Что сделал гермоген

Содержание

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

§ 13. Разгар Смуты. Власть и народ

Вопросы к пункту 1 § 13. Разгар Смуты. Власть и народ

1. Представители каких социальных групп входили в состав войска Болотникова? Почему они поддержали восстание? 2. Как В. Шуйский расправился с И. Болотниковым? Дайте оценку действиям В. Шуйского.

1. Восстание против Шуйского быстро набирало силу. На сторону «царя Дмитрия» перешли недовольные своим положением дворяне. Особенно многочисленным был отряд рязанских помещиков во главе с Прокопием Ляпуновым.

Но главную силу восставших составляли войска Болотникова. Состав их был очень пёстрый. Здесь были и крестьяне, и холопы, и служилые люди— от стрельцов до мелких дворян. Восставшие, верившие, что они сражаются за «законного царя», сулили своим сторонникам «боярство», обещали поместья и жалованье.

2. Иван Болотников был схвачен и отправлен в Каргополь, где позднее его ослепили и утопили в проруби. Шуйский показал какая судьба ожидает тех, кто осмелиться выступить против него.

Вопросы к пункту 2

1. К кому обратился Василий Шуйский за помощью в борьбе против Лжедмитрия II? Каковы были последствия этого? 2. Как менялось отношение населения к тушинцам? Почему?

1. Чтобы добиться перевеса над тушинцами, Шуйский обратился за
военной помощью к Швеции.

2. Лжедмитрию II не верили и только спешили поживиться рядом с ним. Лжедмитрий II не поддержанный народом не осмелился даже войти в столицу и разбил свой лагерь в Тушино, под Москвой. Тушинцы занимались грабежами. Лжедмитрий II большинством населения не воспринимался как законный царь.

Вопросы к пункту 3

1. Почему на русский престол был приглашён именно королевич Владислав? 2. Какие ошибки были допущены Семибоярщиной? В чём их причины?

Пагубность междоусобной войны была уже осознана обществом. Но
как выйти из Смуты? Для людей XVII в. ответ был очевиден: нужен
новый государь, способный установить мир и порядок. В поисках
подходящей кандидатуры правительство Семибоярщины обратило свои взор на 14-летнего королевича Владислава, сына Сигизмунда III.

Кандидатура казалась самой подходящей: никто не осмеливался бы оспаривать знатность Владислава, а Сигизмунд должен был прекратить войну.

2. Предложившие Владиславу венец бояре опасались, что московские «низы» впустят в столицу Лжедмитрия II. Чтобы не допустить этого, в город были введены польские войска. Между тем польский король не спешил выполнять условия договора. Осада Смоленска продолжалась, королевич Владислав не принял православие и не появился в Москве.

Современники очень скоро нашли объяснение промедлению короля: он рассчитывал сам занять царский престол. Надежды на прекращение Смуты не оправдались. Даже гибель Лжедмитрия II в декабре 1610 г. не принесла успокоения. Ситуация казалась безвыходной, а мир — недостижимым.

Вопросы к пункту 4

  1. Кто поддержал призыв патриарха Гермогена спасти Отечество?
  2. Почему Первому ополчению не удалось освободить Москву?

1. В 1611г. патриарх Гермоген освободил подданных от присяги Владиславу. -Это был поступок, требовавший немалого мужества: встав на защиту веры, патриарх призвал к борьбе с польскими захватчиками и их ставленниками, причём призыв этот прозвучал из Кремля, занятого польским гарнизоном.

Таким образом, религиозная идея стала знаменем освободительной борьбы. Но чтобы освободить страну и прекратить Смуту, нужна была ещё и сила, способная организовать и повести борьбу. Эта сила вскоре нашлась. Ею стала земщина с её традициями общинною уклада жизни и органами самоуправления.

Земщина оказалась способной создавать новые органы власти снизу, волей «всей земли». Инициативу земских людей поддержали дворяне. Служилые и посадские люди приступили к созданию народного ополчения.

