Чудо на неве фильм

Посадка Ту-124 на Неву

Посадка Ту-124 на Неву
Чудо на Неве


Подъём борта СССР-45021

Общие сведения

Дата

21 августа 1963 года

Время

Характер

Аварийная посадка на воду

Причина

Проблемы со стойкой шасси, отказ обоих двигателей при выработке авиатоплива

Место

река Нева, Ленинград (РСФСР, СССР)

Координаты

59°55′11″ с. ш. 30°24′13″ в. д.HGЯOL

Погибшие

Раненые

Воздушное судно

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный приводнившемуся

Модель

Ту-124

Авиакомпания

Аэрофлот (МТ УГА, Внуковское ПО ГА)

Пункт вылета

Юлемисте, Таллин (ЭССР)

Пункт назначения

Внуково, Москва (РСФСР)

Бортовой номер

Дата выпуска

март 1962 года

Пассажиры

Экипаж

Выживших

52 (все)

Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, произошедшее 21 августа 1963 года. Авиалайнер Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва, но после неполадки со стойкой шасси и отказа обоих двигателей приводнился на реку Неву в Ленинграде. Из находившихся на его борту 52 человек (45 пассажиров и 7 членов экипажа) никто не погиб и не пострадал.

Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок самолётов на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб; борт СССР-45021 — один из семи, обошедшихся без жертв (в остальных трёх случаях были утонувшие уже после эвакуации из самолёта).

Самолёт

Ту-124 (регистрационный номер СССР-45021, заводской 2350701, серийный 07-01) был выпущен ХГАПП в марте 1962 года. 18 апреля того же года был передан Внуковскому ПО ГА авиакомпании «Аэрофлот». Оснащён двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-20П Пермского моторного завода.

Экипаж

  • Командир воздушного судна (КВС) — 30-летний Виктор Яковлевич Мостовой.
  • Второй пилот — Василий Григорьевич Чеченев.
  • Штурман — Виктор Царёв.
  • Бортмеханик — Виктор Смирнов.
  • Бортрадист — Иван Беремин.
  • Бортпроводники:
    • Александра Александрова,
    • Виктор Харченко.

Хронология событий

Ту-124 борт СССР-45021 вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на Москву. Но вскоре после взлёта экипаж обнаружил, что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Юлемисте была невозможна из-за внезапно сгустившегося тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить в Ленинградском аэропорту Пулково . Ту-124 последовал к аэропорту на малой высоте. В аэропорту Пулково все экстренные службы были приведены в боевую готовность: к грунтовой полосе, куда самолёт должен был сесть «на брюхо», прибыли пожарная техника и машины скорой помощи.

К 11:00 лайнер оказался около Ленинграда и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая авиатопливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной взрывной декомпрессии и для более быстрой выработки авиатоплива. Экипаж в это же время пытался с помощью шеста через пробитую в полу кабины дыру полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси.

В 12:10 в 21 километре от аэропорта Пулково (на восьмом круге), когда, согласно показаниям топливомера, авиатоплива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны; достаточное количество, чтобы долететь до Пулково ), двигатель №1 (левый) остановился (по другой версии — авиатопливо было, но не поступало в двигатель). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт к аэропорту Пулково через центр города, но через короткое время остановился двигатель №2 (правый) и лайнер начал планировать с 500 метров над центром города. Экипаж решил попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. КВС передал управление второму пилоту, служившему в военно-морской авиации и имевшему опыт приводнения самолёта. Перед приводнением второй пилот грамотно сориентировал Ту-124 и не допустил его заныривания в воду и удара хвостовой частью об воду.

В 12:15 Ту-124 пролетел над домом №6 по Малоохтинскому проспекту, затем в 4 метрах над мостом Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы), ширина реки в этом месте была около 400 метров. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в кабине экипажа. Пассажиры и экипаж эвакуировались из самолёта и позднее были отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Но вода из пробоин в фюзеляже прибывала и к утру 22 августа борт СССР-45021 затонул. 23 августа под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо» к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.

> Известные пассажиры

  • митрополит Таллинский Алексей Ридигер, будущий патриарх Алексий II.

