Древние греки России

Содержание

1. Политикой древние греки называли А) искусство ведения домашнего хозяйства б) ораторское искусство В) искусство управления государством г) политический талант 2. Право возникает одновременно с появлением А) религии б) человека современного типа В) общественных институтов г) государства 3. Что из указанного связано с понятием «власть»? А) самопознание б) авторитет в) малая группа г) социальные группы 4.Какой признак отличает республику от других форм правления А) передача власти по наследству б) власть ограничена парламентом В) выборность власти г) обожествление власти 5. Кто является источником власти в демократическом государстве? А) народ б) передовой общественный класс В) представители крупного бизнеса г) интеллектуальная элита общества 6. Ни один закон не может А) противоречить Конституции б) вступить в законную силу без указа Президента РФ В) вступать в законную силу без решения Конституционного суда Г) противоречить постановлениям Правительства РФ 7.Верны ли следующие суждения? А) В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной безопасности граждан Б) В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности 1) верно только А 2) Верно только Б 3) Оба суждения верны 4) Оба суждения неверны 8. Главным законом государства выступает Конституция страны А) верно б) неверно 9.Референдум – это всенародное голосование А) верно б) неверно 10. Парламент нашей страны – Государственная Дума А) верно б) неверно 11. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года А) верно б) неверно Уровень Б 1. Закончите фразу: «Для восстановления справедливости можно обратиться к …………………. 2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются: ………….. и республики» 3.Найдите в приведённом ниже списке признаки государства А0 Единая территория Б) Налоги В) Суверенитет Г) Наличие своих законов Д) Гражданство Е) Монархия 4. Установите соответствие Ветвь власти Полномочие 1. Законодательная власть А. Создаёт законы 2. Исполнительная власть Б. Защищает право 3. Судебная власть В. Реализует принятие решений

ятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом. <…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства ВОПРОС ПО ТЕКСТУ: Автор пишет о том, что соблюдение социальных норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Приведите три обоснования этого вывода

Тест по теме «Политика и власть»

Тест по теме «Политика и власть»

1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1) Самопознание

2) Авторитет

3) Социализация

4) Урбанизация

2. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом, является (-ются):

1) Государство

2) СМИ

3) Общественные движения

4) Партии

3. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?

СМИ как политический институт:

А) не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б) служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

4. Политическая партия – это организация, которая:

1) Борется за власть

2) Решает хозяйственные вопросы

3) Объединяет людей по интересам

4) Образуется стихийно

5. Какой из признаков не характеризует государство?

1) Политические партии

2) Суверенитет

3) Правоохранительные органы

4) Публичная власть

6. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

» Основой политики является…власть»

7. Политикой древние греки называли:

1) Искусство ведения домашнего хозяйства

2) Ораторское искусство

3) Искусство управления государством

4) Политический талант

8. Подписывает и обнародует Федеральные законы РФ:

1) Президент РФ

2) Председатель правительства РФ

3) Председатель Совета Федераций

9. Одной из характеристик государства является

1) Разделение властей

2) Наличие армии

3) Осуществление тотального контроля над личностью

4) Многопартийность

10. Исключительным признаком правового государства является

1) Суверенитет

2) Наличие национальной валюты

3) Разделение властей

4) Институт президентства

11. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) Семейное положение

2) Профессию

3) Партийность

4) Права и обязанности

Тест по теме «Политика и власть»

1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1) Самопознание

2) Авторитет

3) Социализация

4) Урбанизация

2. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом, является (-ются):

1) Государство

2) СМИ

3) Общественные движения

4) Партии

3. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?

СМИ как политический институт:

А) не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б) служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

4. Политическая партия – это организация, которая:

1) Борется за власть

2) Решает хозяйственные вопросы

3) Объединяет людей по интересам

4) Образуется стихийно

5. Какой из признаков не характеризует государство?

1) Политические партии

2) Суверенитет

3) Правоохранительные органы

4) Публичная власть

6. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

» Основой политики является…….»

7. Политикой древние греки называли:

1) Искусство ведения домашнего хозяйства

2) Ораторское искусство

3) Искусство управления государством

4) Политический талант

8. Подписывает и обнародует Федеральные законы РФ:

1) Президент РФ

2) Председатель правительства РФ

3) Председатель Совета Федераций

9. Одной из характеристик государства является

1) Разделение властей

2) Наличие армии

3) Осуществление тотального контроля над личностью

4) Многопартийность

10. Исключительным признаком правового государства является

1) Суверенитет

2) Наличие национальной валюты

3) Разделение властей

4) Институт президентства

11. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) Семейное положение

2) Профессию

3) Партийность

4) Права и обязанности

Была ли у древних греков демократия?

Не далее как в сентябре 2017 года специальный Демократический фонд ООН (UNDEF) проводил в Афинах Демократический форум, в рамках которого участникам зачитывали торжественную аристотелевскую речь, вручали демократическую награду, учрежденную Афинами, водили на экскурсии «Дорогой демократии» (по агоре) и «Красота и демократия» (по Акрополю), возили на дорогущий курорт Коста-Наварино смотреть кино по программе «Фильмы и демократия». Хочется думать, что участники форума уловили иронию происходящего: ведь беседовать о равноправии сподручнее в условиях роскошных гостиниц, чем посреди трущоб. И конечно, все осознавали, что они обсуждают Очень Важные Вопросы местной и глобальной справедливости на исторической родине демократии.

Шутки шутками, но один из хорошо усвоенных Западом древнегреческих текстов — это погребальная речь, произнесенная афинским политиком Периклом в 430 году до н. э. Вот фрагмент из этого выступления, сохраненного для нас историком Фукидидом:

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.

Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого.

Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор» (пер. Ф.Г. Мищенко и С.А. Жебелева).

Подумать только! Чуть ли не все социально-политические ценностные ориентиры современности перечислены в этом абзаце: участие большинства в жизни государства, свобода без подозрительности, жизнь в удовольствие, законопослушность, защита слабых. Что может быть лучше? Впрочем, сам Перикл говорил более об идеале, нежели о действительности. Чтобы представить себе, какой была на самом деле афинская (и вообще древнегреческая) демократия, нужно понимать, кто такие эти «мы».

Древние Афины и прилегающая к ним область Аттика занимали площадь примерно в 2500 кв. км. Это — современная Москва. Только в отличие от многомиллионной российской столицы, в Аттике в самые тучные годы, скажем в 440–430-е, жило примерно 300 тысяч человек.

Гражданами считалась только десятая часть: это были свободные мужчины старше 18 лет, рожденные от афинян по обеим линиям — и отцовской, и материнской. Полными гражданскими правами из этих 30 тысяч человек обладали лишь 20 тысяч — те, кто достиг тридцатилетия.

