Что такое страсти христовы

Страсти Господни

10 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения румынского старца архимандрита Клеопы (Илие). Поскольку этот славный юбилей приходится на Страстную седмицу, предлагаем читателям проповедь старца Клеопы на великие и спасительные Страсти Христовы.

***

Страсти Христовы

Я говорю и когда приходит много людей, и когда немного. И если сто человек обратится к покаянию, когда я говорю, то я получу стократное воздаяние! Если же шестьдесят или тридцать обратится, как говорит Евангелие, и тогда великая награда будет мне! А если из вас немногих, стоящих в церкви, только один обратится к Богу — то и это будет огромное воздаяние, ибо одна-единственная душа дороже всего мира, дороже всего существующего под солнцем.

Именно это побуждает меня говорить вам немногим, пришедшим сюда с великим трудом, под дождем, по грязи, через горы, на которые вам пришлось взбираться, и холмы, вам, пробравшимся сюда со всей твердостью и дошедшим досюда, — вы получите большую награду, чем те, кто приходит сюда лишь в хорошую погоду.

Чем больше усилий просит доброе дело, тем большую награду оно получает от Бога. Доброе дело, когда оно совершается с малым трудом, получает меньшую награду, а то, которое ты совершаешь с большим усилием, с трудом, большую награду получит от Пресвятого Бога.

* * *

За восемь дней до того, как подняться на гору Фавор, Петр засвидетельствовал о Спасителе, сказав: Ты — истинный Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и Спаситель очень похвалил Петра за это свидетельство, такое верное и истинное, и сказал ему: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это… и Я говорю тебе: ты — Петр (то есть камень веры, Кифа, ибо его Симоном звали), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 17–18).

Здесь нам показано, что на правой вере Петра и всех, кто будет верить подобно ему, будет стоять Церковь Христова, и врата ада, которые суть уста сектантов и еретиков, хулящих правду Церкви, не одолеют ее, как объясняет это святой Афанасий.

Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне — Христе.

Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18–19).

Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!»

Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23). И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана» означает «противник», ведь он противился Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом смысле Он называет его сатаной. То есть говорит:

«Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть? Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов, страдающий в аду вот уже 5508 лет.

Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его.

Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: и к злодеям причтен был (Ис. 53: 12), — Его ведь распяли между двумя разбойниками. —

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, — ведь Меня пронзят копьем в ребро по предсказанию Захарии пророка (Зах. 12: 10)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Давида пророка, который говорит: дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Писания, которое говорит: делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21, 19)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не пойду, чтобы всю кровь Свою пролить на Кресте, то где же будет пророчество псалма, который говорит: можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс. 21, 18)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и ты устроишь Мне шалаш, то как же исполнится пророчество, которое говорит: пронзили руки Мои и ноги Мои и распяли Меня (Пс. 21: 17)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим спасения нашего ради, и ранами Его мы исцелились (Пс. 53: 5)?

И если Я останусь на Фаворе, Петр, то кто же откроет эти медные ворота, ведь Писание говорит: поднимите врата, князи, ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (ср.: Пс. 23: 7, 9)?»

И так Петра стала укорять совесть, ибо он пытался остановить Спасителя, чтобы Он не пошел на распятие. А Христос говорит:

«Я открываю вам на Фаворе, Кто Я, но мы с вами пойдем туда, на другую гору, на Голгофу, и там Я пострадаю, чтобы исполнить Писание и войти в славу, которую имел у Отца Моего прежде создания мира, и вознести естество Адамово и поставить его одесную славы в вышних».

Спаситель благоволил взять с Собой трех апостолов — Петра, Иоанна и Иакова, брата его, — и подняться с ними на вершину горы Фавор. Там трое апостолов, устав от подъема в гору, уснули. По Промыслу Божию, когда они проснулись, Спаситель преобразился перед ними, и они увидели, что Он стоит на воздухе и говорит с двумя великими пророками, с Моисеем и Илией.

Итак, гора Фавор сделалась, как говорит святой Ефрем, образом Церкви. Отец говорил с неба, Сын преобразился, Дух Святой был в виде облака, Новый Завет представлен был тремя апостолами, упавшими ниц и оцепеневшими от света Божества, а два пророка, Моисей и Илия, представлявшие Ветхий Завет, стояли на воздухе и говорили с Ним.

И так Фавор стал образом Церкви Христовой в минуту преображения Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вот какая великая тайна открывается на Фаворе, чтобы затем Спасителю пойти в Иерусалим, где Он был предан, пойман, избит, оплеван и распят, а напоследок воскрес из мертвых.

Восток и Запад далеко разошлись в своем понимании христианства. Сказалось это не только на богослужении, но и на культурных символах, отраженных в искусстве. Одним из ключевых моментов Евангелия являются страсти Христовы, которые предваряют праздник праздников и торжество торжеств — Воскресение, Пасху Христову. Перенос идейного центра тяжести с Воскресения на страсти является, на наш взгляд, искривлением сакрального пространства, ведущим к экзальтации и, в своей предельной степени, к духовной прелести. Ведь страсти — это сильные эмоции, страдание телесности, тогда как Воскресение — чисто духовная радость.

Кино, как «важнейшее из искусств», по своему воздействию на массы ни с чем несравнимо в современном мире. Все символы и афоризмы секулярной культуры взяты отсюда. О том, что Запад в прелести, легко можно понять, посмотрев на киношных супергероев, ставшими суррогатными «святыми». Поэтому, пристально приглядевшись к ведущей американской киноиндустрии, можно увидеть главный вектор западного мировоззрения.

Давно обратила внимание на то, что, судя по американским фильмам, главный и любимый их праздник не Пасха, а Рождество. Одна знакомая, долго жившая в Америке, говорила, что американцы — большие дети. Действительно, верят в Санта Клауса, умиляются украшением елки, огоньками, рождественскими чудесами странного свойства. Пасха для современного западного человека не «актуальна», ну, разве «пасхальный кролик» маячит где-то на горизонте. Размышляя над этим феноменом, приходишь к выводу, что христианство Запада, сделав упор на страстях, оттолкнуло своих приверженцев. Ну какой грешник может любить страдание больше, чем чудеса? Апофеозом искривления сакрального пространства является фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Нет, это далеко не плохой фильм, просто «смакование» страданий Богочеловека не приводит к чувству покаяния, хотя вызывает сострадание. Можно поплакать, попереживать, «побояться», что так любят западные зрители, но нет самого главного — радости от Воскресения. Сопли, слезы, пустота…

В XVII веке была сделана попытка искривить русское духовное пространство на манер западного. Своеобразной культурной диверсией стало появление так называемого «страстного цикла» в иконописи, фресковой росписи и других видах христианского искусства. Раньше в русском Средневековье иллюстрировались наиболее важные евангельские сюжеты, как правило, двунадесятые праздники. Другие события описаны в Евангелии предельно кратко. Например, снятие со Креста:

И снем е, обвит плащаницею, и положи е во гробе изсечене (Лк. 23:53).

