Что значит простить

Содержание

ПРОЩЕНИЕ. Что значит — ПРОСТИТЬ человека?

В жизни каждый человек бывает не прав или сталкивается с чужой неправотой. Уверен, что любой из нас когда-то извинялся или прощал. Однако в современном мире для большинства понятие «прощения», как и многие другие, потеряло свою истинность, своё исконное значение. Давайте постараемся посмотреть немного глубже, ведь многие люди часто упускают из вида сложность этого момента взаимоотношений. Я буду говорить именно об отношениях людей, о друзьях и любимых, а не о случайных столкновениях в общественном транспорте.
Простить — значит понять
Простить — значит понять, поверить, перестать корить человека за его поступки в прошлом, а не просто сказать «прощаю». И это далеко не всегда возможно и довольно тяжело. Бывает недостаточно даже чистой широкой души и любви к человеку, нужно время. Уметь прощать — большой дар, и далеко не все способны его принять. Это несколько противоестественно.
Допустим, если Вы ударите собаку сапогом по носу, она никогда этого не забудет и не подставится Вам для второго удара. Собака учится на своих ошибках и опыте. Люди же сложнее собак и поэтому пытаются прощать подобные вещи, снова подпустить к себе обидчика, когда он того просит. Чтобы это сделать, нужно поверить, что человек понимает, за что конкретно он извиняется. Если же Вы хотите попросить у кого-то прощения, Вы обязаны предпринять всё возможное чтобы в следующий раз не поступить аналогично. Часто прощение — это слепая вера человеку, и далеко не всегда такая вера оправдывает себя.
Прощение необходимо просить, а не требовать
Недаром говорят именно «ПРОШУ прощения», ведь оно необходимо раскаявшемуся человеку. Действительно осознавая свою вину, мы буквально мучаемся, а совесть не даёт нам покоя. Не имея возможности как-либо исправить прошлое человек, ведомый чувством стыда или раскаяния, нуждается в прощении. «Прости» звучит совершенно иначе, и люди так говорят чаще из вежливости, или в мелких ситуациях вроде того, что Вам наступили на ногу в автобусе. Если после измены, например, Вы говорите «прости», это звучит глупо. Но лично я вообще с трудом представляю себе, как можно простить измену или предательство.
Искренняя просьба о прощении это не ритуал, обязательный после проступка, как в детстве. В детстве нас учат извиняться, но это касается детских шалостей. В дальнейшем стоит понять, что подчас крайне тяжело прощать, или даже невозможно.
Совесть
Чем глубже Вы осознаёте свою вину, тем тяжелее Вам самим простить себя. В моей жизни, например, были поступки, за которые меня могли простить. А я до сих пор не могу понять — был ли я достоин прощения? Большой и индивидуальный вопрос. Бывает так, что Вас прощают, но легче Вам не становится. Вообще, на мой взгляд, человек добивается прощения от другого, чтобы самому простить себя. Иначе всё просто теряет смысл. Если ваша совесть, как Вам кажется, чиста, то просить о прощении не за что.
Вежливость или личная выгода?
Очень многие люди хотят прощения просто для того, чтобы совершённое ими действие как будто забыли, аннулировали, а не потому, что ощущают свою вину или реально понимают последствия содеянного. Происходит использование человеческих чувств для личной выгоды. В таком случае прощение — это совершенно бесполезное действие, несущее больше отрицательный эффект, причём для обоих.