Все остальные — рабы, женщины и иностранцы — гражданами не были.

Перикл, которого мы цитировали выше, развелся со своей первой женой, афинянкой. Во второй раз в брак он не вступил: его новая спутница жизни Аспазия была уроженкой Милета и, вероятно, гетерой. Ее положение считалось ненормальным — по всем пунктам: иностранка, куртизанка, состоятельная и образованная женщина. И только поэтому она могла вести необычную по древнегреческим меркам жизнь, то есть хоть чем-то похожую на нашу эмансипированную. Среднестатистическая же замужняя афинянка сидела на своей женской половине дома практически безвылазно — ей даже на рынок за продуктами ходить не полагалось. Женщины покидали родной очаг только ради немногих религиозных праздников.

Парадокс: афинские драматурги подарили миру такие потрясающие, сильные женские образы — Медею, Антигону, Электру, — но представительницы прекрасной половины человечества не могли ходить в театр и уж тем более в нем не играли.

Когда мы смотрим на великую Ирен Папас в роли, скажем, Электры, то мы не должны себя обманывать: от античности в кадре и фильме осталось только немного текста и отчасти пейзаж.

Так вот, у Аспазии и Перикла был сын по имени Перикл. Когда старшие дети старшего Перикла умерли от чумы в 429 году, безутешный отец умолил афинян даровать гражданство Периклу-младшему. Это было редкое исключение. Помните, в начале обзора упоминалась торжественная аристотелевская речь, подготовленная для Демократического форума? Один из величайших мыслителей древности, ее автор прожил в Афинах ровно половину жизни, но гражданином так и не стал: он был уроженцем второсортной Стагиры, городка на северо-востоке Греции. Среди бесчисленных заслуг Аристотеля перед наукой есть и классификация политических устройств греческих государств. Надо ли говорить, что к демократии он относился прохладно и считал ее допустимой, но далеко не лучшей формой правления.

Собственно, Аристотель, будучи виртуозом классификации всего и вся, различал пять видов демократии, и ни один из них не был идеален. Но даже такой титан античной науки не мог и подумать о том, чтобы уравнять мужчину и женщину: «Как различаются воздержность и мужество мужчины и женщины: мужчина, если бы он был храбр настолько, насколько храбра мужественная женщина, показался бы трусом, а женщина, если бы она была так же скромна, как скромен добрый мужчина, показалась бы болтливой; и умение управлять хозяйством не в одном и том же сказывается у мужчины и у женщины; его дело — наживать, ее — сохранять» («Политика», кн. 3, 1277b; пер. А.И. Доватура).

Что уж говорить о рабах? «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию» (там же, 1280a). И это писал умнейший из древних греков.

Получается, что афинская демократия — это закрытый мужской клуб.

В старом советском учебнике истории Древнего мира между тем говорится, что греческая демократия хоть и была такой-сякой-рабовладельческой, но все-таки допускала к управлению «гораздо больше свободных людей, чем в других странах той поры». Уточним только: свободных мужчин.

Как работала демократия, мы неплохо знаем на примере Афин. Всякий гражданин старше 20 лет имел право выступать в народном собрании. Оно заседало 40 раз в год на холме Пникс, кворум составлял 6000 человек. Помимо собрания, существовал Совет пятисот (буле), участники которого избирались сроком на один год по жребию. Для них вводились дополнительные ограничения: служить не более двух сроков подряд и не более двух раз за жизнь. Из числа советников жребием же выбирались пританы, «председатели», руководившие повседневной работой; каждому притану отводилась только десятая часть года для выполнения своих функций.

Это лишь несколько звеньев государственного механизма Афин, но и они дают представление о его характерных особенностях: прямая демократия, а не представительная, должности не просто выборные, а раздаются по жребию (никаких назначений и предварительных квалификационных условий), постоянная, частая, контролируемая ротация кадров. Справедливости ради скажем, что, конечно, не на все посты назначали по жребию: полководцев, например, выбирали, голосуя поднятой рукой, но, что интересно, вершащие судьбы народа конечности не пересчитывали, а просто прикидывали, достаточно ли их взмыло вверх.

Афиняне постоянно выбирали законодателей и судей, причем количество тех и других тоже исчислялось тысячами.

Получается, что практически любой гражданин, не занятый работой в поле или мастерской и не призванный на войну, состоял на государственной службе в том или ином качестве и получал за это деньги.

Если присмотреться к некоторым особенностям работы афинской демократии, то нетрудно увидеть знакомые проблемы. Взять, к примеру, протестное голосование. Афиняне придумали процедуру остракизма — изгнания гражданина из города сроком на десять лет. Пришедшие в собрание писали имена не полюбившихся им деятелей на черепках, потом производили подсчет и изгоняли того, против кого было подано больше всего голосов. У Плутарха есть знаменитый анекдот на эту тему: «Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмотный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду — первому, кто попался ему навстречу, — черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. „Нет, — ответил крестьянин, — я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу „Справедливый“ да „Справедливый“!..“ Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок» (пер. С.П. Маркиша).

Сравнительно недавно на Акрополе нашли 190 черепков с именем

Фемистокла, но почерков, которыми оно написано, оказалось всего с десяток — следовательно, «бюллетени» подготовили заранее противники полководца, сыгравшего решающую роль в победе над персами.

Порча «бланков» тоже была известна афинянам — археологам не единожды попадались черепки, на которых написано слово «голод»; а на одном из них гражданин начертал обращение к Кимону и предложил ему удалиться из города вместе с Эльпиникой: ходили слухи об инцесте между этим знаменитым политиком и его родной сестрой. Кстати, процедура остракизма в классическую эпоху была освоена и за пределами Афин — по крайней мере в Аргосе и Сиракузах, а возможно, еще в Милете и Мегаре.

Аристотель, как мы помним, относился к народовластию с осторожностью и скепсисом; мыслители позднего времени попросту опасались прямой демократии. Вот что писал Цицерон, которого от «золотого века» Афин отделяло лет 350:

«Древняя Греция, некогда процветавшая благодаря своим богатствам, владычеству и славе, пала из-за одного вот какого зла: неумеренной свободы и своеволия народных сходок.

Всякий раз, когда в театре рассаживались неискушенные люди, необразованные и невежественные, они начинали бесполезные войны, ставили во главе государства мятежных людей, изгоняли из него граждан с величайшими заслугами» («В защиту Луция Валерия Флакка», пер. В.О. Горенштейна).

