Достойный плод покаяния
Содержание
Как сотворить достойный плод покаяния?
Мы, приходя к Богу, начинаем свои отношения с Ним с покаяния. Что при этом происходит? Первое, это то, что мы поверили, что Бог есть и что наша жизнь не соответствует Его законам жизни на земле. Второе, мы, признавая свою грешную природу, приходим к Богу и просим у Него прощения за всю свою жизнь, которую мы уже прожили без Него с твердым намерением впредь стараться не грешить.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)
Происходит рождение нового человека, который умер для греха и освободился от власти князя мира сего.
«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8)
А это уже третий момент, можно сказать условие нашего спасения. Не достаточно уверовать, что Бог есть и, признавая себя грешником раскаяться в этом, необходимо еще сотворить достойный плод покаяния. Что это такое, достойный плод покаяния? Плод покаяния это изменение жизни человека и границей между было и стало, является наше обращение к Богу с покаянием. Что было, мы уже знаем, а вот тем, что стало должна быть праведная жизнь во Христе.
Как так сразу это можно сделать? Это происходит одновременно сразу и не сразу. Сразу после покаяния, а вернее даже перед покаянием в сердце человека возникает твердое решение впредь не грешить, и он идет с этим пред лицо Господа и кается. Бог принимает кающегося грешника и, освобождая его от прежних грехов, дарует ему Свою праведность.
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37)
В жизнь человека приходит благодать.
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12)
В чем проявляется спасительная благодать в жизни человека? Человек получив прощение грехов при своем покаянии, получает и стремление жить праведно, но одного стремления мало и благодать, Бог Духом Святым, открывая человеку ум к уразумению Писания, учит его как нужно жить на земле, чтобы после жить с Богом в вечности. Бог рожденное от Него дитя крестит Духом Святым и при этом дает ему мудрость и силу. В процессе научения и становления человека как христианина, он по своим духовным немощам еще согрешает, и, каясь перед Господом, получает прощение от Него. Человек уже не живет в грехе, он борется с ним, хотя и согрешает, иногда. Вот это уже идет процесс возрастания человека в вере и в уповании на Бога. Делая свои первые шаги в вере, человек, конечно же, ошибается и согрешает, но он сокрушается сердцем, когда это происходит, кается, а Бог снова прощает его и ведет вперед.
В процессе своего возрастания и утверждения в вере человек начинает видеть и разуметь любовь Божью к себе. Проходит время и он все ровнее и ровнее идет путем спасения, а Бог неотступно проходит вместе с ним его поприще. Возрастание христианина в меру полного возраста Христова происходит на протяжении всего земного пути его странствования и Бог его не только хранит от греха, но и употребляет в своем уделе. Когда человек из младенца вырастает в мужа совершенного, он еще более и более прилепляется к Христу, разумея, что это не он возрастает и живет праведной жизнью, а Господь ведет его по жизни, имея Свое попечение о нем во всем.
Все это, правда и так это и происходит, только это происходит так с теми, кто искренне поверил Богу и решил, отказавшись от прелестей мира сего, во все дни жизни служить спасшему его Иисусу Христу. Стремление человека жить с Богом, Бог поддерживает, а человека пришедшего к Нему и не оставляющего мира сего Он не принимает, Господь показывает его лицемерие и отвергает.
По прошествии времени жизни после обращения к Богу, человек меняется, и эта перемена есть достойный плод его покаяния. Бог растит добрый плод в человеке любящем Его и уповающем на Него.
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:5)
По материалам сайта «Путь спасения»
Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
- Главная
- Проповеди
- Покаяние
- Плоды покаяния
»
»
»
Плоды покаяния
Цель: Убедить церковь, что покаяние оценивается по результатам
Момент покаяния или плоды покаяния?
Сегодня я хочу обратить внимание церкви на одну фразу, прозвучавшую из уст Иоанна Крестителя. Вы её, конечно, все помните: «Покайтесь, порождение ехиднины!»
Так? Нет, не так!
Как это не дико сейчас прозвучит Иоанна Крестителя покаяние людей интересовало слабо! Он призывал их совершенно к другому! Впрочем, не буду вас интриговать, давайте прочтём вместе:
Эта фраза немного по-разному звучит в изложении Луки и Матфея:
Лук.3:7-9 » приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Матф.3:7-10 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Обратите внимание – Иоанн не говорил им «покайтесь»! А говорил: Сотворите достойные плоды (или плод) покаяния!
