Что случилось с раскольниковым

Содержание

«Вечная Сонечка, пока мир стоит…» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Разработка урока по литературе

Тема: «Вечная Сонечка, пока мир стоит…» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Учитель: Куулар Чимис Эрес-ооловна. МБОУ СОШ №1 г Шагонара

Цель урока:
— рассмотреть образ Сони Мармеладовой;
— показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.
— развивать умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения;
— развивать умение самостоятельной исследовательской работы;
— подготовить учащихся к домашнему сочинению

Эпиграф: «Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский

Ход урока:
I Оргмомент.
II Повторение пройденной темы. (…)
III Объяснение новой темы

Радион Раскольников сказал Соне: » … я тебя выбрал…». За что же он ее выбрал? Почему? Какую роль играет Соня Мармеладова в жизни главного героя Родиона Раскольникова? Вот на эти вопросы мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.
Учитель:
Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизней пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему «Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем», то есть не только светить, но и греть. Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня в романе становится таким теплым светом, хотя на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты.
Ребята, я вам на дом задала подготовить тонкие и толстые вопросы о героине, давайте начнем с тонких вопросов.
Тонкие вопросы — это вопросы, требующие короткого и быстрого ответа. Можно ответить одним словом.
Толстые вопросы — это вопросы, требующие развернутого полного ответа.
Сами выбирайте кому вы зададите вопрос.
2. Словесный портрет Сони.
— Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.
— А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)
3. Работа с портретами Сони, сделанными разными художниками. Показ слайдов.
В раскрытии авторского замысла помогут, нам иллюстрации Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На одной из них художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Глядя на ее бледное лицо, нельзя не почувствовать «невыразимого волнения»,трепетности, какого-то внутреннего горения Сони. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Соня держит свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего высветляется ее лицо. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художника.
— Как вы думаете, сумели ли передать художники образ Сони?
Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?(слайд).
Сообщение ученика. » София, Софья,Соня — это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой — это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова
Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?
(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
Расскажите о жизни Сони.
( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)
5. Соня и Раскольников
Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)
Работа с текстом.
Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)
Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания.
Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)
Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит?
(Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)
Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.
Соня — воплощенное чистое добро — находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти «по одной дороге», что у них «одна цель».
Две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая — ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только «Евангелие»

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная, правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем, правда, ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
7. Домашнее задание. Сочинение «Я тебя выбрал…»

Урок литературы в 10 классе «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

— Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Именно Сонечка, беззащит-ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливос-ти и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольни-кова. Какие черты подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по желтому билету. Исто-щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она отдает Мармеладову последние «гре-ховные гроши» на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

— Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправед-ливости. Теория толкает его на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов пере-ступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление Расколь-никова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя прези-рать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой доро-гой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую душу.

— Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

— Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Он считает, что Соня – более преступница, чем он сам, ведь она напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня не может и не пытается уничтожить на земле зло.

— «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», — говорит герой Соне, но, дума-ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

— Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед-шихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

— Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

— Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, зако-нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в героине. Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го-лодных детей, думая не о себе, а о своих ближних. Уходя от девушки, он говорит, что скажет, кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не только к кому придёт с признанием Раскольников, но и где это произойдёт – в квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов – фамилия значимая.

Капернаум – город, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после то-го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испыты-вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

— Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

— Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

— Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

— Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», — говорит Соня. Она считает, что един-ственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

— Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «… все разом в нем размягчилось, и хлы-нули слезы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».

— А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её… к ней даже ходили лечиться».

— Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга – «все и всё погибало».

