День сергия радонежского
Содержание
- 8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского
- Именины Сергея (День ангела Сергея) по православному календарю
- Календарь, когда по церковному календарю именины Сергея
- Преподобный Сергий Радонежский. Православный календарь на 18 июля
- День памяти преподобного Сергия Радонежского
- Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева
- Сергий Радонежский. Детство
- Сергий Радонежский. Чудо
- Сергий Радонежский. Ручной медведь
- Сергий Радонежский. Обитель
- Русь собралась
- Преподобный Сергий Радонежский. Кончина
8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского
8 октября Русская Православная Церковь вспоминает преставление одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился ок. 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать.
Этой встрече посвящена картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже подвизался его брат Стефан. Будучи склонным к пустынножительству, убедил Стефана удалиться в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.
Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Вокруг подвижника образовался монастырь, вскорости приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).
Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.
Преподобного Сергия очень уважал святитель Алексий Московский и даже желал видеть своим преемником, но Сергий отказался.
Преподобный Сергий пользовался также большим уважением князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к его советам, благословение на Куликовскую битву он получил именно от радонежского игумена. Кроме того, преподобный Сергий благословил пойти на битву двух своих иноков — Пересвета и Ослябу. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.
Преподобный Сергий преставился в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В 1919 году мощи были вскрыты большевиками и находились в музее до 1946 года, когда вновь были возвращены Церкви.
Именины Сергея (День ангела Сергея) по православному календарю
20 ноября 2019 в 10:10
Календарь, когда по церковному календарю именины Сергея
Святые с именем Сергей почитаются 60 раз.
- 3 января — Сергий Цветков, диакон, священномученик;
- 6 января — Сергий Мечёв, протоиерей, священномученик;
- 15 января — Сергий, мученик;
- 18 января — Сергий Лавров, протоиерей, священномученик;
- 27 января — Сергий Синайский, преподобномученик;
- 31 января — Сергий Лебедев, иерей, священномученик;
- 17 февраля — Сергий Соловьев, иерей, священномученик;
- 21 февраля — Сергий Любомудров, протоиерей, священномученик;
- 5 марта — Сергий Валаамский, преподобномученик;
- 7 марта — Сергий Белокуров, иерей, священномученик;
- 8 марта — Сергий Бородавкин, мученик;
- 11 марта — Сергий Воскресенский, иерей, священномученик;
- 22 марта — Сергий Лебедев, иерей, священномученик;
- 25 марта — Сергий Скворцов, иерей, священномученик;
- 2 апреля — Сергий Савваит, преподобномученик;
- 5 апреля — Сергий Сребрянский, архимандрит, исповедник;
- 14 апреля — Сергий Заварин, иерей, священномученик;
- 21 апреля — Сергий Родаковский, протоиерей, священномученик;
- 25 апреля — Сергий Крестников, преподобномученик;
- 7 мая — Сергий Архангельский, псаломщик, мученик;
- 8 мая — Сергий Рохлецов, протоиерей, священномученик;
- 10 мая — Сергий Мефодиев, мученик;
- 26 мая — Сергий Михомиров, мученик;
- 1 июня — Сергий Шухтомский Шухтовский, схимонах;
- 1 июля — Сергий Кротков, протоиерей, священномученик;
- 11 июля — Сергий, преподобный;
- 18 июля — Сергий Радонежский, игумен (Обретение честных мощей);
- 20 июля — Сергий Радонежский, игумен;
- 2 августа — Сергий Гортинский, иерей, священномученик;
- 8 августа — Сергий Стрельников, протоиерей, священномученик;
- 13 августа — Сергий Шеин, священномученик;
- 25 августа — Сергий, преподобномученик, послушник, Белогорского Свято-Николаевского монастыря;
- 10 сентября — Сергий Зайцев, архимандрит настоятель успенского зилантова м-ря, священномученик;
- 16 сентября — Сергий Феноменов, протоиерей, священномученик;
- 22 сентября — Сергий Уклонский, иерей, священномученик;
- 24 сентября — Сергий Валаамский, преподобный (Перенесение мощей);
- 29 сентября — Сергий Лосев, иерей, священномученик;
- 1 октября — Сергий Ведерников, мученик;
- 7 октября — Сергий Михайлов, мученик;
