Что говорят старцы о расколе православной церкви

Что на Афоне говорят о расколах и раскольниках? Чего ждать и кого бояться?

Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) поделиться своими впечатлениями от общения с афонскими насельниками по поводу ситуации в Украине.

Милостью Божией мне довелось неоднократно общаться на Афоне с афонскими монахами-подвижниками. Многому научили их мудрые, простые слова и размышления.

Все они сводятся к главному и спасительному для каждого из нас: что бы ни происходило, какая бы ситуация ни возникла в стране, Церкви, в личной жизни – ты ответственен за себя, за свои мысли, намерения, поступки перед собой, окружающими людьми и Богом.

Именно к ответственности и сознательному проживанию призывают старцы, напоминают, что это формирует наше будущее.

Мы можем о чем-то мечтать, чего-то желать, но не можем определять. Определяет Господь Бог. Но мы в силе улучшить или ухудшить ситуацию своими делами и мыслями, а также изменить свое отношение к происходящему, ни при каких обстоятельствах не теряя душевный мир.

Война

Безусловно, часто задаваемый вопрос на Афоне: когда закончится война в Украине и церковное противостояние? Практически каждый паломник из нашей страны спрашивает об этом, ищет слова утешения у афонских монахов.

Но никто из тех старцев, слова которых я слышал, не давал точных и четких ответов о сроках и датах, потому что это никому не ведомо и они зависят от духовной жизни каждого, личного покаяния всех нас – священников, мирян.

Старцы указывают на те беззакония, которые творятся в мире, говорят о главной войне – войне в наших душах. И победе зла.

Победа зла ведет к обесчеловечиванию и круговороту предательств: Бога, Церкви, себя, друг друга, семьи, традиций, духовных и нравственных ценностей.

Отворачиваясь от Бога, мы уродуем наши души и души наших детей, перестаем взращивать в себе человеческое, лучшее, прекрасное, идем «легким» путем предательства и обмана, при этом неизбежно скатываемся и мельчаем в духовном и нравственном смысле.

Нам все труднее удержаться от греха, и мы по слабости своей узакониваем его, возводим в норму. То, что еще вчера было осуждаемо, сегодня приветствуется и поощряется.

Это касается как личных грехов, так и общецерковных.

Раскол во все времена был страшнейшим грехом. Сегодня же он преподносится как норма, а раскольникам – врагам Церкви – дается зеленый свет и оказывается всяческая поддержка.

Люди не понимают, что увлекаясь учениями раскольников обрекают себя на риск остаться вне Церкви, за Ее оградой. А что может быть ужаснее для души?

Многие, к сожалению, не понимают, что раскольники никогда не будут иметь благословения и благодати Божией, а ведь истинная Церковь со Своими Таинствами существует именно для того, чтобы быть хранительницей и носительницей Божией благодати.

Отдаляясь от истины мы привыкаем ко греху, роднимся с ним.

На Афоне постоянно напоминают нам об этом и указывают на наши проблемы, которые мы уже не видим замыленным взглядом и душой.

«Посмотрите, – говорил игумен одного из афонских монастырей, – сегодня в Украине повсеместно активно распространяется язычество, всевозможные секты, расцвет ереси этнофилетизма… Многие украинцы сами делают такой выбор – отступить от христианства, отвернуться от Христа, единственной канонической Церкви – Украинской Православной Церкви во главе с её Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием… Это означает, что украинцы выбирают не спасение, а погибель, отдаются во власть своих грехов, страстей, слабостей…»

Также он добавил, что если украинцы изменятся, обратятся к Богу – то Бог сможет изменить ход событий, как это происходило в Ветхом Завете. Он дарует мир и благоденствие нашей земле.

Монахи на Святой Горе молятся об Украине за каждым богослужением.

Бойся!

Мы очень за себя боимся. Чересчур. Но этот страх от малодушия. Боимся себя хоть в чем-то ущемить, себе отказать, чего-то лишить, что-то недополучить, боимся остаться недооцененными. Эгоизм и жадность ведут к тому, что мы позволяем себе любимым то, чего не позволяем другим, то, что запрещено нравственными законами и совестью: немного соврать, чуть-чуть украсть, слегка оклеветать, отомстить и др.

Отсюда и берет начало попущение греха и снисходительное отношение к нему, что и приводит к его дальнейшему узакониванию. Мы привыкаем к греху и принимаем его как норму.

Страх за себя из ложной жалости к себе – начало бед. Бояться нужно только Бога.

О страхе Божием на Афоне можно услышать от любого насельника. Монахи устраивают свою жизнь исходя из страха Божия. Это их барометр.

Только страх Божий ведет к жизни духовной. Полное повиновение Христу любого труса сделает смелым и мужественным.

Лишь имея абсолютное доверие Богу можно в любой войне одержать победу. Она выражается не всегда ожидаемо в человеческом понимании, но будет всегда спасительна в духовном смысле.

«Не нужно бояться злых людей, их действия неизбежно обречены на разрушение, а их головы будут посыпаны пеплом, – говорят афонские старцы. – Дело только во времени. Они исходят только из своих сил, которые очень ограничены».

А Божие величие и мощь бесконечны и всесильны. И «вопрос времени» всецело зависит от Божией воли, долготерпения и Его плана относительно будущего рисунка, как в глобальном масштабе, так и для каждого из нас.

Афонский старец Паисий Святогорец как-то сказал:

«Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы, к тому же на его стороне правда. Смотрите, волк убегает, услышав лай маленькой собачонки, ведь в доме ее хозяина справедливость на ее стороне, и он чувствует за собой вину. Тем более будет бояться человек, который хочет причинить вред тому, кто близок ко Христу! Поэтому надо страшиться только Бога, но не людей, какими бы плохими они ни были.

В какой мере мы приближаемся к Богу, в такой мере мы перестаем бояться чего‑либо, потому что в трудных ситуациях полагаемся на помощь Божию. Но для того, чтобы получить Божественную силу, надо совершить тот малый подвиг, который нам по плечу».

Только любовь Божия наполняет сердца отвагой и радостью.

Перед Его любовью меркнут все тяготы, неурядицы, трудности, ошибки. Благодаря Его любви наш путь правильно проложен на карте жизни.

И как за вечерней зарей неизбежно взойдет утренняя, во всей своей ясности и чистоте, так и за всеми испытаниями придет утешительное спокойствие, принесенное Божией заботой и попечением о нас.

Ради этого стоит потрудиться: работать над собой, преодолевать и побеждать грех в себе, даже мельчайший, таким образом увеличивая добро и умножая красоту в этом мире, чтобы приблизить долгожданный рассвет, несущий нам все то, что наполняет жизнь смыслом и радостью.

Отдадим в Божьи руки плоды и свершения своей жизни, отдадим свое сердце.