Дальнейшие события

Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев

Первоначально комиссия, расследовавшая причины аварии, возложила ответственность на экипаж, но позже обвинения с пилотов были сняты. Вдова командира Виктора Мостового в интервью газете «Известия» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (Ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан.

Командир Виктор Мостовой и штурман Виктор Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Юрия В. Поршина наградили почётной грамотой и часами.

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту Внуково, откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году в возрасте 64 лет. В последние годы жизни работал рабочим на фабрике.

Второй пилот Василий Чеченев после аварии был повышен до командира экипажа, а затем до КВС-инструктора. Умер в 2002 году.

35 лет спустя (в 1998 году) участники приводнения Ту-124 на Неву участвовали в телепередаче «Как это было», где Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда авиатоплива ещё хватало до аэропорта. Ещё одной причиной аварии в программе было названо несовершенство датчиков указания авиатоплива.

Дальнейшая судьба самолёта

Было принято решение списать самолёт из-за поломок. После восстановления борт СССР-45021 в разобранном виде был отправлен в Кирсановскую авиашколу (Кирсановское АТУ ГВФ, с 15 сентября 1964 года — Кирсановское АТУ ГА в Тамбовской области), где он служил авиатренажёром для курсантов училища. В 1970 году самолёт был разделан на металлолом.

См. также

Авиационные происшествия из-за отвлечения экипажа на проблемы с шасси

  • Катастрофа L-1011 в Эверглейдсе
  • Катастрофа DC-8 под Кэйсвилломruen
  • Катастрофа DC-8 в Портленде

Примечания

  1. До этого происшествия самолётам разрешали летать над Ленинградом на высоте около 400 метров, но после него предписали облетать за городской чертой
  1. СССР-45021 — russianplanes.net — Карточка борта
  2. 1 2 3 4 ASN Aircraft accident description Tupolev 124 CCCP-45021 — Neva River. Aviation Safety Network. Дата обращения 18 февраля 2008. Архивировано 9 марта 2012 года. (англ.)
  3. 1 2 3 Авария Ту-124 Московского ТУ ГА в Ленинграде. Приводнение на Неву. (борт CCCP-45021), 21 августа 1963 года. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. Дата обращения 18 февраля 2008. Архивировано 9 марта 2012 года.
  4. История аэропорта Пулково.. Официальный сайт аэропорта «Пулково». Дата обращения 2 июля 2018.
  5. Денис Данилов. От «Шоссейной» до «Пулково». Как развивался аэропорт Петербурга. Аргументы и факты (25.04.2016). Дата обращения 2 июля 2018.
  6. 1 2 Prepare to Ditch // FLIGHT International, 16 августа 1964 года
  7. 1 2 3 Фёдоров, Владимир Самолет на Неве: новые подробности. «Петровский курьер» № 41 (211) от 2 ноября 1998 г. Дата обращения 18 февраля 2008. Архивировано 9 марта 2012 года.
  8. Саид Бицоев. Засекреченный подвиг, «Новые Известия», 22 октября 1998 года
  9. 1 2 3 Саид Бицоев, «14 секунд и вся жизнь», Новые Известия, 11 ноября 1998 года
  10. Владлен Кривошеев, «От подвига до суда и обратно» // Известия.ру, 17 декабря 2008 года
  11. Искусная посадка меж ленинградскими мостами // НТВ.ру, 16 января 2009 года
  12. Чудо спасения будущего Патриарха Алексия II произошло в 1963 году при авиакатастрофе в Ленинграде
  13. Владимир Перекрест, «Вдова лётчика-аса Жанна Мостовая: «Да нет, ордена мужу за посадку на Неву не дали!» // Известия.ру. — 30 января 2009 года
  14. Владимир Перекрест, «Вдова лётчика-аса Жанна Мостовая: «Да нет, ордена мужу за посадку на Неву не дали!» // Известия.ру. — 30 января 2009 года
  15. Александр Андрюхин, «Плывут самолёты — салют Мостовому!», Комсомольская правда, 16 апреля 2009 года
  16. ТУ-124, используемые как учебные пособия. Сайт авиационной истории. Дата обращения 7 ноября 2014.
  17. Информация о бортовом № CCCP-45021. Дата обращения 7 ноября 2014.

