Древнерусские церкви и храмы
Содержание
- Архитектура Древней Руси
- Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба
- Устройство древнерусского храма
- Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
- Новгородскопсковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
- Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
- Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом
- Каменная древнерусская архитектура до 9 века
- Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
- Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
- Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков
- 4 этапа развития Владимиро-Суздальской архитектуры 12—13 веков
- Архитекторы Древней Руси
- Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях
Храмы Древней Руси были удивительно живыми, радостными творениями. Сегодня набрул на свою заметку об их внутреннем пространстве.
В конце Х — начале XII века в древнерусских храмах была распространена мозаика. Основным материалом была смальта (смесь стеклянной массы и различных металлов), а также стекло и камень. Из стекла набирали фоны, изображение одежд, надписи, орнаменты; из камня — изображение ликов, рук и ног. Мозаика создавала удивительное цветовое многообразие. Так, в палитре Софийского собора в Киеве отмечено более 130 цветовых оттенков: 35 — зеленого цвета, 19 — синего, 13 — красного.
Мозаика набиралась из кубиков смальты по сырой штукатурке по заранее нанесенному рисунку. Кубики вдавливались во влажный раствор и закреплялись в нем под разным углом. Благодаря этому падающие на мозаику лучи солнечного света, пламя светильников и свечей каждый кусочек смальты отражал по-разному, отчего она мерцала и искрилась. Стены, своды, как бы утрачивая свою материальность, растворялись в блеске и сверкании смальты.
В XII веке наступает новый этап. На смену мозаике приходит фреска, которая теперь украшает не только боковые нефы, галереи, но и подкупольное пространство, алтарь. На фресках начала XII века (собор на Протоке в Смоленске) нанесены, например, изображения птиц и львов, заключенные в медальоны; тонкие и изящные по рисунку, напоминающие многоцветные ковры, растительные орнаменты, платы (живописные изображения как бы висящих на стенах тканей), полилития (роспись, имитирующая поверхность цветного камня).
Большое внимание древнерусские строители уделяли убранству полов. Их украшали мозаикой, керамическими плитками, покрывали камнем и даже медью. Так, в Десятинной церкви в Киеве крупные куски смальты (гораздо большего размера, чем для настенной мозаики) были закреплены в известковый раствор, покрывавший пол храма, и в сочетании с кусочками цветногок амня составляли многоцветные геометрические орнаменты. Мозаичные полы использовались в постройках Киева, Переяславля, Чернигова, Новгорода, Полоцка конца X — XI века.
Мозаику дополняли керамическими плитками, покрытыми разноцветной поливой (цветным стеклом, близким по составу к смальте). Мозаикой украшали пол в центре храма, в алтаре; керамическими плитками — пол боковых нефов и галерей.
В XII веке поливные плитки становятся основных материалом для покрытия пола — они найдены почти во всех русских городах, где велось в это время строительство из кирпича и камня. В зависимости от размеров в убранстве одного здания могло использоваться от полутора до нескольких тысяч плиток. Укладывали плитки на известковый раствор, глину или просто на песок.
Древнерусские мастера чаще делали плитки квадратными и треугольными. Иногда плиткам придавалась форма, позволяющая составить из низ кольцо, круг или другие геометрические фигуры. Их покрывали одноцветной поливой: желтой, зеленой, коричневой; редко — красной, белой, синей, черной. Иногда плитки украшали росписью6 когда поверх поливы одного цвета поливами других цветов наносились орнаменты в виде волн, восьмерок, фигурных скобок и т.д. В убранстве одного храма использовались плитки разных цветов, при этом они укладывались так, что цветовые дорожки, чередуясь, располагались параллельно стенам здания, по диагонали или образовывали узоры.
Под влиянием романской архитектуры полы храмов Галича XII — XIII веков набирали из керамических плиток с рельефным декором. Изображения грифонов, орлов, дополненные орнаментами, вырезали на дощецках деревянных рамок, в которых формовали плитки, затем рисунок отпечатывался на влажной глине, а во время обжига рельеф затвердевал.
Алтарь.
В древнерусских храмах престолам придавали форму столов, верхняя каменная плита которых покоилась на столбиках-ножках или на четырех стенках (кирпичных или каменных).
Алтарная преграда (позднее ставшая иконостасом) первоначально была исключительно символической границей между наосом и алтарем и позволяла молящимся в течение всей службы видеть престол, мозаики и фрески алтаря. Преграды первых храмов сооружались из камня и мрамора. Колонные преграды с резными базами (подножиями) и капителями (навершиями), размещенные между предалтарными столбами храма, поддерживали резной архитрав (горизонтальную балку). Пространства между колоннами преграды примерно на половину их высоты заполняли каменные плиты парапета. С XII века основным материалом алтарных преград стало дерево.