А наша самая большая награда – в сознании, что Его руки бережно пронесут нас к счастливым временам и жизни вечной.

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

В последние годы жизни схиархимандрита Ионы (Игнатенко) нам доводилось неоднократно встречаться с ним в Одессе в Свято-Успенском монастыре, где он и подвизался. Батюшка отвечал нам на вопросы о духовной жизни и спасении, на вопросы из истории прошлого и о событиях будущего. Иногда и без нашего вопроса он сам начинал рассказывать нам о том, что нас интересовало и волновало. Как-то раз, в 2009 или в 2010 году, он начал рассказывать следующее.

«Придет время, когда однажды прихожане приедут на службу в монастырь вечером ко всенощной, и будет всё, как обычно: те же песнопения, те же монахи и духовники, та же служба, что и всегда. А придя утром на литургию, вдруг начнут всматриваться в окружающее и приходить в недоумение: нет знакомых лиц насельников монастыря, вместо монастырских священников службу начинают какие-то незнакомые люди… Прихожане будут спрашивать друг друга, и никто ничего понять не сможет.

А произойдет такое, что ночью к монастырю подгонят автобусы, всех монахов выгонят из келий, погрузят в автобусы и вывезут в неизвестном направлении. А в монастырь привезут других, чужих, не нашей Церкви. Это будет захват монастыря. И так будет на Украине повсюду».

После такого рассказа о. Ионы нависло тягостное чувство на душе: неужели всех убьют? И не будет больше хорошо знакомых милых лиц смиренных монахов, мудрых духовников и прозорливых старцев? А как тогда всем нам окормляться, как исповедоваться и причащаться, как вообще жить и спасаться? Тогда ошарашенные такой информацией от старца, мы не задали вопросов о том, как это произойдет, кто это устроит, куда увезут монахов, расстреляют ли их или что ещё с ними сделают?

И только через год при очередной встрече с о. Ионой мы смогли узнать ответы на некоторые из этих вопросов.

И вот сейчас, 10 сентября 2018 года, когда Константинопольский патриарх Варфоломей принял самочинное неканоническое решение легитимизировать раскольников так называемого “Киевского Патриархата”, придав им официальный церковный статус, стал виден механизм захвата храмов и монастырей.

Если за последние годы церковные раскольники, никем не признанные и не имеющие никакого статуса, захватили 50 храмов канонической Церкви на Украине при попустительстве полиции или при прямом её участии, то с приданием им статуса самостоятельной автокефальной Церкви гражданские власти Украины смогут творить самые дерзкие беззакония в отношении УПЦ МП… Даже если такой статус не признает ни одна из Поместных Православных Церквей.

Что же мы узнали через год от о. Ионы о грядущих горестных событиях далекого будущего, которое уже наступает ныне? Насельников не расстреляют. Их всех вывезут далеко от города и выпустят в чистом поле. И даже рассказал, куда они придут.

А что же захватчики? Они будут пытаться служить в захваченных храмах и обманывать людей своей якобы легитимностью. Но люди им не поверят. В такие захваченные храмы и монастыри почти никто ходить не будет. Они будут стоять пустые. Раскольники останутся у разбитого корыта. И примерно через полгода они с позором уйдут.

Абхазские раскольники: они вышли от нас, но не были нашими…

15 мая 2012 года исполнился год со дня провозглашения так называемой «Священной Анакопийской митрополии». Двое клириков Русской Православной Церкви: иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), а также примкнувший к ним клирик Грузинской Православной Церкви иеродиакон Давид (Сарсания) — открыто встали на путь раскола и попытались увлечь за собой часть народа Абхазии.

Вопреки четко выраженному мнению Абхазской Православной Церкви и большинства народа Абхазии, раскольники провозгласили курс на переход православных приходов Абхазии под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В настоящее время уклонившиеся в раскол монахи обосновались в Новоафонском монастыре, где вопреки запрету в священнослужении, наложенному на них епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, продолжают совершать священнодействия.

Иеромонах Дорофей (Дбар), иеродиакон Давид (Сарсания) и иеромонах Андрей (Ампар)

9 января 2012 иеромонахов Андрея и Дорофея, иеродиакона Давида и сопровождавших их лиц принял Константинопольский Патриарх Варфоломей.

11 июня 2012 года епископ Майкопский и Адыгейский Тихон продлил запрет в священнослужении иеромонахам Андрею и Дорофею еще на три года, однако 22 июня иеромонах Дорофей демонстративно порвал данный указ, засвидетельствовав тем самым окончательный разрыв с Русской Православной Церковью.

Эти драматические события приковывают к себе внимание во многих уголках православного мира, и не в последнюю очередь в России. Мы обратились к исполняющему обязанности управляющего Сухумо-Абхазской епархией иерею Виссариону Аплиа с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.

— Отец Виссарион, к сожалению, о церковной ситуации в Абхазии очень мало достоверной информации — зачастую она доступна только на сайтах, имеющих сомнительную репутацию. В то же время хотелось бы получить информацию из первых рук. Расскажите, как вы оцениваете церковную ситуацию, которая сложилась в Абхазии в настоящее время?

Иерей Виссарион Аплиа

— Ситуация, в которой оказалась Православной Церковь в Абхазии, очень сложна.

После того, как в результате кровопролитной войны грузинский архиерей покинул Сухумскую кафедру, она осталась вдовствующей. Грузинские священники вслед за своим архиереем в полном составе также покинули свою паству.

Это время вспоминать очень тяжело. Оставшимся в Абхазии немногим священникам, а нас осталось фактически трое — отец Павел в Гаграх, отец Петр в Лыхнах и я, было очень сложно совершать пастырское служение, но Господь помогал нам, и я успевал и в окопах бывать, и везде, куда меня звали.

Наконец закончилась война, мы стали думать, что делать дальше, как быть… О возвращении грузинского духовенства не могло быть и речи. Тогда мы с отцом Павлом стали просить отца Петра принять на себя временное управление епархией до нормализации церковной ситуации.

Он ответил так: «Я капитан другого корабля, служу в Лыхнах и не покину свою паству, а ты, — сказал он мне, — служил в Сухуме, так что бери бразды правления и управляй. Что будет непонятно — спрашивай, поможем. Веди, как можешь, брошенный корабль».

Впоследствии совет Абхазской Церкви, состоящий ныне из 17 священнослужителей, утвердил меня исполняющим обязанности управляющего епархией. Так начался новый период в жизни Православной Церкви в Абхазии.

— Какие шаги Вы предприняли для разрешения церковной ситуации в Абхазии?

— Я обратился за советом к духовнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу, он в свою очередь посоветовал мне обратиться к монахам Русского афонского монастыря, потому что духовный центр Абхазии — Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — исторически связан с Пантелеимоновым монастырем на Афоне.

