Двоедушие
Содержание
двоедушие
ИСКРЕННИЙ — ЛИЦЕМЕРНЫЙ
Искренно(-е) — лицемерно
искренность — лицемерие (см.)
Искренний человек — лицемерный человек. Искренняя улыбка — лицемерная улыбка.
○ бывают двух сортов: лицемерные, сознательно-лгущие, и искренние, фанатические. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи.
Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы, Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы, — То слезы бедных матерей! Н. Некрасов. Внимая ужасам войны…
ИСКРЕННИЙ — НЕИСКРЕННИЙ
Искренно(-е) — неискренно(-е)
искренность — неискренность (см.)
Искренний человек — неискренний человек. Искреннее письмо — неискреннее письмо.
○ — Игорь неискренний, а ты искренний, — сказала Майка. Рыбаков. Приключения Кроша.
Искренние и неискренние побуждения, сознательная ложь и самообман, вся относительность качественной оценки внутренней жизни человека проходит перед нами с первых до последних страниц «Дон-Жуана». А. Виноградов. Байрон.
ИСКРЕННИЙ — ЛУКАВЫЙ
Как быть с ним, с этим лукавым человеком? Как узнать, когда слово его искренне, когда нет? Н. Ильина. Дороги и судьбы.
ИСКРЕННИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Искренно(-е) — фальшиво
искренность — фальшь (см.)
Искренняя улыбка — фальшивая улыбка.
○ Маленькие несчастья соседей вызывали у них искреннюю радость, они прятали ее за фальшивым сочувствием. М. Горький. О том, как я учился писать.
ИСКРЕННИЙ — ДВОЕДУШНЫЙ (устар.)
Искренность — двоедушие
Читая эти письма , невольно сравниваешь их с записками Корфа. Пушкин — искренний, благодарный за всякое к нему малейшее внимание со стороны товарища … И Корф — двоедушный, словно носящий за пазухой камни, предназначенные поэту и Лицею. М. и С. Руденские. Они учились с Пушкиным.
ИСКРЕННИЙ — ПРИТВОРНЫЙ
Искренно(-е) — притворно
искренность — притворство (см.)
Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. Пушкин. Капитанская дочка.
любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга тогда, когда были еще ничем; теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Л. Толстой. Война и мир.
ИСКРЕННИЙ — ЛЖИВЫЙ
Искренно(-е) — лживо
искренность — лживость
Искренний человек — лживый человек. Искренние слова — лживые слова.
∅ В знач. сущ. ср. р. Для того чтобы отличить настоящее от поддельного — искреннее от лживого, … нужна такая степень развития, до которой в наше время не достиг почти никто. Блок. Дневник женщины, которую никто не любил.
Источник: Словарь антонимов русского языка на Gufo.me
Значения в других словарях
- двоедушие — Дв/о/е/ду́ш/и/е . Морфемно-орфографический словарь
- двоедушие — Двоедушие, двоедушия, двоедушия, двоедуший, двоедушию, двоедушиям, двоедушие, двоедушия, двоедушием, двоедушиями, двоедушии, двоедушиях Грамматический словарь Зализняка
- двоедушие — орф. двоедушие, -я Орфографический словарь Лопатина
- двоедушие — ДВОЕДУШИЕ -я; ср. Устар. Лицемерие, двуличие. Толковый словарь Кузнецова
- двоедушие — сущ., кол-во синонимов: 19 двоемыслие 14 двойственность 27 двудушие 1 двуличие 20 двуличность 21 ипокритство 14 криводушие 24 лживость 20 лицемерие 42 лицемерность 19 лукавство 39 неискренность 25 облыжность 5 тартюфизм 14 фальшивость 34 фальшь 36 фарисейство 16 ханжество 30 хитрость 108 Словарь синонимов русского языка
- двоедушие — -я, ср. устар. Лицемерие, двуличие. Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья. Салтыков-Щедрин, Письма к тетеньке. Малый академический словарь
- двоедушие — ДВОЕД’УШИЕ, двоедушия, мн. нет, ср. (·книж. ). Лицемерие, двуличие. Толковый словарь Ушакова
- двоедушие — двоедушие ср. Отвлеч. сущ. по прил. двоедушный Толковый словарь Ефремовой
- двоедушие — См. двое Толковый словарь Даля
«Русь моя, Богом хранимая… »
Об авторе. Протоиерей Сергий Гусельников родился 7 декабря 1960 года в зерносовхозе «Батрак» Алексеевского района Куйбышевской области. Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал учителем русского языка и литературы, директором восьмилетней сельской школы. Был заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1998 году рукоположен в сан священника. Заочно окончил Самарскую Духовную семинарию. Исполняет обязанности настоятеля Кирилло-Мефодиевского собора в Самаре, несет послушание по духовному окормлению самарского казачества. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Книга отца Сергия «Цветок Сиона. Записки поклонника Гроба Господня» отмечена I премией в номинации «документальная проза» на литературном конкурсе имени Александра Невского в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург (2011 год).
