Чтение на клиросе

Братия алтарники

На этот счёт есть разные точки зрения, но большинство ставок — плачевны.

Получил в воскресенье премию пятьсот рублей (Обычно получал по 1 000). Расстроился. Первая премия после того, как я попросился в штат. В штат взяли. За неделю из пятнадцати служб не был на одной. Опростоволосился перед настоятелем со чтением, да и вообще вел себя дергано, волновался зачем-то. Зарплата будет тысячи три или шесть. Круто. Никто денег, конечно не ждал от этой области, но все же. Я знаю, что зарплата нормального алтарника 10 тысяч.

В одной из групп «Вконтакте», под забавным опросом «Платят ли вам деньги за службу» можно найти следующую информацию:

Зарплата псаломщика в нашем храме нищенская, наш псаломщик мне сказал, что получает 5 тысяч. Я вот, например, имею благословение на служение, прихожу регулярно, но для меня это не работа, и графика у меня нет. И деньги не получаю.

«Я чтец, пономарь, звонарь, работник, короче всё, что можно кроме клироса — а получаю только за ночное дежурство по 2 000 в месяц» — пишет в той же группе Роман Михайлов. «Получаю 3 000 и за разные послушания не связанные со службой. Было дело, служил в Москве в 2006 г. Получал 12 000 в месяц. Дорога обходилась около 9 000» — пишет Алексей Мальцев. «Теперь я почти штатный псаломщик, и батюшка даёт мне пару сотен рублей каждую неделю» — смеётся Константин Карташов.

Зарплата 11-12 тыс. Но кроме собственно алтарничества я провожу катехизаторские беседы перед крещением, пишу для приходского сайта, веду занятия евангельского кружка, сторожу… Премии за последний год были два раза, на Рождество — 1000 р., и на Пасху — 500 р.

Это уже пишет Алексей Колесников, участник форума «Алтарники.ру» в 2017 году. «600-700 рублей в Петербурге считается очень даже неплохой ставкой, есть храмы, где всего по сотне платят» — рассказывает Татьяна Ивашкова. На одном из сайтов по поиску вакансий максимальная зарплата алтарника составляет 20 000 рублей.

А вот пик оплаты, так сказать, мечта алтарника: «В большой храм срочно требуется профессионал-алтарник. Требования: хорошее знание уставной службы, громкое и внятное чтение по ц.сл. Полная занятость. Зарплата достойная — 20 000 рублей». Это пишет работодатель крупного московского храма. А церковные сайты пестрят объявлениями о бесплатной работе. Добавлю от себя, что даже если деньги будут платить, постараются «по чёрному», без официального трудоустройства. Почему так?

Основной девиз — «работаем бесплатно, во славу Божию!». Процитируем для начала статью «Психология церковных манипуляций», в которой психолог Наталия Скуратовская пишет следующее:

Манипуляция – это не приказ, и это не честный договор. Это обращение к слабостям и уязвимостям, которые есть у каждого из нас, для того чтобы обрести над человеком некую власть… Самый глубинный уровень манипуляции – это менять установки человека, подменять его цели нашими, управлять его жизненными намерениями, переориентировать его жизнь в ту сторону, которую мы для него считаем правильной… Следующая ловушка – это гордость и тщеславие. Думаю, излишне на эту тему много говорить. Все мы знаем, насколько гордость и тщеславие опасны в духовном смысле, но одновременно это еще и ахиллесова пята в плане манипуляции. Но это манипуляция уже не силовая, а при помощи лести. Если человеку сказать, какой он замечательный, что никто кроме него это сделать не может, что он особенный, исключительный и мы в него верим, а он падок на такую лесть – он из кожи вон вылезет, чтобы оправдать наши завышенные ожидания.

Конечно, трудно применить понятие манипуляций непосредственно к нам, если к такому служению не склонили постоянного прихожанина. Хотя безусловно, и гордыня, и тщеславие могут присутствовать. Но ведь и без внешних манипуляций мы можем попасть в ловушку, пытаясь реализовать собственные психологические и социальные потребности. Например:

  • Потребность в безопасности — служение в малой социальной группе с собственной иерархией;
  • Устранение тревожности — ты «хороший», работаешь «во славу Божию», за труды Господь обязательно спасёт;
  • Повышение самооценки — ты «наделён властью» служения, окружающие на тебя смотрят по-другому, изменяется социальный статус.

Конечно, реализуются и другие потребности — потребность в любви, в уважении, в новых знаниях и умениях, в красоте церковных служб. Но почему первые три являются критическими? Да потому, что они изменяют личность человека лишь в зависимости от этой работы. Человек смотрит на себя сквозь призму социального положения, его самооценка, уровень тревожности и безопасность целиком зависит от взглядов социума — пока он состоит в этой группе.

А раз человек получает забесплатно такие «бонусы», платить можно и мало. Тем более, что это можно объяснить и состоянием рынка: желающих поработать начинающими алтарниками и припасть к перечисленным благам вокруг каждого храма предостаточно.

Не стоит также забывать, что в этой структуре ты и сам можешь стать манипулятором. Кроме того, очень легко попасть в общую струю раболепия, человекоугодия и стать частью «серой массы», выбраться из которой очень тяжело. Но это — уже другая история.

Фото в заголовке: Дмитрий Заболоцкий.

Чтец (клирик)

У этого термина существуют и другие значения, см. Чтец. Поставление во чтеца студентов-свещеносцев, завершающих обучение в Сретенской духовной семинарии

Чтец (греч. αναγνώστης, лат. lector) — в христианстве — первая (если не считать степень свещеносца, которая фактически не выделяется в особую) степень низшего клирика, основная задача которого читать во время общественного богослужения некоторые тексты Священного Писания и молитвы.

