Донской монастырь в Москве
Содержание
- Донской монастырь
- История
- Архитектурный ансамбль
- Малый собор Донской иконы Божией Матери
- Большой собор Донского монастыря
- Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери
- Храм праведников Захарии и Елисаветы
- Храм преподобного Александра Свирского
- Храм преподобного Иоанна Лествичника
- Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины
- Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской
- Храм Георгия Победоносца
- Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского
- Церковь Михаила Архангела
- Некрополь
- Служители монастыря
- Примечания
- Литература
- Москва. Донской монастырь.
- Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
- Две иконы
- Некрополь
- Святой узник
- Монастырь в городе
- Донской монастырь, Москва: отзывы
- Святыни
- Донская икона Пресвятой Богородицы. История
- Донской монастырь в Москве
- Иконы Донской Богородицы
Донской монастырь
Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве. Был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь получил статус ставропигиального (то есть находящегося в прямом ведении Святейшего синода) в 1745 году и был первоклассным, одним из 6-и ставропигиальных обителей в Российской империи перед революцией.
Как и все монастыри на подконтрольной большевикам территории России, был формально закрыт в 1918 году, но явочным порядком продолжал действовать до конца 1920-х. Возрождён в 1991 году.
История
XVI—XVII века
Донская икона Божией Матери работы Феофан Грека. Государственная Третьяковская галерея, 1390-е годы
Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву.
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений.
В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени:
Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии.
С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю. В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность.
Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны. Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарёв, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие.
XVIII—XIX века
Донской монастырь в 1883 году Монастырская ограда, 2013 годЗападные ворота и Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2013 год
В течение XVIII века сформировался архитектурный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини, в 1749-м — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы. Её устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия. В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обители пожалован статус ставропигиального монастыря. В 1747 году сюда предполагалось из Заиконоспасского монастыря в Китай-городе перевести Славяно-греко-латинскую академию, но это не произошло.
В 1771 году во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь дальнейшего распространения эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе.
В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами. В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей.
Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.
В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам.
XX—XXI века
В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927 году его преобразовали в крематорий.
В 1918 году монастырь, как и многие другие религиозные учреждения на подконтрольной Советскому правительству территории, был формально закрыт властями, но де-факто продолжал действовать в условиях когда Российская церковь принципиально не признавала и игнорировала распряжения и «узаконения» Совета народных комиссаров. С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом патриарх Московский и всея России Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.
К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.
В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936 в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущёвских гонений храм было предложено закрыть, однако его удалось отстоять, объединив с приходом близлежащего храма Ризположения на Донской; богослужения совершались по двунадесятым праздникам, на престольный праздник, в дни Великого поста, а также в памятные дни служились заупокойные службы по патриарху Тихону. Также в Малом соборе с 1946 года совершается мироварение.
Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-х годах, 2008 год
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор. В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского.
В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми постройками. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.
В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века.
- Горельефы снесённого храма Христа Спасителя, 2011
-
Мелхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор Александр Логановский
-
Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор Александр Логановский
-
Воин Георгий. Скульптор Николай Рамазанов
-
Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор Александр Логановский
-
Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями. Скульптор Александр Логановский
Архитектурный ансамбль
Малый собор, 2011 год Большой собор, 2008 год Храм Иоанна Лествичника, 2010 год Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2009 год Церковь Иоанна Златоуста, 2011 год
Малый собор Донской иконы Божией Матери
Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон.
Большой собор Донского монастыря
Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам. В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени.
Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.
Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия.
Освящён 18 августа 1991 года.
Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери
Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, её архитектором был Иван Зарудный. Выполненная в стиле московское барокко, она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой.
Храм праведников Захарии и Елисаветы
Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря.
В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря.
Храм преподобного Александра Свирского
Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.
Храм преподобного Иоанна Лествичника
Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас.
Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины
Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры.
Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской
Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова.
Храм Георгия Победоносца
Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески. Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.
Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского.
Церковь Михаила Архангела
Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов.
Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой.
Часовня-усыпальница Левченко построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.
-
Иконостас Большого собора, 2010 год
-
Иконостас церкви Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, 1890 год
-
Храм Святителя Тихона, 2010 год
-
Храм Михаила Архангела, 2010 год
-
Мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь, 2010 год
Некрополь
Похороны Александра Солженицына, 2008 год Основная статья: Некрополь Донского монастыря
Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.