* * *
В тылу затишье и спокойный сон,
А я воюю на передовой.
И каждый день — как колокольный звон
На древнерусской башне вечевой.
Со всех сторон меня теснят враги.
Но со слезами я молю в ночи:
«О, Русь! ты только душу сбереги
Под ярким светом восковой свечи.
И пусть внезапно нас пронзает боль
От вражеских коварных стрел,
Я никогда не разлучусь с тобой!
Я не покину милый мой удел!»
Я умом тебя всё не приемлю —
Ты такая со мной суровая!
Но в сердцах обошёл всю землю
И к тебе возвратился снова я.
Окунулся в глаза бездонные
И обжёгся улыбкой огненной.
Чувства, сказкой любви окрылённые,
Побеждают мой разум согбенный.
Пусть зима. Пусть твой взгляд заснеженный
Обдаёт мою душу метелями.
Но росточек зелёный изнеженный
Оживёт с соловьиными трелями.
И раскрасит весна тюльпанами
Твою душу, печалью томимую.
Я найду за степными курганами
Тебя — Русь мою, Богом хранимую.
Берёзы старые, как вдовы,
Стоят вдоль полей заброшенных,
И пасутся грустные коровы
На лугах, давно уже не кошенных.
О, Русь моя, когда-то хлебом-солью
С добром пришедших радостно встречавшая,
Ты теперь, истерзанная болью,
Молчишь, от вечных битв уставшая.
Горит пожар в иссохших душах,
Летят куда-то стаи журавлиные…
Сколько нам ещё чужие песни слушать,
Позабыв напевы родины былинные?
Неужели встать с колен не сможем
И останемся такими же вот сирыми?
Помоги нам, Всемогущий Боже,
На родной Руси опять собраться с силами.
Всё прошло безвозвратно —
детских снов не вернуть.
До сих пор непонятно,
этой жизни в чём суть.
Огневые закаты
помнят прошлую быль.
На востоке солдаты
мнут волнистый ковыль.
Пахнет дымом и гарью.
Водопой у ручья.
Баба с выцветшей шалью
вдруг осталась ничья.
И куда ей податься
в разорённом селе?
Век по миру скитаться
и исчезнуть во мгле?
Или, шалью накрывшись,
в церковь Божью войти? —
С прошлой жизнью простившись,
нет другого пути!
Снова Каин восстал на Авеля,
словно Авель ему не брат.
Голубая дымка растаяла
под зловещею тенью солдат…
Снова Каин машет дубиною,
чтобы Авеля-брата убить.
Снайпер с пулей за нашими спинами
начинает, как коршун, кружить.
Снова трепет от возгласа Божьего:
«Где твой брат, о Каин, скажи?»
И ответ из вертепа острожьего:
«Ты теперь его Сам сторожи!»
