День Февронии и Петра
Содержание
- День Петра и Февронии
- История праздника
- У восточных славян
- День семьи, любви и верности
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- День семьи, любви и верности: история и традиции праздника
- Пётр и Феврония
- Житийные данные
- Дата смерти
- Мощи и почитание
- Памятники
- День Петра и Февронии
- История жизни святых Петра и Февронии
- Традиции и обряды праздника
- Что можно и что нельзя кушать в День Петра и Февронии
- Что нельзя делать в День Петра и Февронии
- Приметы и поверья в День Петра и Февронии
- Благоверные князья Петр (в иночестве Дави́д) и Февро́ния (в иночестве Евфроси́ния) Муромские
День Петра и Февронии
Святые Пётр и Февронья. Фреска Спасо-Преображенского монастыря в Муроме
христианский и народно-христианский
Феврония Русальница
восточными славянами
25 июня (8 июля)
купались уже без оглядки, т. к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают
день, следующий за Иваном Купалой
Медиафайлы на Викискладе
День Петра́ и Февро́нии — день памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака, а также Февронии Низибийской в Русской православной церкви. Отмечается 25 июня (8 июля).
В народном календаре восточных славян — день первого покоса. Считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно.
С 2008 года в России отмечают, приуроченный ко Дню Петра и Февронии, День семьи, любви и верности.
История праздника
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической.
Днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю, 8 июля по григорианскому. Указание летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую седмицу (апрель 1228 года), вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух датах установления поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до установления советской власти. Собор был снесён в конце 1930-х годов.
В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Священный синод Русской православной церкви 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.
У восточных славян
Другие названия
рус. Пётр и Феврония, Феврония Русальница, Февронии-русальницы; белор. Фяўроння, Пятро, Давыд, Ефрасіння; укр. Петра і Февронії.
С. Соломко «Сердечный вопрос» Традиции
К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.
Считалось, что этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки.
Первый покос. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы. Из тирлича ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева властей. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку».
Поговорки
- Жара в этот день — последующие 40 дней будут жаркими.
- До Иванова дня дождь — в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь — из засека.
- После Ивана не надо жупана.
- Время большого сенокоса.
День семьи, любви и верности
Основная статья: День семьи, любви и верности
В 2005 году в городе Волгограде был учреждён и 8 июля проведён праздник «День Святых Петра и Февронии Муромских. Российский день влюблённых». Учредителями праздника стали общественные организации «Открытый мир» и «Мы творим этот мир»
8 июля 2006 года общественное движение «Мы творим этот мир» провело в Волгограде праздник под названием «Российский день любви», куда приехала инициативная группа из Мурома, трудами которой этот праздник обрёл свой последующий статус.
В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали около 20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным ценностям.
Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой третьего президента России Дмитрия Медведева.
> См. также
- День святого Валентина
- День духовной любви
- Международный день семей
Примечания
- Святые Пётр и Феврония — покровители семьи и брака
- Преподобномученица Феврония дева. День памяти: 25 июня
- Коринфский, 1901, с. 314.
- Царь Пётр и хитрая жена.
- Кусков, 1977, с. 152.
- Фокеев, 2002, с. 19.
- Никита (Добронравов), 2008, с. 2—5.
- Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Патриархия.ru.
- Народная культура Сибири, 1998, с. 96.
- 1 2 3 Юдина, 2000, с. 309.
- Васілевіч, 1992, с. 578.
- Котович, 2010, с. 198.
- 1 2 Некрылова, 2007, с. 330.
- Терещенко, 1848, с. 83.
- Котович, 2010, с. 200.
- Терещенко, 1848, с. 89.
- Коринфский, 1901, с. 312.
- Грушко, 2000, с. 130.
- Даль, 1880—1882, с. 223.
- 1 2 День семьи, любви и верности. Досье. ТАСС (7 июля 2015). Дата обращения 5 июля 2017.
Литература
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.
- Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5.
- Купать : Купала // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2. — С. 223.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Коринфский А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.
- Кусков В. В. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1977. — 246 с.
- Народная культура Сибири: Мат-лы VII науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузовского центра по фольклору / Редкол.: Т. Г. Леонова (отв. ред.) и др. — Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. — 239 с. — ISBN 5-8268-0269-3.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
- Никита (Добронравов). Житие свв. князей Петра и Февронии в общем контексте истории г. Мурома. // Троицкие листки. — Муром, 2008. — № 29. — С. 2—5.
- Терещенко А. В. 5. Простонародные обряды // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб.: Тип. воен.-уч. заведений, 1848. — 181 с.
- Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.
- Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тенденции, типология. — М.: Народный учитель, 2002. — 216 с.
- Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Рипол Классик, 2000. — 510 с. — ISBN 5-9533-0500-1.
- «Царь Пётр и хитрая жена». Русская народная сказка.. Русская старина (сайт сказок).
