День патриарха Тихона
Содержание
- СЛУЖБА ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКУ ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ ВСЕРОССИЙСКОМУ
- Православная молитва — Православная книга
- День памяти Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
- Имя Тихон в православном календаре (Святцах)
- Святитель Тихон Задонский, дата памяти 26 августа, 1 августа
- Святитель Тихон (Белавин) — патриарх Московский и всея Руси
- Православные святые с именем Тихон
- Тихон
- Чем порадовать именинника?
СЛУЖБА ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКУ ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ ВСЕРОССИЙСКОМУ
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:
Земля Псковская прославися, / яко в малем селении Клине / от благочестиваго корене плод благокрасен прозябе, / Василий, отроча благонравное, / святителю Великому тезоименитое. / В сем же имени велий, яко царственный, / путь ему преднаречеся.
Благочестивый иерей Иоанн, отец твой, святителю, / откровения дивнаго сподобися, / егда мати его почившая / во сне ему явися / и тя, еще ти отроку сушу, / единаго от триех братий / велика преднарече.
Измлада церковь Божию возлюбив / и благочестия вожделев, святе, / в духовном вертограде / во слове Божий / и отеческих и благочестивых писаниих, / начат поучатися.
Что убо сотворю, / киим образом жития моего / Тебе, Владыце и Богу, добре послужу, / киими подвиги, Тебе содействующу, / душу мою от грех очищу? / – в меру возраста пришед, / слезно взывал еси ко Господу, блаженне.
Слава, глас 8:
Путь девства, нищеты, / своея воли отсечения / избрал еси, блаженне, / иноческое пострижение прияв, / в немже именем Тихон наречен бе, / да путем благочестия святителя Задонскаго шествуеши.
И ныне, Богородичен: Царь Небесный:
Вход. Прокимен дне. И чтения 3.
На литии стихиры, глас 3:
Во граде Торопце, / во храме Божии, / идеже родитель твой служаше, / благочестию в юных летех / поучался еси, святителю.
Тих нравом, / кроток и смирен сердцем / воистинну пред Богом и людьми явился еси, / иго Христово чрез все житие добре пронеся, / во обителех небесных упокоился еси, блаженно, / молися ныне и о нас, / да и мы на земли добре поживше, / Царствия Божия наследники быти сподобимся.
Слава, глас 8:
Бог тя возвеличи, святителю отче Тихоне, / Первоиерарха Церкви Своея поставив, / ты же жребий служения сего / яко волю благую Его восприим, / в первосвятительстем подвизе твоем / присно ревновал еси о славе, — / Отца и Сына и Святаго Духа — / Троицы Единосущныя и Нераздельныя.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
К Тебе, о Богомати, / вси ныне слезно взываем: / вонми предстательству святителя Тихона о нас / и Сыну Твоему молитвы вознеси / о спасении душ наших.
На стиховне, стихиры, глас 2:
Якоже свеща на свещнице светит всем, / тако ты, благочестием сияющь, блаженне, / поставлен бысть Господем во епископа земли Холмския, / да светом Христова учения / осияваеши люди, в ней живущия.
Стих: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
Бог благослови и освяти тя, земле Американская, / православным бо людем твоим во ограде Российския Церкве сущим / блаженнаго Тихона епископа даде, / той многими храмы лице твое украси / и яко богомудрый священноначальник / паству свою ко Христу приведе.
Стих: Благовестих правду Твою / в церкви велице.
Святии вси земли Ярославския, / сретайте иерарха добра, / Тихона блаженнаго, / той бо, якоже и вы, многия труды зде понесе, / и ныне тщится вкупе с вами молитися Христу Богу / спастися душам нашим.
Слава, глас 4:
Земля Литовская прославися / пришествием твоим, блаженне, / людие же православнии, / в ней сущий, / яко светильника веры и благочестия тя прияша / и в поклонении Триединому Богу тобою утвердишася, / святительский же омофор твой / надежный покров и защита / от злых обстояний тем явися.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи, / Тя бо едину твердое и известное утверждение имамы / и Твое предстательство стяжахом, / да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех Помоще, / Радосте и Покрове, / и Спасение душ наших.