Ради чего люди просят прощения, если не сожалеют, не дают критической оценки своему поступку? Вряд ли это лучшее место для проявления «вежливости». Если Вы могли сделать так, как удобнее вам, совершенно не думая о других, если чувства и эмоции другого человека для Вас куда ниже собственных интересов, то Вам не за что просить прощения. Будьте честными! Извиняться в таком случае стоит только после изменений в себе, которые происходят далеко не мгновенно.
Лучше искреннее попросить прощения через год, чем обманом заслужить его мгновенно.
Прощение необходимо заслужить
Далеко не всегда осознать поступок и измениться внутренне бывает достаточно. Иногда действительно необходимо заслужить прощение. Не просто попросить, а совершить поступок. Появиться в ливень с цветами, сделать приятный сюрприз. Причём не купить человека подарком, а удивить поступком. Ведь прощают Вас, а не цветы или конфеты. Вы можете ничего не преподнести, а подарить новые ощущения, впечатления и дать человеку понять, что он Вам дорог, а всё остальное было глупостью. Но куда важнее заслуживать прощение внутри.
Но себя нужно испытать, а не просто понять, что внутри что-то поменялось, ведь человек может и не чувствовать перемены в душе, поэтому уже после достижения глубокой осознанности можно на что-то решиться.
Обиды нет. Просто сделаны выводы
Даже если Вас поняли, даже если человек Вас не винит, это не означает, что всё по-прежнему. Бывает, что глупо обижаться или винить человека, например, если он лжец или пьяница, и ничего не может с этим поделать. Человека можно принимать таким, какой он есть на самом деле. А на основе его поступков не таить обиду или боль, узнать его и сделать выводы. Это уже намного «хуже», но честнее и разумнее. Если Вы предали, изменили, то вопрос уже не в прощении.
«Бог простит»
Каждый из нас всего лишь человек. Поэтому не всегда бывает верным оценивать поступки и действия другого человека. Во многих случаях люди пытаются абстрагироваться от попыток найти силы понять человека и оставляют это богу. Мы оцениваем по своим ощущениям, принятым нормам, моралям и ценностям. Эти ценности и нормы придуманы одним типом людей. Радует, что таких большинство. Есть и принципиально другие, не укладывающиеся в рамки общества и нашего сознания. Как можно простить маньяка, насильника, педофила? Никак, и только высшим силам, пожалуй, по силам простить таких людей. Они предстают перед земным судом за несоответствие морали и просто за «не человечность», но всё же… если есть что-то высшее — это единственный шанс для таких людей на прощение.
«Я же извинился!»
Часто слышал фразу «я же извинил(ла)ся(сь)!». И действительно бывают неловкие ситуации, в которых вежливость остается главным компонентом прощения. Допустим, Вы случайно вылили воду на человека, столкнувшись в проходе. Вы поступили непреднамеренно, и человек должен это понимать. Здесь действительно удобнее сказать «извини», поскольку это обычная жизненная ситуация. Адекватный человек не должен кинуться на Вас, он должен понять. Здесь действительно применима фраза «я же извинился», если вдруг человек устроил скандал, то это уже вопрос ЕГО воспитания. Другое дело, если Вы подошли к этому человеку и вылили ему на голову горячий шоколад. В таком случае не удивительной будет и агрессивная реакция. Ну а если речь идет о серьёзных поступках, большой физической или душевной боли, совершенно неуместно думать, что извинений будет достаточно.

Чувствуйте
Очень важно правильно оценивать свои поступки, понимать степень их серьёзности и чаще думать о других людях. Мы достойны прощения, и это, прежде всего, прощение внутри себя. Да, многим необходимо понимание другого человека, но есть настолько мелочные персоны, просто неспособные на прощение, — не давайте таким играть на вашем чувстве вины. Вы можете стать их «рабами» и корить себя ни за что.
Существует масса тонких граней серьёзности вины, разумности реакции на обиду и необходимых действий для прощения. Их невозможно описать или рассказать, каждый ощущает их своей совестью. Главное адекватно оценить себя, уметь чувствовать свою и чужую неправоту, учиться извиняться и прощать, ведь ошибаются все.
Умение прощать и просить прощения — важнейший компонент полноценной личности. Отсутствие таких качеств говорит о комплексах, слабости характера и больной душе. Старайтесь развивать их в себе, только не создавайте ситуаций специально, ведь заслужить доверие очень трудно, а потерять его можно за одну минуту.

Что значит простить?

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел затрагивает важную и всегда актуальную тему прощения.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13).