Ссылки
- Сайт о Петре и Февронии (petr-fevronia.ru)
- Повесть о Петре и Февронии Муромских Оригинальный текст в современной орфографии (ppf.asf.ru)
- «Царь Пётр и хитрая жена». Русская народная сказка. (starina-rus.ru)
- Загадки святой Февронии Муромской (pravoslavie.ru)
- Подборка проповедей о семье и браке с молебна святым Петру и Февронии Муромским (club-pif.ru).
День семьи, любви и верности: история и традиции праздника
Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.
В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались каждый в своей келье в один день и час — 8 июля (по старому стилю — 25 июня) 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
Пётр и Феврония
Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.
апрель 1228
в Русской православной церкви
1547 год // церковный собор
25 июня (8 июля) и воскресенье перед 6 (19) сентября
Медиафайлы на Викискладе
Пётр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния) — русские православные святые.
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. Князь Давыд Юрьевич правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Князь Давыд Юрьевич и княгиня Ефросиния имели сыновей Святослава, Юрия и дочь Евдокию. По другой версии, Пётр и Феврония являются персонажами народных легенд. Единственный источник сведений о святых — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х годов.
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).
Житийные данные
Основная статья: Повесть о Петре и Февронии Муромских
Сведения о Петре и Февронии происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария инок Ермолай Прегрешный. Однако в Великие четьи-минеи «житие» Петра и Февронии, как отличающееся «исключительной легендарностью», митрополит не включил — оно распространялось в качестве апокрифа.
Согласно сказанию, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание «языка мудрости». Первое иносказание Февронии «плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» содержало сообщение о том, что Феврония — незамужняя девушка, не имеющая ребенка ; у нее есть заяц, но нет собаки: «Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок (текстовые варианты «отроча», «детище»), то, увидев, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома» Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Дата смерти
Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. Указание летописей на то, что кончина князя Давыда (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В житии («Повести») речь однозначно идёт о дате кончины: «…предаста вкупе святыя своя душа в руце божий месяца июня в 25 день». Тем не менее, высказано предположение, что с датой 25 июня, днём святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени. Собор был снесён в конце 1930-х годов.
Мощи и почитание
Подробнее по этой теме см. День Петра и Февронии.Памятник Петру и Февронии в Ярославле
Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету царём Иваном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены в антирелигиозной экспозиции. С 1992 года мощи находятся в открытом доступе для поклонения в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
29 августа 2012 года из храма Святой Екатерины в Петербурге похитили частицы мощей святых, в том числе Петра и Февронии.
В Русской православной церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии.
Памятники
Подробнее по этой теме см. Памятники Петру и Февронии.
Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Открытие памятников приурочивается, как правило, к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории православия.
- Петр, князь муромский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Пётр и Феврония / Чекова И. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Большая биографическая энциклопедия. 2009
- 1 2 Пётр и Феврония Муромские // Большая школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX — XVII века / Под редакцией В. П. Бутромеева. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 503. — 800 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-224-00625-2.
- Филарет Гумилевский. Житие Петра и Февронии.
- Ермолай Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских
- Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии. 25 июня ст.ст.
- Никита (Добронравов), игумен. Житие свв. князей Петра и Февронии в общем контексте истории г. Мурома. // Троицкие листки. — Муром. — 2008. — 29. — С. 2-5.
- Мощи Петра и Февронии в Муроме: адрес, отзывы, фото fb.ru.
- Из храма в Петербурге украли частицы мощей Александра Невского, Николая Чудотворца, Петра и Февронии. Рамблер.
- О программе установки скульптурных композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские»
- Володихин Д., Левина И. Пётр и Феврония. — М.: Мол. гвардия, 2016. — 246 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Гумеров П. А был ли змий? Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Кусков В. В. История древнерусской литературы. — 7-е изд. — М.: Высш. шк., 2003. — 336 с.
- Спорова Е. Петр и Феврония Муромские // Юный художник. — 1988. — № 12. — С. 13—17.
- Петр и Феврония — Любовь и Верность навсегда // petr-fevronia.ru
- Молитва Петру и Февронии Муромским
День Петра и Февронии
День Петра и Февронии в 2020 году отмечается 8 июля. Это народно-христианский праздник. Он приурочен ко дню памяти в Русской православной церкви благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.
История жизни святых Петра и Февронии
Князь Петр жил в Муроме в XII веке. Он болел проказой. Однажды ему приснилось, что крестьянская девушка Феврония исцелила его при помощи целебных трав. Петр отыскал ее в Рязанских землях. После исцеления он взял в жены свою спасительницу. Пара прожила в мире и согласии до старости.
В преклонных годах они приняли таинство монашеского пострига и попросили Бога умереть в один день. Петр и Феврония скончались 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Их тела разместили в разных обителях, но на следующее утро они оказались вместе.
Петра и Февронию канонизировали в лик святых в 1547 году. Они стали покровителями семьи и брака. Православная Церковь почитает их 8 июля. В России с 2008 года этот день считается Днем семьи, любви и верности.