Преодолев множество препятствий — в начале 1990-х годов поездки на Афон еще были редкостью — я прибыл на Святую Афонскую Гору. Обратился к настоятелю Пантелеимонова монастыря архимандриту Иеремии и к старцу Максиму, который был по происхождению понтийским греком. Они достаточно хорошо знали ситуацию в Абхазии. Именно тогда отец Максим дал мне совет: держись России. Этому совету я стараюсь неукоснительно следовать и по сей день.

Я вернулся в Россию к отцу Кириллу, тот послал меня к Святейшему Патриарху Алексию, и Святейший практически сразу начал нам помогать. С этих пор церковная жизнь Абхазии стала развиваться с помощью Московского Патриарха Алексия. Это было, я считаю, его большой личной заслугой, поскольку Грузинский Патриархат на тот момент уже полностью утратил контроль над церковной ситуацией в стране.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в то время председатель ОВЦС, тоже всегда старался нам помогать, помогает, конечно же, и теперь, уже будучи Патриархом. И это теплое отношение Московского Патриархата очень поддерживало нас в тяжелые послевоенные годы, поддерживает и в нынешние времена, которые остаются непростыми несмотря на нормализацию политической ситуации в Абхазии.

— Как в церковной жизни Абхазии появились иеромонахи Андрей и Дорофей?

— У меня всегда была мысль выучить молодых священников, чтобы обеспечить будущее Церкви в Абхазии, поэтому еще в 1993 году я направил в Московские духовные школы для обучения двоих студентов-абхазцев. Это были Дмитрий Дбар и Адриан (Адгур) Ампар. Я лично просил президента Абхазии отпустить на учебу в Москву этих молодых людей, так как в тот момент в Абхазии еще шла война — поверьте, это было непросто.

Впоследствии в Московскую семинарию были направлены еще двое учащихся – Рустик Сарсания (впоследствии иеродиакон Давид) и Герман Маршания. В то время ректором Московской духовной семинарии был епископ Филарет, который впоследствии, уже будучи Майкопским архиереем, постриг в монашество и рукоположил Адриана Ампара и Дмитрия Дбара, которые стали соответственно иеромонахами Андреем и Дорофеем.

Это были, как мне казалось тогда, талантливые ребята, любящие свою родину, полюбившие Православие. Адриан Ампар наряду с семинарией окончил иконописную школу, Дмитрий Дбар окончил Духовную академию по первому разряду, защитил кандидатскую диссертацию по истории христианства в Абхазии.

Но к величайшему нашему сожалению, эти молодые иеромонахи не оправдали ожиданий народа Абхазии. Фактически сразу после рукоположения они поставили перед собой цель полностью захватить власть над Церковью в Абхазии, хотя властных полномочий у них и так было предостаточно.

Иеромонах Дорофей был секретарем епархии, иеромонах Андрей — настоятелем Ново-Афонского монастыря. Фактически вся наша церковная жизнь была у них в руках — и пресс-служба, и финансовое хозяйство, практически все, что было связано с управлением, было вверено им. В этом, наверное, была и моя ошибка…

К сожалению, к отцам Дорофею и Андрею в полной мере можно отнести слова апостола Павла «они вышли от нас, но не были нашими».

Ново-Афонский монастырь

— Как получилось, что эти священнослужители противопоставили себя всей Абхазской Церкви?

— Как выяснилось позже, им хотелось не просто больше власти, они хотели захватить всю власть в Абхазской Церкви, не желали никому подчиняться, не выносили критики старших товарищей, грубо и агрессивно отвечали на замечания собратьев. Все делали самочинно, без благословения, хотя и прекрасно знали, что в отсутствие архиерея я являюсь управляющим епархией, я посылал их учиться, рекомендовал к постригу и хиротонии, назначал на ответственные должности.

С какого-то момента они вообще перестали подчиняться и церковному совету, и Майкопскому архиерею, хотя и были клириками Майкопской епархии. Мы неоднократно призывали их одуматься, но они решили полностью выйти из подчинения.

Иеромонах Дорофей (Дбар)

Все это привело к тому, что в 2008 году иеромонах Дорофей был запрещен в священнослужении архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном. Мы не обнародовали этот факт, надеясь на покаяние и исправление отца Дорофея.

После этого отец Дорофей решил поехать в Грецию учить греческий язык и писать докторскую диссертацию, то есть якобы с чисто научными целями. Мы поверили ему, решили сделать ему снисхождение и не сообщать в Элладскую Церковь о том, что он запрещен в священнослужении. Я сам был у владыки Пантелеимона и просил его об этом.

Владыка, правда, сразу меня предостерег, что это может быть чревато большими неприятностями. Вернувшись в Абхазию, я попытался убедить президента в том, что ни в коем случае не надо направлять отца Дорофея в Грецию, пусть исправляется здесь, в Абхазии. Но дело было уже сделано: министерство иностранных дел уже выдало ему необходимые для поездки документы, и отец Дорофей уехал в Грецию.

Как выяснилось позже — основной целью поездки отца Дорофея была не научная работа, а подготовка почвы для перевода абхазской паствы в юрисдикцию Константинополя.

К сожалению, слова владыки Пантелеимона оказались пророческими: когда год назад иеромонах Дорофей вернулся, он обманным путем собрал бесчинное сборище, назвав его «церковно-народным собранием», и начал всю эту кампанию, которая окончательно завела церковную ситуацию в Абхазии в тупик.

Его много раз предупреждали — и Московский Патриарх, и епископ Майкопский Тихон, и светская власть в лице нашего президента, что ни в коем случае нельзя проводить это собрание. Но оно было все же проведено, и на нем была провозглашена так называемая «Священная Анакопийская митрополия».

Нельзя не сказать и о политической подоплеке этих процессов. Раскольников активно поддерживают в их деятельности неправительственные международные организации, действующие в Абхазии, — например, фонд Генриха Белля, фонд Джорджа Сороса, глава абхазского отделения которого даже входит в совет этой «митрополии».

— Какова сейчас ситуация на Новом Афоне?

Ново-Афонский монастырь

— Хотел бы подчеркнуть, что Новый Афон — это духовный центр всего Кавказа, это особое, уникальное место, которое создано для того, чтобы весь Кавказ просвещался светом Христовым. Поэтому беззаконие, которое сейчас там творится, должно быть в ближайшее время прекращено.

К сожалению, контакты Новоафонского монастыря с Пантелеимоновым монастырем на Афоне прекратились, после того как игумен Петр (Пиголь), который фактически возродил монашескую жизнь на Новом Афоне в начале 1990-х годов, был вынужден покинуть Абхазию.

