Даниил московский князь
Содержание
Многим верующим святость кажется чем-то далеким и недостижимым. «Конечно, он свят по этим и этим обстоятельствам.. конечно, ему даровал милость Господь быть святым».. – говорят они. На самом деле святости может достичь каждый человек, и православная вера знает массу тому примеров. Более того, для обретения этого статуса совсем не требуется монашеский или священнический чин, требуется только вера и воплощение Божьей истины на земле. Подтверждением этому факту является личность и иконы Даниилы Московского, который по сей день почитается во многих храмах и вдохновляет прихожан.
История Даниила Московского
Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.
Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.
Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.
Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.
Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.
Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.
Описание иконы Даниила Московского
Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, так как практически перед собственной кончиной он принял монашество. Помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря. Этот монастырь создал сам князь, назвав в честь святого Даниила столпника.
Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.
В чем помогает икона Даниила Московского
Икона святого Даниила помогает в примирении различных противоборствующих сторон. Как вы помните, князь всегда умел отыскать выгодное решение для каждой стороны и поддерживал мир. Поэтому ему молятся часто для того чтобы простые бытовые неурядицы разрешились лучшим образом:
- земельные и имущественные споры;
- споры с соседями или родственниками;
- выборы начальников и руководства – помогает принять лучший вариант.
Нередко Даниил Московский помогает в том, чтобы обрести собственное жилище или решить какой-то вопрос с недвижимостью. Помогает улучшить отношения с начальством.
При этом нужно помнить, что святой Даниил принимает сторону высшей справедливости, поэтому и помогает тем, на чьей стороне истина.
Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому
Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.
О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия да соблюдет сердца наша. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Помощь преподобного князя Даниила
Семнадцатого марта мы отмечаем день памяти Благоверного князя Даниила Московского. В этом году этот праздник совпадает еще и с прощеным воскресением.
“СЕСТРА, говорить о чудесах в православной среде считается дурным тоном, — объявила мне недавно одна очень церковная дама. — И вообще, род лукавый и прелюбодейный знамения ищет!”. И смерила меня с ног до головы строгим взглядом, как будто оценивая степень моей прелюбодейности…
Я даже обиделась. Но, возможно, она права. Главное чудо нашей веры — это преображение души. Это когда человек, от которого мы не ждем ничего хорошего, вдруг начинает плакать слезами покаяния. Когда я сама, хоть изредка, с большим трудом, пусть ненадолго, но становлюсь капельку лучше…
Да! Я все это знаю. И все же, когда слышу о чудесной помощи Божией нам, простым людям, то на сердце становится теплее. Это значит, что Небо близко — вот Оно. Господь здесь, Он услышал и сделал невозможное возможным. Снизошел до наших часто совсем не духовных нужд. Это дает силы и укрепляет веру.
Так что, рискуя быть отнесенной моей строгой знакомой к “лукавому роду”, расскажу все же историю о необыкновенном участии святого князя Даниила Московского в жизни одной дружественной нам семьи. Тем более, что люди эти не то, что не против, а очень даже “за”.
…С Натальей и Игорем я познакомилась лет пять назад, когда они попросили моего мужа Вадима стать крестным отцом их первенца Арсения (сейчас у ребят есть еще доченька Арина). Крестили малыша в нашем храме Архангела Михаила в Тропареве.
После этого прекрасного события мы периодически навещали ребят в их маленькой съемной квартире. Оба они не москвичи. Жилище их хоромами назвать было сложно, и, когда я, беременная, в очередной раз заявилась к ним в гости и уселась на кухне, то передвигаться там стало проблематично.
Созваниваясь, пока мужья нас не слышат, мы, между нами — девочками, периодически обсуждали наши житейские проблемы и жаловались друг другу на нелегкую участь матерей семейств.