Однако в живописи XVII века это событие растягивается во времени в эпическое повествование с большим количеством героев и подробными деталями. Счет времени, который велся буквально на мгновения, получает, по выражению И.Л. Бусевой-Давыдовой, «образную раскадровку единого временного потока, максимально приближаясь к реальности». Вот такая «раскадровка» и превратилась впоследствии в фильм Мэла Гибсона. Зритель фресковых росписей XVII века с их подробным повествованием сам становился участником событий, находясь не вне, а внутри изображения, попадая в своеобразное театральное действо, чем так увлекался царь Алексей Михайлович. Сближение сакральной истории с реальной, считает Ирина Бусева-Давыдова, чувственное подтверждение в «живоподобных» изображениях реальности сакрального вызывало у молящегося дотоле небывалый эмоциональный отклик. Ну чем не прелесть?

С.В. Гнутова отмечает, что со второй половины XVII века композиции с изображением орудий страстей Христовых появляются на крестах, антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах, на окладах Евангелий и икон, на самих иконах и гравюрах, позже и на лубочных листах, т.е. носят массовый характер. Чаще всего, как и следует ожидать, на крестах: орудия страстей размещаются на оборотной стороне нательных и наперсных крестов, на крестах напрестольных, осеняльных и водосвятных, и даже на запрестольных или выносных крестах. Символика напрестольного креста 1718 г. из Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря пугает своей подробностью. На нем изображены: лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения; клещи — орудия снятия тела Исуса Христа с креста; колонна, вервие, бичи и прутья или плеть и розги — орудия поругания; монеты, высыпающиеся из мешочка — символ предательства Иуды; рука или перчатка — символ заушения, голова плюющего — символ поругания; кувшин на поддоне (кунган) либо две руки над сосудом — Пилатово умовение рук; фонарь со свечой внутри — орудие предательства в Гефсиманском саду; меч и ухо — намек на отсечение Петром уха раба первосвященника; бердыши — вооружение воинов, взявших Христа в Гефсиманском саду под стражу; игральные кости — жребий при разделении риз Христовых; петух — символ отречения апостола Петра. Вот такое «многословие» символов.

Современный культуролог Игорь Кондаков высказал мысль, что захват инструментов формирования образов — оружие XXI века. Но «захват» начался еще в XVII веке. Тогда же начался процесс диверсификации русской культуры, пронизанной восточнохристианским духом. Недаром старообрядцы так противились изменению и формы креста, и печати на просфоре, и другим «новинам» церковных реформаторов. Протопоп Аввакум в беседе «Об образе креста Христова» писал:

…А иже крест трисоставный Христов суемудренный отлагают и четвероконечный римский крыж почитают, кольми суть врежают душа своя, по реченному: аще кто любит Христа, той любит и крест святый и тричастный, от кипариса, и певга, и кедра сложенный. Аще отлагает кто сего Христова креста, той отмещется и Христа, Бога нашего. Держи, християнин, церковная неизменна вся, и благословен будеши Богом вышним и нами, грешными. И не предвигай вещей церковных с места на место, но держи.

Так зачем крест стали перегружать символикой страстей Христовых? Здесь тоже происходит смещение центра с Креста как орудия спасения нашего на страдания Спасителя. Да, конечно, мы преклоняемся перед Его страданием, но страдал-то Он не ради самого страдания, а ради Воскресения. Может, здесь как раз и кроятся психологические причины духовной «неразборчивости» основной массы людей, принадлежащих к РПЦ. Если Страсти Христовы «приравниваются» к Воскресению, то почему бы не посвятить куличик на страстной неделе и не разговеться им до пасхальной службы, не приготовив себя постом?

И последнее замечание об искривлении культурного пространства. Староверы, несмотря на репутацию людей замкнутых, живущих в своем «закрытом» мире, были подвержены всем тем влияниям, что и русская культура в целом. В круге чтения старообрядцев значительное место занимала книга «Страсти Христовы». Однако немногие знают, что впервые она появилась на Украине во второй половине XVI века. Ранняя редакция этой книги попала в Россию во времена царя Алексея Михайловича. Только после церковного раскола книга оказалась популярной в среде старообрядцев. Некоторые списки «Страстей» были лицевыми. В XVIII-XX веках книга неоднократно переиздавалась. Первое из известных изданий вышло в конце 1780-х гг. в Супрасле, последнее (лицевое) — в 1911 году в Москве, в типографии при Преображенском богаделенном доме. Никто, конечно, не предлагает бросить читать подобные книги. Если кого назидает — во здравие душевное. Но существует все-таки иерархия праздников: великие, средние, малые. Страсти Христовы — не выше Пасхи, Страдавший и Воскресший — превыше мучителей. Закончить наши размышления хочется словами Иоанна Златоустого:

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Символы страстей

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Гуд Бай: литературный дневник

Вот действительно интересно, никогда раньше не задумывалась что есть такой перечень!

В христианской символике – страдания и распятие Христа.События, начинающиеся молением о «чаше» в Гефсиманском саду и до снятия с креста,важнейшие темы мирового искусства. Символы Страстей Христовых включают чашу, петуха, крест, терновый венец, игральные кости,молоток и гвозди, лестницу, ягненка, пеликана; щегла, серебряные монеты,фиолетовую или красную одежду, красный мак, красную розу, тростник, веревку,череп, копье, губку, меч, уксус и бич.

В число орудий страстей входят:

1.Столб К нему был привязан Иисус во время бичевания В капелле Сан-Дзено базилики Санта-Прасседе в Риме и церкви св. Георгия в Стамбуле
2.Бич Или пучок розог
3.Рука Изображение кисти руки, которая бичевала Иисуса или дала деньги Иуде
4.Терновый венец Увенчание с целью унижения В Нотр-Дам де Пари, а отдельные шипы во многих церквях мира
5.Крест Обычная римская казнь Части Животворящего Креста находятся во многих церквях мира
6.INRI Табличка с этой надписью — для дополнительного унижения Крупный фрагмент в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме
7.Гвозди Удерживали тело на кресте Гвозди находятся во многих церквях мира, однако их общее количество говорит о наличии огромного числа копий. Один гвоздь хранится в Успенском соборе Московского Кремля
8.Копье Лонгина Римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Существует 3 копья, претендующих называться истинными: в соборе святого Петра в Риме, во дворце Хофбург в Вене и в Вагаршапате (Армения)
9.Губка Смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды Фрагмент со следами крови — в базилике Сан-Джовани-ин-Латерно в Риме. Часть «губы» — в ковчеге Дионисия Суздальского в Московском Кремле
10.Миска Для уксуса или вина
11.Грааль Чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Неизвестно. Предмет многовековых поисков.
12.Одежды Иисуса

