуете, что сами получаете от этого большое удовольствие и ваши отношения с супругой улучшаются.

Вопрос: В Священном Писании сказано: «Не муж для жены, а жена для мужа». Как это понимать?

Ответ: Да, есть такие слова у апостола Павла: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11: 8–9). Но каждый раз, обращаясь к священным текстам (да, впрочем, и к любым другим, но к священным особенно), мы должны рассматривать цитату в контексте, внимательно читая то, что написано до и после этого отрывка. И еще – для лучшего разумения Священного Писания – обращаться к толкованиям святых отцов. В данном тексте апостол говорит о том, что Адам был создан Богом первым, а не Ева, так как сотворил ее Господь не отдельным творческим актом, но взял ее от мужа. Здесь также говорится об иерархии семьи, о необходимости подчинения жены мужу как своему главе. В стихе 7 этой главы послания сказано, что муж «есть слава Божия; а жена есть слава мужа». Богоустановленная иерархия такова: Христос – глава мужу, а муж – глава жене. Муж, если ведет себя достойно, прославляет Бога, а жена своим благочестивым и благонравным поведением составляет славу и честь своему супругу. Таким образом, апостол нисколько не принижает значение жены, тем более что далее пишет: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11: 11–12).

Муж и жена составляют неразрывное целое и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Премудрость Божия создала супружеский союз для любви и спасения, как мужа, так и жены. Когда Господь привел к Адаму его жену, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)» (Быт. 2: 23).

Супруги неразрывны, как одно тело, и, находясь в супружеском союзе, они не могут спасаться по одиночке, друг без друга, поэтому апостол Павел и говорит: «Ни муж без жены, ни жена без мужа…» Господь никогда бы не сотворил Еву, если бы не знал, что она нужна Адаму, что он не сможет без нее.

Для Бога все равны: и мужчины, и женщины. То есть, конечно, не одинаковы, а имеют равное достоинство: «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Вопрос: Вы много говорили о том, что женщина должна помогать мужчине в его творческом росте, вдохновлять его на свершения, интересоваться его работой. А должен ли муж поддерживать жену в ее начинаниях, помогать ей реализовывать себя в творчестве, любимом деле, например в работе писателя?

Ответ: Безусловно, если женщина, помимо своих семейных обязанностей, имеет работу, дело или просто какое-то хобби, муж должен с уважением и пониманием относиться к этому. Ему нужно помогать ей в этом, то есть постараться создать условия, необходимые для ее деятельности, проявлять интерес к ее любимому делу. От этого могут выиграть оба супруга: жена сможет самореализоваться и получит возможность немного отключиться, отдохнуть от дел домашних, а мужу гораздо интереснее и приятнее будет общаться с женщиной успешной, развитой в различных областях.

Потенциал и энергия женщины весьма велики. Одна моя знакомая многодетная мать сначала заочно окончила пединститут, а теперь заканчивает медицинское училище. При этом очень неплохо справляется и со своими домашними обязанностями. Конечно, не без помощи мужа и родных. Другая известная мне женщина, мать четверых детей, преподает в школе основы православной культуры и параллельно учится на педагогическом факультете Богословского института. И таких примеров очень много. И, слава Богу, когда муж или родственники могут помочь женщине в ее начинаниях.

Но здесь есть один момент. Творческий рост, самореализация женщины ни в коем случае не должны совершаться в ущерб ее основному служению, данному ей от Бога, – быть любящей и заботливой супругой и матерью. Жена только тогда может писать книги, учиться в институтах и защищать диссертации, когда дома у нее полный порядок: дети накормлены, напоены, воспитаны, и муж доволен ею как супругой.

То есть на первом месте всегда должны стоять семья и дом, а все остальные дела уже на втором.

Вопрос: В Евангелии сказано, что «кто разведется с женою… и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19: 9). Как эти слова можно соотнести с нашим временем?

Ответ: Эти слова Господа Иисуса Христа сказаны о том, что христианский брак должен заключаться один раз и на всю жизнь. Всякий разводящийся со своим супругом «не за прелюбодеяние» (Мф. 19: 9), как сказано в этом же месте Евангелия, совершает большой грех и будет нести последствия этого греха. Если человек овдовел или развелся со своей супругой или супругом по вине их супружеской измены, то греха в повторном браке нет. Но когда в основе такого великого дела, как создание семьи, лежит грех, ошибка, это обязательно скажется на последующей семейной жизни.

