Что такое взалкал в Библии
Содержание
biblecomua
Елена пишет:
Я хотела бы узнать, что означает слово взалкал? Какое физическое состояние описывается этим термином? В частности описанном в Матф 4:2.Спасибо.
Приветствую Вас, Сестра Елена!
«Алкать» — это устаревшее русское слово, имеющее значение «испытывать голод». В настоящее время остались слова, производные от корня этого слова, например, «алчность» — «сильно желание иметь». Слово «алкать» употребляется по отношению желания пищи, точно так же как слово «жаждать» употребляется по отношению желания питья.
Что касается конкретно текста из Мф 4:2, где говорится, что Христос взалкал после сорокадневного поста в пустыне, то здесь оно используется более как литературный прием для того, чтобы обозначить переход от сообщения о времени в пустыне к сообщению об искушении сатаны в вопросе питания — сделать хлебы из камней. С другой стороны, если отражать именно физическое состояние, то при полном воздержании от пищи, повышенное желание к еде существует только на протяжении первых суток или двух. В дальнейшем полное голодание переносится гораздо легче в вопросе желания пищи. Однако спустя определенное время, по мере сильного истощения организма, чувство голода начинает возвращаться. Именно это физическое состояние и описано в данном тексте. К концу сорокадневного воздержания от всякой пищи у Иисуса возвратилось чувство голода, что и передано словом «взалкал».
Благословений!
Василий Юнак
Значение слова «взалкал»: толкование и примеры предложений
Что значит слово «взалкал»? Каково его лексическое значение? Оно нечасто встречается в речи, поэтому его толкование не всем известно. В статье представлено его обозначение. Для закрепления значения слова «взалкал» будут приведены примеры предложений.
Толкование
Что же обозначает это слово? Для начала стоит отметить, что «взалкал» — это глагол. Он стоит в форме прошедшего времени. Можно определить, что глагол употреблен в мужском роде. У него есть начальная форма — взалкать.
Значение слова можно отыскать в толковом словаре. Оно буквально означает сильно захотеть чего-то, пожелать.
Вам будет интересно:»Малахольный» — это о странностях поведения
В словаре Даля также указано, что взалкал — это проголодался, отощал. И по Ушакову приведено такое же значение.
Стоит отметить, что оно практически не употребляется в современной речи. Используется лишь в текстах церковной тематики. Это архаизм, вышедший из повседневного обихода.
Также в толковых словарях отмечается поэтический оттенок значения слова «взалкал». Ранее оно достаточно часто употреблялось в стихотворных произведениях. А сегодня встретить его — большая редкость.
Примеры предложений
Слово «взалкал», как было отмечено, встречается лишь в церковных текстах либо в художественных произведениях. Раньше оно могло использоваться в разговорной речи, но теперь вышло из обихода. Чтобы лучше усвоить толкование, можно составить несколько предложений.
Синонимы к слову
Глагол можно заменить схожими по значению словами. Все они стоят в мужском роде и прошедшем времени. Подбирать их нужно в зависимости от конкретного значения слова «взалкал» в предложении.
Теперь значение слова «взалкал» не вызовет вопросов. Этот глагол практически не употребляется в современной речи. Сохранился он разве что в церковных текстах, также упоминается в Библии.
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ
Что такое нарушение субботы?
Четвертая из Десяти заповедей гласит: «Храни день субботний, чтобы освящать его».
Напомним, что было сказано выше, в начале раздела, посвященного субботе: этот завет подразумевает запрет совершать что-либо, что несовместимо со святостью субботы.
Сразу же возникают вопросы: что такое «нарушение субботы»? Какие виды работы квалифицируются как «нарушение субботы»? Попытаемся в этой главе вкратце ответить на эти и подобные им вопросы. Вкратце -потому что законы о субботе чрезвычайно многочисленны и разнообразны, и для их описания нам пришлось бы написать отдельную книгу.
Отцы работ и их потомство
В гл. 7-й трактата Мишны Шабат перечисляются 39 основных видов работ, запрещенных в субботу. Они образно называются «отцы работ», у каждого из которых есть многочисленное «потомство» – то есть производные от них виды работ.