13.Игральные кости
Их разыгрывают солдаты Риза Господня попала в Россию в XVII веке, в настоящее время разделена на несколько частей.
14.Бесшовный хитон — в г. Трире. Фрагмент багряницы в Латеранской базилике (Рим).
15.Петух Пропел трижды при отречении апостола Петра
16.Лестница Использовалась для снятия мертвого тела с креста
17.Клещи Ими вынимали гвозди из рук Иисуса
18.Миска с мирро Иосиф Аримафейский или жены-мироносицы обтирали тело
19.Плащаница Саван, пелена, в которое было завернуто тело В соборе Иоанна Крестителя в Турине
20. 30 серебренников Плата Иуды, «Цена крови». Могут быть в кошельке
21. Чаша В ней умыл руки Понтий Пилат
22.Фонарь со свечой Символ предательства в Гефсиманском саду
23. Меч, иногда с ухом Им Петр отсек ухо слуге первосвященника

© Copyright: Гуд Бай, 2010.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2010. Плотный завтрак польза или вред для фигуры?
  • 24.04.2010. Бракованный брак
  • 20.04.2010. Не плачь, малыш
  • 18.04.2010. Немного мудрости от Далай Ламы
  • 13.04.2010. Символы страстей
  • 04.04.2010. Названия компаний
  • 01.04.2010. Пасхальный кулич

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
>Страсти Христовы: Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим>Страсти Христовы

  • Проповедь о Страстях Христовых
  • О службах Страстной Недели
  • Святыни Страстей Христовых в Москве

***
Страсти Господни начинаются, в сущности, в день входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников, который нам приходится пережить. В нем, как будто, всё двоится. Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и которая носит уже на себе печать Страстей Господних. Внешне — торжество. Господь въезжает в Иерусалим как царь, на Нем исполняется пророчество: Не бойся, дщерь Иерусалима, твой Царь входит к тебе кроткий, восседающий на ослице…

Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель видел славу Божию, проявляющуюся в Нем, встречает Его ликующе, невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на негодование и сопротивление политических вождей, люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат «Осанна!» (красуйся), Сын Давидов, Царь Израилев!» и, казалось бы, это — торжественное шествие; казалось бы — мы можем ликовать вместе с народом; но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим, что тут, во всяком случае, какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость народная, непонятным, как будто, образом, превращается через несколько дней в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: Распни, распни Его! Не Его — Варавву нам отдай!.. Понять это можно только так, мне кажется, что как бы глубже слоем, чем это внешнее торжество, на всем этом событии лежит именно недоразумение.

Встречают Христа как царя, ожидают в Нем политического вождя; до сих пор Он скрывался, теперь Он открыто въезжает в город со Своими учениками. Люди думали, что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время политической, государственной и общественной независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда они воцарятся, восторжествуют. Они ожидали, что кончается время их унижения и начинается слава — последняя, победная слава Израиля.

А Христос вступает в Иерусалим, как кроткий Царь, Царство Которого не от мира сего; Он пришел принести это Царство в сердца человеческие. Он пришел установить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу потому что это — Царство совершенной, самоотверженной любви, самоотречения. Царство изгнанничества ради правды и ради истины, Царство, которое пока всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то сердцах — немногочисленных или многих — единственным Царем является Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности, покоя, устойчивости — Христос им предлагает оторваться от земли, стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и самому человеку бывает так страшно…

И вот, эти люди, которые встречали Его в Вербное Воскресенье с таким торжеством, теперь восстали на Него с таким негодованием и ненавистью, с непримиримой ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды человек едва ли может, но воспламениться надеждой, когда она уже угасла, и увидеть эту надежду поруганной — порой бывает невыносимо, и тот, кто явился причиной такого поругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую; это случилось со Христом.

Поэтому вход Господень в Иерусалим весь находится под знаком недоразумения, весь уже носит печать Страстных дней. Окруженный ликующей толпой Христос всё больше и больше погружается в одиночество; ученики ожидают чего-то, чего Он им не предлагает, окружающий народ встречает Его потому, что думает, что Он — иной, и Христос шаг за шагом вступает в этот град «побивающий пророков», и приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Это первое, что мы видим у преддверия Страстей Господних. Затем дни — дни споров, пререканий, которые постепенно приводят к последней развязке, к предательству Иуды, к Гефсиманской ночи, и к Распятию. И вот из этих событий мне хочется остановиться на некоторых; первое — это Гефсиманская ночь.

Гефсиманская ночь, это предел оставленности человеческой помощью, человеческой любовью, это час, когда Спаситель Христос остается один — один со Своей человеческой судьбой в момент, когда эта человеческая судьба вся сводится и сосредоточена только на одном: на грядущей смерти. Христос, после Тайной Вечери вышел в ночную тьму со Своими учениками; Он ушел за Кедрон в сад Гефсиманский; Он знает, что грядет время, когда Он будет отдан в руки человек грешных и начнется над Ним расправа — расправа человеческого греха над Божественной милостью, потому что эта Божественная милость оказалась для них обманом — она предлагает небо, когда земля требует своего…

Христос просит Своих учеников побыть с Ним, основная группа остается в одном месте, немножко дальше Он уводит с Собой троих: Петра, Иакова и Иоанна ~ тех самых, которые видели чудо Его преображения — и просит их бдеть и не спать; и Он уходит на короткое расстояние и начинает молиться. В этом предсмертном борении (не потому что телесная смерть для Него уже наступила, а потому что это момент, когда слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери, «никто Моей жизни не отнимает от Меня, Я Сам её даю» должны стать живой, трагической реальностью) то, что было целью и намерением Воплощения, теперь делается неминуемым событием следующего мгновения. То, что Христос намерен был принять, то, о чем Он знал, что это будет Его судьбой, теперь уже неминуемо будет, уже приближается, уже касается Его; и Христос, истинный Бог и истинный человек, стоит перед лицом смерти. И вот здесь одиночество особенно трагично: три человека, самые близкие, самые родные, в нескольких шагах от Него засыпают от усталости, от тоски, от того, что слишком много пришлось пережить за последние дни… Христос остался в этой ночной тьме один -, один в Своей молитве к Отцу; и, казалось бы, эта молитва должна пробить небеса, должна разорвать тьму ночную, она должна была бы быть живым мостом между душой Страдальца и душой Отца — и этого не случается; не только ночь всё темнее, не только ученики спят, но и Отец остаётся в безмолвии: в этой страшной ночи искупления и Бог безмолвствует…