Ссылки

  • Первый канал: Документальный фильм «Посадка на Неву» (2015).

  • ← 1962
  • Авиационные происшествия и инциденты 1963 года
  • 1964 →

  • Столкновение над Анкарой (1 февраля)
  • Рейс 40Z Sick Airways (3 февраля)
  • Катастрофа под Сыктывкаром (8 февраля)
  • Рейс 705 Northwest Airlines (12 февраля)
  • Катастрофа в заливе Шелихова (26 февраля)
  • Рейс 191 Аэрофлота (5 марта)
  • Катастрофа близ Кунео (20 марта)
  • Рейс 025 Аэрофлота (4 апреля)
  • Катастрофа на авиашоу в Джакарте (13 апреля)
  • Катастрофа под Сан-Паулу (3 мая)
  • Авария в Ржевке (18 мая)
  • Рейс 293 Northwest Airlines (3 июня)
  • Рейс 012 Аэрофлота (13 июля)
  • Рейс 869 United Arab Airlines (28 июля)
  • Рейс 2611 Air Inter (12 августа)
  • Посадка Ту-124 на Неву (21 августа)
  • Рейс 663 Аэрофлота (24 августа)
  • Столкновение над Атлантикой (28 августа)
  • Рейс 306 Swissair (4 сентября)
  • Катастрофа под Перпиньяном (11 сентября)
  • Катастрофа под Новгородом (4 октября)
  • Катастрофа на земле Франца-Иосифа (20 октября)
  • Рейс 217 Aero (8 ноября)
  • Рейс 831 Trans-Canada Air Lines (29 ноября)
  • Рейс 214 Pan American (8 декабря)

  • курсивом отмечены катастрофы с 50 и более погибшими
  • выделена крупнейшая катастрофа года
Посадка Ту-124 на Неву
Чудо на Неве


Подъём борта СССР-45021

Общие сведения

Дата

21 августа 1963 года

Время

Характер

Аварийная посадка на воду

Причина

Проблемы со стойкой шасси, отказ обоих двигателей при выработке авиатоплива

Место

река Нева, Ленинград (РСФСР, СССР)

Координаты

59°55′11″ с. ш. 30°24′13″ в. д.HGЯOL

Погибшие

Раненые

Воздушное судно

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный приводнившемуся

Модель

Ту-124

Авиакомпания

Аэрофлот (МТ УГА, Внуковское ПО ГА)

Пункт вылета

Юлемисте, Таллин (ЭССР)

Пункт назначения

Внуково, Москва (РСФСР)

Бортовой номер

Дата выпуска

март 1962 года

Пассажиры

Экипаж

Выживших

52 (все)

Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, произошедшее 21 августа 1963 года. Авиалайнер Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва, но после неполадки со стойкой шасси и отказа обоих двигателей приводнился на реку Неву в Ленинграде. Из находившихся на его борту 52 человек (45 пассажиров и 7 членов экипажа) никто не погиб и не пострадал.

Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок самолётов на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб; борт СССР-45021 — один из семи, обошедшихся без жертв (в остальных трёх случаях были утонувшие уже после эвакуации из самолёта).

