Душа

Содержание

>Вопрос:

Что такое душа человека?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Душа – сотворенное Богом бессмертное духовное начало. Человек, согласно Священному Писанию, двусоставен. Он соединяет в себе душу и тело: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7); «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Христианская антропология, берущая начало в священных библейских книгах, подробно разработана в патристике. В богословии святых отцов душа является важнейшей категорией. «Душа, — пишет преп. Иоанн Дамаскин, — есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу» (Точное изложение православной веры. Кн.2, гл.12).

Где находятся душа и дух человека с точки зрения Православия

Слово «душа» происходит от греческого слова psykhein – «дышать», «дуть». Именно дуновением помещает Бог-Творец жизнь в сотворенное тело человека-Адама в Ветхом Завете: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Душа по православному учению, нематериальна и бессмертна, после смерти тела она отходит к Богу, человек имеет вечную душу и сам является живой душой.

Святой Кирилл из Александрии, живший в VI—V веках, указывал, что происхождение каждой души есть тайна, которая известна лишь Творцу: в Святом Писании этот вопрос не раскрывается, но православная церковь отвергает взгляд еретика Оригена, который считал, что души предсуществуют где-то в горнем мире. Идею эту Ориген позаимствовал из языческой философии Платона.

На опасность другой ереси указывает святой XIX века — Игнатий Брянчанинов. Он пишет, что язычники верят, что их душа —это частица божества, и уточняет, что Писание явно свидетельствует о том, что и тело человеческое, и его душа — сотворены Богом, а значит, не могут являться Его частью: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118, 73). РПЦ признает, что человек состоит из тварных тела и души и при этом способен и тем, и другим быть причастным к Богу по благодати.

Известный старец Иоанн Крестьянкин в книге «Размышления о бессмертной душе» писал, что душа – это нерукотворный храм, в котором следует обитать Божьему Духу. В этом достоинство человека, какого Бог не дал даже ангелам. При крещении душа делается белой и чистой, но грехами и помыслами мы загрязняем ее; очистить же душу можно только покаянием.

Что такое душа?

Совершенно очевидно, что душа есть у каждого человека – именно это обстоятельство отличает нас от животных. Разум и ум, чувства, совесть, мораль – все это производные души. Но что она сама из себя представляет?

На древних иконах душу показывали как дымок, исходящий их уст умирающих.

Святой Григорий из Ниссы определял ее как живую и разумную «сущность», Тертуллиан и Григорий Богослов указывали, что душа – суть «дыхание Бога», что тоже мало добавляет к определению: «Душа есть сущность сотворенная, живая, разумная».

Епископ из Емесса, Немезий, уточнял, что душа – точно не тело человека, и не свойство этого тела, а «бестелесная сущность». С ним соглашался Ориген, который верил, что душа – нематериальна.

Подводя итог, можно сказать, что человек – это плотское тело и бесплотная душа, которая имеет определенные свойства – бестелесность, разумность, ум, речь, бессмертие (неуничтожимость). Блаженный Феодорит из Кирра говорил о душе, что она «проста и разумна», а епископ Григорий (Нисский) говорил о сущности души как о «неименуемой и неведомой».

Христианские мыслители указывают, что и душа имеет границы. Например Тертуллиан, считал, что душа все же имеет свое «тело», свой облик, свои границы. А Св. Макарий из Египта уточнял, что душа как «тонкое тело» облекается членами тела телесного, но сама имеет вид и образ схожий с ангельским. Св. Епископ Ириней Лионский писал, что душа «имеет образ человека и поэтому узнаваема».

То есть бестелесная сущность – душа имеет свои границы и образ. Но раз она может быть видима и даже узнаваема, значит, она должна где-то находиться?

Где же ты, душа?

Сами люди определяют нахождение души по-разному – одни называют солнечное сплетение, другие голову, третьи сердце, четвертые – вообще точку в 10 см над макушкой.

Ветхий Завет недвусмысленно связывает душу и кровь, причем, как у всех живых тварей – и у людей, и у животных. В книге Бытия (9:4) можно прочитать следующее: «Только плоти с душею ее, с кровию, не ешьте», а книга Левит трижды уточняет: кровь – табу, поскольку «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его». Именно отсюда исходит запрет есть кровь, который существует и у иудеев, и у православных христиан.

Однако многие из Святых отцов думали по-своему. Святитель Григорий Богослов считал, что душа – это не огонь, не гармония разных частей, составляющая единое целое, и уж точно не «кровавый поток», пробегающий по телу. Святитель Григорий Палама писал, что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место, но она и не вездесуща, а значит, ограничена.

Богослов и антрополог Авраам Позов, живший в XX веке, писал, что душа с человеческим организмом связана «в определенных пунктах», но пронизывает собою все тело, занимает его форму и из-за этого в древнецерковной науке называется «тонким телом» человека.

А где же дух?

С духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он такое?

Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством (частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти человека.

Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть.

Среди богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и чувствовать самого Бога.

