Давид
Содержание
Гнев является одним из самых деструктивных проявлений эмоционального состояния человека. Из-за него происходит большинство несчастных случаев и столкновений между людьми, поскольку человек в гневе слабо контролирует себя и зачастую «выплескивает» его на окружающих. Поэтому не зря гнев в христианстве считается одним из восьми главных греховных страстей. И чтобы не уподобляться этому греху, православные христиане произносят молитву «Царю Давиду» от гнева, направленную на защиту от впадения во грех и от гневных людей. Многие православные люди читают молитву «Царю Давиду» перед походом к начальнику, чтобы избежать несправедливого отношения в работе и уберечься от гнева начальства.
Царствование Давида и происхождение молитвы
Царь Давид ассоциируется в христианстве с мудростью и покорностью, как и его сын – царь Соломон. Но в самом начале своего царствования, согласно Ветхому Завету, Давид не проявлял таких качеств. Несмотря на христианские заветы, он имел несколько жен, и никак не хотел смиряться со своими желаниями до тех пор, пока не совершил страшный грех, который и описывается в молитве «Святому Давиду».
В самый расцвет своего царствования, Давид повстречал купающуюся красивую женщину — Вирсавию, которая была женой его военачальника —Урии. Возжелав её, Давид приказал своим придворным привести её, а затем вступил с ней в интимную связь, из-за которой Вирсавия забеременела. Чтобы скрыть это, он пытался обхитрить Урию, воззвав его с длительного похода, чтобы тот пришел к жене, и таким образом прелюбодеяние было бы скрыто, но Урия отказался. Тогда Давид отослал его на верную смерть, тайно приказав его боевым соратникам, чтобы они не помогали ему в бою. Внезапно брошенный всеми, военачальник Урия погиб в битве, а после истечения траура, царь Давид взял Вирсавию в жены.
Прознав про столь тяжкий грех, Бог послал спустя время к царю Давиду пророка Нафана. Пророк обличил грех царя в виде притчи и перехитрил его, не указав действующие имена участников и немного изменив события. Нафан спросил у Давида, как же поступить с таким человеком, который сотворил столь тяжкий грех? Не узнав себя в притче, Давид сильно разгневался и промолвил, что этот человек достоин смерти, и за все свои поступки должен заплатить вчетверо! Только после этого Нафан и сказал, что этот человек и есть Давид, и вопросил его, почему он посмел ослушаться законов Божьих?
Давид осознал, насколько тяжкий поступок он совершил и как сильно прогневал Бога. Он сразу же раскаялся, произнеся свою знаменитую молитву Давида с просьбой о защите, и с той поры стал полностью смиренный и благочестивый. Бог не стал карать смертью Давида, простив ему грех, но кара Господня распространилась на его род.
Защитные молитвы царю Давиду
Молитва «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его»
Помяни Господи царя Давида и всю кротость его, как Батюшка царь Давид был тих, краток, терпелив, и милостив, так чтоб все враги для раба божьего (имя) были тихи, смирны, терпеливы, и милостивы.
Вторая молитва
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.
Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь!
Третья молитва
О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитву «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его» необходимо произносить с полным смирением и отречением от мирских забот.
От чего защищает молитва царя Давида
Защитная молитва царя Давида помогает утихомирить гнев внутри себя и полностью защититься от данного греха, а также от его дальнейших проявлений. Она помогает отвадить гневных людей, дабы они своей злостью не заставили православного человека позабыть Божью заповедь. Произнеся молитву пророку Давиду, нужно полностью отречься от внутренних стенаний и сомнений, если они наполнены злобой и гневными помыслами.
Лучше всего читать молитву от гнева и раздражения пророку Давиду перед выходом из дома, дабы обеспечить себе безопасность на всю дальнейшую дорогу. Поэтому эту молитву православные христиане зачастую читают совместно с дорожными молитвами.
Царь Давид и вся кротость его
Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтирь
— В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?
— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.
Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.
И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.
— Давид — царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот — свидетельство некоего падения, слабости.
— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8, 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8, 7–9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.
— Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.
— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131, 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102, 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.
— Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?
— Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.
— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?
— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2, 8–9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.
— Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски — радостью о Господе…
— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6, 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6, 21).
— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?
— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.
— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?
— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.
— Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.
— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.
— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?
— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.
Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.
Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса
Псалом 41
1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.
2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.
3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?
4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»
5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой
6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё,
Он — моё Божество.
7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар
8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.
9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —
10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?
11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»
12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.
Псалом 42
1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!
2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?
3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.
4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.
5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.