К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения.
В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.
-
Грузинские царские могилы, 1913 год
-
Могила Авдотьи Семёновны Бове, 2013 год
-
Надгробие Матвея Дмитриева-Мамонова, 2013 год
-
Могила Платона Голубкова, 2013 год
-
Могила Василия Иловайского, 2013 год
Служители монастыря
Список настоятелей Архимандриты
- архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
- архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
- архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
- архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
- архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
- архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
- архимандрит Варлаам (Лещёвский) (ум. в 1774)
- архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
- архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
- архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
- архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
- архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
- архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
- архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
- архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
- архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
- архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
- архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
- архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
- архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
- архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
- архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
- архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
- епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
- Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
- Никон (Пурлевский) (1918—1920)
- архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
Наместники
- архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
- епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
- епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
- епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)
> См. также
- Донская слобода
Примечания
- 1 2 Погосбекян, 1988, с. 5.
- 1 2 3 Донской монастырь. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
- Вострышев, 2012.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мудрова, 2010.
- 1 2 Донской монастырь. Узнай Москву. Дата обращения 19 июля 2018.
- Каршилов, 2012, с. 23.
- Никон, 2014, с. 4—5.
- Владимирова, 2012, с. 25.
- Каршилов, 2012, с. 46.
- 1 2 Паламарчук, 1992, с. 244—251.
- Кириллова, 2008.
- История
- Погосбекян, 1988, с. 8.
- Никон, 2014, с. 6.
- Кириллова, 2016, с. 35—50.
- Каршилов, 2012, с. 31.
- Донской монастырь. Moscow.org. Дата обращения 19 июля 2018.
- Каршилов, 2012, с. 32.
- Протоиерей Владислав Цыпин. ДЕКРЕТ «ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ». Православие.Ru, 5 февраля 2018.
- Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
- Постернак, 2005, с. 114—132.
- Владимирова, 2012, с. 26.
- Домбровский, 2007, с. 10.
- Чин мироварения
- http://monasterium.ru/publikatsii/stati/obitel-krepost-nekropol-muzey/
- Каршилов, 2012, с. 85.
- Домбровский, 2007, с. 11.
- 1 2 Донской ставропигиальный мужской монастырь. Patriarchia.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
- Обитель строгого режима. Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием. Независимая газета (18 августа 2004). Дата обращения 29 июля 2018. Архивировано 4 июня 2012 года.
- Исторический очерк, 1997, с. 15—16.
- Паламарчук, 1992, с. 251—253.
- Погосбекян, 1988, с. 6.
- Каршилов, 2012, с. 43.
- Домбровский, 2007, с. 87.
- Божутина Т. Д. Сретенский храм Донского монастыря и формирование некрополя грузинских деятелей в Донском монастыре // Россия — Грузия. Диалог культур: Сб. ст. по мат-лам конф. 2013 года и науч. чтений 2014 года, посв. памяти Давида Ильича Арсенишвили. — М.: Музей им. Андрея Рублева, 2015. — (Труды ЦМиАР; т. XI). — С. 143—146. — ISBN 978-5-906538-03-1.
- Никон, 2014, с. 8—10.
- Каршилов, 2012, с. 47.
- Паламарчук, 1992, с. 253—255.
- Домбровский, 2007, с. 21.
- Погосбекян, 1988, с. 7.
- Сорок Сороков АО «Книга и бизнес», 1992
- Погосбекян, 1988, с. 9.
- Никон, 2014, с. 15.
- 1 2 Никон, 2014, с. 16.
- Никон, 2014, с. 19.
- Никон, 2014, с. 20.
- Паламарчук, 1992, с. 257—260.
- Никон, 2014, с. 21.
- 1 2 Паламарчук, 1992, с. 257—261.
- Никон, 2014, с. 23.
- Никон, 2014, с. 22.
- Домбровский, 2007, с. 15.
- Никон, 2014, с. 18—19.
- Никон, 2014, с. 24.
- Погосбекян, 1988, с. 12—13.
- Церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина. Patriarchia.ru (3 октября 2005). Дата обращения 29 июля 2018.