История

По древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности (латинский, греческий, арамейский, коптский, сирийский, армянский и др.), произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные служения.

Уже в древней церкви пели, читали и произносили проповеди в храмах только мужчины, и обязательно посвящённые (исключение делалось только рукоположенным диаконисам и монахиням). Поэтому посвящёнными чтецами могут быть только мужчины.

В 1994 году ректор Московской духовной академии и семинарии епископ Филарет (Карагодин), по благословению патриарха Алексия II, ввёл обычай посвящать во чтецов всех выпускников мирян, семинарии и академии. Такая практика распространилась и на другие семинарии и некоторые духовные училища Русской Православной церкви.

Условия поставления

Более низшей ступенью низших клириков перед чтецом является свещеносец. Если для чтеца нижней границей возраста согласно 42-й главе «От свитка новых заповедей Иустиниана царя», в ней 43-я глава, Кормчей является — 15 лет, то свещеносцы не упоминаются ни среди правил Вселенских соборов, ни в Кормчей, по этой причине архиерей может ставить человека в свещеносца с более раннего возраста, с 10 или даже с 7 лет.

Во многих случаях ставленники во диаконы пребывают в духовном сане чтеца (клирика) лишь несколько минут (между посвящением в свещеносцы и посвящением в иподиаконы).

В православной церкви чтецы посвящаются архиереями (в монастырях — игуменами) через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это посвящение совершается из свещеносца, после которого может последовать его рукоположение в иподиакона, а затем во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Неженатый и не монашествующий православный чтец (певец) ещё имеет право вступить в христианский брак, а рукоположенный во иподиакона и выше уже не может законно венчаться.

Чинопоследование поставления

Порядок совершения церковного обряда поставления во чтеца находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Поставление во чтеца обычно совершается в храме в начале Литургии либо сразу после облачения архиерея на кафедре или в алтаре (во время чтения часов), либо уже во время пения антифонов (посреди храма):

  • Ставленник (или группа ставленников) в подрясниках с поясками выходит из алтаря диаконскими дверями, в два ряда подходит к архиерею и творит ему три земных поклона.
  • Архиерей каждого три́щи зна́менает крестовидно по главе (поставление во свещеносца), и по сем, возложа́ руку на главу его, глаголет первую молитву: Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи,..
  • Начальные молитвы, тропари апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, «Слава.., И ныне..,» Богородичен,
  • Крестовидное пострижение волос,
  • Облачение в краткий фелонь,
  • Архиерей второй раз (начинается поставление собственно во чтеца) троекратно благословляет и возлагает руку на главу ставленника/ставленников с молитвой: Господи Боже Вседержителю, избери раба твоего сего и освяти его,..
  • Чтение посвящаемым Апостола, поклонение архиерею,
  • Снятие фелони,
  • Третье троекратное благословение архиереем поставляемого,
  • Осенение архиереем стихаря над крестом,
  • Облачение чтеца/чтецов в стихарь,
  • Назидание архиерея об обязанностях чтеца,
  • Благословение Господне, наречение во чтеца конкретного храма (обычно в котором совершалось посвящение),
  • Вручение чтецу/чтецам лампады (подсвечника со свечой),
  • Если новопоста́вленного чтеца далее не посвящают во иподиакона, то он (или группа новопоставленных чтецов) поворачивается к алтарю, крестится, кланяется, затем поворачивается к архиерею, кланяется ему, и двумя колоннами следует в алтарь диаконскими дверями,
  • Причащение новопоставленных чтецов с мирянами на ближайшей литургии,
  • Поздравление с посвящением и торжественное вручение свидетельства о хиротесии во чтеца.

Принадлежности чтеца

Чтец должен носить подрясник, поясок и скуфью (не всегда). Во время клерикального пострига на свещеносца надевают облачение его сана — малую фелонь, которая затем снимается после поставления человека в чтеца, после этого происходит облачение во стихарь.

В православных храмах Востока и Греции чтецы (певцы) носят рясы, а пение и чтение богослужебных текстов до сих пор осуществляется по древним традициям с использованием античного (а не современного европейского) нотного стана.

Недопустимо путать чтеца — клирика, особо посвящённого священноначалием, и псаломщика — одного из прихожан или прихожанок, временно назначенных руководить приходским клиросом, несмотря на то, что клирики, иногда, бывают регентами и хозяйственными работниками при храмах.

> См. также

  • Канонарх

Примечания

  1. Православная энциклопедия «Азбука веры»
  2. Кормчая, напечатанная с оригинала патриарха Иосифа. — М.: Журнал «Церковь», 1912 (1650). стр 779 или лист 322
  3. Церковное право, Раздел 17 читать, скачать — протоиерей Владислав Цыпин
  4. Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ на поставле́ніе чтеца̀ и҆ пѣвца̀ быва́етъ си́це:
  5. может совершаться и на всенощном бдении и во внебогослужебное время.
  6. Чин бываемый на поставление свещеносца Большой Потребник
  7. Архиерейский Чиновник Чин посвящение в чтеца. Архивировано 8 августа 2014 года.
  8. Греческий-церковный-хор
  9. Впервые в России Греческий Византийский хор исполнит Песнопения Честному Кресту (недоступная ссылка). Дата обращения 29 февраля 2016. Архивировано 8 марта 2016 года.
  10. Греческий хор «Мастера певческого искусства»

Литература

  • Церковные чтецы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Васильев П. П. Дьячок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лебедев А. Нижние чины клира в древности
  • Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний
  • Прот. Геннадий Нефёдов. Таинства и обряды Православной церкви. Гл. VII. Таинство Священства
  • Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. — СПб., 1892.
  • Поснов М. История христианской Церкви (до 1054 г.) Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
  • Суворов Н. Курс церковного права. — Т. II. — Ярославль, 1890.