В дальнейшем, в первую очередь в Московии, все больше действий, происходящих в алтаре, становились доступны лишь взорам священников, и к XV веку алтарная преграда превратилась в иконостас, ставший отличительной чертой храма Московского царства.
На рубеже XV — XVI веков иконостас насчитывал пять чинов (рядов). Каждый из них занимал строго определенное место. Верхний — праотеческий, символизировавший ветхозаветную, дохристианскую церковь от Адама до Моисея (включал изображения патриархов, праотцев, в центре — Святая Троица). Следующий чин — пророческий (подзаконный период от Моисея до Христа, в центре — Богоматерь Знамение). Третий сверху чин — праздничный, новозаветный, благодатный (включает предсказания о Христе, его земной путь, события жизни Богоматери и начальную историю земной церкви, чин не имеет центральной иконы). Следующий ряд — деисусный (деисус — с греч. моление) — посвящен второму пришествию Христа в мир (в центре — Христос, восседающий на троне). Нижний чин иконостаса — местный.
(по материалам сборника Древняя Русь. Эрмитаж)
Архитектура Древней Руси
Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.
Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба
Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.
Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.
Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.
Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!
Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».
Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!
В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.
Устройство древнерусского храма
Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!
С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород
Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.
Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.
Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы
Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.
Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Спасский собор Андроникова монастыря
Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.
Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником
Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.
Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.
В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.
Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.
Золотые Ворота. XII в. Владимир
Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.
Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово
Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.
Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче
Новгородскопсковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).
Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.
Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.
Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.
Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.
В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.
Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.
Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва
От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.
Поделиться ссылкой
В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).
Десятинная церковь в Киеве
Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.
Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.
Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.
Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.
С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.
После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.
София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.
Софийский собор в Киеве
Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.
Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.
Мария Оранта — мозаика Софийского собора.
Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.
По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.
Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.
Софийский собор в Великом Новгороде
Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».
В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.
В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.
Полоцкая София
В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.
Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).
Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.
Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.
Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.
Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.
Успенский собор во Владимире
Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.
Церковь Покрова на Нерли
Технология строительства
Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.
Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.
Резьба по камню
Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.
В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.
Дмитриевский собор во Владимире
Декор храмов
Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.
Икона Владимирской Божьей Матери
Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.
Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом
Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, http://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:
- упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
- укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.
Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:
- превосходная белая кладка,
- строгая геометричность форм,
- творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
- влияние светских вкусов на церковные здания.
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.
Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
- прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
- перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
- над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Кладка с утопленным рядом
Фрагмент древней кладки
Особенности кладки Древней Руси
Архитектура Древней Руси 10 века
Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Unknown artist. Lithography print of 1826 — Памятники архитектуры в дореволюционной России, М., Терра, 2002 ISBN 5-275-00664-0, Общественное достояние, http://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3830579
Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его
- обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
- многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.
Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси 11 века
В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии — главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.
К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)
Макет-реконструкция первоначального облика собора. Сведения об авторе отсутствуют или не читаются программно. Предположительно Voevoda (основываясь на заявлении об авторском праве). — No machine-readable source provided. Own work assumed (based on copyright claims)., CC BY 2.5, http://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=513363
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.
Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков
Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой. Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.
Софийский собор в Новгороде. Фотография 1900 года AeJse Trasarebre, Swedish National Heritage Board — originally posted to Flickr as Cathedral of St. Sophia, Novgorod, Russia, Общественное достояние, http://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10278990
Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г). (Кликайте на картинку для увеличения)
Монастырь Св. Антония. Источник: http://www.gorodarusi.ru/case/72/
Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.
4 этапа развития Владимиро-Суздальской архитектуры 12—13 веков
Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре — называет особенностями памятников Владимиро-Суздальского княжества «высокое художественное совершенство и идейную наполненность».
О чём архитектура времён Владимира Мономаха?
На рубеже 11 и 12 веков Владимир Мономах строит крепость в Суздале. В 1108 г. он основывает город Владимир-на-Клязьме с могучими дерево-земляными укреплениями. В обоих княжеских городах создаются первые каменные храмы: Спасская церковь во Владимире (1108—1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало 12 в.). Эти строения не дошли до наших дней.
Архитектура времён Мономаха впервые познакомила местное население с новым строительным принципом. Материал для постройки собора — плинфу (тонкий обожжённый кирпич) — делали и обжигали здесь же, в Суздале, в больших печах; известь жгли в непосредственном соседстве со строящимся собором.