- На могиле генерала Каппеля в Донском монастыре установлен крест. Patriarchia.ru (2007-09-0). Дата обращения 29 июля 2018.
- Александр Солженицын похоронен на кладбище Донского монастыря. Православие.ru. Дата обращения 6 августа 2008.
- Исидор (Борисов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
> Ссылки
- Донской монастырь и их некрополь // Zakhar Artemiev. 2 января 2020 г.
Литература
- Аренкова Ю., Мехова Г. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.
- Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
- Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
- Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
- Домбровский И. Некрополь Донского монастыря. — М.: Минувшее, 2007. — 266 с.
- Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
- Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
- Кириллова Г. Сторож-монастырь и его тайны // Московская перспектива. — 2008. — № 62.
- Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
- Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
- Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
- Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
- Сорок Сороков. Кремль и монастыри / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.
VIAF: 150937709 · WorldCat VIAF: 150937709
|
||||||||
|
||||||||
|
Москва. Донской монастырь.
В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен.
4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости.
В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова.
Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь.
С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и… члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!
Один из самых трагических моментов «Чумного бунта» 1771 года — убийство московского митрополита Амвросия — тоже связан с Донским монастырем. Обезумевшая толпа, которую пытался успокоить владыка Амвросий, растерзала его. Невинно убиенный был похоронен в Малом соборе.
Монастырь был центром духовной жизни русского государства. Здесь останавливались киевские ученые монахи, вызванные в XVII веке в Москву для устройства школы, сюда приезжали креститься мордовские мурзы. Большую роль сыграл Донской монастырь в укреплении связей России с Грузией, когда в конце XVII века игуменом стал митрополит Лаврентий, глава имеретинской православной церкви.
Широко известен некрополь Донского монастыря, где похоронены известнейшие представители русской культуры, общественные деятели. Среди архитекторов, строивших монастырь, и скульпторов, создававших надгробия некрополя — Федор Конь и Доменико Трезини, И. Мартос, И. Витали, В. Демут-Малиновский…
Но, пожалуй, самое главное в жизни Донского монастыря связано с именем святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, избранного на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля 18 ноября 1917 года.
ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ!
Кажется, что за эти высокие, мощные стены не проникает суета повседневности. Всего несколько минут ходьбы до шумного, грохочущего машинами Ленинского проспекта — а такая тишина. Старые липовые аллеи, строгое кладбище среди черных стволов деревьев, уютный яблоневый сад около настоятельского корпуса — здесь царят мир и покой.
Донской монастырь сохранился, пройдя через все ураганы времени. Чего только ни пришлось пережить монастырю. В его братских кельях были устроены квартиры, даже в башнях стен поселили жильцов. На территории устроили автобазу, а в конце восьмидесятых прямо по некрополю копал траншею трактор «Беларусь»… Но Донской не только стоял сам — собирал в своих стенах то, что оставалось от разрушенных церквей, сберегал их фрагменты. Если бы не монастырь, где довелось бы увидеть современникам прекрасные горельефы взорванного храма Христа Спасителя? А они — вот, стоят, безмолвные, напоминанием о поруганной вере, укором и назиданием нам и надеждой на будущее возрождение.
Говорят, власти, пытаясь разрешить «квартирный вопрос», решили было заселить и Малый Донской собор. Но, придя туда, услышали в пустом храме голоса, церковное пение — и отступили, испугавшись. Малый Донской собор… Это, пожалуй, самое благодатное место в монастыре. В нем даже воздух особенный, пропитан ни с чем не сравнимым ароматом. Здесь находится мироварня. Их в России считанные единицы. Рассказывают, что во многом ради мироварни и открыли храм еще в сталинские времена. Миро тогда варили раз в три года. Сейчас — гораздо чаще.
Варят миро на Страстной седмице, три дня. Задолго до этого готовят все необходимое: травы, пряности, эфирные масла — десятки компонентов, основа которых оливковое масло. В Великий Понедельник в Донской приезжает Патриарх, начинается молебен. После него сам Святейший зажигает дрова в печи под котлом. Специальными палками-веслами помешивают его содержимое. Священнослужители, сменяя друг друга каждые два часа, читают Евангелие. Вечером печь гасят, но огонь сохраняют, зажигая от него на ночь лампады. А утром разжигают печь вновь. В Великую Среду котел остывает, в него добавляют розовое масло, другие компоненты и разливают миро по сосудам. Его освятит Патриарх, и оно отправится по всем епархиям Российским и заграницу. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание. Прихожане, присутствующие при мироварении хоть раз, не забудут его никогда.