— Пустая земля, где люди перебили друг друга, — вот логический итог теории Раскольникова. Только после этого сна начинается освобождение героя из-под власти идеи, именно сон помогает ему сде-лать последний шаг – сознательно отказаться от своей теории. Раскольников излечился не только от физической болезни, но и от болезни индивидуализма, рухнула та стена, которую в своих мыслях он возвел между собой и другими, «обыкновенными» людьми. Герой вдруг осознал, как важна, как дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам». Впервые в глазах Раскольникова появляются слёзы – символ очищения, рубеж нового этапа его жизни. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым героем, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки русскому народу: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. Своей жалостью и человечностью Соня вернула герою ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стёрта. Утверждая «правду» Сони, Достоевский убеждает нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте, не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

4.Д/З: написать сочинение на материале романа «Преступление и наказание» по одной из тем:

— Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

— Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

— Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

— Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

9 вопросов о «Преступлении и наказании»

Текст доступен в формате электронной книги.

Отвечает доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН, Татьяна Александровна Касаткина

Какая основная тема «Преступления и наказания»?

Это роман о том, как человек находит в себе Христа, научается выбирать Христа в себе и доверять Христу в себе. Для Достоевского высшее развитие личности (см. «Зимние заметки о летних впечатлениях»), прошедшей и переросшей свое эгоистическое состояние (необходимый, впрочем, этап человеческого развития), заключается в способности и даже страстном ее желании отдать себя всем, «добровольно пойти за всех на крест, на костер», то есть — стать Христом, просиять Христом. Для Достоевского все социальные вопросы решаются одним фундаментальным способом: «если все Христы…» (фраза эта много раз повторяется в черновиках романа «Бесы»). Например, в таком виде: «Если все Христы, будут ли бедные?». Мы с Вами обозначили здесь контекст предшествующих и последовавших за «Преступлением и наказанием» текстов Достоевского, в которых развивается его мысль о пути человека и человечества как движении ко Христу, к Царствию Божию «внутрь вас» и «среди вас» («среди вас» — как следствию «внутрь вас»; как говорит Достоевский: «были бы братья — будет и братство»). Что же в самом романе?

В «Преступлении и наказании» в центре внимания Достоевского два способа человеческого бытия, предъявленные нам в самом Раскольникове. Это, во-первых, представление о бытии как об открытой системе, постоянно пополняемой милостью и благодатью извне, и о человеке как проводнике этой благодати, Христе мира, ответственном за этот мир, окормляющем его из своей неоскудевающей руки (неоскудевающей — за счет реализованного человеком в полноте принципа самоотдачи). И второе — представление о бытии как о закрытой системе, где для того, чтобы у кого-то прибыло — нужно, чтобы у кого-то убыло. И человек — властный человек — в такой системе — перераспределитель благ, вынужденный решать, «кому жить, кому умирать».

Первое дано Раскольникову во мгновенном чувстве своей ответственности за происходящее вокруг него, своей обязанности изменить происходящее за собственный счет. Он постоянно, из состояния, по видимости, крайней нищеты, раздает деньги всем вокруг себя. И каждый раз у него неожиданно находится именно столько, сколько нужно, что в тексте подчеркнуто: «— Послушайте, — сказал Раскольников, — вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись)» (6, 41).

Второе приходит тогда, когда в действие вступает рассудок, твердящий, что у него мало, почти ничего нет, на всех — и даже на близких — не хватит, и что единственный способ достать — это отобрать у кого-то. Второе — это ощущение мира как места недостатка и нищеты, места жестокой борьбы за ресурс, который радикально ограничен. То ощущение, которое так хотел изменить Иисус своими чудесами умножения хлебов, внушающими человеку: если только ты готов делиться, то хватит на всех.

Раскольников, по заданию, — Христос романного мира (как и всякий человек, по Достоевскому, в области своего бытия). Любой студент, будучи спрошенным, опознает икону Богоматери с Младенцем-Христом в последней фразе письма матери Раскольникова в самом начале романа: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и Искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» (6, 34). И именно это задание им ощущается, определяя первый способ его бытия — и это же задание радикально трансформируется при включении меры и счета. Остается чувство ответственности и причастности — меняются только средства, которыми можно изменить ситуацию. Вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими — для пользы всех — собственно, теория Раскольникова. Теория возникает именно тогда, когда бледнеет — под аналитическим прицелом рассудка — непосредственное ощущение живой жизни и непосредственно данной правды. Теория возникает как желание получить тот же результат (исцеление мира) без самопожертвования и самоотдачи, перекладывая бремя жертвы на другого.