Увы, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Определенные грехи легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои – после грехопадения мы так стали устроены). Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение, увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания.

Когда-то на приходской молодежке мы решили поговорить о прощении. Начали и… серьезно «забуксовали»: и священники, и миряне. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, неразрешимых.

Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя.

Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению или нет?

А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже – это прощение?

В поисках ответов на эти вопросы я наткнулся на несколько статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, посвященных теме прощения.

Кое-что они мне объяснили. Хотел бы поделиться теми мыслями, которые показались наиболее важными.

Первая: прошлое не проходит. Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы. Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.

Прошлое не проходит, и простить не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить, но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.

Простить – значит изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «Прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади. Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Начало этого пути – в желании простить.

Кроме того, владыка Антоний предлагает поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы (чаще всего по своему эгоизму) всегда думаем только о себе – о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?

Ответ митрополита удивителен: «Это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены».

Получается, простить – значит принять «целительное унижение». Знаем ли мы, что это такое?

Здесь остается лишь плакать и понимать, что прощение – дар Божий. Это не то, что от человека. От человека – желание простить, от Бога – дар прощения. И «целительное унижение» прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует только Бог.

Христос простил всех, и поэтому только Он может подарить нам силу и благодать простить. И об этом надо молиться Ему, Спасителю мира и Искупителю грешников.

Будем же просить дара прощения у Того, Кто воскликнул некогда на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Прощение

Запрос «Извинение» перенаправляется сюда; о просьбе о прощении см. Извинение (речевой акт). Рембрандт, «Возвращение блудного сына»

Проще́ние — отпущение вины, освобождение от заслуженного наказания (помилование, амнистия). Также — отказ от личной обиды, недобрых чувств к виновному, а также отказ от мести или требований расплаты и компенсации за понесённые убытки и страдания. Также — прощения долга или обязательств (прощение денежного долга, нарушенного обещания что-то сделать и так далее).

Свойства прощения

Прощение не равно оправданию и извинению. Оправдание происходит при открытии извиняющих обстоятельств, которые объясняют неблаговидные действия человека благовидными причинами (например, человек виновен в некотором поступке, но он совершил его по незнанию или даже из добрых побуждений). Оправдание предполагает, что прощать нечего — если проступок простителен, то он не заслуживает мести, а совершивший его — недобрых чувств. Прощение же всегда предполагает конкретную вину или конкретное нарушение обязательств.

Прощение можно заслужить раскаянием, частичной или полной компенсацией нанесённого вреда, а также обращением к общим ценностям (например, сын ждёт от отца прощения за дурное поведение на том основании, что он его сын и что отец его любит).

Простить можно как поступок, нарушающий нормы морали (чаще всего об этом и идёт речь), так и нечто иное — слабость, неудачу и т.п. В свою очередь, сам акт прощения не обязательно является морально одобряемым: прощение может нарушать нормы морали, профессиональной этики и т.п. Например, преподаватель может простить добросовестного студента, из-за волнения не смогшего сдать экзамен, и поставить ему более высокую оценку, чем он заслужил своим ответом.

Кроме того, склонность слишком легко прощать может быть признаком отсутствия у человека самоуважения, его душевной слабости и трусости.

Примеры прощения

Согласно свидетельствам древних, один из древнегреческих Семи мудрецов, Питтак, когда к нему привели убийцу его сына, отпустил его со словами «Лучше простить, чем раскаяться». По версии Гераклита, это Алкея он отпустил со словами: «Лучше простить, чем мстить».

«Ведь делать ошибки — неизбежно, но не легко заслужить прощение у людей», — отмечал Демокрит.

В Библии в Новом Завете — в Евангелии см. Молитву Господнюю (Отче наш), а также в Послании к Ефесянам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Прощение долга в современном ГК РФ является одним из способов прекращения обязательств.