Большие храмы со светлыми огромными интерьерами являли разительную противоположность курным деревянным избам и тесным, темным, полуземляночным жилищам рядовых горожан с топкой «по-черному» и задернованной кровлей. Монументальное строительство уже на первых порах продвигало в народе идею превосходства и силы славянских князей и могущества христианского бога.
Белокаменное зодчество: какую задачу решал Юрий Долгорукий
В конце 40-х — начале 50-х годов 12 века сын и наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий — проводит градостроительную деятельность. Основывает новые княжеские крепости в черноземном «опольи» и на рубежах княжества:
- Переславль-Залесский на Клещине озере,
- Юрьев-Польскóй,
- княжеский замок в Кидекше (1152 г.),
- Дмитров (1154 г.),
- Москва (1156 г.) и др..
Новые города усиленно заселяются на льготных условиях ремесленниками, торговцами и воинским людом. Юрьевы города — это военно-оборонительные сооружения, по-своему прекрасные, суровые крепости. Их единственная и прямая задача — служить прочной опорой княжеской власти.
До наших дней сохранились:
- Спасо-Преображенский собор в (1152-1157 гг) в Переславле-Залесском, который дошёл до нас без значительных необратимых повреждений и разрушений, и
- церковь Бориса и Глеба (1152 г) в Кидекше.
Они являются шедеврами белокаменного зодчества.
Все эти постройки принадлежат к широко распространенному в 12 в. типу небольшого четырехстолпного одноглавого крестовокупольного храма с тремя полукруглыми в плане апсидами и хорами в западной трети.
Строительство Юрия подготовило местные кадры зодчих, которые мог использовать его сын и преемник, князь Андрей Боголюбский.
Архитектура Древней Руси времён Андрея Боголюбского
Строительная деятельность князя Андрея занимает небольшой промежуток времени — всего 8 лет (1158—1165 гг.). За этот короткий срок он соорудил
- дополнительные укрепления Владимира,
- Успенский собор и Спасскую церковь во Владимире,
- ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором,
- храм Покрова на Нерли и
- огромный белокаменный собор в Ростове.
Реконструкция Н.Н.Воронина церкви Покрова на Нерли в Боголюбово
Церковь Покрова Божьей Матери на Нерли (1158 — 1190 гг.)
Чистота форм обильных романских декоративных деталей говорит о том, что храмы строились с помощью мастеров романского Запада. Однако каждое здание ярко выражает ход развития именно владимирско-суздальской архитектуры.
Город Владимир за полвека сильно разросся к западу и востоку от крепости Мономаха. Продольной осью была главная улица с белокаменными воротами по концам. Золотые ворота вводили в западную часть города, Серебряные — в восточную. Композиция сохранившихся Золотых ворот (1164 г.) не находит аналогов ни в зарубежной архитектуре средневековья, ни в Золотых воротах Киева.
Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово. A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) — собственная работа, FAL, http://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=78930738
В 1940-х годах археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (с 1158 по 1165 год). Его центром был собор Рождества Богородицы.
Владимиро-Суздальская архитектура времён Всеволода III и её «лебединая песня»
Князь Всеволод Большое Гнездо строил с тем же размахом, что и Андрей Боголюбский. В столице княжества Владимире возводят новые храмы, капитально перестраивают Успенский собор (1185—1189 гг.) после пожара. Почти одновременно, в 90-х годах, строят здания
- нового княжеского двора и придворный Дмитриевский собор,
- собор придворного Рождественского монастыря (снесли в 1930 г.),
- укрепления детинца с каменной стеной и воротами, с надвратной церковью Иоакима и Анны.
В 1200—1201 гг. супруга Всеволода, княгиня Мария, строит собор второго «княгинина» женского Успенского монастыря.
Работают только свои, местные зодчие. В отношении художественного качества, первое место среди перечисленных построек бесспорно принадлежит Дмитриевскому собору (1194—1197). Это подлинный шедевр русских мастеров Всеволода, в котором с наибольшей силой проявился их архитектурный талант.
