Деревянные храмы севера
Содержание
- Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница»
- Вереница это
- Под нашей опекой:
- Миссия фонда
- География деятельности
- Направления деятельности
- Виды помощи
- Способы привлечения пожертвований
- Регистрационные данные:
- Истинно русские пейзажи: 30 фотографий
- Покосившиеся, но не сломленные
- Деревянные храмы Архангельской области сверху
Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница»
Наши волонтёрские отряды ведут противоаварийные работы на деревянных церквях, часовнях, ценных жилых домах.
Для реставрации нанимаются квалифицированные плотники. Мы действуем по благословлению православной церкви и сотрудничаем с местной властью. Нас консультируют лучшие специалисты — архитекторы, историки, строители.
Вереница это
восстановление деревянных церквей и старинных бытовых строений Русского Севера
исследование заброшенных храмов и деревень
волонтёрские отряды на Соловки
музей народного быта в деревне Гридинская под Вельском
учебная плотницкая мастерская в Москве
опека сельских северных библиотек
развивающие занятия с деревенскими ребятишками
помощь в организации деревенских праздников
беседы, песни и чаепития вечерами
друзья до Полярного круга
Мы изучаем народную северную культуру, создаем музей крестьянского быта, дружим с волонтёрскими организациями и профессиональными реставраторами, публикуем материалы о Русском Севере, занимаемся с деревенскими детьми и сельчанами, проводим лекции и каждое лето отправляемся на «наши» церкви.
Под нашей опекой:
церковь Николая Чудотворца 1790 года в деревне Гридинская Вельского района Архангельской области
церковь Владимирской иконы Божьей Матери 1755 года в деревне Меландово Холмогорского района Архангельской области
церковь Илии Пророка 1901 года в деревне Нюнежская Шенкурского района Архангельской области
часовня Смоленской иконы Божьей Матери 1875 года в деревне Верховье Онежского района Архангельской области
часовня Святого Духа 1901 года в деревне Осиновская Шенкурского района Архангельской области
часовня святого Власия 18-го века в деревне Никитинская Вожегодского района Вологодской области
часовня вмч. Георгия Победоносца конца 18-го века в деревне Зашондомье Плесецкого района Архангельской области
часовня Успения Пресвятой Богородицы 1815 года в Никитинской, Архангельская обл., Вельский район
часовня Сошествия Святого Духа, д. Осиновская Шенкурского района Архангельской области, конец 19 века
Миссия фонда
Помощь церковным приходам Русского Севера в сборе средств и призыве волонтёров, проведение противоаварийных работ на брошенных церквях в умерших деревнях в надежде, что жизнь вернётся
География деятельности
Архангельская, Вологодская области
Направления деятельности
Строительство, реконструкция и поддержка религиозных организаций, сохранение культурного и исторического наследия
Виды помощи
Материальная, информационная, организация и проведение мероприятий
Способы привлечения пожертвований
Сайт, социальные сети, проведение мероприятий (концертов, вечеров, благотворительных акций и т.д.), ящики пожертвований в общественных местах, личные обращения к частным донорам
Регистрационные данные:
Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница»
Дата регистрации: 07.11.2013
Истинно русские пейзажи:
30 фотографий
Величественные монастырские стены и сверкающие в свете вечернего солнца купола, — этот сюжет издавна был источником вдохновения для художников, поэтов и всех неравнодушных к красоте людей. Сегодня, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы представляем вам подборку из 30 фотографий.