Виленский гаон писал, что у каждого из 39 «отцов работ» есть 39 «детей» – так что всего их 1521 (39×39). Если прибавим к ним самих «отцов», то всех работ, запрещенных в субботу, окажется 1560. Но это только те работы, которые запрещены по букве закона Торы, – к ним надо еще добавить те, что запрещены нашими мудрецами и называются «нарушениями покоя».
Как определили 39 отцов работы ?
Ключом к определению тех видов работ, которые запрещено делать в субботу, является строительство Мишкана, переносного Храма, сопровождавшего евреев в пустыне после их исхода из Египта. Намек на связь строительства Мишкана с соблюдением субботы несколько раз повторяется в книге Шмот. Например, в гл. 31-й, перечисляющей .утварь Мишкана, сказано: «Но субботы Мои храните, ибо это – знак между Мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали все, что Я – Г-сподь, освящающий вас… Шесть дней будет делаться работа, а в день седьмой – суббота, день полного покоя, посвященный лишь Г-споду; каждый, кто в день субботний работает, будет предан смерти».
В этой связи Тора указывает нам, что при всей важности построения Мишкана им следует заниматься только шесть дней в неделю. Все виды работ, необходимые для возведения Мишкана, в субботу запрещены.
И еще один пример мы находим в книге Шмот. В 35-й гл., также в связи с воздвижением Мишкана, сказано: «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой будет для вас свят – днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду; всякий, кто в день этот работает, будет предан смерти. Не зажигайте огня в день субботний – где бы ни жили вы».
Все эти цитаты указывают на глубокую внутреннюю связь между строительством Мишкана и законами субботы. Все работы, необходимые для строительства Мишкана, изготовления его утвари и приготовления ее для начала служения Вс-вышнему, запрещены в субботу. И работ этих – 39.
Среди них есть 11 видов работ, необходимых для изготовления хлеба (то есть того хлеба, который лежал в Храме на золотом столе): пахота, сев, жатва, вязание снопов, молотьба и т.д. вплоть до выпечки хлеба.
13 видов работ связаны с изготовлением одежды (одежды когенов, а также матерчатых частей Мишкана – занавесей, крыши и т.д.): стрижка овец, расчесывание шерсти, отбеливание и т.д. вплоть до шитья и разрезания материи.
9 работ необходимы для того, чтобы получить возможность писать (Мишкан разбирали каждый раз, когда трогались в путь, и вновь собирали на следующей стоянке; для того, чтобы облегчить работу, все балки и части Мишкана были помечены номерами): охота, чтобы добыть шкуру оленя для выделки из нее пергамента, снятие шкуры с туши, выделка кожи… вплоть до писания и стирания написанного (для того, чтобы написать снова).
2 работы – строительные: строительство и разрушение построенного (для того, чтобы построить лучше).
2 работы связаны с огнем: разжигание огня и его тушение.
38-й «отец работ» называется «удар молотком». Это окончание какой-либо работы, придание изготовленному изделию совершенного вида.
А последний, 39-й «отец работ» – это вынос и перенос предмета из личного владения в общественное и наоборот, а также запрет проносить что-либо в общественном владении более четырех локтей.
Итак, у каждой из основных 39 работ есть производные. Как соотносятся они между собой?
Связь между основной и производной работой выражается либо как внешнее сходство действий, либо как сходство целей, достигаемых этими работами.
Например: вырывание волос, их стрижка, бритье и остригание ногтей характеризуются как «дети» одного «отца работ» – стрижки овец. Суть всех их состоит в отделении чего-то, связанного с телом живого существа. Несмотря на то, что цели этих действий различны (а иногда прямо противоположны – шерсть состригают с овец для того, чтобы ее использовать, срезанные части ногтей, напротив, выбрасывают), все они классифицируются как производные от одного «отца работ».
С другой стороны: поливка сада или замена воды в вазе с цветами – «дети» сева. Хотя сами действия совершенно непохожи одно на другое, цель у них одна -выращивание растения или сохранение его.
Другие приметы
Вязание венка из цветов – работа, производная от вязания снопов.
Несмотря на различие в целях, эти виды работ объединены сходством действий.