Традиции и обряды праздника
В этот день в храмах совершается богослужение. Прихожане посещают службы. Супруги молятся святым Петру и Февронии о семейном благополучии, а вступающие в брак просят благословения. Христиане совершают паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, где хранятся мощи святых.
В этот день многие влюбленные пары заключают браки или устраивают помолвки. Считается, что такие семьи будут жить в мире и согласии. Влюбленные и незамужние девушки верят, что 8 июля на земле властвуют магические силы. В этот день они гадают на суженых и делают любовные привороты.
Что можно и что нельзя кушать в День Петра и Февронии
Праздник приходится на Петров пост. Если он выпадает на вторник, четверг, субботу или воскресенье, то Православная Церковь в этот день разрешает употреблять в пищу рыбу, на понедельник – горячую пищу без масла, на среду или пятницу – невареную пищу растительного происхождения (сухоядение).
Что нельзя делать в День Петра и Февронии
В этот праздник не рекомендуется прибегать к ритуалам черной магии. Большую пользу принесут молитвы и походы в храмы с чистыми намерениями. 8 июля запрещается венчаться, поскольку дата приходится на Петров пост.
Приметы и поверья в День Петра и Февронии
- Погода в этот день предсказывает погоду на ближайшие 40 дней.
- Если помолиться перед иконой святых Петра и Февронии, то семью будет ожидать благополучие и счастливая жизнь.
- Если 8 июля посвататься, то будущая семья будет крепкой и дружной.
- В День Петра и Февронии можно просить у святых здоровья и благополучия для своих детей.
- Кто проведет этот день в заботах бок о бок с супругом, у того достаток и лад будет в семье.
Благоверные князья Петр (в иночестве Дави́д) и Февро́ния (в иночестве Евфроси́ния) Муромские
Аудио:
Кондак 1
Избра́ннии чудотво́рцы и вели́цыи уго́дницы Госпо́дни, гра́да Му́рома засту́пницы и при́снии о душа́х на́ших моли́твенницы, святи́и благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние! Пе́ние похва́льное вам принося́ще, мо́лим вы усе́рдно: я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Го́споду, предста́тельством ва́шим от вся́ких бед нас свободи́те, и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго нас соде́лайте, да зове́м вам ра́достно:
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Икос 1
А́нгели земни́и и челове́цы небе́снии вои́стинну яви́стеся, блаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, от ю́ности ва́шея чи́стую со́весть иму́щии к Бо́гу, и до́бре во благоче́стии и чистоте́ вку́пе пожи́вшии, нам же оста́вльшии в приме́р подража́ния житие́ ва́ше богоугодное, ему́же чудя́щеся и чудесы́ ва́шими озаря́еми, зове́м вам гла́сы хвале́бными си́це:
Ра́дуйтеся, от ю́ности ва́шея Христа́ возлюби́вшии и Тому́ от души́ порабо́тавшии;
ра́дуйтеся, целому́дрия храни́тели и душе́вныя и теле́сныя чистоты́ рачи́тели.
Ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша и телеса́ на земли́ в обита́лище Ду́ха Свята́го угото́вившии;
ра́дуйтеся, испо́лненнии прему́дрости и ра́зума боже́ственнаго.
Ра́дуйтеся, я́ко во пло́ти, я́ко безпло́тни, вку́пе пожи́сте;
ра́дуйтеся, я́ко равноа́нгельную честь досто́йне прия́сте.
Ра́дуйтеся, я́ко от земли́ на Не́бо преидо́сте и та́мо со А́нгелы Тро́ице предстои́те;
ра́дуйтеся, я́ко со безпло́тными ли́ки трисвяту́ю песнь Ей воспева́ете.
Ра́дуйтеся, на Небеси́ и на земли́ от Го́спода просла́вленнии;
ра́дуйтеся, обре́тшии ве́чное всесве́тлое ме́сто упокое́ния.
Ра́дуйтеся, гра́да Му́рома сокро́вища пребога́тая;
ра́дуйтеся, исто́чницы неистощи́мии чуде́с.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 2
Ви́дев князь Петр в возвра́тной боле́зни свое́й, зна́мение гнева Бо́жия, за неисполне́ние обе́та своего́, поя́ти в супру́ги себе́ прему́друю Февро́нию, потща́ся сие́ испо́лнити и сочета́ся с не́ю бра́ком зако́нным. Оба́че и в супру́жестве целому́дренно и богоуго́дно пожи́сте, блаже́ннии, иму́ще еди́ну мысль во двою́ те́лу, е́же благоугожда́ти Бо́гу; те́мже вы́ну пое́те Ему́ ны́не со А́нгелы песнь: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зумом богопросвеще́нным свы́ше одаре́ннии, Пе́тре и Февро́ние святи́и, любо́вь и милосе́рдие к бе́дным и си́рым яви́сте, оби́димым и безпомо́щным засту́пницы бы́сте, и ины́ми доброде́тельми мно́гими украси́сте княже́ние свое́ земно́е. Сего́ ра́ди вопие́м к вам си́це:
Ра́дуйтеся, блаже́ннии и треблаже́ннии, в боголю́бии пожи́вшии и благове́рие сохра́ншии;
ра́дуйтеся, ми́лости и сострада́ния преиспо́лненнии.