Сергей Цвиров (участник Russian Photo Club)
Церковь Покрова на Нерли. Нeger (Roman) (35photo.ru)
Кенозерье, Карелия. «Кипрей отцветает…». MaksZ
«Золотое кольцо. Суздаль». Игорь Литвяк
«Покрова на Нерли…». Андрей Корочкин
«Церковь». Dmitry Piskovets
Деревня Матигоры Архангельской области. Александр Ермолин
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Александр Ермолин
«Воздушный храм». Игорь Матвеев
Густынский монастырь. Aleksandr Naumenko
Боголюбово. Michael Shmelev
Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. Сергей Демидов
Михали, Суздаль. Александр Гуткин
Утро. Свято-Троицкий храм. Евгений Тюрин
Храм Живоначальной Троицы в Останкине. Сергей Ершов
Свято-Успенский монастырь, Тверская область. Valery Pchelintsev
Соловецкий монастырь. Александр Бобрецов
Грузия, монастырь Цминда Самеба (Святая Троица). Sergiy Gutiev
Николо-Перервинский монастырь, Москва. Mikhail Bibichkov
Старая Ладога. Эдуард Гордеев
Спасо-Каменный монастырь. EVVA (500px.com)
Остров Кижи. Эдуард Гордеев
Кенозерье, Глазово. Даниил Коржонов
«Возвращайтесь домой…». Виктор Перякин
Владимирская область, Россия. Денис Сорокин
День Святой Троицы. Максим Евдокимов
Ноябрьское утро. Станислав Саламанов
Село Дунилово Ивановской области. Сергей Ершов
Унимерь, Ярославская область. Денис Сорокин
Дерево – характерная часть российского архитектурного наследия, в особенности в исторических деревнях севера России. Более тысячи лет, вплоть до 18-го века, всё строилось из древесины, включая дома, сараи, мельницы, княжеские дворцы и, конечно же, сотни церквей. Начиная с простых куполообразных структур, деревянная архитектура Руси достигла такого прекрасного развития, что некоторые из этих религиозных комплексов становились представителями великолепия на Земле. Плотники, работавшие без молотков и гвоздей, построили такие странные сооружения, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) с 25 главами (построена в 1708 году, сожжена в 1963 году) и восьмериковую ярусную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 году), которые существуют до сих пор.
Ни одна из ранних деревянных церквей не дожила до сегодняшних дней, но некоторые из поразительных соборов, построенных в начале 18-го века, пережили множество передряг – начиная с суровых зим, до гонений церкви во времена советского коммунизма. На протяжении почти ста лет великолепные церкви сжигались, гнили или были разграблены. Остальные остаются в плохом состоянии и забытье.
Когда знаменитый художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин путешествовал по северу России, он наткнулся на деревянные церкви и сразу влюбился в них. Благодаря фотографиям, сделанным Билибиным, об ужасном состоянии деревянных церквей узнало много людей, и при помощи совместных усилий и вырученных на продаже открыток денег, было восстановлено несколько 300-летних церквей.
Спустя сто лет другой фотограф, Ричард Дэйвис (Richard Davies), воссоздал путь Билибина по северу России и создал ещё одну серию великолепных фотографий этих красивых церквей.
Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) — бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1531 году. Он был доставлен в музей под открытым небом Vitroslavlitsy из села Передки, Боровичский района.
Разрушенная Санкт Елисей церковь на севере России
Церковь Преображения в Пермском крае
Погост Кижи (т.е. корпуса Кижи) находится на одном из многочисленных островов в Онежском озере, в Карелии. Она включает в себя два красивых деревянных церквей 18-го века и восьмиугольную колокольню, также из дерева, который был построен в 1862 году.
Церковь Святого Георгия из деревни Вершины, Верхняя Тоймы района 1672, переехал в Малые Корелы Государственного музея деревянного зодчества.
Церковь Св. Николы в Великом Новгороде
Церковь Богоматери
Церковь Всех Святых на первом Сибирском просиявших в Сургуте был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянное строение без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построил первую церковь.
Церковь Воскресения из села Potakino перестроен в Суздале. Эта церковь была создана в 1776 году и, в частности, стоит посетить, чтобы увидеть колокольню, которая включена в самой церкви, а также рамки свалили журналов-старом традиционном способу защиты стены от дождя.
Церковь Воскресения Христова
Церковь в Суздале
Суздаль, город и административный центр Суздальского района Владимирской области, является домом для не менее 4 эффектных деревянных церквей, построенных между 13-м веке в 18 веке.
Покосившиеся, но не сломленные
Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в.