Ссылки

  • Каноны Православной церкви. Ч. 2. Правила Поместных соборов
  • Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Писания Святых Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения (Т. 2 и 3)
  • Иеродиакон Николай (Летуновский). История чинов хиротесий Православной церкви.
  • Хиротесии во чтеца в Берлинской епархии

Человек, ставший на путь воцерковления, столкнется со словом «клирик» — кто это в православии, становится понятным из общения с представителем духовенства. Посещение богослужений расширяет кругозор мирянина. И случается так, что человеку захочется примкнуть к общности людей, объединенных в клир. Первый этап, который предстоит преодолеть — это чин чтеца.

Кто такой клирик

Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

Происхождение слова

В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

Значение понятия

В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

Историческая справка

Первых учеников Иисус Христос выбирал лично. Двенадцать апостолов начинают проповедовать Слово Спасителя еврейскому народу. Но для миссионерской работы не хватало исполнителей. В последний год земной жизни Сына Божьего еще 70 человек избираются последователями евангельского учения.

Образование церковной иерархии начинается в апостольский период христианства. Происходит разделение верующих на мирян и клириков. После Воскресения Христова вместо предавшего веру Иуды требовался новый проповедник. Выбор стоял между Матфием и Варсавой. Жребий пал на первого. В это же время из числа семидесяти апостолов избираются семь диаконов. В их обязанности входило наблюдение за справедливым распределением жизненных припасов среди христиан, которых насчитывалось к тому времени около 10 тысяч человек.

После миссионерских путешествий апостолов в городах и местностях оставались группы приверженцев учения Сына Божьего. Жизнью христианской общины руководил епископ, выбранный учениками Иисуса. Одновременно рукополагались пресвитеры, которые во время богослужебных собраний проводили священнодействия: молитвословия, крещение и причащение. В раннем христианстве между апостольскими ставленниками еще не прослеживается иерархическая разница.

Во II веке на поместных соборах формируется организационная структура церкви. В соответствии с устройством церковного порядка образуется иерархическая лестница. Духовенство разделяется на клириков высших и низших ступеней. Последующие Вселенские соборы, в которых участвовали предстоятели поместных церквей, законодательно закрепили правила и нормы жизни клира.

Степени чтецов

Чтец — одна из ступеней табели о рангах духовенства. Это первый шаг в церковной карьере, если так можно говорить о служении Богу. Начальная степень приобщения к священству подразумевает наличие элементарного запаса сведений и предполагает дальнейшее продвижение по иерархической лестнице. На ранних этапах послушник набирается базисных знаний и практического опыта.

Низшая

Иногда, чтобы набраться первоначального опыта, прежде чем стать чтецом, юный прихожанин исполняет послушание свещеносца. Название должности составлено из греческих слов «воск» и «носить». В обязанности свещеносца входит ношение высокого подсвечника с зажженной свечой во время богослужения. На крестном ходе в руках свещеносцев миряне видят хоругви или иконы.

Ставленник в свещеносцы проходит через обряд, который называется «поставление». Во время церковной службы происходит посвящение на должность. Архиерей, который проводит ритуал, благословляет облачение в стихарь. В православной церкви свещеносцами служат мальчики с десяти лет.

Высшая

Промежуточной ступенью между чтецом и диаконом является звание иподиакона. Это клирик, который еще не относится к священнослужителям, но уже не считается относящимся к низшему рангу клира. В обязанности иподиакона входит прислуживание архиерею во время священнодействия.

Во время службы помощник:

  • носит дикирий и трикирий, а также рипиды;
  • расстилает орлец;
  • помогает иерарху облачаться во время службы;
  • омывает священнику руки.

Иподиакон может пройти обряд хиротонии или благословляется на однократное исполнение обязанностей. Служителю, рукоположенному в чин иподиакона, разрешается прикасаться к жертвеннику и Престолу в алтаре, носить священные сосуды со Святыми Дарами. На стихарь через плечи крестообразно надевается орарь, символизирующий ангельские крылья.

Как стать чтецом в храме

Чтецом называют клирика низшего ранга, который во время церковной службы читает книги Священного Писания, кроме Евангелия. В древнем мире на должность чтеца поставлялись люди, открыто объявившие о вере в Иисуса Христа, а также умевшие правильно и искусно читать текст. Им поручалось хранение священных книг. Во время богослужения чтецы разжигали в алтаре светильники, которые носили перед пресвитерами в нужных случаях. Из истории известно, что император Юлиан Отступник в юности был чтецом.

Кто может стать

Поскольку чтец является первой ступенью в церковной иерархии, то к посвящению в этот чин допускаются только лица мужского пола. В сборнике православных законов «Номоканон» установлена нижняя возрастная граница кандидата — пятнадцать лет. Желание посвятить жизнь Богу следует обсудить с настоятелем церкви, где предполагается служение в клиросе.

Чтобы получить чтецкий чин, юноша проходит обряд руковозложения. Хиротесия совершается до начала литургии в центре храма. Иподиаконы подводят ставленника к архиерею, который трижды осеняет кандидата крестным знамением, возлагает руку на его голову и читает молитву. На будущего чтеца надевают короткую фелонь. Молодой человек читает отрывок из Деяний Апостолов. Затем происходит облачение в стихарь. Поставление заканчивается вручением новоиспеченному клирику свечи, с которой он стоит до конца литургии.