Как тема “обожения” развивается в “Преступлении и наказании” вне образа Раскольникова?

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу — когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен — Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь — и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь — не вскрикнув, не выдав, — но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Соня же еще видит в себе остатки эгоизма — и именно это она имеет в виду, когда говорит о себе: «Я великая, великая грешница». Это — а вовсе не то, что она проститутка (и это было прямо проговорено в черновиках — и, по всей видимости, в первом варианте сцены чтения Евангелия, которую Достоевский вынужден был переработать под давлением редакции). Она открывает Раскольникову свой грех, когда он пытается заставить ее «подумать», перейти на поле «рационального» мышления, предъявляя ей ее обиду (он ей говорит: «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била?»). И этот ее великий грех — отказ в просьбе Катерине Ивановне, попросившей у нее воротнички. Грех — в том, что есть еще вещи, которые могут заслонить от нее радость самоотдачи.

При этом интересно и характерно, что Достоевский показывает, как большая, воистину крестная, жертва оказывается более и быстрее возможна для человека, чем мелкие жертвы повседневности.

Соня, уже продавшая себя за еду и тепло для детей, «ушедшая в шестом часу и вернувшаяся в девятом» (так Достоевский прямо указывает на вновь явившуюся в ее жертве жертву Христову), все же делает Катерине Ивановне больно из-за мелочи — но и сама остро чувствует эту боль другого. Потому что другой для нее перестал быть другим. «Мы одно, заодно живем» — выговаривает она для Раскольникова истинный принцип человеческого бытия. И это «заодно» — уже не исходное невыделение личности из толпы и массы — а вольное возвращение личности, вполне развившейся и осознавшей себя, ко всем, ее желание принести все триумфальное чувство человека в его потенциальном величии, добытое личным страданием, всем.

Соня Мармеладова. Рисунок Екатерины Ватель

Недаром каторжники с очевидностью воспринимают Соню как Богоматерь — или, во всяком случае, как икону Богоматери (приведу потрясающую цитату из эпилога романа в небольшом сокращении с выделением слов, которые очевидно указывают на такое восприятие): «Неразрешим был для него вопрос: почему все они так полюбили Соню? Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на Рождестве, принесла на весь острог пирогов. Но мало-помалу между ними и Соней завязались более близкие отношения: она писала им письма к их родным. Их родственники оставляли в руках Сони вещи для них и деньги. Жены их и любовницы ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов — все снимали шапки, все кланялись: “Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые каторжники этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться» (6, 419).

Достоевский в конце романа показывает, как люди приходят к своему окончательному преображению благодаря тому, что они нашли друг друга, помогли друг другу, восполнили друг друга. Именно такая взаимная самоотдача, жертвенность, открытость является путем к настоящей радости, истинному счастью.

Таким образом, «Преступление и наказание» — роман о боли и радости роста человека к заданному ему размеру, то есть — об обожении. «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть», — писал Ф.М. Достоевский (25, 228). Самый главный призыв, обращенный к Раскольникову, прозвучит из уст следователя Порфирия Петровича: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем» (6, 352).

Почему некоторые люди после прочтения «Преступления и наказания» начинают испытывать глубокую неприязнь к Достоевскому?

Эта неприязнь связана, как правило, с тем, что человек не готов читать Достоевского, поскольку не способен смотреть на мир на той глубине, на которой воспринимает его писатель. Такой читатель живет в совершенно другой, другого объема, реальности. Отсюда и неприязнь. И такое впечатление остаётся не только от «Преступления и наказания».

Например, в «Братьях Карамазовых», в конце главы «Кана Галилейская», Достоевский описывает образ Алеши Карамазова так, будто тот является центром всего мироздания. Герой, как человек, который был создан по образу и подобию Бога, будто становится точкой, в которой сходятся все невидимые нити от Земли и Неба. Алеша становится средоточием мира. И такое отношение к человеку, такое понимание его высоты и глубины для Достоевского абсолютно нормально и привычно.