Когда мы читаем евангельские страницы, то видим, с какой отзывчивостью Спаситель отвечает на каждую мольбу приходящего к Нему с болезнью, с тоской, с грехом, даже со смертью; Христос обещал, что если у кого будет веры с горчичное зерно, он сможет двигать горами: и вот, в этой трагической ночи ничего не случается. Вся вера, вся праведность Сына разбивается, как волна об скалу, об это молчание земли и неба. Если бы небо ответило отказом, было бы легче. Вы помните, как Сирофиникиянка из пределов Сидонских молила Христа об исцелении дочери, как Христос её убеждал, что этому не надлежит быть, как бы вызывая её этим на всё больший и больший подвиг веры, совершенного доверия Богу, и когда она это доверие засвидетельствовала с предельной силой Он даровал ей исцеление. Отказ за отказом падал на неё, но каждый отказ был как бы поводом нового движения веры в ней. Здесь же небо молчит, отказа нет, ответа нет. Я сейчас не хочу вдаваться в причины и объяснения — это нас отвело бы от острого сознания того, что происходит — небо и земля оставили до конца Спасителя перед лицом смерти. После третьего моления Ангел подошел укрепить Его, после того, как кровавым потом была покрыта земля, изныла предсмертной тоской человеческая грудь…

Теперь следующий момент: суд у Пилата, Христос отдается на неправедный суд — и этот суд не находит в Нем вины. Желая чем-то удовлетворить толпу, Пилат повелевает Невинного бить. Невинный терпит удары, насмешки, терновый венец, красную хламиду, и выводится перед лицом толпы. «Вот человек!» Эти слова значат в простом смысле: «Вот Тот, Кого вы предали мне, вот Он». Но если задуматься над ними, то действительно мы здесь видим человека — во всей его наготе.

Что осталось от Царя, Сына Давидова? Посмешище. Что осталось от Того, Кто проповедовал, целил, словом побеждал? Пленник, который не имеет ни слова в свою защиту, просто человек, не кто-то, не Иисус, а пленник безымянный, в котором остаётся только его облик.

Мне довелось раз посмотреть на человека. Это было сразу после освобождения Парижа; изменников, предателей ловили, иногда судили, иногда убивали, а до этого часто водили по улицам и издевались над ними. Поймали одного человека, который многих предал на смерть, который не заслуживал, по суду человеческому, ни сострадания, ни милости. Я выходил из дому, и толпа его вела мимо нашего подъезда. Он был в обычном своем костюме, но испачканном, беспорядочном…

Полголовы его было обрито, лицо его было отмечено подтёками, толпа его забросала грязью. Я знал, кто этот человек, поэтому я не мог по первому движению души видеть в нем страдальца и мученика. По первой мысли это был пойманный злодей, и однако эта мысль не только не задержалась, но и не мелькнула в голове. То, что я видел, был просто человек, все его другие свойства исчезли.

Был ли он злодей, сколько крови он пролил, сколько семей лишил мужей, отцов, братьев и сестер — всё это не вспомнилось, потому что в этой предельной, ужасной нищете, в этом предельном уничижении ничего не осталось кроме просто человека. И в течение многих часов передо мной стоял образ, двоящийся образ этого человека и Христа Спасителя, и я не мог разделить одного от другого. Суд у Пилата и суд толпы, расправа народная тут и там, и перед ужасом того, что можно сделать над человеком и с человеком всё остальное стиралось. Оставалось только: «Се человек!» Это другой образ, который я хотел вам напомнить; третье — Распятие.

На Голгофу поднималось три человека, три злодея: Иисус из Назарета и два других. В толпе, вероятно, было некоторое недоумение; за эти дни многие, вероятно, обсуждали судьбу Иисуса и Его личность; Он был иной — не один из трех. Он как-то выделялся: для одних тем, что Он, побежденный самозванец, сейчас должен пережить заслуженное Им; для других Он еще оставался неразгаданной тайной; до последней минуты, до последнего вздоха, можно было, кажется, чего-то ожидать…

Этих троих распяли; сначала от боли, от отчаяния, от гнева побежденности два других разбойника бились и кричали и Его поносили: Названный Царь Иудейский, помоги, а если не можешь, то кто же ты такой? — но постепенно смерть начала покорять эти души и эти тела. Один продолжал Его поносить и продолжал ненавидеть свою судьбу, другой что-то прозрел. Что случилось?
Все они, все трое были распяты по человеческому суду; судили неправедные судьи; судили такие же люди, грешные, злобные, как и сами разбойники, — только которым житейски больше повезло. Один из разбойников увидел и пережил только неправду этого человеческого суда, другой прозрел за человеческим судом суд Божий; человеческий суд был неправеден тем, что человек человека осудить, тем более засудить не может; однако он был праведен тем, что суд Божий через человеческую неправду застиг человеческий грех. Один из разбойников, видя своих судей и зная, что они собой представляют, не мог принять своей судьбы; другой, взглянув на Иисуса и что-то увидав в Нем, понял, что за человеческой неправдой стояла Божественная страшная правда и что Иисус из Назарета, осужденный невинно, является каким-то свидетельством того, что здесь, на Голгофе совершается какое-то непостижимое Божие дело, что смерть каждого из них является чем-то предначертанным и осмысленным Божиею Премудростью — потому именно, что умирает Праведник, ничем не прикоснувшийся ко злу, что человеческая неправда приковавшая, пригвоздившая всех троих к древу смерти, служит только орудием для судеб Божиих, и он душой обернулся и сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.»

Это относится не только к двум разбойникам, но и к нам, постоянно, в нашей жизни. Когда мы грешим, творим зло, когда нас постигает несчастье, когда мы видим последствия своего греха, нам часто приходится говорить: Господи, любой ценой -только выведи меня из этого ужаса… Если бы Сам Господь явился и повелел вам взять на себя какой-то подвиг труда и страданья, мы вероятно бы это сделали хотя бы на время; но Бог этого не делает. В ответ на наш крик «любой ценой» Бог насылает на нас простую, обыденную неправду земли. Нас унижают, на нас лгут, нас оскорбляют, нас утесняют, нашу жизнь делают тяжелой, и нам кажется, что всё это не может быть делом Божиим, плодом Божиего суда, что Бог должен Свою правду творить праведными путями, не через неправду людскую, и мы тогда, как разбойник, повешенный по левую сторону креста, отвергаем собственное спасение через человеческую неправду, потому что требуем от Бога исцеления путем Божественной Правды.