Отделение трумот умаасрот, а также халы от теста – это «дети» «удара молотком». Не правда ли, на первый взгляд очень странно? Однако все эти действия имеют одну и ту же цель: сделать что-либо пригодным к употреблению. Мастер, забивая последний гвоздь или распрямляя вмятину, делает вещь готовой для использования. Точно так же и отделение трумот умаасрот делает пищу пригодной для еды – ведь в противном случае Тора не разрешает ее есть.
Можно было бы привести великое множество примеров запрещенных и дозволенных работ в субботу, и написано немало книг, трактующих эти вопросы. Тому, кто хочет расширить свои познания в этой области, можно рекомендовать книгу «Шмират шабат кегильхата» («Соблюдение субботы должным образом»), отвечающую на многие вопросы, которые возникают в наше время в связи с развитием технологии.
Будничные дела и мукцэ
Кроме «отцов работ» и их «детей» в субботу запрещены все те действия, которые характерны для будней, так как они несовместимы со святостью субботы.
Этот подход базируется на словах пророка Йешаягу (гл. 58-я): «Если дашь ты покой своим ногам в субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь субботу блаженством, досточтимым днем -святым днем для Г-спода, и будешь чтить его тем, что не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни, преследуя свою выгоду, и от разговоров об этом воздержишься – удостоишься ты блаженства Б-жественного, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам тебе насладиться уделом Яакова, отца твоего, – истинно это, ибо уста Г-спода так изрекли!»
Для того, чтобы наша суббота в самом деле заслуживала имени «святого дня для Г-спода», мы должны уделять особое внимание трем моментам категории «храни»:
1. «Не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни». Даже ходить в субботу следует не так, как в будни, – когда человек спешит, торопится, бежит… Говорят наши мудрецы: пусть даже походка твоя в субботу отличается от походки будней.
2. «Преследуя свою выгоду». Все стремления, связанные с работой, заработком, погоней за материальными благами, должны быть забыты в субботу.
3. «И от разговоров об этом воздержишься». Пусть твой разговор в субботу отличается от разговоров будней. Биржевые новости, политика, состояние счетов, рекламы товаров – все это не существует для нас в субботу.
Очевидно, что все это никак не связано ни с одним из «отцов работ». Однако – это «будничные дела», и как таковые они запрещены в субботу.
Отсюда наши мудрецы делают вывод, что перенесение с места на место тех вещей, которыми мы пользуемся в будни, безусловно не соответствует святости субботнего дня. Если уж разговор на будничные темы запрещен – то тем более запрещены действия, характерные для будней.
Предметы, которые нельзя переносить в субботу, наши мудрецы назвали мукцэ – то есть нечто особенное, чего следует сторониться в субботу. Рамбам говорит, что причиной установления закона о мукцэ является опасение, что если человек будет беспрепятственно брать в руки и переносить различные вещи, он способен скоро преступить завет Торы о субботнем отдыхе от работы.
Существует несколько разновидностей мукцэ:
• «Мукцэ из-за запрещенной работы». Это – любая вещь, служащая для исполнения работы, запрещенной в субботу: например авторучка, деньги, автомобиль, молоток, пила и т. п. Их нельзя брать в руки и даже дотрагиваться до них нельзя.
• «Мукцэ из-за отвращения». В эту категорию вклю чается все, что непригодно для использования и до чего неприятно дотрагиваться: осколки посуды,– камни, песок, отходы, помои и т. п.
• «Мукцэ из-за возможности убытка». Это те вещи, которые находятся в доме не для личного пользования, но для продажи. Перед наступлением субботы хозяин дома обязан решить про себя, что на протяжении всей субботы эти вещи как бы не существуют для него и лишь после окончания субботы он имеет право продать их. С этого момента он не может передумать и взять их в субботу для какого-либо личного использования. Другой пример: нож для шхиты или нож для совершения обрезания – инструменты тонкие и дорогие, предназначенные лишь для определенной цели, малейшая щербинка на лезвии делает их непригодными. Поэтому нельзя брать их в субботу для того, чтобы, например, разрезать хлеб или фрукты, и т. п.
• «Мукцэ из-за неприготовленности для субботы». Здесь речь идет о таких вещах, которые при наступлении субботы использовать было совершенно невозможно, однако в течение субботы они пришли в состояние годности для употребления. Галаха говорит, что, тем не менее, пока суббота еще длится, ими нельзя пользоваться. Например, нельзя есть плоды, упавшие с дерева в субботу (а срывать их с дерева нельзя по другой причине: это запрещенная работа, производная от «отца работ» жатвы): при наступлении субботы они были недоступны для использования, а потом, хотя они сами упали на землю, мы не имеем права взять их до тех пор, пока суббота не кончится.