Причины прощения

Наиболее распространённая цель прощения — это нежелание продолжать конфликт с обидчиком и желание восстановить хорошие отношения с ним. Это может быть связано со многими причинами, начиная от слишком больших издержек конфликта и кончая личными симпатиями к обидчику (так влюблённый прощает любимому недостойное поведение).

Прощение может иметь также и демонстративную функцию. Например, государство, прощая преступника (например, объявляя амнистию), демонстрирует свою приверженность гуманизму.

Прощение в психологии

Со времен знаменитых проповедей об обиде и прощении епископа Батлера, многие философы рассматривают прощение как процесс преодоления обиды, сугубо личностной формы гнева, возникающей в результате полученного вреда или недолжного обращения. Епископ Батлер различает собственно гнев — почти инстинктивную реакцию — и обиду, как результат обдумывания и размышления над ситуацией, «стабильный и обдуманный гнев». Соответственно, прощение отличается от других форм отказа от мщения или негативных чувств. Например, забвение (человек забыл нанесённую ему обиду) не является прощением.

Прощение в психотерапевтическом смысле — это не оправдание обидчика, а “способность отпустить навязчивые размышление об хищническом поведении обидчика, а также желания какой-либо формы возмездия”. Оно совершается скорее ради защиты собственной психики от разрушительных эмоций, чем по моральным или иным причинам.

Прощение в различных философских системах и духовных традициях

Аристотель считал, что склонность прощать — порок, такой же, как и излишняя гневливость и мстительность. «Те, у кого не вызывает гнева то, что следует, считаются глупцами».

Махатма Ганди говорил: «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного».

> См. также

  • Прощёное воскресенье
  • Справедливость

Примечания

  1. 4. Питтак
  2. Антология мировой политической мысли
  3. прощение — толкование, значение, смысл
  4. Horwitz, L. (2005). The capacity to forgive: Intrapsychic and developmental perspectives. Journal of the American Psychoanalytic Association.
  5. Аристотель. Никомахова этика, 11(V)

Ссылки

  • В словарях Ожегова и Ефремовой,
  • Энциклопедия «Русская цивилизация»
  • Ученые выяснили, как правильно извиняться // Publika TV

ПРОСТИТЬ

Смотреть что такое «ПРОСТИТЬ» в других словарях:

  • простить — См … Словарь синонимов

  • ПРОСТИТЬ — ПРОСТИТЬ, см. прощать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • ПРОСТИТЬ — ПРОСТИТЬ, прощу, простишь, совер. 1. (несовер. прощать) кого что или что кому чему. Проявляя снисходительность, снять с кого чего нибудь вину за что нибудь, не поставить кому чему нибудь в вину чего нибудь, извинить. «Простим горячке юных лет и… … Толковый словарь Ушакова

  • простить — ПРОСТИТЬ, ощу, остишь; сов., что кому. Ирон. Не забить гол в стопроцентной ситуации (напр., в футболе). Из спорт … Словарь русского арго

  • простить — 1. ПРОСТИТЬ, прощу, простишь; прощённый; щён, щена, о; св. 1. (кого что). Не поставить чего л. в вину кому л.; извинить, проявив снисходительность. П. все грехи. П. обиду, предательство, оскорбление. П. за шалость, за ошибку, за опоздание.… … Энциклопедический словарь

  • простить — • простить, извинить, спустить Стр. 0892 Стр. 0893 Стр. 0894 Стр. 0895 Стр. 0896 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • простить — прощу, повел. прости, укр. простити, др. русск. простити, также исцелить (2 Соф. летоп. под 1463 г., стр. 185 и др.), болг. простя прощу , сербохорв. про̀стити, про̏сти̑м, словен. prostiti, prostim простить , чеш. prostiti освободить от *рrоstъ;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • простить — кого за что и кому что. 1. кого за что (не поставить в вину, извинить). Простите меня за невнимательность. 2. кому что (освободить от какого л. обязательства; устар.). Простить приятелю денежный долг. Он вчера простил аренду мужикам из Дмитровки … Словарь управления

