Духовные ценности

Духовные ценности человека — что это такое

В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.

Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.

Материя и дух

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.

На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.

К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.

С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.

К материальным ценностям относятся:

  • денежные знаки;
  • товары в магазине;
  • драгоценности;
  • недвижимость;
  • предметы роскоши.

Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.

К духовным категориям относят:

  • дружбу;
  • любовь;
  • преданность;
  • взаимопонимание;
  • творчество, искусство;
  • религиозные чувства;
  • нравственные идеалы;
  • моральные качества.

Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.

Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно. К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.

Духовные категории:

  • красота;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.

С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть, счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей материальными — отличительная черта нашего времени.

Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Духовные ценности – это те вещи, которые никогда не выходят из моды, и они одинаковы на все времена. Это нематериальные вещи, которые лежат в основе формирования человека как личности, его устремлений, поиска себя, индивидуального взгляда на реальность, которая его окружает.

Духовные ценности помогают человеку делать выбор, принимать те решения, которые окажутся правильными.

Так что же можно отнести к этим духовным ценностям? Узнаем из статьи.

10. Время

Большинство людей пользуются только материальной ценностью времени, заботясь о развлечениях, обретении социального статуса и накоплении денег.

Но время обладает еще и духовной ценностью – человек, в отличие от животных и растений, имеет способность к самосознанию, а разум и самосознание приводят к самопознанию и избавляют человека от материальных страданий.

Важно принять тот факт, что время уходит, и его не нужно растрачивать зря, а заниматься духовной практикой. Люди перед смертью думают только об одном: «Я неправильно растрачивал свое время», это происходит из-за того, что мы думаем о материальных вещах, привязаны к материальному, и нам больно, когда мы лишаемся всего.

Но человек, занимающийся духовной практикой, не привязан к материальному, познавая свою духовную природу (вечность, блаженство, знание) все больше понимает, что такое духовная ценность времени.

9. Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

8. Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

7. Свобода

Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.

То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.

6. Красота

Красота – самая загадочная духовная ценность, каждый человек понимает ее по-своему. Если сделать опрос среди людей, то результаты будут разными.

Для кого-то красота – это птица, которая клюет семечки из руки человека, для кого-то – это роскошный английский сад… Поэтому можно сказать, что красота – это то, что нас окружает. Она есть во взаимоотношениях людей, в нас, в других, в природе.

Именно красота вдохновляет на то, чтобы творить – она побуждает музыкантов, писателей создавать настоящие шедевры, которые не теряют своей уникальности через века… Это очень тонкая субстанция, и понять ее может только тонко чувствующий человек.

5. Искусство

Искусство – это духовная самореализация человека посредством чувственно-выразительных аспектов – рисунка, звука, письма, света и т. д.

Искусство помогает каждому человеку почувствовать прекрасное, делает его духовно богаче, дарит энергию и приносит смысл жизни. Если бы не было искусства, то мы бы жили только теми вещами, которые нас окружают (обыденными), и не было бы возможности расти, прогрессировать.

Человек, который связан с искусством – наполнен энергией и сам способен творить окружающую реальность. Чаще всего творец начинает искать свой собственный смысл, прежде не встречавшийся среди людей.

4. Творчество

Творчество свойственно каждому человеку, но не все это в себе открывают. Это создание чего-то нового, того, что раньше не встречалось.

Обычно считают, что творчество – это создание произведения искусства, написание классической музыки, однако маленькая девочка, например, которая написала в своей тетради пару строк про медвежонка, гуляющего по лугу – это уже творчество, она творец и создала что-то новое.

Творчество – это способность создавать новое, оно всегда возвышает душу и облагораживает личность.

3. Истина

У людей появляется блеск в глазах, когда речь идет о поиске правды, истины. Это естественное желание человека познавать мир, в котором он живет, а также самого себя. Истина – это духовная ценность, она многое дает человеку – с ее помощью мы можем анализировать происходящее, свои поступки, рассматриваем те или иные действия, которые совершаем, на предмет нравственности и правильности. Для каждого истина имеет свое понимание – для одного будет свято то, что для другого не имеет никакой значимости. Истина – это то, что проверено временем и опытом.

2. Любовь

Любовь – это самая высшая духовная ценность, которую только можно себе вообразить. Без нее не представляется человеческое существование.

Многие по ошибке считают, что если у них нет любимого человека, то и нет любви. Однако любовь – это мы сами, наша сущность. Любить можно птицу, поющую за окном, новый день, весенний ветер, улыбку близкого человека…

Любовь бывает разной – духовной, физической, материальной, дружеской и т. д. Любовь помогает человеку становиться лучше, облагораживает его.

1. Добро

Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.

Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.

Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.

Ценности в жизни человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Православная церковь и нравственные ценности в современном мире



Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к. именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами. Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества. В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему. Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества. Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов. Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

В этой связи сила духовной этики в настоящее время все более активно применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира человека. Говоря о воспитании, Ушинский К. Д. говорил, «что православное учение должно проникать во все сферы жизни человека».