Требования для принятия

Книги, читаемые на богослужении, написаны на церковнославянском языке. Поэтому чтец обязан уметь грамотно читать и понимать древний язык. Знания получают в приходской школе или самостоятельно изучают учебные материалы. Обязательна постоянная практика.

Юноше, поступающему в чтецы, следует освоить Богослужебный Устав. Знание содержания церковных книг, умение быстро ориентироваться в них помогает быстро находить нужное место в тексте.

Основные книги, которые использует духовенство:

  • Часослов составлен из молитв суточного служебного круга;
  • тропари святым собраны в Минее;
  • в Октоихе представлены тексты молитвословий на каждый день в неделе;
  • Апостол рассказывает о жизни учеников Христа после Воскресения и содержит апостольские послания;
  • в постной Триоди заключены песнопения Великого поста;
  • цветная Триодь содержит славословия от Пасхи до Пятидесятницы;
  • в Типиконе даны указания, как правильно объединять молитвы из богослужебных книг.

Кандидату в чтецы необходимо обладать навыками публичных выступлений. Громкий голос и поставленное дыхание — обязательные атрибуты церковного оратора. Недопустимы ярко выраженные дефекты речи. Результат достигается ежедневной тренировкой под руководством опытного педагога.

Обязанности и права клирика

Главной обязанностью клириков в православной церкви является проведение церковных служб, на которых к Богу возносятся покаянные, просительные и благодарственные молитвословия. Кроме того, существуют нормы и правила, обязательные для исполнения духовным лицом в повседневной жизни. Общий принцип таков — все, что предписано кандидату в клир, должно выполняться и после обряда рукоположения.

Клирик храма, приписанный к определенному приходу, не вправе самовольно покинуть место служения. Пастырь обязан проживать в своей общине, невзирая на природные катаклизмы и общественные потрясения. Иерей должен пресекать попытки введения в церковь чего-либо неуместного в обрядах, пении и чтении богослужебных текстов. Пастырь следит за тем, чтобы прихожане не использовали церковные предметы при ведении домашнего хозяйства.

Духовному лицу следует носить приличную духовному сану одежду. Возбраняется одевать яркие и дорогие костюмы, облачаться в военный мундир. Клирик обязан избегать увеселительных общественных мероприятий, не оставаться на празднике у прихожан долее, чем этого требует исполнение священнического долга.

В древней церкви, когда последователи учения Иисуса Христа подвергались гонениям, клирики обладали единственной привилегией – первыми идти на мучения за Слово Божье. Начиная с IV века, православие становится официальной государственной религией. На церковных соборах иерархи устанавливают правила, регламентирующие жизнь духовенства, в том числе и права священников.

К привилегиям клириков относились:

  1. Гражданская неподсудность. За совершенное преступление иерей предавался в первую очередь церковному суду.
  2. Общественный иммунитет освобождал от воинской повинности, уплаты налогов и службы в государственных учреждениях.
  3. Каноническое право. Человек, посягнувший на неприкосновенность духовного лица, отлучался от церкви и предавался анафеме.
  4. Привилегия чести. Во взаимных отношениях преимуществом пользуется клирик старшего ранга.
  5. Посильная ответственность. Имущество священников, обеспечивающее материальный достаток, не подвергается аресту и взысканию за долги.

В нынешнее время отсутствует разделение общества на сословия, и у духовенства нет преимуществ перед мирянами с точки зрения гражданского законодательства. Единственной привилегией, оставшейся с незапамятных времен, осталось право чести в церковной жизни. Это означает, что миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословения у пресвитеров и епископов, а пресвитеры благословляются епископами. Старшинство клириков одинакового ранга определяется временем, прошедшим после хиротесии или хиротонии.

Что такое клир

Православную церковь составляют два класса верующих. Одна группа людей призвана проповедовать Слово Божье, другая участвует в богослужениях и принимает Святые Дары. Первых называют пастырями, которые духовно окормляют вторую часть человеческого общества — многочисленных прихожан. Одни руководят жизнью христианской общины, другие содействуют процветанию веры. Но у всех членов Церкви одинаковые возможности спастись и войти в Царство Небесное.

Клир как общественную прослойку составляют профессиональные духовные лица. В синодальную эпоху царской России клиром назывались служители конкретного прихода. Священнослужители — епископы, пресвитеры и диаконы — относятся к высшему рангу духовенства. Благодать совершения богослужений получена ими через церемонию хиротонии. К низшей ступени клириков, которых называют церковнослужителями, причислены чтецы и певцы. Их служение начинается после хиротесии. Обряд возложения рук епископом происходит вне алтаря.

Служить в церковь не приходят из праздного любопытства. Отдание жизни Богу — осознанный выбор человека. Путь священнослужителя тернист, и нередко опасен для жизни. Но благое призвание приносить мир в людские души помогает преодолеть трудности, которые ожидают клирика.

>Видео

Практическое пособие по церковному чтению смотрите в видео.

ЛитРес:Чтец запишите аудиокнигу сами!

Зачем мне участвовать в проекте?

Во время чтения книг в голове у каждого из нас звучит голос, озвучивающий текст. А что, если вашим голосом зазвучат книги и для других людей? Для этого достаточно зарегистрироваться в проекте ЛитРес:Чтец и озвучить хотя бы одну книгу.