Энциклопедичный YouTube

21 августа 1963 года из-за неисправности пассажирский самолет сел на воду в Ленинграде.
Самолет чудом не протаранил Финляндский разводной железнодорожный мост… как это было под КАТ…
Новый пассажирский лайнер Ту-124 поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте (Таллин) рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково.
Командир корабля — Виктор Мостовой (возраст 30 лет), второй пилот — Василий Чеченев (возраст 34 года). Летчики хоть молодые, но опытные. Виктор Мостовой начал летать вторым пилотом с 19-ти лет, а командиром корабля он стал в возрасте 25-ти лет. Вместе они летели уже не первый раз. На борту находилось 6 членов экипажа и 45 пассажиров.
После взлета члены экипажа обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило. При взлете в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлетной полосе). Садиться в Таллине было нельзя, стоял густой туман и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград – садиться «на брюхо» на грунтовке в «Пулкове».
В случае не выпуска шасси самолёт приземляется или на специально вспаханную землю или на бетонную полосу, но основательно залитую пожарной пеной! Это делается для того, чтобы самолет не загорелся от искр, вылетающих из-под корпуса самолёта. Для этого надо было сжечь топливо и самолёт стал летать вокруг Ленинграда по кругу. На восьмом кругу, когда по приборам топлива было ещё 750 литров, остановился левый двигатель.
В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси. Бортинженер Царёв прорубил дыру в полу кабины пилотов и попытался подтолкнуть не до конца выпущенную переднюю стойку шасси. Но стойку заклинило намертво.
Ещё до возникновения необходимости посадки Ту 124 на реку Неву Виктор Мостовой попросил бортпроводницу Шуру как можно меньше, привлекая внимания, перенести все тяжелое из носовой части самолёта в хвост. Это понадобилось для того, чтобы по возможности максимально облегчить нос самолёта для аварийной посадки, чтобы нос самолёта при торможении на земле коснулся земли как можно позже, с наименьшей возможной скоростью! Груз из переднего багажника перетаскивали в хвост.
К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров сжигая топливо. Но перестарались, сожгли слишком много топлива и один двигатель заглох. В критической ситуации экипажу разрешили идти на «Пулково» прямо над Ленинградом.
В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда самолёт пролетал примерно над Исаакиевским собором заглох и второй двигатель. Лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города, а по сути стремительно падать. Единственная возможность выжить – произвести посадку на поверхность Невы, до аэропорта самолет бы не дотянул. Ширина реки в этом месте — около 400 м., а вот расстояния между мостами для посадки не хватало.
Жители Ленинграда видели самолёт, летящий низко над городом, но они и подумать не могли, что самолёт терпит бедствие. Они думали, что снимается какое-то кино…
В аэропорту Пулково самолёт исчез с экранов локаторов потому, что он снизился над городом до такой высоты, при которой локаторы аэропорта его не видят. Там экипаж и пассажиров уже похоронили.
Командир приказал экипажу идти в салон и «отвлекать разговорами» пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжелой машине. Ошибаться было нельзя, к счастью в экипаже был пилот с опытом посадки самолетов на воду.
Второй пилот Василий Чеченев был бывший военный морской лётчик. Ему много раз доводилось садить самолёт на воду, поэтому командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту и спокойно сказал — «касайся».
Самолет шел по руслу Невы. Ту-124 пролетел на высоте 90 метров над Литейным мостом, в 30 метрах над Большеохтинским мостом, чудом не зацепил строящийся мост Александра Невского, пройдя над ним на высоте всего лишь около 10 метров! Некоторые из рабочих строивших мост от страха попрыгали в воду. И сразу за мостом Ту пошел на посадку…
Как только висящая передняя стойка шасси коснулась воды, её сразу оторвало. Машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, затем слегка поднырнула под воду и потихоньку поплыла вперед, на находившиеся рядом опоры Финляндского моста. Все пассажиры и члены экипажа не только остались живы, но и не получили ни одной царапины или ушиба.