Его,… а, следовательно, и Бога, поскольку Иоанн Креститель был наибольший среди пророков, как свидетельствовал о нём Иисус. А это значит, что через него говорил к людям Сам Бог! Так вот Бога интересует не покаяние само по себе, а именно его плоды!
Вот и поразмышляем мы сегодня о «плодах покаяния».
Покаяние совершается именно, как семя, начало, вступление к процессу (короткому или длительному), который важен именно результатом, плодами…
Покаяние, как фикция
Итак, покаяние… Сколько народу на Украине прошло через покаяние за последние 20 лет? Не ошибусь, если скажу: Миллионы!
А теперь посмотрите на современные церкви: 2-3 % от всех покаявшихся! Где остальные? А это те самые деревья, не приносящие плода, которые срубают и бросают в огонь!
И мы сегодня живём на грандиозном лесоповале. Вокруг, насколько хватает глаз, до горизонта, миллионы поваленных деревьев… И среди них, кое-где, то там то сям стоят одинокие деревца с плодами на ветках… Вот такая печальная картина!
И огонь для этих срубленных деревьев уже на подходе!
Покаяние – это поступок! Для большинства людей произнести слова «я виноват», это – подвиг! Покаяние – это важно! Без него нет прощения…
С покаяния, собственно начинается христианство… Не с крещения в купели младенцев. Выдумки последующих за первоапостольской церковью поколений христиан, которые противоречат Писанию, мы в расчёт не принимаем.
Говорить о том, что младенец после крещения становится христианином, всё равно, что говорить, что человек, купивший диплом врача в подземном переходе, становится медиком!
Но не о младенцах сейчас речь. Речь о взрослых, серьёзных людях, которые сознательно лгали Богу. Нет! В момент покаяния они не лгали! Они искренне верили, что раскаиваются в своих грехах. Во всяком случае, я надеюсь, что большинство из них думали именно так!
Но, когда пришло время жить в соответствии со Словом Божьим, они начали искать для себя оправдания, по какой бы причине этого не делать?
Как можно назвать человека, который не держит слово? Есть такая обидная собачья кличка: Пустобрёх! Это пёс, который лает просто так, без всякой причины, от избытка активности.
Видимо покаяние в период так называемого «Пробуждения» у абсолютного большинства людей происходило как раз от избытка активности: по принципу – а чего бы мне ещё такого учудить!
Но обратимся к тем, кто остался в церкви. Как часто мы каемся?
Некоторые из христиан по несколько десятков раз за свою христианскую жизнь выходят перед церковью на покаяние… Человек слаб! И каждый из нас много согрешает… И мы каждый день в чём-то каемся перед Господом.
Кто сегодня просил у Него прощения? Вот видите!
Прощает ли Он нас! Думаю, да! Иначе не учил бы Иисус своих учеников, когда они поинтересовались, сколько раз можно прощать грешника? Помните:
Матф.18:21,22 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
Мы вернёмся к этому эпизоду чуть позднее, но уже в изложении Евангелиста Луки…
Итак, поскольку Иисус предлагал своим ученикам прощать ближнего до 500 раз на день, то насколько Бог милостивее человека, настолько Он и прощает больше! Но…
Есть вещь, которая может прервать эту цепочку непрерывных покаяний… И эта вещь называется «Плодом Покаяния»! Что же это?..
Обряды… обряды… обряды…
Прежде, чем ответить на этот вопрос, вернёмся на Иордан к Иоанну Крестителю.
Странный человек, ведущий странный образ жизни и говорящий от Имени Бога… такие люди всегда притягивали к себе. А поскольку он ещё и крестил (то есть совершал общеизвестный в те времена обряд очищения), это создавало определённые иллюзии у народа, приходящего к Иоанну.
Вообще любой обряд – штука достаточно опасная. У совершающего любой обряд зачастую создаётся иллюзия, что для того, чтобы изменить что-то в духовном мире, достаточно совершить некоторые внешние манипуляции, и всё устроится.
Мы недавно вспоминали изречение китайского мудреца Конфуция, который утверждал, что для правильного управления страной достаточно совершать определённые церемонии. Глупости говорят иногда даже мудрецы!