Снова кровью и горькими слёзами
набухает земной окоём.
И под русскими в дымке берёзами
Ева плачет о сыне своём…
Что-то мне так неспокойно спится —
на душе тревога…
Что-то мне всё омут чёрный снится
и во тьму дорога.
Что-то в этом мире изменилось —
пни да пепелища.
Что-то голубая речка замутилась.
Горько плачет нищий
у входных дверей святого храма,
умоляет Бога.
А на сердце русском снова рана —
ворог у порога.
Соловей-разбойник злобно свищет,
ворон встрепенулся.
Ты молись, молись, убогий нищий,
чтобы я проснулся,
на себя опять надел кольчугу,
взял бы меч булатный,
На заре сказал коню, как другу:
«Ждёт нас подвиг ратный!
Перепрыгнем омут этот тёмный,
с нами Божья сила!»
Лишь звонил бы колокол стозвонный,
И Россия Божьей милости просила!
Перед иконой
Лик Христа, чуть тронутый печалью,
на иконе, писанной давно…
Моё сердце, скрытое вуалью,
свет не видит, льющийся в окно.
И скрипят прогнившие ступени
лестницы, ведущей в никуда…
А вокруг пугающие тени,
и в душе крапива-лебеда.
Господи, коснись моей души заблудшей!
Разорви греховную вуаль!
Пусть хоть чуточку я стану лучше
и забуду смертную печаль.
Дай мне силы вырваться из плена
на родной ромашковый простор
и, упав на свежий ворох сена,
слушать долго звонкий птичий хор.
На заре, лицо умыв росою,
жизнь начать, как с чистого листа,
и увидеть снова над собою
в синем небе светлый лик Христа!
Протоиерей Сергий Гусельников
Русь православная, Богом хранимая
Игум. Виссарион (Великий-Остапенко)
Удержаться в православии
Господь долготерпелив, и если уже совсем веры нет, совсем нет верующих, там и спасения нет. И́же (слав. – тот, который) веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет, а кто не имеет веры – осужден будет (См. Мк. 16, 16). Если вера даже маленькая есть – таким путем он и сам спасается, и ближних спасает. Потому что Бог есть Любовь. И эта Любовь спасает. Если доля веры есть в семье, в государстве, то находятся люди, которые и сами спасаются, и ближних спасают.
Вне Православия нет спасения. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец (сщмч. Киприан Карфагенский). Дай, Господи, нам удержаться в Православии, чтобы душеньку спасти.
Враг же хитер. Враг же хитростью людей в погибель тащит. Поэтому-бояться потерять Православие.
Русь – Православная, и все, кто прилепились к России, тоже должны верить Православию. А где вера православная, там и победа русского народа. Когда Россия хранила Православие, тогда и Господь хранил Россию. Господь Россию и хранит.
Крепко-крепко надо верить. Если и все , и ты, может быть, – последний , но ты умереть должен за Православие. Вне Православия нет спасения. Помоги Господи нам всем!
– Батюшка, как удержаться в Православии?
– Храни, где ни будешь, везде, где придется жить, веру… Мы же не знаем, когда кончина, а держаться Православия.
Россия не плачет. Страдает, потому что не плачет. А если бы Россия и русский народ плакали, то все было бы богоугодно. Где Господь, там и правда.
Что нас ожидает – не знаем. Нам надо такую молитву творить: «Иисусе Сладчайший, спаси и сохрани Православие, веру Православную». Проси́те – и дастся, ищите – и отверзется. Мы же неоднократно убеждались, что только Православие держит , где Православие, там еще хранится вера.
Надо усердно молиться. Сколько нас найдется таких – и́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет?
, чтобы нам не оказаться недостойными, окаянными. Претерпевый до конца, тот спасен будет (См. Мф. 10, 22). Дай Господи до конца претерпеть. Держаться Православия. Если надо умереть – умереть за Православие. Помоги Господи. Время какое пришло. Но, слава Богу, – и́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет. Так что дай Господи, чтобы веру сохранить.