Очень жаль, что то, что удалось сделать за короткое время отцу Петру, не сумели продолжить отцы Дорофей и Андрей. Впрочем, нужно сказать откровенно, они и не пытались этого сделать, потому что вместо того чтобы заняться обустройством монашеской жизни, как это подобает монахам, они пустились в церковно-политические игры.

В настоящее время Новый Афон можно назвать монастырем лишь условно: так называемая братия ежедневно на богослужения не ходит, считая, что молиться нужно только в субботу и воскресенье.

Монахи принимают участие в обрядах, связанных с закланием жертвенных животных, что не подобает делать не только монаху, но и мирянину. Причем все это снимается на видео, выкладывается в интернет и производит немалый соблазн среди верующих.

В начале 2011 года отец Андрей сказал, что уходит из монастыря, поэтому мы просили Святейшего разрешить переехать на Новый Афон игумену Ефрему, настоятелю одного из скитов Валаамского монастыря. Это близкий к нам человек, у него абхазское происхождение. Он, по сути, больше абхазец, чем Андрей и Дорофей вместе взятые.

А когда он приехал — после долгих уговоров и с согласия Святейшего Патриарха — и все, в том числе отец Андрей, подписали документ о том, что они согласны с его назначением настоятелем, они стали распускать нелепые слухи, что все сделано без их ведома, что отец Виссарион продал русским монастырь, и фактически устроили бунт.

15 мая 2011 года они собрали печально известное церковно-народное собрание, значительную часть которого составляли туристы, неверующие и даже мусульмане-ваххабиты.

Россия очень вовремя признала Абхазию и оказала ей военную и экономическую помощь, но духовная помощь ей не менее необходима. И враждебные Православию силы пытаются здесь утвердиться посредством таких вот отщепенцев, как уклонившиеся в раскол монахи, которые не подчиняются священноначалию и грубо нарушают церковные каноны. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все, кому дорога судьба Православия в Абхазии, осознали всю серьезность ситуации.

В настоящее время Новоафонский монастырь из твердыни Православия превратился в очаг раскола. По мере нормализации политической ситуации в Абхазии значительно увеличился поток туристов и паломников, и Новый Афон стал очень посещаемым и как следствие очень прибыльным местом — в сезон каждый день сюда приезжает до 200 автобусов!

В монастыре развернута широкая торговля, вы можете себе представить, какие доходы извлекают те, кто незаконно захватил власть в монастыре. Таким образом, раскольники получили очень серьезную финансовую базу для своей деятельности.

Но долго так продолжаться не может — невозможно смириться с тем, что Новоафонский монастырь, построенный русскими монахами, стал гнездом русофобии и национализма. Хорошо известно, что запрещенные в служении священники не имеют права совершать таинства, но вопреки этому запрету они их совершают.

Это духовно опасно как для священнослужителей, которые дерзают совершать таинства без благословения, так и для верующих, которые принимают участие в этих таинствах, а это, в первую очередь, паломники, которые приезжают в монастырь за духовным советом и наставлением.

В этой связи мы призываем всех православных людей, приезжающих в Абхазию, воздержаться от посещения этого монастыря, и обращаем их внимание на то, что таинства, совершенные запрещенными в священнослужении лицами, не являются действительными!

— Как известно, отец Дорофей в свое оправдание апеллирует к тому, что он принят в евхаристическое общение Элладской Православной Церковью.

Хочу уточнить, что он принят в общение не всею Элладской Церковью, а только одним из архиереев этой Церкви, а именно митрополитом Гуменисским Димитрием, который даже возвел иеромонаха Дорофея в сан архимандрита.

Скажу откровенно, нам непонятна позиция этого иерарха. Иеромонах Дорофей является не просто клириком другой епархии, он клирик другой Поместной Церкви, поэтому возведение его в какие бы то ни было священные степени без согласования с той Церковью, клириком которой он является, согласно церковным правилам совершенно недопустимо. Об этом вынужден был напомнить этому иерарху и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в соответствующем официальном письме.

Скорее всего, владыка Димитрий просто введен в заблуждение относительно реального положения дел в Абхазии и в своих действиях опирается на ложную информацию, которую дает ему отец Дорофей. Мы очень надеемся, что со временем, после внимательного изучения данной ситуации этот инцидент будет исчерпан.

Могу сказать, что в отношении отцов Дорофея и Андрея мы всегда старались действовать снисходительно, в духе икономии, но к великому сожалению эти лжепастыри все больше упорствуют в своих мудрованиях и увлекают за собой на путь погибели многих неискушенных чад Православной Церкви.

Поэтому мы обращаемся ко всем Православным Церквам, чтобы они не допускали к евхаристическому общению запрещенных в священнослужении иеромонахов. На заседании нашего абхазского церковного совета было решено в ближайшее время обратиться к Московскому Патриарху с просьбой об извержении этих клириков из сана.

Ново-Афонский монастырь

— Как, на Ваш взгляд, церковная ситуация в Абхазии могла бы быть разрешена оптимальным образом?

— Исторически церковная ситуации в Абхазии менялась неоднократно. В разные периоды своего бытия наша страна находилась в юрисдикции разных Поместных Церквей — Антиохийской, Константинопольской, Русской, Грузинской. Был период существования и самостоятельного Абхазского католикосата.

Относительно нынешней, сложной в каноническом плане ситуации Совет Абхазской Православной Церкви считает, что разрешить ее возможно только при участии Московского Патриархата, который на протяжении последних двух десятилетий оказывал столь необходимую поддержку абхазским верующим.

Двенадцать афонских старцев выразили категорическое несогласие с легализацией украинского раскола Патриархом Варфоломеем

Афон, 24 апреля 2019 г.

Опубликовано письмо двенадцати подвизающихся в афонских келлиях и скитах старцев Священному Киноту Святой горы Афон относительно ситуации, которая сложилась в связи с антиканоническим решением Константинополя предоставить «автокефалию» структуре на Украине, созданной из представителей раскола, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Текст письма, датированного 17 марта 2019 года, ниже приводится полностью.

На Святой Горе Афон, 17 марта 2019 года

В почтенный Священный Кинот Святой Горы Афон

В Карею

Высокопреподобные всечестные отцы и братия о Христе, благословите!

С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, которая продолжает считать новых автокефалов раскольниками, не имеет с ними общения, а на основании священных канонов и со всеми теми, кто имеет общение с раскольниками. Русская Церковь уже прервала общение со Вселенским Патриархатом, который, несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию. Таким же точно образом поступят и другие Церкви, как они уже заявили. Так существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах подобных расколу 1054 года. Еще не затянулись раны и травмы, вызванные собором в Колимбарионе на Крите, который воцерковлением ересей и поддержкой всеереси экуменизма разорвал всякую связь с осуждающей эти ереси православной отеческой и соборной традицией. Мы стоим перед новыми ранами на теле Церкви, исключительная ответственность за которые лежит на Вселенском Патриархате, когда оправдываются уже не ереси, а расколы. Таким образом наносится удар и возникают препятствия для спасения людей, потому что Священное Писание и отеческая традиция многократно научают, что ересь и раскол ведут в погибель, поскольку там не действует Святой Дух. Мы ограничимся лишь немногими свидетельствами.