Тропарь, глас 1:
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избраннаго / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.
НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь святителю, дважды.
Слава, и ныне, Богородичен.
По 1-м стихословии седален, глас 2:
Жезл первосвятительский дерзновенно приял еси, святе, / да яко добрый пастырь, небоязненно в подвизе твоем шествуя, / заблуждшая горохищная овчата обрящеши, / татиями похищенная во двор овчий паки возвратиши, / многоразличными болезньми и недуги обдержимыя добре уврачуеши / — и все Христово стадо словесных овец / в истине и правде упасеши.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
Покрый нас всемощным Покровом Твоим, / Всемилостивая Владычице Богородице, / защити нас от всяких сетей вражиих, / дадеся бо Ти благодатная сила, / яко рождшей Владыку Христа и Спаса душ наших.
По 2-м стихословии седален, глас 5:
Благодарение Богу / воздадите, людие российстии, / Той бо пробавил есть милость Свою вам, / Тихона блаженнаго / Первоиерарха Церкви Своея постави, / да во дни испытаний / обрящете в нем образ веры / от наветов вражиих неколеблемы, / неложнаго упования на помощь Божию / и любовию Христовою исполненный.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
Утоли, Владычице, / болезни душ наших. / Радостию благодатною о Тебе исполни сердца наша, /на Тя бо надеющийся / причастницы жизни вечныя будем.
По полиелеи седален, глас 8.
Подобен: О преславнаго чудесе.
Приидите, вернии, / согласно вей восхвалим святителя предивнаго, / священноначальника Церкви Российския богомудраго, / Тихона блаженнаго, / иже достойно иго Христово / чрез все житие свое понесе, / и ныне во обителех Отца Небеснаго водворився, / молится о спасении душ наших.
Слава, и ныне, Богородичен:
Буди благословен день и час, / вонь же благоволи Господь Тобою, Пречистая Богородице, / явити Спаса мiру, / сим же нам имети Тя яко дерзновенную Предстательницу и Ходатаицу пред Сыном Твоим / о спасении душ наших.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Вознесох избраннаго / от людей Моих.
Стих: Елеем Моим помазах его.
Всякое дыхание:
Евангелие от Иоанна, зачало 36.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Церковь Божию и чад ея преискренне любяй, / и к пользе тых деяния своя всемерно направляя, / жертвенно и дерзновенно, / якоже древле Моисей, / Господу взывал еси, святителю: / уне мне, Владыко, / да забвению предастся имя мое в человецех, / но спасена будет Церковь Твоя во отечестве моем / и иссякнут потоцы крови мучеников, / землю Российскую обильно обагрившия.
КАНОН Святителю, глас 6
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху пешешествова Израиль, / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь поим, вопияше.
Якоже плод красный спасительнаго сеяния Божия / явился еси в Церкви, святителю Христов, / родителей благочестивых, иерея Иоанна и Анны, быв отрасль предивная.
Предречение дивное во сне отцу твоему о грядущем величии твоем, еще ти отроку сушу, по мнозех летех сбыстся, / зане воистинну Великим Господином Российския Церкве явился еси, блаженне.
Образ кротости, смирения и любви о Господе являя, / добрый помощник юным другом твоим был еси, блаженне, / сего ради и тыя, еще ти отроку сушу, архиерея Божия прорекоша тя.
Богородичен:
Спаси нас от всяких бед, / Всемилостивая Владычице Богородице, / и Твоими молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему / исцели от греховныя болезни страждущия души наша.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, /вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.
В вертоградех духовных, православно богословити и слово Божие иными языки глаголати поучался еси прилежно, блаженне, / и сие в церковном служении твоем добрый плод принесе.
Егда Владыка Господь объятия отча отверзе ти и яко возлюбленна сына, во иночестве Тихона прият тя, / таже и начальника в вертоградех духовных Пскова и Казани поставити тя благоволи, / да православныя отроки богомудрию и христианскому благочестию научиши, блаженне.