“Вот опять хозяйка плату за жилье подняла”, — расстраивалась Наташа. “А ты помолись Даниилу Московскому, — говорила я (сама я очень люблю этого святого и часто езжу к его мощам). — Он с этим помогает… Нет, конечно он не “узкопрофильный”. Не то, чтобы квартиру можно просить, а здоровья — ни-ни. Но говорят же люди…”. Оказалось, что мама Натальи, верующая женщина тоже советовала им “обратиться” к преподобному Даниилу. Но девушка обреченно отмахивалась.
Потом у меня родилась вторая дочь Соня, и на какое-то время мы, к сожалению, упустили наших друзей из виду.
Приехав после долгого перерыва к нам в гости, ребята пригласили нанести им в ближайшее время ответный визит: “Только мы не там сейчас живем”. “Что, другую квартиру сняли, подешевле?” — спросила я, с трепетом представив, какой может быть там размер кухни. “Нет… Нам это… Квартиру дали.. Даниил Московский, понимаешь?” — улыбнулась Наташа…
…В общем, пока мы пропадали, у ребят бурлила жизнь. Бурление началось с того, что они подумывали переехать в Обнинск к родителям Натальи — хоть квартиру не снимать. А то совсем тяжело с деньгами… Правда, тогда Игорю пришлось бы ездить каждый день в Москву на работу… Переживая, они отправились в Свято-Данилов монастырь. “В первый раз там оказались, — вспоминает Наташа. — Помолились. Но еще как-то так… Особо ни на что не надеясь..”
И вдруг в один из дней ей позвонила коллега и начала рассказывать всякие новости. Сама Наташа была в это время “выпавшей из жизни” — то есть находилась в декретном отпуске. Среди прочего поведала о новом законе о предоставлении жилья нуждающимся госслужащим, о котором прошел слух у них на работе. “Ты подай, подай заявление, — настаивала подруга. — Вы же, правда, очень нуждайтесь. Нашей организации вроде что-то выделяют”. Наталья занимала в госструктуре весьма рядовую должность. Так что очень теоретически закон и ее мог коснуться..
Игорь отнесся к этому скептически: “Ой, да ты знаешь, сколько таких законов! А сколько таких, как мы! А квартиры получают только “шишки” и их родственники. Не занимайся ерундой!”. Но покладистая временами Наталья проявила удивительную настойчивость.
“Как сейчас помню, — рассказывает она. — Уложили вечером Арсюшу спать, сидим на кухне. Говорю Игорю: “Ну что мы теряем — ничего. Сами квартиру мы никогда не купим, а я так еще детей хочу. В съемной? Так денег почти не остается. Знаешь, моя мама говорила — нужно Даниилу Московскому молиться, 40 дней акафист читать. И не она одна. Да и мы недавно у него в монастыре были, помнишь? Ну давай… Нам же надеяться кроме Бога не на кого. Нужно только поверить! Нам двоим поверить, что Господь не оставит в нашей просьбе и надежде на Него одного. Ведь сказано же: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них”… И Даниил Московский по нашей молитве поможет! Тоже Господа за нас попросит”…
В общем, отвезла Наталья заявление на работу: “Там, к стати, очень удивились, — откуда я узнала. Ведь старались не афишировать квартиры-то… Стали читать вечерами акафист Даниилу Московскому. Со слезами просили его помочь нам”.
У священников есть разные мнения насчет чтения 40-ка акафистов. Кто-то одобряет такую практику, кто-то считает чистой воды магией — главное не количество акафистов, а “качество” молитвы. Но Господь, наверное, видит подвиг человека. “Мы от всего сердца молились, — говорит Наташа. — Как было трудно! Ты себе не представляешь! Вроде что там — 20 минут почитать. Но как будто вагоны разгружали. Зато друг друга поддерживали. Игорь унывает: ”Да ладно, хватит уже, все равно ничего не получится”, я его тащу. Я отчаиваюсь — он меня”.
В Свято-Данилов монастырь теперь часто ездили… “Однажды смотрю, Арсюша наш, трехлетний, подходит к иконе, смотрит на нее и говорит: “Боженька, ну пожалуйста, подари нам ма-а-а-ленькую кватирку”.