Ра́дуйтеся, безпомо́щных ско́рии помо́щницы;
ра́дуйтеся, печа́льных блази́и уте́шители.
Ра́дуйтеся, сиро́т и вдови́ц корми́тели;
ра́дуйтеся, су́щих в беда́х предста́тели.
Ра́дуйтеся, боле́зней душе́вных и теле́сных иску́снии цели́тели;
ра́дуйтеся, ско́рбных серде́ц радостотво́рнии посети́тели.
Ра́дуйтеся, любо́вь ва́шу к Бо́гу, любо́вию к бли́жним свои́м показа́вшии;
ра́дуйтеся, княже́ние ва́ше земно́е пра́ведно и богоуго́дно содержа́вшии.
Ра́дуйтеся, князей правосла́вных похвало́ и гра́да Му́рома утвержде́ние;
ра́дуйтеся, всея́ земли́ Росси́йская заступле́ние.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 3
Си́лою благода́ти Бо́жия укрепля́емь, блаже́нне кня́же Пе́тре, восхоте́л еси́ па́че оста́вити град оте́чества твоего́ и княже́ние Му́ромское, не́же бракоразвести́ся с прему́дрою Февро́ниею по настоя́нию го́рдых боля́р твои́х. Сего́ ра́ди Бог тя просла́ви и сотвори́, да те́миже боля́ры возвраще́нный вку́пе с супру́жницею твое́ю, на престо́ле княже́ния Му́ромскаго па́ки утверди́лся еси́, нам же приме́р хране́ния зако́на Бо́жия показу́еши по́двигом твои́м, да подража́юще тебе́ в свя́тости хране́ния соу́за бра́чнаго, воспева́ем подвигополо́жнику Христу́: Аллилу́иа.
Икос 3
Иму́ще попече́ние о лю́дех свои́х, преблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, неусы́пно подвиза́стеся ко бла́гу их, благоче́стие насажда́я, нече́стие искореня́я и вражду́ умиротворя́я. Те́мже и Госпо́дь, ви́дя таковы́я по́двиги ва́ша, зе́млю Му́ромскую плодоно́сием благослови́ и мир глубо́к княже́нию ва́шему дарова́, подвизая лю́ди ва́ша благода́рственно воспева́ти вам си́це:
Ра́дуйтеся, уго́дницы Бо́жии, житию вели́ких святы́х соприча́стницы;
ра́дуйтеся, прави́телие предо́брии, лю́ди му́ромския ко спасе́нию путеводи́вшии.
Ра́дуйтеся, христиа́нскаго благоче́стия блюсти́тели;
ра́дуйтеся, нестрое́ния, раздо́ров и вся́каго нече́стия искорени́тели.
Ра́дуйтеся, супру́гов христиа́н ко благоче́стному житию наста́вницы;
ра́дуйтеся, целому́дрия и воздержа́ния супру́жеская о́брази преизя́щнии.
Ра́дуйтеся, праведнаго суда́ рачи́тели;
ра́дуйтеся, немздои́мства и безкоры́стия ревни́тели.
Ра́дуйтеся, святы́х царе́й Константи́на и Еле́ны доброде́телей стяжа́тели;
ра́дуйтеся, равноапо́стольнаго кня́зя Влади́мира и блаже́нныя княги́ни О́льги досто́йнии прее́мницы.
Ра́дуйтеся, дво́ице пречестна́я и благо́е сочета́ние, луча́ми чуде́с немерца́емо сия́ющии;
ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего пресве́тлии свети́льницы.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 4
Бу́ря скорбе́й и напа́стей, воздвиза́емая зло́бою ми́ра сего́, не осла́би кре́пкую любве́ ва́шея я́же к Бо́гу, Пе́тре и Февро́ние блаже́ннии, но па́че научи́ вас благоиску́сно отража́ти разжже́нныя стре́лы искуше́ний диа́вольских: вы бо обо́лкшеся в броню́ ве́ры Христо́вы, в ми́ре глубо́це преидо́сте многомяте́жную пучи́ну жите́йскаго мо́ря, и достиго́сте в ти́хую при́стань спасе́ния, к нейже и нас моли́твами ва́шими приведи́те, да вку́пе с ва́ми пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шавше бли́жнии и да́льнии благоче́стное житие́ ва́ше, благове́рнии Пе́тре и Февро́ние, прославля́ху человеколю́бца Бо́га, дарова́вшаго вам кре́пость на вся де́ла блага́я, и́миже я́ко луча́ми пресве́тлыми, просия́ете в оте́честве ва́шем, иде́же и доны́не имена́ ва́ша че́стны, и по́двиги ва́ша воспева́ются похвала́ми си́ми:
Ра́дуйтеся, дво́ице пресве́тлая, Бо́гом совокупле́нная;
ра́дуйтеся, све́том благоче́стнаго жития́ ва́шего, я́ко свети́ла богосве́тлая, просия́вшии.