Холмскую паству добре управити призва тя Владыка Христос, / темже и начало положи святительским подвигом твоим, / да в них укрепляяся, изряден архиерей Всероссийския Церкве явишися, блаженне.
Богородичен: Множества грехов люто обдержат души наша. / Ты же, Пречистая Богомати, молитвами Твоими ко Иже от Тебе Рождшемуся, пленения сего греховнаго избави и на стезю спасения настави нас.
Седален, глас 1:
Доброму евангельскому пастырю подражая, / дерзновенно во двор овчий вшел еси, святителю, / и своя овцы глашая по имени, / во ограде церковней тыя невредимо соблюл еси.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
К Тебе, о Богомати, / молитвенно мы ныне прибегаем / и предстательства Твоего пред сыном Твоим / усердно просим / от греховнаго ловительства сохрани нас / и на путь спасения настави.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь боголепно поет, взывающи / от смысла чиста, о Господе празднующи.
Смотрению Божию следуя, / велению матере Церкве повинуяся, / земли дальния Американския достигл еси / и тамо новую паству — людей алеутских, креольских, кенарских — во ограде Христовы Церкве яко добрый пастырь соблюл еси, / Тихоне блаженне.
Радуйтеся и веселитеся верныя чада Церкве Российския, иже в Пенсильвании, Калифорнии, Флориде и иных землех Американских сущии, / святитель бо Тихон ныне престолу Божию предстоит и молится о спасении душ наших.
Кронштадтскаго пастыря / собеседник быти сподобился еси, блаженне, / еще сый епископ града Ярославля, / и той ти всероссийское пастырство предуказа. / Темже и ныне с ним престолу Божию предстоя, / моли спастися душам нашим.
Богородичен:
Достойно есть прославляти Тя, Владычице, / присно спасающую землю Российскую. / Се бо и святитель Тихон в Ярославстем храме Успения Твоего, / государя Николая, яко истиннаго помазанника Божия срете / и благодарственныя молитвы вкупе с ним о заступлении отечества нашего / Тебе и Сыну Твоему принесе.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / Истиннаго Бога, / от мрака греховного взывающа.
Егда по грехом нашим нашествие иноплеменных Господь попусти, / и земля Российская кровию обагрися, / ты, святителю, покаяние проповедуя, / и врачевству душевному и телесному страждущих добре содействуя, / крепце стояти за веру православную, / царя благовернаго и отечество святое призывал еси.
Ополчению вражеску у стен града Вильно стоящу, / цельбоносныя мощи святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия / из обители Святаго Духа благоговейно изнесл еси, святителю, / и во граде Москве / от поругания иноземных невредимы сохранил еси.
Благоволением Божиим и народа Божия избранием / Московским архипастырем поставлен был еси, святе, / темже и достойный преемник Московских святителей явился еси.
Богородичен:
Ангельский собор и человеческий род о Тебе радуется, Благодатная Марие, / Мати Неискусомужная, / Невместимаго бо во чреве вместила еси / и родила еси Спаса мiру.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.
Пустынножитель-старец пред образом Владычицы усердно моляся, / жребий со трепетом из ковчезца извлече, / на немже имя твое, / яко Богом избраннаго Первосвятителя, начертано бе, / сего ради и мы ныне, якоже тогда иерархи Собора, немолчно «аксиос» тебе, архипастырю наш, вопием, / сотвори и нас яко словесныя овцы достойны быти пажити твоея.
О глубины богатства и премудрости Божия! / Изволися Духу Святому со иерархи / поставити тя, блаженне, Патриарха Церкве Российския, / да во дни испытания веры / свидетельствующи крепкое в ней стояние / и паству твою неврежденну / от наветов вражиих добре соблюдеши.
О неизреченныя любве и милосердия Божия! / святитель Тихон во главу Российския Церкве поставляется / и мнозии людие / добраго пастыря обретают, / и во ограде церковней соблюдаются.