Русский Север пока еще хранит памятники деревянного зодчества удивительной простоты и гармонии. В Карелии, Вологодской и Архангельской областях можно встретить храмы и часовни – шедевры мировой народной архитектуры. Ее расцвет пришелся на XVII век. Закат вот-вот случится…
Спасать, пока не поздно
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве. Экспозиция «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни. Куратор выставки Мария Уткина рассказывает о том, как их спасают. На фотографиях уникальные колокольни, купола, главы, барабаны и бочки, обшитые лемехом. Простая отделка и незамысловатый «холодный» «проект» показывают, что русский мужик строил основательно и со вкусом.
Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни
О таком уровне мастерства даже напишут в советские годы: «Развитие храмовой архитектуры главным образом зависит от талантливых зодчих, существенно понимающих задачи, стоящие перед ними»1.
Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в.
Но большинство храмов и часовен, которым по 200 и даже больше лет, сегодня памятниками не считаются! Их не охраняет государство, они спокойно догнивают свой век в непроходимых лесах и заброшенных деревнях. До некоторых летом можно добраться только по воде, зимой – на снегоходе. Только в Карелии, Архангельской и Вологодской областях обнаружено 700 памятников. Эти данные озвучивают волонтеры проекта «Общее дело».
– Эти данные не окончательны, – говорит координатор проекта Виктор Константинов. – Куда-то мы еще просто не доехали.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек
В советские годы для сохранившегося деревянного наследия были трудные времена. В худшем случае храмы сжигали, ломали, в лучшем – сносили кресты, а помещения использовали под склады.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек.
Деревня Унежма. Храм святителя Николая (1826 г.)
Интересуюсь у Марии Уткиной, как возникла идея спасать деревянные храмы Русского Севера.
– Меня возили по деревням в детстве. И я росла еще среди деревянных срубов. Может, это повлияло. А вообще, мне кажется, что каждый человек, который видит деревянные храмы, не может не поразиться… Когда дерево сереет, оно приобретает потрясающую, удивительную красоту цвета.
– Сколько организаций занимается восстановлением деревянных храмов?
– Мы пропагандируем волонтерские проекты «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера». Они помогают проводить консервационные работы деревянных храмов и часовен до их реставрации.
– А что вас, как молодого архитектора, поражает в этих храмах?
– Меня поразило главное – пропорции. И то, что каждый храм стоит в идеальном для него месте. Я имею в виду ландшафт. Очень хорошо сливается с природой, и опять же – удивительные пропорции! Я никогда не видела такой высоты срубы. Некоторые деревянные храмы по 32 метра, по 40…
Специалист по истории русской архитектуры, доцент Высшей школы экономики Л.К. Масиель Санчес полагает, что русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам.
Храм Владимирской иконы Божией Матери. 1757 г. Архангельская область, Онежский район, Жеребцова Гора, деревня Подпорожье
Как раз останавливаемся у цветной фотографии храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье.
– Это самый-самый прекрасный храм. Он производит огромное впечатление. Ты к нему подходишь и видишь: какая огромная махина. Этот карниз очень широкий, он похож на итальянский классический карниз. И с разнообразной резьбой. А внутри – небеса, которые сохранились, еле-еле держатся, но пока еще держатся, – рассказывает Мария Уткина.
– Чтобы этот храм восстановить, сколько нужно денег?
– Мы посчитали: нужно 50 миллионов. Это чтобы восстановить его полностью. Он огромный. 32 метра в высоту. Потрясающий, удивительный храм.
Об ударе русского мужика
Основа русского деревянного храма – бревенчатый сруб. Многообразие типов русских церквей объясняется комбинацией различного количества срубов с разными типами завершений2.
Для Русского Севера характерны ансамбли: холодный летний храм и теплый зимний. Первый, как правило, большего размера. Замечательный памятник мирового деревянного зодчества, дошедший до нас только на дореволюционных снимках, – Великодворский погост в Юроме Архангельской области. На фотографии церкви архангела Михаила и пророка Божия Илии. Первая построена в 1685 году, вторая – в 1729-м.