Но что произойдет, если такое начнет читать человек, который вполне хорошо себя чувствует в своих телесных границах и рамках, в своем горизонте ближайшей ответственности, со своей идеей ограниченных последствий своих действий (или вообще с идеей перекладывания любых последствий на окружающих и обстоятельства)? Это станет для него ужасным потрясением, абсолютно нежеланным опытом. Отсюда и проистекает яркая негативная реакция. Защитная реакция. Гораздо проще захлопнуть книгу и разозлится на ее автора, чем попытаться осмыслить совершенно иной образ себя и реальности вокруг.

Можно ли утверждать, что Раскольников главный герой романа?

На самом деле, «главных» героев — двое. Первый — Раскольников, а второй — Свидригайлов. Именно глазами и в кругозоре этих героев мы, как правило, видим происходящее. Интересно, что перед нами при этом оказывается два совершенно разных города: через Раскольникова мы воспринимаем душный, жаркий, пыльный город, спаленный солнцем, через Свидригайлова — мокрый город, темный или затененный, в потоках воды. Так Достоевский доносит до нашего сознания идею того, что наши внешние обстоятельства — то, что формируем мы сами, изнутри нашего собственного состояния и сознания. Недаром Раскольникову будут говорить и Свидригайлов, и Порфирий Петрович: «Вам прежде всего воздуху нужно». Раскольников, ощущающий себя как Лазарь под камнем, в спертой атмосфере собственной вони, передает нам ощущение вони распивочных, вони известки и духоты всегда и везде — и в комнатах, и на улице.

Очень важный признак самостоятельного второго главного героя — впечатление, что для основной сюжетной линии романа второй герой, в общем, не нужен. Обратите внимание: история Раскольникова могла бы развиваться сама по себе и без участия Свидригайлова. Но при этом оба героя связаны друг с другом в чем-то неочевидном, но очень важном. Свидригайлов в одном из диалогов с Родионом Романовичем обращается к нему со словами: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то общая точка, а?»

Кто в таком случае Свидригайлов? И в чем его отличие от Родиона Романовича?

Оно довольно очевидно, хотя и парадоксально. Раскольников — человек, который на наших глазах совершил преступление — и был спасен, нашел свою дорогу к преображению, о чем говорится в удивительных словах в самом конце романа. Свидригайлов же — человек, который на наших глазах отказался от совершения преступления — и, по-видимости, окончательно погиб (покончил с собой, что в христианстве есть самая безнадежная смерть).

И, однако, при внимании к тексту, к встающим за ним образам, мы можем увидеть другую картину. Мы уже видели, как в глубине убийцы-Раскольникова Достоевский рисует Христа, в глубине проститутки-Сони — Богоматерь. Достоевский всегда рисует нам человека не в плоскости и поверхности его сиюминутных обстоятельств — но в бесконечной глубине его истинного задания и призвания. В «Преступлении и наказании» есть только один герой, оставшийся плоским по своему собственному желанию — это Лужин (и фамилия его тоже отражает эту мелкость и плоскость без глубины). Этот герой плоский, потому что он весь сосредоточен на себе, на своем «я». А «я» для Достоевского — это даже не замкнутый от внешнего мира шар — «я» всего лишь поверхность этого шара. Человек, сосредоточенный на своем «я», лишается, по Достоевскому, не только доступа к своему внешнему, замыкаясь от мира, но он лишается доступа и к своему внутреннему — то есть к образу Божию в себе.

Раскольников и Свидригайлов. Рисунок Екатерины Ватель

Какой же образ встает за Свидригайловым? Образ так называемого «благодетельного блудника», присутствующий на множестве икон «Страшного суда».