>Душа человека

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Размышления о бессмертной душе»

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

О душе на «Правмире»

    • О духе, душе и теле
    • Дух, душа и тело
    • Бессмертна ли душа?
    • Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви.
    • Как выглядит душа после смерти?
    • Какого размера душа
    • Почему болит душа?
    • Вглядитесь в свои души, живы они или мертвы?
    • Душа и тело – как они соотносятся в православии?
    • Спасение души — это не прихоть и не игра
    • Как оживлять свою душу
    • Детям о душе
    • Работа над душой
    • Бог — в душе?
    • «Бог в душе»… А как ты смог пригласить Его туда?
    • Кто, как и зачем продает душу? (Расследование)

Значение слова &laquoдуша»

  • ДУША́, -и́, вин. ду́шу, мн. ду́ши, ж.

    1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Он наблюдает, изучает, улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру, понимает ее, постигает… Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. Чехов, Загадочная натура. Валько был человек немногословный, и никто никогда не знал, что совершается в душе его. Фадеев, Молодая гвардия. || В идеалистической философии и психологии: особое нематериальное начало, существующее якобы независимо от тела и являющееся носителем психических процессов. || По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом. За упокой души несчастных Безмолвно молится народ. Пушкин, Полтава. начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григорья Александровича. Лермонтов, Бэла.

    2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. Человек доброй души. □ Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос —. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем. Тургенев, Певцы. — Знаешь, Дуня, — совершенный ты его портрет и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые. Достоевский, Преступление и наказание. Его пытливую душу всегда мучили нерешенные вопросы. Б. Полевой, Побратимы. || Чувство, воодушевление, темперамент. Играть с душой. □ Не нравится мне, господа, ваша Патти —. Души нет в пении! Писемский, Просвещенное время. Даша, суфлируя, прерывала: — — Горяче́е, вкладывайте больше души. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || обычно с определением. О человеке с теми или иными свойствами характера. Низкая душа. Подлая душа. □ — Вы — благородная душа, честный, возвышенный человек! Чехов, Моя жизнь. — Иван, хороший ты человек… Простая душа… А. Н. Толстой, Хмурое утро.

    3. Разг. Человек (обычно при указании количества, а также в устойчивых сочетаниях). Кругом ни души (никого). Не узнает ни одна душа (никто). □ Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне. Чехов, Маска. — Смешно? — сказал директор. — Мне вон двести душ приезжих кормить надо, тут посмеешься. Волынский, Лестница-чудесница.

    4. В старину: крепостной крестьянин. владел семидесятью душами. Пушкин, Дубровский. стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство. И. Гончаров, Обломов.

    5. ( обычно со словом „моя“). Разг. Дружеское фамильярное обращение. — Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич. Гоголь, Мертвые души. — Душа моя, да ведь это чистая правда, — улыбнулся Касацкий. Крымов, Танкер «Дербент».

    6. перен.; чего. Самое основное, главное, суть чего-л. Умел он передать самую душу науки, так что и малолетнему было видно, на что она ему нужна. Гоголь, Мертвые души. || Вдохновитель чего-л., главное лицо. балагур, весельчак, немножко хвастун, вообще — душа общества. Мамин-Сибиряк, Сон. Душой колхозного драматического коллектива была молодая учительница из Кирилловки. С. Антонов, Дело было в Пенькове.