Но вернёмся к крещению в воде Иордана… Толпы людей со всего Израиля собирались к Иоанну Крестителю, поскольку по записям историков в те времена по особенному ревностно ожидалось явление Мессии и восстановление Царства под Его правлением и люди были озабочены тем, чтобы быть приготовленными к явлению этого царства…
И по видимому, значительная часть идущих к Иордану для крещения думала, что достаточно покаяться, омыться в водах Иордана под «чутким руководством» Божьего пророка, и всё! Ты готов к пришествию Мессии!
И судя по словам Иоанна Крестителя, он знал, что значительная часть тех, кто шёл к нему креститься именно на такое действие ритуала крещения рассчитывали!
И возможно его это так уже «достало», что он встречал их практически проклятиями!
Попробую произнести современным языком то, что говорил Иоанн Креститель, встречая желающих «крестанутся» или если хотите – «обаптистериться». Итак, говорит Иоанн Креститель (не я!!!):
«Вы что же думаете, гадёныши! Что вот это лёгкое купание в грязной водичке позволит вам очиститься от ваших мерзостей и грехов, и избежать адского огня?! Или вы рассчитываете на то, что происхождение от праведника Авраама делает и вас праведниками?!
Бросьте! Забудьте «этих глупостев»! Бог, если нужно вот из этих вот булыжников сделает детей Аврамовых, которые будут в тысячи раз чище вас!
Богу намного важнее то, что вы будете делать после покаяния, чем наспех пробормотанное «прости меня Боже» или торопливое макание в речную воду. Если ваша жизнь после покаяния не измениться, если вы не прекратите делать зло, если не научитесь делать добро – горе вам!
Смотрите и бойтесь! Топор Божьего гнева уже занесён над вами и огонь ярости Божьей уже ждёт тех, кто не изменит свою жизнь!»
Так… ну, или почти так, по-доброму, с энтузиазмом и радостью, встречал крещаемых этот человек…
И видимо, значительная часть из них понимала, что именно дела после покаяния особенно важны для Бога и потому спрашивала у Крестителя, что же им делать? Давайте почитаем из…
Лук.3:10-14 «И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать?
И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Попробуем перечислить рекомендации Иоанна Крестителя тем, кто у него крестился:
- Ты был богатым, но жадным? Перестань жить для себя, помогай другим людям и спасёшься!
- Ты обирал свой народ, чтобы набить свои карманы пользуясь должностью мытаря? Перестань грабить и живи на те деньги, которые тебе положено получать по закону и тогда спасёшься!
- Ты был злобным человеком с оружием в руках, который пользовался своей силой и властью, чтобы обижать других? Ты клеветал на людей, чтобы можно было под благовидным предлогом борьбы с нарушителями закона обирать их? Прекрати это делать и живи на своё жалование и тогда спасёшься!
Итак, суть, смысл, центр Иоаннова крещения в воде Иордана можно обобщить словами пророка Исайи:
Ис.1:16-20 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».
Как видим, и Исайя и Иоанн говорят о двух вариантах результата омовения: или прощение, или смерть!!! Если изменения от зла добру есть – будет прощение; если нет – смерть!!!
Великолепно говорил об этом пророк Иезекииль в 18-ой главе:
Иез.18:21-32 «…беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»
Вот слово, которое обозначает то главное, что должно произойти немедленно после покаяния: ОБРАТИТЕСЬ!!! Повернуться, отвернутся от зла, и пойти в сторону добра – это путь к плоду покаяния!
Вспомним ещё раз 8-ой стих из 3-ей главы Евангелия от Луки, Иоанн призывает: «Сотворите же достойные плоды покаяния…»
А чтобы сотворить, нужно начать творить, а чтобы начать творить нужно бросить идти в сторону зла, повернуться, и пойти в сторону добра, то есть — обратиться!
Бесподобный образчик пустопорожнего Иоаннового крещения демонстрируется каждый год 19 января в нашей стране и у некоторых соседей. По телевидению показывают, как лезут в прорубь «христианообразные» грешники – политики, пришедшие к власти на грязных деньгах и манипуляциях с подсчётами голосов; бизнесмены, сколотившие многомиллионные состояния, грабя государство и обманывая своих сограждан; чиновники, наевшие себе необъятные животы на взятках и махинациях…
И эффектно обмакнувшись в ледяную воду (вот, мол, мы какие ревностные христиане!), вылазят оттуда, чтобы опять лгать, воровать, клеветать, и собирать себе сокровища на земле. А небеса? Да кто же из серьёзных, солидных и уважаемых людей верит этим сказкам?