Просветительская работа Церкви в школах проводится в разнообразных формах. Уже более 10 лет работают православные гимназии, где формируются чувства патриотизма, а также синтез веры и знания. Первая подобная гимназия была основана обществом «Радонеж» в 1991 году. Кроме того, учреждаются национальные школы, где проводятся просветительские мероприятия. Так, в частности в Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской областях ведется преподавание предмета «Основы православной культуры».

С 2000-го года в высших учебных заведениях Курска и Воронежа ведутся научно-практические и просветительские чтения и конференции — Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития социальных и просветительских проектов в студенческой среде организована ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», основателями которой стали 10 университетов Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовная академия. В ряде учебных заведений организованы часовни, которые способствуют воспитанию обучающихся на базе традиционных ценностей, формируют нравственную атмосферу среди педагогов и студентов. Нужда в более обстоятельном и долговременном сотрудничестве Церкви и науки привела к образованию в 1999 году Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве и в будущем планируется создать такую организацию в регионах России.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации. Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

Литература:

Основные понятия и суть вопроса

Рассуждая на тему основных духовных ценностей, первая ассоциация, которая приходит на ум, — это соответствие некоему общечеловеческому идеалу, являющемуся высшим проявлением культуры, воспитания и внутренней добродетели. Безусловно, далеко не каждый человек может на все 100 процентов относиться к условному обществу с высокими моральными принципами, однако это вовсе не подразумевает бессмысленность стремления к подобного рода эталонам, тем более что речь не идет о каком-то стандартном комплексе с обязательным выполнением определенных обязательств.

Часто под высокими моральными ценностями понимают некий путь, флюгер, на который следует ориентироваться в принятии жизненно важных решений, также являющихся неотъемлемой частью каждой человеческой судьбы. Также не стоит полагать, будто приверженность духовному является неким даром свыше, талантом или данностью природы, наблюдающейся у конкретного индивида, которую очень трудно привить, ведь не последнюю роль в этом вопросе играет воспитание.

Проще говоря, стремление к соблюдению высоких моральных устоев необходимо прививать с самого детства, прежде всего, демонстрируя всю важность этого аспекта на собственном примере. Естественно, не стоит забывать и о том, что многие приоритеты меняются только с возрастом в силу приобретения жизненного опыта, и именно поэтому суть этих ценных познаний порой так сложно донести до неокрепших умов.

Тем не менее существует несколько действенных методов, которые помогут добиться желаемого результата. И прежде всего следует отойти от нудных нравоучений в сторону искренних разговоров с объяснением конкретных ситуаций и донесением их морали самыми простыми словами, ведь недаром говорится, что ребенок — это чистый лист, воспринимающий информацию буквально и только тогда впитывающий ее, словно губка.

Если же взрослый человек хочет разобраться в сути нравственных идеалов с целью повышения уровня собственного развития, то ему прежде всего стоит ознакомиться с тем, какие виды этих самых идеалов вообще существуют. Такой подход к вопросу поможет понять, в каком именно направлении необходимо двигаться дальше. Так, во все времена существовали следующие духовные ценности, к которым стремились и продолжают стремиться люди из разных сословий вне зависимости от собственного возраста, положения, социального статуса и достижений:

  • Смысложизненные, отражающие мировоззрение отдельного общества или целого народа, оказывающих определяющее воздействие на культуру и менталитет.
  • Нравственные, с помощью которых определяется определенная модель поведения, считающаяся общепринятой нормой для конкретного социума. Фактически речь идет о своеобразном духовном этикете, задающем тон общения между людьми, любые отклонения от которого практически всегда встречаются всеобщим осуждением. В то же время не стоит путать высокую нравственность с хорошими манерами, ведь она является продуктом совести, а не страхом быть отвергнутым в конкретном обществе.
  • Эстетические, подразумевающие комфортное сосуществование с миром и внешней средой, даже если они не слишком дружелюбны. Этот вид ценностей определяет душевную гармонию, которая связана с самореализацией и стремлением к прекрасному, помогающему противостоять даже самому агрессивному окружению, и искусство в этом плане играет одну из ключевых ролей.

Нужно помнить, что высокий уровень духовного развития — это не конечная точка, а постоянный процесс обучения, который не ограничивается одними только знаниями. К примеру, ключевое значение в вопросе имеют и эмоции, испытываемые человеком, ведь глубина мышления сильно зависит от восприятия той или иной ситуации, ее проживания и переживания.

Структура и особенности

Кроме того, не стоит забывать о тесной связи между нравственным и материальным, ведь нередки ситуации, когда первое становится невозможным без второго. Объясняется этот фактор довольно просто, ведь человек, поставленный в жесткие рамки тяжелых жизненных обстоятельств, становится более ограниченным в духовном развитии, будучи вынужденным удовлетворять собственные потребности первой необходимости.