  • простить — Общеслав. Суф. производное от простъ (соврем. простой) в значении «свободный». Простить буквально «освободить» (от долгов, грехов и т. п.) … Этимологический словарь русского языка

  • простить — Syn: извинить, помиловать Ant: не простить, припомнить (кому либо что либо) … Тезаурус русской деловой лексики

>прощать

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я проща́ю проща́л
проща́ла
Ты проща́ешь проща́л
проща́ла
проща́й
Он
Она
Оно
проща́ет проща́л
проща́ла
проща́ло
Мы проща́ем проща́ли
Вы проща́ете проща́ли проща́йте
Они проща́ют проща́ли
Пр. действ. наст. проща́ющий
Пр. действ. прош. проща́вший
Деепр. наст. проща́я
Деепр. прош. проща́в, проща́вши
Пр. страд. наст. проща́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… проща́ть

про-ща́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — простить. В значении «извинить»: прощать кому-то что-то либо кого-то за что|то. В значении «освобождать от долга»: прощать кому|то что|то.

Корень: -прощ-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. соглашаться забыть чью-либо вину; снимать вину с кого-либо ◆ Все действующие лица были мне как родственники ― я их и судила, и прощала, и одобряла. Вера Белоусова, «По субботам не стреляю», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Сильные мужики не прощают, когда их хотят заставить ревновать. Петр Акимов, «Плата за страх», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Виновато, потерянно улыбаясь, он прощал брань, злобные тычки и шумные упреки. Яна Кузнецова, «Любовь лилипута», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. освобождать от обязательства, долга ◆ Они не хотят тебе прощать этот долг. Анатолий Мельник, «Авторитет», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. только в повелительном наклонении слово, произносимое при расставании навсегда ? ◆ Прощай, Иссык-Куль, песня моя недопетая! Чингиз Айтматов, «Прощай, Гульсары!», 2015 г.

Синонимы

  1. извинять
  2. освобождать (от + род. п.)

Антонимы

  1. взыскивать, мстить
  2. взыскивать

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: прощение, прощенье; прощание, прощанье
  • прилагательные: прощальный
  • глаголы: прощаться

Этимология

Происходит от праслав. *prostiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. простити, также «исцелить», русск. простить, укр. прости́ти, болг. простя́ «прощу», сербохорв. опро̀стити, опро̏сти̑м, словенск. prostíti, prostím «простить», чешск. prostit «освободить». Связано с *рrоstъ; см. просто́й. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • прощай молодость

Перевод

извинять

  • Абхазскийab: анажьра
  • Английскийen: forgive, pardon, excuse
  • Белорусскийbe: дараваць, прабачаць
  • Болгарскийbg: прощавам
  • Венгерскийhu: megbocsát
  • Греческийel: συγχωρώ
  • Датскийda: forlade
  • Индонезийскийid: maaf, memaafkan, ampun
  • Испанскийes: perdonar, excusar
  • Итальянскийit: perdonare, scusare
  • Казахскийkk: кешiру
  • Латинскийla: ignosco, veniam dare
  • Латышскийlv: piedot
  • Литовскийlt: dovanoti, atleisti
  • Малагасийскийmg: manadino
  • Немецкийde: verzeihen, vergeben
  • Нидерландскийnl: verontschuldigen, vergeven
  • Норвежскийno: tilgi, forlate
  • Польскийpl: darowywać, przebaczać
  • Португальскийpt: perdoar; remitir; desculpar; escusar
  • Румынскийro: scuza, ierta
  • Суахилиsw: samehe
  • Таджикскийtg: бахшидан
  • Татарскийtt: бәхилләргә, кичерергә
  • Турецкийtr: affetmek; bağışlamak
  • Украинскийuk: вибачати, прощати
  • Финскийfi: antaa anteeksi
  • Французскийfr: pardonner, excuser
  • Чешскийcs: odpouštět, promíjet
  • Шведскийsv: förlåta (sv)
  • Эсперантоиeo: pardoni
  • Эстонскийet: andestama

освобождать от долга

  • Английскийen: remit; condone, overlook
  • Белорусскийbe: дараваць
  • Итальянскийit: condonare
  • Немецкийde: erlassen
  • Шведскийsv: förlåta (sv)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Эта глава из книги «Исцеление женской души»

    Это глава из книги .
    Мне пишут и пишут — все ли можно простить? И нужно ли? Есть же действительно серьёзные преступления — в том числе и отцы творят страшные вещи, к сожалению. И что – простить? Забыть? Принять? Любить? Не слишком ли это?