Связано с Малым собором и еще одно событие: здесь произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года Патриарх Тихон почил. День и ночь четверо суток служили панихиду над телом усопшего, непрерывным потоком шел в Донской монастырь народ. Около миллиона человек пришли проститься со Святейшим. В Вербное Воскресенье хоронила Православная Российская церковь своего Патриарха. Богослужение длилось больше восьми часов. Отпевание совершали 63 архирея (пятеро из них — митрополиты), около 400 священослужителей. Тело святителя опустили в могилу, приготовленную в Малом Донском соборе, куда допущены были лишь несколько архиреев.
А спустя два года монастырь был закрыт. Судьба мощей Святейшего Тихона оказалась в руках тех, кто так его ненавидел. Можно было не сомневаться: большевики постараются уничтожить даже останки «врага советской власти». И появились свидетельства, что так оно и случилось. Одни говорили, что тело Патриарха было сожжено в крематории, другие — что святитель Тихон был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи — что тело его осталось в Донском монастыре. Судьба святых мощей казалась трагичной.
В мае 1991 года монашеская жизнь в Донском была возобновлена. Началась реставрация. Братия монастыря трудилась, не покладая рук: покрывали медью купола Большого собора, восстанавливали его внутри и снаружи, перестилали крыши корпусов.
Сделали ремонт и в Малом соборе.
Это случилось 18 ноября, спустя две недели после окончания ремонта. Жизнь монастыря шла обычным порядком. Ничто не предвещало беды. И вдруг, тревога. Пожарные у ворот Донского: «У вас горит?». «Что горит?» — удивились в монастыре. И увидели пламя, вырывавшееся из Малого собора.
Никто в монастыре не заметил, не услышал, как все произошло. Какие-то злоумышленники, проникнув в монастырь, разбили окно в соборе, бросили внутрь него бомбу с зажигательной смесью. Начался страшный пожар. Огонь был так силен, что оплавились даже паникадила, храм выгорел почти весь в считанные минуты.
Спасло его чудо: именно в момент взрыва выглянула из своего окна прихожанка, увидела огонь и тут же вызвала пожарных. Они приехали сразу. Но удивительное этим не ограничилось. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными иконами, перед которой полыхал огонь, осталась абсолютно невредимой. «Как это могло произойти?» — недоумевали специалисты. Почему пламя остановилось? Иеромонахи объяснили, что Господь вразумил их накануне поставить Святые Дары в дарохранительнице на престоле, поэтому невидимая стена и преградила путь пожару. Пожарники лишь недоверчиво качали головами, но другого объяснения найти не могли.
Ремонт пришлось начинать заново. Приступив к восстановлению храма, монахи, с благословения Патриарха Алексия II, занялись поиском мощей святителя Тихона. Руководил раскопками известный ученый С. А. Беляев. Под мраморным обгоревшим надгробием оказалась плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Глубже был обнаружен каменный свод склепа. Воодушевленные находкой, участники раскопок забыли об отдыхе, работали без перерыва несколько часов, и, наконец, расчистили склеп. Вынув несколько камней, протиснули в него зажженную свечу и заглянули внутрь. Склеп был пуст. Лишь камни и пыльная паутина. Потрясенные, участники раскопок остановились. Потом, ни на что особо не надеясь, решили поискать у торцов склепа. И обнаружили: это вовсе не склеп, а часть калориферной отопительной системы! Так в свое время отапливались многие русские храмы: внизу ставили печь, а горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.
Появилась надежда: если бы кто-то, действительно, разорил могилу, вряд ли стал так тщательно восстанавливать калорифер. Через два дня напряженной работы, около 12 часов ночи 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп Патриарха: мощное, покрытое огромной плитой из каменных глыб, сооружение. Оно надежно защищало могилу от возможного надругательства. Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу Святейшего.
— Трудно передать то » чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы, — рассказывал иеромонах Тихон (Шевкунов). — Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки.