2. Первая попытка освободить Москву окончилась неудачей. Между ополченцами-дворянами и бывшими тушинцами — «вольными казаками»— возникли острые противоречия. Едва тлевший конфликт вылился в открытое столкновение. Ляпунова обвинили в намерении «бить и топить» казаков и. когда он приехал на казацкий круг объясниться, его посекли саблями. Лишившись предводителя, дворяне стали покидать лагерь. Ополчение распалось.

Вопросы и задания к § 13. Разгар Смуты. Власть и народ

1. Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.

1) Почему народ в годы Смуты чувствовал себя обездоленным, брошенным? 2) Что спасло народ от отчаяния в самые тяжёлые годы Смуты? 3) По силам ли патриотам Первого ополчения был призыв патриарха Гермогена?

1. «И мы уже, бедные, все православные крестьяне отчаялись, ни
заступающего, ни помогающего не было, ни делом, ни словом». Дело в том, что все кто участвовал в это время в политической жизни
страны заботились только о своих интересах и своей выгодой.
2. «И Господь на нас ещё не до конца прогневался… святейший патриарх Гермоген Московский и всея Русин… призвав всех православных крестьян, за православную веру всем велел стояти и померети». Спас народ от отчаяния патриарх Гермоген призвавший воевать с инородцами и спасти веру и государство.

3. Первому ополчению было не под силу сразиться иноземцами т. к. слишком сильны ещё были противоречия в самом ополчении.

Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

1) Какие детали картины свидетельствуют о мужестве патриарха Гермогена? 2) Какова роль Гермогена в борьбе с поляками? 3) Предположите, откликнулся бы народ на призывы «тушинского патриарха» Филарета? 4) Почему поляки из московского гарнизона так боялись патриарха Гермогена, вооружённого только верой и искусством слова?
  1. Гермоген со всех сторон окружён врагами, его принуждают силой подписать – он не испугался и продолжает стоять на своём, такая сильная воля вызывает уважение.
  2. Патриарх Гермоген стал идейным вдохновителем народной борьбы против иноземных захватчиков.
  3. Народ не откликнулся на призыв “тушинского” патриарха Филарета – т.к. он представлял интересы не русского народа а его врагов.
  4. Известие о создании ополчения переполошило поляков и их
    сторонников. Они потребовали от Гермогена остановить движение войска. «Отпишу, чтобы возвратились, если вы уйдёте из Москвы вон, а – нет— то благословляю всех довести начатое дело до конца»,— ответил патриарх. После этого Гермоген был заключён под стражу и, по преданию, умер от голода. Его мужественное поведение имело огромное значение— оно воодушевляло сильных и укрепляло духом сомневающихся.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

  • 1) появление Лжедмитрия II в селе Тушино – 1608 год.
  • 2) начало деятельности Первого ополчения – 1611 год.
  • 3) свержение Василия Шуйского – 1610 год.
  • 4) вторжение войск Речи Посполитой в Россию – 1609 год.
  • 5) начало восстания Болотникова – 1606 гол.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Народ в годы Смуты спасал государство или разрушал его?

В. Народ спас государство от разрушения, сплотившись перед лицом
внутренних и внешних опасностей, все антигосударственные силы были одновременно и антинародными.

Мнение историка

1. Как можно охарактеризовать поступки представителей знатных “семей, которые служили «обоим правительствам”? 2. Можно ли действия «перелётов» объяснить только политическими интересами?

1. Кто победит в борьбе, оставался открытым, то московская знать, часть купечества и посадских людей старались использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, перебегая из одного лагеря в другой, одни за чины и жалование, другие — извлекая большие прибыли от поставок товаров и провианта как тем, так и другим. Эти перебежчики получили прозвище «перелётов».

2. Действия “перелётов” можно объяснить не только политическим
интересами, скорее это были чисто материальные интересы.

Страница 1 из 4

1 марта в сквере у Ермолаевского переулка Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Истринский Арсений совершил торжественное освящение Поклонного креста, установленного на месте разрушенного храма Священномученика Ермолая.

Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий,
примите это как великий дар Творца,
ибо десница Господня касается того, кто строит храмы,
и многие грехи простит тому Господь.
Св.прав. Иоанн Кронштадтский

Это был день Торжества Православия! Праздничная Литургия, на которой предельное напряжение первой седмицы Великого поста воплотилось для многих в настоящую духовную радость. Негромкую, но всеобъемлющую. И такую, в которой жило предощущение радости Пасхальной.
В конце службы батюшка рассказал о приглашении Владыки Арсения принять участие в освящении Поклонного креста в Ермолаевском переулке. Это так сочеталось с праздником и стало его естественным продолжением. В назначенный час более полусотни прихожан вместе с о. Алексием отправились в путь. Особенного в предстоящем событии было много…

Храм Св. Ермолая основал в 1610 году сам патриарх Гермоген как свой моленный храм в Патриаршей слободе. До принятия пострига святитель носил имя Ермолай, и построил храм во имя своего небесного покровителя — Ермолая Никомидийского.
Со времен святителя Гермогена его моленная церковь так и оставалась патриаршим храмом. Позже роль храма отчасти умалилась, но никогда он не переставал быть духовной твердыней, никогда не утрачивал особого значения.
Так, 11 марта 1925 года в Прощеное воскресенье здесь служил св. Патриарх Тихон. Это было одно из последних богослужений святителя — менее чем через месяц он отошел ко Господу. Около 1929 года храм был закрыт. А в 1932-м, в годину жестоких гонений на православные святыни, – разрушен. Но уцелели под землей его фундаменты и захоронения подвижников.
Самым важным и удивительным за последние два-три года стало ощущение присутствия Патриарха Гермогена, его молитв, его видимого участия в событиях сегодняшнего дня.
25 мая 2013 года в Александровском саду был торжественно открыт памятник Патриарху Гермогену (Ермогену). Освящал его Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, принимал участие Патриарх Иерусалимский Феофил. Свершилось! Отныне от стен Кремля святитель благословляет Москву высоко поднятым крестом!
После установки памятника закладной камень, который с 2012 года стоял на его месте, чудесным образом был перенесен от стен Кремля в тихий сквер во дворе Ермолаевского переулка. Казалось, сам святитель благословил эту перемену. Следом, уже в этом году, на Крещение Господне, там же был установлен Поклонный крест. А ведь до того более чем десятилетняя история молитвенных стояний, казалось, не приносила никаких видимых плодов. Молитвенники гадали, когда же ждать освящения? И вот открылось – в праздник Торжества Православия!

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

«По благословению и по совету святейшего Ермогена патриарха Московскаго и всея Руси… (и Освященного Собора и по приговору всех служилых людей Ф. И. Мстиславский с боярами заключил договор с представителями короля и Речи Посполитой на следующих условиях:)

Великий государь Жигимонт король пожалует, даст на Владимерское и на Московское и на все великия государства Российскаго царствия сына своего королевича Владислава Жигимонтовича.

И государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико государь придет в царствующий град Москву, венчатись на Владимерское и на Московское государство и на все великия и славныя государства Российскаго царствия царским венцем и диадемою от святейшего Ермогена патриарха Московскаго и всея Руси и ото всего Освященнаго Собору греческия веры по прежнему чину и достоянию, как прежние великие государи цари Московские венчались.

А будучи государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божия на Москве и по всем городам и по селам в Московском государстве и во всем Российском царствии чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и от разоренья ото всякаго оберегати.

И святым Божий иконам и Пречистыя Богородицы и всем святым и чудотворным мощем поклонятися и почитати. И святительскому и священническому чину и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческаго закона по прежнему.

И римския веры и иных розных вер костелов и всяких иных вер молебных храмов в Московском государстве и по городам и по селам нигде не ставити. А что говорил гетман по королевскому ответу (инструкции. — А. Б.), чтоб в царствующем граде Москве хотя б один римской костел быти мог для людей польских и литовских, которые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархом, и со всем духовным чином, и с бояры, и со всеми думными людьми говорити.