    Мне кажется, в данном случае вопрос формулировок и понятий. Когда мы говорим о том, что не хотим и не можем прощать человека, что мы имеем в виду? Чаще всего, что не хотим его видеть, слышать, общаться с ним, подпускать к себе ближе, иметь с ним отношений. Хотя при чем тут прощение?

    Отделим мух от котлет. Часть первая — прощение – это процесс, происходящий внутри нас, часть вторая — восстановление отношений. Они не обязательно связаны друг с другом, совсем не обязательно. Это две разные вселенные. Но когда мы считаем, что это одно и то же, то свои большие и маленькие обиды держим крепче. Как аргумент, почему я не буду больше с тобой общаться, вдруг понадобится однажды объясниться. Но кому мы делаем хуже?

    Если человек причинил вам серьезную боль, и вы не хотите с ним больше общаться — вы имеете на это полное право.

    Безо всяких оправданий, аргументов и прочего. Просто не общайтесь, позвольте себе такую роскошь.

    Но зачем при этом эти обиды — мерзкие и липкие — носить в самом главном месте своего тела, в сердце? Зачем отравлять ими свою собственную жизнь?

    Даже если этот человек — ваш отец, и он причинил вам много боли вместо того, чтобы защищать и оберегать, все равно стоит простить — отпустить обиды из своего сердца. Очистить его. И дальше вы решаете сами — хотите общаться или нет. Для этого не нужны козыри из прошлого, достаточно взять ответственность на себя и решить, что хватит, вам это больше не нужно. Не хотите – не общайтесь. Вы не обязаны делать это только потому, что человек – ваш отец. Главное, чтобы внутри все утихло, успокоилось, расслабилось.

    Прощение — это ваша внутренняя работа, в которой нет и не может быть второго человека. Он не при чем. Есть только вы, ваше сердце и боль и грязь в нем.

    Вы смотрите на раны своего сердца и разрешаете им больше не кровоточить. Вы зашиваете их, дезинфицируете, уделяете им достаточно полезного внимания (то есть не просто смотрите на них и плачете). Вот что такое прощение.

    Когда мы говорим о прощении, помните, что больше всего это нужно нам самим. Может быть, это и выгодно куль старых обид таскать с собой, но выгода эта тоже какая-то тухлая. Тем более, что это еще и тяжело, плохо пахнет и с годами все больше портится. Страдаете от этого только вы сами. Вы и ваше тело. Ваша психика. Вы сами себя отравляете изнутри. Второй человек при этом не испытывает этих мук, увы.

    Помните поговорку о том, что обижаться — это проглотить яд в надежде, что умрет кто-то другой. Это правда. Обида съест в первую очередь вас. Она может завладеть вашим телом, и вы серьёзно заболеете. А может отравить вам всю жизнь, несмотря на внешнее благополучие. Но есть ещё кое-что, не менее важное.

    Если я обижаюсь, значит, я не доверяю Господу, думаю, что Он за меня не заступится и меня не защитит. Вместо того, чтобы позволить Ему дать каждому заслуженное, вместо того, чтобы позволить Ему обо мне позаботиться, я начинаю САМА искать справедливости, таская в собственном сердце мешки обид. Это такое же вредное «я сама», как и с мужчинами. Абсурдное и никому не нужное.

    В этом мире все возвращается к человеку. И хорошее, и плохое. Поэтому стоит расслабиться и перестать считать себя судьей.