Среди антизаслуг греческого народовластия памятно убийство в 370 году то ли 1200, то ли 1500 аргосских олигархов: их забили до смерти демократы. Не во всякой военной кампании эллины теряли столько своих граждан сразу.

Суд Сократа и вынесенный ему приговор еще один плод прямой демократии. Великому философу вменяли в вину неуважение к афинским богам и совращение молодежи. Его судил 501 присяжный. Сначала они должны были решить, виновен ли Сократ вообще. За проголосовал 281 человек, против — 220. Во втором раунде обсуждалось, приговаривать ли его к смерти. За высказался 321 афинянин, а против — 180.

То есть в необходимости смерти подсудимого было уверено больше народу, чем в его виновности!

Как бы нам ни было жаль Сократа, нельзя не отметить следующие обстоятельства:

— процедура вынесения приговора была демократической;

— от непочтительного старика всерьез ожидали, что он просто снимется с места и уедет из города, — тюрьму никто не охранял, но непреклонный философ, оставаясь до конца гражданином, отказался;

— Сократ выпил цикуту добровольно, так что его смерть нельзя считать казнью.

Все это, конечно, не умаляет мерзости произошедшего.

Вернемся к представлениям о демократии, которых придерживается ООН. Сейчас это «универсальная ценность», но она не была такой у древних греков: вот уж чем они точно не интересовались, так это универсальностью. Демократия в наши дни — это волеизъявление народа, но Афины и другие города-государства не думали о своих жителях как о народе. Ничего они не знали и о правах человека: рабство было естественной частью их жизни.

У поэта Гесиода в «Трудах и днях» прямо говорится, что нужно простому, но свободному смертному: «В первую очередь — дом и вол работящий для пашни, / Женщина, чтобы волов подгонять: не жена — покупная!» (пер. В.В. Вересаева).

Словом, греческая демократия была способом решать задачи государственного управления, одним из многих возможных, а не самоцелью.

Зато греки как никто умели смеяться над собой. Мало у какой демократии найдется такая едкая сатира на собственный строй, как Аристофановы «Женщины в народном собрании». Многие из нас согласятся с главной героиней этой комедии Праксагорой:

«Законы здесь таковские, / Что сочиняют их мертвецки пьяные. / Все вздор и несуразная нелепица». Или: «Заботы одинаковы о городе / У всех нас. Огорчаясь и печалуясь, / Слежу я за разрухой государственной / И вижу: негодяи правят городом. / А если и случится кто порядочный, / Становится десятикратным жуликом. / Зовут другого, тот — подлее во сто крат» (пер. А.И. Пиотровского).

Знакомо до боли, не правда ли?

В Древней Греции слово «охлос» означало толпу, а «демос» — граждане (не рабы и не иностранцы). Граждане владеют и живут в полисе. Поэтому когда шла война, историки не писали, что Афины воюют со Спартой. Они писали: «Афиняне воюют со спартанцами», то есть народ ведёт войну. Граждане проходили обязательную военную подготовку с 18-20 лет, а потом постоянно вызывались на сборы. В более поздний период в войнах стали участвовать наёмники. Каждый полис состоял из трёх сословий, и социальный статус человека передавался по наследству. Было сословие свободных не граждан (в Афинах их называли «митеки» — живущие рядом; в Спарте— «пириэки» — живущие вокруг). Свободные не граждане обладали всеми правами, кроме права владения землёй и политических прав. Они тоже воевали, но не на добровольной основе, а так как им было дано пристанище, они обязаны были воевать. Самое низшее сословие — рабы. У них не было никаких прав, но убийство раба в Афинах приравнивалось к убийству не свободного гражданина. У граждан были иные права, их нельзя было пытать, у них коллективная, общинная идентичность.
3 кита демократии
Уже в V веке до н.э. древнегреческие писатели использовали термин «демократия». До этого сама демократия называлась «исономия» — то есть равенство перед законом. Были и другие термины, «исополития» — равенство в осуществлении гражданских прав; «исогория», — равные права для граждан в выступлении на народном собрании.
Слово «охлос» (толпа) появилось одновременно со словом «демократия», кстати, на иврите слово «охлусия» означает население, вероятно, это слово пришло от греков. Древнегреческое полисное общество было достаточно ограниченным, люди знали друг друга. Афины считались мегаполисом, в котором в пору рассвета проживало до 250 000 жителей, из которых от 35 до 40 тысяч составляли граждане. Толпа в Древней Греции была организованной. Классическое определение демократии — это власть народа, осуществляемая народом для народа. С нашей точки зрения, любая древнегреческая демократия — это олигархия или аристократия, представлявшая 10-15% населения. Однако Аристотель противопоставлял правление олигархов (правление богатых и лучших) истинной демократии (правление многих). Всеобщее избирательное право появилось довольно поздно. Во Франции женщины получили избирательные права всего в 1946 году. Для своего времени афинская демократия была истинной демократией, которую нельзя сравнивать с современной. Как минимум 2/3 афинских граждан за время своей жизни занимали какую-то государственную должность, то есть власть не была представительной и не существовала «отдельно» от граждан.