Царь Давид – одна из легендарных личностей, о которых повествует Библия. Он смиренно переносил посланные ему испытания, мудро правил своими подданными и заботился о благе своего народа. Именно к нему возносят молитвы об усмирении гнева и даровании правильных решений. Жизнь этого святого является примером того, как истинно верующий человек смог научиться милосердию, освободить свою душу от негатива и преодолеть все невзгоды.
Чем прославился пророк Давид?
Родился Давид за тысячу лет Рождества Христова, став восьмым сыном Иессея, бывшего в то время старейшиной города Вифлеем. Будучи отроком Давид пас овечье стадо, принадлежащее отцу. Охраняя стадо, юноше приходилось бороться с нападающими на животных хищниками. Поскольку пастухи не были вооружены, в качестве оружия для отражения атак волков и прочих хищников юноша использовал пращу, посылая с ее помощью камни точно в цель. Необходимость постоянно вступать в схватку с хищниками и преодолевать различные опасности, научила юного Давида полагаться на Господа.
Слава пришла к Давиду в возрасте 18 лет. В ту пору на земли израильского народа пришли язычники-филистимляне, известные своей воинственностью и не единожды разорявшие израильские земли. Два войска, израильское и филистимское, встретились возле города Ефес-Даммим. Филистимляне предложили решить исход сражения битвой двух выставленных от каждого войска воинов. Со стороны филистимлян выступил воин-великан голиаф, славящийся своей силой. «Пусть против меня выступит ваш воин, — призывал Голиаф. Если он победит, филистимское войско уйдет. Если же я одержу победу, израильтяне станут нашими рабами!»
Правящий в то время израильским народом царь Саул пообещал воину, который победит Голиафа, отдать свою дочь в жены. Однако, невзирая на столь высокую награду, желающих выйти на битву не нашлось. Пришедший навестить братьев и отца Давид, был возмущён оскорблениями, которыми Голиаф осыпал Господа и самих израильтян. Пылая гневом, он обратился к Саулу, прося разрешения выступить против неприятеля. Но царь отказал ему, сказав, что Давид слишком молод. Тогда юноша рассказал царю, как сражался с медведями, львами и волками, охраняя свое стадо и как, положившись на Господнюю волю их побеждал. Пораженный отвагой и верой Давида, Саул разрешил ему выйти на битву с Голиафом.
Битва с Голиафом
Летописи указывают, что Голиаф был воином громадного роста и вышел на сражение, одетый в броню. Голову его защищал железный шлем, а в руках он держал копье. У Давида вообще не было никаких доспехов, а его оружием была обычная праща. Наблюдавшим за поединком людям, казалось, что итог битвы уже предрешен. Однако Господь не оставил своей помощью Давида, а посланный юношей из пращи камень попал точно в лоб Голиафу и сразил его.
С тех пор Давид одержал еще множество побед и мудро правил своим народом. Умер он после сорока лет царствования и был похоронен в Иерусалиме. В православии образ Давида стал примером царя, олицетворяющего величие своего народа и символом непоколебимой веры в Господа.
vanatik05
«Книга Книг! Кто не изведал в своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал свой утомленный дух тебе?…
…Какой поэт, какой художник к тебе не приходил, любя?
Еврей, христианин, безбожник –все, все учились у тебя….»
Валерий Брюсов.
В Ветхом Завете, да и во всей религиозной мировой истории жизнь, деяния, войны и подвиги Царя Давида, второго царя Израиля, описаны наиболее полно, красочно и последовательно.
Да и в искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии, где-то комплиментарно, а где-то правдиво изображая все противоречие характера и поступков Давида: его лучшие качества храброго воина, мудрого объединителя еврейского народа, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта — с одной стороны, но и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя — с другой. Собрание его Псалмов вошло в книгу Ветхого Завета, стало важной частью и христианской традиции, имеет множество музыкальных и поэтических переложений. Попробуем увидеть, как образ Давида завоевывал сердца и вдохновлял кисть и резец многих великих художников на протяжении веков.
Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема и принадлежал к колену Иуды. Он был красив, умен, отважен, хорошо играл на арфе (псалтире, кефаре, гуслях).
«Не славен в братии измлада,
Юнейший у отца я был,
Пастух родительского стада;
И се! внезапно богу сил
Орган мои создали руки,
Псалтырь устроили персты…»
(А. С. Грибоедов. Давид, 1823)
В юности он пас овец и коз, и уже тогда проявлял чудеса храбрости, сражаясь с львам и медведями, нападавшими на стада. (У нас тут даже львы некогда водились!)