А христианския нашия православныя веры греческаго закона ничем не рушати и не безчестити. И иных никаких вер не вводити, чтоб наша святая православная вера греческаго закона имела свою целость и красоту по прежнему.

И Российскаго государства людей православных христиан от греческия веры в римскую и ни в которую иную силою и нужею и иными никакими мерами не отводити.

И жидом в Российское во все государство с торгом и ни которыми иными делы не въезжати.

Цельбоносные гробы и мощи святых государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу имети в великой чести.

А святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Руси, также и митрополитов, архиепискупов, епискупов, архимандритов и игуменов, попов и дьяконов, и священнических и иноческих чинов, и весь Освященный Собор христианская нашия православныя веры греческого закона чтити и беречи во всем.

И в духовныя во всякия святительския дела не вступатися. И иных вер, опричь греческия веры, в духовной чин не поставляти.

А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодей и что шло при прежних царех ружнаго хлеба, и денег, и всяких угодей — и того данья всех прежних государей Московских, и боярскаго, и всяких людей данья у церквей Божиих и у монастырей не отъимати, быти всему по прежнему, ни в чем не нарушаючи.

И церковных всяких и монастырских чинов ни в чем не рушити. И ружные всякие оброки церковные и монастырские, которые преж сего давано из государския казны — то все давати по прежнему из государския казны.

И милости ради великаго Бога к церквам и к монастырем всякаго даяния прибавливати.

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным, и чашникам, и стольникам, и стряпчим, и дьякам, и приказным всяким людем во всех приказах у всяких государственных у земских расправных дел, и по городам воеводам, и дьякам, и всяким приказным людем, и всяким чинам быти по прежнему, как повелось в Московском государстве при прежних великих государех.

А польским и литовским людем на Москве ни у каких у земских расправных дел, и по городам в воеводах и в приказных людех не быти и в наместничество и в староство городов польским и литовским людем не давати.

(Поляков и литовцев своей свиты Владислав мог жаловать деньгами и поместьями. Русских служилых людей — от бояр до пушкарей — он должен был иметь) всех по достоинству в чести, и в жалованьи, и в милости… прежних обычаев и чинов, которые были в Московском государстве, не переменяти, и московских княженетских и боярских родов приезжими иноземцы в отечестве (родовитости. — А. Б.) и в чести не теснити и не понижати…

Гермоген

Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.

После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.

Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.

Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.

Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Грамота в Нижний Новгород
*

Грамота в Нижний Новгород, с повелением написать в Казань и другие города, чтоб отнюдь не упрочивали царства сыну Маринкину, а стояли бы все за Веру, не щадя живота своего.

Писана 1611, в Августе.

В Нижний Новгород благословение Архимандритам, Игуменам, и протопопам и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детем боярским и всему миру. От Патриарха Ермогена Московскаго и всея Русии мир вам и прощение и разрешение. Да писати бы вам из Нижняго в Казан к Митрополиту Ефрему, чтоб Митрополит писал в полки к боярам учительную грамоту, да и Казанскому войску 1 , чтоб они стояли крепко о вере, и боярам бы говорили натамасье 2 безстрашное 3 , чтоб они отнюдь на Царство проклятаго Маринки 4 паньина сына 5 , не благословляю; и на Вологду ко властем пишите ж, также бы писали в полки; да к Рязанскому пишите тож, чтоб в полки также писалъ 6 к боярам учительную грамоту, чтоб уняли грабеж, корчму 7 , имели б чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись души свои положити за Пречистой 8 дом и за чудотворцов и за веру, так бы и совершили; да и во все городы пишите, чтоб из городов писали в полки боярам натамасье 9 , что отнюдь Маринки 10 на Царство не надобеть 11 : проклят от святаго собору и от нас. Да те бы вам грамоты с городов собрати к себе в Нижний Новгород, да прислати в полки к боярам натамасье 12 ; а прислати прежних же, коих есте 13 присылали ко мне 14 советными челобитными, безстрашных людей Свияжанина Родиона Моисеева 15 да Ратмана Пахомова, и 16 им бы в полкех говорити безстрашно, что проклятье 17 отнюдь не надобе; а хотя 18 , буде и постраждете, и вамъ 19 в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы, для грамот, посылати их же, а ведети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословенье и разрешенье в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; аз я 20 , должен за вас Бога молить 21 .