    Бумажная душа — о бюрократе. Заячья душа — о трусливом, робком человеке. Мертвые души — о людях, фиктивно числящихся где-л. (первоначально — крепостные, умершие в период между двумя переписями и значившиеся в ревизских сказках). Ревизская душа см. ревизский. Чернильная душа — 1) ( устар. шутл.) о канцелярском чиновнике; 2) о бюрократе. всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? — Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные. Без души ( устар.) — 1) в восторге от чего-л., по поводу чего-л.; 2) вне себя, без памяти от страха. В душе — 1) внутренне, про себя. в душе (скрывая это от других) боялся суда. Л. Толстой, Война и мир; 2) по своим склонностям. Поэт в душе. (Всей) душой; всеми фибрами души; от всей души — искренне, горячо, всем существом. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. Пушкин, Евгений Онегин. Гаркуша, как и огромное большинство рабочих, всей душой на стороне красных. Бек, Последняя домна. Для души — для собственного удовольствия, для удовлетворения внутренних, духовных потребностей, интересов. За милую душу — с удовольствием, охотно, не задумываясь. По душе кому ( в знач. сказ.) — по вкусу, нравится. По душа́м (по душе) ( поговорить, разговориться и т. п.) — по-дружески, откровенно, искренне. По чью душу ( приходить, являться и т. п.) ( прост. шутл.) — за кем-либо. (Жить) душа в душу — дружно, в полном согласии. Душа болит у кого см. болеть2. Душа взыграла см. взыграть. Душа горит см. гореть. Душа надрывается см. надрываться. Душа нараспашку — о простом, откровенном человеке. Душа не лежит к кому-чему см. лежать. Душа не на месте см. место. Душа не принимает ( прост.) — совсем нет желания, не хочется или противно есть, пить что-л. Душа ноет см. ныть. Душа переболела см. переболеть2. Душа перевернулась у кого или в ком см. перевернуться. Душа ушла в пятки — о сильном испуге, внезапном страхе. Вдохнуть душу во что — оживить, возродить что-л. вложить душу во что — отдать все силы, всю энергию чему-л. Вымотать (всю) душу кому см. вымотать. Вытрясти душу см. вытрясти. Вытянуть (всю) душу см. вытянуть. Вышибить душу из кого см. вышибить. Загубить (свою) душу см. загубить. Излить душу — высказать откровенно, до конца самое заветное. Отвести душу — 1) удовлетворить какое-л. сильное желание; 2) высказать кому-л. то, что наболело; поделиться своими переживаниями. Отдать богу душу — умереть. Открыть душу — поделиться с кем-л. своими переживаниями, мыслями, тайнами и т. п. Отпустить душу на покаяние ( шутл.) — отпустить, не трогать, оставить в покое кого-л. Положить душу за кого-что — отдать жизнь, пожертвовать жизнью. Положить душу на что — затратить много усилий, приложить много стараний, занимаясь чем-л. Пронзить душу см. пронзить. Тянуть душу из кого; тянуть за́ душу см. тянуть. Не чаять души в ком — очень сильно, безгранично любить кого-л. Болеть душой см. болеть1. Кривить душой — быть неискренним, лицемерить. Отдохнуть душой см. отдохнуть. Переболеть душой см. переболеть1. Душой и телом — вполне, целиком. Ни душой ни телом ( не виноват) — нисколько, совсем. Влезть (или залезть и т. п. ) в душу кому — 1) втереться в чье-л. доверие; добиться расположения кого-л.; 2) путем назойливых расспросов проникнуть в личную, интимную жизнь кого-л. Заглянуть в душу кому — разобраться во внутреннем мире, чувствах кого-л. Читать в душе см. читать. Брать, взять (или хватать) за́ душу — волновать, возбуждать, вызывая глубокие переживания. Проситься из души см. проситься. Взять, брать (или принять) что на́ душу (или на свою душу) — принять на себя ответственность за что-л. Стоять (или торчать) над душой чьей — неотступно находиться около кого-л., надоедая; надоедливо, назойливо приставать с чем-л., просить о чем-л. В глубине души; до глубины души; от глубины души см. глубина. В чем душа (только) держится — о хилом, болезненном, больном человеке. Еле-еле душа в теле см. еле-еле. За душой у кого есть (имеется) — о наличии у кого-л. чего-л. — Хорошо тебе говорить: оставил муж землишку —. А у меня что за душою? Есть, пожалуй, две тысчонки, да надолго ли их хватит? Эртель, Гарденины. За душой у кого нет чего — об отсутствии у кого-л. чего-л. У Живахова было триста тысяч долгу и ни копейки за душой. Л. Толстой, Анна Каренина. Как бог на́ душу положит см. бог. На душе кошки скребут; скребет на душе см. скрести. На пропой души см. пропой. От полноты души см. полнота. С души воротит см. воротить2. Сколько душе угодно см. угодно. Без мыла в душу лезть см. мыло. Свинец на душе у кого; свинцом лечь на душу см. свинец. Хватить греха на́ душу см. хватить.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

душа

См. также Душа.
В Википедии есть страница «душа».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. душа́ ду́ши
Р. души́ ду́ш
Д. душе́ ду́шам
В. ду́шу ду́ши
Тв. душо́й
душо́ю
ду́шами
Пр. душе́ ду́шах

ду-ша́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 4d’ по классификации А. А. Зализняка); в выражении «говорить по душа́м» ударение расходится со схемой 4d’. В сочетаниях типа «за́ душу», «на́ душу» ударение может падать на предлог; слово «душа» при этом превращается в клитику.

Корень: -душ-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. нематериальная составляющая личности, её внутренний мир ◆ На предложение поступить в монахи и спасти свою душу он ответил улыбкой и словами: «Я вам не товарищ». А. П. Чехов, «Без заглавия», 1887 г.
  2. вдохновитель чего-либо, главный человек в каком-либо деле ◆ Я был душой дурного общества… В. Высоцкий
  3. перен., в отрицательных конструкциях то же, что человек ◆ Больше всего на свете мне хотелось, чтобы ни одна душа не подходила ко мне, не дёргала, не теребила. Д. Донцова, «Микстура от косоглазия», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. истор. в царской России — крепостной крестьянин или вообще любой представитель податного сословия ◆ — Мне, однако же, сказывали, — скромно заметил Чичиков, — что у вас более тысячи душ. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. устар. благожелательное обращение к человеку ◆ Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. Н. В. Гоголь, «Ревизор»

Синонимы

  1. сердце, дух
  2. частичн.: дорогой

Антонимы

  1. тело

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: душка, душечка
  • уничиж. формы: душонка
  • пр. существительные: душевность; дух
  • прилагательные: душевный
  • глаголы: душить, одушевлять

Список всех слов с корнем «дух-/душ-»