Не устрашиться, не убояться
Пострадать за Господа, не убояться. Дай Господи, чтобы устоять. Бог есть Любовь, и эта Любовь всех помилует, кто только не убоится. Все мы на земле временно. Дай Бог, чтобы Господь укрепил нас. Бог есть Любовь, а где любовь, там и помощь Божественная, там же и спасение. Господь хочет всем спастись… Сказано: бойся себя – бойся греха. То есть, на себя нельзя надеяться, а грех нас хочет затащить в муку вечную. А как Господь хочет спасти нас! Как Господь жалеет нас всех! Поэтому будем стараться, чтобы наследовать Царство Небесное, вечное блаженство. Не устрашиться, не убояться. Но мы все же смертные, и все мы слабые, немощные. Проси́те – и да́стся; ищите – и обря́щете; толцы́те – и отве́рзется. Господь сподобил нас этой жизни, которой в данный момент живем, чтобы не устрашиться, не убояться. Одно секундное дело – и только не устрашиться, не убояться – и вечное блаженство наследовать. Такого мнения я лично… Я тоже прошу и у вас, миленькие, прощения.
И́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет. Это же истина Божественная! Душеньку спасти… Верующим не трудно, потому что они же верующие. Такому жестокому трудно спастись, а смиренному … Мы же верующие, и у нас есть желание спастись, есть желание не пойти за диаволом, а пойти за Господом. Дай Господи пойти по пути спасительному. Меня гнали, и вас будут гнать (См. Ин. 15, 20). За Имя Мое (Мф. 10, 22; Мк. 13, 13; Лк. 21, 17) гонимы будете. Претерпевый до конца, тот спасется (См. Мф. 10, 22).
Всероссийский
Великорецкий Крестный ход
Господь хочет, чтобы мы не погибли. Поэтому дай Господи укрепиться, утвердиться, чтобы не поддаться врагу, не отчаяться, не поддаться искушению бесовскому. Так что сегодня нас погонят, а завтра, может быть, вас погонят. Мы же не знаем, где будем, какая судьба нас ждет. Только бы нам устоять, не убояться.
Претерпевший до конца – спасется
А я вот такого мнения, что начнется голод. И не все смогут пойти по этому пути – по пути терпения, по правильному пути. Многие не устоят, могут быть колебания… Но некоторые возьмут себя в руки и не погибнут. А некоторые не смогут взять себя в руки. Но это – мое мнение… Почему-то я верю, что перед концом голод будет.
– Батюшка, а как готовиться надо, чтобы устоять и не поколебаться?
– Как на мой взгляд, то мы и за себя не знаем, что с нами будет. Мне думается, не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра – приближается это. Претерпевый до конца – тот спасется. Только кто до конца претерпит, спасется.
Конечно, надо знать волю Божию. И вот то, что сейчас совершается по местам, может быть, – это уже начало, совершается воля Божия. И если верующие, то верующие будут умолять, плакать и рыдать, чтобы не отпасть от Бога. Потому что претерпевый до конца, тот спасется. А не претерпевый до конца – не спасется. Я чувствую, что приближается это время. Приближаются беды, которые постигнут нас.