Прошло сорок дней, потом еще какое-то время. И вдруг Наталье звонят с работы: “Где ты там? У нас почти две недели приказ валяется о выделении тебе безвозмездной субсидии на покупку жилья. Ищи хату, а то контору нашу вроде собираются распускать, тогда деньги обратно государству вернутся”. Приказ был подписан тем днем, когда ребята читали последний, сороковой акафист.
Оказалось, это еще полдела. “Мы к риелтору, но он объяснил, что мало кто готов с субсидиями связываться, — рассказывают ребята, — это же бумажка, а не живые деньги. Деньги потом контора переводит”. Дальше стали молиться: “И первая квартира, которую поехали смотреть, подошла нам идеально. Две комнаты, евроремонт, и хозяйка согласилась на субсидию.”
И так случилось, что документ о сделке купли-продажи был подписан 17-м марта — днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского. А остальные четыре субсидии, выделенные для сотрудников Натальной организации, получили большие начальники…
…“До сих пор меня спрашивают, что за блат у меня был? — закончила историю Наташа. — Так что приезжайте — посмотрите на нашу новую квартиру. Я это всем рассказываю. Не хвастаюсь, нет. Просто хочу, чтобы люди знали — никогда не надо отчаиваться. Господь всех слышит и по вере нашей и по ходатайству святых, всем дает необходимое. Нужно только верить Ему!”
P.S. Написав эту историю, я отправила ее ребятам на “утверждение”. Мы созвонились, чтобы еще раз уточнить некоторые детали.
“Знаешь, как-то у нас все просто получается, — расстроила Наташа меня, весьма довольную своей работой. — Как будто Санта Клаус пришел и на блюдечке принес, что заказывали. Да, Господь и святые все дают нам по нашей вере. ПО НАШЕЙ ВЕРЕ. А не по механическому чтению акафистов. С нами случилось чудо… Но и чудеса — это не главное, не цель, это Божий дар, для того, чтобы мы пришли к Нему, а не успокоились, получив просимое. А главное — это стараться жить по-Божьи, жить церковной жизнью, любить Бога и людей… А нужно нам чудо или нет… Богу виднее…”.
Даниил Московский
Даниил Александрович родился в 1261 году. Он был младшим сыном великого князя Владимирского Александра Невского от второго брака.
После смерти отца в 1263 году Даниил Александрович получил в удел Москву которая, ввиду малозначительности, ранее не имела своего князя. В последующие годы он находился под опекой своего дяди, тверского князя Ярослава Ярославича.
Русские летописцы не отметили года, в котором Даниил Александрович сел на свое княжение. Первые сведения о нем как о самостоятельном государе относятся к 1282 году, когда в союзе с новгородцами и тверским князем Святославом Ярославичем московский князь выступил против своего брата — великого князя Владимирского Дмитрия Александровича. Вскоре, однако, стороны заключили мир.
В 1287 году по приказу великого князя Даниил Александрович вместе с прочими князьями участвовал в походе на Тверь против Михаила Ярославича.
В 1296 году на княжеском съезде вместе с Михаилом Ярославичем он выступал в защиту своего племянника Переяславского князя Ивана Дмитриевича против намерения великого князя Андрея Александровича взять в свои руки Переславль-Залесский. Осенью этого же года новгородцы изгнали из Новгорода наместников Андрея и пригласили на княжение Даниила Александровича, который отправил в Новгород своего сына Ивана (будущего Ивана I Калиту) и заключил с Михаилом союз, направленный против Андрея. Союзники подошли со своими войсками к Юрьеву-Польскому и этим вынудили великого князя заключить с ними мир.
В 1298 году союзники вновь отстояли Переславль-Залесский от претензий Андрея Александровича, однако Даниил Александрович вынужден был уступить тому новгородское княжение. На съезде 1300-1301 годов в Дмитрове от союза трех князей откололся Михаил Ярославич.
Осенью того же года Даниил Александрович присоединил к своим владениям Коломну и еще ряд волостей, затем пошел на Переяславль-Рязанский (ныне Рязань) и в битве под этим городом взял в плен рязанского князя Константина Романовича.