По началу государственные должности не оплачивались и их занимали аристократы. Перикл ввёл оплату гос. должностей, правда, она была не велика, даже меньше оплаты воина, но позволяла мелкому ремесленнику поучаствовать в правлении.
Для решения самых важных вопросов требовалось присутствие, как минимум 25% граждан, а для менее существенных вопросов, кворума не было. Делегации голоса не существовало. У них были органы, как совет 500, который формировал повестку дня каждого собрания, которые происходили каждые 9 дней. В принципе, каждый мог выступить, но чтобы это не превратилось в «базар-вокзал», существовал регламент.
Иногда демократия превращалась в охлус, и принимались необдуманные решения вредящие всему обществу. Это был минус прямой демократии. Восстания масс не было. Однако существуют упоминания о том, как когда спартанская армия одержала победу, социальный порядок рухнул и произошёл скитализм — закон дубины (скитала — дубина), и дубинами было перебито 1100 богатых граждан. Но это не было восстанием масс, а скорее казнь. Многие известные древнегреческие философы, как Платон, упоминали охлусы, то есть толпы, в том числе суды, народные собрания, в контексте того, что они пытались их избегать.
В любом древнегреческом обществе, даже при олигархии, умеренной либо радикальной демократии, власть всё равно была у народа. Элементы представительной демократии появлялись в основном в Афинах и Спарте, в больших полисах относительно Греции. В глазах Аристотеля идеальный полис, это полис где проживает около 1000 граждан; со всеми жёнами, детьми и рабами — 6000. В таком полисе прямая демократия естественна.
Имя любого афинского гражданина состояло из имени, отчества и имени дема — округа, то есть то место в котором он живёт и жили его предки. Если гражданин перемещался, он мог голосовать только в своём демо, или от имени своего демо.
В произведении Ксенофонта «Анабасис» описан поход и отступление 10 000 греческих наёмников, которые добрались до персидской империи. Их командиров заманил для переговоров персидский (иранский) правитель и убил. Воины собрались и выбрали 10 новых стратегов, то есть они действовали как граждане полисов.
Выборы — это не настоящая демократическая процедура, при настоящей демократии выбирают жребием. Однако финансовых контролёров выбирали не через жребий, ими становились только самые богатые граждане. Понимали, что если человек имеет дело с деньгами, он может управлять государственным имуществом.
Критика демократии
Вся интеллектуальная элита критически воспринимала демократию. К элите относились, прежде всего, философы: Платон, Сократ, Аристотель (в меньшей степени). Для них демократия — это власть толпы, само понятие было негативным, а слово «охлократия» появилось позже. Платон, например, противопоставлял демократию (власть незнающих) власти знающих, то есть философов. В конце концов, при демократии аристократия слилась с демосом, хотя в самом начале демократическая форма всегда возглавлялась аристократией, так как только они обладали пайдея (воспитанием), военной подготовкой, ораторским искусством, и т.д. После смерти Перикла, выдающего политического деятеля, появились новые политики, которых называли демагогами. Вначале этого слово не было ругательным и означало «взывающие к народу». Они говорили громко, были популистами. Афинская демократия поменялась, это уже были люди среднего класса. Это имело и свои плюсы (они были ближе к народу) и минусы (они не имели надлежащего воспитания, не умели, что важно для политиков, выдерживать паузу). То есть толпа могла, например, принять эмоциональное решение о казни кого-то, а потом в этом раскаивалась. Они проигрывали в стратегических моментах. Среди них были интриги, они блокировали друг друга и вскоре слово «демагог» приобрело современный оттенок, доживший до наших дней. Если проводить сравнение, Перикл был совсем иного статуса, его любили, как человека «который выше», его и называли небожителем, и 14 лет подряд избирали стратегом. То не была диктатура или тирания. Но когда Афины потерпели неудачу в войне, его не избрали стратегом, и даже обвинили в каких-то нарушениях, но потом раскаялись и избрали снова. А демагоги были «в доску свои».
В период полисов и демократии в Древней Греции современного понятия «анархия» и столпотворение не было. Что-то похожее на собрание толпы появилось позже в эпоху эллинизма в Александрии, тогда уже не было полисов, а была царская власть, где уже существовали объединения и граждан и не граждан, египтян и греков, и было бесчинство толпы.
Суммируя скажем, что основное отличие древнегреческой демократии от современной в том, что первая была прямой, а сейчас — представительная. Она генетически и исторически восходит к сословному представительству.

Греки в России и СССР

Северное Причерноморье стало традиционным местом концентрации российских греков ещё во времена античности

Греческая диаспора в России является одной из самых древних, поскольку причерноморские регионы современной Российской Федерации были колонизованы греками ещё во времена античности. В период раннего средневековья русские земли наиболее часто контактировали с греческим населением южнобережного Крыма, подвластного Византии, откуда были усвоены православные традиции современной России. Прямыми потомками отуреченных крымских греков являются приазовские греки.

Однако, большинство современных греков России являются прямыми потомками греческих беженцев и переселенцев времён упадка Османской империи, когда христианские народы (в том числе армяне и ассирийцы), так как были сепаратистами, принудительно покидали её территорию. После 1812 года понтийцы активно селились в российском Закавказье, дав начало своеобразной субэтнической группе под название цалкинские греки или «урумы». Поскольку практически все они имеют понтийское происхождение, вне зависимости от страны проживания широко употребляется термин понтийские греки.

Для большинства как понтийских (грекоязычных), так и приазовских (тюркоязычных, но также православных) греков во времена существования СССР родным стал русский язык, хотя в домашнем обиходе представители старшего поколения сохраняли языки регионов исхода понтийский диалект греческого языка, либо крымско-татарские диалекты.

Своеобразный отпечаток на жизнь советских греков наложила их массовая эмиграция в Грецию в начале 1990-х годов, которая особенно сильно затронула греческие общины Казахстана и Средней Азии. Греки имеют право легального выезда в Грецию на этническом основании. Но экономический кризис в Греции привёл к развороту этого потока с конца 2000-х гг. вновь в сторону РФ, которая восстановила положительное сальдо в обмене населением с Грецией.

Динамика численности и концентрация

Согласно справочнику «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» по данным на 1889 год в Российской империи проживало 60 000 греков.

По переписи 1989 года в СССР проживало 358 068 греков, из которых в России — 91 699 греков.

По переписи 2002 года в России проживало 97 827 греков, из них 70 736 (72,3 %) в Южном федеральном округе. Местами наибольшей концентрации греков в современной России являются Ставропольский (34 078) и Краснодарский (30 540) края.

По переписи 2010 года в России проживало 85 640 греков, которые составляли 15,3 % населения в Предгорном районе и 5,4 % в городском округе Ессентуки Ставропольского края.

История формирования

Древнегреческая колонизация Северного Причерноморья — часть, одно из основных направлений процесса общегреческого колонизационного движения VIII—VI веков до н. э. (Великой греческой колонизации). Временны́е рамки древнегреческой колонизации Северного Причерноморья — середина VII—V век до н. э. Проходила в несколько этапов и на нескольких направлениях: западном (Нижнее Побужье и Нижнее Приднепровье, Западный и Юго-Западный Крым) и восточном (оба берега Керченского пролива, побережье Кавказа и Приазовья). В ходе колонизации было основано несколько десятков полисов и посёлков, среди которых самыми крупными были Боспор Киммерийский, Ольвия, Херсонес Таврический, Фанагория, Тира, Нимфей, Гермонасса.

Массовое переселение греков на русские земли началось в середине XV века, после нашествия турок и падения Константинополя, и продолжалось в ограниченном масштабе вплоть до начала Первой мировой войны.

В конце XVIII — начале XIX вв. возникли крупные греческие общины в Одессе, Балаклаве, Таганроге и других городах Новороссии. Греки занимались сельским хозяйством, ремеслами, мореплаванием, торговлей, производством кондитерских изделий. Из среды российских греков вышли известные предприниматели, общественные деятели, учёные.

10 марта 1866 года появился важный указ царского правительства, который дал возможность турецкоподданным армянам и грекам селиться в России, а также защищал их юридически и экономически.

В XIX веке подданными Российской империи стали закавказские, главным образом грузинские греки, большинство из которых жило на черноморском побережье.