Если вы любите читать, запись аудиокниг может стать хобби, приносящим доход! Вы можете прославиться, участвуя в ежегодной премии «Электронная буква». Если вы молодой актер или диктор, записанная аудиокнига станет отличным дополнением в портфолио. А еще можно записать аудиокнигу в подарок родным и близким. Представьте, как сладко будет засыпать ребенок, слушая любимую сказку в вашей озвучке!

Я могу озвучить любую книгу?

После успешного прохождения тестового задания вы сможете выбрать для записи любую понравившуюся книгу из каталога нашего проекта. Мы получаем разрешение на озвучку напрямую от авторов и правообладателей, поэтому запись аудиокниги может сделать вас еще чуть ближе к писателю, при этом не нарушив ничьих интересов.

Есть результаты?

~800
активных
чтецов

~3000
книг
в продаже

Сколько я могу заработать?

Наши чтецы получают роялти (авторское вознаграждение) в размере от 10% с выручки за продажу аудиокниги. Для самых активных и популярных чтецов существует программа лояльности, которая может увеличить роялти до 20%.

Получить деньги можно на кошельки Яндекс или Qiwi, а также на банковскую карту, выпущенную в России.

Как стать успешным чтецом?

Первый шаг к успеху — регулярная запись аудиокниг. Чем больше книг вы записали и чем чаще они продаются, тем больше вы зарабатываете.

Совершенствуйте свои навыки:прислушивайтесь к советам модераторов, выполняйте речевые упражнения (чистоговорки, скороговорки) и дыхательную гимнастику перед тем, как начитывать книгу, изучайте основы аудиозаписи.

Что нужно делать?

  • 1Зарегистрируйтесь в проекте
  • 2Выполните тестовое задание
  • 3Озвучьте книгу из каталога проекта
  • 4Получайте % с продаж

ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)

Великая важность церковного чтения заключается в том, что оно составляет значительную часть Богослужения, которое есть выражение нашего духовного общения с Богом, частью молитвенного, частью священнотаинственного. Из сего открывается, что церковное чтение должно быть совершеннейшим и наилучшим, насколько Бог выше и совершеннее всего, и насколько отношения наши к Богу должны во всем быть запечатленными самыми высокими качествами и свойствами.

Если и к земным владыкам и царям люди благоразумные посылают для выражения их желаний, просьб и всякого рода заявлений таких представителей, которые могут высказаться наилучшим образом, — то тем более наилучшим образом должны выражаться представители церковные, передающие от лица множества людей их мысли, чувства и пожелания пред Царем царей и Господом господей, пред Богом и угодившими Ему приближенными к Нему — Богородицею и всеми святыми.

Церковное чтение это — дело Божие, а пророк Божий гласит: «проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Небрежности противоположно тщание. Посему добрые чтецы должны быть тщанием не ленивы, Господеви работающе.

Но как исполнять этот великий и святой долг церковным чтецам? Какие можно указать о сем руководстве иные взгляды и правила?

Это великое и святое дело должно быть совершеннейшим.

Но всякое совершенство имеет свои степени или ступени, которым предшествует много других ступеней, ведущих к совершенству. И само собою понятно, что есть разные ступени чтения плохого, небрежного, даже кощунственного, за которое виновные подлежат суду и наказанию весьма тяжкому, а также и извержению из церковного причта.

Из множества возможных степеней совершенства в церковном чтении можно указать важнейшие три степени.

Первая степень хорошего церковного чтения состоит в правильности, т.е. в таком произношении слов, какое требуется церковнославянскою речью, не допускающей тех видоизменений, какие бывают при произношении русской речи; там нередко е переходит в ё, а — в о и наоборот, так что «его» нельзя заменить «ево», помилуй — памилуй. Непростительно также смешивать ниже (и не) с ниже (русск. слов., не употребл. в слав), горе? с горе. Далее правильностью требуется, чтобы такие славянские слова, как, напр., и (их) не произносились за союз и. Понятно, что знаки препинания тоже должны быть строго соблюдаемы, причем для запятой может быть уделяемо время в один такт, для двоеточия в два такта, для точки — в три, а когда ею оканчивается особливое чтение (псалом) — четыре и более, так при окончании, для означения необходимости петь или сказывать ектению, должно еще сделать некоторое удлинение последних звуков чтения, что придает чтению особенный характер, который и везде должен быть несколько певучим, а вместе с тем и неторопливым.

Неспешность чтения есть одно из первых условий правильности чтения. Неспешность требуется как механикою чтения, так и способностью восприятия произносимого и многими другими обстоятельствами.

Всем известно, сколь не скоро дается механизм правильного чтения, ибо для этого требуется глазам восприять каждую букву, сочетать их в слоги и слова, передать это сочетание в сознание, которое должно сделать распоряжение в область звуковых органов, чтобы те произнесли это слово чрез сложную механику гортанного и устного произношения, И за одним словом должна сейчас же происходить работа над другим словом, потом над третьим, сотым, тысячным. Не меньшая работа, как слуховых, так и других органов восприятия, должна быть и у слушателей, молящихся Богу теми молитвенными чтениями, которые читает церковный чтец.

Крайне неудобны никакие ошибки при всяком общем чтении, особенно при чтении написанного важными лицами напр., Царями. Здесь всякое искажение слов может быть сочтено за непочтительность великих особ. Также дерзостным является и чтец церковный, читающий неправильно, потому здесь искажение слов может быть хулою на Бога и святых Его.

Напр., когда вместо — «во утрие избивах» — читают избавлях, чем извращается все содержание псалма (на первом часе).