Поверят! Придёт и для них время! Да, боюсь, поздновато будет!
Нет! Ни покаяние, ни водное крещение и даже ни вера в Бога даёт спасение!
Но если после покаяния ты обращаешься, разворачиваешься на 180 градусов и идёшь прочь от тех дел, в которых ты покаялся, не возвращаясь больше к ним, как пёс на свою белвотину…
Но если после водного крещения, где ты обещал Богу добрую совесть, та разворачиваешься на 180 градусов и идёшь прочь от лжи, подлости, клеветы, зависти, злобности и всего того, что делало твою бывшую совесть злой и не возвращаешься как свинья обратно валяться в грязи…
Но если, поверив в Бога, ты обращаешься, разворачиваешься на 180 градусов и идёшь вершить дела веры…
…то вот тогда только ты и сохранишь то спасение, которое при покаянии, через крещение и по вере дарует Господь!
И потому, совсем не напрасно орал, идущим к нему людям, Иоанн Креститель: сотворите достойные плоды покаяния!!! Бесплодное покаяние – это фикция, самообман, глупость! Если в твоей жизни остаются грехи, в которых ты только что каялся – никакого покаяния не было! Не обманывай себя!!!
И я думаю, тоже не шёпотом, а возмущённо кричал окружавшим его подхалимам (по другому назвать их не могу!) Христос:
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46)
Он как бы говорил: «Если Я для тебя Господь, подчиняйся Мне и делай то, что Я тебе велю! А если ты не подчиняешься Мне, будь настолько добр, не зови Меня Господь! Я знать тебя не знаю и знать не хочу! Пошёл отсюда!!!»
Говорил Он так? Говорил! Читаем…
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Наш Господь – строг, но и милостив. Он готов прощать вновь и вновь…
Давайте посмотрим, как звучит у Евангелиста Луки диалог Иисуса с Петром о количестве прощений:
Лук.17:3,4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему».
Обратите внимание, здесь звучит «семь в раз в день обратиться» — настолько важно обращение для прощения.
И это было всегда:
Ис.55:6,7 «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Для Господа очень важно при покаянии обращение от злых дел и вот тогда, можно рассчитывать на то, что Он – многомилостив.
На мой взгляд, совершенно потрясающим образцом бесконечной милости Божьей звучат слова из…
Иер.3:1 «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?»
А ты (Иудея) со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь».
Он прощает непрощаемое! Но… Будем мудры! Не стоит испытывать долготерпение Божье!
О многом, очень многом говорят вот эти стихи из пророка Иеремии:
Иер.15:1-6 «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не к народу сему; отгони от лица Моего, пусть они отойдут.
И пошлю на них четыре рода , говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме.
Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто окажет сострадание к тебе? и кто зайдет к тебе спросить о твоем благосостоянии?
Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать!!!!!»
И тут же в следующем стихе ответ, почему Бог устал миловать:
Иер.15:7 «Я развеваю их веялом за ворота земли; лишаю их детей, гублю народ Мой; но они… (Послушайте!!!) не возвращаются с путей своих».
Нет реального обращения с путей зла на пути добра – это и есть самый короткий путь добраться до конца долготерпения Божья!
А потому, братья и сёстры, также как нам на этом месте в день хлебопреломления напоминают об огромной ответственности (вплоть до смерти!) за легкомысленное к нему отношение. Так же и я хочу сосредоточить ваше внимание на страшной ответственности такого обыденного для верующего шага, как покаяние.
Что мы делаем при покаянии? Мы говорим Богу, что виноваты перед ним в чём-то и обещаем этого больше не делать! И вот тут скрыта опасность! Опасность такая же реальная, как опасность беспечного отношения к причастию.
Еккл.5:3-5 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни!!!
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом : «это — ошибка!» Для чего тебе , чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?»
И это не мудрствования Соломона, это почти дословное цитирование Закона:
Втор.23:21-23 «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими».
