Довмонт Тимофей псковский

Довмонтов город — «Русские Помпеи»

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков
Дата постройки: XIII век
Координаты: 57°49’14.2″N 28°19’47.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Князь Довмонт

История древнего укрепления

Что можно увидеть в Довмонтовом городе

Как добраться

Довмонтов город на карте

Довмонтов город сегодня является большим музеем под открытым небом. Он получил такое название по имени князя Довмонта, который в течение 33 лет правил Псковом. C XIII по XVIII века построенные здесь укрепления играли роль административного и духовного центра города. Помимо других зданий, на небольшой территории располагалось 18 православных храмов, поэтому Довмонтов город считался культовым символом древнего Пскова и был единственным в России местом, где сосредоточено так много церквей.

Макет Довмонтова города

Князь Довмонт

Литовский князь Довмонт вместе с дружиной покинул свои родные земли из-за преследования других литовских правителей. Псковичи встретили его очень доброжелательно и позвали принять княжеский престол. Чтобы инородец был крепко привязан к православной вере, в соборе Святой Троицы Пскова прошел обряд крещения, во время которого князя нарекли новым именем — Тимофей. А в 1266 году Довмонт начал править в русском городе.

В жены князь взял Марию, приходившуюся дочерью Дмитрию Александровичу Переяславскому и внучкой Александру Невскому. Довмонт пользовался большим уважением у жителей Пскова за честность и отчаянную храбрость. Много раз возглавляемая им небольшая дружина одерживала победы над превосходящими по силам врагами.

При правлении князя Псков приобрел независимость от Новгорода, что было очень важно и с политической, и с экономической точки зрения. В 1299 году Довмонт заболел и умер. А в XVI веке православная церковь причислила его к лику святых.

Город с высоты птичьего полёта

Сегодня останки правителя покоятся в красивой раке в Троицком соборе на территории Псковского кремля. Когда-то в алтаре этого храма хранился и Довмонтов меч, который как символ власти передавали от князя к князю. В наши дни историческая реликвия находится на территории Псковского музея-заповедника.v

История древнего укрепления

До XIII века территория у подножья Крома, южнее крепостной стены — Перси была частью псковского Посада. Потом ее отделили каменной Довмонтовой стеной и сделали административным центром города. Роль церковно-государственного сердца Псковских земель Довмонтов город играл до XVIII века. Кроме того, он служил псковичам в качестве некрополя, и здесь хоронили самых известных жителей города.

До XIV века южнее нового укрепления, на правобережье Великой простиралось болото. Потом его осушили, покрыли мостовой и устроили там Торг. А в самом Довмонтовом городе, благодаря стараниями псковских каменотесов и зодчих, появилось 18 храмов, посвященных христианским святым и праздникам.

Вид на крепостные стены Довмонтова города с противоположной стороны реки Великая

Почему же возникла необходимость строительства скольких церквей в одном месте? Оказывается, это было обусловлено не прихотью тогдашних правителей, а особенностью городской застройки древнего Пскова. В Средние века в пределах крепостных стен жили горожане, а за укреплениями Крома – посажане, то есть жители Посада. Город занимал пограничное положение на северо-западных окраинах Руси, и регулярно подвергался набегам неприятеля. Во время военных конфликтов в первую очередь страдали посажане. Поэтому было принято решение строить городские церкви в одном месте, близ кремля, чтобы в случае нападения врагов они находились под его надежной защитой.

Главный храм города — белоснежный Троицкий собор от церквей Довмонтова города отделял лишь небольшой участок крепостной стены или Перси. Поэтому уникальный градостроительный комплекс считают попыткой местных архитекторов создать здесь земной дом для Святой Троицы. В период, когда в Пскове было вече, южнее Крома располагался его духовный центр, и в местных храмах всегда было много народа.

Власьевская башня

Название «Довмонтов город» стали употреблять с 1370-х годов. В XV веке с юга от кремля появились квадратные башни — Власьевская и Рыбницкая. К реке Великой с территории укреплений вел потайной подземный ход. К концу XVI и началу XVII века церкви Довмонтова города состарились, и большинство храмов просто снесли.

В 1701 году царь Петр I отдал распоряжение подготовить Псков к Северной войне. Псковичи взялись за возведение мощной Рождественской батареи, засыпав восточную часть Довмонтова города земляными бастионами. В результате этого, три церкви с фресками оказались погребенными землей до уровня сводов, а в оставшихся храмах жители города устроили арсенал для хранения боеприпасов и оружия. В начале XIX века остатки обветшавших укреплений и вовсе разобрали за ненадобностью.