Чтобы избежать сих и подобных ошибок, нужно не только читать не торопливо, но и готовиться к чтению, или, по крайней мере, просмотреть то, что предстоит читать, особенно в новом месте, по новым невиданным книгам. Может, например, случиться читать канон по книге, отпечатанной при императрице Елисавете Петровне, или при другом ком, где, очевидно, должна быть замена именем современного Государя. Но бывает, когда этой замены и не должно быть, напр., в день воспоминания Полтавской битвы, когда император Петр упоминается, как победоносец. Может случиться, что выпадет следующий лист, оторвется угол листка, или закапано будет необходимое слово. Чрез предварительный просмотр все затруднения, вытекающие из сих обстоятельств, могут быть устранены, а с ними и ошибки. Неспешность чтения полезна и самому читающему, ибо чрез это он своевременно имеет необходимый отдых, неизбежный при чтении длинном. И таковой чтец постепенно привыкает к чтению отчетливому, раздельному и ясному. Напротив, тот чтец, который читает торопливо, — постепенно крадет сначала многие слоги, потом слова и даже речения, так что у него правильности чтения уже не бывает никогда, ибо он не читает, а как бы отбарабанивает языком своим что-то неопределенное, в котором слышится какой-либо излюбленный звук, напр., е, е, е, или о, о, о, который он гудит и тогда, когда не разберет то или другое слово. Это,- так называемое, «пономарское» чтение, бессмысленное, о котором эти несчастные люди сами говорят: «отзвонил и с колокольни долой». Но быть медью звенящею, вместо человека, стыдно и грешно. Еще грешнее отзываться потом, что язык перебит и потому не может прочесть даже «Отче наш» или «Верую».

Первое предупреждение против перебитости языка — это чтение не наизусть, а по книге, как бы по складам, и певуче.

Певучим, а не разговорным или речитативом, церковное чтение должно быть потому, что этого требует общий тон церковного богослужения, имеющего много чтений, поющихся скоро и протяжно. Общность тона (тональность) требует и того, чтобы чтение было одинаково громко или тихо, сообразно с числом молящихся и местом чтения, ибо понятно, что чтение для двух лиц не может быть такое же, как и для тысячи, где требуется наибольшее усилие голоса. Однако, никаким стечением народа нельзя оправдать того выкрикивания конечных слов апостольских чтений, которое практикуют некоторые дерзкие чтецы. Вместе с тем нельзя не замечать, что Великим постом и особенно на похоронах должен поддерживаться иной тон, нежели за великопраздничными чтениями.

Вообще же церковное чтение всегда должно быть в границе средних тонов, чтобы быть вполне членораздельным, ясно слышимым даже старцами, из коих у многих начинает притупляться слух. А чтобы помочь этой немощи, должно читать с мест серединных и, по возможности, возвышенных. Заведомо же глуховатых нужно просить становиться поближе к чтецу, а также и позаботиться о том, чтобы никто и ничем не нарушил достодолжной тишины и порядочности, вообще необходимых всегда и, в особенности, при чтении церковном.

Вторая степень лучшего чтения есть чтение толковое, когда чтец читает, разумея, что читает, и так осмысленно читает, что дает возможность понимать читаемое и слышащим. Здесь особенное значение имеет, так называемое, логическое ударение на главной мысли или чувстве, изображаемом в читаемом, при чтении толковом всякий оттенок мыслей и чувств выражается соответствующим тоном голоса, но особенно своеобразный тон придается тем словам, в которых заключаются главные мысли и чувства. Глубокая печаль, торжественная радость, величественное славословие, все это должно находить в голосе читающего свое особое выражение.

Эта ступень чтения может быть доступна людям более или менее разумным, получившим достаточное развитие, когда человек бывает в состоянии не только понимать мысли каждого отдельного предложения, но способен следить за общим ходом их, уразумевать ту (логическую) нить, которая внутренно связует их и дает им то или другое достоинство и значение молитвенное.

Кроме осмысленности, здесь много зависит и от способности выразить толково читаемое.

Посему, кроме изучения читаемого (всестороннего), требуется еще и не малое упражнение в том, чтобы понятое (надлежаще) выразить в соответственных толковых способах произношения.

Толковое чтение так ценится повсюду, что ему обучают в старших отделениях нашей школы, а еще более в школе средней, в которой почти нельзя и учиться, не умея читать толково.

Церковь есть училище благочестия для малых и совершенных. Посему требование от церковных чтецов чтения толкового есть требование насущное. Еще ап. Павел говорил, что лучше сказать несколько слов с пониманием, нежели тысячи без понимания. Но если читающий не понимает читаемого, то он затрудняется прочесть так, чтобы самым чтением дать понять читаемое, хотя бы и отчасти. Отсюда очевидно, что для толкового чтения необходимо чтецу много и долго готовиться, как теоретически, так и практически.

Теоретическая подготовка к толковому церковному чтению должна обнимать разное знакомство со всеми предметами, входящими в состав церковного чтения, особенно же с книгою Псалтирь, так как почти на каждой службе читаются несколько псалмов. Можно сказать даже, что вся Псалтирь каждым чтецом должна быть пройдена с возможным для его возраста и понимания толкованием, начиная с перевода слов и оканчивая усвоением содержания всего псалма. Такие псалмы, как 50 и 33 должны быть изучены наизусть, равно как и молитвы, постоянно употребляющиеся, как, напр., «Иже на всякое время»… Незнание их же неизвинительно, как и незнание редко встречающихся и, так сказать, необычайных слов, напр., котва (якорь), иеродиево (аиста) жилище, нырище (развалина), неясыть (пеликан) и т.п. Еще непростительнее многие славянские речения понимать по-русски, напр., выну — всегда в смысле глагола вынимать.