Отошел ко Господу насельник Сретенского монастыря монах Ермоген (Дорофеев)

Монах Ермоген (Дорофеев). Фото: епископ Тихон (Шевкунов) / Православие.Ru

Родился Валерий Иванович Дорофеев в 1950 г. в русской семье в Тамбовской области. После школы отслужил в армии и поступил на филологический факультет Куйбышевского педагогического института. После обучения в институте с 1979 по 1990 год жил и работал в Тбилиси. О годах, проведенных в Грузии, он тепло вспоминал до конца жизни. С 1990 по 1996 год он жил и работал в Самаре. А с 1996 года поступил в состав трудников Иоанно-Богословского мужского монастыря возле Рязани. В эти годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был носитель традиции Святой Горы Афон архимандрит Авель (Македонов). Отец Авель воодушевил раба Божия Валерия на выбор монашеского пути, но полное посвящение себя ангельскому житию Валерий получил уже в московском Сретенском монастыре.

О своем знакомстве со Сретенским монастырем отец Ермоген вспоминал так: «Я приехал к отцу Тихону в Сретенский монастырь всего на месяц. У меня были там друзья по Псково-Печерской обители. А за день перед отъездом понял, что из Сретенского монастыря я уже никуда не уеду. Так и остался». 1 сентября 2000 года он написал прошение на имя Святейшего Патриарха Алексея II о вступлении в число братии Сретенского монастыря, а 19 апреля 2004 года был пострижен в мантию с наречением имени Ермоген в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

Долгие годы монах Ермоген руководил подсобным хозяйством Сретенского монастыря в Михайловском районе Рязанской области, что недалеко от скита в честь преподобного Серафима Саровского. За годы его директорства колхоз «Воскресение» приобрел известность как лучший землепользователь, получил почетную Столыпинскую премию и многочисленные благодарственные письма от Администрации Рязанской области. Коллеги по работе запомнили отца Ермогена как доброго христианина и монаха, образованного собеседника.

За внимание к трудам монах Ермоген (Дорофеев) был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского II степени (2003 г.) и орденом преподобного Серафима Саровского III степени (2016 г.).

После неожиданной травмы ноги в 2013 году ему пришлось пройти несколько курсов серьезного лечения, разного рода обследований и 14 курсов химиотерапии. На глазах у братии он угасал, но необычайно мужественно переносил все увеличивающиеся страдания. Он не кривился от боли и не сетовал на жизнь, но, напротив, все годы болезни искренне за все благодарил Бога. Для многих из приходивших к нему монахов, его друзей-мирян он стал образцом терпения, благодушия, безропотливости и безграничной благодарности Богу. Семинаристы приходили к нему за советом как к опытному рассудительному иноку, как к духовному отцу.

Последние дни отец Ермоген тяжко страдал. Но, несмотря на это, не прекращал общения с приходящими к нему людьми, вселяя надежду в других на всесильную помощь Божию.

Братия регулярно, несколько раз в неделю, причащали отца Ермогена. За день до кончины наместник обители епископ Тихон прочел над ним молебный канон на исход души. 27 апреля 2016 года в 5:30 утра монах Ермоген мирно отошел ко Господу, причастившись накануне Святых Христовых Тайн.

Словами, которые он повторял на протяжении нескольких последних недель, были следующие: «Благодарю Бога и братию Сретенского монастыря. Только в болезни начинаешь понимать, как братия-монахи друг о друге заботятся, поддерживают, не оставляют без внимания. Это не так заметно во время повседневной суеты. Но когда тебя болезнь приковывает к кровати, тогда понимаешь, что такое настоящее монашеское братство во Христе, взаимная забота, взаимная любовь…»

Царство Небесное монаху Ермогену и вечная память!