Причисляя раскол ко второму после ереси экклесиологическому отклонению, Василий Великий учит, что «Отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство». А далее он продолжает говорить о том, что они не могут уже более другим через таинства преподавать благодать, от которой сами отпали: «Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали». Также стремясь предотвратить расколы, святитель Иоанн Златоуст учит, что раскалывать Церковь есть зло не меньшее, чем впадать в ересь: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси». Он полагает, что ничто так не гневит Бога, как разделения и расколы, и вспоминает мнение святого мужа, согласно которому, даже мученическая кровь не может загладить греха раскола.

Ересь и раскол – есть дела диавола. Когда ему не удается воспрепятствовать спасению с помощью ересей, тогда он действует так, чтобы спровоцировать расколы. Тринадцатое правило состоявшегося при Фотии Великом в 861 году Двукратного Константинопольского собора в сжатом виде демонстрирует образ мыслей всей Церкви: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, как их с корнем посекает меч Духа, вступив на другой путь коварства, покушаясь разделить Христово тело безумством раскольников».

Причина беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы, желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув таким образом опасности наше спасение. Мы оставили мир и удовольствия мира и употребляем душу и тело на аскетические подвиги, дабы улучить милость Божию. Разве не было бы непростительным нерадением и безумием привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными от евхаристического общения украинскими раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат три с лишним века, согласно неизменному, непрерывному и общему признанию всех православных, не исключая Вселенский Патриархат? В данном случае каноническая традиция ясна. 33-е правило Лаодикийского собора запрещает совместные молитвы с еретиками и раскольниками: «О том, что не должно молиться вместе с еретиками или раскольниками». А 2-е правило Антиохийского собора определяет, что тот, кто будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения, и что другая Церковь не может восстановить отлученных от общения: «Да не будет же позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило». Отлученных от общения синод другой Церкви вернуть в общение не может, а только тот, кто подверг их прещению. Нарушающие это правило, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками, которых подвергла прещениям Русская Церковь и которых только она одна может вернуть в общение, извергаются из Церкви. Так повелевает и 4-е правило того же Антиохийского собора: «Если епископ, изверженный Собором, или пресвитер, или диакон, изверженный своим епископом, дерзнет совершить какое-либо служение, — епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон, — то ему уже не остается надежды ни восстановиться на другом Соборе, ни оправдаться. Кроме того, всех состоящих в общении с ними следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение».
Церковная ситуация на Украине, хотя и простая, все же опасно усложнилась после незаконного вторжения Патриарха Варфоломея в чужую юрисдикцию и вхождения в общение с лишенными общения раскольниками. До 1686 года Украина подчинялась Вселенскому Патриархату, как ранее, до 1590 года подчинялась ему и Русская Церковь. В 1686 году деянием патриарха Дионисия IV она вошла в юрисдикцию Московского Патриархата, в которой по общеправославному согласию пребывает вплоть до сего дня 333 года. Одновременно с возникновением после падения коммунизма в 1990 году независимого украинского государства встал вопрос и о создании независимой автокефальной Церкви. Речь идет о законной и оправданной просьбе, на которую Русская Церковь откликнулась отчасти, предоставив статус широкой автономии, но не полной автокефалии. Возражая против этого решения, митрополит Киевский Филарет, тогда еще канонический епископ Русской Церкви, после своего поражения на выборах патриарха Московского произвел раскол, создав свою собственную, независимую церковь, за что был наказан лишением сана и анафематствован. Существовала еще одна раскольническая церковь под руководством Макария Малетича, изверженного из сана священника, который впоследствии «был рукоположен во епископы» не просто раскольниками, а одновременно и лишенными формального канонического преемства. Все православные считали эти две лишенные общения группировки раскольническими. Но недавно, 15 декабря 2018 года, они соединились и 6 января 2019 года в качестве канонической Церкви были самочинно приняты в общение одним лишь Патриархом Варфоломеем. А канонической и законной Церковью до сего дня всеми считается та, которая принадлежит юрисдикции Русской Церкви – автономная Украинская Церковь во главе с митрополитом Онуфрием.

Мы не будем далее вдаваться в исторический, канонический и геополитический анализы, многие из которых дают убедительные объяснения в отношении вмешательства Константинополя в украинский вопрос. Мы заинтересованы в том, чтобы отметить экклесиологические и сотериологические последствия и прояснить нашу собственную позицию, выразив свою обеспокоенность. Давно известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает, особенно в отношении связей с еретиками, а сейчас еще и с раскольниками. Он вмешался в вопрос украинской автокефалии, не имея на то канонической юрисдикции и полномочий. Вначале, опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов, он попытался обосновать свое вторжение ссылкой на такое установление, как эклитон (ἔκκλητον), т.е., что он один, как второй папа, может принимать апелляции и обращения из прочих автокефальных Церквей, поскольку является якобы не первым среди равных (primus inter pares), а первым без равных (primus sine paribus), согласно новоявленному папствующему мнению горе-богословов постотеческой эпохи. Но этот аргумент сразу же с шумом обрушился, потому что противоречит соборной системе управления Церковью, в рамках которой все патриархи и предстоятели рассматриваются как равные между собой, а Константинопольский имеет лишь первенство чести, а не власти, на что претендует папа. Право же принятия апелляций распространяется только на относящихся к его собственной юрисдикции, а не к юрисдикции других патриархов. Бесспорна и несомненна каноническая традиция, которую в сжатом виде изложил богодвижимый ум одного из наших величайших богословов и канонистов преподобного Никодима Святогорца, перед величием которого должны постыдиться все помышляющие и предлагающие новшества или скрывающие пустое. В пространном примечании он комментирует 9-е правило IV-го Вселенского собора, которое предполагает, что в случае возникновения сомнения в судебных решениях епископы и прочие клирики обращаются к экзарху диоцеза или к предстоятелю престола царствующего града. Преподобный отец толкует правило на основании церковной истории, множества других правил, авторитетных древних канонистов, а также византийского законодательства благочестивых царей, заключая, что: «Константинопольский предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во вселенской Церкви». Среди прочего, он цитирует и мнение авторитетного канониста Зонары, который говорит, что: «Константинопольский предстоятель рассматривает апелляции только подчиненных Константинопольскому предстоятелю, как и Римский папа рассматривает лишь апелляции подчиняющихся Римскому папе» и, что «Константинопольский предстоятель есть первый единственный и последний судья на подчиненными ему митрополитами – но не над теми, которые подчиняются остальным патриархам».