В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич, передавший перед смертью Переславское княжество Даниилу Александровичу. Великий князь Андрей Александрович, давно уже посягавший на Переславль-Залесский, отправил туда своих бояр и тиунов, но Даниил Александрович выгнал их оттуда и посадил своих наместников, закрепив за Москвой и это владение.
Даниил Александрович скончался в Москве в ночь с 4 на 5 марта 1303 года. Перед смертью он принял монашеский постриг и был похоронен в основанном им Даниловом монастыре. В 1652 году он был канонизирован православной церковью.
Князь Даниил Московский стал первым «собирателем» русских земель: за годы его правления территория Московского княжества увеличилась более чем в два раза.
Святой Даниил Московский — миролюбивый князь (+ ВИДЕО)
Предлагаем вниманию читателей портала «Православие и мир» статью известного историка С. Перевезенцева в сопровождении двух фильмов о святителе Данииле Московском.
Фильм с участием протоиерея Алексия Уминского
Ордынские ханы в XIII–XIV столетиях продолжали осуществлять свою политику «разделяй и властвуй», стравливали русских князей, всячески пользуясь при этом и их личными притязаниями, и соперничеством между ними. Совсем не случайно в течение XIV века титул «великих князей» был дарован нескольким русским правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько «великих княжеств» — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское. По мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать возможному процессу объединения русских земель.
Но в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и политической. Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни обеспечению решения общерусских задач. Конечно, подобное поведение еще не стало общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси.
В исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого Русского государства. В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань. Новгород Великий был намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями культуры.
Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым.
И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.
***
Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.
Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.
Как сообщает Житие святого, мудро, «имея разум богопросвещенный», управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».
Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.
Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы… А князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв. Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия, и Радион Несторович, родоначальник Квашниных. Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея недреманное попечение о пользе своих подданных. И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.
Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую «Дюденёву рать». Однако Даниил быстро оправился от погрома и после окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.
А Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время «Дюденёвой рати», не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город. И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома. Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.
Даниил Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного центра. Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Житие Даниила Московского так рассказывает об этом событии: «Богоугодно господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита». Возможно, архимандрит Данилова монастыря на рубеже XIII–XIV вв. являлся главой всех остальных священников Москвы.
Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г., иногда просто указывают — «конец XIII века». В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг. Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями. В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г. над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись.
Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря. Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г. прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов.
Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления.
Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.
Князь Даниил Александрович так и не стал великим князем. Он скончался 5 марта 1303 года. Перед своей кончиной он, по примеру своего отца, великого князя Александра Ярославича Невского, принял монашеский постриг.
У князя Даниила Александровича осталось четыре сына. Двое из них умерли. А двум другим — Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу — предстояло и далее исполнять отцовский завет об устроении родного княжества.
Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.
А еще через сто лет, 30 августа 1652 г., мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными. Их поместили в серебряную раку и поставили в храм Семи Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре. Предположительно и Иван Калита был захоронен первоначально здесь. В этом же храме хранились и мощи Бориса и Глеба.
Житие Даниила Московского рассказывает о чудесах, свершенных московским святым после смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проезжал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали мощи блаженного князя Даниила. И вот у одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек. Юноша испугался, а незнакомец стал говорить: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда». Сказав это, незнакомец стал невидим.
Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.
Вот еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел. Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь. С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню.
***
И вот ведь как удивительно промыслительно распорядилась история. В 1547 г. вместе с другими русскими святыми и вместе с благоверным князем Даниилом Московским, Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Ярославича Невского.
А в начале XVIII века, в 1724 г., тогдашний российский император Петр I Алексеевич совершил перенесение мощей благоверного великого князя Александра Ярославича Невского – из Владимира их торжественно перенесли в Санкт-Петербург. А свершилось это великое деяние… 30 августа (или – 12 сентября по новому стилю). И снова церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского выпали и до сих пор свершаются в один день.