Ночную тишину Донского монастыря огласил колокольный праздничный звон, как на Пасху. Чудесное обретение мощей состоялось. Пролежав во влажном склепе 67 лет, они сохранились почти полностью. Между тем, одна из панагий святителя, сделанная из кости, превратилась в прах. Воистину «хранит Господь кости их!»
Это чудо навсегда останется одной из самых значимых страниц в истории Донского монастыря, Русской Православной Церкви.
Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 51-59.
Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.
1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Мой монастырь
Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Екатерина СТЕПАНОВА
Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63
Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:
Донской монастырь, Москва: отзывы
-
- Туризм в Москве
- Отели Москвы
- B&B/мини-отели в Москве
- Турпакеты в Москву
- Авиабилеты в Москву
- Рестораны Москвы
- Развлечения Москвы
- Москва: магазины
- Форум путешественников о Москве
- Фото Москвы
- Карта Москвы
-
- Все отели Москвы
- Спецпредложения отелей в Москве
- Горящие туры в Москве
- По типу отеля
- Москва: мотели
- Хостелы: Москва
- Москва: кемпинги
- Москва: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Москвы
- Москва: спа-курорты
- Романтические отели Москвы
- Отели класса «люкс» в Москве
- Отели со въездом на территорию на лыжах: Москва
- Курорты: Москва
- По классу отеля
- Москва: 5-звездочные отели
- Москва: 4-звездочные отели
- Москва: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели Courtyard в Москве
- Отели Crowne Plaza в Москве
- Отели Accor в Москве
- Отели Hyatt в Москве
- Отели Marriott в Москве
- Отели InterContinental (IHG) Hotels в Москве
- Отели Radisson в Москве
- Отели Hilton Hotels в Москве
- Отели Holiday Inn в Москве
- Отели Holiday Inn Express в Москве
- Отели ibis в Москве
- Отели AZIMUT Hotels в Москве
- Популярные удобства
- Oтели с бассейном в Москве
- Отели с бесплатной парковкой в Москве
- Отели в Москве, где разрешено проживание домашних животных
- Популярные районы
- Отели 3rd Transport Ring (TTK)
- Отели District Central (TsAO)
- Отели Garden Ring
- Отели District Eastern (VAO)
- Отели Tverskoy
- Отели District North-Eastern (SVAO)
- Отели Izmailovo
- Отели Meshchanskiy
- Отели Boulevard Ring
- Отели District Northern (SAO)
- Популярные категории в Москве
- Отели В Центре Города в Москве
- Дешевые Отели в Москве
- Бутик-Отели в Москве
- Отели Класса Люкс в Москве
- Современные Отели в Москве
- Отели С Джакузи в Москве
- Отели С Трансфером в Москве
- Отели Москвы с номерами для курящих
- Отели с балконами в Москве
- Отели Москвы с мини-кухней в номере
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Донской монастырь
- Отели рядом — Государственный музей истории ГУЛАГа
- Отели рядом — Музей «Московский транспорт»
- Отели рядом — Музей человека Живые системы
- Отели рядом — Казанский собор
- Отели рядом — Аэроэкспресс
- Отели рядом — Мультимедиа Арт Музей
- Отели рядом — Площадь Революции
- Отели рядом — Сад Эрмитаж
- Отели рядом — Кидзания
- Аэропорты поблизости
- (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
- (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
- (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
-
- Москва: все рестораны
- Рестораны поблизости Донской монастырь
- Популярные блюда
- Москва: Вафли и блины лучшего качества
- Москва: Вафли лучшего качества
- Москва: Утка-мандаринка лучшего качества
- Москва: Утка по-пекински лучшего качества
- Москва: Карри лучшего качества
- Москва: Дамплинги/пельмени/манты лучшего качества
- Москва: Джелато лучшего качества
- Москва: Лангуст лучшего качества
- Москва: Сом лучшего качества
- Москва: Удон и соба (пшеничная и гречневая лапша) лучшего качества
- Москва: Кебаб лучшего качества
- Москва: Хот-доги лучшего качества
- Москва: Креветки лучшего качества
- Москва: Севиче лучшего качества
- Москва: Ребрышки лучшего качества
-
- Москва: все развлечения
- Популярные районы
- Басманный район: Бары и клубы
- Басманный район: Концерты и представления
- Замоскворечье: Музеи
- Замоскворечье: Художественные студии и гончарные мастерские
- Красная площадь и Китай-город: Магазины сувениров и деликатесов
- Красная площадь и Китай-город: Развлечения и игры
- Таганский: Музеи
- Таганский: Священные места и религиозные достопримечательности
- Тверской: Концерты и представления
- Тверской: Представления
- Донской монастырь: развлечения поблизости.