Одни знакомые мне молодые люди стали встречаться друг с другом, уже имея семьи и детей. И он был на тот момент женат, и она замужем. Потом они оформили разводы со своими супругами, зарегистрировали брак и повенчались. То есть получается, чтобы вступить в новый брак, они разрушили сразу два супружеских союза. Через несколько лет начались ссоры, скандалы, и эти люди развелись. Разрушив свои прошлые семьи, лишив своих детей полноценного родительского общения, они, конечно, не смогли найти счастье в новом браке. И таких примеров можно привести очень и очень много.

Законы духовной жизни существуют объективно независимо от того, верят в них люди или нет, и эти законы изложены в Священном Писании. Конечно, сейчас, когда распадаются более двух третей заключаемых браков, когда люди из-за 70-летнего атеистического плена были оторваны от веры, от христианских семейных традиций, Церковь проявляет снисхождение к людям, не сохранившим свой супружеский союз и желающим вступить в повторный брак, и венчает такие браки. Это называется церковной икономией.

Но молодым людям, прошедшим через развод и вступившим в новый брак, нужно обязательно покаяться в грехе развода и быть особенно внимательными к своей семейной жизни, помнить, что им будет гораздо труднее строить и сохранять свою семью, чем людям, впервые вступающим в брак.

Человек разведенный, собирающийся вступить в новый брак, должен обязательно обсудить этот вопрос со священником.

Вопрос: А как же тогда таинство покаяния? Ведь оно очищает нас от грехов полностью.

Ответ: Да, исповедь, покаяние делает грех «яко не бывший», но последствия греха остаются. Конечно, Господь прощает нас и лечит наши душевные раны, если мы искренне каемся в своих грехах, но разрушительное действие иных грехов человек может ощущать еще очень долго, иногда всю жизнь. Происходит это по двум причинам. Во-первых, грех – это духовная болезнь, только повреждает, поражает она не тело, а душу. Если болезнь тяжелая или хроническая, даже после выздоровления, как правило, остаются остаточные явления и последствия заболевания: боли, шрамы, рубцы и т.д. Врачи после автокатастрофы иногда буквально по частям собирают человека. Он выздоравливает, слава Богу, но остается на всю жизнь инвалидом и бегать и прыгать, как до аварии, уже не может: его переломы и ранения дают о себе знать, ноют и болят в сырую, пасмурную погоду; на теле остаются швы и рубцы. И чем тяжелее болезнь, тем более тяжелые она имеет последствия.

Также и духовные заболевания, грехи оставляют на нашей душе шрамы, даже если они исповеданы.

Вторая причина, по которой мы несем последствия наших грехов, в том, что у людей, вследствие их общей греховной поврежденности, очень короткая память. Мы порой мгновенно забываем про те грехи и проступки, что совершили совсем недавно, и можем снова и снова наступать на те же самые грабли. И вот, чтобы люди хоть немного сохраняли память о своих грехах и делали правильные выводы из своих ошибок, Господь попускает страдания за грехи. И это есть великое благо. Ведь лучше потерпеть скорби в этой земной жизни, чем мучиться в вечной.

То, как грех разрушает духовную природу и мир вокруг грешника, позволяет понять такой пример. Допустим, какой-то человек убил другого, пусть даже не нарочно, по неосторожности. Он может покаяться в грехе убийства и получить прощение, но воскресить убитого он не может. Даже если он всю жизнь будет оказывать помощь его семье, он не вернет этим людям родного, близкого человека. В житиях святых мы видим примеры покаяния людей, бывших ужасными грешниками: убийцами, разбойниками, блудницами. Эти люди каялись и даже становились святыми. Но в своей жизни они несли последствия своих грехов. Бывший убийца может стать святым, но он уже не вернет жизнь убитым им людям. Ему с этим жить. Блудница может стать преподобной, но она уже никогда не станет девственницей.

Вопрос: Человечество было создано от одной четы Адама и Евы. Получается, что их дети вступали между собой в брак. Известно, что браки между близкими родственниками ведут к наследственным болезням и вырождению. Как это сочетается с библейским рассказом о распространении человечества?

Ответ: Начнем с того, что, по существующему церковному закону, запрещаются браки между кровными родственниками по восходящей и нисходящей линиям (например, отца с дочерью, деда с внучкой и т.д.) во всех степенях родства. В линиях бокового кровного родства браки запрещаются до четырех степеней включительно. То есть в более далеком кровном родстве браки разрешены.