В те времена (10-11 века до новой эры) происходили постоянные войны между племенами и соседями. Злейшими врагами еврейских племен были филистимляне — сильные и отважные воины. Первый царь Израиля Саул возглавлял легкое подвижное войско, а у филистимлян были колесницы, и в предстоящем бою они не хотели спускаться в долину, где у евреев было бы преимущество. Тогда они предложили сразиться один на один и выставили своего воина Голиафа, огромного роста (шести локтей и пяди — около 2,9 метров), в шлеме и броне (вес брони его — пять тысяч сиклей меди — около 60 кг.)
Испугались израильтяне, никто не решился сразиться с великаном, только Давид, пришедший навестить своих старших братьев, вызвался принять бой. без доспехов и меча, с одной только пращей. Он поразил великана камнем прямо в лоб, а затем его же мечом отсек ему голову, а филистимляне с позором бежали.
«Певец-пастух на подвиг ратный
Не брал ни тяжкого меча,
Ни шлема, ни брони булатной,
Ни лат с Саулова плеча;
Но, духом божьим осененный,
Он в поле брал кремень простой —
И падал враг иноплеменный,
Сверкая и гремя броней.»
А. С. Хомяков, «Давид», 1841.
Царь Саул призвал Давида к себе на службу, молодой воин был храб, сам царь и народ полюбили его, Саул даже отдал Давиду в жены свою дочь Мелхолу, которая сначала противилась этому браку с простолюдином, но потом страстно полюбила молодого мужа.
«Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух,
Бесстыдство мое, униженье мое!
Бродяга! Разбойник! Пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож
Увы, на него не похож?
А солнца лучи… а звезды в ночи…
А эта холодная дрожь…»
(А.Ахматова,»Мелхола»)
Царь Саул, видя народную любовь к Давиду, завидовал ему и подозревал его в желании захватить трон, тем более, что до него доходили слухи о недовольстве пророка Самуила поведением царя и о тайном помазании молодого Давида на царство.
«И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).
«Пусть звуком арфы золотой
Святое песнопенье
Утешит дух унылый твой
И облегчит мученье.»
(К.Р. -великий князь К. К. Романов, «Псалмопевец Давид»)
Саул посылал Давида в самые опасные сражения, даже сам пытался убить его, метнув в него копье.
Наконец, он подослал наемных убийц, но с помощью жены Мелхолы
и своего друга Ионатана (Ионафана), брата Мелхолы, Давид бежал из дворца и скрывается в пещерах.
Потом Давид собирает отряд из 600 человек, и даже совершает неправедный поступок — служит филистимлянскому царю, который дает ему в управление город Цикла, надеясь, что оттуда Давид будет совершать набеги на израильские племена. Давид лгал царю, нападал на южные племена амаликитян, грабил и убивал всех, не оставляя свидетелей, часто сам рискуя жизнью.
Однажды Давид обратился с просьбой к местному богачу Навалу, стада которого когда-то пас, снабдить его воинов продуктами, отказал богач, и Давид решил не только забрать все имущество, но и убить всех рабов и семью его. Абигайль, жена Навала, «женщина весьма умная и красивая», узнав о намерениях Давида, решается на поступок, равного которому, похоже, нет во всех библейских историях. Вопреки воле супруга, втайне от него она собирает обоз с продовольствием и спешит навстречу Давиду с просьбой простить ее неразумного мужа.
Б-г покарал жадного мужа Абигайль, он умер через 10 дней, а Давид, прослышав о его смерти, взял Абигайль в жены, понравилась она ему и лицом, и умом, и смелостью.
А тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян, те терпят одно поражение за другим, и в бою у Гильбоа погибает царь Саул вместе со своим сыном Ионафаном.
«Вечер кровавого дня истёк
в криках расправы скорой…
Пал побежденный царь на клинок,
горем оделись горы.»
Натан Альтерман. «Смерть Саула».
Давид, получив известие об их смерти, горько оплакивает их,
а затем отправляется в Хеврон, где колено Иуды провозглашает его своим царем. Он мечтает объединить все израилевы колена и создать единое государство.
«Заступник и Спаситель мой,
Покров, и милость, и отрада,
Надежда в брани и ограда,
Под власть мне дал народ святой.»
М.Ломоносов. (Преложение 143 Псалма Давида)
Для этого он выбирает город Иевус, Иерусалим, не принадлежащий ни одному из колен Израиля и находящийся на возвышенности и на пересечении дорог. Город был назван «градом Давида», укреплен стенами и отстроен как крепость.