- Храм Святого Преподобного Иоанна Лествичника в Донском монастыре
- Часовня Донского монастыря
- Храм праведных Захарии и Елисаветы в Донском монастыре
- Храм Святого Преподобного Александра Свирского
- Водосвятная часовня Донского монастыря
- Часовня-усыпальница Левченко в Донском монастыре
- Храм Положения Ризы Господней на Донской
- Храм Донской иконы Божией Матери
- Храм Святого Тихона
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Донском монастыре
- Храм Александра Невского
- Храм святителя Иоанна Златоуста
- Некрополь Донского монастыря
- Реал Квест
- Музей Собаки
- Москва: Достопримечательности и культурные объекты
- Москва: Древние руины
- Москва: Архитектурные достопримечательности
- Москва: Поля сражений
- Москва: Кладбища
- Москва: Административные центры
- Москва: Священные места и религиозные достопримечательности
- Москва: Образовательные объекты
- Москва: Правительственные здания
- Москва: Исторические места для прогулок
- Москва: Загадочные места
- Москва: Памятники и статуи
- Москва: Районы
- Москва: Смотровые площадки и башни
- Москва: Культурные объекты и достопримечательности
- Москва: Церкви и соборы
- Популярные категории в Москве
- Москва: Развлечения и игры
- Москва: Игровые площадки
- Москва: Кинотеатры
- Москва: Комеди-клубы
- Москва: Игровые и развлекательные центры
- Москва: Дорожки для верховой езды
- Москва: Боулинг
- Москва: Спортивные комплексы
- Москва: Эскейп-квесты
- Москва: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Москва: Стрелковые тиры/полигоны
- Москва: Другие виды игр и развлечений
- Москва: Мини-гольф
- Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
- Москва: Аттракционы для катания и мероприятия
- Москва: Общение с героями
- Москва: Музеи
- Москва: Художественные галереи
- Москва: Музеи искусств
- Москва: Детские музеи
- Москва: Исторические музеи
- Москва: Военные музеи
- Москва: Музеи естествознания
- Москва: Научные музеи
- Москва: Обсерватории и планетарии
- Москва: Специализированные музеи
- Москва: Туры
- Москва: Поездки на поезде по живописной местности
- Москва: Экскурсии на сигвеях
- Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
- Москва: Сплав на каяках и каноэ
- Москва: Пивные дегустации и туры
- Москва: Кофейные и чайные туры
- Москва: Винные туры и дегустации
- Москва: Велотуры
- Москва: Туры по природным и заповедным зонам
- Москва: Беговые туры
- Москва: Литературные, художественные и музыкальные туры
- Москва: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
- Москва: Частные туры
- Москва: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Москва: Стоячий серфинг с веслом
- Москва: Покупки
- Москва: Художественные галереи
- Москва: Антикварные магазины
- Москва: Универмаги
- Москва: Аутлеты
- Москва: Блошиные и уличные рынки
- Москва: Торговые центры
- Москва: Магазины сувениров и деликатесов
- Москва: Фермерские рынки
- Москва: Показы мод и фэшн-туры
- Москва: Шопинг-туры
- Москва: Ночная жизнь
- Москва: Бары и клубы
- Москва: Блюз-клубы и бары
- Москва: Сигарные бары
- Москва: Гей-клубы и бары
- Москва: Джаз-клубы и бары
- Москва: Караоке-бары
- Москва: Комеди-клубы
- Москва: Танцевальные клубы и дискотеки
- Москва: Кофейни
- Москва: Винные бары
- Москва: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Москва: Спа и оздоровление
- Москва: Спа
- Москва: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Москва: Арабские бани
- Москва: Хаммамы и турецкие бани
- Москва: Римские бани
- Москва: Термальные спа-центры
- Москва: Йога и пилатес
- Москва: Концерты и представления
- Москва: Блюз-клубы и бары
- Москва: Джаз-клубы и бары
- Москва: Комеди-клубы
- Москва: Представления
- Москва: Балет
- Москва: Концерты
- Москва: Опера
- Москва: Симфонические оркестры
- Москва: Театры
- Москва: Театр и ужин
- Москва: Кабаре
- Москва: Активный отдых на открытом воздухе
- Москва: Аренда снаряжения
- Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
- Москва: Прогулки на гондоле
- Москва: Туры на скоростных моторных лодках
- Москва: Сплав на каяках и каноэ
- Москва: Погружение к акулам
- Москва: Туры на подводных лодках
- Москва: Велотуры
- Москва: Рыболовные туры и чартеры
- Москва: Туры по природным и заповедным зонам
- Москва: Беговые туры
- Москва: Горнолыжные и сноуборд-туры