К счастью на пути не было кораблей или лодок. Пропоротый фюзеляж самолета сразу начал набирать воду, а глубина Невы здесь около 13 метров.
Самолет заметили с буксира постройки 1898 года, который тащил сплавной плот. Кто-то задорно крикнул: «Во, второй Чкалов объявился!». Но капитан Юрий Поршин быстро оценил нешуточную ситуацию, сбросил буксирный трос и подвел буксир к самолету. Летчики приняли трос, посовещавшись они разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов.
Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры – сорок пять человек, среди которых двое детей, – начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Внешне казалось, что ни были спокойны, но что творилось в их душах можно только догадываться…
На берегу сразу собрались сотни прохожих, прибежали даже рабочие соседних заводов. Когда последним выходил экипаж, ему кричали «Ура!» и аплодировали. Из экипажа рядом с самолетом остался юноша-стюард, охранявший багаж.
Многие стали снимать это событие на фотоаппарат, но милиция сразу сориентировалась и не давала снимать, заставляя людей вынимать и засвечивать фотоплёнки. Поэтому каждый снимок того события на вес золота.
Единственными фото свидетельством данного события, остались снимки фотографа любителя Юрия Туйска. Он стоял в стороне от основной толпы и его фотографии впоследствии обошли весь мир.
Вскоре оперативно подошел специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул.
Комиссия приняла решение списать самолет из-за поломок. От него отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом…
Экипаж в составе семи человек: капитана В. Мостового, второго пилота В. Чечнева, а также В. Царёва, И. Пермина, В. Смирнова и бортпроводника А. Александровой были задержаны для расследования.
Было проведено обследование и установлено, что пилоты смогли вписаться в посадочное расстояние 1 километр! Хотя для посадки на аэродром Ту 124 требуется минимум от 1300 до 1600 метров полосы. После нашего случая посадки Ту 124 на Неву даже за рубежом стали учить пилотов приземляться на воду.
Главное управление Гражданского воздушного флота СССР сразу расценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство, ведь экипаж неправильно установил остаток топлива, в связи с чем указатель топлива давал завышенные показания.
Но общественное мнение сделало свое дело. Экипаж народ считал героями. Мостового сначала уволили, но после откликов в прессе, наградили орденом Красной Звезды, его экипаж — медалями. Капитана буксира Поршина наградили Почётной грамотой и часами.
Экипаж Ту-124 совершивший посадку на Неву Слева неправо бортинженер В.Смирнов штурман В.Царёв бортрадист И.Баремин командир В.Мостовой второй пилот В.Чеченев

Спустя 35 лет, участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, второй пилот В. Чечнев допустил, что «увлечённость» команды ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта.
Инфа и фото (С) http://fb.ru , http://krasvozduh.ru и др. интернет.

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
Посадка ТУ-124 на Неву 21.08.1963

55 лет назад произошел уникальный случай в Советской авиации, на Неву приводнился пассажирский самолет. Об этом случае мало кто знает, поэтому хоть и с опозданием на 1 день, но выкладываю пост.

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой. Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково».

Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде (тогда он назывался «Шоссейная»). Он последовал к месту назначения на малой высоте. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.

К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси.

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны), достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель(по другой версии — топливо было, но не поступало в двигатель). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни гидроудара хвостовой частью фюзеляжа.От момента отключения второго двигателя до момента посадки прошло 14 секунд…

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы). Ширина реки в этом месте — около 400 м. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в носовой части самолета. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. Позже было принято решение списать машину из-за поломок. Самолёт после восстановления отправили в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу (Кирсановское АТУ ГВФ, с 15 сентября 1964 года — Кирсановское АТУ ГА) в разобранном виде, где он служил тренажёром для курсантов училища. В 1970 году самолёт был утилизирован.

Вдова летчика-аса Жанна Мостовая: «Да нет, ордена мужу за посадку на Неву не дали!»

19 января мы рассказали об уникальной посадке, которую совершил американский летчик Чесли Салленбергер на Гудзон. И упомянули о том, что первым такую посадку совершил советский ас Виктор Мостовой еще 21 августа 1963 года, приводнивший Ту-124 с 44 пассажирами на гладь Невы — прямо в центре Ленинграда, филигранно втиснувшись между мостами. По сообщениям тех лет летчиков сначала хотели наказать, а потом наградили. «Известия» решили найти командира того легендарного экипажа. Непросто это было: в начале 90-х он с семьей выехал в Израиль. И вот у нас его домашний телефон. Увы, на звонок ответила его вдова. Самого Виктора Яковлевича уже нет в живых. Жанна Мостовая рассказала о том, каким он был, нашему корреспонденту Владимиру Перекресту.

«Витя, давай купим водки и выпьем»

вопрос: Жанна Мироновна, как вы узнали о том, что произошло с вашим мужем 21 августа 1963 года?

