Достоевский что писал
Содержание
Творчество Достоевского кратко и понятно – самое главное
Федор Михайлович Достоевский наверное самый знаменитый писатель России, его произведения по праву считаются лучшими экземплярами мировой литературы. Первый роман писателя “Бедные люди” (1846) дал повод причислить его к, так называемому, гоголевскому направлению русской литературы – натуральной школе. Но в последующих творениях, таких как «Двойник” (1846), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849), стал очевидным степень реализма Достоевского, углубленный психологизм писателя-мыслителя, исключительность ситуаций и характеров. На формирование его мировоззрения повлияли демократические, социалистические идеи В.Г.Белинского, взгляды французских социалистов-утопистов. Молодой писатель посещал общество Петрашевского, активно участвовал в идеологической деятельности революционных кружков С.Ф.Дурова и Н.А.Спешнева. В написанном после каторги произведении «Записки из Мертвого дома» (1861-62) глубоко отображены страдания простых людей, А.И.Герцен сравнивал его со «Страшным судом» Микеланджело, а И.С.Тургенев с «Адом» Данте.
Достоевский был более чем активным участником общественной жизни страны, выдвигалобщественноюполитические теории, пропагандировал теорию почвенничества, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики и о сущности и роли искусства. Свои наиболее выдающиеся проиаведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» автор создал в 60-70-х годах. В этих произведениях нашли свое глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды великого писателя и мыслителя. В его творчестве глубоко отражены противоречия серой действительности и общественных взглядов в эпоху ломки социальных отношений. Основа реалистического творчества величайшего русского писателя – человеческие страдания, трагедия униженной, ущемленной личности. Он гениально отобразил двойственное чувство человека в такой ситуации, когда он с одной стороны чувствуя свою ничтожность, с другой жаждет протеста. Отстаивал право свободы личности, но полагал, что неограниченное своеволие порождает антигуманистические действия, преступление рассматривал как типичное проявление так называемого закона индивидуалистического самоутверждения. В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. Гений сочетал в себе интеллектуальную глубину мыслителя, силу непревзойденного психолога, страстность публициста. Он основал в русской литературе идеологического роман, сюжет которого развивается главным образом вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений.
Достоевский, Фёдор Михайлович
Запрос «Достоевский» перенаправляет сюда; см. также другие значения.
Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год.
Москва, Государственная Третьяковская галерея
Фёдор Михайлович Достоевский
Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° ; Ред.; Ф. Д.; N.N.
30 октября 1821
Москва, Российская империя
9 февраля 1881
Санкт-Петербург, Российская империя
- Российская империя
прозаик, переводчик, философ
1844—1880
реализм
русский
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (рус. дореф. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій; 30 октября 1821, Москва, Российская империя — 28 января 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года.
Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества, после четырёх лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского, Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя.
После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности, на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, на становление экзистенциализма и фрейдизма.
К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «великого пятикнижия». Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.
Энциклопедичный YouTube
- 1/5 Просмотров:26 821 32 619 13 463 8 235 40 563
- ✪ ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
- ✪ Критика идеологий в романе «Бесы» — Борис Прокудин
- ✪ «ACADEMIA» Игорь Волгин: «Достоевский…» 2-я лекция
- ✪ Федор Достоевский. Биография. Уроки литературы с Борисом Ланиным. 12+
- ✪ Жизнь и смерть Достоевского, ч. 01
Субтитры
- 1 Происхождение. Ранние годы (1821—1837)
- 1.1 Род Достоевских
- 1.2 Родители писателя
- 1.3 Московское детство
- 1.4 Начало обучения. Даровое
- 1.5 Пансион Чермака. Смерть матери
- 2 Юность
- 3 Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы
- 6 Расцвет творчества
- 6.1 »Преступление и наказание» и »Игрок»
- 6.2 »Идиот»
- 6.3 »Бесы»
- 6.4 »Дневник писателя»
- 6.5 »Подросток»
- 6.6 »Братья Карамазовы» и речь о Пушкине
- 7 Смерть и похороны
- 8 Семья
- 9 Окружение
- 10 Библиография
- 11 Поэтика
- 12 Философия Достоевского
- 13 Политические взгляды
- 14 Лев Толстой и Фёдор Достоевский
- 15 Оценки творчества и личности
- 15.1 Современники
- 15.2 До 1917 года
- 15.3 В советскую эпоху
- 15.4 В современной России
- 15.5 Оценка психоаналитиков
- 15.6 Восприятие за рубежом
- 16 Отражение в культуре и память
- 17 См. также
- 18 Примечания
- 19 Литература
С чего начать читать Достоевского?