Не подобно ли добровольному приношению Господу наше покаяние и обещание больше не грешить? Отсюда и подобная ответственность за это!
Заключение.
Мы сегодня поразмышляли немного о важности плодов покаяния.
О том, что важнее произнесения слов «Господи прости», важнее слёз раскаяния – реальное обращение в жизни каявшегося человека от злых дел. А ещё важнее видимые результаты покаяния – я покаялся в грехе перед Богом – и больше его в моей жизни уже нет!
Я обещал Богу добрую совесть – и она остаётся доброй на протяжении всей моей жизни.
Я поверил в Бога – и результатом моей веры всегда будут реальные дела веры, за которые мне будет не стыдно перед Ним.
Аминь
Глава 23. Признаки и плоды истинного покаяния
Если не повторим наших прежних согрешений, то уже имеем от Бога прощение их.Прп. Варсонофий Великий Покаяние есть путь к Царству Божию в нашей душе. При этом одни внешние подвиги покаяния не имеют силы без подвига внутреннего.
Прп. Варсонофий Великий говорит:
«Внешние подвиги без внутренних ни во что вменяются человеку…»
О характере же внутренних подвигов так пишет игумен Иоанн:
«Суд Божий на земле выражается в покаянии и уничижении человека перед Богом. Отсюда и происходит удивительное и радостное стремление верующей души к смирению и «умертвению» себя в Боге. Душа освобождается, обнажается от всех своих достоинств, богатств и высот – от всей своей правды; забывает всякую свою любовь. Видит лишь не-любовь свою, не-правду. Исповедует всю глубину своей не-правды, своей не-любви…»
А о. Александр Ельчанинов дает такой анализ покаяния:
«Боль от греха, отвращение от него, признание его, исповедание, решимость и желание избавления, таинственное преображение человека, сопровождаемое слезами, потрясением всего организма, очищением всей души, чувство облегчения, радости, мира».
Бывает и так, что оставляют грех на деле, но при воспоминании о нем сердце будет еще чувствовать его сладость и расположение к нему. Прощен ли тогда этот грех и будут ли вменяться в грех подобные воспоминания? Прп. Варсонофий Великий на подобный вопрос своего ученика дает такое пояснение: «Одно – это вспомнить сладость меда, а другое – вспомнить и вкусить его. Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сладостного, а противоречит и подвизается против него, тому прощены прежние грехи» (Отв. 234).
А о. Иоанн С. считает действительным то покаяние, которое сопровождается твердыми намерениями исправиться. Он пишет:
«Покаяние только на словах, без намерения исправиться и без чувства сокрушения, называется лицемерием».
Прп. Варсонофий Великий говорит:
«Если не повторим наших прежних согрешений, то уже имеем от Бога прощение их».
Следует, однако, заметить, что из общего этого правила могут быть исключения.
В истории Церкви был такой случай. Один разбойник раскаялся в своих грехах, пришел в монастырь, стал жить в пустыне и деятельно нести иноческие подвиги покаяния. Однажды, после многих лет жизни в пустыне, он приходит к игумену и говорит ему: «Сейчас меня уже не мучает сознание о моих старых грехах, совершенных мною в миру, и я чувствую, что Господь простил их мне ради моего покаяния. Но у меня был один грех, который я не могу забыть и воспоминание о котором продолжает мучить мою душу, несмотря на все подвиги покаяния, которые я выполнял: когда-то я убил младенца, и я сейчас вижу его как живого, когда я убивал его. Благослови меня, отец, идти мне в мой город, где меня знали как разбойника и где воздадут мне должное за дела мои».
Игумен благословил старца, и тот пошел в свой город, был узнан, схвачен горожанами как бывший разбойник и казнен. Так Господь тайным голосом Сам указал душе ту меру покаяния, которая совершенно убелила бы душу, отягченную великим грехом. И в этом случае оставление греха еще не умиротворило кающуюся душу.
Действительно кающегося в грехах можно узнать еще по следующему признаку. Такой перестает уже интересоваться пороками и грехами других, судить их и осуждать за грехи.
Можно ли думать о пожаре чужих домов, если духовные очи видят пожар своего дома и все внимание поглощено тем, чтобы ликвидировать все вновь непрерывно появляющиеся очаги своего внутреннего пожара?