  • имена собственные: Душечка
  • пр. существительные: бездушие, бездушность, воздух, воздушник, воздушность, воодушевление, отдух, продух, дух, духи, духовенство, духовность, духота, душа, душевность, душок, духовик, духовитый, духовник, духовка, душка, душевность, душечка, душитель, душица, душонка, душенька, душник, благодушие, задушевность, задушение, одушевление, одушевлённость, отдушина, отдушка, отдушник, отдушничек, подушина, продушина, удушье, удушение, удушливость
  • прилагательные: безвоздушный, бездушный, воодушевлённый, духовный, душепагубный, душеполезный, душёный, душный, духовой, душевный, душистый, задушевный, задушенный, одушевлённый, подушный, придушенный, раздушенный, раздушённый, удушенный, удушливый
  • глаголы: воодушевить, воодушевлять, обездушить, обездушивать, одухотворять, одушевить, душить, задушить, надушить, одушевлять, одушевить, передушить, подушить, придушить, продушить, раздушить, удушать, удушить
  • наречия: духовно, душепагубно, душеполезно, душно, душевно, благодушно, бездушно

Этимология

Происходит от праслав. *duša, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дѹша (др.-греч. ψυχή, πνεῦμα), русск. укр. душа́, болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словенск. dúša, чешск. duše, словацк. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ «крепостной человек» калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. ψυχαὶ ἀνθρώπων «рабы», буквально «души людские», Апокалипсис. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • бальзам на душу
  • без души
  • брать за душу
  • брать на душу
  • в глубине души
  • в душе
  • в душе не ебу
  • вложить душу
  • в чём душа держится
  • вымотать душу
    • вымотать душу всю душу
  • до глубины души
  • душа в пятки ушла
  • душа в душу
    • жить душа в душу
  • душа горит
  • душа компании
  • душа моя
  • душа нараспашку
  • душа не лежит
  • душа не на месте
  • душа не принимает
  • душа с богом разговаривает
  • души не чаять
  • душой и телом
  • для души
  • за душой
    • нет (ничего) за душой
    • ни гроша за душой
  • за милую душу
  • излить душу
  • как бог на душу положит
  • картофельная душа
    • картошечная душа
      • мясная душа
  • кривить душой
  • лезть в душу / влезть в душу
  • на душе́
    • лежит на душе
  • мёртвая душа
  • ни души
  • ни душой ни телом
  • ни одна живая душа
  • облегчать душу
  • от души
    • от души всей души
  • отвести душу
  • отдать богу душу
    • отдать душу Богу
  • открыть душу
  • по душам
    • говорить по душам
  • по душе
    • не по душе
  • продать душу дьяволу
  • переселение душ
  • положить душу
  • ревизская душа
  • с дорогой душой
  • с душой
    • со всей душой
  • с души воротит
    • с души тянет
    • душу мутит
  • стоять над душой
  • сколько душе угодно
  • спасение души
  • тянуть за душу
  • широта души

Пословицы и поговорки

    Перевод

    нематериальная составляющая личности, её внутренний мир

    • Адыгейскийady: псэ, гу(lit. сердце)
    • Азербайджанскийaz: ruh
    • Английскийen: soul
    • Армянскийhy: հոգի
    • Болгарскийbg: душа
    • Бурятскийbua: сэдьхэл
    • Венгерскийhu: lélek
    • Вырускийvro: heng’
    • Греческийel: ψυχή
    • Грузинскийka: სული
    • Датскийda: ånd, sind, sjæl
    • Индонезийскийid: jiwa, pingai
    • Испанскийes: alma м.
    • Итальянскийit: anima
    • Казахскийkk: жан
    • Кашубскийcsb: dësza
    • Латинскийla: anima, animus
    • Латышскийlv: dvēsele
    • Литовскийlt: siela, vėlė
    • Малагасийскийmg: ambiroa, angatra
    • Марийскийchm: чон
    • Мокшанскийmdf: вайме
    • Немецкийde: Seele ж. =, -n
    • Нидерландскийnl: ziel
    • Норвежскийno: sinn, sjel
    • Осетинскийos: уд
    • Польскийpl: dusza
    • Португальскийpt: alma ж.
    • Румынскийro: suflet
    • Сербскийsr (кир.): душа
    • Суахилиsw: mzimu, roho
    • Таджикскийtg: рӯҳ
    • Татарскийtt: җан
    • Турецкийtr: ruh, can
    • Узбекскийuz: koʻngil
    • Украинскийuk: душа
    • Финскийfi: henki, sielu
    • Французскийfr: âme ж.
    • Черокиchr: ᎠᏓᎾᏔ
    • Чешскийcs: duše
    • Шведскийsv: själ (sv) общ., sinnelag (sv) ср.
    • Эсперантоиeo: animo
    • Эстонскийet: hing

    Анаграммы

    • Дашу, Удша, Шуда

    Библиография

    • Мартемьянов Ю. С. Заметки о строении ситуации и форме её описания // Машинный перевод и прикладная лингвистика: Вып. 8 М.: I МГПИИЯ, 1964, с. 130—137.
    • Мартемьянов Ю. С. Заметки о строении ситуации и форме её описания // Мартемьянов Ю. С. Логика ситуаций. Строение текста. Терминологичность слов М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 107—113.
    • Урысон Е. В. Душа 1, сердце 2 // Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка: Проспект. М.: Русские словари, 1995, с. 190—197.