Ра́дуйтеся, ми́лостынею и моли́твами Небе́сное Ца́рствие стяжа́вшии;
ра́дуйтеся, смире́нием и поще́нием ве́чное блаже́нство улучи́вшии.
Ра́дуйтеся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х есть;
ра́дуйтеся, я́ко ра́дость ва́ша ве́чна во све́тлостех святы́х.
Ра́дуйтеся, раби́ Христо́вы возлю́бленнии;
ра́дуйтеся, святы́х всех при́снии дру́зи.
Ра́дуйтеся, зве́зды непреле́стнии, путь супру́жескаго жития́ богоуго́днаго ве́рно указу́ющии;
ра́дуйтеся, о́блацы росоно́снии, зной страсте́й и нече́стия прогоня́ющии.
Ра́дуйтеся, Бо́жиих ми́лостей и щедро́т нам пода́тели;
ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего украше́ние неотъе́млемое.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 5
Богопросвеще́ннии свети́льницы благоче́стия и преди́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, Бо́га от всея́ души́ возлюби́вше, вся за́поведи Его́ сохрани́сте; те́мже и Христо́с, я́ко со́лнце и луну́ пресве́тлыя, показа́ вас, преблаже́ннии, чуде́с мно́гих заре́ю озаря́ющия о́бласть Му́ромскую и всю страну́ Росси́йскую, просла́вив нетле́нием святы́я и многоцеле́бныя мо́щи ва́ша, к ни́мже припа́дающе, по достоя́нию ублажа́ем вас и вы́ну благода́рственно пое́м ди́вному во святы́х Свои́х Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́девше житие́ ва́ше пра́ведное и щедро́ты ва́ша, лю́дие му́ромстии сла́вляху вас, свои́х прави́телей ми́лостивых, благове́рнии Пе́тре и Февро́ние, вы же смире́ние и́стинное возлюби́вше и похвалы́ челове́ческия небре́гше, горды́нею неуя́звлени пребы́сте, и тем показа́сте нам о́браз вы́шшаго смире́ния, ему́же поуча́яся, с любо́вию вопие́м вам такова́я:
Ра́дуйтеся, сла́ву челове́чу ни во что же вмени́вшии;
ра́дуйтеся, смире́ние Христо́во усе́рдно возлюби́вшии.
Ра́дуйтеся, за́поведей Госпо́дних ве́рнии исполни́тели;
ра́дуйтеся, уче́ния Ева́нгельскаго и́стиннии после́дователи.
Ра́дуйтеся, раби́ Бо́га Вы́шняго, во́лю Его́ сотво́ршии;
ра́дуйтеся, ве́ру Христо́ву до конца́ соблю́дшии.
Ра́дуйтеся, христоимени́тым лю́дем благоче́стия учи́тели;
ра́дуйтеся, хотя́щих богоуго́дно жи́ти богому́дрии наста́вницы.
Ра́дуйтеся, моли́твами ва́шими спаса́ющии нас от вся́ких бед;
ра́дуйтеся, вся блага́я проше́ния на́ша исполня́ющии.
Ра́дуйтеся, в неду́зех стра́ждущих благода́тнии вра́чеве;
ра́дуйтеся, ми́лостивии страны́ Му́ромския покрови́телие.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 6
Пропове́дницы ве́ры правосла́вныя и ревни́тели благоче́стия не сло́вом то́кмо, но всем житие́м свои́м бы́сте во гра́де Му́роме, прехва́льнии Пе́тре и Февро́ние; те́мже и свята́я Це́рковь досто́йне почита́ет по́двиги и труды́ ва́ша, и́миже труди́стеся во сла́ву Бо́га Вы́шняго, немо́лчно воспева́я Ему́: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́сте во гра́де Му́роме све́том доброде́тельнаго жития́ ва́шего, я́ко зве́зды богосве́тлыя, преблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, и па́мять ва́ша в нем с похвала́ми до днесь, я́ко и по сме́рти свое́й не престае́те озаря́ти нас, мно́гая чудесы́ соверша́юще, и те́ми све́тлую зарю́ безсме́ртия нам от моще́й ва́ших возсиява́юще, да ублажа́ем вас благохвале́ниями сицевы́ми:
Ра́дуйтеся, чи́на и уста́вов святы́я Це́ркве ве́рнии храни́тели;
ра́дуйтеся, служи́телей олтаря́ Госпо́дня благогове́йнии почита́тели.
Ра́дуйтеся, благи́х обы́чаев и преда́ний святооте́ческих ревни́тели;
ра́дуйтеся, обы́чаев злых и суему́дрий язы́ческих искорени́тели.
Ра́дуйтеся, суды́ нелицеприя́тны лю́дем ва́шим твори́вшии;
ра́дуйтеся, суды́ ва́ша с ми́лостию соедини́вшии.