Когда же патриарх Варфоломей убедился в том, что в своем трансграничном вмешательстве в пределы чужой юрисдикции он не может опереться на эклитон, то с помощью готовых услужить ему собственных советников спустя 333 года обнаружил, что Украина относится к юрисдикции не Русской, а Константинопольской Церкви! Его невнимательные или воинствующие богословы скрыли и превратно перетолковали множество документов и мнений, чтобы прийти к смешному выводу о временном характере передачи Украины Русской Церкви (временный характер длинною в три с лишним века!), а сейчас эта уступка отменяется. Необходимо отметить, что все без исключения автокефальные Церкви до сего дня всегда считали и считают Украинскую Церковь частью Церкви Русской, а митрополитом Киевским признают мудрого и скромного владыку Онуфрия. Следовательно, восстановление украинских раскольников чужим, вторгнувшимся Патриархом и самочинное предоставление им церковной автокефалии, которую не просила каноническая Поместная Церковь, вопреки противоположному мнению их собственного церковного священноначалия, без всеправославного консенсуса, а скорее, несмотря на всеправославное возражение, мнимая и неканоническая отсылка на право принимать апелляции, смехотворная претензия на юрисдикцию спустя три с лишним века, сопровождавшаяся перетолкованием соответствующих документов, делают статус новой автокефалии проблематичным. Раскольники остаются раскольниками, а единственной канонической Церковью на Украине является та, которую возглавляет митрополит Онуфрий. И посему ни одна автокефальная Церковь до сего дня, за исключением Константинопольской, не признает нового «митрополита» лжеавтокефальной «Церкви» — раскольника Епифания. Мы считаем не только несправедливой, но и лишенной элементарной логики намеренную близорукость некоторых в отношении этого основополагающего взгляда на данную проблему и одностороннюю с их стороны концентрацию на не связанных с этим взглядом вопросах: напр. на национализме или экуменизме главных представителей (прошлого и настоящего) Русской, но не канонической Украинской Церкви, на которые они наводят увеличительное стекло, чтобы оправдать неканоничность поступков.

Мы, большинство отцов-святогорцев, возрадовались радостью великой, когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию раскольника Епифания. Но очень огорчились из-за монастырей, которые оказались в меньшинстве, и из-за тех немногих отдельных лиц, которые уступили давлению, проигнорировали Ваш решение и приняли участие в интронизации! Точно такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие обители воспрепятствовали посещению их «епископами» и «клириками» новой лжецеркви, но горечь и бесстрастный гнев – в отношении, к счастью, тех немногих, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!!!

Высокопреподобные честные отцы, в силу серьезности данного вопроса, ради того авторитета и резонанса, которые имеет афонское свидетельство во всем православном мире, а также ради обеспечения внутриафонского единства

ПРОСИМ ВАС

до всеправославного решения запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место или, по крайней мере, «совершать им что-либо, как клирикам». Тот факт, что на интронизации «архиепископа» Епифания не присутствовала в лице своего представителя ни одна Церковь, а также то, что, несмотря на невыносимое давление, за истекшие три месяца ни одна Церковь не вошла в общение с его «Церковью», мы считаем что эти обстоятельства вынуждают принять вышеуказанное решение. А сведения о новых волнах посещений данными раскольниками Святой Горы Афон на праздник Благовещения и после Пасхи Господней понуждают к тому, чтобы это решение было принято, как можно быстрее.
К тому же вы наверное знаете и из других источников, и прежде всего из информационных писем, направленных вам канонической Украинской Церковью, что самые главные деятели (прошлого и нынешнего) раскольнической «иерархии» отягощены осуждением церковных (не только Украинской Церкви, но и Константинопольской, Болгарской и др.), но и гражданских судов за тяжкие нравственные преступления, немыслимые и для мирян, и для не христиан! Отягощены они также и активным вмешательством в относительно недавний болгарский раскол, связами с украинскими униатами, страшными гонениями, которым при содействии государственных властей они подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а, особенно, после признания их Патриархом Варфоломеем, недавними неприемлемыми заявлениями «архиепископа» Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п. Наконец, вы поймете, что их визиты в наше святоименное место отнюдь не носят паломнический характер, но нацелены на эксплуатацию авторитета ожидаемой ими благоприятной позиции Афона для выведения их из всеправославной изоляции и на достижение своих беззаконных планов.

Мы, во всяком случае, по благодати Божией следуя безошибочной, соборной и отеческой традиции Церкви не будем подвергать опасности наше спасение, вступая в общение с лишенным общения украинскими раскольниками, полагая, что те, кто вступает в общение с лишенными общения, сами, по крайнем мере в потенции, отлучаются от общения. Подобным общением мы также не будем содействовать в гонениях на каноническую Церковь и в увековечении раскола на местном уровне и на уровне всего Православия. Боимся мы и внутриафонского раскола, если не будут приняты правильные и мужественные решения.

Ожидая Вашего своевременного ответа с почтением и подобающим уважением,

Старец Арсений иеромонах с братством, келья «Панагуда» монастыря Кутлумуш; старец Авраам иеромонах с братством, калива святого Герасима, Кутлумушский скит; старец Феофил иеродиакон с братством, келья святых Бессребреников монастыря Григориат Пахомеев; старец Николай монах, келья святого Димитрия монастыря Хиландар; старец Иосиф монах с братством, келья святых Феодоров монастыря святого Павла; старец Савва монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар Саввеев; старец Никодим монах, келья святого Нектария монастыря Ставроникита; старец Гавриил монах, келья преподобного Христодула монастыря Кутлумуш; старец Ефросин монах с братством, келья святого Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш; старец Паисий монах с братством, келья святых Архангелов монастыря Хиландар; старец Никодим монах, келья святого Иоанна Богослова монастыря Великая Лавра; старец Арсений монах, калива святого преподобномученика Герасима, Кутлумушский скит.

Копия: двадцати святогорским монастырям.

«“Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

…Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

…Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних».

Иоиль, Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский.

Жертва вечерняя, стр.161–166

Священная Митрополия Абхазии со дня своего основания на Церковно-народном собрании 15 мая 2011 года переживает не самые спокойные времена. К сожалению, как показывает история, с самого начала своего существования Церковь испытывает гонения, как внешние, так и внутренние. Однако важным остается не само искушение или же гонение как проявление искушения.

Важным для христианина остается его внутреннее состояние – в гонении, невзгодах и бедствиях.

Если правота христианских суждений основывается на Самом Христе и Его учении, то это путь к безупречности. Если же на самости и страстях – к погибели.

Когда речь заходит о существовании православных организаций в Абхазии (мы намеренно в данный момент не произносим слова «Церковь»), всякий оказывается на распутье.