  1. Зализняк Анна А., Левонтина И. Б. Отражение «национального характера» в лексике русского языка. Размышления по поводу книги: Anna Wierzbicka. Semantics, Culture, and Cognition. Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. N.Y., Oxford, Oxford University Press, 1992 //Russian Linguistics, 1996, vol. XX.
  • Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Попречный кус // Русская речь, 1996, № 5 .
  • Шмелёв А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Булыгина Т. В., Шмелёв А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997, с. 523—530.
  • Левонтина И. Б. «Достоевский надрыв» // Wiener Slawistischer Almanach. 1997. Bd. 40 Wien, 1997.
  • Левонтина И. Б. Милый, дорогой, любимый… // Русская речь, 1997, № 5 .
  • Шмелёв А. Д. Широта русской души // Русская речь, 1998, № 1 .
  • Зализняк Анна А. Любовь и сочувствие: к проблеме универсальности чувств и переводимости их имён (в связи с романом М. Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия») // Festschrift Anna Wierzbicka/Ed. by J.L. Mey. RASK № 9/10 Odense University Press, March 1999.
  • Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Родные просторы // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Индрик, 2000.
  • Шмелёв А. Д. Широта русской души // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.) Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Индрик, 2000.
  • Вежбицка А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке // Русский язык в научном освещении. 2002. № 4 М.: Языки славянской культуры.
  1. Шмелёв А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 301—308, 314, 315, 403, 422, 429 . Строение человека в русской языковой картине мира. . Общие принципы (с. 301—302). . Дух и душа (с. 302—306). . Материальный состав человека. . Материальное и психическое в русской языковой картине мира (с. 306—308).. Интеллектуальная жизнь человека: голова и мозг (с. 313—315). . Общие жизненные установки. . Мелкие слова как выразители жизненной позиции. . Небось (с. 403—405). . Бытовые представления носителей русского языка. . Отношения между людьми (с. 422—442). . . (с. 422—423). . Любовь и счастье. . Язык любви (с. 427—431).].
  2. Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: ИРЯ РАН — Языки славянской культуры, 2003, с. 21-27, 72-73 .
  3. Зализняк Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине мира // Русский язык сегодня. Вып. 5. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  4. Шмелёв А. Д. Терпимость в русской языковой картине мира //Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003.
  5. Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.
  6. От авторов // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 11. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  • Шмелёв А. Д. Лексический состав русского языка как выражение «русской души» // Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 25, 30.
  1. Шмелёв А. Д. «Широта русской души» // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 51-54. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  2. Шмелёв А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 133—141, 149—150. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  3. Левонтина И. Б. Милый, дорогой, любимый… // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 239, 243. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  4. Зализняк Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине мира // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 156-158. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  5. Зализняк Анна А. Любовь и сочувствие: к проблеме универсальности чувств и переводимости их имён // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 207. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  6. Левонтина И. Б. «Достоевский надрыв» // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 253. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  7. Левонтина И. Б. Помилосердуйте, братцы! // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 279. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  8. Зализняк Анна А. Заметки о словах: общение, отношение, просьба, чувства, эмоции // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 280, 288. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  9. Зализняк Анна А., Левонтина И. Б. Отражение «национального характера» в лексике русского языка // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 308. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  10. Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Попречный кус // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 361-362. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  11. Шмелёв А. Д. Терпимость в русской языковой картине мира // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 415. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  12. Вежбицка А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 470, 488, 492—494, 496—498. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.
  13. Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира // Ключевые идеи русской языковой картины мира. / Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д.. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — С. 454. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7; ББК 81.031 З 55.

  • душа // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

душа́ II

ду-ша́

  • МФА:
  • деепричастие настоящего времени от глагола душить ◆ Ему нравилось останавливать дыхание женщине, сжимая ей шею, либо долго держа руку на ее губах; он совершенствует затею, душа́ её в четырех матрасах. Маркиз де Сад, «Сто двадцать дней содома»

ду́ша

ду́-ша

  • МФА:
  • форма родительного падежа единственного числа существительного душ ◆ Можно обтереться одеколоном, чтобы продезинфицировать кожу после бритья, растереть тело после холодного душа. Л. А. Кассиль, «Дело вкуса», 1964 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Белорусский

ду-ша

Существительное, женский род.

Корень: -душ-; окончание: -а.

  1. душа (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

Происходит от праслав. *duša, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дѹша (др.-греч. ψυχή, πνεῦμα), русск. укр. душа́, болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словенск. dúša, чешск. duše, словацк. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ «крепостной человек» калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. ψυχαὶ ἀνθρώπων «рабы», буквально «души людские», Апокалипсис. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Болгарский

    душа

    Глагол.

    Корень: —.

  1. нюхать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcription}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    > душа IV

    ду·ша //

    • форма существительного душ

    Ученые на пороге создания ловушки для души

    • 103поделились
    • ВКонтакте
    • Odnoklassniki
    • WhatsApp
    • Mail.ru
    • Viber
    • Facebook Messenger

    Человеку трудно поверить в то, что он не может воспринять органами чувств, чего не видит, не может потрогать руками, услышать или ощутить запах. Поэтому ему так нелегко представить себе душу.

    Все чаще встречается информация о том, что проводятся необычные эксперименты ученых в поисках ответа на вопрос: из чего состоит душа?