ответ: Господи, как давно это было… Я с дочкой гостила у мамы в Воронеже и ни о чем не знала — в прессе же ничего поначалу не сообщали. Приезжаем перед 1 сентября в Москву, Леночке, дочке, как раз в первый класс идти. Виктор встречает нас на Казанском вокзале. А мы неподалеку жили — на Пантелеевской, это продолжение Каланчевки, маленькая улочка такая. Идем. Я спрашиваю, как дела, что нового. А он говорит: Леночку вместе в школу отведем. А разве тебе не надо в рейс, спрашиваю. Нет, говорит, меня отстранили. Я удивилась: как так?! Тут он и рассказал.

в: В красках?

о: Нет, он немногословный был. Сдержанно все рассказал. Самую суть. Что летел рейсом Таллин-Москва. После взлета обнаружилось, что одна стойка шасси не убирается. По согласованию с землей решили делать аварийную посадку в Ленинграде. Кружили над городом, вырабатывая топливо. Все точно рассчитали, но прибор, который показывал наличие топлива, был неисправен. Он показывал, что горючее еще есть, но вдруг остановился один двигатель, потом другой. Помню Витины слова: «В полной тишине мы неслись прямо на Исаакий. Внизу блестела Нева». Переглянулись они со вторым пилотом Василием Чеченевым — тот был постарше (военный летчик, до «гражданки» служил в морской авиации, в 1998 году умер) — и приняли решение садиться на воду. За 20 метров до моста он сел. От момента отказа второго двигателя до посадки прошло 14 секунд.

в: Вы не подумали, что слишком все невероятно, что он вас разыгрывает?

о: Нет, Виктор не мог шутить такими вещами. А я в шоке была. Когда он закончил, я говорю: Витя, давай купим водки и выпьем. За тебя, за то, что все так удачно произошло. Он отнесся к моему предложению положительно.

в: Говорят, он поседел за этот полет.

о: Вообще-то он рано поседел, но чтобы именно после этого полета — я не скажу. Вообще, много неточностей в рассказах о той истории. Например, ему было не 27 лет тогда, а 30. Ни в таллинском авиаотряде он не работал, ни в Краснодаре — только в Москве. Почти вся его трудовая биография связана с «Внуково», с двухсотым авиаотрядом…

в: Как вы познакомились с Виктором?

о: Наши мамы были землячки — обе из Винницкой области. Вывозили нас туда к бабушкам на лето… Потом очень долго не виделись. А в 17 лет как бы заново познакомились, обратили внимание друг на друга, а в 21 поженились.

в: Летчики — люди особого склада. Проявлялось ли это в вашем муже?

о: Конечно! Он грезил небом. С девятого класса занимался в аэроклубе. А как поступал в училище, знаете? Продал свой фотоаппарат и купил билет в один конец до Бугуруслана — там знаменитое летное училище. И поступил! А в 19 лет уже летал вторым пилотом.

«У очевидцев отбирали фотопленки»

в: Сохранилось очень мало снимков той знаменитой посадки, хотя в то время многие увлекались фотографией…

о: По словам Виктора, люди на набережной сначала опешили, увидев, как буксир подтаскивает к берегу самолет, а пассажиры по крылу сходят на сушу. А потом те, у кого были фотоаппараты, стали снимать. Но буквально через несколько минут приехали люди из КГБ и отобрали у всех пленки. Может, и сейчас они где-то лежат в архивах. Но снимки потом появились в газетах — значит, кто-то сумел их сохранить. Эпизод тут же засекретили… А вот еще интересная деталь. Весь багаж был в воде, и пассажирам тут же выдали новые чемоданы. Виктор еще шутил: они, как новобранцы, шли с одинаковыми чемоданами. И что интересно — пассажирам предложили до Москвы добраться поездом, но никто не согласился — только самолетом.

в: И Виктор снова был за штурвалом?

о: Нет. Экипаж отстранили в тот же день.