Запрещение браков между близкими родственниками вызвано морально-нравственными причинами, а также тем, что дети, рожденные от таких браков, очень часто страдают различными болезнями и уродствами, вызванными генетическими мутациями.

Мораль Ветхого Завета нельзя переносить на наше новозаветное время. То, что было приемлемо тогда, недопустимо сейчас. В Ветхом Завете не было еще норм о родственных связях. И для скорейшего распространения человечества в потомстве Адама и Евы заключались супружеские союзы в более близких степенях родства, чем это разрешено в наше время. Так как население тогда увеличивалось очень быстро и продолжительность жизни тогда была очень велика, браки между близкими родственниками, как вынужденная мера, нужны были только в первом-втором поколении.

Генетические болезни появились позже, не сразу. Болезни вошли в мир через грех, и, по мере умножения греха, беззакония, умножались и болезни. Это хорошо видно даже по продолжительности жизни ветхозаветных праотцев. Адам жил 930 лет, сын Ноя Сим прожил 600 лет, а его дети жили уже гораздо меньше.

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ибо и даже Ева не сотворена как самостоятельное существо, но взята от мужа своего. Апостол Павел говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли…» (Деян. 17: 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

Это доказывает и современная наука.

Генетики Аризонского университета в США и Кембриджского университета в Великобритании на основании многолетних исследований и экспериментов в 1995 году сделали совместное заявление о том, что все люди планеты имеют одного общего прародителя мужчину и одного общего предка женщину.

Был расшифрован генокод человека, и выяснилось, что на 99,9% он одинаков у всех людей и только оставшаяся 0,1% отвечает за разнообразие и различия между ныне живущими людьми.

Все это полностью согласуется с библейским повествованием о возникновении и распространении человеческого рода. Вначале была создана одна семья, и после Всемирного потопа люди расселились по разным континентам, образовав народы и расы. И напротив, открытие единого генокода развенчивает построения эволюционистов, которые утверждают, что эволюция человека произошла в разных местах земного шара и возникшие эволюционным путем народы никак не связаны между собой. Но, в таком случае, у них никак не мог возникнуть единый для всех людей генетический код.

Вопрос: Мы живем с мужем в браке уже много лет, и брак не венчан до сих пор. Видимо, нам осталось не так много лет жизни, и потому хотелось бы повенчаться. Что дает венчание в пожилом возрасте, и как оно влияет на супругов, их детей и внуков?

Ответ: Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала сказать, в чем смысл таинства венчания. Брак православных христиан должен быть благословлен Церковью, и это благословение мы получаем в таинстве венчания. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель…», – и далее: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 23, 25).

В таинстве венчания брачующимся дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.

Но самое главное, что нужно помнить и молодым супругам, и венчающимся в пожилом возрасте: венчание не есть некое магическое действие, которое связывает супругов навечно и помогает им автоматически, независимо от того, как они будут себя вести.

К сожалению, очень многие люди так и понимают таинства и обряды церковные. Нужно что-то такое сделать, пошептать – и у меня все будет хорошо. Нет! Как говорит блаженный Августин, «Бог не спасает нас без нас». Господь дает нам благодать, помощь, а мы должны открыть свое сердце и с верой принять ее, стать соработниками Богу на ниве нашей семейной жизни. И тогда венчание может дать нам очень многое, и мы в полноте получим его благодатные дары. Поэтому нужно молиться Богу, просить Его о помощи и воплощать в своей семье главную заповедь о любви к ближнему.

В наше время, когда люди очень долго были оторваны от духовных корней, традиций, часто бывает, что муж и жена, прожившие многие годы в браке, уже имеющие внуков, решают повенчаться. И этот шаг можно только приветствовать. Идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Венчаясь, такие супруги дают благой пример своим детям и внукам, которые, быть может, пока еще не пришли к венчанию.

Существует особый чин венчания супругов, проживших много лет без благословения церковного. Но, как правило, на практике даже пожилых супругов венчают обычным чином, только опуская в венчальных молитвах и прошениях слова о деторождении.

Христианский брак – это соединение двух людей во единое целое, и союз этот имеет характер не временный, а вечный. Им имеем упование, надежду, что супруги, ведя жизнь христианскую, спасаясь вместе в жизни земной, будут вместе и в жизни вечной.