Богородичен:
Радуются и ликуют людие российстии, Приснодево, / Введение Твое во храм празднующе, / и возведение святителя Тихона Патриархом Российским / в сей же день благодарно воспоминающе, / усердно взывают Ти: / О Владычице Державная, / молитвами святителя Тихона / Церковь и землю Российскую / от всех наветов вражиих спаси / и вся верныя в чертоги небесныя введи.
Кондак, глас 2:
Тихостию нрава украшен, / кротость и милосердие кающимся являяй, / во исповедании православныя веры и любве ко Господу / тверд и непреклонен пребыл еси, / святителю Христов Тихоне. / Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, / яже о Христе Иисусе, Господе нашем.
Песнь 7
Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие, / мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.
Плач, стенание и горе великое, / грядущия на Церковь Российскую предзрел еси, Первосвятителю, / обаче Христовою любовию укрепляем, / мужественно взывал еси: / благословен еси, Боже отец наших.
В лютую годину / первосвятительский жезл со страхом и трепетом прияв, блаженне, / Церковь Российскую яко корабль нерукотворный добре управил еси, / верныя же научил еси взывати: / благословен еси, Боже отец наших.
Пророку древнему Илии, / взыскующу не преклоньших колена пред Ваалом, / подражал еси первосвятителю, / да взыщеши, / яже не преклониша выю ловительству безбожных, / таже и падших из глубины греховныя воздвигнеши, / и верныя научиши в скорбных обстояниих / взывати Господу: / благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен:
Помощницу надежную имамы Тя, Богородице, / многажды бо в скорбных обстояниих / предстательство о людех российских / пред Сыном Твоим являла еси.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведного жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, / Тя превозносим во вся веки.
Во образ твоего усерднаго подражания / служению первосвятителей Московских, / в священныя одежды тех достойно облачен был еси, блаженне, / темже с ними о нас молися, да и мы достойны будем превозносити Господа во вся веки.
Жезл Первосвятителя Петра / со дерзновением приял еси, блаженне, / да образ власти предстоятеля в Церкви Российстей воставиши. / Мы же ведяще сицевую милость Божию к нам, / Господа превозносим во вся веки.
Грехом нашим умножившимся, / попусти Господь братоубийству / и междоусобным бранем в земли Российстей быти. /Ты же, святителю, / людей враждующих к покаянию и примирению призывал еси, / научая превозносити Христа во веки.
Богородичен:
В дому Твоем, Пречистая Дево, / храме Успения Твоего, / поставление блаженнаго Тихона в Первосвятителя Российскаго свершися. / Темже молитвы того, / яко вернаго избранника служителя Твоего, / к Богу вознеси и спаси души наша.
Песнь 9
Ирмос: Бога человеком невозможно видети / на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати, / Тобою же, Всечистая, явися человеком / Слово Воплощенно, / Егоже величающе, / с небесными вои Тя ублажаем.
Плачем и рыданием / земля Российская огласися, / кровь святых мученик и исповедник Христовых потоки по ней излияся, / храмы Божий осквернишася и попранию предашася. / Увы мне, Земле моя! / — взывал еси, святителю, / кое врачевание прилежит ти, / да всех сих избавишися.
Увы мне, людие российстии! — взывал еси, блаженне. / Господа забыхом, / в делех наших осуетихомся, / попечение же о души николиже имехом. / Ей, глаголю вам, / благоволения Божия не обрящем, / аще души наша слезами покаяния пред Господом не потщимся очистити.
В темнице томящуся ти, святителю, / о Церкве премного болезновал еси, / иерарси бо и священницы нецыи / на стезю Иуды предателя ступивше / и неправедно власть в Церкви восхитивше, / злохудожная деяния своя, яко обновления благая нарекоша; / и сим паству Российскую в смятение приведоша / и в нестроениих церковных тяжце повинни быша.
Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, / ни глад, ни нагота, / ниже беда, ни меч не возмогут разлучити верных чад Христовых от любве Его / — апостольски рекл еси, святителю.