По переписи 1897 года, в Российской империи 187 тысяч человек говорили по-гречески, и ещё 23 тысячи жителей Екатеринославской губернии говорили на турецко-татарских наречиях (большая часть из них — это тюркоязычные греки, переселившиеся из Крыма в конце XVIII века). Таким образом в Российской империи в 1897 году жили около 210 тысяч греков, из них 72 тысячи в Екатеринославской губернии.

Большая волна греческой миграции в Россию имела место в 1949 году после завершения Гражданской войны в Греции. В СССР выехали греческие коммунисты и члены их семей. С 25 сентября по 1 ноября 1949 года их вывезли на советских судах из Албании в условиях секретности. К началу 1955 года в СССР проживало 17,5 тыс. греков-политэмигрантов. Многие греки-иностранцы попали в советские спецпоселки. По состоянию на 1 января 1953 года в СССР на спецпоселении числились 28388 «иноподданных», из которых гражданами (подданными) Греции были 23609 человек.

Примечания

  1. Крымские греки рады возвращению в состав России // Видео НТВ.Ru
  2. История греков в России :: Греция от greek.ru
  3. Греки в России (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2014. Архивировано 27 мая 2014 года.
  4. The ‘right to Return’ and the Meaning of ‘home’: A Post-Soviet Greek … — Eftihia Voutira — Google Книги
  5. Демоскоп Weekly. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию. Павел Полян. (Опубликовано в: Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. М.: ОГИ, 2005 с. 493—519)
  6. Вести. Ru: Российские греки возвращаться на историческую родину теперь не спешат
  7. «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи». — Демоскоп Weekly, 24 января — 6 февраля 2005. — № 187—188.
  8. Демоскоп Weekly. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР
  9. Демоскоп Weekly. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав населения Российской Федерации
  10. Понтийские греки. Кто они?
  11. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
  12. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
  13. Калинин А. А. Греческий конфликт в контексте становления биполярной системы (1944—1953 гг.) Т. 2. Дисс… докт. ист. наук. — Киров, 2018. — С. 69.
  14. Калинин А. А. Греческий конфликт в контексте становления биполярной системы (1944—1953 гг.) Т. 2. Дисс… докт. ист. наук. — Киров, 2018. — С. 70.
  15. Бердинских В. А., Бердинских И. В., Веремьев В. И. Система спецпоселений в Советском Союза 1930—1950-х годов. — М.: Политическая энциклопедия, 2017. — С. 187.

Ссылки

  • И. Г. Джуха СПЕЦЭШЕЛОНЫ ИДУТ НА ВОСТОК История репрессий против греков в СССР: депортации 1940-х гг. СПб., Алетейя, 2008, 560 страниц

Европа

Австрия • Албания (Северный Эпир) • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Грузия • Италия • Кипр • Македония • Мальта • Молдавия • Польша • Россия • Румыния • Сербия • Турция • Украина • Франция • Чехия

Азия

Азербайджан • Армения • Израиль • Казахстан • Киргизия • Ливан • Сирия • Узбекистан