Самым запоминающимся и трогательным венчанием, которое я когда-либо совершал, было не венчание молодоженов, а благословение весьма пожилой пары. Я причащал на дому безнадежно больного человека, умирающего от рака. Ходить он уже не мог, только сидел и немного стоял. Его жена, пожилая и немощная, также готовилась причащаться. И вот после исповеди она призналась мне, что самой большой ее мечтой было повенчаться со своим супругом перед его смертью. Я предложил ей совершить венчание прямо сейчас. К счастью, это был день, когда можно было совершать таинство венчания. Нашлись и кольца. Во время венчания в глазах этих людей, проживших долгую и полную жизнь, стояли слезы радости. Они верили, что будут вместе и в вечности.

Вопрос: Так сложилась моя жизнь, что я живу за рубежом. Замужем уже 30 лет. Муж хотя и протестант по крещению, но скорее неверующий. Сама я воцерковилась сравнительно недавно. Несмотря на мои уговоры, муж не хочет переходить в Православие, но и не препятствует мне ходить в церковь и крестить внуков. Венчаться по православному обряду нам нельзя. Неужели нам нужно развестись?

Ответ: Разводиться с мужем вам ни в коем случае нельзя. В Священном Писании есть ответ на ваш вопрос. Дело в том, что проблема семей, где один из супругов пришел к истинной вере, а другой – пока нет, существовала и в первые века христианства. Вот что пишет об этом апостол Павел: «И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». И далее: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7: 13–14, 16). Ваш муж хотя и протестант по крещению, но, как вы сами пишете, «скорее неверующий»; следовательно, он мало чем отличается от тех мужей-язычников, которые были во времена апостолов Павла и Петра. Жены-христианки тоже тогда не могли получить церковное благословение на свой союз. Венчания тогда как отдельного таинства еще не было, но брак благословлялся Церковью. Епископ читал определенные молитвы, и супруги вместе причащались на литургии. Но если одна сторона супружеского союза не принимала христианства, этот союз Церковью тоже признавался браком, хотя и без церковного благословения.

Иное дело, когда православный церковный человек вступает в брак с инославным, зная, что тот не хочет принять Православие. Вот это уже непонятно, ведь вопрос единства веры для православного должен стоять на первом месте.

Когда вы 30 лет назад выходили замуж, я думаю, что еще сами не были воцерковлены и не придавали этому значения. Вы пишите, что «муж не препятствует ходить в церковь и крестить внуков». Это очень хорошо; я знаю немало женщин, которым мужья запрещают ходить в храм молиться. Так что не унывайте, а почаще читайте слова апостола Петра: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (т.е. не пришли к вере. – о. П.Г.), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). И это действительно так: лучшая проповедь Православия – это благонравная жизнь. Вы должны личным примером показать, что жены-христианки лучше, добрее, терпеливее, чем другие, неправославные.

Вопрос: Может ли брак неверующих супругов быть счастливым?

Ответ: Вопрос непростой. Конечно, счастливый брак между неверующими людьми вполне возможен. В советское атеистическое время было много крепких, счастливых семей. И эти люди, к сожалению, совершенно не задумывались о вопросах веры и спасения души. Тем не менее, они жили по совести (которая есть голос Божий в человеке), сохраняли нравственность и были верны друг другу. Но все же неверующий человек, вступая в брак и начиная семейную жизнь, руководствуется только своими собственными ощущениями и еще, может быть, примером своих родителей или друзей. А верующий имеет учебник жизни – Священное Писание, где все сказано просто, каким должен быть христианский брак, каковы обязанности мужа и жены. У нас есть богатейший опыт 2000-летней истории христианских благочестивых браков, огромное число людей, достигших святости. Но все это не значит, что православным легко построить свой супружеский союз. Трудности, искушения и невзгоды могут подстерегать их даже больше, чем неверующих: «Кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48), – говорит нам Священное Писание. Не следует забывать также, что враг рода человеческого, диавол, более ополчается на верующих, ищущих спасения людей. Но православные супруги не одни, с ними Бог. А если Бог с нами, то кто против нас?

Еще очень важный момент: православный брак – это не только золотая или даже бриллиантовая свадьба, это вечность: супруги, живя вместе и спасаясь на земле, продолжают свой путь и в вечности.

Вопрос: Я потеряла близкого человека – жениха – полтора года назад. Хотела уйти в монастырь. Но потом поняла, что из-за горя в монахи не уходят. Любовь не умирает. Что мне делать? Могу ли я выйти замуж? Родственники меня жалеют и постоянно пытаются знакомить с молодыми людьми.

Ответ: Даже вдова, потерявшая мужа, может снова выйти замуж, – говорит апостол Павел: «Если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7: 3).