Чтения парамий, канонов и т. под., переменных чтений, представляют еще большие трудности, а потому и изучение их должно быть более тщательное. Практически можно подготовляться ко всякому чтению, чтобы оно было толковым хотя бы чтение это было и знакомое, ибо для произношения вслух многих должны быть особые приемы, которых мог не держаться прочитывающий для себя. Имеющий возможность приготовиться читать толково может, так сказать, разумно служить Богу, содействуя молитве общей. И наоборот, читая не толково, чтец может своим беспорядочным чтением растраивать доброе религиозное настроение и вводить даже в соблазн. Посему всемерно должно работать над собою, чтобы сознание ума и желание воли послужить общему благу и спасению могли осуществляться, по силе нашего участия в оном, и чрез церковное чтение и его благодетельное влияние на слушателей.

Существенное свойство разумного чтения определяется логическим ударением, которое должно делаться на главной мысли в читаемом вообще, и, в частности, в каждом предложении. А посему очевидно, что для толкового чтения необходим грамматический разбор читаемого и в особенности отличие глаголов, как выразителей сущности дела, мысли или чувства. Отсюда открывается, что для навыка чтению толковому необходимо многократное прочтение того, что должно читаться, и притом прочтение с глубокою вдумчивостью содержание чтения.

Третью степень более совершенного чтения составляет умилительность, которая состоит в том, что чтец читает с духовною настроенностью сердца и производит душеспасительное действие на слушателей.

Умилительность, как показывает и это самое слово, есть приятность. Потому читаемое должно быть мило, приятно самому чтецу. Он должен, так сказать, сам пережить, перечувствовать те чувства, которые должны быть внушаемы чтением, и, переживши их, чрез свое умилительное чтение передать их слушателям. В мире светском такие чтецы называются художниками, а чтение их художественным. Для церковного чтения требуется меньшее. Тут не столько важен талант, сколько живая сердечность и, вообще, духовная настроенность. Эта духовная настроенность, как благодатный дар (помазания), должна быть всегда присуща церковному чтецу. Но разности чтений должны возбуждать в нем разные виды и формы умилительности. Так, напр., при чтении о могущественном творении мира Божия чрез слова: «рече и быша, повеле и создашася», необходимо выразить такую силу, которая бы невольно возбуждала в слушателях страх и благоговение пред всемогуществом Божиим. При чтении грустной истории о продаже Иосифа должно постараться возбудить печаль о нашей жестокости и черствости, как при чтении о злостраданиях Иова — чувство беспредельной преданности Богу и могуществу Его Провидения.

Грозные речи пророков и особенно прещения Божия, угрозы и проклятия должны иметь свой особый характер произношения. Но при этом должно помнить, что много из того, что свойственно было ветхозаветным людям, теперь должно иметь более умеренную силу, так как в Новозаветной Церкви более царствуют благодать и милость, нежели страх и наказания. Особенную любвеобильностью должны быть проникнуты поучительные чтения из Апостола, где нередко встречаются живые обращения к слушателям о наименованием их братиями. Следовательно, здесь братская любовь, желающая спасения верным, должна быть самым господственным чувством церковного чтеца.

При чтении поучительных и назидательных чтений, чтец является, как бы благовестником и проповедником Церковным, посему во многом он может руководствоваться здесь теми правилами и советами, которые предписываются наукою о проповедничестве (гомилетикою). А когда чтец выступает как молитвенник от лица предстоящих, он является как бы предстоятелем или священнослужителем церковным, а потому он должен руководствоваться всеми теми высокими правилами, которые внушаются пастырям Церкви для их спасительного воздействия на вверенных их помощи и руководству в деле спасения. Из сего открывается, что, хотя наши чтецы называются церковнослужителями, но, пользуясь высшими способами своего служения, они могут быть и бывают и священнослужителями, действуя на слушающих их священно-таинственно, чрез влияние глагола Божия, возвещаемого ими в речах Пророков, Апостолов, Святых Божиих и Самого Христа и Бога.

Сознание божественности совершаемого дела и особенно его великой важности и спасительности для множества христиан должно всегда возбуждать и воодушевлять к наилучшему чтению церковному, чтобы всячески помочь общему спасению всех. Только нравственно глухой и бездарный человек может не понимать своего высокого священного назначения. И напротив, всякий, сознающий себя христианином, постарается всемерно соответствовать своему великому назначению.

Св. Церковь наша, стараясь приготовить чтецов к достодолжному служению их, так увещевает каждого из них, чрез Епископа, при посвящении в стихарь: «Чадо первая степень священства есть степень чтеца. Поэтому тебе следует ежедневно читать божественные писания, чтобы слушающие, видя это, восприняли бы это к созиданию их спасения и тебе самому дана была бы большая степень, и никоим образом ты не постыжал бы жребия избрания твоего, и живя целомудренно, свято и праведно, ты сподобился бы наибольшего служения во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки веков».

Этот глас церковный призывает и всех вас к достодолжному служению в степени чтецов. И вам всем обещаются возможные возмездия здесь, а еще большие там, на небесах, ибо непреложно слово Господне: «иже сотворит и научит сей велий наречется в Царствии небесном».

(Изв. по Каз. Еп.)

Русский Инок № 43, Октябрь 1911 г.

***

О церковном чтении.

Чтец при Богослужении, должен стоять прямо, иметь руки, упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.)

О церковном пении.

Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75).

***

ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).

Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь (Пс. 103. 33).

Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог Пойте разумно (Псал. 46, 7-8).

Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе, дело ваше свято, а обязанность высока и почтена. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы

от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Божие да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Не забывайте, что мы клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми. Нет, собираемся мы, а с нами собирается и народ, общество, на великое и святое дело молитвы общественной. Поэтому молиться прежде всего должны мы первостоящие в церкви: священнослужители, чтецы и певцы. Истинная же молитва состоит в том, чтобы вместе с устами читающими или поющими молитву, возносить ум и сердце к Богу так, чтобы живо сознавать и чувствовать; что беседуем мы с Господом Вседержителем и пред Ним изливаем свою душу, обуреваемую житейскими попечениями, скорбьми и грехами. Но как часто забываем мы, что во святом храме работаем Богу и работаем Ему не за себя и для себя одних, но и для стоящего с нами народа, читаем и поем от лица всего народа. А забывая это, как часто и очень часто так торопимся мы, так читаем и поем, что ничего кроме одного гудения, нельзя разобрать. Так ли работать Господеви? Это ли молитва? Такая небрежная молитва не только не приятна Господу, но и прогневляет Его, и потому наша небрежность ведет нас к гибели. Вот что о такой молитве говорит Господь словами пророка Исаии: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Матф.15, 8 — 9). Если же мы первостоящие будем обращаться к Богу только устами и почитать Его только языком, а сердце наше будет далеко от Него, то, посудите сами, чему может выучиться от нас меньшая братия? Не соблазняем ли мы такою молитвою народ? Не отталкиваем ли мы его такою небрежною молитвою и от себя и от святого храма. Горе нам, если мы забываем, что работаем Богу и дело Божие творим с небрежением и соблазном для меньших братий! Апостол Павел говорит нам: не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Галат. 6, 7); а пророк Иеремия говорит: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (48, 10). Но Господь долготерпеливый и многомилостивый да избавит нас от тяжкого ответа пред судом Его праведным, да вразумит и да поможет нам работать Ему со страхом и свято дело во храме святом Его творить с благоговением на спасение себя и людей.

Чтобы достигнуть этого, вы чтецы и певцы, ради Христа, за нас пострадавшего, помните и с любовью к делу Божию исполняйте следующее:

1) Читай и пой внятно и не спешно; главное — не торопись, читая святые молитвы! Кто тебя гонит? Куда ты спешишь? Или тебе жалко несколько минут или час посвятить на усердную, разумную и сердечную молитву ко Господу? Вразумись, не гневи Господа, не унижай молитвы, не соблазняй народ и не торопись.

2) Читай так, чтобы, прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы, каноны и псалмы так проникали в твое сердце, чтобы ты сам молился не устами и языком только.

3) Читая апостол, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием. Это должно помнить и певцам, потому что для всех вообще клиросных крайне опасна страсть тщеславия (Еп. Игнатий). После себя не забывай народа, стоящего во святом храме; читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобою, первостоящим в храме, едиными усты и единым сердцем молился и прославлял Господа: для этого-то и собираемся мы во святой храм.

4) Если ты плохо читаешь, то не ленись (дома) в кельи чаще упражняться в чтении Евангелия, Апостола и Псалтири и других божественных книг, так чтобы при богослужении ты всегда мог читать с благоговением, свободно, ясно и всем понятно.

5) Когда читает другой и ошибается, то не поправляй его громко и во время службы, чем отвлекаешь внимание людей в сторону от молитвы, а замечай сам и после службы скажи ему наедине.

6) Плохим чтецам, во избежание соблазна, лучше всего не давать читать до тех пор, пока они дома не выучатся хорошо с благоговением читать.

7) Церковь земное небо. Стоящий в ней должен стоять с благоговением, чинно подобно святым Ангелам. Во время службы не кашлять и не сморкать громко на всю церковь, не разговаривать, а тем более смеха не творить; ибо если вы, чтецы и певцы, заведете на клиросе беседу, смех и всякий шум, то как будет молиться народ, который собрался молиться вместе с вами?

8) Если во время богослужения придется с чем-либо пройти по церкви, то не торопись, не толкай народ, а главное: не стучи подборами на всю церковь, а иди тихо, смирно и с благоговением, чтобы от тебя и люди выучились, как ходить по церкви во время богослужения и как стоять в ней.

9) Старайся и петь Господу разумно и от чистого сердца, так чтобы твое пение, проникая в сердца людей, располагало и их к молитве. Пой так, чтобы можно было понять слова; не торопись.

10) Читай и пой с одинаковым благоговением и усердием всегда: и когда много народа в храме, и когда мало, и когда никого не бывает, кроме служащего и пономаря, помни, что работаешь ты Богу, а не людям: людей ты псалмами и песньми духовными только призываешь к Богу и научаешь их жить по божьему, а когда людей в будние дни нет, то ты и за них работай Господеви со страхом.

11) Вообще в церкви Божией должно сохранять всевозможное благоговение и порядок как для славы Божией, так для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается, а неблагоговением смущается, соблазняется и повреждается. (Еп. Игнатий)

12) Добрых, послушных, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа сии вожделенные слова: добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего (Матф. 25, 21), а нерадивые и ленивые не забывайте слова пророка Иеремии (48, 10); поэтому не губите себя, не соблазняйте народа, исправьтесь и творите дело Божие со страхом и благоговением (Церк Ведом. 1891 г. № 32 «О церковном чтении и пении» см. Церк. Вед. № 3 и 1890 г. № 7).

Инок Даниил

Русский Инок № 05, Мapт 1911 г.