И эта Божественная правда есть, и она целительно водружена перед нами — это Христос, невинно страдающий, это Христос, Который искупает мир и спасает нас Своей смертью и кровью под ударами человеческой злобы… Но и мимо этого мы проходим, потому что и этого мы не принимаем. Если мы только сумели бы хоть на момент прозреть насквозь, через человеческую неправду, судьбы Божии, то всё меняется, и исполняется слово апостола верующему; всё меняется и содействует ко спасению.

И Христос умирает… Часто приходится слышать, будто непонятно, чем смерть Христа была таким событием, что могла оправдать и спасти человечество? Она не была ужаснее, по-видимому, смерти двух разбойников, которые вместе с Ним умирали на кресте; она, вероятно, была гораздо менее мучительна, чем смерть многих мучеников, которые исстрадались в пытках — и в древности и в наши времена; что же есть в смерти Христа такого, что делает её единственной, неповторимой? То ли, что умирает на кресте Сын Божий, потому что по Божеству Своему не умирает Бог? Что же случается? Что делает эту смерть единственной, из ряда вон выходящей, неповторимой смертью?

Смерть каждого человека является плодом постепенного вымирания, даже когда это вымирание соответствует постепенному созреванию его души, как апостол Павел говорит: Внешняя храмина моя разрушается, но крепнет дух – даже тогда человеческое тело, человеческое естество постепенно клонится к земле с тем, чтобы земля его приняла и он вернул бы ей всё, что от неё получил. Смерть человека является плодом падения и греха, т.е. в конечном итоге — плодом разобщенности человека с Богом; именно потому, что человек оторвался от источника жизни, он может умереть; но не так со Христом.
Во Христе человеческое естество и Божественное были соединены совершенно и навеки, соединены без смешения. Соединены так, что Христос есть истинный человек и истинный Бог, но уже навсегда Бог и человек. В этом соединении человечества и Божества человечество Христово в самом чуде Его Воплощения делается бессмертным. Когда священник причащается Святых Таинств от руки архиерея, ему говорятся слова: Пречистое, Святое, Бессмертное Тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается тебе! Бессмертное Тело- это тело нетленно…

Оно будет лежать во гробе и останется неприкосновенным для тления. Это тело, которое соединилось с Божеством; по Своему человечеству, ввиду этого соединения Христос, как человек, бессмертен. Для нас смерть является уродливой, но неминуемой; для Христа смерть невозможна и противоестественна; бессмертный по одному соединению с Богом, человек Иисус не может умереть — и однако Он рождается для смерти. Он берет на Себя все последствия человеческого греха: жаждет, утомляется, голодает, терпит страдания и умирает; не потому, чтобы это было естественно Ему, а потому, что Он во всем захотел уподобиться человеку, все испытать захотел, чтобы человека спасти; как говорит апостол Павел: Будучи во всем испытан Он может и испытуемым сострадать… Умирание Христа не есть распад обветшалой человечности, это насильственное вырывание бессмертной души из бессмертного тела. Это вольная, в полном смысле слова, смерть, — потому что это смерть невозможная. «0, Жизнь вечная, как это Ты умираешь?» говорит одна из стихир на службе 12-ти Евангелий. Этим смерть Христа достигает по своему ужасу далеко за пределы всякой страдальческой смерти и остается неповторимой и единственной, делом непостижимой любви, о котором Филарет Московский говорит: Отец — распинающая любовь, Сын — любовь распятая…

И вот, перед этими событиями нам надлежит простоять в течение целой недели. Это больше, чем наши силы могли бы вынести, если бы в нас было только немножко больше чуткости. Мы только потому можем из года в год переживать краешком души совершающееся в эти дни, что мы слишком нечутки, слишком безжизненны, — и вступая каждый год в Страстные дни, мы должны быть готовы к тому, чтобы что-то — если мы молитвенно, с любовью откроемся к воздействию этих дней — навсегда надорвалось в нашей душе, чтобы смерть Христова и Христовы страдания унесли из нашей жизни всё, или хоть часть того, что несовместимо с этим событием.

Часто мы с ужасом задумываемся над тем, что же это были за люди, которые участвовали в распятии Христа? К сожалению это были люди такие же как мы, это не были особые изверги, это не были люди, которые по своей жестокости, или греховности превосходили бы нас, это были люди, движимые обычными нашими страстями. Мы не можем сказать: Если бы мы жили тогда, мы не были бы участниками этих событий… Мы были бы участниками этих событий, если бы только в нас сохранились те же свойства, которые и сейчас качествуют в нас. Посмотрите на Пилата — чем он плох? Чем он стал участником распятия? Трусливостью, малодушием, боязнью за свою карьеру, боязнью за свою семью, боязнью за свою жизнь. Посмотрите на толпу народа — почему она кричала: Распни, распни Его? — Она озлилась на Того, Который обманул надежды её. Посмотрите на других людей, всех: один отстаивал ветхозаветную истину и правду, как он её понимал, не так, как Бог её провозглашал; другой, мимо правды Божией, хотел политической победы; другие просто с ужасом думали о том, что же такое может собою представлять Царство Божие, которое зиждется на любви, т.е. на жертве каждого ради каждого, на самоотречении, каждого ради всех, и ради каждого… Каждый человек вокруг Христа, включая и воинов, которым не было никакого дела до того, кого они распинали, потому что это их «обязанность», а ответственно начальство — они нравственно безответственны — все имели те же самые побуждения, которые нас подвигают к тому, чтобы творить неправду на каждом шагу нашей жизни…

И вот перед этими событиями мы стоим, и в эти события нам надлежит погрузиться. Дай нам Бог хоть что-то пережить, хоть что-то в своей душе унести. Заставить себя пережить нельзя ничего — поэтому можно только войти в эту толпу народную, и вместе с толпой следовать за каждым событием этой недели. Некоторые вещи нам удастся пережить ярко, некоторых вещей мы сейчас не переживем, но в какой-то момент нашей жизни они могут предстать перед нами с душераздирающей силой, и решить нашу судьбу…

Пройдем в этой толпе — с Божией Матерью, с апостолами, с первосвященниками, фарисеями, воинами, больными, которых исцелил Христос, грешниками, которых Он прощал, врагами Христа, которые старались Его уловить, недоуменной толпой, которая не знала, в какую сторону податься. Вмешаемся в эту человеческую массу людей и посмотрим в каждый момент, куда мы принадлежим: Пилат, Иуда, недоуменный зевака, всегда колеблющийся человек, который никогда не возьмет ответственности, разбойник одесную и разбойник ошуюю, или кто же, в конце концов, я? И мы увидим, что в разные моменты мы окажемся разными людьми. И вот, если подвести итог в конце недели или в течение наступающего времени тому, что пережито, станет вероятно грустно и больно, но если эта боль будет сильная и острая, и если эта грусть будет искренняя, они могут нас подвигнуть к тому, чтобы стать немножко более Христовыми, чем мы есть.