Тем более в вашем случае, когда любимый вами человек не успел стать вашим супругом. Конечно, потеря близкого – большая скорбь. Но Бог и время лечат боль разлуки. Да, любовь не умирает, но со смертью человека она приобретает другие формы. Мы молимся за усопшего и этим приносим большое утешение и ему, и нашей собственной душе.

А насчет монастыря вы правы: принимать монашеский постриг нужно не спасаясь от горя, не из-за несчастной любви, а желая всецело посвятить себя служению Богу, из любви к Нему.

Нельзя погружаться в уныние, ставить на себе крест и жить в прошлом. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», – говорил Гераклит Эфесский. Впереди еще много хорошего. Господь дает нам жизнь и возможность быть счастливыми. И, быть может, в вашей жизни еще будут семейное счастье и радости замужества.

(Продолжение следует.)

Всё больше пар скрепляют свой союз не только торжественной церемонией в загсе, но и последующим венчанием в церкви. Таинство позволяет стать супругами и в миру, и перед Богом, соединить мужа и жену неразрывными духовными узами. Это серьёзный шаг, нерушимая клятва, а потому существуют некоторые ограничения, накладываемые церковью на желающих его совершить.

Особенности и правила


Православное духовенство крайне негативно относится к желанию провести обряд без глубокого понимания его сути и отказывает парам, в которых видит лишь праздный интерес к красивому представлению или потребность следовать моде.

Шоу можно устроить и на светском бракосочетании, венчание же представляет собой таинство, обет, данный перед Богом, а значит подходить к нему надо с уважением и трепетом. Это обещание верности и вечной любви, и нарушение этого обещания будет являться тяжким грехом. Поэтому не стоит произносить клятвы, если вы сомневаетесь в чувствах.

Важно! Родительское благословение для венчания желательно, но необязательно. Можно обойтись и согласием духовника.

Возрастные ограничения


Венчание – не только обет верности и любви, но также и просьба к Богу одарить союз благодатью и детьми. Поэтому неудивительно, что таинство проводится над людьми детородного возраста, готовыми создать и расширять собственную семью. Новобрачные должны быть достаточно зрелыми физически и душевно, чтобы принять это важное решение взвешенно и осознанно.

Предельный минимум

Так как таинство проводится батюшкой исключительно над дееспособными взрослыми людьми, уже вступившими в брак светский, то нижней границей является 16 лет для девушек и 18 лет для юношей – возраст, с которого разрешено регистрировать отношения в загсе.

Естественно, 16-летняя невеста должна иметь разрешение родителей и объективные причины, по которым брак нельзя отложить до достижения ею совершеннолетия (обычно это беременность).

Строгий батюшка теоретически может отказаться венчать совсем юную девушку и потребовать прийти позже, когда она будет твёрдо уверена в своём решении, но случается такое редко, ведь детям, по мнению духовенства, лучше рождаться в освященном союзе.

До какого возраста разрешено?


Максимальным возрастом по церковному праву является 60 лет для женщин, и 70 – для мужчин. После этого возраста невозможно деторождение.

Но правило работает лишь в случае, если вы собираетесь скрепить новые, недавно начавшиеся отношения. Если же вы уже много лет прожили в зарегистрированном браке, то батюшка пойдёт навстречу желанию пары стать супругами перед Богом и получить благодать и благословение в любом возрасте.

Разница будет лишь в том, что из списка обязательных молитв исключат просьбу послать семье много чад. Кроме того, невеста в этом случае, точно не являясь девственницей, не надевает фату и выбирает другой, небелоснежный оттенок платья, например, кремовый или светло-золотистый.

Как обойти ограничения после 60 или до 16?

Любые ограничения будут сняты, если вы получите разрешение от архиерея. Для этого стоит написать письмо или попробовать организовать личную встречу.

Но благосклонность архиерея зависит от специфики вашей пары. Если вам по пятнадцать, и вы хотите скрепить отношения в обход родителей, то шанс на благоприятный исход микроскопичен.

А вот для пожилой пары, пусть даже и недавно встретившейся, не имеющей в прошлом других браков, в том числе гражданских, и крепкой в вере, исключение, скорее всего, сделают, будь им хоть под девяносто.

Большая разница

Классический сюжет в русской литературе или живописи: она юная прелестница, он пожилой генерал, которые венчаются неравным браком в силу разных причин, но чаще – из корыстной выгоды.