Давид переносит сюда Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, сделав таким образом Иерусалим символом единства нации на тысячелетия и впоследствии сионистской мечтой еврейского народа, его вечной столицей.
Новый царь продолжал расширять и укреплять свое государство. В расцвете своих сил, на вершине своего могущества он совершил тяжкий грех — он «страстно возжелал» и соблазнил жену одного из своих военначальников Урии Хаттеянина.
Он увидел прекрасную Вирсавию, совершавшую омовение на крыше своего дома, страстно возжелал ее и велел явиться к нему.
Он полюбил ее страстно, с юношеской пылкостью. И хотя у него было много жен, Вирсавия оставалась его любовью на всю жизнь.
Вирсавия забеременела от Давида, Урия отказался войти в свой дом и признать ребенка, тогда Давид отправил его в самое суровое сражение в надежде на его гибель, так и случилось.
Этот поступок Давида возмутил пророка Натана (Нафана),
и он предсказал ему суровые испытания войнами и наказание смертью сына — первенца от Вирсавии.
Еще одно горе пришлось испытать Давиду по вине старшего сына Амнона, изнасиловавшего свою единокровную сестру Фамарь («О времена, о нравы…»), за что другой его любимый сын, Авессалом, возмущенный тем, что Давид не наказал Амнона, убил брата из мести за сестру.
Авессалом позже поднял восстание против отца, он был строен и красив, с длинными вьющимися белокурыми волосами, из-за которых он и погиб позже в одном из сражений с царским войском. запутавшись волосами в ветвях дерева. Давид тяжело переживал гибель сына.
И третий сын царя Давида, Адония, чуть не предал отца, решив захватить престол и уже готов был объявить себя царем, но мудрая и любимая жена Вирсавия взяла с Давида обещание помазать на царство их сына Соломона, умного, спокойного и верного.
«Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий путями честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем! Тот, кто не клеветал языком своим, не делал зла другу своему и не наносил оскорбления ближнему своему…» (15 Псалом Давида)
Давид дал обещание Вирсавии и сдержал его, и Соломон стал третьим царем Израиля, продолжив и приумножив дела своего великого отца и построив Храм в Иерусалиме.
В «Книге Царств» царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений — псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков и страстей.
«Б-г, Всесильный мой! Дай свет глазам моим, чтобы не уснул я сном смертным, чтобы не сказал враг мой: «Я одолел его», чтобы не возрадовались противники мои, если я пошатнусь. Я же уповаю на милосердие Твое; сердце мое ликует о спасении Твоем; я пою Б-гу, благодетельствующему мне.» (13 Псалом)
Как всегда, вы можете посмотреть музыкальный видеоклип (где собрано около 80 репродукций) на стихи 90, 119 и 120 Псалмов Давида.
Ссылки: http://www.poetry-bible.ru/structure_g.php?sub_id=34
Метки: Царь Давид, графика, живопись, псалмы
Песнь Давида
Другие ответы на вопросы
- Какой камень добывали в шахтах Синайского полуострова древние египтяне? 6 букв
- Японская знаменитая компания, выпускающая компьютерные игры и приставки. 8 букв
- Какое дерево сажали перед домом на Руси если в нем начинали жить молодожены? 6 букв
- Название книги, страницы которой из тонкого серебра, которая находится в Монголии. Вес этой книги более 50 кг. 9 букв
- Сливаясь с ним, Тигр образует реку Шатт-эль-Араб 6 букв
- Митрополит Московский Филипп Колычев, как известно, осуждал Ивана Грозного за введение опричнины. В своих посланиях он убеждал царя распустить опричнину и всячески осуждал за бесчинство. Иван Грозный назвал его презрительно ***., откуда и родилось известное выражение. Как он назвал Филиппа Колычева? 6 букв
- Лучший учитель по Бальзаку 9 букв
- Так гласило старинное народное предание: женщинам запрещалось до Иванова дня есть именно это, чтобы дети были живы и здоровы 5 букв
- Как в старину называли рекрута, оказавшегося непригодным к воинской службе? Отношение к таким мужчинам было отрицательным и слово тоже приобрело негативный оттенок. Как он назывался тогда? 7 букв
- Перезвон — как известно, это звон по одному разу каждого колокола, начиная с большего и заканчивая самая тонким и высоким звуком, он символизирует т .н. истощение Христа ради спасения, и должен совершаться два раза в год — в Великую пятницу и в Великую Субботу. Как называется звон в обратном порядке от самого маленького и до самого большого и кончается этот звон трезвоном, который выражает радостную христианскую веру в Воскресенье? 7 букв
Добавить комментарий