Материал по теме

Быть Достоевской

Когда венчались Анна Григорьевна Сниткина и Федор Михайлович Достоевский венчаются, ей было — 20, ему — 45. «Мне ее Бог дал» — не раз потом скажет писатель о своей второй жене. Правда, для нее этот первый год оказался годом как счастья, так и нелегкого избавления от иллюзий. Она вошла в дом известного писателя, «сердцеведа» Достоевского, которым восхищалась порой даже чрезмерно, называя его своим кумиром, но реальная жизнь грубо «сдернула» ее с этих блаженных небес на твердую землю…

По преданию, это был очень богатый человек, жил он в одном греческом городе. Он много помогал другим людям, церквям и монастырям, но при этом был блудником. После его смерти монахи монастыря, которому он благодетельствовал, молились, чтобы узнать о его посмертной судьбе. И вот игумену приснился сон: стоит их благодетель, прикованный к столбу между раем и адом, так, что может созерцать и то, и другое, но ни туда, ни туда не может войти. В силу своей благодетельности он не мог попасть в ад. Ничто не жгло его изнутри (что и есть адский огонь): ни зависть, ни подлость, ни желание отнять. Но и рай оказался для него недоступен, потому что своей блудной жизнью он убил в себе способность чистого созерцания красоты, чистого, не потребительского, отношения к красоте. Он не способен воспринять чистоту как ценность, как условие истинного общения, настоящего контакта.

Более того, в результате сама райская красота становится для него источником адского пламени: Достоевский в черновиках говорит, что Свидригайлов собирался распаляться чистым образом Дуни, именно чистота его разжигала. Благодетельный блудник — тот, в ком ад пробуждается только — и именно! — созерцанием рая.

Помните, как Свидригайлов рассказывает Раскольникову о Дуне? Это чрезвычайно интересно. Он говорит следующее: «Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит.)» (6, 365). То есть — для него целомудрие — это, в данном случае, только и исключительно помеха и преграда. Для него целомудрие — это то, что мешает жить и радоваться жизни. С его точки зрения, это как болезнь, которая приносит вред и Дуне, и ему самому. Поэтому он, кстати, в так называемой «сцене изнасилования» просто пытается создать для нее такие условия, в которых она могла бы ему отдаться, не чувствуя при этом за собой никакой вины. И он это заранее иносказательно и завуалировано объясняет Раскольникову, рассказывая ему о соблазнении «добродетельной барыни».

При этом интересно, что всеми своими поступками накануне смерти Свидригайлов стремится защитить мир вокруг себя от насильственного растления. Он дает деньги Сонечке для того, чтобы ей не нужно было заниматься проституцией и чтобы она могла следовать за Раскольниковым в Сибирь. Всех детей Мармеладова он пристраивает в приют и кладет на их счет деньги, чтобы Полечке в будущем не пришлось идти путем Сони. Своей невесте, шестнадцатилетней девочке, которую ему фактически продали, он оставляет огромное приданое, чтобы уберечь ее от возможной будущей «продажи».

Соня Мармеладова. Рисунок Екатерины Ватель

Достоевский очень отчетливо рисует нам сцену «благодетельного блудника», чтобы мы не остались в сомнении на счет посмертного пути Свидригайлова. Интересно, что отправляясь в свое последнее странствие, герой все время думает о том, что нужно бы «прямо пройти» на Петровский (то сад, то остров), где деревья, кусты, и тот куст, который обрушится на него миллионами брызг. Петр, как известно, ключник рая, так что рай обозначен тут вполне прозрачно. Но Свидригайлов сворачивает налево, к пожарной каланче. Пожарная каланча в системе романа вещь тоже довольно очевидная — это соединение огня и воды — то же самое, которое было в представлении Свидригайлова о вечности — «бане с пауками по углам», месте, где тоже соединяются огонь и вода. Свидригайлов здесь как бы подходит именно к тому посмертию, которое он для себя и предвидел. Но перед ним встает еврейский «Ахиллес» — одновременно иудей и эллин (что, собственно, и указывает нам на то, Чей, на самом деле, образ мерцает через смешной образ еврея-пожарного — победителя огня ада), которого Свидригайлов назовет братом — тот, кто скажет ему, что «здеся не место» — то есть не его место. Свидригайлов может покончить жизнь самоубийством — но в ад Господь его не пустит.