Батюшка вряд ли будет рад подобному объяснению причин для венчания. Фиктивный брак, заключенный исключительно из династических или экономических соображений, легко расторгается, и процедура развода юридически достаточно проста. А вот таинство венчания – обряд нерушимый. Поэтому если вы с избранником имеете разницу более чем в десять лет, то, скорее всего, батюшка попытается вас отговорить от венчания из-за возможности быстрого развода.

Самые строгие священники называют максимально допустимую разницу в возрасте в 5 лет. Но стоит помнить, что по церковному праву батюшке полагается лишь поговорить со вступающими в такой брак и попытаться их убедить в непрочности неравного союза.

В случае упорства молодых, их уверенности в своих чувствах и готовности прожить вместе до конца своих дней – в венчании отказано быть не может. Если договориться не удаётся, попробуйте поступить так же, как и в других спорных ситуациях – обратиться к архиерею. Его разрешение позволяет венчать людей вне зависимости от обстоятельств.

Совет! В качестве аргумента лучше всего приводить собственную крепкую веру и долгий срок ваших отношений (естественно, они должны быть зарегистрированы в загсе). Аргументом будет и беременность невесты.

Если вы действительно любите друг друга, то вы сможете доказать это даже архиерею, и возраст не станет помехой. Не забудьте только правильно выбрать одежду и аксессуары для венчания: кольца, иконы и свечи.

Полезное видео

Всем известно крылатое выражение: «Любви все возрасты покорны». Но что по этому поводу думает церковь? Об этом в видео:

Брак, заключенный не только на земле, но и на небесах – мечта для по-настоящему любящих друг друга людей. Таинство венчания, одновременно романтичное и возвышенное, соединяет два сердца неразрывными духовными узами, а значит, не может быть никаких препятствий для настоящей, верной и преданной любви.

Союз (телеканал)

У этого термина существуют и другие значения, см. Союз.

Телеканал «Союз»

Православная телекомпания «Союз» Русской Православной Церкви.

Страна

Россия

Зона вещания

Штаб-квартира

Екатеринбург, Россия

Формат изображения

576i (SDTV)

Дата начала вещания

31 января 2005 года

Заменил

21 канал (Первоуральск)

Свидетельство о регистрации СМИ

ЭЛ № ФС 77 — 50581 от 6 июля 2012 года

Основатель

Екатеринбургская и Верхотурская епархия

Владелец

Екатеринбургская епархия (с 2011)

Руководители

архимандрит Димитрий (Байбаков)
Анна Иванова — директор

Слоган

«Когда телевизор во благо»
«Окно в мир истины»
«Телевидение для всей семьи»

Сайт

Доступность

Эфирное вещание

Екатеринбург

21-й дециметровый канал

Спутниковое вещание

Eutelsat W4 (36°E)

12302 МГц, открыто

Ямал 201 (90°E)

3694 МГц, открыто

HotBird 6 (13°E)

10815 МГц, открыто

Galaxy 19 (97°W)

11929 МГц, открыто

Кабельное вещание

Стрим-ТВ (Москва)

Все основые ТВ-пакеты

Онлайн

На оф. сайте

RuTube

Телеканал «Союз» — первый православный телеканал России. Первый день вещания был 31 января 2005 года.

Количество зрителей — более 1 миллиона 300 тысяч.

История

Идея сделать православное телевидение принадлежала отцу Димитрию (Байбакову). Из воспоминаний Полины Митрофановой: «пригласили работать на православное радио с первого дня его существования. Ну, и тут так постепенно у игумена Димитрия возникла мысль: а не сделать ли нам ещё и ТЕЛЕпрограмму. И тут уже деваться некуда, и с благословения и с дерзновения все началось. Знаний не было, но было большое желание, огонь в глазах горел. Программы делали все молодые ребята, операторы, насколько мне помнится, были не самые опытные тогда… Но, тем не менее, аудитория была у нас программа не только не закрылась, но и переросла в нечто, с хорошей точки зрения, катастрофически большее».

31 января 2005 года вещание началось из Первоуральска. До этого на 21 ДМВ-канале в Первоуральске вещала информационно-развлекательная телекомпания «21 канал». Время вещания в первые дни было ограниченно до полуночи.

Весной 2005 года телеканал переехал в Екатеринбург, оставив в Первоуральске лишь передатчик.

С 1 июля 2005 года телеканал вещает круглосуточно.

21 декабря 2005 года в Москве на заседании Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию было принято решение о предоставлении телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз» права на эфирное вещание на 21 ТВК в городе Екатеринбурге.