- 8 октября — Сергий Радонежский, преподобный (Преставление);
- 20 октября — Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, преподобный;
- 23 октября — Сергий Зографский, преподобномученик;
- 31 октября — Сергий Гусев, иерей, священномученик;
- 1 ноября — Сергий Покровский, протоиерей, священномученик;
- 3 ноября — Сергий Смирнов, иерей, священномученик;
- 13 ноября — Сергий Розанов, иерей, священномученик;
- 16 ноября — Сергий Станиславлев, протодиакон, священномученик;
- 20 ноября — Сергий Зверев, святитель, архиепископ елецкий, мелитопольский, священномученик;
- 27 ноября — Сергий Спасский, иерей, священномученик;
- 29 ноября — Сергий Малопинежский, преподобный;
- 2 декабря — Сергий Махаев, протоиерей, священномученик;
- 10 декабря — Сергий Аманов, иерей, священномученик;
- 11 декабря — Сергий Сребрянский, архимандрит, исповедник;
- 15 декабря — Сергий Фелицын, иерей, священномученик;
- 18 декабря — Сергий Правдолюбов, иерей, исповедник;
- 20 декабря — Сергий Голощапов, протоиерей, священномученик;
- 21 декабря — Сергий Орлов, иерей, священномученик;
- 23 декабря — Сергий Сорокин, иеромонах, преподобномученик;
- 30 декабря — Сергий Флоринский, протоиерей, священномученик;
- 31 декабря — Сергий Астахов, диакон, священномученик.
Характеристика именинника Сергея:
Из латинского языка – высокий, высокочтимый. Толкование несколько сомнительно. В церковной и торжественно-официальной речи прошлого произносилось как Сергий: Святой Сергий Радонежский, патриарх всея Руси Сергий. Символ личности – воспевающий жизнь. Основные черты характера, возбудимость, интуиция, интеллектуальность. Тотемное растение – пшеница, тотемное животное – соловей.
Какое интересное сочетание в имени Сергей чисто земного начала (пшеница) и небесного высокодуховного чувства (соловей). Естественно, что Сергей может не только выдвигать интересные идеи, но также и воплощать их в жизнь. Если и требуются помощники, то он их подбирает всегда сам! Жить с ним бывает очень трудно, так как неизвестно, какая из сторон его личности проявится в данный момент. Сергей всегда начинает дело просто великолепно, однако никогда не доводит его до конца. Возможно потому, что Сергей – личность сильновозбудимая, необыкновенно раздражительная, особенно в тех случаях, если кто-то не согласен с его точкой зрений.
Среди Сергеев очень много писателей, актеров, научных работников, а также руководителей всех уровней, которые способны охватить взором всю проблему в целом. Их привлекает работа, где необходимы творчество и талант перевоплощения. Сергей чрезвычайно чувствителен. Интуиция дает ему возможность оценить человека с первого взгляда.
Что касается его интеллекта, то он обладает одновременно синтетическим, а также аналитическим складом мышления. Это значительно расширяет его кругозор, особенно в решении очень сложных проблем. А возникают они у Сергея постоянно. Обычно он не решается выражать свои чувства, так как боится, что его поймут неправильно или же сочтут примитивным и смешным. Люди с таким типом характера, как у Сергея, уважают только то, что любят.
Здоровье у него хорошее, однако зависит оно полностью от его психического состояния. Слабые места в его организме – поясница, крестец, то есть позвоночник.
В сексуальной жизни Сергею несколько не хватает «гусарского шарма и вдохновения», а также мужской решительности – пока он размышляет, случай улетает. Это касается и работы, и любви. Сергей мечтает жить где-нибудь на побережье моря, в собственном доме, вдали от светской суеты, в кругу своей семьи. Поэтому Сергей не пытается любой ценой блистать в великосветском обществе. Он большой домосед. Ну а если все же соберется в дорогу, то двигаться он будет со скоростью верблюда, перед которым впереди простирается необъятная пустыня жизни.
Поздравление с именинами Сергея:
Не забывайте отмечать именины Сергея и поздравлять Сергея с днем ангела.
С Днём ангела тебя, Серёжа,
Мой милый, счастлив будь всегда.
Пусть будет каждый день погожим,
И новое несут года.
Пусть счастье наполняет душу,
И сердце от любви поёт.
Становится всё только лучше,
Удача пусть повсюду ждёт.
*****
День Ангела, который ты встречаешь,
Счастливой датой в жизнь твою войдет.
И все хорошее, о чем мечтаешь,
Пусть сбудется и пусть придет.