Иван Иванов 803 4 года назад человек из интернета
Разумеется,с «Преступления и наказания».Если даже в школьные годы вы его бегло прочли или обсуждали на уроках литературы,все равно обязательно перечитайте,ибо роман каждый раз будет открывать для вас что-то новое.Также рекомендую после прочтения каждого произведения Ф.М. прочитать парочку анализов(специально по «Преступлению и наказанию» есть серия выпусков на Arzamas),дабы понять всю глубины мысли публициста.Да и вообще,по-моему,будет интересно почитать мнения других людей или об отсылках в произведениях(например,схожесть князя Мышкина из «Идиота» и Иисуса и тп.).
Затем рекомендую продолжить идти по его великим романам.И тут встанет выбор:»Идиот»/»Братья Карамазовы»/»Бесы».Можете брать любой роман на вкус и цвет,но,по-моему,до политизированных «Бесов» и горемычных «Братьев Карамазовых» стоит все-таки ознакомиться с романом «Идиот».История из жизни Льва Николаевича не оставит вас равнодушным,а концовка,по моему скромному мнению,заставит вас позабыть все крутые сюжетные повороты,которые вы знали ранее по просмотренным фильмам или прочитанным книгам.
Если эти произведения придутся по душе,то затем сразу же стоит приступать к «Братьям Карамазовым».Кстати,до начала прочтения романов было бы неплохо ознакомиться с биографией самого великого писателя.Будет очень даже занимательно,когда вы сами сможете находить совпадения героев романов с окружением Ф.М.,а событий с жизнью публициста.
По-моему,эти 3 великих романа подойдут для хорошего начала ознакомления с творчеством Федора Михайловича.»Бесы»,»Подросток» и «Записки из подполья» помогут вам понять в дальнейшем весь внутренний мир Достоевского,всю его философию и все его мысли.А романы «Игрок» и «Бедные люди» обещают вам хорошее времяпрепровождение,уж будьте уверены.
__________________
Конечно,самым идеальным вариантом было бы проследить эволюцию творца и его творчества,его писательского мастерства и философии,составив такой список:»Бедные люди»,»Двойник»,»Хозяйка»,»Записки из Мертвого дома»,»Записки из подполья»,»Преступление и наказание»,»Идиот»,»Бесы» и «Братья Карамазовы» (перед последним романом можно добавить «Подростка» и «Дневник писателя»).Но проблема в том,что это не каждый сможет осилить,а такие произведения,как «Хозяйка» и «Неточка Незванова» вовсе могут отбить у вас желание к дальнейшему прочтению и составить недоброжелательный образ Ф.М. и мысли о его творчестве.Но это уже ваш выбор.В общем,удачного чтения:)
Зачем сегодня читать Достоевского?
На этот вопрос ответила профессор русского языка и литературы Кембриджского университета Ирина Кириллова.
Ирина Арсеньевна Кириллова родилась в Лондоне. Она принадлежит к так называемому «второму поколению» старой эмиграции, то есть к поколению людей, которые появились на свет в самых разных странах, куда забрасывало русских, вынужденных бежать от ужасов революции 1917 года и Гражданской войны. В семье Ирины Арсеньевны в основном были военные: отец, дядя, дедушка.
– Родители старались передать нам то, что знали и любили сами, они прививали нам нравственные правила и ценности, которыми жила дореволюционная русская интеллигенция. Мы унаследовали от родителей самое драгоценное – веру, язык и культуру. Нашим священным долгом было сохранить все это. Тем самым мы оставались русскими людьми, – говорит Ирина Кириллова.
Сегодня в свои 85 лет она полна жизненных сил. В Россию приезжает регулярно с 1957 года, но в нашем городе побывала впервые. В областной библиотеке имени Горького Ирина Арсеньевна прочитала рязанцам лекцию по творчеству Ф.М. Достоевского, рассказала о связи произведений писателя с христианскими ценностями. Почти сорок лет И.А. Кириллова преподавала русскую классическую литературу в Кембриджском университете.
О временах и проблемах
– Я очень люблю творчество Федора Михайловича Достоевского. Прочитав впервые в 15 лет его романы, я подумала: «В них есть все! Больше можно ничего не читать». Я хорошо знаю русскую классическую литературу, французскую, потому что воспитывалась во французском лицее, изучала произведения английских авторов. Но ни у одного писателя я не читала того, о чем бы уже не написал Достоевский.