Случается и так, что какие-то беды и большие моральные потрясения делают людей более жестокими и равнодушным, и выработавшиеся черствость и циничность начинают отступать только в случае приобретения продолжительного положительного жизненного опыта. Отличие же материальных приоритетов от духовных прежде всего обусловлено тем, что тяга к каким-то физическим благам не дается человеку по умолчанию, т. к. не является чертой характера, а, скорее, относится к приобретенным потребностям, обусловленным совокупностью определенных факторов (общество, навязанные устои, воспитание, образование и пр.).

Формирование новой личности во многом зависит от того, какие ценности ей будут прививаться изначально. Сегодня ученые приводят простейшую классификацию мировоззренческих приоритетов, приверженность к которым и делает человека человеком. В этот список входят следующие ключевые примеры духовных ценностей:

  • Здоровье. Очень важная составляющая ценностной иерархии, ограничения которой тесно связаны с нравственностью.
  • Любовь. Определяющее проявление межполового взаимодействия, включающее в себя не только душевную привязанность, но и сексуальность. Одно из самых сильных духовных проявлений, способных как возвысить человека, так и принизить его, обнажив самые низменные качества людской натуры.
  • Семья. Не менее важный аспект, отражающий отношение индивида к тем людям, с которыми он связан тесными родственными связями. Мужья, жены, дети, родители, братья, сестры — любовь и почитание этих людей является одним из высших духовных проявлений, к которым всегда нужно стремиться, невзирая на какие-либо негативные жизненные обстоятельства, личные обиды и недопонимание.
  • Профессия. У многих людей определение сознания зависит именно от этого аспекта, а также отношений, складывающихся во время трудовой деятельности с другими людьми.
  • Интеллект. Интеллектуальное развитие является мощнейшим стимулом для развития духовного, но только в том случае, если оно не носит негативный характер, обусловленный циничным отрицанием тех нравственных устоев, которые считаются приемлемыми для определенного сформировавшегося общества.
  • Смерть и жизнь. Один из главных критериев духовного развития, под которым понимается осознанное отношение человека к вопросам жизни, смерти, мироздания, религии и исповедующей ее церкви.
  • Социальная ответственность. Определяется степенью сознательности индивида по отношению к сформировавшемуся вокруг него обществу, социуму в целом, действующей политической власти и самому государству. Любовь к Родине и воспитание духа патриотизма можно отнести сюда же, ведь речь идет о неотъемлемой составляющей обществознания и человеческой нравственности.
  • Увлечения. Важнейшая часть культурного уровня развития каждой личности, которую можно и нужно развивать, причем в самых разных направлениях, что дает возможность открывать в себе неожиданные качества и уникальные способности, также тесно связанные с вопросами нравственности и духовности.

Вот основные киты, на которых держатся высокие идеалы, играющие колоссальную роль в судьбе отдельной личности и общества в целом. Иногда приоритеты спускаются сверху вниз, навязываясь общественности государством, что не всегда правильно, ведь свобода выбора и демократия является еще одной неотъемлемой составляющей высоких принципов, отрицающих искусственное их создание, насаждение и формирование некоего идеала.

Учение Макса Шелера

Этот известный немецкий ученый, последователь Эйхена, сумел противопоставить собственные труды о ценностях знаменитой этике философа Канта. В основе учения Шелера, жившего и трудившегося на рубеже XIX—XX вв. , наблюдалась четкая последовательность, согласно которой ценность бытия индивида предшествовала его восприятию, тогда как сама действительность этих ценностей не зависела от знаний, также предшествуя им.

Кроме того, философ выделял не только ценности, но и неценности, проводя их упорядочивание в соответствии с определенными рангами. Согласно его теории:

  • ценности святого (верующего) противопоставлялись ценностям порочного человека;
  • разум, под которым понималась красота, ум и справедливый суд противостояли лжи, нарушению порядка и судебной справедливости;
  • жизнь и честь против порока и бесчестья;
  • удовольствие против неприятных повинностей и неудовольствия вследствие них;
  • польза против бесполезности;
  • беспорядок сердца (неопределенность в отношениях и чувствах к другой личности, неразборчивость, хаос) против упорядоченности чувств.

Естественно, многие из перечисленных аспектов успели утратить свою актуальность в силу того, что мир не стоит на месте, а стремительно развивается и формирует новые ценности. Однако если постараться вникнуть в суть вопроса, то становится очевидно, что в основе всех новых положений лежит хорошо забытое старое, теоретическое упорядочивание которого удалось выполнить таким светилам, как Шелер.

Значение для современного общества

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля. Примечательно, что в оправдание этой теории философ приводил постепенно утратившие свою актуальность достижения эпохи Возрождения, формировавшиеся в течение нескольких сотен лет.

Кризис и пути выхода из него

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

При этом любая попытка принудительного ограничения потребительства самым негативным образом сказалась бы на развитии государственной экономики, что также является недопустимым. Именно поэтому многие ученые сходятся в одном мнении: единственным способом, который сможет отвлечь человечество от вечной погони за материальными благами, является привитие обществу какой-то новой ценности, притом что ее еще предстоит сформировать.

Роль в России

«…Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…»

— Николай Алексеевич Некрасов, 1876

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.