Богородичен:
Кия похвалы возгласим Ти, Пречистая. / Киими словесы / величие Твое восславим, / яко Спаса родила еси душ наших.
Светилен, глас 1:
Первосвятителя Российскаго Тихона днесь прославим, / память его благочестно почитающе, / той бо, яко светильник пресветлый, просиял есть / и образом пресветлаго жития своего / ревностному служению Богу люди научает.
Слава, и ныне, Богородичен:
Радуйся, Богородице Дево, / Владычице Державная, / Светодавца Христа миру Рождшая; / радуйся, похвало всея вселенныя; / радуйся, Пречистая Мати Божия Благословенная.
На хвалитех стихиры, глас 4:
Вере в людех оскудевшей, / любви истощившейся, / надежди иссякнувшей, / попусти Господь / мор жесток, болезнь и глад на люди отечества нашего. / Ты же, святителю, / святыни Божия от поругания неверных защищая, / о страждущих болезновал еси / и к милосердию и жертве посильней / от щедрот своих для оных / всероссийскую паству призывал еси.
Словеса премудра / о еже не леты, но деяньми благими / полнота жития человеческаго пред Богом измеряется, / на тебе исполнишася святителю. / Темже душу добродетельми обогащену имея, / в Небесныя обители вселился еси, / идеже молишися о нас присно.
Внимайте убо себе, / людии российстии! / Пробави бо Господь ныне милость Свою нам: / потоки крови мученик иссякоша, / пленения от власти безбожных свободихомся, / попраннныя храмы Божий восставляются / — бежим всемерно приражения греховнаго, / да не паки гнев Божий наведем на ся, / и не будет нам последняя горша первыя.
Слава, глас 8:
Кровми святых мученик / Церковь Христова древле утвердися, / такожде и во дни твоя, святителю Тихоне, / во отечестве нашем яко потоцы водныя, / кровь святых мученик пролияся, / обаче смотрением Божиим / сия семенем явися, / из негоже прозябе благосеннолиственное древо Руси Православныя.
И ныне, Богородичен:
Пречистая Дево Мати, / благоволила еси святителю Тихону в день благовестия Ти Архангела Гавриила / поприще земнаго пути его скончати / и яко избранника Твоего в небесных чертозех вселити. / Темже, о Богомати, / молитвы святителя Тихона / о страждущей стране Российстей и людех ея / к Сыну Твоему и Богу вознеси / и спаси души наша.
Славословие великое и отпуст.
НА ЛИТУРГИИ
служба святительская
Православная молитва — Православная книга
Святейший Патриарх Тихон (19.01.1865 г. – 25.03.1925 г.) в труднейших условиях гонений сумел сохранить Церковь и веру в России, имел мужество выступать с прямыми обличениями безбожников невзирая на лица, публично осудил убийство Государя и его семьи, не побоялся даже направить в Совнарком 26.10.1918 г. послание, в котором укорял большевиков за совершенные злодеяния. Благодаря своей высокой нравственности и смелости Патриарх обладал огромным авторитетом среди верующих. Он претерпел арест и заточение в стенах Донского монастыря, незаслуженные обвинения и нападки, но никогда не оставлял заботу о своей пастве.
Святителя Тихона Московского просят исходатайствовать у Господа для молящихся решимость стяжать крепкую веру и благочестие, смелость в противостоянии безбожникам, лжецам и еретикам, смиренномудрие и стремление к познанию воли Божией, избавление от бед и скорбей, твердость в вере, терпение, великодушие и любовь. Святителю молятся также об избавлении нашей страны от неверия и смут, междоусобной брани, укреплении Православной Церкви, обращении заблуждающихся, о водворении в России мира, тишины, благочестия и любви, а также о возрождении нашего Отечества святым покаянием.