И счастья распахнутся двери,
И все, что будет прожито, — не зря.
Ты должен знать одно: в тебя, Сергей, мы верим!
И поздравляем с праздником тебя!
*****
Имя Сергей означает «высокий» и «ясный»…
И до чего же, мой друг, это имя прекрасно
и сущность твоей отражает души,
к высоте ты стремишься… Но только, смотри.
не спеши. Будь мудрым,Сергей,
и судьба твою мудрость оценит, поверь,
оберегая от дерзких ненужных потерь.
Преподобный Сергий Радонежский. Православный календарь на 18 июля
18 июля (5 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице (пятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Значимый праздник Русской Православной Церкви – день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Также сегодня совершается память ещё 8 святых и празднование в честь одной святыни.
***
Игумен Земли Русской: 18 июля – память преподобного Сергия Радонежского
Обретение честных мощей преподобного Сергия. Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют Игуменом Земли Русской, были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском, ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Аскет и молитвенник. Учитель сонма русских святых и наставник князей. Родоначальник монашества в Московской Руси и её духовный отец. Всё это – преподобный Сергий Радонежский, Игумен Земли Русской. Подвижник, чей вклад сегодня признаётся не только церковной, но и светской властью. Подробнее об этом великом подвижнике вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
***
Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближённых, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года. Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.
Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru
Как немецкая принцесса стала русской святой
Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после гибели своего супруга, великого князя Сергея Александровича, убитого в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
***
Преподобный Афанасий Афонский. Святой X века, уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путём изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Ещё при земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000-1001 годов от Рождества Христова.
Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru
Мученица Агния (Анна) Римская, дева. Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но, сражённый Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.
Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская. Эта святая страдалица, как и Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.
Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер. Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками. Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года.
***
Преподобный Агапит (Таубе), исповедник. Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушёл на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.
После Гражданской войны ушёл в Оптину пустынь, принял постриг и стал заведующим её библиотекой, а после закрытия обители – сотрудником музея Оптиной пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провёл немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в ссылке. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.
***
Икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» («Домостроительница»). Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века, который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.
Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
День памяти преподобного Сергия Радонежского
Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.
Преподобный Сергий: преобразование монашества
До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.
Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.
Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности
Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.
В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.
Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.
Основание Троице-Сергиева монастыря
Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес — безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник — он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.
Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери — стаи волков, медведи — приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.
Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.
Ученики Преподобного Сергия
Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник — основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».
Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия
Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия — преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них — иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего — икона «Святая Троица» — создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.
В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.
Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.
«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель — действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.
Святой Сергий Радонежский — образец истинного монаха
Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?
Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.
Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди — от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели — размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.
По материалам: журнала «Фома» и сайта www.foma.ru
Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева
Сергий Радонежский. Детство
По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.
Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского
Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда — Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.
Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.
И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.
Сергий Радонежский. Чудо
Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.
А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…») Бесы исчезли.
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».
Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.
Сергий Радонежский. Ручной медведь
Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Юность преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
Преподобный Сергий Радонежский: загадки и секреты жития
Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Был первым и на службах.
Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.
Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.
Сергий Радонежский. Обитель
Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей — лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах — масле и т. п.
В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали.
— Вот, — сказал преподобному инок от лица всех, — мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.
Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
Преподобный Сергий Радонежский: история почитания
— Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.
Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:
— Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.
Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.
Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.
Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост — беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные «отличия» его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте.
Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда «старичка» слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.
Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.
Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания — трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным — иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.
Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.
Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством — не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.
Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество — вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью — желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.
Преподобный Савва Сторожевский
Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.
В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он — исповедник братии. Савва Сторожевский, основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.
За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх — содержал в чистоте церковь, канонарх — вел «клиросное послушание» и хранил богослужебные книги.
Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время — простым ли людям, или князю.
Митрополиты Московские Петр и Алексий. Изображение на иконе
Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере — сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает князю.
Митрополит Алексий — из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два «заступника» и «покровителя» Москвы.
Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и «молитвенник», любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства — отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру — может быть, и отдохнуть с тихим человеком — от борьбы, волнений и политики.
Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити — все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,— восхождение.
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.
Время для Димитрия опасное.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?
Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.
Русь собралась
18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.
20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.
Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!
По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
Преподобный Сергий Радонежский. Кончина
Преп. Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 г.
Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.
Троице-Сергиева лавра. photosight.ru
Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на «Маковицу», оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.
Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
Добавить комментарий