Ра́дуйтеся, кро́тцыи и незло́бивии после́дователи Христо́вы;
ра́дуйтеся, зло́бу добро́м препобежда́вшии.
Ра́дуйтеся, нетле́ния благоуха́ющии цве́ти;
ра́дуйтеся, безсме́ртия немерца́ющии лучи́.
Ра́дуйтеся, на земли́ вели́чием чуде́с блиста́ющии;
ра́дуйтеся, на Небеси́ со А́нгелы Бо́га сла́вящии.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 7
Хотя́й человеколю́бец Госпо́дь яви́ти в житии ва́шем, Пе́тре и Февро́ние, о́браз назида́ния не то́кмо лю́дем мирски́м, но и ли́ком и́ноческим, внуши́ вам в ста́рости масти́тей оста́вити сла́ву княже́ния земна́го, и восприя́ти о́браз и́ноческий, в не́мже подвиза́стеся до́бре посто́м, бде́нием и моли́твою, воспева́юще непреста́нно Триеди́ному Бо́гу а́нгельскую песнь: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вую благода́ть Бо́жию во и́ночестем постриже́нии прие́мше, преподо́бнии, но́выми по́двигами украси́сте равноа́нгельное житие́ ва́ше и та́ко сугу́б плод соверше́нства духо́внаго Христу́ принесо́сте, и мзду преподо́бных досто́йне от Него́ восприя́сте. Помина́я у́бо такову́ю ре́вность ва́шу к по́двигом духо́вным, прославляем вас си́ми достодо́лжными похвалы́:
Ра́дуйтеся, я́ко любве́ ра́ди Го́спода, ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву оста́висте;
ра́дуйтеся, я́ко и́ноческое равноа́нгельное житие́ усе́рдно восприя́сте.
Ра́дуйтеся, соверше́ннаго терпе́ния подви́жницы;
ра́дуйтеся, во́льныя нищеты́ блаже́ннии стяжа́тели.
Ра́дуйтеся, пре́жде кончи́ны ва́шея вся стра́сти умертви́вшии воздержа́нием;
ра́дуйтеся, восприя́вшии святу́ю схи́му в броню́ спасе́ния.
Ра́дуйтеся, багряни́цу кня́жескую на власяни́цу и́ноческую премени́вшии;
ра́дуйтеся, посто́м, бде́нием и непреста́нными моли́твами Бо́гу до́бре угоди́вшии.
Ра́дуйтеся, боголюбе́знаго уедине́ния взыска́тели;
ра́дуйтеся, спаси́тельнаго безмо́лвия люби́тели.
Ра́дуйтеся, слеза́ми моли́твенными ороша́еми;
ра́дуйтеся, в со́нме преподо́бных на Небеси́ просла́вленнии.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 8
Стра́нное и ди́вное бе чу́до, егда́ ты, блаже́нне Пе́тре, на кончи́не живота́ твоего́, проше́ния ра́ди супру́жницы твоея́, святы́я Февро́нии, исхо́дом свои́м уме́длил еси́, до́ндеже сконча́ она́ пелену́ церко́вную, е́ю сшива́ему и вку́пе с тобо́ю к исхо́ду сме́ртному приспе́, и та́ко неразлу́чнии в житии, неразлу́чнии в кончи́не яви́стеся, и во еди́н день и час святы́я ду́ши своя́ в ру́це Бо́жии преда́сте, зову́ще при́сно живы́ми и ме́ртвыми облада́ющему Влады́це Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 8
Вси чудя́хуся и сла́вляху ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, егда́ святы́я ва́ша телеса́, в ра́зных гробе́х положе́нная, чуде́сно обрето́шася лежа́ща в о́бщей гробни́це, ю́же угото́васте себе́, преподо́бнии, в собо́рней це́ркви гра́да Му́рома, иде́же и доны́не неразлу́чно почива́ете, чудотво́рцы святи́и, неоску́дныя источа́юще исцеле́ния всем, с ве́рою прибега́ющим к вам и зову́щим:
Ра́дуйтеся, сою́з любве́ ва́шея до гро́ба и за гро́бом ве́рно сохра́ншии;
ра́дуйтеся, не то́кмо в жи́зни, но и по сме́рти, о Го́споде соедине́ннии.
Ра́дуйтеся, в супру́жестем благоче́стнем житии вам подража́ющим кре́пцыи помо́щницы;
ра́дуйтеся, теплото́ю любве́ ва́шея и нас согрева́ющии.
Ра́дуйтеся, сме́ртию вре́менною преше́дшии к жи́зни ве́чней;
ра́дуйтеся, от Го́спода нетле́нием и чудесы́ просла́вленнии.
Ра́дуйтеся, я́ко па́мять ва́ша с похвала́ми и успе́ние со святы́ми;
ра́дуйтеся, я́ко имена́ ва́ша че́стна суть и благослове́нна в оте́честве ва́шем.