Вообще, можно сказать, что за Раскольниковым и Свидригайловым на протяжении всего романа бегает Бог — как отец бегал в сне о лошадке за маленьким Раскольниковым, пытающимся навести порядок и справедливость по своему разумению, пытающимся сначала защитить жертву, а потом отомстить за ее смерть и наказать убийц. И Свидригайлова, отвернувшегося от всех Его призывов (например, в гостинице ему приносят телятину (очередная прямая отсылка к притче о блудном сыне, мотивами которой вообще пронизан весь роман) — но он ее так и не ест), Он все же успевает хотя бы загородить от ада, заслонить от его последнего неправильного выбора.

Какие знаковые события происходят с Раскольниковым накануне убийства? А после?

Вообще, все «Преступление и наказание» — это история неправильных выборов главных героев. Неправильных выборов, которые, однако, каким-то образом дают Богу шанс.

Но одно событие, пожалуй, далеко выделяется из других по своей яркости (не внешней — каким-то образом многие читатели умудряются вообще не обратить на него внимания) и по тому вызову, который оно бросает сознанию читателя. Это событие — спусковой крючок убийства, и Раскольникову оно кажется «каким-то предопределением судьбы его» (6, 50).

После сна о лошадке Раскольников просыпается с ярким осознанием невозможности замысленного, на душе его становится «легко и мирно» — и он произносит молитву: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50).

А вот затем начинается странное. Раскольников, уставший, идет домой, но почему-то делает бессознательно «очевидный и совершенно ненужный» крюк, проходит через Сенную площадь — и именно там слышит разговор Лизаветы с мещанами-торговцами, которым она обещает прийти для заключения сделки в седьмом часу — и таким образом Раскольников, совершенно точно и абсолютно не вызывая подозрений, узнает, что старуха завтра в это время останется дома одна. И он воспринимает услышанное как приговор. Приговор, заметим, не старухе — себе: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти» (6, 52). За время этого лишнего и совершенно ненужного крюка произошло нечто, что полностью уничтожило его «волю и свободу рассудка», как говорит Достоевский. Этот лишний и совершенно ненужный крюк в несколько минут станет причиной лишнего и совершенно ненужного крюка в его жизни, который растянется в общей сложности на девять лет; мгновенно уничтоженная воля приведет к девятилетнему лишению свободы.

Раскольников. Рисунок Екатерины Ватель

Пожалуй, еще более непонятным делают этот эпизод слова Порфирия Петрович в его последнем объяснении с героем: «Вас, может, Бог на этом и ждал». «По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел» (6, 351).

Здесь нам в своем наиболее полном и концентрированном виде явлена сложнейшая проблема свободы в «Преступлении и наказании».

Раскольникову уже дано то, что ляжет потом в основу преображения — ощущение себя ответственным за весь мир, за все, что происходит на его глазах. Он уже в глубине своей Христос — и крюк, который он сделает для того, чтобы преображение осуществилось — в этом смысле совершенно лишний. Но у него уже, с другой стороны, сформировалась теория, плод испуганного и неверящего рассудка, последуй он которой не в столь радикальной форме, сформируй на ее основе жизненный путь — и постепенно превратится в существо гораздо страшнее Лужина. И потому ему предлагается после молитвы не путь — а выбор пути: отказаться от своей «проклятой… мечты», которую он еще нескоро — и лишь после осуществления — назовет «промахом» — то есть грехом (грех по-гречески — ‘αμαρτία — от ‘αμαρτάνω — ошибаться, промахиваться, не попадать) — но в ситуации обстоятельств наибольшего благоприятствования ей. То есть — отказаться не вынужденно, а самостоятельно и осознанно. Или — утратив свою волю, сделать этот совершенно лишний и ненужный крюк, пережив в полноте и на глубине все последствия решения приносить в жертву не себя, а другого. Этот крюк, на котором ждет Бог — потому что на таком крюке Он может ждать — но на таком пути — нет.