    В мире материи каждый предмет обладает физическими и материальными характеристиками. В попытках определить состав души, ученые проводят эксперименты, позволяющие обнаружить именно материальные ее характеристики — вес, состав и возможность перемещаться.

    Большинство экспериментов ученых в данной области основано на наблюдениях за умирающими пациентами.

    Сколько весит человеческая душа

    Еще в конце 90х годов ученый Лайелл Уотсон заявил, что душа обладает по крайней мере одним физическим параметром — весом.

    Для подтверждения своей теории он сконструировал специальную кровать-весы, на которую помещал умирающих пациентов. И обнаружил интересный факт: человеческое тело после смерти теряет вес. Потеря в весе составляла от 2,5 до 6,5 граммов.

    За 75 лет до этого эксперимента американец Дункан Макдугал провел подобное исследование. Его целью было определить вес души.Он также пытался узнать, насколько легче становится тело человека, когда наступает физическая смерть.

    Измерения показали, что душа весит 5,2 золотников, то есть 22,4 грамма.

    Как объяснить, что у двух исследователей результаты оказались разными?

    Возможно, у каждого человека душа имеет свой определенный вес?

    Ученые предположили, что вес души человека напрямую зависит от его мыслей и поступков.

    Многие коллеги ученых не согласны с результатами обоих экспериментов.

    Тот вес, который теряет тело после умирания, связан с обменными процессами организма, продолжающихся после смерти. Так как запас кислорода в теле очень мал, а после остановки сердца он и вовсе перестает поступать в легкие, то расходоваться начинают иные энергетические запасы организма.

    Поэтому убедить людей, обладающих знаниями общей физиологии и атанатомии в том, что в вышеописанных экспериментах удалось определить вес человеческой души, непросто.

    Возможно ли, что душа не обладает весом вообще? Или все-таки обладает, но настолько малым, что определить его крайне сложно?

    Доктор технических наук Николай Заличев убежден, что вес души можно вычислить.

    “Я решил провести пусть и жестокий, но эксперимент с мышами. Для этого я взял стеклянные колбы, в которые поместил одну мышь, двух , трех — до четырех мышей. Колба герметически закрывалась и ставилась на весы. После того, как мыши задыхались — что неизбежно — вес ее тут же уменьшался на доли процента. Там были сверхточные весы”.

    Результат этого опыта показал, что после смерти существа, вес снизился на одну тысячную долю.

    Значит, душа очень тонкая субстанция, которая имеет крохотный вес.

    Из чего состоит душа

    Согласно одной из версий, душа состоит из вакуума.

    Известно, что во Вселенной все звезды, планеты состоят из материи. А из какой материи состоит вакуум?

    Ученые из США предположили, что вакуум составляет антиматерия. Антиматерия — вещество, свойства которого мало изучены.

    С ними не согласны российские астрофизики. Они считают, что если бы вакуум состоял из антиматерии, то взаимодействовал бы с материей. Но субстанция, заполняющая космический вакуум, абсолютно с ней не взаимодействует.

    Это означает, что душа не может состоять из вакуума, иначе она не смогла бы жить в тесной связи с нашим телом. Поэтому исследователи предполагают, что душа — это сгусток материи, который свободно парит в пространстве.

    Если душа — это сгусток материи, то почему ученые до сих пор не могут отследить ее перемещения? В их распоряжении сегодня очень чувствительная техника, улавливающая самые высокочастотные энергетические всплески. Вот частоту души эта аппаратура уловить почему-то не может.

    Доктор технических наук, Владимир Ацюковский, выдвинул свою гипотезу. Он считает, что все пространство Вселенной заполняет неуловимый газ, являющийся по своей природе мощным источником энергии. Именно из него и может состоять человеческая душа. Этот газ называется эфиром.

    “Существует такое биополе, которое может образовать так называемую душу. Эфиродинамика этого никак не отрицает. Но и не настаивает. Потому что предмет не исследован. Допустим, есть вопрос: возможно ли переселение душ? Я не знаю точного ответа, но утверждать, что не возможно — не могу”.

    Понятие эфира появилось в глубокой древности, и наши предки называли его “заполнителем пустоты”.

    Еще в 1618 году французский физик Рене Декарт выдвинул первую научную теорию о существовании светоносного эфира. И многие ученые принялись искать этот невидимый газ.

    Исаак Ньютон до 75 лет пытался обнаружить свойства этого газа. Он понимал, что нужно найти физические основы для математического закона всемирного тяготения, но ему это не удалось.

    В то время не было достаточных знаний, физические свойства газов были изучены очень мало. Газовая динамика не была еще основана.

    Утраченный элемент души

    Некоторые ученые убеждены, что когда-то газ, под названием “эфир”, занимал самую верхнюю строчку в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева. Но потом, при многократном переиздании учебников, эта строчка таинственным образом исчезла.

    Если эфир существует на самом деле, все законы современной теоретической физики окажутся несостоятельными. Все придется пересматривать, а это невероятно трудно и не всем понятно. Поэтому гораздо проще использовать лишь математические законы.

    Если эфир на самом деле существует, тогда теория относительности Альберта Энштейна может быть полностью опровергнута.