Ра́дуйтеся, Росси́йския страны́ удобре́ние благода́тное;
ра́дуйтеся, гра́да Му́рома огражде́ние несокруши́мое.
Ра́дуйтеся, о лю́бящих и чту́щих вас небе́снии предста́тели;
ра́дуйтеся, приснопрося́щии нам у Го́спода да́ры бла́гости Его́.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 9
Вси А́нгели и святы́х ли́ки ра́довахуся ра́достию ве́лию, егда́ святы́я ду́ши ва́ша достиго́ша ве́чнаго в оби́телех ра́йских селе́ния, и Сам Творе́ц А́нгелов и Святе́йший святы́х Царь Сла́вы Христо́с, безсме́ртия венцы́ увенча́ вас и дарова́ вам благода́ть молитися Ему́ со дерзновением мно́гим о всех и́щущих ва́шего заступле́ния, его́же не лиши́те и нас гре́шных, Пе́тре и Февро́ние достохва́льнии, смиренному́дренно воспева́ющих просла́вльшему вас Бо́гу хвале́бную песнь: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́йство челове́ческое не довле́ет к досто́йному прославле́нию ди́внаго жития́ ва́шего, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние; кто бо испове́сть вся моле́ния и поще́ния, боле́зни и труды́ ва́ша? кто изочте́т вся сле́зы и воздыха́ния ва́ша я́же к Бо́гу? Оба́че мы любо́вию к вам подвиза́еми, дерза́ем воспева́ти вам сия́ ма́лыя и нехи́тростныя похвалы́:
Ра́дуйтеся, благода́ти Свята́го Ду́ха избра́ннии сосу́ди;
ра́дуйтеся, ра́дости нам ве́чныя благоприя́тнии хода́таи.
Ра́дуйтеся, богобоя́зненных супру́гов в благоче́стии утвержде́ние;
ра́дуйтеся, наруши́телей супру́жескаго целому́дрия и согла́сия гро́зное обличе́ние.
Ра́дуйтеся, гнев Бо́жий, пра́ведно дви́жимый на нас, моли́твами ва́шими утоля́ющии;
ра́дуйтеся, о ми́ре всего́ ми́ра непреста́нно Го́спода умоля́ющии.
Ра́дуйтеся, на враги́ ви́димыя и неви́димыя кре́пцыи нам спобо́рницы;
ра́дуйтеся, ангелонра́внии челове́цы.
Ра́дуйтеся, преподо́бных и пра́ведных сонасле́дницы;
ра́дуйтеся, Пресвяты́я Тро́ицы ве́рнии уго́дницы.
Ра́дуйтеся, блаже́ннии обита́тели го́рняго гра́да Иерусали́ма Небе́снаго;
ра́дуйтеся, со святы́ми торжеству́ющии в ски́ниях ра́йских.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 10
Спасе́ние ве́чное унасле́довавше богоблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, душа́ми ва́шими в оби́телех го́рних неразлу́чно в Бо́зе пребыва́ете, святы́ми же моща́ми ва́шими в хра́ме Бо́жием нетле́нно вку́пе почива́ете, и оби́льныя исцеле́ния источа́ете, да чудесы́ ва́шими благода́тно озаря́еми, хвале́бно взыва́ем Верхо́вному Творцу́ чуде́с Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Сте́ну заступле́ния, благоприя́тныя моли́твы ва́ша к Бо́гу, обре́тше, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, благодаре́ние Отцу́ Небе́сному усе́рдно возсыла́ем за вся благодея́ния Его́, ва́ми всем нам оби́льно явля́емая, вам же, предста́телям на́шим, сицево́е прино́сим пе́ние:
Ра́дуйтеся, всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва насле́дницы;
ра́дуйтеся, а́нгельских лико́в собесе́дницы.
Ра́дуйтеся, Бо́га во сла́ве непристу́пней созерца́ющии;
ра́дуйтеся, Трисия́ннаго Божества́ таи́нницы.
Ра́дуйтеся, со святы́ми на Небеси́ вечно ца́рствующии;
ра́дуйтеся, от го́рних высо́т к земноро́дным ми́лостивно приника́ющии.
Ра́дуйтеся, кри́ни благоуха́ннии небе́снаго прозябе́ния;
ра́дуйтеся, кипари́си чудото́чнии рая́ Иису́сова.
Ра́дуйтеся, пода́тели незави́стнии безме́зднаго врачева́ния;
ра́дуйтеся, соверши́тели достохва́льнии мно́гих чуде́с.
Ра́дуйтеся, благодея́ний мно́жество нам источа́ющии;
ра́дуйтеся, ми́лостию сострада́ния ва́шего всех объе́млющии.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 11
Пе́ние моле́бное прино́сим вам, уго́дницы Бо́жии Пе́тре и Февро́ние, и с любо́вию припа́даем к ра́це святы́х и многоцеле́бных моще́й ва́ших, прославля́я житие́ ва́ше богоугодное и по́двиги мно́ги. Мо́лимся вам усе́рдно, чудотво́рцы святи́и, помози́те нам подража́ти ва́шим доброде́телем, да возмо́жем богоуго́дно пе́ти Созда́телю на́шему: Аллилу́иа.