Африка

ДРК • Египет • Замбия • Зимбабве • Судан • Эфиопия

Америка

Аргентина • Багамские Острова • Венесуэла • Канада • Мексика • США • Чили

Австралия и Океания

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

История греков в России

Вряд ли найдется другой народ, судьбы которого настолько тесно переплелись с судьбою народа русского, как греки. От самых истоков русской государственности, начавшей складываться еще в Киевской Руси, и до современной эпохи культурные связи и взаимопомощь русского и греческого народов не прерывались не на миг.
Тем не менее, историю собственно греческой диаспоры в России принято отсчитывать с трагического дня взятия турками Константинополя – 29 мая 1453 г., хотя первые переселенцы начали прибывать на территории, находившиеся в сфере влияния русских земель, еще в конце XIV в.
После падения Града Константина большая часть вынужденных переселенцев выбрала своим новым домом венецианские владения в восточном Средиземноморье, а также Аппенинский полуостров и другие страны Западной Европы. Однако были и те, кто предпочел переселиться в северные балканские и придунайские земли, а также на Крымский полуостров и в Закавказье.
Для иммигрантов Россия тогда не являлась некой особой точкой притяжения: несмотря на единую веру, бывшие подданные Византийской империи вполне оправданно считали Великое княжество Московское неудачно расположенным в географическом отношении, неблагоприятным в отношении климата, экономически отсталым и социально чуждым себе. С другой стороны, и Великие князья — по крайней мере, до начала XVI в. – не стремились привлечь на свои земли греков и использовать их таланты земледельцев или пополнять ими свои войска.
Потому и упоминания о греческих поселениях в XV – XVI в. в русских летописях крайне незначительны. Лишь после брака Софии Палеолог с Иваном III, состоявшегося в 1472 г., приток греков (в основном из Италии) в далекую Московию несколько увеличивается. И в первую очередь это касается интеллектуальных верхов — знати, монахов, ученых и купцов.
Но лишь век спустя, с провозглашением патриаршества на Руси Вселенским Патриархом Иеремией II, эта интеллектуальная иммиграция выходит на новый уровень.
Не будет преувеличением сказать, что именно этот период следует считать величайшим расцветом греко-русских религиозных и культурных связей. В частности, как раз в этот момент на всю Россию прогремели имена таких великих греческих иерархов и ученых, как Михаил Триволис, более известный в российской историографии как Максим Грек, Арсений Элассонскй, Иероним II, патриарх Иеросалимский, патриарх Московский Игнатий, братья Лихуды, основатели Славяно-греко-латинской академии. Однако они были далеко не единственными греками, внесшими в эту эпоху свой вклад в русскую культуру.
Возможно, в гораздо большей степени духовно-культурному возрастанию крепнущего российского государства способствовали безымянные ученые клирики, писцы, художники, учителя греческого языка, которые своей деятельностью определили не только ориентацию православной церкви, но и всё культурное развитие Великого княжества.
Связи же между рядовым русским и эллинским миром участились в конце 17 и начале 18 в. – главным образом в результате стремления Петра Великого (1689-1725) и его наследников объединить христианские народы Юго-восточной Европы и Кавказа в ходе русско-турецких войн. Тогда помимо ученых и монахов– как из Западной Европы, так и с находящихся под властью турок территорий – в Россию стали прибывать солдаты и моряки. Хотя их число было несравнимо меньше того «потока», который хлынет на территорию Южной России во времена Екатерины II, так что из них станет возможно сформировать специальные греческие отряды.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что уже с XVI в. в некоторых городских центрах Западной России и Южной Украины образовались очаги греческой торговли. А некоторым из этих центров проживания греков — в частности, во Львове, в Киеве, Нежине и Харькове, а позже в Елизаветграде (совр. Кировоград) – удалось добиться у Москвы и Петербурга особых привилегий при ведении финансовой деятельности.
В течение многих веков тесные связи с Москвой поддерживали крымские греки. Особо примечателен тот факт, что они сумели пережить набеги готов, гуннов, аваров, хазар, и даже покорение полуострова татарами в 1223-1253 гг. Причем, при этой власти именно представителям местной греческой диаспоры поручались все дипломатические миссии.
Распространение османского владычества на Южный Крым в 1475 г. облегчило связь живших здесь православных греков с единоверцами по ту сторону Понта Эвксинского. Эта наладившаяся связь обеспечила приток сюда новых поселенцев, тем более что на самом полуострове уже была налажена модель мирного сосуществования греков с мусульманами и представителями иных, не православных вероисповеданий. Но больше всего увеличению крымской диаспоры в эту эпоху способствовал тот факт, что Южный Крым вел оживленную торговлю с Константинополем, и местным греческим купцам удалось полностью вытеснить из Черного моря западноевропейские торговые гильдии – в первую очередь генуэзцев и венецианцев.
Результатом этого стало показательное численное преимущество греческого населения перед остальными народностями, населявшими эту область к середине ΧVI в.: 19 000 из 36 000. Лишь к концу 18 в. демографическая картина здесь изменилась в пользу мусульманского населения в результате переселения греков вглубь российской территории, в Приазовье.
Упомянутое переселение происходило летом и осенью 1778 г. с разрешения татарского хана Шагин-Гирея, благодаря подкупу некоторых его приближенных, при посредничестве греческого митрополита Кафы и Готии, Игнатия, и при помощи великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, выразившейся в предоставлении транспорта и иной материальной поддержке.
Переселенцы, оставив свои дома в крымских городах, двинулись сначала через Перекоп и крепость Александровскую. Затем они разделились на две большие ветви: одна, меньшая, двинулась к Екатеринославу, а основной поток повернул к Славянску и Бахмуту. В конце концов, большинство пришло на берега реки Соленая, где и было решено основать новый город – Мариуполь. Однако климатические условия заставили их тут же просить у русских новое место для поселения.
И по ходатайству митрополита Игнатия в Петербурге решение было найдено: грекам было предоставлено более южное место для поселения, на берегах реки Калмыш, также недавно основанный город Павловск, который после их прихода был переименован в Мариуполь. Из этого города, в свою очередь, в первоначальный Мариуполь были переселены казачьи семьи, который теперь в свою очередь был назван Павлоградом – в честь наследника российского престола. Так был основан греческий Мариуполь, а также греческие поселения по всей приазовской области.
При этом по разным оценкам на новые места проживания пришло до 30 000 греков. Однако – и в этом еще раз проявилась природная способность греков к добрососедству – сюда отчасти записали и те инородные семьи, которые вместе с ними вышли из Крыма. Тем более, что уже в следующем поколении они вполне ассимилировались с греками. Отчасти причиной для столь преданного следования за греками являлись те привилегии, которые Екатерина ΙΙ признавала за греческими гражданами своего государства.
Впрочем, самих греков даже эти привилегии в некоторых случаях не могли заставить надолго остаться на новых местах, и некоторые сразу предпочли вернуться на старое место жительства. До 1780 г. такие возвращения были незаконными. Однако с момента занятия в 1783 г. Крыма русскими войсками, а затем с 1793 г. после официального включения Крыма в состав Российской Империи все вернувшиеся были признаны проживающими здесь на абсолютно законных основаниях.
Характеризуя в целом политику Петра I и его преемников в отношении греческого населения, можно заметить, что она во многом совпадала с политикой в отношении других православных народов. А именно, российские властители всячески поддерживали переселение украинцев, самих русских, славян, армян, болгар и греков в различные пограничные области, особенно – в «проблемные», там, где до того господствовала мусульманская вера.