12 мая 2009 года телеканал «Союз» начал вещание со спутника «Ямал-201» (90° в. д.). При помощи данного спутника вещание будет осуществляться на Дальний Восток, Камчатку, Курилы, Сахалин, Колыму, Эвенкию и Якутию

20 октября 2010 года телеканал «Союз» начал своё вещание на страны Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Северной Америки. Вещание запущено на двух новых спутниках: «HotBird-6» (13 E) и «Galaxy-19» (97 W).

Ксения Лученко в 2011 году дала такую оценку телеканалу:

«Союз» производит несколько десятков своих передач — от чтения Евангелия в эфире до культурологических и социальных проектов, делает информационные программы. Выглядит это все для московского зрителя несколько дико: батюшки под пафосную классическую музыку на фоне вечнозеленых комнатных растений или ковров произносят проповеди, в закадровых текстах в репортажах могут звучать разнообразные перлы типа «верующие прошли мимо гроба владыки, выражая тем самым непоправимость утраты». Сочетание стилистики районного кабельного телевидения и специфического православного сленга производит порой комический эффект. Но тем не менее именно «Союз» действительно востребован широкой аудиторией православных прихожан и в целом соответствует тому, как они сами видят себя и церковную жизнь. Кроме того, он формирует единую картину жизни Русской православной церкви по всей стране и даже в странах бывшего СССР, потому что транслирует передачи, которые производят десятки небольших православных студий от Одессы до Сибири. Если смотреть эфир долго, насладишься всеми оттенками говоров русского языка — от крымского фрикативного «г» до вологодского оканья.

10 декабря 2012 года творческий коллектив телекомпании «Союз» в номинации «События. Подвиги. Люди» награждён Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за служение Отечеству.

1 апреля 2013 года митрополит Киевский Владимир (Сабодан) наградил «За заслуги перед Церковью» телеканал орденом УПЦ преподобного Нестора Летописца I степени. Орденами II степени награждены митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, руководитель Православного телеканала «Союз» игумен Димитрий (Байбаков), директор Московского представительства телеканала Сергей Юргин, сотрудник телеканала протоиерей Алексей Ладыгин.

31 января 2015 года на базе «Союза» был создан новый телеканал «Музсоюз», вещание которого началось в этот день в интернете. Пробное вещание началось в апреле того же года. В эфире будут как музыкальные ролики и концерты православных исполнителей, фолк-коллективов, так и «разговорные» программы о музыке, в том числе классической.

Современное состояние

Телеканал «Союз» является краудфандинговым проектом — телевидением, финансируемым только за счёт пожертвований зрителей; их сумма составляет 15—20 миллионов рублей ежемесячно. На начало 2017 года корпункты канала работали в Москве, Санкт-Петербурге и Минске. Более 50 епархий Русской православной церкви размещали в эфире канала свои регулярные программы, более 100 — присылали свои сюжеты. Прямые включения и трансляции организуются из самых разных точек России и зарубежья.

Эфирное вещание

Свердловская область

  • Алапаевск — 23 канал
  • Артемовский — 30 канал
  • Арти — 39 канал
  • Асбест — 23 канал
  • Ачит — 23 канал
  • Байкалово — 25 канал
  • Бисерть — 26 канал
  • Верхний Тагил — 47 канал
  • Верхняя Салда — 27 канал
  • Верхняя Тура — 21 канал
  • Верхотурье — 28 канал
  • Волчанск — 25 канал
  • Гари — 24 канал
  • Екатеринбург — 21 канал
  • Ивдель — 30 канал
  • Ирбит — 24 канал
  • Каменск-Уральский — 57 канал
  • Камышлов — 33 канал
  • Карпинск — 34 канал
  • Краснотурьинск — 44 канал
  • Красноуральск — 25 канал
  • Красноуфимск — 22 канал
  • Кушва — 37 канал
  • Лесной — 33 канал
  • Михайловск — 23 канал
  • Нижние Серги — 38 канал
  • Нижняя Салда — 27 канал
  • Нижняя Тура — 33 канал
  • Новая Ляля — 41 канал
  • Новоуральск — 27 канал
  • Пелым — 27 канал
  • Первоуральск — 21 канал
  • Пышма — 33 канал
  • Реж — 23 канал
  • Рефтинский — 43 канал
  • Североуральск — 29 канал
  • Серов — 30 канал
  • Староуткинск — 30 канал
  • Сухой Лог — 27 канал
  • Тавда — 21 канал
  • Талица — 51 канал
  • Тугулым — 41 канал
  • Туринская Слобода — 33 канал
  • Шаля — 23 канал
  • Богданович — 43 канал
  • Дегтярск — 23 канал
  • Качканар — 40 канал
  • Невьянск — 37 канал
  • Таборы — 33 канал
  • Туринск — 21 канал