С тех пор территория Довмонтова города превратилась в поросший травой и редким кустарником пустырь. Когда в начале Великой Отечественной войны немцы вошли во Псков, они поставили здесь зенитную батарею, которая защищала оккупированный город от воздушных атак.

Рыбницкая башня

После войны погребенный под землей Довмонтов город представлял печальное зрелище. Во многих местах он был изрыт воронками от упавших авиационных бомб и снарядов.

Богатства, скрытые землей несколько веков, предстали перед взорами горожан и туристов не сразу. Для того, чтобы откопать старые храмы и фундаменты гражданских построек, сотрудники археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, трудились ни один год. Более того, археологические исследования древнего памятника продолжаются и в наши дни.

Что можно увидеть в Довмонтовом городе

Сегодня древние постройки занимают территорию в 1,35 га, и их часто называют «Русскими Помпеями». Археологам и реставраторам удалось исследовать площадь 0,9 га. Они реконструировали общий вид средневекового города, полностью раскрыли фундаменты 10 церквей и нескольких гражданских зданий, нарастили нижние части стен и вывели их выше уровня земли.

Вид на город с Власьевской башни

Среди откопанных строений в Довмонтовом городе видны фундаменты старинных храмов разных форм и размеров, мощные крепостные стены XIII века, несколько военных строений и могилы литовских воинов, в которых похоронены предположительно дружинники князя Довмонта. Лучше всего сохранились храмы Покрова Богородицы, Рождества Христова, Николы с Гребли и Святого Тимофея Гаазкого – небесного покровителя князя Довмонта. Все они были возведены в XIV веке.

Любопытно, что в одной из церквей археологи обнаружили настенные росписи. Чтобы сохранить их, специалистам пришлось перенести более 150 кв. м древних фресок на планшеты. После тщательного восстановления в реставрационных мастерских уникальные росписи экспонируются в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. По их качеству можно сделать вывод о высоком уровне живописной школы псковских изографов.

Приказные палаты

Необычной находкой считается железоплавильная мастерская, возведенная здесь еще во времена псковского Посада. В старинном горне в X-XI веках выплавляли болотную руду. До постройки Довмонтова города стоял здесь и возведенный из плинфы и известняковой плиты храм Дмитрия Солунского (1135 год), носивший тогда имя Дмитрия на Торгу. Внешне большая церковь напоминала собор Мирожского монастыря. Она была перестроена в XVI веке и окончательно разобрана за ветхостью в 1830-е годы. Когда исследователи раскапывали остатки храма, они увидели на плинфе княжеский знак династии Рюриковичей.

Работая на территории Довмонтова города, археологи нашли немало других любопытных предметов, пролежавших в земле несколько столетий. Это – пластинчатый доспех XIV-XV веков и фрагменты кольчуг русских воинов, множество наконечников средневековых стрел и копий, более пяти сотен свинцовых печатей, оставшихся от владычного архива, шпоры, чугунные и каменные ядра, обрывки берестяных грамот, браслеты и застежки.

Слева направо: церковь Рождества Христова, церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Попасть на территорию Довмонтова города можно с юга, со стороны улицы Кремль. Здесь, между Власьевской и Рыбницкой башнями, сохранилось здание Приказных палат, которое примыкает к южной крепостной стене (ул. Кремль, 4). В наши дни белокаменная постройка XVII века используется как выставочный и музейный центр. Через территорию Довмонтова города проложена широкая мощеная дорога, по которой туристы выходят к Великим или Троицким воротам, ведущим в самое сердце кремля.

Как добраться

Территория Довмонтова города примыкает к Крому с южной стороны и административно считается частью архитектурного комплекса Псковского кремля. Она находится в центре города, с севера от Ольгинского моста, проложенного через р. Великая.

Церковь святого Николая на Гребле

Рейтинг достопримечательности

Довмонтов город

Довмонтов город (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Довмонтов город

Довмонтов город — фортификационная пристройка Псковского Кремля, появившаяся в его ансамбле в середине 13 века. Первоначально город не входил в ансамбль Кремля, а считался его отдельной улицей, но с расширением поселения стал считаться полноценной городской частью. В летописях Довмонтов город впервые упомянут в конце 14 века; чуть позже здесь были построены Рыбницкая и Власьевская башня, которые можно увидеть и сегодня.