И вместе с тем, как говорит прп. Варсонофий Великий, «ощущающий обонянием свое (греховное) зловоние не ощущает другого зловония – от чужих грехов, если станет и на грудах трупов».
А вот еще несколько признаков наличия внутреннего раскаяния в грехах, которое дает тот же св. отец: «Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя».
Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов):
«У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. Открывая их при помощи Божией, он стремится еще к новым открытиям, влекомый желанием богоприятной чистоты. На согрешения ближних он не смотрит… Покаянием вводится христианин сначала в страх Божий, потом в Божественную любовь».
Хорошо, если сила покаяния такова, что сопровождается слезами. Но если нет у нас благодатных слез покаяния, то будем омывать грехи наши внутренними, душевными слезами сожаления и раскаяния. Правда, эти внутренние, сухие слезы не так сладки, как наружные благодатные, но и их принимает Господь и за них в свое время подаст нам и наружные слезы, облегчающие горечь нашего греховного состояния.
Можно ли откладывать покаяние, если чувствуешь за собой нераскаянный грех?
Этого нельзя делать ни на одну минуту, мы не знаем, сколько мы еще проживем – один год, или один месяц, или, может быть, всего один час. Как говорят старцы:
«Господь обещал нам прощать грехи при покаянии(Лк. 7:47), но никогда и никому не обещал, что тот проживет еще хотя бы один день».
Поэтому, как бы часто христианин ни исповедывался, это, однако, никогда не избавляет от необходимости немедленного принесения покаяния перед Господом во всяком грехе, как только мы его заметили.
При этом при грехах, сильно затрагивающих совесть, нужно не только сознание греха, но и самопроизвольное наказание себя за грех: степень и характер наказания (пост, поклоны, воздержание от вкусной и сладкой пищи) будут зависеть от силы укоров совести. Такое самопроизвольное наказание дает заметное облегчение мучений совести, и все подвижники благочестия старались сами наказывать себя за свои грехи. Имеется следующий рассказ про игумена одного монастыря. Он чем-то согрешил, и совесть мучила его. Чтобы избавиться от ее мучений и обелить себя перед лицом Бога, игумен так наказал себя.
После вечернего богослужения, когда братия по обычаю подходили под его благословение, он не допустил их к себе, сказав, что недостоин более давать им благословение. Затем, вышедши на амвон, он исповедовал перед всей братией свой грех.
Видя слезы и глубокое сокрушение духа любимого ими игумена, братья стали утешать его и говорили ему, что все будут молиться за него, чтобы простил Господь ему грех. Но игумену не довольно было одного стыда себе при общественном исповедании греха, и он обратился к братии с просьбой:
»Окажите мне великую милость и сделайте мне то, о чем я буду просить вас. Я лягу при дверях церкви, и пусть каждый из вас при выходе отсюда ударит меня ногой. И чем сильнее будут эти удары, тем легче будет душе моей».
Братия исполнила просьбу своего игумена, и каждый уходящий из церкви ударял его. И когда последний брат вышел из церкви, игумен встал и почувствовал, что грех уже не мучил его совесть.
Прежде чем перейти в тот мир, для нас должен быть решен вопрос, научились ли мы истинно каяться и плакать о грехах своих и через это заслуживаем ли прощение грехов и милость от Господа.
Повторяем для этого ряд признаков истинного покаяния. Покаяние истинно, если:
1) мы возненавидим грех и более не грешим теми грехами, осуждения за которые боимся от Господа;
2) настолько смирим себя, как говорит старец Силуан, что будем осуждать себя, считать себя хуже всех и почитать себя достойным лишь вечного огня, но вместе с тем и не отчаиваться в милосердии и любви Божией и веровать в силу Его искупительной жертвы за грешный мир;
3) все наше внимание настолько поглощено своими грехами, что мы оставили привычку судить и осуждать других людей;
4) боимся слов Господа к нам на Страшном Суде: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), и поэтому научились благодушно терпеть все посылаемые от Господа житейские беды, неприятности, болезни, нужду, притеснения, оскорбления, клевету, а еще лучше, если за них будем благодарить Господа;
5) от всего сердца все прощаем ближнему;
6) помня, что спасение достигается лишь на «тесном» и «узком» пути, научились сами утеснять себя в жизни и проявлять в должной мере воздержание.