Великодворский погост в Юроме Архангельской области
Но каким-то чудом мы можем увидеть еще сохранившиеся настоящие шедевры вживую. Не случайно Русский Север признан самым большим и уникальным заповедником народного творчества.
Деревянное зодчество на Руси настоящий подъем переживает в XVII веке. Живой строительный материал был, что называется, под рукой. Филигранность работы и сегодня поражает искусствоведов.
Часовня пророка Божия Илии. XIX в. Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень Калитинка и Большая Кондратовская
Архангельская область, Каргополье. Здесь реставраторов удивило полное отсутствие засечек от топора на бревнах. Это значит, что у плотника на работу с бревном была всего лишь одна попытка, а значит – один удар! Нет засечек – бревно будет служить столетия!
Внешнее декоративное убранство храмов северяне свели к минимуму. Постепенно формы усложнились, но дошедшие до нас образцы построек до сих пор сохраняют строгость общего облика.
Не могу не спросить:
– Мария, объясните мне, как архитектор, почему всё так просто?
Здесь эстетика особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное
– Это особое видение красоты. Я думаю, что эстетика такая, любовь к красоте, любовь к эстетике особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное. Я помню, была служба в деревянном храме. Совершенно по-другому ты всё ощущаешь. Там всё гораздо проще. Можно сравнить с какими-то греческими храмами. Там нет акустики. Абсолютно домашнее богослужение. И в этом есть огромная глубина. Дерево – это материал, который не просто отражает звук, как камень.
Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца, 1636 г.
Спасти редкие и уникальные храмы и часовни еще можно. Но усилий одних волонтеров недостаточно. Хотя о некоторых примерах стоит сказать особо.
Архангельская область, ансамбль Ворзогорского погоста. На цветной фотографии храм с пятью куполами.
Руководитель проекта «Общее дело» священник Алексий Яковлев со своей матушкой каждый месяц откладывали 10% от своей зарплаты. Чтобы установить три главки с крестами. Они поставили три купола своими силами.
Братская помощь
Судьба исчезающего русского деревянного зодчества волнует и иностранцев. Нет, это не туристы, которые ежегодно тысячами приезжают посмотреть знаменитые и уникальные Кижи. Англичанин Ричард Дэвис и американец Уильям Крафт Брумфилд давно увлечены русской архитектурой. И ценят они не признанные памятники, а никому не известные часовенки и покосившиеся стены русских храмов.
– Надо всё это сохранить. Часто деревянные храмы находятся в заброшенных селах, в деревнях, в глуши. Но специалисты и волонтеры стараются сохранять это великое наследие. История этих храмов – это история русского народа. Особенно на севере, – рассказывает американец Уильям Брумфилд – признанный специалист по истории русского зодчества.
Он родился на юге США. В 1970 году собрался посетить СССР. Для этого путешествия купил фотоаппарат. Уже в России, в ходе поездок по древним городам и селам, у него обнаружится талант фотографа и… любовь к русской деревянной архитектуре.
Англичанин Ричард Девис тоже фотографирует. Работы под названием «Wooden Churches. Travelling in the Russian North 100 years after Bilibin» он выкладывает на своем сайте. С Марией мы подходим к очередной фотографии.
– Это село Турчасово в Архангельской области. Литургия здесь служится несколько раз в году. Для этой церкви Ричард Девис купил колокола.
– Сколько они стоили? – спрашиваю.
Храм Преображения Господня. 1786 г. Архангельская область, Онежский район, деревня Турчасово
Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
– Пять тысяч евро. Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
Память, которую в первую очередь неплохо бы беречь русским, хранят люди, которые и не родились в России. А ведь именно деревянное зодчество во многом определило внешний вид будущих каменных храмов. Перенесение принципов деревянного строительства в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи3.
Помочь может каждый
Работа по восстановлению часовен и церквей требует колоссального терпения. Реальную угрозу для них представляют не только погода и безразличие людей, но и птицы. Они любят гнездиться под крышами. В результате практически в каждой часовне образуется несколько слоев птичьего помета. Разгребать его приходится волонтерам.
– За многие годы ребята вынесли несколько тонн птичьего помета, – рассказывает Мария.