Сделав неправильный выбор, Раскольников отказывается от своей свободы. Он словно начинает жить в механизированном мире. Будто он клочком одежды попал в колесо огромной машины, которая тащит и тащит героя куда-то. Совершив убийство, вольно выбрав поступать так, как диктуют обстоятельства, Раскольников сам порождает цепь причинно-следственных связей, внутри которой он теперь надолго вынужден поступать не так, как хочет, а как диктуют обстоятельства. Он становится их рабом, потеряв возможность действовать по собственной воле. Жизнь его механизируется. От этого и ощущение пространства и времени в романе очень мутное. Все вокруг Раскольникова искажено его собственным неправильным выбором: и город, и воздух, и вода, и цвет.

Кстати, что такое навязчивый унылый желтый цвет в романе, о котором столько уже говорено? Как он связан с преступлением Раскольникова и с главной идеей романа? Мы уже говорили о том, что преступник Раскольников — по заданию — Христос романного мира. Как, впрочем, и всякий человек в области своей жизни. Христос — Солнце миру (об этом свидетельствует вся христианская литургическая поэзия, и для православного, регулярно посещающего службу, это соответствие абсолютно очевидно) — в том смысле, что Он — неистощимый податель благ. И Раскольников так и ведет себя — отдавая все, что имеет, всем вокруг. Но это происходит лишь тогда, когда он перестает полагаться на собственный расчет и рассудок, утверждающие, что у него — мало, на всех не хватит, и, чтобы иметь возможность помогать, — нужно у кого-то отнять. Внимая рассудку, герой не верит в то, что он — солнце. И яркий солнечный свет в романе исчезает — вместо него появляется страшный желтый цвет — цвет недостатка и нищеты, цвет плохой воды, выцветших обоев, желтого билета Сони. Тусклый желтый цвет романа — выродившийся свет солнца, которое больше не светит. Именно поэтому и скажет герою Порфирий Петрович: «Станьте солнцем…». Интересно, что это соотношение солнечного света и желтого цвета у Достоевского вполне традиционно для христианской культуры. Солнечный свет передается сияющим золотом, а желтый — это обесцененный, поскольку утративший связь с золотом цвет уже в восприятии европейского средневековья.

Есть ли в романе герой, устами которого говорит сам Достоевский? Может, это Порфирий Петрович?

Нет, таких героев у Достоевского нет никогда. Автор — и мне, кажется, уже даже в рамках нашего интервью отчасти удалось это показать, — всегда говорит нечто

Материал по теме

Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя

В какой семье он родился, где был крещен, что за обстановка окружала будущего писателя, какие книги он читал и кто был его героем?

неизмеримо более сложное, чем самый «хороший» герой. Автор у Достоевского не говорит словами, его мнения бесполезно искать в дискурсе — там есть мнения только его героев, его слово всегда многомерно, ибо его слово — это образ.

Что касается Порфирия Петровича, тем не менее, то это очень интересный персонаж — и именно с точки зрения своей близости к автору. Кстати, чрезвычайно интересно уже его имя, которое можно перевести примерно как «красный камень». И здесь интересно будет вспомнить аналогию со средневековой алхимией. Было учение, что красный камень — это тот самый знаменитый камень философов, который является итогом алхимических трудов, он по легенде исцеляет человека и природу при соприкосновении с ними, дарует вечную жизнь и изобилие. Камень философов — это и есть личность на высшей ступени своего развития, о которой так проникновенно говорил Достоевский, личность, пришедшая к жгучему желанию абсолютной самоотдачи, чтобы и другие все стали такими же развитыми личностями.

В романе Порфирий Петрович называет себя человеком «поконченным», и здесь мы можем увидеть, как мастерски Достоевский использует для создания образа слово, которое на поверхности звучит, как приговор (поконченный — то есть уже не развивающийся, замерший, завершенный), а в глубине открывает иной, глубоко положительный смысл, заданный значением имени (так оборачиваются слова в конце «Записок из подполья», за что герой-повествователь и получил прозвание парадоксалиста). Порфирий — завершенный человек в смысле восхождения на высшую стадию развития личности, отныне ничего не ищущей для себя, а старающейся помочь вырасти и состояться другому. Тот, кто достиг конечного результата. Именно ему было суждено помочь Раскольникову прийти к своему преображению.