«К исходу 12 в. владимирское зодчество было готово стать творческой лабораторией общерусского масштаба…» (Н.Н.Воронин. Владимиро-Суздальская архитектура)
Наследники Всеволода продолжили развитие зодчества ещё более интенсивно. Памятники архитектуры Древней Руси этой поры либо дошли до нас в крайне искаженном виде, либо вовсе исчезли. Строительство ведётся
- в Ростове и Ярославле,
- в Суздале и Нижнем-Новгороде,
- в Юрьев-Польском.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском был «лебединой песней» (Н. Н. Воронин) древнерусской архитектуры. Через четыре года по его окончании на Руси начался период, который историки называют временем монгольского нашествия. (Кликайте на картинку для увеличения)
Надо сказать, что белокаменные храмы не всегда были белыми. Историк архитектуры Кудрявцев М. П. на основании глубоко анализа пришёл к выводу, что в конце 12 — начале 13 века фасады владимиро-суздальских церквей были разноцветными. Читайте об этом и смотрите как они выглядели в статье Разноцветные белокаменные соборы Руси.
Архитекторы Древней Руси
По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:
- строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
- собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
- Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
- стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).
Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.
Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.
Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях
Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было. Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).
Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.
В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.
Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.
Архитектура Древней Руси
Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в., времени формирования и расцвета древнерусского государства. Особенно активно каменное строительство распространяется с XI века, после крещения Руси. Первые каменно-кирпичные здания на Руси были возведены в Киеве в 90-х годах X в. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы.
В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные решения. Сложные сооружения, такие, как дворцы — Большой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов — палат, соединяемых переходами и галереями, в чем просматривается наследие деревянных построек.
Для новых типов зданий — монументальных княжеских дворцов, грандиозных городских соборов — привычная русская деревянная техника строительства была неприменима. К тому же и выработанные в Византии приемы церковного зодчества требовали иной строительной техники. Освоение Русью приемов византийской строительной техники, имевшей полутысячелетний опыт и традиции, основывавшиеся на великом античном наследии, было явлением вполне закономерным. Большую роль в освоении византийского строительного опыта сыграла церковь с ее канонизированной в то время крестовокупольной системой постройки христианских храмов.
Основными строительными материалами при возведении монументальных сооружений (дворцов, церквей, ворот и пр.) были камень и кирпич. Для Киева и многих других городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Его привозили по воде иногда за сотни километров — с Припяти, Поросья и др. В древнерусском строительстве X—XI вв. обычно применялся не тесаный, а колотый камень, который добывали в каменоломнях при помощи клиньев. Употреблялись главным образом мягкие породы камня — песчаник и известняк, но зачастую кладку фундаментов и стен вели из кварцита разных пород. В кладке (особенно со второй половины XI в.) использовался и булыжник. Из камня обычно возводили фундаменты.
Кирпич — плинфа был основным материалом, применявшимся для возведения конструкций зданий, особенно тех, в которых действовали изгибающие усилия (столбы, арки, своды, купола, аркбутаны, простенки). Плоский прямоугольной формы кирпич (средние размеры 22x30x3 см) изготовлялся из огнеупорных и каолиновых глин, иногда местных, а иногда привозных.
Основными конструкциями древнерусского зодчества X—XI вв. были полуциркульные арки, коробовые и купольные своды, которыми перекрывались все помещения. Арки, своды и купола обычно делали в один кирпич. Толщина сводов составляла обычно около 40 см. Исключительный интерес представляют конструкции аркбутанов — разгрузочных полуарок, известных в Софийских соборах Киева и Новгорода и, возможно, бывших в ряде других зданий того времени.
Из камня и кирпича на Руси строили главным образом храмы. Каменные гражданские постройки были сравнительно редки. В основном это были монументальные княжеские дворцы, о которых мы можем судить только на основании их остатков, находимых при раскопках. Возможно, что эти остатки каменных зданий принадлежат лишь каменным частям дворцовых комплексов, в которых большинство построек были деревянными.
С середины XI в. начинается новый этап в истории древней Руси и ее архитектуры. Распадение единого государства на отдельные княжества-уделы приводит, с одной стороны, к уменьшению размеров храмов, а с другой, — к более широкому распространению каменного строительства.
Значительно возрастает роль церкви и монастырей в политической и экономической жизни страны. Князья все чаще обращаются за помощью к церкви, церковь все менее зависит от княжеской власти.
В архитектуре ведущим типом культового здания становится монастырский собор.
В городах строятся феодальные княжеские дворы-усадьбы, ведется большое строительство в крупных монастырях.
Существенных изменений в строительной технике в этот период не происходит, однако следует отметить постепенное уменьшение количества камня и увеличение количества кирпича в кладке. Добыча и перевозка камня в это время становится затруднительными при строительстве в городах, расположенных далеко от каменоломен. В кладку в большом количеством начинают употреблять булыжник, собранный на полях.
Список использованной литературы
Добавить комментарий