Павловский Бор. Часовня митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в.
Павловский Бор. Часовня митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в. после консервации
Помочь в восстановлении еще не утраченных святынь может каждый. Для этого даже необязательно жертвовать деньги. Можно найти время и связаться с волонтерами любой из организации: «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера».
Не остался в стороне и известный музыкант Петр Налич, который родился в семье архитекторов. Петр Андреевич записал обращение на YouTube для тех, кому не безразличны наша история, наша культура и наша вера.
Иностранцы готовы платить огромные деньги, чтобы хоть как-то сохранить и украсить то, что нам досталось от предков. Волонтеры планируют маршруты и собирают целые экспедиции, чтобы поставить леса, настелить полы, отреставрировать купола, стены, крыши или хотя бы просто подмести и прибраться. Этих часовен и храмов, повторюсь, в Карелии, Архангельской и Вологодской областях осталось не более 700. И некоторым недолго еще стоять под открытым небом. Если мы не поймем, что это наше общее дело, мы утратим что-то важное. Пока есть время, нужно торопиться.
Пияла. Часовня на кладбище
Деревянные храмы Архангельской области сверху
В этот светлый и теплый праздничный день продолжаю с вами путешествовать по храмам Архангелськой области. Сегодня небольшая подборка фотографий храмов «с высоты неба», сделанных во время последней экспедиции вдоль реки Онеги.
Дата фотографий: 6-8 марта 2018 года.
Собор Успения Пресвятой Богородицы — главный храм Александро-Ошевенского монастыря. В этом большом двухэтажном храме 1709 года шесть приделов и колокольня. В конце 1980-х в Ошевенск приезжали реставраторы, разобрали на храме текущую крышу, но уехали и оставили храм погибать без крыши вообще.
Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1665 году и является классическим образцом шатрового зодчества — «восьмерика на четверике». Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо».
Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. От ансамбля Турчасовского «города» осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.
Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. Колокольня в Турчасово (1793 год) традиционна для нижней Онеги. Она отличается только очень большими размерами и простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.
Сырья. Церковь Николая Чудотворца. 1866-67 гг. повторяет формы прежней обветшавшей церкви 1667 года (есть упоминание, что купольное завершение со шпилем установлено взамен шатрового), и построена на ее месте в память существовавшего здесь монастыря.
Пияла. До недавнего времени комплекс представлял собой типичный для бассейна Онеги, так называемый «тройник», состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. С утратой Климентовской церкви сохранившиеся сооружения погоста в значительной степени потеряли логическую композиционную взаимосвязь, столь характерную для подобных ансамблей деревянного зодчества Севера. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа «восьмерик на четверике», шатровая Вознесенская церковь. Она видна из любой точки села и ее шатер служит своеобразным ориентиром при движении по реке на лодке. Климентовская церковь, сгоревшая в 1967 году, располагалась в нескольких метрах на северо-восток, а двухъярусная, шестигранная в плане колокольня отодвинута на северо-запад ближе к реке. Подобный принцип размещения построек типичен для целого ряда аналогичных комплексов Каргополья XVII-XVIII веков.
Пияла. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями.
Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня (1853 год). Церковь находится на западной окраине деревни Поле на холме на южном берегу реки Кодина, правого притока Онеги. Состоит из четырёх основных срубов, рубленых «в обло» из брёвен диаметром 25—30 см, стоит на земле. Основной сруб церкви представляет собой двусветный четверик размерами 8,4×8,8 м, перекрытый кубоватой тёсовой кровлей с двумя поставленными друг на друга восьмериками в центре, поддерживающими шею и главку (последние не сохранились, восстановлены после 1990 года). Остальные три сруба — пятигранный алтарь, трапезная и притвор, над которым поставлена колокольня.
Подпорожье (Медведевская, Жеребцова Гора). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества.
Лявля. Церковь Николая Чудотворца. Наиболее древняя из шатровых храмов – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. дДревний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы». К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены «в реж» (с просветами), так же «в реж» рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены «полицы», которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом. Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения «полиц». Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.
Добавить комментарий