    Если мировая наука признает существование эфира, то представления человечества об окружающем мире изменятся полностью. Это подтвердит, что душа реальна.

    Ученые США и Японии в 2013 году сообщили, что они смогли зафиксировать момент, когда душа покидает тело во время смерти, а также им удалось определить, из какого вещества она состоит.

    По их мнению, человеческая душа — это сгусток протонно-нейтронной структуры. Эта структура напоминает человеческую фигуру с головой, руками и ногами.

    В окружающем человека мире все состоит из бесцветных протонов и нейронов. Они напоминают настолько крошечные прозрачные структуры, что глаз человека не способен видеть их.

    Ученые планируют в недалеком будущем создать плазменную ловушку душ. Она будет представлять из себя сложную установку, которая позволит им после наступления физической смерти человека удерживать энергию души в специальной емкости.

    После этого ученые постараются переселить душу из одного тела в другое. Плазменная ловушка душ — своеобразная стеклянная кабина с заряженными частицами и ста тысячами прикрепленных к ней электродов, которые будут образовывать отрицательное поле. Именно это поле будет удерживать душу до тех пор, пока специалисты не подготовят новое тело человека, куда они смогут пересадить душу.

    Тело, в которое ученые собираются подселить душу, будет мертвым.

    Американские ученые уверены, что в скором будущем человечество сможет не только зафиксировать душу, но и взять под контроль ее переход в загробный мир.

    Российские ученые не разделяют оптимизма иностранных коллег. Они считают иначе. Если бы душа состояла из сгустка элементарных частиц, то разгадать ее природу ученым удалось бы более ста лет назад, во время открытия первого электрона.

    Душу нелегко зафиксировать приборами. Ее удается иногда сфотографировать.

    Для чего ученые проводят необычные эксперименты и ищут ответ на вопрос: из чего состоит душа? Таким образом человечество пытается приоткрыть тайну загробного мира.

    P.S. Что вы думаете о попытках ученых поймать душу? Из чего, по-вашему, может состоять душа человека и стоит ли ученым пытаться найти ее состав? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

    Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.

    Корреспондент журнала

    Что такое человеческая душа (предположения и факты)

    Утверждение, что человек – это нечто гораздо большее, чем физическое тело, сегодня уже никем не подвергается сомнению.

    Независимо от того, относит себя человек к какой-либо религии или нет, каждый из нас рано или поздно задумывается о том, что такое душа.

    Если не брать во внимание церковных представлений, то можно дать более реалистичное определение души, как продукта работы мозга, сознания, но откуда же оно берется?

    Очень трудно принять, что все то, ради чего мы живем, воспитываем в себе, созидаем — уйдет в никуда. А как же «мысль — материальна»? Глупо не бояться смерти. Но жить надо, если уж не в ожидании загробной жизни, то хотя бы ради того, чтобы люди вспоминали о тебе с теплотой, а не с отвращением. Мы приходим на Землю с определённой миссией. Кто-то обогащает свою душу, а кто-то растрачивает и прожигает во время земной жизни. Может, потому и мельчают и истончаются души у некоторых людей, что не нашли они свой смысл и предназначение в этой жизни…

    Душа человека — энергетическое поле?

    Душа – эфемерная оболочка живого человека, однако, есть теория, по которой ее можно измерить вполне земными единицами измерения.

    Предположим, что душа – продукт излучения мозга, потока сознания. Значит, это некое энергетическое поле. Но всякое поле, с точки зрения физики, определяется своими параметрами, которые поддаются измерению.

    Например, свет измеряется квантами, а электромагнитное поле – мощностью и другими параметрами. Не все элементарные частицы, составляющие поля, имеют массу покоя, но ведь научились же ученые измерять, например, поток электронов или гамма-излучение?

    «Есть много, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»

    Если мы чего-то еще не знаем, это не значит, что этого нет или не может быть никогда. Значит, велика вероятность, что со временем научатся измерять и «душевный» квант!

    В конце концов, если у какого-либо энергетического поля есть энергия (а у души-то, как раз, очень мощный потенциал), то рано или поздно удастся ее выделить для измерения. Что же касается души – эта энергия может иметь как положительно направленный поток, так и отрицательно.

    Да, сейчас определенных данных, убедительно свидетельствующих, что душа существует, нет. Но ведь это не значит, что и души нет! Когда-то люди не могли «увидеть и потрогать» электромагнитное поле или инфракрасное излучение – не было технической возможности.

    Со временем, возможно, научатся люди и силу человеческой души измерять не только по ощущениям, по воздействию на окружающих, но и точными приборами. Прогресс-то не стоит на месте!

    Но, честно говоря, рассуждая о душе, как-то не хочется думать о ней с таких позиций, чуть ли не превращая в килограммы и метры чувства и отношения человека к живому и неживому миру. Попробуем ее наличие (или отсутствие) доказать и более человеческими (то есть, душевными) доводами.

    Обратимся к классикам. Закон сохранения Ломоносова гласит: «Ничто не появляется из ничего и не пропадает бесследно». А значит, душа человека тоже не возникает ниоткуда, и после смерти не умирает вместе с ним.

    Что же такое душа человека, и куда она девается после его смерти?