Молитва святителю Тихону,
патриарху Московскому и всея России
О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси: добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру Православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела есть в Божественнем смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицем лютых врагов Христовых истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и лести. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы переносити оныя напасти, возстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину, и благочестие, и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырьми, добрыми делательми, право правящими слово евангельской истины. Упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа Сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
День памяти Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом.
Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.
В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания.
14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков”. Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, моли Бога о нас!
Имя Тихон в православном календаре (Святцах)
Имя Тихон можно перевести с греческого, как «удачливый».
Святитель Тихон Задонский, дата памяти 26 августа, 1 августа
Святой, нареченный этим именем, которого чаще всего выбирают небесным покровителем при Крещении ребенка, — это епископ Воронежский святитель Тихон Задонский. Он появился на свет в 1724 году в Новгородской губернии. После смерти отца, его семье было настолько тяжело выживать, что родная мать готова была отдать Тимофея, так звали святителя в миру, соседу на воспитание. Но мальчик стал наниматься на работу к богатым землевладельцам, чтобы копать грядки. Так и выживали, добывая себе средства в основном на темный хлеб, которым они и питались.
В 13 лет его отдали в духовное училище, а в 1740-м году он поступает в Новгородскую семинарию. Учился он прилежно, вот почему было принято решение оставить его преподавателем в учебном заведении по греческому языку, а после поручить ему философию и риторику. Через четыре года, он примет постриг с именем Тихон. В 1759 году его возвели в сан архимандрита и перевели в Тверь, а после он стал ректором Тверской семинарии и настоятелем Отрача монастыря. Через два года хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги.
В 1763 году его переводят на Воронежскую кафедру. Очень много святитель Тихон уделял времени просвящению. Он написал целый ряд сочинений, таких как: «О таинстве Покаяния», «О седми Святых Тайнах», «Инструкция о совершении браков» и многие другие. Одним из его требований к священнослужителям было обязательное чтение Нового Завета. Много сил положил святитель Тихон Задонский, чтобы искоренить в Воронеже древний языческий праздник — почитания ярилы. Его трудами был обустроен миссионерский отдел, который занимался обращением раскольников в лоно Православной Церкви. В 1767 году из-за плохого состояния здоровья, он отправился на покой в Толшевский монастырь, рядом с Воронежем, а позже перебрался в Богородицкий мужской монастырь в городе Задонске. Он очень строго относился к своей духовной жизни, сам пел на клиросе, а позже со смирением оставил богослужение, т.к. не мог физически участвовать в их проведении. Он стоял в алтаре и накладывал на себя крестное знамение. Святитель Тихон знал наизусть Псалтирь. Всю свою пенсию, которая была положена святителю, он раздавал бедным и очень благосклонно относился к другим людям. За свои труды, он сподобился видения Божией Матери и апостолов. В 1783 году святитель мирно отошел ко Господу, зная заранее дату своей кончины. В 1861 году состоялось прославление святителя Тихона Задонского. |
Икона Святителя Тихона Задонского |
Святитель Тихон (Белавин) — патриарх Московский и всея РусиДаты памяти 8 февраля, 18 октября, 18 ноября, 7 апреля, 9 октября (Празднование 5 ноября установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 3 декабря 2007 года.) Еще один святой, о котором не можем не упомянуть, это святитель Тихон (Белавин) — патриарх Московский и всея Руси. В миру его звали Василием Ивановичем. Он родился в семье священника. Окончил духовную семинарию в Петербурге, получив звание «кандидат богословия», и вернулся обратно в Псков. В 1891 году был пострижен в монашество с именем Тихон. В 1917-ом году его избирают митрополитом Московским, а вскоре по жребию он стал Патриархом Московским и всея Руси. После революции, патриарх Тихон считал нужным не вступать в политические конфронтации, сохраняя церковь. В 1921 году он обратился к пастве с просьбой о помощи голодающим. Для этого нужно было отдать церковные ценности, не имеющие богослужебного значения. Но правительство расценило это, как саботажные действия. Патриарха арестовали и поместили под домашний арест. Но после того, как он заявил о лояльности к власти, его освободили. В 1924 году на Патриарха было совершено покушение. Скончался он в Донском монастыре. К лику святых причислен в 1989 году. |
Икона Святителя Тихона (Белавина) |
Православные святые с именем Тихон
Даты указаны по новому стилю.