С одной стороны, никто не мешает избрать церковную общину, духовника, храм и в этом окружении утверждаться в евангельских заповедях. С другой стороны, велико искушение с головой окунуться в «межправославные» распри, средостения и черпать энергию в противостоянии, зачастую ярко и недвусмысленно ощущая себя борцом с «мировым злом».

Предостерегая себя и православную паству от последнего, Священная Митрополия Абхазии, к сожалению, видит себя в качестве единственно способной предупредить трагические последствия «борьбы с ближними» на примере судьбы одного священнослужителя в Абхазии.

Протоиерей Александр Яблоков появился в нашей стране в 2007–2008 годах, представил документы клирика РПЦ МП. Несколько позже он вошел в клир Сухумо-Абхазской епархии, далее – Абхазской Православной Церкви. Поскольку по природе он человек довольно деятельный и энергичный, то и.о. управляющего АПЦ иерей Виссарион вскоре назначил его настоятелем храма св. Ипатия в городе Гагре. В период острого и болезненного противостояния в среде духовенства Абхазии протоиерей Александр Яблоков выступал как поборник «чистоты православия» против «раскольников», помог организовать официальный сайт АПЦ и был назначен советом Абхазской Церкви управляющим делами АПЦ.

Приходская деятельность протоиерея Александра воплощала разносторонние аспекты его творческих возможностей.

Официальный сайт АПЦ до сей поры в подробностях сохраняет описания его приходского служения во всех подробностях, и всякий желающий может с ними ознакомится.

Священнослужитель принимал деятельное участие как в общественной жизни нашей страны,

так и в политической.

Вопросы духовного попечения и безопасности также были заботой его деятельности.

Не обходил протоиерей вниманием и сугубо внутреннегосударственные, памятные для нашего общества даты:

Как видим, он всегда оказывался в центре христианской жизни Абхазской Православной Церкви.

Ну и, слава Богу! – со всей очевидностью сможет сказать всякий обыватель или сторонний наблюдатель, познакомившись с официально изложенным жизнеописанием служителя АПЦ. Управляющий делами нес послушание, помогал в становлении Церкви.

Правда, не дело обывателя или стороннего наблюдателя рассматривать иную – внутреннюю – сторону священнического служения.

А иная, внутренняя, сторона у этого служения была. И о ней знали – как духовенство Абхазии в большинстве своем, так и священноначалие АПЦ.

Однако мы не будем возлагать на себя функции духовного или нравственного суда и, естественно, не будем ставить перед собой задачу поглумиться над «духовными» оппонентами или людьми, не разделяющими нашу точку зрения. Не стоит перед нами и задача ответить «злом за зло», так как это и вовсе противоречит убеждениям.

Посему мы просто предложим вниманию паствы документ, содержание которого не было «тайной за семью печатями» с самого начала служения протоиерея Александра Яблокова в Абхазии.

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

Мое обращение к Вам связано с обеспокоенностью возможным обстоятельством представления к епископскому служению от Пензенской епархии протоиерея Александра Яблокова. Мое беспокойство обусловлено обстоятельствами, о которых речь пойдет ниже.

Протоиерей Александр Яблоков был рукоположен мной в сан иерея в 1987 году и прослужил на различных приходах Краснодарской епархии до 1996 года, когда был мною запрещен в священнослужении и уволен за штат за аморальный образ жизни. В частности, он открыто сожительствовал с Елизаветой Георгиевной Дьячковой, прихожанкой Свято-Екатерининского кафедрального собора. На протяжении нескольких лет он отправлял супругу с младшими детьми на отдых, а в это время приводил в дом Е. Г. Дьячкову в качестве сожительницы. Много ночей протоиерей Александр проводил в доме Е. Г. Дьячковой, объясняя наивной супруге свое отсутствие тем, что утром рано на службу в собор и он заночует у знакомых неподалеку от храма. Протоиерей Александр Яблоков на тот момент имел глубоко религиозную супругу и четверых малолетних детей. Протоиерей Александр на протяжении многих лет избивал жену и детей, сопровождая побои нецензурной бранью. От многих лиц я регулярно получал жалобы на недостойное поведение священника Александра Яблокова, позорящее и дискредитирующее священный сан. У меня имеются акты судебно-медицинской экспертизы, в коих отражены увечья, которые он наносил своей супруге. Она неоднократно обращалась ко мне с просьбой дать ей церковный развод с протоиереем Александром, так как опасалась за жизнь детей и свою собственную. Протоиерей Александр в своей жизни часто высмеивал монашество, не соблюдал церковные посты, смеялся над набожностью супруги, в частности, когда она келейно читала Псалтырь. Мне неоднократно приходилось призывать нерадивого священника восстановить мир и согласие в семье и пересмотреть свое отношение к браку. Однако он не внял моим увещеваниям и продолжал вести прежний аморальный образ жизни. Жена подала на гражданский развод, и суд принял решение о расторжении брака и взыскании с протоиерея Александра Яблокова алиментов в пользу четверых детей. Однако протоиерей Александр Яблоков отказался обеспечивать родных детей, и против него было заведено уголовное дело: лишь по счастливой случайности он избежал уголовной ответственности. Видя его нераскаянность и нежелание вести образ жизни, достойный священника, я запретил его в священнослужении и уволил за штат.

Через некоторое время ко мне обратился епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин), который просил снять с протоиерея Александра Яблокова запрещение. Я с пониманием отнесся к его просьбе и снял запрещение. Вскоре мне стало известно, что протоиерей Александр Яблоков, в то время иерей, назначен настоятелем Свято-Преображенского храма г. Сочи. До 2001 года я не имел о нем никаких известий, пока приходы, находящиеся на территории всего Краснодарского края, снова не вошли в состав Екатеринодарской и Кубанской епархии. Несколько лет все шло более-менее тихо, однако поступали сигналы о том, что отец Александр носит католическую сутану, а на храмовом престоле стоят вазы с цветами по образцу костелов. В 2006 году мне поступил вновь тревожный сигнал о том, что протоиерей Александр Яблоков нескольким лицам, жителям города Сочи Д. В. Новикову и Н. А. Семеновой, предлагает купить у него храмовые земли по 40 000 американских долларов за сотку, а земли было порядка 50 соток, что составляло 2 000 000 американских долларов. Эти люди проинформировали меня об этом, и мы предприняли все меры, чтобы это беззаконие предотвратить. Сразу начался поток грязи и клеветы в сторону этих уважаемых лиц со стороны протоиерея Александра Яблокова, и мне стало понятно, что никаких выводов для себя он не вынес. Мною было подписано соответствующее распоряжение и выдана доверенность на имя Д. В. Новикова, в которой значилось: протоиерею Александру Яблокову передать все земельные документы Д. В. Новикову, дабы пресечь возможность продажи храмовой земли протоиереем Александром Яблоковым. Почувствовав, что у него нет больше возможности безнаказанно действовать, он обрушил поток грязи и клеветы в мой адрес, а также в адрес моего викария, моих помощников и Д. В. Новикова. Начались проверки прокуратуры, которая выясняла, мог ли правящий архиерей принимать подобные решения. Однако все выяснилось, и проверки прекратились.