- Москва: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
- Москва: Стоячий серфинг с веслом
- Москва: Туры с каньонингом и дюльфером
- Москва: Мастер-классы и семинары
- Москва: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Москва: Уроки и мастер-классы
- Москва: Кулинарные мастер-классы
- Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
- Москва: Природа и парки
- Москва: Игровые площадки
- Москва: Пляжи
- Москва: Гроты и пещеры
- Москва: Леса
- Москва: Сады
- Москва: Национальные парки
- Москва: Природные и заповедные зоны
- Москва: Парки
- Москва: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
- Москва: Велотрассы
- Москва: Маршруты для верховой езды
- Москва: Океанариумы
- Москва: Зоопарки
- Москва: Водоемы
- Москва: Природа и парки – другое
- Москва: Транспорт
- Москва: Трамваи
- Москва: Системы общественного транспорта
- Москва: Такси и маршрутные автобусы
- Москва: Автобусные перевозки
- Москва: Железные дороги
- Москва: Еда и напитки
- Москва: Винодельни и виноградники
- Москва: Пивоварни
- Москва: Пивные дегустации и туры
- Москва: Кофейные и чайные туры
- Москва: Кулинарные мастер-классы
- Москва: Гастрономические туры
- Москва: Винные туры и дегустации
- Москва: Винные бары
- Москва: Фермерские рынки
- Москва: Лодочные туры и водные виды спорта
- Москва: Лодочные туры
- Москва: Водные виды спорта
- Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
- Москва: Прогулки на гондоле
- Москва: Туры на скоростных моторных лодках
- Москва: Сплав на каяках и каноэ
- Москва: Парасейлинг и парапланеризм
- Москва: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Москва: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Москва: Погружение к акулам
- Москва: Туры на подводных лодках
- Москва: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Москва: Туры на автобусах-амфибиях
- Москва: Рыболовные туры и чартеры
- Москва: Стоячий серфинг с веслом
- Москва: Зоопарки и океанариумы
- Москва: Океанариумы
- Москва: Зоопарки
- Москва: Другие виды зоопарков и океанариумов
- Москва: Ресурсы для путешественников
- Москва: Конференц-центры
- Москва: Библиотеки
- Москва: Туристические центры
- Москва: Развлечения и игры
- Что обычно ищут в Москве
- Приключения
- Скрытые жемчужины
- Место для медового месяца
- Подходит для любителей адреналина
- Подходит для пар
- Подходит для больших групп
- Недорого
- Подходит для детей
- Бесплатный вход
- Подходит для дождливого дня
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Святыни
Донской ставропигиальный мужской монастырь – это древняя обитель, которую справедливо можно назвать хранительницей богатейшего собрания святынь и церковных реликвий. Частицы святых мощей, чудотворные иконы, уникальная коллекция древностей являются достоянием благодатной обители.
Однако, одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке («древнейшего письма московского») и установлена в Большом соборе в местном ряду иконостаса.
Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек. По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву. Поначалу икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.
По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.
Также среди главных святынь Малого собора – чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью.
В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.
1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.
- Донская икона Пресвятой Богородицы. История
- Донской монастырь в Москве
- Иконы Донской Богородицы
Донская икона Пресвятой Богородицы. История
По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.
В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.
Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.
Донской монастырь в Москве
Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.
Донской монастырь в 1883 году
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве
Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.
Большой Донской собор
В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Иконы Донской Богородицы
Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского КремляДонская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваБогоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
Добавить комментарий