Страсти Христовы (фильм)

У этого термина существуют и другие значения, см. Страсти Христовы (значения).

Страсти Христовы

англ. The Passion of the Christ

Жанр

драма
историко-биографический

Режиссёр

Мел Гибсон

Продюсер

Брюс Дейви (англ.)
Мел Гибсон
Стивен Мак-Ивити (англ.)
Энцо Систи

Автор
сценария

Бенедикт Фицджералд (англ.)
Мел Гибсон
Уильям Фулко (англ.) (перевод)

В главных
ролях

Джеймс Кэвизел
Майя Моргенштерн
Моника Беллуччи
Христо Шопов

Оператор

Калеб Дешанель

Композитор

Джон Дебни

Кинокомпания

Icon Productions LLC.

Длительность

127 мин

Бюджет

30 млн

Сборы

$611 899 420

Страна

США

Язык

арамейский
латинский
древнееврейский (иврит)

Год

Следующий фильм

Страсти Христовы: Воскресение

IMDb

ID 0335345

Официальный сайт

«Стра́сти Христо́вы» (англ. The Passion of the Christ) — евангельская драма, снятая Мелом Гибсоном и повествующая о событиях, непосредственно предшествующих распятию Иисуса Христа.

Фильм охватывает последние 12 часов жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием его воскресения. Также изображены некоторые воспоминания Иисуса, где он предстаёт как ребёнок, как молодой человек со своей Матерью, давая Нагорную проповедь, обучая Двенадцать апостолов, а также на Тайной вечере. Диалоги в фильме полностью ведутся на реконструированном арамейском и латыни с закадровым переводом или субтитрами.

Фильм снимался в городе Матера и городе-призраке Крако, Чинечитта, Рим.

Сюжет

Фильм начинается в Гефсиманском саду, когда Иисус молится об избавлении от страданий, дьявол искушает Его. В это время Иуда Искариот, ученик Христа, предав Его за тридцать сребреников, движется к Гефсимании с солдатами Храмовой стражи, чтобы арестовать Учителя. Ученики просыпаются, Пётр достаёт заранее приготовленный меч и отсекает ухо Малху, одному из солдат. Но Христос останавливает его и исцеляет Малха. Ученики в страхе разбегаются. Далее Христа отводят в Синедрион, так как надо провести суд, соблюдая законность. Тем временем Иоанн, самый молодой ученик Христа, рассказывает Марии (Матери Христа) и Марии Магдалине об аресте, а Пётр наблюдает за Иисусом издалека. Первосвященники Анна и Каиафа на суде осуждают Христа на смерть. Теперь требуется разрешение римских властей в лице прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и утром Христа ведут к нему. Но Пилат, узнав, что Иисус из области, подвластной Ироду Антипе, отсылает Его к тетрарху. Тот просит ради забавы показать ему одно из чудес, о которых он так много слышал, но Иисус молчит, и Ирод прогоняет Его, не признав виновным. После Его возвращения Пилат предлагает народу наказать Иисуса, а после отпустить, так как у его жены Клавдии был сон об Иисусе. Пилат даёт толпе шанс освободить Христа по случаю праздника, но собравшиеся требуют освободить разбойника-убийцу Варавву. Христа бичуют и надевают Ему на голову терновый венец. Пилат вновь предлагает толпе отпустить Иисуса, спрашивая: «Взгляните на Него. Разве этого недостаточно?». Толпа требует распятия, в связи с чем Пилат «умывает руки» и отправляет Христа на казнь. Иисус идёт по «Пути Скорби» к Голгофе, месту казни. Девушка Вероника умывает ему лицо. Иисус не может больше нести крест, тогда солдат стражи выбирает из толпы крестьянина Симона, который случайно проходит мимо, и они вместе несут крест. Дойдя до места, солдаты прибивают руки и ноги Христа к кресту и поднимают его вместе с двумя другими казнёнными разбойниками. Иисус молится за них. К одному из разбойников подлетает ворон и выклёвывает глаз. Когда Иисус умирает, слеза Отца Небесного падает на землю и начинается ливень. Землетрясение рушит здания. Это видит Каиафа. Дьявол кричит в аду. Один из священников Иосиф Аримафейский, Касий Лонгин, ученик Иоанн, двое римских солдат и Мария Магдалина снимают Иисуса с креста и кладут на руки его Матери Марии. Фильм заканчивается сценой Воскресения Христа.

В ролях

  • Джеймс Кэвизел — Иисус из Назарета
  • Майя Моргенштерн — Мария
  • Христо Живков — Иоанн
  • Моника Беллуччи — Мария Магдалина
  • Франческо Де Вито — Пётр
  • Маттиа Сбраджа (англ.) — Каиафа
  • Тони Берторелли (англ.) — Анна
  • Лука Лионелло — Иуда Искариот
  • Христо Шопов — Понтий Пилат
  • Розалинда Челентано — Сатана
  • Клаудия Джерини — Клавдия Прокула
  • Лука Де Доминичис (англ.) — Ирод Антипа
  • Чокри Бен Загден — Иаков Зеведеев
  • Джаррет Мерц — Симон Киринеянин
  • Серджио Рубини — Дисмас
  • Франческо Кабрас (англ.) — Гестас
  • Джованни Капальбо — Лонгин Сотник
  • Роберто Бестацони — Малх
  • Сабрина Импаччииаторе — Серафия
  • Пьетро Сарубби — Варавва
  • Мэтт Патрези — Янус

Темы

В книге «Страсти: Фото из фильма „Страсти Христовы“» Гибсон говорит: «Это фильм о любви, надежде, вере и прощении. Он умер для всего человечества, пострадал за нас всех. Настало время вернуться к этому основному посланию. Мир сошёл с ума. Мы все могли бы чувствовать немного больше любви, веры, надежды и прощения».

Съёмки

Во время съёмок актёр Джим Кевизел получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, из-за которых он не мог уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтёки под глазами и удар молнией. После съёмок и завершения фильма он был госпитализирован.

  • Во время сцен истязаний актёр Джеймс Кэвизел дважды узнал, что такое удар хлыста по обнажённой плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
  • Однажды на съёмках в Кэвизела ударила молния, однако актёр не получил абсолютно никаких увечий. Многие наблюдатели связали это событие с божественным знаком.
  • В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной графики и воспользовался лишь помощью гримёров.
  • Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. Крест, который актёр нёс на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Актриса Розалинда Челентано дважды падала в обморок. По словам Гибсона, несколько раз съёмки останавливались из-за нервных срывов актрисы. Хотя съёмки проходили зимой, актёр был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замёрзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он мог шевелить губами.

Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырёх канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Новый Завет

По словам режиссёра Мела Гибсона, основным источником для сценария являются четыре Евангельских повествования о страданиях Христа. Фильм также опирается на другие тексты Нового Завета. Слова «Я творю всё новое», сказанные Иисусом в фильме, содержатся в книге Откровения Иоанна Богослова.

Ветхий Завет

Фильм начинается с эпиграфа из ветхозаветной книги пророка Исаии, которая считается в христианском учении основным ветхозаветным пророчеством о Христе. В первой сцене в Гефсиманском саду Иисус сокрушает голову змеи (отсылка к третьей главе Книги Бытия). На протяжении фильма Иисус цитирует Псалмы, в том числе случаи, не описанные в Новом Завете.

Языки повествования

По замыслу режиссёра, фильм должен был быть снят на древних языках, чтобы частично сохранить эффект неожиданности в хорошо известной зрителю истории. Сценарий был написан на английском языке, а затем переведен на народную латынь, древнееврейский и реконструированный арамейский языки Уильямом Фулько, иезуитом и преподавателем католического Университета Лойола Мэримаунт. Хотя лингва франка региона был греческий, предпочтение было отдано латыни, чтобы зрителю было проще отличить римскую и семитскую речь. Фулько намеренно ввёл в перевод ошибки в произношении и окончаниях латинских слов в репликах людей, для которых этот язык не был родным.

Первоначально Мел Гибсон хотел отказаться от субтитров, однако оставил их по настоянию прокатчиков.

Оценки

Ещё до выхода на экраны фильм вызвал большую полемику. Высказывались опасения, что он может спровоцировать антисемитские настроения, особенно среди мусульман на Ближнем Востоке. Власти Малайзии разрешили показ фильма только для христиан. Для этого билеты было разрешено продавать исключительно в христианских церквях, входящих в Национальное евангельское христианское братство Малайзии. Кроме запрета на просмотр мусульманами, власти также запретили рекламу фильма.

Факты о фильме

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.

  • Когда Джеймс участвовал в кастинге, он был полностью уверен, что будет сниматься в фильме, посвящённом виндсёрфингу. Впрочем, узнав, что ему доверили роль Иисуса, он не отказался от съёмок.
  • Майя Моргенштерн, исполнившая роль матери Иисуса, во время съёмок была беременна. Она тщательно скрывала эту новость от всей съёмочной группы. В момент, когда всё выяснилось, заменить актрису уже не представлялось возможным.
  • В первый же день показа картины, во время сцены распятия, потеряла сознание 56-летняя жительница США Пегги Скотт. Чуть позднее она скончалась в одной из больниц Канзаса.
  • Отличительной особенностью фильма является отсутствие каких бы то ни было стартовых титров. Всю информацию о фильме можно почерпнуть лишь в финальных титрах.
  • Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини в 1965 году снимал «Евангелие от Матфея».
  • Мел Гибсон — католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения, считая таким языком исключительно латынь. Дочь Мела Гибсона Ханна в 2002 году даже заявила, что желает стать монахиней.
  • Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съёмок этих эпизодов фильма исполнителя главной роли ежедневно гримировали в течение семи часов.
  • В фильме гвозди проходят сквозь ладони Иисуса, на Туринской плащанице же — сквозь запястья. Гвозди сквозь ладони не смогут выдержать вес тела распятого. Именно поэтому руки наказуемого фиксируют веревкой в районе предплечий; под ноги же устанавливается небольшая площадка.
  • 100 миллионов долларов из кассы фильма Гибсон пожертвовал Католической церкви.
  • В фильме сотник Абенадер использует стремена (это наиболее заметно, когда лошадь поднимается на дыбы). На самом деле, римляне в первой половине I века н. э. ещё не умели пользоваться стременами.

Продолжение

Основная статья: Страсти Христовы: Воскресение

В июне 2016 года было объявлено о том, что Мел Гибсон работает над сиквелом «Страстей Христовых», в котором основное внимание будет уделено воскресению Иисуса. Над сценарием работает Рэндалл Уоллес, который ранее написал «Храброе сердце» (1995). Гибсон выразил заинтересованность к постановке фильма. Он также сказал, что фильм выйдет через несколько лет, так как это большой проект. Гибсон подтвердил, что название фильма будет «Воскресение» (англ. The Resurrection) и дал понять, что часть кинокартины будет происходить в аду, заявив, что фильм будет исследовать, что произошло в трёхдневный период между смертью Иисуса и его возвращением. Он также обмолвился, что фильм, скорее всего, будет только примерно через три года, потому что это очень большое дело. В январе 2018 года Джеймс Кэвизел подтвердил, что вернётся к своей роли Иисуса и в продолжении. Съемки начались 10 мая 2019 года. Премьера запланирована на апрель 2021 года.

Примечания

  1. Jim Caviezel claims The Passion of the Christ made him a Hollywood outcast
  2. Review: Gibson’s The Passion of the Christ
  3. ‘Playing Jesus wrecked my career’: Passion of the Christ actor said Hollywood has shunned him
  4. The Passion of the Christ Wednesday, February 25, 2004
  5. The Passion of the Christ film locations
  6. Откровение святого Иоанна Богослова, 21:5
  7. Книга пророка Исаии, 53:5
  8. А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга пророка Исаии.
  9. Исаия, в Библии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. Бытие, 3:15
  11. Mark Goodacre. SBL Passion of the Christ interview – Fulco and Fitzgerald (недоступная ссылка). NT Gateway Weblog (November 26, 2004). Дата обращения 20 июля 2015. Архивировано 18 декабря 2008 года.
  12. Translating the pasion. Language Hat (March 8, 2004).
  13. Выходящая на экраны картина «Страсти Христовы» вызвала в мире беспрецедентную полемику. Мир религий. Дата обращения 7 декабря 2014.
  14. В Малайзии фильм «Страсти Христовы» разрешили смотреть только христианам. newsru.com. Дата обращения 7 декабря 2014.
  15. Mel Gibson is working on a ‘Passion of the Christ’ sequel.
  16. Mike Fleming Jr. Mel Gibson On His Venice Festival Comeback Picture ‘Hacksaw Ridge’ – Q&A. ‘Deadline.com’ (September 6, 2016). Дата обращения 11 сентября 2016.
  17. Scott, Ryan (3 November 2016), Passion of the Christ 2 Gets Titled Resurrection, May Take Jesus to Hell, <http://movieweb.com/passion-of-christ-2-resurrection-jesus-in-hell/>. Проверено 3 ноября 2016.
  18. Alexander, Bryan. New ‘Passion of the Christ’ will be ‘the biggest film in history,’ Jim Caviezel promises (January 29, 2018).