в: Но потом все-таки наградили…

о: Да в том-то и дело, что нет! Это самое крупное заблуждение в рассказах о той истории. Вот как было. О происшествии узнал известный писатель Василий Ардаматский. Он побывал у нас дома, поговорил с Виктором. И написал небольшой очерк, который был опубликован в «Известиях» (кстати, о том, как непросто было опубликовать рассказ о той засекреченной посадке, наша газета по странному стечению обстоятельств вспоминала незадолго до происшествия на Гудзоне — 17 декабря 2008 года. — «Известия»). Потом и другие издания подхватили, у меня даже сохранилась газета из ГДР… После этого «Аэрофлот» представил Виктора к ордену, а остальных членов экипажа — к медалям. Но указ о награждении так и не был подписан.

в: Почему?

о: Как я слышала, категорически против был генеральный конструктор Туполев. Ведь получалось, если верить экипажу, то КБ Туполева что-то недоработало — и шасси не убиралось, и датчики топлива барахлили. Легче на экипаж свалить: мол, летчики сами создали такую ситуацию. И Хрущев Никита Сергеевич выбрал компромиссное решение — не стал ни награждать, ни наказывать.

в: И даже грамоты никакой не дали?

о: Нет. Но руководство «Аэрофлота» все-таки отметило летчиков. Нам дали новую квартиру на улице Вавилова, — двухкомнатную малогабаритную хрущевку, 24 метра, но мы были счастливы. Это была наша первая отдельная квартира — до того мы жили в «двушке» с мамой Виктора Любовью Исааковной и семьей его сестры, 7 человек… В том же доме на Вавилова дали квартиру и штурману того экипажа Виктору Цареву — он, к сожалению, через несколько лет погиб в автокатастрофе.

«Вся фабрика пришла на похороны»

в: Такие переживания обычно сплачивают людей. Наверное, 21 августа каждый год вместе отмечали?

о: Нет, регулярных отмечаний не было. Но многие пассажиры писали Виктору письма, поздравляли с праздниками, в гости приходили. Не знаю уж, как находили адрес. Просто боготворили его. А с одной семейной парой мы по-настоящему сдружились. Вера Лазуркина и Олег Милонов, кандидаты медицинских наук. Веры теперь уже нет в живых…

в: Эта посадка как-то повлияла на судьбу вашего мужа?

о: После того как закончилась проверка, его направили в Академию гражданской авиации в Ленинград, но там у него дело не пошло… Он вернулся в свой отряд. Летал на Ту-134, Ту-154. Какое-то время в «Домодедово» — на Ту-144. На всех «тушках» хотел полетать.

в: А почему вы уже в солидном возрасте решили уехать в Израиль?

о: Да тут как-то в комплексе все сложилось. У Виктора со здоровьем было неважно. Выйдя на пенсию, продолжал работать во «Внуково» — начальником смены аэропорта. В 88-м пережил инфаркт. После этого вообще перестал работать. И потом обстановка в Москве была не очень приятная. Перестройка, пустые полки, разгул преступности, общество «Память», разговоры о грядущих погромах. У нас внук был маленький, боялись его на улицу выпускать. Было какое-то ощущение грусти и безысходности… И вот мы с мужем, его мама и наша дочь с сыном (она была в разводе) все вместе уехали.

в: И как устроились там?

о: Нам дали две государственные квартиры в небольшом городке Карьят-Гад в часе езды от Тель-Авива. Непросто было. Нам по 58 лет — на пенсию еще рано, а на работу в таком возрасте устроиться сложно. Виктора взяли рабочим на местную текстильную фабрику.

в: В Израиле никто не слышал о его героическом прошлом?

о: Да с чего вы это взяли! В начале 90-х статью из одной российской газеты перепечатали в израильском русскоязычном издании, потом перевели на иврит. На предприятии информлисток выпустили о Викторе. И когда в 1997 году он умер, чуть ли не вся фабрика пришла на похороны — так что нельзя сказать, что он умер в безвестности.

в: А отчего он умер? 64 года — не возраст…

о: В 1994 году случился второй инфаркт. Уволился, стал готовиться к операции на сердце. И во время обследования у него обнаружили рак поджелудочной железы. От этого и умер… Он был видный, красивый мужчина, очень красивый — не только внешне: сдержанный, интеллигентный.