В одной из бесед с Родионом Романовичем он, кстати, по замечанию Достоевского, вдруг начинает не говорить, а … кудахтать. И это, конечно, не случайно, поскольку у Достоевского в тексте вообще нет ничего случайного. Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо — символ зарождения новой жизни. И Порфирий Петрович постепенно открывает Раскольникову новую жизнь, пробуждает его к перемене ума — метанойе — тому покаянию, которое воистину радикально изменяет жизнь человека. При этом Достоевский показывает, что гарантом правильно происходящего процесса преображения выступает Господь. Именно действие высшей силы незаметно регулирует этот процесс, удерживая его в нужном русле.

Например, когда Порфирий, решив ускорить процесс, начинает давить на Раскольникова, вымогая его признание, а тот, еще до конца не созрел, не готов к истинному и самостоятельному раскаянию. И вот в этом момент в комнату врывается Миколка-красильщик и кричит: «Я убийца!» Раскольников оказывается спасен от неосмысленного, вынужденного признания, которое принесет ему вред, а зарвавшийся было Порфирий останавливается, отвлекается на этого юношу, оставив Раскольникова «дозревать» дальше. Но когда Родион Романович уже готов, когда он уже не может не раскаяться, Порфирий доводит его до конца, принимает его, подводит к окончательной трансформации. Он сопровождает его как незаметный наставник, как ценитель и оценщик заключенного в Раскольникове человеческого материала. Красный камень преображает металл в золото, потому что по этой теории любой другой металл — это просто поврежденное, больное, не завершенное золото.

В этом смысле Порфирий Петрович действительно выступает от лица Достоевского. Он, подобно автору внутри текста, творит того Раскольникова, каким его задумал сам Достоевский.

Можно ли в «Преступлении и наказании» найти прямую проповедь христианства?

Проповедь — безусловно, и не только в этом романе. Один итальянский священник написал о Достоевском книгу, которую назвал «Достоевский: Христос — страсть жизни». Достоевский все время пишет о Христе — как влюбленный все время говорит о возлюбленной.

А вот с ее «прямотой» сложнее. Писатель всегда утверждал: на читателя не надо наступать, от читателя надо отступать. Ему необходимо давать возможность взять из текста ровно столько, сколько он может и готов.

Роман включен в школьную программу. Как преподавать его детям?

С любовью к автору и с любовью к ученикам. Это самое главное условие.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972–1990. Здесь и далее том и страница указываются в тексте в скобках после цитаты.

Согласно евангелистам Христос был распят на кресте в 6-м часу, а умер в 9-м

Согласно Евангелию от Иоанну, Лазарь из Вифании был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-45)

Данный текст доступен в формате электронной книги.

Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его тяжелом социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом. Писатель всячески подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова, а также то, насколько тяжело все это переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.
Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Писатель показывает, что Раскольниковым руководит гордыня — один из самых страшных грехов в христианстве. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, манипулировать судьбами других людей.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была и беременна, соответственно, герой убивает еще и ее неродившегося ребенка.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Такому кардинальному «перерождению» Раскольникова способствует его общение и любовь к нему Сонечки Мармеладовой. Эта героиня – полная противоположность Родиона. Она глубоко и истинно верующий человек, жизненную основу которой составляет смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории, Сонечка же переступила через себя ради других – она стала продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно Сонечка становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера — настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
Встает на путь возрождения и Раскольников. Этот путь долог и труден, однако мы понимаем, что с него герой уже не свернет. И гарантией этого служит любовь героя к Сонечке Мармеладовой, а также его собственная разбуженная совесть и нравственный закон, силу которого горой осознал и прочувствовал в полной мере.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.