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Страсти Христовы (фильм)

  • «Страсти Христовы» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • О картине «Страсти Христовы»
  • «Евангелие от Гибсона» — философское рассуждение о фильме «Страсти Христовы». Архивировано 22 февраля 2012 года.

Фильмы Мела Гибсона

  • Человек без лица (1993)
  • Храброе сердце (1995)
  • Страсти Христовы (2004)
  • Апокалипсис (2006)
  • По соображениям совести (2016)
  • Страсти Христовы: Воскресение (2021)

Амели (2003) · Пианист (2004) · Страсти Христовы (2005) · Авиатор (2006) · Возвращение (2007) · Королева (2008) · Нефть (2009) · Миллионер из трущоб (2010) · Аватар (2011) · Король говорит! (2012) · Артист (2013) · Гравитация (2014) · Отель „Гранд Будапешт“ (2015) · Бёрдмэн (2016) · Выживший (2017)

Фильм Страсти Христовы

  • Сюжет фильма основан на четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
  • В фильме нет начальных титров. Всю информацию о нем, включая название, можно увидеть только в заключительных титрах.
  • Майя Моргенштерн, играющая Марию (мать Иисуса), всего на шесть лет старше Джеймса Кэвизела.
  • Фильм был запрещен к показу в Кувейте и Бахрейне по религиозным соображениям. По некоторым данным он был запрещен еще и в Малайзии, однако, это не так. В этой стране картину можно было посмотреть, но билеты на нее продавались только в христианских церквях.
  • В интервью журналу Newsweek Джеймс Кэвизел рассказал о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на съемках этого фильма. Актеру пришлось вытерпеть два настоящих удара плетью, один из которых оставил у него на спине огромный шрам. Также ему приходилось терпеть жуткий холод во время съемок сцены распятия. А еще в него ударила молния, но к счастью тут обошлось без последствий.
  • Съемки этого фильма серьезно подорвали здоровье Джеймса Кэвизела, и ему даже потребовалась операция на сердце. По слухам, Мэл Гибсон оплатил все медицинские счета актера, в качестве извинений за пережитые им страдания.
  • Джеймс Кэвизел получил травму плеча, когда крест весом в 70 килограмм упал прямо на него.
  • В рейтинге Entertainment Weekly от 16 июня 2006 года этот фильм занимает первое место в списке самых противоречивых фильмов всех времен.
  • Во время сцены с весящим на кресте Джеймсом Кэвизелом можно заметить, что кожа актера приобрела синеватый оттенок. Это был не специальный эффект, а настоящий признак удушья – причина смерти распятых жертв.
  • Во время съемок сцены бичевания Джеймс Кэвизел случайно получил два настоящих удара плетью. Один из них был настолько сильным и больным, что актер резко выдернул руку из кандалов и в результате повредил запястье. После этого было решено снимать сцену с помощью визуальных эффектов. В руки палачам дали просто палки, без хлыстов, и когда они делали взмах, Кэвизел изображал страдания от удара плети. Позже хлысты были добавлены в фильм с помощью компьютерной графики.
  • По словам Мэла Гибсона, эпизод, в котором Иисус лежал в объятиях Марии после того, как он был снят с креста, был вдохновлен знаменитой статуей Микеланджело «La Pieta».
  • Герои фильма говорят на латинском и арамейском языках. При этом Мэл Гибсон хотел убрать из картины и субтитры, но прокатчики не дали ему сделать это.
  • После съемок этой картины, многие из актеров стали католиками. Среди них был и атеист Лука Лионелло, который играл Иуду.
  • Помощник режиссера Жан Микелини дважды получил удар молнией во время съемок фильма.
  • По словам Мела Гибсона, Майя Моргенштерн, игравшая Марию, была беременна во время съемок. Она скрывала это, пока однажды не подошла к Джеймсу Кэвизелу (Иисусу) и не сказала на ломанном английском языке: «У меня есть ребенок. В животе».
  • В фильме звучит фраза «Кровь его на нас и на потомках наших!» на арамейском языке. Однако, несмотря на то, что она присутствует в Евангелии, Мэл Гибсон убрал ее из субтитров, чтобы фильм не упрекнули в антисемитизме.
  • Фильм снимался под названием «The Passion». Однако в октябре 2003 года было обнаружено, что студия Miramax уже снимает фильм с таким же названием. Мел Гибсон изменил название на «The Passion of Christ». А спустя месяц назвал его окончательно – «The Passion of the Christ».
  • Фильм включен в список «1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь», под редакцией Стивена Шнайдера.
  • Первоначально Мэл Гибсон не хотел включать в фильм музыкальное сопровождение.
  • В первый день показа фильма, во время сцены распятия, Пегги Скотт, 56-летний менеджер по продажам рекламы из Вичита, штат Канзас, упала от явной сердечной недостаточности. Позднее она умерла в больнице.
  • Предвидя денежные потери, премьера картины в Мексике была перенесена на неделю раньше (с 25 марта на 19 марта), потому что пиратские копии фильма уже были доступны через несколько дней после премьеры в США.
  • Маколей Калкин был первым выбором Мэла Гибсона на роль Иисуса, но тестовые кадры показали, что он еще слишком молод для этой роли.
  • Из заработанных фильмом денег, Мэл Гибсон пожертвовал 100 миллионов долларов католической церкви.
  • Истощенный вид Розалинды Челентано был связан с тем, что она сидела на жесткой диете – ела только бобы и рис.
  • Среди всех фильмов с рейтингом R «Страсти Христовы» считались самым кассовым фильмом в мировом прокате, пока его рекорд не был побит «Дэдпулом» (2016).
  • В тот момент, когда Иисус говорит слова «Отец, в ваши руки, я воздаю должное моему духу» и смотрит на небо, его зрачки расширяются. Это обычный признак смерти, так как все мышцы тела полностью расслабляются.
  • Музыка для первого трейлера, выпущенного в 2003 году, взята из партитуры Питера Гэбриеля, сочиненной для фильма «Клетка для кроликов» (2002). Этот трек называется «Running to the Rain».
  • На Филиппинах фильм получил рейтинг PG-13.
  • Проходя пробы на этот фильм, Джеймс Кэвизел думал, что картина про виндсерфинг, а когда узнал, что будет играть Иисуса, решил не отказываться.
  • Эпизод с распятием снимался в итальянском городе Матера. Неподалеку от этого места снимался фильм «Евангелие от Матфея» (1964).
  • Для сцен распятия и бичевания Джеймса Кэвизела гримировали каждый день по семь часов.