На территории Довмонтова города, прилегающего к крепостной стене, были обнаружены фундаменты и фрагменты стен более чем 10 соборов, стоявших очень близко друг к другу. В настоящее время там идут реставрационные работы, часть которых планируют вскоре завершить и открыть для посетителей четыре храма. Всего же за период истории Довмонтова города здесь было построено целых 17 храмов!

Помимо фундаментов, стен и башен комплекса здесь непременно стоит увидеть экспозицию небольшого исторического музея, где представлен макет Кремля с Довмонтовым городом, а также обратить внимание на крепостную стену Перси, где установлена композиция в честь битвы на Чудском озере.

ПОВЕСТЬ О ДОВМОНТЕ

С летописями тесно связана «Повесть о Довмонте», одно из старейших произведений литературы Древнего Пскова, сохранившееся в рукописных книгах XV-XVIII вв.»Повесть о Довмонте представляет собой жизнеописание псковского князя Довмонта, который за свое 33-хлетнее княжение в Пскове (1266-1299гг.) одержал ряд крупных побед над Литвой, Ливонским орденом, чудью. «Повесть о Довмонте» составлена во 2-ой четверти XIV в.. Это время, когда закладывались основы псковской историографии, в псковских летописях появляются регулярные записи и обширные историко-литературные рассказы псковского происхождения, что связано с подъемом самосознания псковичей в борьбе за церковную и политическую самостоятельность. «Повесть», в которой княжение Довмонта рассматривается как начало политической независимости от Новгорода, как доказательство его военной самостоятельности и равноправного участия в делах великого князя отвечала общим настроениям этого времени.

Композиция «Повести о Довмонте» проста, несколько рассказов и лаконичных сообщений о походах Довмонта в литовские и ливонские земли, о победах князя у стен Пскова следуют друг за другом в хронологической последовательности. «Повесть» начинается сообщением о том, что в 1266 г. литовский князь Довмонт вместе с дружиной прибежал в Псков, ибо «побились литовцы друг с другом», крестился, получив христианское имя Тимофей, и был посажен псковичами на Псковский стол. Сразу же после этого Довмонт совершил поход в земли литовского князя Герденя, взял в плен его жену и двух детей, на реке Двине произошла битва с литовской погоней, закончившаяся победой псковичей. В 1268 г. Довмонт участвует в походе русских князей на Раковор, а затем самостоятельно идет в Поморье и возвращается с богатой добычей.»И прославилась земля его во всех странах, и страшились все грозы храбрости великого князя Дмитрия (сына Александра Невского, великого князя Владимирского), и зятя его Довмонта, и мужей их новгородцев и псковичей», — с гордостью завершает свое сообщение об этом походе автор. Когда ливонцы стали разорять псковские земли, Довмонт выезжает в погоню и на реке Мироповне побеждает врагов. Услышав о мужестве Довмонта, к Пскову идет магистр Ливонского Ордена. Довмонт с малою дружиною, «во многой ярости мужества своего» выезжает на битву и обращает ливонцев в бегство. И снова ливонцы приходят на Псковскую землю и разоряют ее, тогда Довмонт, отправившись за ними в погоню, «пленил землю и грады их пожег». 4 марта 1299 г. ливонские рыцари приходят на Псков, разоряют посад, осаждают город. Довмонт в битве у церкви Петра и Павла «на брезе» вновь одерживает победу. Это было последнее сражение Довмонта. Описание деяний Довмонта заканчивается похвалой, в которой автор славит христианские добродетели князя и его воинскую доблесть, уподобляет ратные успехи Довмонта победам великих князей Александра Невского и Дмитрия Александровича. Сообщение о преставлении и погребении Довмонта 20 мая 1299 г. завершается плачем и «жалостью великой» псковичей о любимом князе.
Уже в XIV в. Довмонт почитался псковичами как патрональный святой, защитник и покровитель города, однако его жизнеописание по композиции и стилю не соответствует канонам правильного жития. Отличается от жития и облик главного героя, в «Повести о Довмонте» воплощен светский идеал князя, в котором нашли отражения псковские представления о «благом» князе: это прежде всего воин, готовый в любую минуту встать на защиту города. Довмонт изображается исключительно в ратных ситуациях, одно сражение следует за другим, и в этой непрерывности вечного боя, в энергичном ритме его жизни главными достоинствами оказываются решительность, горячность, готовность постоять за свою честь и славу и за честь и славу Пскова. В «Повести о Довмонте» ощутимо влияние идеалов и стиля воинских повестей.
В изображении Довмонта много этикетного. Довмонт обращается к дружине с боевым призывом, творит молитву перед боем; дружина уверяет Довмонта в желании «живот свой дати на славу», князь возвращается в Псков со множеством добычи, псковичи с гордостью встречают его. Все это традиционные моменты в изображении князя. Но следование канонам в «Повести» не механическое. Боевой призыв Довмонта, несмотря на его этикетность, неповторим по своему содержанию и мотивам. «Братья мужи псковичи! Кто стар — тот мне отец, а кто млад — тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братия, нам предстоит выбрать жизнь или смерть. Братья мужи псковичи, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество».