    Представления о душе человека в разных теориях

    К примеру, теория реинкарнации душ. То есть, душа после смерти человека не пропадает совсем, а переселяется в другое тело, живое или неживое. Если душа попала в тело человека, то в некоторых случаях может срабатывать «генная память».

    Например, маленькой девочке, всю жизнь прожившей в российской глубинке, вдруг снятся сны, в которых она видит себя английским лордом, а мужчина, плавающий, как рыба, видит сон, в котором он, находясь в женском теле, тонет в мелкой речушке.

    Есть теория, которая объясняет не только наличие души, но и ее «круговорот», то есть, ее состояние в каждый отрезок времени, начиная с момента зарождения.

    Предположим, что есть какое-то место, в котором живут души, лишенные тела. Неважно их происхождение: космическое или божественное, или еще какое – важно то, что это место есть (а, может, и не одно, согласно религиозным учениям), и количество этих душ конечно. Состояние души в каждый конкретный момент времени может быть различно (опять же, исходя из религиозных учений):

    • Находится в раю
    • Находится в аду
    • Находится в теле человека
    • Находится в любом другом теле, живом или неживом
    • Находится в состоянии мытарства, испытания или ожидания решения за свои грехи в земной жизни

    Так как за многие тысячелетия, прошедшие со времени зарождения душ, население Земли увеличилось многократно, естественно предположить, что некоторым людям души человеческой «не досталось», и они живут либо с какой-то другой душой (например, душой дерева или рыбы), или совсем без души. И подтверждением этому могут служить древние определения, остающиеся вполне современными и в наши дни: «каменная душа», «бездушный человек», «человек-деревяшка» и т.п.

    Некоторые души человека «износились», стали меньше, некоторые, наоборот, стали больше. Почему так происходит? Может ли душа исчезнуть совсем, и могут ли души размножаться?

    Куда девается душа после смерти, и откуда берутся новые души?

    Пусть простят люди верующие за вторжение в такие святыни – но ведь в конечном итоге, это лишь попытка подтверждения теории наличия души в каждом живом и неживом предмете!

    Как и любое энергетическое поле, душа тоже может быть уничтожена, то есть, перейти в какое-то иное состояние. Совершая плохие поступки, поступая против законов Божьих и человеческих, человек ранит свою душу. Материя души человека истончается, рвется на части, уменьшается.

    Эти израненные души можно и нужно лечить, восстанавливать целостность. Но, если этого не происходит, эти обрывки душ либо погибают, либо, если они достаточно жизнеспособны, начинают свое собственное существование, проходя путь очищения и восстановления.

    Или, наоборот, два духовно близких человека настолько обогащают и близко воспринимают души друг друга, что, сливаясь в едином душевном порыве, рождают новую душу, которая так же имеет право на существование.

    Почему одни души могут достаточно часто переходить из одного человеческого тела в другое, а другим приходится ждать вечность, чтобы второй раз прожить земную жизнь? Почему одни люди, совершая добрые дела, обогащают свою душу, щедро раздавая ее окружающим, а другие, напротив, так же щедро делятся своим отношением к жизни и людям, но только негативным, и тоже чувствуют себя в душевном комфорте? Может, дело в том, что это – изначально разные души? И может ли душа переродиться?

    У человечества пока нет ответов на эти вопросы. Но размышлять и рассуждать об этом может каждый желающий, имеющий душу – то есть, небезразличный к человечеству в целом и к осознанию своего места в этом мире.

    Делитесь щедро своей душевностью — обогащайте свою душу!

    Пусть каждый попытается дать свой ответ, который будет близок ему и понятен. Главное, вопрос-то ведь не в конкретном определении, а в понимании того, что душа – она есть у каждого! И нельзя ее вечно проверять на прочность, подвергая бесконечным пыткам в виде проступков, идущих вразрез со своей совестью, нельзя переступать через себя и ломать свою душу.

    Зато можно щедро делиться своей душой, потому что, чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен внимания, доброты и просто позитивного настроя, и душа, вместо того, чтобы уменьшаться от деления, чудесным образом увеличивается.

    Мы должны беречь и обогащать свою душу, а не растрачивать ее. Мы— лишь носители души, ее проводники на Земле, и, зная это, просто недопустимо жить так, чтобы душа разлагалась. Вроде, как взял дом в аренду и развалил его.

    Отвечать потом нужно будет, прежде всего, перед самим собой и своей совестью. Если уж нет возможности проверить, держат ли ответ за это «там», куда все уходят после смерти.

    Нужно помнить о том, что душа – вечна, и даже после смерти телесной оболочки продолжает жить, накапливая в себе земной жизненный опыт. Вы ведь не хотите послужить источником отрицательного опыта? Тогда живите по совести, не оскверняйте свою душу!

    Независимо от того, есть душа или нет, будет переселение или нет, хочется, чтобы потомки вспоминали нас добрым словом не только потому, что о мертвых плохо не говорят. Память о том, что по нашим поступкам будут судить нас наши дети, внуки и следующие поколения — серьезный мотиватор «вести себя хорошо».

    В песне «Загадочная русская душа» — глубокий смысл. Возможно, она приблизит к пониманию, что такое душа человека?