Кроме того, хочу обратить Ваше внимание, Святейший Владыка, на факт продажи протоиереем Александром Яблоковым в ломбард напрестольного Евангелия и Креста общей стоимостью около 600 тысяч рублей, пожертвованного Д. В. Новиковым в Свято-Преображенский храм г. Сочи. Эту богослужебную утварь протоиерей Александр Яблоков продал за долги по выполненным работам в собственном доме, который в разы превышает размер Свято-Преображенского храма г. Сочи, где он настоятельствовал.

Недавно мне стал известен тот факт, что Н. А. Семенова, известная сочинская меценатка, пожертвовала на храм квартиру рыночной стоимостью 500 000 американских долларов. Квартиру протоирей Александр благополучно продал, а деньги пустил на строительство своего пятисотметрового дома. Кроме того, все эти годы он продолжает сожительствовать с Е. Г. Дьчковой, которая в г. Сочи представлялась его матушкой. Эта «матушка» фактически и руководила приходом, как служащими храма, так и священнослужителями. Отец Александр внушил многим прихожанам, что ничего предосудительного в этом нет, так живут многие архиереи и священники. Во время своего служения в г. Сочи он просил 100 тысяч американских долларов у Д. В. Новикова для приобретения им архиерейского сана, тогда это мне казалось чем-то невероятным, хотелось гнать эту мысль от себя, однако время расставило все на свои места.

У меня были серьезные намерения предать протоиерея Александра Яблокова церковному суду, однако в июле от него поступило прошение на почисление за штат. Я удовлетворил его просьбу.

Следует рассказать о том, что представлял собой приход, который оставил после себя протоиерей Александр Яблоков. Это, во-первых, агрессивно настроенные люди, которые враждебно отнеслись к новому настоятелю. Для нормализации ситуации пришлось на этот приход назначить своего референта, священника Илию Быстрова, так как убежден, что на другого священника посыпались бы многочисленные жалобы, а так это несколько остужает пыл поклонников протоиерея Александра Яблокова, которые знают, что это мой ближайший помощник и все, что делается на приходе, согласуется с моим благословением. В ноябре я посещал этот приход, совершал там Божественную литургию и видел, что на самом деле оставил после себя прежний и что приходится делать новому настоятелю. Вся ценная утварь была прихвачена прежним настоятелем; на вопрос «как это понимать?» – следует ответ, что у батюшки все было личное. Личные потиры, дарохранительница, плащаницы, венчальные венцы, напрестольные кресты, кадило, иконы, облачения, даже икона на горнем месте – и то оказалась своя. А по описи все в полном порядке, только то, что осталось, это лишь повседневная довольно скромная утварь, а праздничная, оказывается, была личная.

Протоиерей Александр с ноября числится в Пензенской епархии, однако продолжает регулярно бывать в Сочи, совершать различные требы и таинства у себя на дому, настраивая прихожан против правящего архиерея и духовенства. Его сожительница Е. Г. Дьячкова в праздник Богоявления посетила Свято-Преображенский храм и сообщила поклонникам протоиерея Александра Яблокова, что в марте батюшка станет епископом, все уже решено!

Ваше Святейшество! Я допускаю мысль, что если ознакомиться с его личным делом, то в деле не окажется многих бумаг, которые характеризуют протоиерея Александра Яблокова, но ксерокопии этих документов сохранились в канцелярии Екатеринодарской епархии. Это и выговоры, и жалобы, и Указ о запрещении в священнослужении за аморальное поведение, и многое другое.

Искренне убежден, что подобный священник не только не достоин высокого сана епископа Русской Православной Церкви, но и подлежит церковному суду.

Смиренный послушник и богомолец
Вашего Святейшества
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ»

Данный документ всего лишь указал вектор развития событий, которые и привели к следующему итогу.

Протоиерей Александр, по всей видимости, бывший управляющий делами АПЦ (о чем с достоверностью судить мы не можем), покинул лоно РПЦ МП и перешел в юрисдикцию «РПЦЗ/ПРЦ» под руководством «митрополита» Филарета Семовских.

Став «архимандритом» этой религиозной организации, он заявил:

«… Эти и другие негативные моменты патриархийной жизни стали причиной того, что ушел из МП и стал искать благодатную каноническую Русскую Православную Церковь. Итогом моих поисков явилось то, что я принес покаяние в сергианстве и экуменизме, став под омофор Митрополита Филарета (Семовских) Первоиерарха ПРЦ/РПЦЗ. Православная Российская Церковь под омофором Митрополита Филарета имеет законную преемственность церковной власти от Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода ПРЦ согласно Постановлению N 362 от 1920 года, в то время как МП (Московская Патриархия – прим.) является самочинным раскольническим образованием Митрополита Сергия в союзе с богоборческой властью. Сейчас, когда существует возможность свободного выбора Церкви, по долгу пастырской совести этот выбор сделал. Смею успокоить всех, кто меня знает, и всех прихожан, что пребываю сейчас в канонической Церкви, а не в расколе и не в еретической организации. Призываю и всех, кому дорога истина, приложить все усилия к тому, чтобы её обрести».

После чего был он возведен в сан епископа с титулом «Сочинского и Черноморского» с окормлением, по словам своего первоиерарха, также территории Абхазии.

Далее новоиспеченный «архиерей» сразу же принял участие в «архиерейском синоде» Церкви.

Разбор подобной эволюции, а точнее духовной инволюции клириков АПЦ, сыплющих без числа обвинения в «расколах», подписывающих петиции на духовенство СМА в адрес священноначалия Московской Патриархии, разделяющих паству в Абхазии на «благодатных» и без (и тем не менее которых мы по сей день воспринимаем собратьями), как уже было сказано выше, мы оставляем за скобками.

Это область ответственности священноначалия Русской Православной Церкви, клириком которой и был протоиерей Александр Яблоков.

А выводы в среде православных жителей Абхазии каждый мирянин и священнослужитель должен сделать для себя сам.

Свою же задачу по ознакомлению нашей паствы с этим делом мы считаем оконченной.

Это наша данность, и в непростой церковной обстановке мы продолжаем призывать к духовной бдительности относительно собственных поступков, собственных прегрешений и собственного церковного пути.

От указанного зла – «не видеть своих прегрешений и осуждать своего брата» – да сохранит нас Всемилостивый Господь!