- Тихон 27 мая
- Тихон (Никаноров), сщмч., архиепископ, Воронежский 8 февраля, 9 января
- Тихон (Кречков), сщмч., архим 8 февраля, 2 августа
- Тихон (Архангельский), сщмч., иерей 8 февраля, 17 октября
- Тихон (Белавин), патриарх, Московский и всея Руси 8 февраля, 18 октября, 18 ноября, 7 апреля, 9 октября (Празднование 5 ноября установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 3 декабря 2007 года.)
- Тихон Амафунтский, епископ 29 июня
- Тихон Бузов, прмч., архим 9 декабря
- Тихон Валаамский, прмч. 5 марта
- Тихон Задонский, епископ, Воронежский 26 августа, 1 августа
- Тихон Луховской, Костромской, прп 29 июня, 9 июля
- Тихон Медынский, Калужский, прп. 29 июня
- Тихон Соколовский, прп.17 июля
Тихон
Значение: «Судьба», «случай»
Происхождение: В Россию это имя пришло из Византии. Со словом «тихий» это имя не имеет ничего общего. Святым покровителем этого имени является Тихон Задонский, которого также называют святитель Тихон и Задонский чудотворец. Этот святой умер в 1783 году. Люди верили, что он помогает избавиться от различных тягостей, бед и невзгод, может творить чудеса, поэтому и назвали его — Задонский чудотворец.
Характер: Тиша — здоровый, спокойный, послушный ребенок, очень похож на мать. Рано начинает читать, питает пристрастие к приключенческой литературе, воображая себя то благородным разбойником, то разведчиком. Впрочем, приключений у этого мальчика, окруженного многочисленными друзьями-товарищами, хватает и в жизни.
Взрослый Тихон — самостоятельный, основательный мужчина. Он привык обдумывать свои действия и не поддаваться чувствам. Наиболее эмоциональные — «зимние» Тихоны, но их эмоции направлены на установление справедливости — так, как они ее понимают. К сожалению, в борьбе за правду они чаще терпят фиаско.
«Зимние» Тихоны добродушны, необидчивы, могут оценить шутку даже в их адрес. «Летние» Тихоны — большие оптимисты и жизнелюбы, им вообще незнакомо плохое настроение. Любят рыбалку — но не сам процесс, а то, что он может принести.
К тридцати годам у Тихона открывается талант изобретателя, но воплотить свои изобретения в жизнь ему удается с трудом.
Семейная жизнь у Тихона складывается удачно. Дом его открыт для гостей, сам же он наносить визиты не любит — тяжел на подъем. Некоторые Тихоны собирают лечебные травы и врачуют ими различные недуги.
Это гордые люди, не привыкшие никому навязывать своего общества.
Чем порадовать именинника?
Приготовьте вкусное праздничное блюдо, например, запечённую треску!
- Фоносемантика: Слово Тихон не обладает выраженными фоносемантическими характеристиками.
- Талисман: Луна
- Цвет: Белый
- Камень: Алмаз
- Знак зодиака: Имя подойдет Львам, Козерогам и Скорпионам
- Гармоничные отношения с обладателями имени: Анастасия, Галина, Елена, Ирина, Ядвига, Яна
- Придется потрудиться, строя отношения с обладателями имени: Наталья, Нина, Ольга, Софья, Юнона
- Именины: 9 января, 22 февраля, 4 марта, 7 апреля, 27 мая, 29 июня, 9 июля, 14 июля, 1 августа, 2 августа, 26 августа, 9 октября, 17 октября, 18 октября, 18 ноября, 9 декабря (почему столько дат?) У каждого человека могут быть всего одни именины в году, которые определяются днем его рождения. Ваши именины — это дата, которая приходится на сам день рождения или следует за ним.
Добавить комментарий