«Кому надо — найдут»

в: Вы слышали, что в январе американский летчик посадил лайнер на Гудзон, по сути повторив маневр вашего мужа?

о: Конечно! На весь мир раструбили… Мне позвонил наш семейный врач и говорит: «Виктор же еще 45 лет назад посадил самолет на воду! Жанна, надо звонить на телевидение, в газеты — пусть напишут. Или я сам позвоню!» Я ответила: не надо никуда звонить. Кому надо — сами найдут. И что? Вот вы же нашли меня!

Редакция и автор выражают огромную благодарность израильскому коллеге — известному публицисту Юлию Нудельману, с помощью которого нам и удалось разыскать семью Виктора Мостового.

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
Посадка самолета на Неву. Ленинград

Сегодня традиционный для моих записей видео рассказ.
Про авиацию и мой родной город- Ленинград!

Запись с этим удивительным случаем уже была пару лет назад, но видео не активно.

Давайте вспомним эту удивительную историю еще раз…

Посадка Ту-124 на Неву стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета. Экипажу терпящего крушение лайнера ценой невероятных усилий удалось посадить самолет в самом центре Ленинграда. Катастрофы удалось избежать, никто не пострадал. Обстоятельства аварии 21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» готовился совершить обычный регулярный рейс Таллин – Москва. Самолет был приписан к эстонскому авиаотряду. Командиром корабля в тот день был опытный пилот Виктор Яковлевич Мостовой. В состав экипажа входили второй пилот Чеченов и бортмеханик Царев.

Ту-124

Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в аэропорт Таллина не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там. Дело в том, что аварийная посадка самолета с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.

Над Ленинградом
Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии. Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров. Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными. Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта. Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.

Экстренная посадка
Мостовой приказал экипажу отвлекать пассажиров, а сам, в одиночку, начал планировать над городом. Самолет перелетел Литейный мост на высоте 90 метров и сумел миновать Большеохтинский всего в 40 метрах от воды, чудом не зацепив его высокие фермы. Впереди находился строящийся мост Александра Невского. Когда лайнер пролетел над ним на бреющем полете, рабочие со строительных лесов в ужасе попрыгали в воду.

Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.

Посадка Ту-124 на Неву завершилась благополучно, и самолет остался на плаву, но из-за повреждений, полученных при посадке, в фюзеляж начала поступать вода. Случайно проходивший мимо и чудом избежавший столкновения с самолетом старый буксирчик «Буревестник» сумел оттащить тонущий лайнер ближе к берегу, на территорию завода «Северный пресс». Еще по одной счастливой случайности у берега в этом месте стояли деревянные плоты. Крыло самолета, легло на эти плоты и образовало естественный трап, по которому все пассажиры и экипаж благополучно сошли на берег.

Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.

Причины аварии
Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой? Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ «Туполев». Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Второй причиной едва не разыгравшейся трагедии стала неисправность топливомера, выдававшего неверные данные о количестве горючего на борту. Этот распространенный дефект множества самолетов того времени был прекрасно известен всем пилотам, и многие из них просили заправить самолет чуть большим количеством топлива, чем полагалось. Однако в тот день этого не случилось. К тому же перед аварийной посадкой нужно было выработать максимальное количество горючего, оставив лишь самую малость, чтобы дотянуть до аэропорта, и здесь погрешность в показаниях прибора оказалась роковой.

Судьба самолета
После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.

Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии
Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Севсем недавно разработаны новые полетные карты и самолеты вновь летают над городом
Удивительный опыт Мостового произвел сильное впечатление на летчиков всего мира. Аварийная посадка самолета на воду отрабатывается теперь на тренажерах во многих авиакомпаниях мира. Именно это позволило американскому пилоту успешно посадить свой аварийный «Боинг» на Гудзон в 1997 году. К сожалению, в нашей стране подобные тренировки не проводятся. Август 1963 года надолго запомнился многим ленинградцам, которые стали очевидцами уникальной посадки. Многие своими глазами видели серебристый Ту-124 на Неве, и это зрелище, безусловно, осталось одним из самых ярких воспоминаний их жизни.