«Повесть о Довмонте» читалась во всех трех псковских летописях, она вошла в состав общерусского летописного свода первой половины XV в. и многих летописей XV-XVII вв. Существует несколько внелетописных редакций Повести, среди них особо выделяется так называемая Распространенная редакция, составленная в конце XVI-начале XVII вв., она отвечает всем литературным нормам жанра жития, это типичное житие.

Гостям Пскова будет интересно посетить Довмонтов город на территории Псковского Кремля. Благодаря тому что Довмонт «не терпе обидим быти», не пускал врагов на Псковскую землю, во время его княжения город активно застраивался. Были возведены новая крепостная стена и несколько храмов. А в Псковском музее-заповеднике хранится меч князя. Этим мечом в XV веке опоясывали Псковских князей, давая им наказ служить Пскову, как прославленный Довмонт.

• XVI Юношеская конференция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры и 745-летию начала княжения в Пскове Довмонта-Тимофея

• Князь Довмонт-Тимофей увековечен на памятнике Княгине Ольге в Пскове

***

«Муж доблести и чести безупречной…» — информационный сборник, посвященный 750-летию со времени начала правления в Пскове князя Довмонта-Тимофея, включает аннотированные рекомендательные списки книг, статей, Интернет-ресурсов и другую информацию, имеющую сведения о жизни и деятельности Довмонта, князя Псковского.
Пособие адресовано руководителям детского чтения, специалистам по внеклассной работе, библиотекарям и родителям.

Читать информационный сборник в формате PDF

Тимофей Меч

Homo sum: humani nihil a me alienum puto.
Рад приветствовать зашедших на мою страницу на сайте proza.ru!
Поводом для написания этих строк является активное обсуждение (в узких кругах, разумеется) моей личности. И хотя я не любитель говорить о себе, несколько слов о себе как об авторе всё же буду вынужден написать, чтобы избежать недомыслия.
Итак, родился и живу я в городе Москве (РФ). Не представляю из себя ничего экстраординарного, живу жизнью обычного среднестатистического человека. В Москве я и написал большую часть своих произведений в жанре «метафизический террор» (подробно о жанре можно прочитать в разделе «FAQ — Метафизический Террор»).
Желание писать возникло у меня не спонтанно. Оно постепенно созревало во мне по мере того, как я знакомился с художественными произведениями в жанре «хоррор» и «мистика». Мне всегда казалось, что в том или ином произведении чего-то не хватает (за редким исключением). Но здесь не идёт речь о какой-либо ущербности того или иного произведения. Скорее, о замене субъектности и объектности произведения и читателя. Я полагаю, что когда автор создаёт свои произведения ориентируясь на определённого читателя или преследуя какие-то коммерческие цели – это одно, а когда произведение создаётся ради самого произведения это нечто совершенно иное. Я много раз пытался написать что-то, но по той или иной причине откладывал. В конце концов, я решил приступить. В это время я испытывал как эмоциональный подъём, так и спад (иными словами, был полон эмоций, как негативных, так и позитивных) и на волне этого состояния я написал первые строки своего романа «Пламя Одиночества». Эти строки дались мне на удивление легко. Я не стремился как-то отразить свои эмоции в произведении, но скорее использовал их как топливо (что и продолжаю до сих пор). Я также не стремился и не стремлюсь к тому, чтобы произведения обрели популярность. Для меня главное – совершенство творчества так, как я его вижу я и если из тысячи человек один положительным образом воспримет то, что я написал, для меня этого будет вполне достаточно.
В целом всё моё творчество включают в себя три элемента:
1. Конспирология, мифология, эзотерика, оккультизм, религии, городские легенды и прочие внешние источники информации;
2. Моё личное мнение по тем или иным вопросам бытия (или небытия);
3. Художественная «оболочка» — иными словами та текстовая информация, благодаря которой произведение интересно читать.