Челябинская область

  • Южноуральск — 41 канал

Москва

  • Ясенево

Через кабельное телевидение

  • Россия

Казахстан

  • Алма-Ата
  • Караганда
  • Рудный

Латвия

  • Лиепая
  • Даугавпилс
  • Рига
  • Юрмала

Молдавия

  • Басарабяска
  • Извоаре
  • Кишинев

Польша

  • Хайнувка

Украина

  • Кривой Рог
  • Одесса
  • Глухов

Эстония

  • Пярну
  • Таллин

Спутниковое вещание

Операторы

  • «НТВ-Плюс»
  • «Триколор ТВ»
  • «Континент-ТВ»

В открытом доступе (FTA)

  • «ABS-2 75°»
  • «Eutelsat 36A»
  • «Yamal 201»
  • «Horizons 2»
  • «Hispasat 1E»
  • «Galaxy-19»
  • «Eutelsat Hot Bird 13A»

Примечания

  1. Православная телекомпания «Союз». Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (6 июля 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения 2 февраля 2017.
  2. Телеканал для всей Православной России — БЛАГОВЕСТ
  3. Телеканал «Союз» — первое православное телевидение России
  4. Общая информация о телеканале
  5. «Россвязькомнадзор» разрешил вещание православного телеканала «Союз» в 223 городах 52 субъектов Российской Федерации // Русская линия
  6. Ладина, Светлана. Полина Митрофанова: начиналось с нас, дерзких, дерзновенных. Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр (5 декабря 2013). — О канале. Дата обращения 2 февраля 2017.
  7. На Урале заработал первый православный телеканал (недоступная ссылка). Дата обращения 15 января 2009. Архивировано 7 февраля 2006 года.
  8. Православная Газета. Телеканал «Союз» начал вещание на Дальний Восток, Камчатку, Курилы, Сахалин, Колыму, Эвенкию и Якутию.
  9. Русский православный телеканал начал вещание на страны Европы, Ближнего Востока и Америки
  10. Что такое православные СМИ? | Православие и мир
  11. Предстоятель Украинской Церкви наградил православный телеканал «Союз». Православие и мир. Дата обращения 8 апреля 2013. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  12. Начал вещание православный музыкальный канал «Музсоюз» // Патриархия.ru? 31/01/2015
  13. Исполняется 12 лет с момента начала вещания первого в России православного телеканала. Патриархия.ru (31 января 2017). — Новости. Дата обращения 31 января 2017.
  14. Жители московского района Ясенево могут смотреть «Союз» без спутниковой «тарелки»

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Онлайн-трансляция телеканала. Телепрограмма
  • О телеканале на сайте «Православной газеты»
  • О телеканале на сайте Московской Патриархии
  • Приложение для Аpple

В социальных сетях

Фото, видео и аудио

Телеканалы Екатеринбурга

  • 10 канал
  • АСВ
  • АТН
  • Пять Один
  • СТК-24
  • ЦТУ

По названию
Действующие Прекратившие вещание

  • 3
  • 7 + 7
  • 8
  • 10
  • 12

По частоте (ТВК)
МВ ДМВ

Почему женщинам нельзя венчаться после 60 лет

Согласно церковном брачному праву, высший возрастной предел для венчания — это 60 лет для женщин и 70 для мужчин. Такой ценз был указан еще святителем Василием Великим и обусловлен он, в основном, тем, что одной из целей (хоть и не главной) брачного союза, определяется рождение и воспитание потомства.

Обычно же, пожилые люди это либо уже осуществили в своей жизни, либо не смогут осуществить в силу возраста.

В церковном праве Русской Православной церкви также содержится постановление Святейшего Синода, утверждающее, что лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в церковный брак надлежит испрашивать разрешение у архиерея. Однако часто на практике абсолютное соблюдение этих правил затруднительно.

В России венчание пожилых пар – особый случай, так как в силу исторических обстоятельств, многие из них прожили жизнь вне Церкви, но со временем обрели веру и решили освятить свой союз перед Богом. Для таких пар установлено даже специальное чинопоследование венчания супругов, живших долгое время вместе в браке, но без церковного благословения. Но обычно на практике пожилые пары всё-таки венчают обычным образом, лишь опуская в молитвах слова о деторождении.