Целью такой политики (которая продолжалась практически до начала Ι Мировой Войны) было, с одной стороны, утверждение российского господства на новых территориях, а с другой – демографическое, экономическое и социальное развитие этих областей. Со своей стороны, иностранцы получали благоприятные условия и привилегии для экономического развития этих территорий. В частности, такой режим «экономического благоприятствования» был установлен в Мариуполе, причем сопровождался он предоставлением известного самоуправления, возможностью иметь собственных судей и полицейских, а также строить собственную систему образования.
Такая «колонизационная» политика российских властей была связана в первую очередь с расширением территории самой Империи в периоды правления сначала Петра Ι, затем Елизаветы (1741-1762) и, наконец, самого большого – в период правления Екатерины ΙΙ (1762-1796). Приобретения последнего из этих царствований были обеспечены в первую очередь тремя последовательными разделами Польши (1772, 1793 и 1795 гг.), а также успешными операциями в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1789-1792 гг. В ходе этих завоеваний русские окончательно закрепили за собой Азов (потерянный в 1711 г.) и Таганрог (потерянный в 1739 г.). Их принадлежность была закреплена в 1774 г., причем теперь к ним прибавились еще Геникале и Керчь.
В 1792 году русские включили в свои владения также приморскую косу, которая включала в себя Херсонскую область близ устья Днепра, Николаев, основанный в 1789 г. при слиянии рек Буг и Ингул, Мариуполь и Одессу, которая была основана в 1794 г. После восшествия Екатерины II на трон в результате ряда административных реформ эти новоприобретенные области к востоку от Днепра были объединены в одну новую административную область, которая получила название «Новороссийская губерния». К этой же области была приписана и присоединенная по Кучук-Кайнарджикскому мирному договору область между реками Днепром и Бугом. Все эти территории стали известны как Новороссия, причем это название осталось за ними и после присоединения Бессарабии в 1812 г.
Именно здесь, на юге России, и была в полной мере реализована беспрецедентная по своим положительным результатам программа Петербургских властей по заселению новых земель лояльными иностранцами. Достаточно сказать, что за 75 лет ее последовательного проведения население этой области увеличилось с 63 000 в 1782 г. до 3,4 млн. в 1856 г.
Что касается греческого демографического вклада в развитие этого региона, то в основном оно произошло за счет уже упомянутого нами переселения из Крыма в Приазовье. Новый же приток греков в эти области начался в результате таких дополнительных факторов, как ужесточение политики по отношению к иноверным в Оттоманской империи и вольное или невольное участие греческого населения островов в поддержке восстаний против турецкого владычества – главным образом в ходе военных столкновений русско-турецких войн. Кроме того, этому способствовало и особое благоволение Екатерины к эллинам, которые были для нее идеологическим обоснованием знаменитого «Греческого проекта».
Поэтому неудивительно, что первый мощный поток греков из исконных греческих областей в Россию пришелся именно на время первой русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. Первая его волна, состоявшая из безоружных переселенцев, устремилась из Малой Азии на Ионические острова, а оттуда – во владение Габсбургов на Адриатике и на Северных Балканах. Вторая же – и более многочисленная – последовала в 1775 г. за русским войском из Эгеиды на северные берега Черного моря. При этом Кучук-Кайнарджикский мирный договор особым пунктом предусматривал возможность свободного переселения с турецких территорий христианских семейств в Новороссию. Первым с призывом осуществить это переселение к грекам обратился Алексей Орлов, глава русского войска. Однако его воззвание не убедило понтиев, и они послали новое посольство – на сей раз в Петербург к самой императрице, чтобы еще раз обсудить условия переселения.
Результатом этого обращения стал указ Екатерины Великой от 28 марта 1775 г., в котором подробно перечислялись условия, на которых греческие переселенцы могли приезжать в Керчь и Геникале. В то же время с отходом российских войск обострилась обстановка на Пелопоннесе, и новая волна переселенцев хлынула уже оттуда в Таганрог (после обещания наместника Новороссии, князя Потемкина, предоставить им те же привилегии, что и жителям Мариуполя) и в Крым, куда в то же время стали возвращаться некоторые из тех их соотечественников, которые поселились в Приазовье.
Таким образом, понемногу Крым стал себе возвращать то этническое и экономическое положение, которое он занимал до исхода отсюда во внутренние области России греческих семей, о котором было сказано раньше, и к 1830-м гг. здесь проживало уже до 8000 греков. При этом в греческой диаспоре сложилось достаточно интересное распределение видов деятельности: в то время как отцы и деды вернулись к тем ремеслам, которыми они занимались и на родине, юноши стали обращаться больше к военной службе.
Именно деятельности их спонтанно образованных отрядов Российская Империя обязана, в сущности, присоединением оставшейся части Крыма к своим владениям. Положение этих отрядов было быстро узаконено образованием сначала т.н. «Албанского войска», а затем и Греческого пехотного полка., к4оторый после присоединения всего полуострова к России стал выполнять функции постоянного сторожевого отряда в районе Балаклавы. Подобные этому ополчения вскоре стали появляться и в других регионах Новороссии (например, Одесский греческий дивизион, организованный в 1795 г.).
Впрочем, в жизни все складывалось не так хорошо, как на словах. Несмотря на расположение императрицы, многие ее указы на практике не выполнялись, так что греки из Керчи и Геникале были вынуждены обращаться к губернатору Новороссии с требованием соблюдения признанных за ними привилегий. После же того, как и эти требования были оставлены без внимания, большая часть Греческого полка оставила Керчь и Геникале и переселилась в Таганрог. Только обещание светлейшего князя Потемкина выплатить им задержанное жалование, разрешение повседневно носить национальные одежды и организовывать военную службу в соответствии со своими обычаями позволили сохранить лояльность этих греков к России. Мало того, речь заходила тогда даже о том, чтобы превратить Таганрог в город с исключительно греческим населением и назвать его… Спартой.
Впрочем, подобные моменты разочарования отнюдь не уменьшали поток греческих переселенцев в Россию. Например, в результате нестабильности, вызванной спором Франции и Испании за остров Минорку, почти все греческое население этого острова перебралось сначала в Херсон, а затем – в Павлоград. Много их соотечественников прибывало и с северо-балканских территорий, и только особые торговые льготы правительства Габсбургов смогли приостановить это переселение.
Дополнительным стимулом переселения на юг России, причем не только для греков, стало планомерное основание здесь практически на ровном месте крупных городов, наиболее известным из которых стала Одесса. Характерно, что уже в самый год ее основания митрополитом Херсона в городе был освящен первый греческий храм.
Подобные события крайне волновали Высокую Порту, так как становилось видно уже невооруженным глазом, что производительные силы Оттоманской империи утекают на север, усиливая и без того быстро разрастающееся враждебное государство. Однако заявляя протесты российскому правительству, османы не делали должных внутренних выводов для исправления ситуации. Греки, впрочем, не спешили принимать российское подданство: с их точки зрения это означало порвать свою связь с одноплеменниками, оставшимися в Турции, а кроме того уменьшало надежды на объединение народа для освобождения Родины, находящейся под османским игом. Впрочем, это нисколько не мешало им преданно служить приютившей их стране, что наиболее проявилось во время войны с Наполеоном.
Говоря о переселении с Понта в этот период следует заметить, что территории современной Украины и Северо-Восточного Причерноморья не были основным направлением греческой миграции. В первую очередь связано это было с тем, что переселявшиеся сюда греки были вынуждены менять не только место жительство, но и род занятий, поэтому переезд сюда из Южного Причерноморья носил скорее спорадический характер. Но было другое направление, куда понтийцы переселялись гораздо охотнее и где они продолжали заниматься земледелием и своими традиционными ремеслами: с первых десятилетий XIX в. и вплоть до Октябрьской Революции все большее их число устремляется в российское Закавказье.