Почему нельзя включить свет в субботу?
Часто спрашивают: почему в субботу нельзя зажигать свет? Ведь это действие не связано ни с какими физическими усилиями? Когда-то действительно нужно было немало потрудиться для того, чтобы высечь искру, ударяя камнем о камень, – но ведь сегодня нам нужно всего-навсего нажать на выключатель?! Почему нельзя раскрыть в субботу зонтик? Почему нельзя играть в субботу в футбол?
Ответ на эти вопросы таков. Фактически эти и все аналогичные действия неразрывно связаны с каким-либо из «отцов работ», о которых было сказано выше. Например, включение электрической лампочки относится к категории работ, связанных с запретом зажигать огонь в субботу; раскрытие зонтика – с запретом разбивать шатер в субботу (и вообще строить); играть в футбол – с запретом делать борозды в земле (работой, производной от «отца работ» пахота), и т. д.
Принципиально же есть исчерпывающие ответы на все эти и подобные им вопросы. Прежде всего следует выяснить, что же именно Тора запрещает делать в субботу. И тут мы обнаруживаем, что в иврите для понятия «работа» есть два разных слова: авода и млаха. Попробуйте-ка найти в Танахе запрет совершать в субботу работу-авода! Такого запрета нет. Авода в субботу вовсе не запрещена. А что же запрещено? Млаха. Как говорит Тора: «А день седьмой — суббота во имя Г-спода, Б-га твоего, не делай в нем всякой работы «.
В чем же состоит различие между млаха и авода? Авода – это труд, связанный с определенными физическими усилиями. Млаха – это творчество, плод мысли и воображения творящего. Поэтому никогда слово авода не употребляется для обозначения «умственной работы» – это млехет махшевет. Искусного портного или умелого ювелира не называют баал авода, он – баал млаха. Итак, Тора запретила нам в субботу работу-млаха – как напоминание о Сотворении мира и свидетельство того, что весь мир – и земля, и небеса – в руках Вс-вышнего. Ведь в день седьмой Творец прекратил отнюдь не физическую работу, ведь «десятью речениями сотворен мир» – а вовсе не физическими усилиями, не работой-авода!
«…И завершил Б-г в день седьмой работу Свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу Свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его – ибо тогда прекратил Б-г всю работу, которую Он Себе сотворил».
Сотворение мира за шесть дней – это творческая работа: «Да будет свет!», «Да будет небосвод!»; это проявление потенциала уже сотворенных созданий: «Да произрастит земля!..», «Да воскишит вода!..», «…и птица полетит». Вот какую работу прекратил Творец в день седьмой, и вот от какого вида работ Он повелевает человеку устраняться в субботу! Запрет зажигать огонь в субботу вовсе не проистекает от необходимости бить камнем о камень – запрещено это’потому, что извлечение искры невозможно без работы творческой мысли. Простым нажатием на выключатель мы приводим в действие сложнейшее явление, электрический ток, и используем его для получения света и тепла. Хазон-Иш, один из крупнейших современных кодификаторов законов Торы, считает, что включение электричества в субботу запрещено потому, что это -«дитя отца работ» строительство, начисто лишенного всякого отношения к физическому труду, однако запрещенного потому, что это – работа творческая.
Все сказанное относится не только к вопросу о включении и выключении электричества, но и ко всем проблемам, связанным с запуском любого из бесчисленных механизмов, наполняющих наш мир. Если, к примеру, человек в субботу празднует в своем доме «бар-мицву» и ему не хватает стульев, чтобы рассадить всех гостей, ему разрешается принести необходимое количество скамеек – хотя эта работа физически весьма тяжела. С другой стороны – всего-навсего чиркнуть спичкой для того, чтобы зажечь сигарету, запрещено категорически. Вы скажете, что здесь нет никакой логики? Напротив: в таскании скамеек нет ничего от работы-млаха, и Галаха разрешает их таскать, если возникла в этом необходимость. Однако в зажжении спички есть элемент творчества – это создание в нашем мире того, чего ранее не существовало, – и потому в субботу запрещено.