Наверное, это не случайно. Ведь именно Даниил Московский оказался истинным продолжателем дела своего отца по сбережению Русской земли. Именно князь Даниил Александрович, который и не знал толком собственного отца, ибо Александр Ярославич умер в тот момент, когда его младшему сыну было всего два года, но именно Даниил Александрович оказался продолжателем отцовской политики, той политики, которая, в итоге, спасла Русскую землю от ордынского владычества, а затем превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу.
Читайте тажке:
.
Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.
Икона святого Даниила
В православии существует огромное множество икон. Икона святого Даниила является частью великого наследия. Это особый образ, который следует расценивать как один из важнейших в православной вере.
Иконы помогают нам преодолевать жизненные трудности, потому что они излучают добро и несут свет в наши жизни. Каждый верующий человек должен иметь хотя бы небольшой домашний иконостас, потому что это обязательный атрибут любого христианского дома.
История иконы
История иконы начинается задолго до ее написания. Святой Даниил — это один из святых, чьи рукотворные труды будут вечными. Существует книга Даниила. В христианстве он почитается как пророк, потому что он рассказывал в своих трудах о том, что, по его мнению, ждет людей в будущем, какова общая судьба человечества.
Самые первые иконы с Даниилом пророком датируются началом 3 века нашей эры. На всех иконах святой изображен с письменами в руках. Вариаций исполнения иконы может быть много, но везде Даниил изображен со свитками. Одной рукой он держит свои труды, а другой крестит того, кто смотрит на него. Он благословляет всех, кто верит в слово Божье и доверяет ему всецело.
Где находится икона
Эта икона есть во многих храмах по всей Европе и в России, потому что Даниил почитается не только в православии, но и у католиков. Это один из самых почитаемых святых в христианстве.
Древние иконы святому Даниилу вы можете найти в Свято-Даниловом монастыре в Москве, в соборе святой Софии и в церкви Рождества Христова в Великом Новгороде. Большого распространения икона не получила на Руси, поэтому, несмотря на особую почитаемость, мест с этой иконой не так много. Так или иначе, вы всегда можете в церквях найти и приобрести такую икону для дома. Это будет хороший подарок себе или близким людям.
В чем помогает икона
Икона святого пророка Даниила защищает человеческие души от пороков и зла. Даниил почитается как защитник от больших бедствий типа ураганов, наводнений, войн и катаклизмов. Даниилу издревле молились перед посевами, а также в самые трудные времена. Дома такая икона поможет избежать крупных ссор между родителями и детьми.
Даниилу пророку молятся в трудные минуты, когда кажется, что надежды на спасение уже нет. Молитвы пророку помогут вам укрепить вашу веру и залатать дыры в своем духовном настрое. В современном мире актуальность молитв, направленных к святому Даниилу, растет с каждым днем, потому что они помогают наполниться мудростью и не забывать о том, что все люди равны перед Богом.
Молитва перед иконой святого Даниила
«Святой Даниил, помоги нам открыть наши очи, чтобы узрели мы всю несправедливость мира нас окружающего и всю его злобу. Помоги нам найти в себе силы, чтобы пресечь любые наши поступки, лишенные праведности и милосердия. Научи нас помогать слабым и подавать нищим, чтобы быть ближе к Богу нашему, Иисусу Христу, Отцу и Духу Святому. Моли Бога о нас и наделяй нас надеждой на светлое будущее, которое зависит только от нас грешных. Помоги нам не утратить любовь к Богу и уважение к нему, милостивому. Научи нас верить в силу праведности и в силу высокой духовности. Моли Бога о наших детях и о наших родителях, которым мы век продлить хотим. Аминь».
День празднования иконы
Молиться нужно не только в день памяти святого — 30 декабря, но и каждый божий день, чтобы молитвы были услышаны. 30 декабря вспоминается житие святого и читаются молитвы, направленные к нему, а также почитаются иконы с его изображением.
Этот образ очень важен, потому что он помогает людям преодолевать духовные препятствия, лечить безверие и слабость душевную. Он поднимает настроение, избавляет от апатии, лечит депрессии. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Добавить комментарий