Собственно, первые переселения греков в эти области относятся еще к концу XVIII в, когда их приглашали сюда грузинские цари для работы в ювелирных мастерских. Однако настоящие «исходы» греков в Закавказье начинаются после присоединения Грузии к России в 1801 г., когда приглашение греков на эти земли (в рамках реализации все той же программы, что началась еще при Петре Великом) начинают следовать одно за другим. Этому процессу не помешало даже то, что турки воспользовались временным ослаблением внимания России к этим территориям во время вторжения Наполеона, и ненадолго поставили их часть под свой контроль. Отток понтийцев из пределов Османской империи еще более усиливается в 1820-е годы, когда отношение к грекам заметно ухудшается в свете произошедшей освободительной революции 1821 г.
Следующим этапом этого процесса стал отход христианского населения на территории Российской империи вслед за русским войском после войны с Турцией 1828 г. Вместе с греками на этот раз массово уходили и армяне с той только разницей, что армян вытесняли с их территорий османы, а греки уходили по собственной инициативе. В этот же период окончательно завершился исход греков из внутренних районов Малой Азии ближе к морю, откуда было проще продолжить путь на восток или на север. Маршрут же тех греков, кто уходил на восток, был один: Карс – Гюмри – Тбилиси – Цалка. Именно в этом последнем городе организовалась наиболее многочисленная греческая община, хотя кое-кто останавливался и на предыдущих этапах пути. Характерно, что расселяясь в окрестностях Цалки, греки давали заселяемым поселениям те же названия, что носили и деревни, оставленные ими в Турции. Впрочем, переселение могло бы быть гораздо более массовым, если бы не набеги черкесов, избавления от которых до поры до времени никто не мог гарантировать новым жителям этих областей. Лишь при десятилетнем правлении на Кавказе графа Воронцова (1845-1854) эта опасность была несколько смягчена.
Во второй половине столетия переселение христиан с южных берегов Понта происходило с разной интенсивностью, но неуклонно. Немаловажную роль в этом играла и возобновленная русским правительством с новой силой программа по привлечению новых поселенцев на свои территории: каждому из них, независимо от возраста и пола, при пересечении границ Российской империи немедленно выдавалось 5 серебряных рублей на подъем. Даже Франция и Великобритания уже начали бить тревогу в связи с этим: из-за ухода опытных в мореплавании и торговле греков с мест своего исконного проживания под угрозой оказалось само существование налаженных торговых путей в Черном море. Стоит ли говорить, что в самой Османской империи к этому моменту началась уже форменная паника, выразившаяся в обмене резкими нотами с российским послом в Константинополе.
Тем не менее, русским дипломатам в Константинополе и Трапезунде в 1863 г. удалось в очередной раз заставить Порту подписать указ о свободном переселении христианского населения на российские территории. В результате произошел очередной бурный всплеск миграционной активности. А подготовили его два взаимосвязанных обстоятельства: покорение горных районов Кавказа русскими войсками и дискриминационная политика османов в отношении христианского населения. Побежденные солдатами русской армии горцы Кавказа, в массе своей исповедовавшие мусульманство, естественным образом обратили свои взоры к Турции, которая обещала принять своих единоверцев.
И вот когда в Трапезунд стали прибывать суда с мусульманами из Российской империи, то оказалось, что власти принимающей стороны переоценили свои возможности: в переполненном беженцами портовом городе разразились эпидемии, и основные тяготы уже не только по приему гостей с Кавказских гор, но и по уходу за больными тяжким бременем легли по указу Порты именно на греков Трапезунда. Россия, в свою очередь, столкнулась на опустевшем Кавказе с противоположной проблемой: переселяемые сюда коренные народы, издревле населявшие равнинную часть империи, оказались абсолютно неспособными к акклиматизации в горной местности. Поэтому разрешение на переселение 1863 г. одновременно решало и проблемы заселения Кавказа, и давало возможность грекам покинуть город, охваченный болезнями. Именно к этому периоду относится основание таких (тогда еще малых) городов, как Кабардинка, Геленджик, Красная Поляна и Высокая.
Однако основная масса греческих семей поселилась все же к югу от Туапсе, на территории современной Абхазии, где ими были основаны поселения, носящие имена представителей тогдашнего Греческого королевского дома: Георгиевское, Ольгинское и Александровское. К этому же периоду относится прибытие новых греческих беженцев в Сухуми и Цалку.
Последняя волна греческих иммигрантов из Турции в Россию датируется 1922-23 гг. Многие греки из Трабзона стремились через Батум попасть в Грецию, но гражданская война помешала части населения в этом переселении, зачастую оставляя семьи разбросанными по разным местам.
В 1937-38 гг. открывается новая кровавая страница в истории эллинизма Советского союза, которая связана с периодом сталинских репрессий. По обвинению в «государственной измене и антиправительственной деятельности» (58 статья) начинается волна арестов, тюремных заключений и последующих казней греческого населения, которое насчитывало около 450 тысяч человек и 1/3 из которых имела греческое гражданство. Всего прошло четыре волны массовых преследований, которые начинались в следующие даты: 30 октября 1937, 8 февраля 1938, 29 июля 1938 и 26 февраля 1939. Тысячи греков были осуждены как «враги народа» и сосланы в лагеря в Сибирь.
Перемещение греческого населения в сторону Центральной Азии продолжается и в следующее десятилетие. Первыми греками, которые переселились в начале 40-х гг., были жители Кубани (юг России) и Керчи (древний Пантикапей) Восточного Крыма в Алма-Ату в Казахстане (в основном переселялись подданные Греции). В июне 1944 г. греки Крыма ссылаются в Узбекистан и Сибирь. 13 июня 1949 г. (они сохраняют греческое подданство) греки понтийского происхождения с Кавказа (в основном из Абхазии, где располагаются греческие поселения) с формулировкой «особая депортация» были сосланы в Центральную Азию. Пятнадцать дней спустя из этого района были депортированы и греки с советским гражданством, они были обязаны заявить, что покидают эти места добровольно. Точное число депортированных не известно. Но исследования показывают, что это от 40 до 70 тысяч человек.
В это же время переселяются последние греки из района Краснодара. По оценке исследователя И.Г. Джухи, автора многотомного проекта «Греческий мартиролог», посвященного грекам-жертвам сталинских репрессий (уже в свет вышли «Греческая операция» и «Спецэшелоны идут на восток»), в 1937-38 гг. было арестовано около 23-25 тысяч греков, 90-92% из которых были расстреляны. Сам исследователь считает, что в 40-е гг. в Сибирь, на Урал, в Казахстан и Центральную Азию было переселено около 65 тысяч греков. Если к этим чисткам и преследованиям добавить жертв коллективизации 1929-1933 гг., число греков-жертв репрессий по оценке И.Г. Джухи составляет 110-120 тысяч человек.
Советский историк греческого происхождения Н. Иоаннидис называет три причины депортации греков советскими властями: греки СССР считались подозреваемыми после поражения Демократической армии в Греции, правящая партия в Грузии имела националистические взгляды и считала греков чуждым элементом и, наконец, развивающейся промышленности Центральной Азии требовались рабочие руки.
К счастью, ничто на этой земле не вечно, в том числе и страдания. Принудительное переселение греков в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее стало последним их странствием-испытанием в России. Однако уже во время этих гонений они доказали советским властям их ошибку: именно среди греков оказался удивительно высокий процент героев СССР. Удивительный для тогдашнего руководства страны, но не для самих греков или русского народа, который всегда принимал греков как братьев и получал в ответ не меньшую любовь и уважение.
Прекрасные врачи, удивительные учителя, талантливые музыканты, деятельные предприниматели – такими останутся в истории греки России ХХ – начала XXI вв. Сейчас на территории нашей страны их около 100 000, и хочется верить, что это число будет только расти. И дай Бог, чтобы впредь это было связано не со страшными катаклизмами, подобными тем, о которых мы рассказали в нашем очерке, а только с искренней любовью к нашей общей Родине – России.
Дмитрий Кикоть, Специально для проекта «Греция от Greek.ru»