    В моей жизни ни разу — ни разу! — не было такого, чтобы человек сделал мне зло, и ему оно не вернулось. Да, не всегда это происходит моментально и в той форме, как я это «считаю правильным». Но вспомнить тех, кто причинил мне боль и потом не получил чего-то похожего в ответ не от меня, а от жизни — я не могу.

    А вот когда я играю в судью и пытаюсь добиваться справедливости самостоятельно, таскаю в себе обиды мешками, доказываю что-то, требую извинений и компенсации, этот процесс «естественного наказания» почему-то затягивается и осложняется. Неудивительно, ведь дело не подано в суд, обиженный не написал своего заявления, только ходит и ругается. Как только же ты отпускаешь свою обиду, ты как будто бы передаешь это дело в суд — верховный суд — а там уже об этом позаботятся.

    Простить не значит забыть. Забыть невозможно, разве что память стереть. Но простить — значит снизить важность. Чтобы вспоминая об этом, не испытывать такой жгучей боли. Максимум — грусть. Не более того. Чтобы не думать об этом каждый день. Чтобы не носить это всегда с собой, максимально близко к телу.

    Простить не значит подписать одобрение под действиями человека. Это значит просто перестать отравлять обидами свою собственную жизнь.

    Простить не значит броситься на шею и продолжать терпеть. Ваши отношения на этом могут и закончиться на внешнем плане. Главное, чтобы и внутри они тоже закончились.

    Простить – это освободиться. Освободить себя. От того, что сама же себе и навешала когда-то и зачем-то.

    Все не просто так. Все ситуации в жизни нами тоже заслужены, даже если сегодня мы не видим, куда это все уходит корнями. Простить – это поставить точку. И пойти дальше. Пойти налегке, практически полететь.

    Это того стоит. Поэтому я говорю – прощать стоит все. И знать, что каждый в итоге получит свое. Так или иначе. Вопрос – чего хочу я? Быть счастливой? Или быть правой? Жить дальше? Или оставаться жертвой прошлого?

    Ольга Валяева — valyaeva.ru

    Простить — не значит забыть

    «Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

    Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.

    Ты же христианин!

    На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и попадает в крайне незавидное положение. Потому что простить волевым актом невозможно. Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

    Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием простить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

    К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».

    Прощение – это не акт, а процесс, причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?

    Не могу простить – что делать?

    Рассмотрим пять важных условий прощения, своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

    ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

    Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

    «Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

    Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть.

    «Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

    Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

    Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

    В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

    Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя. Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

    Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

    Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

    Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

    Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

    Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

    Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

    В жизни владыки Антония был такой случай: он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

    Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.

    ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу

    В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

    Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

    Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

    Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

    Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

    Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

    Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.

    ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

    Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

    Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

    Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе.

    Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

    Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…

    Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет. Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно. И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

    Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

    Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен, ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

    Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

    Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

    ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

    На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

    Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

    Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

    Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

    Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

    Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он — не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»

    ПЯТОЕ: попытка посмотреть на человека глазами Бога. Встреча с Любовью

    Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога. На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие. Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

    Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог. Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит. Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

    Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

    Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста. Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

    Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.

    ***

    Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

    Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

    Нет таких отношений, которые бы не спотыкались об что-то такое болезненное, через что можно пройти только через прощение. В каком-то смысле прощение — это единственное мерило ценности сложившихся отношений. Пока есть чувства — прощению всегда быть.

    Можно, конечно, измучить человека, разорвать его сердце своим отношением и поступками к нему, а потом сердится на него, что он не готов прощать, но это немножко другая история. Она о пределах человеческого сердца и о том, как мы убиваем отношения и вместе с ними любовь. (я об этом писала однажды в заметке: «Когда уходит любовь».) Сегодняшняя же история о том, что значит простить человека.