Эарув хацерот и эарув тхумим
Как мы уже говорили выше, последний, 39-й «отец работ» – это запрет выносить вещи из частного владения в общее и наоборот.
В эпоху Мишны и Талмуда «общественным владением» называлось открытое место шириной не менее 16 локтей (примерно 10 м). Таким «общественным владением» была улица или площадь. Оттуда входили в проулок (мавой), а потом – во двор, в который выходили двери нескольких жилых домов. Для того, чтобы делать возможной переноску вещей (которые разрешается переносить в субботу) из дома в дом через двор или из двора в другой двор через проулок, мудрецы Торы установили эйрув хацерот, буквально – «объединение дворов». Для этого все жильцы двора или проулка собирают немного пищи, и пищу эту помещают где-то в пределах двора или проулка. Получается, что все жильцы как бы участвуют в одной общей трапезе, и таким образом весь двор или весь проулок становится одним владением, в пределах которого можно переносить вещи в субботу.
В наше время эйрув хацерот совершается местным раввинатом. В знак того, что весь город или весь населенный пункт объединяется в одно владение, весь он обносится символическим забором – проволокой, натянутой между столбами. В пределах этого забора в субботу разрешается переносить те вещи, которые не являются мукцэ.
Надо сказать, что за пределами Эрец-Исраэль устройство эйрув хацеропг – вещь почти нереальная, и потому там евреи, соблюдающие заповеди, ничего в субботу не выносят из дома на улицу. Поэтому, например, они приносят «талит» в синагогу в пятницу и оставляют его там до окончания субботы.
«Пусть никто не выходит из места своего в день седьмой», – говорит Тора. Из этих слов вывели наши мудрецы, что в субботу нельзя отходить за пределы населенного пункта более чем на расстояние 2000 локтей (немногим более километра). Это расстояние отсчитывают от последнего дома населенного пункта в том направлении, в котором идут. Если человек знает заранее, до наступления субботы, что он должен будет достигнуть какого-то места, расположенного дальше, чем 2000 локтей, он обязан обеспечить себе эту возможность в пятницу незадолго до захода солнца! Для этого он берет минимальное количество пищи, которого хватит на две трапезы, и кладет это в каком-нибудь потаенном месте там, где кончаются 2000 локтей от его города. Тем самым он «приобретает себе место на субботу» там, где оставляет еду, и получает право идти оттуда вперед еще на 2000 локтей. Это действие называется эйрув тхумим, то есть «объединение областей». Следует, однако, заметить, что сделав эйрув тхумим в одном направлении – скажем, на восток, – вы теряете право идти в субботу на 2000 локтей из вашего города в противоположном направлении – то есть на запад.
Эйрув тавшилин
Нельзя с субботы заготавливать что-либо на будни и даже на праздник, наступающий непосредственно на следующий за субботой день. Не только это, но и заготовление чего-либо с праздника на субботу запрещено. Однако случается, что праздник приходится на пятницу (например, 7-й день Песаха), или даже на четверг и пятницу подряд (Рош-Гашана или два дня праздника, которые соблюдаются за пределами Страны Израиля). В сам праздник можно готовить пищу, но готовить в праздник что-либо на следующую за ним субботу нельзя. Однако Тора недаром называется Торат хаим, «Тора жизни». Мудрецы позаботились о том, чтобы яствами, приготовленными в праздник, мы могли наслаждаться и в следующую за праздником субботу. Для этого мудрецы установили эйрув тавшилин («объединение приготовления пищи»). Этот обряд совершают следующим образом: накануне праздника под вечер берут буханку хлеба, халу или целую мацу с каким-либо кушаньем, имеющим ценность в наших глазах, – например, куском мяса, рыбы, жареным или вареным яйцом, откладывают это в сторону и говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам эйрув!» Затем добавляют: «Благодаря этому да будет позволено печь, варить, укрывать пищу, зажигать свечи, готовить и делать все необходимое для субботы в предшествующий ей праздник нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе».
Эйрув тавшилин объединяет праздник и субботу -они словно становятся одним днем. Принято съедать эту еду во время третьей субботней трапезы, используя этот хлеб в качестве лехем мишнэ.
Добавить комментарий