О других признаках и плодах покаяния так говорит священник Павел Флоренский:
«В Таинстве покаяния делаются для нас реальными слова шестопсалмия: «Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши» (Пс. 102:12). Святые отцы неоднократно указывали, что признаком действенности покаяния служит уничтожение притягивающей силы прощенного греха: Таинством покаяния истребляется прошлое. Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека, так или иначе влияет на ее устроение. Сумма греховных действий составляет, таким образом, некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем, влечет его к тем или другим действиям. Таинственно свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся в нем греховное прошлое теряет свою притягательную силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Грех не забывается и не вменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для человека причин, и – грех в полном смысле удаляется от человека, уничтожается в нем, перестает быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое пережито и зачеркнуто благодатию в момент переворота, которое, таким образом, с настоящим человеком не имеет ничего общего».
Великие подвижники в своем подвиге покаяния достигали высоких ступеней этой добродетели – так называемого «непрестанного плача». Прп. Варсонофий Великий так говорит об этом:
«Истинный плач, соединенный с умилением, бывает рабом человека, постоянно ему подчиненным, и имеющего его не одолевает брань. Плач этот заглаживает прежние согрешения, и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность и поддерживает непрестанное сетование, ибо он есть щит, отражающий все разжженные стрелы диавольские (Еф. 6:16). Имеющий его вовсе не уязвляется бранью, если он будет и среди людей и даже с блудницами; но плач этот пребывает неотступно с нами (которые находятся вне мира и ведут брань) и ведет за нас брань. Если же плач не истинный, то он отходит от тебя и снова приходит; и это происходит оттого, что помысел твой попеременно то расслабляется, то разгорается. Когда же теплота сделается постоянною, бывает великое и постоянное умиление, а ему последует и истинный плач, о котором ты должен заботиться, понуждая себя, чтобы получить его».
Следует упомянуть вместе с тем, что покаяние никогда не должно сопровождаться отчаянием, унынием или подавленностью духа.
Прп. Никодим Святогорец пишет:
«Сокрушенное покаяние, которое только мучит и грызет сердце, никогда не восстанавливает души в благонадежное настроение, если не бывает соединено с твердым упованием на милосердие и благость Божию».
О том же так пишет о. Александр Ельчанинов:
«Ужасает не только грех, но и возможное после него отчаяние и уныние. Исаак Сирин об этом говорит: «Не устрашайся, когда бы ты падал каждый день, и не отходи от молитвы. Стой мужественно – и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение». Вспомним, что говорит Христос в подобном случае – «Иди и впредь не греши» – и только: ни проклятий, ни отлучений. Нельзя поддаваться злому духу, который тянет в большой грех – уныние. Снова и снова надо припадать ко Христу, и Он снова и снова нас примет».
Приложение к главе 23-й
Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах? Что в дальнейшем переживает «блудный сын» – покаявшийся грешник – по возвращении в дом Небесного Отца? Ниже даются ответы на эти вопросы в очерке на евангельскую тему «Блудный сын».
»Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк.15:20-23).
Кончился пир в доме благого, милосердного отца. Затихли звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца…
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре он встречает осуждение – почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее тяжелое прошлое… Что он может сказать брату своему в оправдание? Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно…
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души…
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
»Брат… Прости меня… Не я устроил этот пир… И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня… Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники… Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня, и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца.
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь – на моем теле не было здорового места – здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны(Ис. 1:6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия Отца, но они еще мучительно болят при прикосновении, и мне кажется, будут болеть всегда…
Они постоянно будут напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полный самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с Отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха…
Как счастлив ты, брат, что не знаешь ее, что у тебя нет воспоминаний о ней, что ты не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не знаешь вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет… Только остатки их я принес обратно в дом Отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения Благому Отцу…
Ты видишь этот драгоценный перстень на этих грешных, уже слабых руках. Но что бы я ни отдал за то, чтобы на них не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для Отца…
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь знать никогда горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия Отца. Без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений…
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести Отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно.
Не удивляйся же, брат, милосердию Отца, Его снисхождению к блудному сыну, Его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, Его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в Отчем доме рядом с тобой. Ты как старший и беспорочный будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне черную работу. Днем мы будем работать вместе, а затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний: сожалений и мыслей о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении Отца – от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»
Добавить комментарий