Почему его надо читать в наше время? Произведения Ивана Сергеевича Тургенева, Антона Павловича Чехова, Льва Николаевича Толстого стали нашей историей. Их надо знать, чтобы иметь представление о России XIX века. А Федор Михайлович Достоевский остается не только современным, но и очень своевременным автором. Он исследует тему города, в котором живут простые люди, мелкие чиновники. Это и есть наша реальность. В каком бы городе мы ни жили, везде существуют кварталы, где сводят концы с концами бедные люди. Мы испытываем все те же духовные, психологические, социальные, житейские трудности, о которых писал Достоевский. Его подход к освещению нравственно-философских и духовных проблем человека остается актуальным и сегодня.
Недавно у нас в Лондоне открылась выставка портретов русских творческих деятелей из Третьяковской галереи. И на одной стене повесили портреты Тургенева, Толстого и Достоевского. Контраст был поразительный. Тургенев и Толстой – помещики, дворяне XIX века, они жили в достатке. Лев Николаевич хоть и писал о жизни крестьян, но при этом оставался барином. А Достоевского художник В.Г. Перов изобразил интеллигентом с бородкой в захудалом пальтишке. Смотришь на портрет, а видишь абсолютно современного человека.
Параллельные реальности
– Особенно актуальны романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», а также повесть «Записки из подполья», повесть и несколько рассказов «Записки из Мертвого дома». Все это нужно читать и перечитывать. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, хорошо знавший творчество Достоевского, «единственный роман, который я бы никогда не стал перечитывать, – это «Бесы». В нем слишком ощутима сила зла».
Федор Михайлович Достоевский – писатель-реалист, романист-психолог. Его отец был военным врачом и часто пускал маленького Федора в свою библиотеку. Там было много медицинской литературы, книг по психологии. Мальчик интересовался ими. И в то же время, став взрослым, он никогда не забывал о том, как глубоко верующая мать водила его и братьев в церковь и на паломничества по монастырям.
В творчестве Достоевского много символики. Каждое его произведение читается одновременно на уровне физической и духовной реальности. Именно символ помогает постичь невидимую реальность, лежащую за пределами конкретной земной действительности.
Человек в человеке
– Самый загадочный и таинственный роман Достоевского «Идиот». Над ним можно думать и размышлять всю жизнь. Автор хотел изобразить положительного, прекрасного человека и начинает с попытки создания христоподобного героя – князя Мышкина. Достоевского в эмиграции часто называли религиозным писателем. На самом деле он таковым не является. Говоря о высшем реализме, он понимал под этим невидимое духовное сознание своего героя, пытался понять, «сколько человека в человеке».
Мышкин сеет добро, именует себя князем Христовым. Но евангельский Христос не может быть героем реалистического романа. Первоначальный светлый образ Мышкина постепенно изменяется, подвергается человеческой слабости и оборачивается трагедией.
Произведение заканчивается сценой, ради которой, по словам Достоевского, он писал весь роман. Хотя имя Анастасия – одного из ярких образов в романе – в переводе с греческого означает «воскресение». «Христос Анести!» – говорят в Греции на Пасху. Но у Достоевского нет воскресения, что очень страшно. В финале мы видим мертвое тело Настасьи Филипповны, закрытое рогожей, из которой торчат ноги вместо головы и плеч по православному обычаю. А вместо свечей – олицетворения молитвы – банки с дезинфекцией. Рядом летает муха – символ ужаса, по Достоевскому, и верный признак тления. Князь Мышкин впадает в эпилепсию и окончательно лишается человеческого облика.
Федор Михайлович Достоевский своим творчеством дает пищу для размышлений и открывает перед нами огромное поле вопросов. А может быть, и наоборот, ставит всего лишь один вопрос: кто мы и для чего созданы?
Фёдор Достоевский — список книг по порядку, биография
Родился 30 октября (11 ноября н.с.) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода.
Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.
Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.
В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.
Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.
Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика.
Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.
Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.
После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика (в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «…отставного поручика… в каторжную работу в крепостях на… 4 года, а потом рядовым»).
В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.
После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.
В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.
В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.
Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 71). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 75) и «Братья Карамазовы» (1880).
С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.
В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».
Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александре-Невской лавры.
Добавить комментарий