    На самом деле, об этом прощении мало что известно. Многие думают, что это похоже на понимание… Но понимание и, не дай бог, оправдание — это еще не значит прощение. То, что мы понимаем, почему с нами так поступили, не лишает нас боли, а ведь именно боль мешает нам простить. Поэтому есть люди, которые думают, что можно простить, только если дашь сдачи. Многих из нас настолько переполняет обида, что она незаметно превращается в злость. Злость требует выхода и мы, грубо говоря, начинаем мстить, мягко говоря, наказывать своего обидчика, возвращая ему нашу боль. Месть, как ее ты ни назови, тоже не вариант для прощения. Она продлевает страдания и окончательно отравляет остатки чувств. Но есть и такие люди, которые уверены, что простить — это значит забыть и никогда ни за что не вспоминать. Но увы, пока человек пребывает в здравом уме и доброй памяти, это не реально.

    Так что же значит простить?

    Мы — люди, и отлично умеем ранить друг друга, порой с такой силой, что все хорошее внутри нас замирает. Словно все машины города в один момент застряли в непроходимой пробке. Тогда приходит прощение и помогает наладить движение вперед. Оно словно мостик между разорванными островками, соединяющий прошлое и будущее. Поэтому простить в первую очередь означает — перестать смотреть на человека через призму его прошлого, а осмелиться увидеть его таким, какой он есть сейчас, на этом мостике, и что он делает для вас и вашего совместного будущего, после всех вынесенных уроков и сделанных выводов.

    Прощение — всегда дело для двоих. Одному — понять, как он ранил человека, принять его боль на себя, попросить прощения, простить себя и больше так не ранить. Другому — пережить свою боль и научиться видеть как ради него меняется любимый человек.

    Конечно, истории бывают разные. Иногда совсем некого прощать. Никто не замечает как ранит. Никто не просит прощения и уж тем более никто не меняется. А иногда не у кого и прощения попросить. Любимый исчез со всех радаров. Отвернулся. Отстранился. Не выдержал.

    Что угодно готовы делать люди вместо прощения. Чаще всего их завлекает словно в глубокую воронку психологическая игра: «каюсь — обижаюсь». Когда один — вечно виноватый, а другой- вечно обиженный. И тогда поступки одного — продиктованы чувством вины, а поступки другого — чувством обиды. Со стороны может показаться, что люди усердно делают шаги на встречу к друг другу, но на самом деле они стремительно друг от друга отдаляются.

    Обида всегда требует восстановления справедливости. Когда ради нее мы готовы пренебречь любимым человеком и когда становится важной только боль, которую во что бы то ни стало необходимо вернуть, начинается месть. В этот момент тот, кого обижали рьяно начинает сам обижать, перевоплощается в виноватого обидчика. А виноватый, соответственно, как по мановению волшебной палочки превращается в глубоко обиженного. Так и живут, периодически меняясь ролями: обиженный становится виноватым, виноватый — обиженным и наоборот. У этой игры нет положительного конца. Она истощает людей, разрушает их отношения и в конце концов из их сердец уходит любовь.

    Выйти из этой игры как из заколдованного круга возможно только одним способом — прекратить играться в невинную овечку и признать свою часть ответственности за то, как складываЛИСЬ и складываЮТСЯ ваши отношения.

    То, что я сейчас скажу, мало кому понравится, но ваш партнер до определенной меры — ваше детище. Как в зеркало смотрите в него. Это то, что вы сделали и с ним, и с самим собой. Поэтому в том, что вы ранены — есть доля вашего вклада. Признать это — большая смелость. Осознать, в чем конкретно выражается этот вклад, — большая мудрость. Изменить этот вклад — заслуживает большого уважения. Понять границы своей ответственности, чтобы не взять на себя лишнего, — проявление глубокой доброты к самому себе. Отсюда прощение начинается в тот самый момент, когда каждый начинает корректировать свой вклад в друг друга.

    Вот так конкретно, без всякой высокопарности, любовь делает людей лучше. Потому и говорят, что прощение возможно только в любви. Любящий прощает. Ведь гораздо важнее любого прошлого для него оказывается сам любимый человек, его настоящее и будущее с ним.

    Дорогой мой читатель, прощайте любимых!