Икос 11
Све́та небе́снаго испо́лнен бе собо́рный храм гра́да Му́рома, егда́ благоволе́нием Бо́жиим святы́я мо́щи ва́ша Пе́тре и Февро́ние, це́лы и благоуха́нны обрето́шася в нем, и из недр земны́х, я́ко сокро́вище драгоце́нное, изнесе́ны бы́ша, иде́же и до ны́не почива́ют, исцеле́ния неоску́дныя источа́юще неду́жным и боля́щим. Сего́ ра́ди пе́сненно вопие́м к вам:
Ра́дуйтеся, зла́то нетле́нное, в не́дрех земны́х обре́тенное;
ра́дуйтеся, би́сери сия́ющии и благода́тно просвеща́ющии челове́ков.
Ра́дуйтеся, святы́я Правосла́вныя Це́ркве похвало́;
ра́дуйтеся, ересе́й и раско́лов обличе́ние.
Ра́дуйтеся, све́ти у́мнии, заре́ю Свята́го Ду́ха облиста́ющии;
ра́дуйтеся, ми́ра благоуха́ния Христо́ва преиспо́лненнии.
Ра́дуйтеся, облече́ннии в ри́зу благода́тного нетле́ния;
ра́дуйтеся, препоя́саннии си́лою мно́гих чуде́с.
Ра́дуйтеся, я́ко ра́ка ва́ша честна́я враче́бница яви́ся неду́гом челове́ческим;
ра́дуйтеся, я́ко от нея́ всяк с ве́рою приходя́й да́ры целе́бныя прие́млет.
Ра́дуйтеся, све́тлостию чуде́с ва́ших мрак душ на́ших озаря́ющии;
ра́дуйтеся, нетле́нием святы́х моще́й ва́ших зарю́ общаго всех воскресе́ния нам показу́ющии.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 12
Благода́ть свы́ше вам дарова́нную, позна́вше, святи́и чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние, с благогове́нием и любо́вию покланя́емся нетле́нным и многоцеле́бным моще́м ва́шим и от них прие́млем в неду́зех исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние, в беда́х благода́тную по́мощь: те́мже и прославляем вас по достоя́нию, небе́сных предста́телей и засту́пников на́ших, воспева́юще хвалы́ и благодаре́ния ва́ми благотворя́щему нам Влады́це Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще мно́гая и пресла́вная ва́ша чудеса́, вели́цыи уго́дницы Бо́жии Пе́тре и Февро́ние, ублажа́ем вас, я́ко цели́телей, уте́шителей и помо́щников от Го́спода нам дарова́нных, и моли́твенно торжеству́ем святу́ю па́мять ва́шу, от любве́ серде́чныя воспева́юще вам благода́рственно и хвале́бно:
Ра́дуйтеся, во благоуха́нии святы́ни нетле́нно почива́ющии;
ра́дуйтеся, с ве́рою приходя́щих к ра́це моще́й ва́ших благода́тно освяща́ющии.
Ра́дуйтеся, призыва́ющих моли́твенно честна́я имена́ ва́ша ско́рии услы́шатели;
ра́дуйтеся, упова́ние на вас по Бо́зе возлага́ющих ди́внии помо́щницы.
Ра́дуйтеся, изве́стнии умилостиви́тели Царя́ Небе́снаго;
ра́дуйтеся, си́льнии защи́тницы на́ши от враго́в неви́димых.
Ра́дуйтеся, при́снии всем нам хода́таи спасе́ния;
ра́дуйтеся, неотсту́пнии храни́тели гра́да Му́рома.
Ра́дуйтеся, князей росси́йских пречу́дная добро́то;
ра́дуйтеся, оте́чества ва́шего Бо́гом дарова́ннии покрови́тели.
Ра́дуйтеся, теле́с на́ших благода́тнии целе́бницы;
ра́дуйтеся, о душа́х на́ших усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы.
Ра́дуйтеся, святи́и и пресла́внии чудотво́рцы Пе́тре и Февро́ние.
Кондак 13
О святи́и и пресла́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние! Приими́те ми́лостивно сие́ похва́льное пе́ние от нас недосто́йных во умиле́нии вам приноси́мое, и ва́шим предста́тельством у Го́спода испроси́те нам утвержде́ние в ве́ре и до́брых де́лех, и избавле́ние от всех скорбе́й и боле́зней вре́менных и ве́чных, да сподо́бимся вку́пе с ва́ми и все́ми святы́ми во Ца́рствии Небе́снем пе́ти Пресвяте́й Тро́ице вечно хвале́бную песнь: Аллилу́иа.
(Этот кондак читается трижды, зате́м икос 1 и кондак 1)
Моли́тва 1-я
О вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею святою спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́тва 2-я
О уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена́), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в.
Добавить комментарий