Мог бы я сказать, мог бы я смело сказать, что ? Если бы я устоял, не согрешил… А разве можно сказать, что я устою? Я раньше даже больше готовился к этим бедам. Учитывая то, что претерпевый до конца спасется, надо нам плакать и рыдать, чтобы спастись, и просить: «И́миже (слав. – теми, которыми) ве́си (слав. – ведаешь, знаешь) судьба́ми (слав. – способами), Го́споди, спаси́ мя, окая́нную». Какими Ты, Господи, знаешь, судьбами, спаси. Ведь Господь Бог есть Любовь, разве может Любовь , если мы день и ночь плачем, рыдаем, умоляем… Бог есть Любовь. Так, конечно, Любовь Божественная – Она не даст погибнуть Своим, потому что Бог есть Любовь. Я не прозорливый, я окаянный, я ничего не знаю. Но, во всяком случае, мы же и на события должны смотреть – какие они, что в данный момент происходит…
Поэтому – претерпевый до конца, тот спасется. Если кто знает, что мука вечная, бесконечная ожидает не устоявших в добре…
А Бог есть Любовь, и Любовь Божественная не за то, чтобы погибли люди, Божественная Любовь за то, чтобы спаслись люди. И спасемся, и спасаемся.
Спаси и сохрани Господи
чад духовных и мое окаянство
Созрела такая молитва: «Спаси и сохрани, Господи, в первую очередь чад духовных, а на втором месте мое окаянство». Я же – как бы ревнитель о чадах, чтобы их спасти. Потому что враг перед концом тащит всех в ад. И те, кто знают, они будут бороться, будут противиться этому предложению сатанинскому, и таким путем спасутся. И́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет, а кто не имеет веры – осужден будет.
Здесь мы находимся
не без воли Божией
Сколько людей умирало, сколько страдало – а мы вот не страдаем и не переносим трудностей. Мы и не чувствуем трудностей, скорбей, и не испытываем, как вот читали. Как же нам душеньку спасти? Так что помолитесь за нас окаянных.
– Батюшка, вы столько трудностей испытали в жизни. А мы нет. И как нам спастись, Батюшка? Мы и не знаем, что такое трудности?
– Ошибки есть и у меня, и мне кажется, что я не спасаюсь. Прочитали, как спасались великие угоднички. А мы как будто и не испытываем таких трудностей.
– А как нам спасаться?
– Я считаю, что у Господа, и в нашей обители, – претерпевый до конца, тот спасется. Терпеть надо. Мы вот такие, только на милость Божию надеемся, на слезки. Вот читали же, какие были , а мы – не такие.
– Батюшка, вы-то плачете, а мы не плачем. Что же нам делать?
Батюшка плачет.
– Не без воли Божией мы находимся здесь… Я вот плохой такой, никудышный. Я считаю, что здесь сложнее, труднее спастись, но нельзя допускать даже мыслей таких, что мы тут не спасаемся. Спасаемся с Божией помощью – Господь нас спасает. Хотя слабенькая у нас вера, но я считаю, что мы хоть немножко, да верим, и хотим душеньку спасти. И Господь спасает. И́же веру и́мет и крести́тся, спасе́н будет, кто не имеет веры, осужден будет. Так что мы по милости Божией . Я так думаю, и мне хочется сказать, что отчаиваться нельзя. Отчаяние – грех. Не отчаиваться, не допустить отчаяния.
Источник: «Исповедайтеся Господеви…» Игум. Виссарион (Великий-Остапенко): Духовные беседы. – Сергиев Посад, 2018. С. 46-51.
Примечание
Здесь приводится фрагмент из брошюры «Исповедайтеся Господеви…», содержащей молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона. Они представляют собой расшифровку аудиозаписей бесед с Батюшкой, записанных в последние годы его жизни. Эти беседы чаще всего происходили непосредственно в келье о. Виссариона.
“Исправьте сердца, двоедушные”
Сегодня, дорогие друзья, мы поразмышляем на тему двоедушия.
Писание говорит: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:7-8).
Оказывается, есть двоедушные люди, им необходимо исправлять, выпрямлять свои сердца. Часто мы стараемся оправдать свои греховные дела. Насколько же важно в таких случаях уметь останавливаться и прислушиваться к словам обличения, которые могут прийти из проповеди, из Слова, от Духа Святого, от нашей совести! «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс.140:1-5).
Человек с двоящимися мыслями непостоянен и не уверен в себе и в людях, поэтому ничего не может получать от Господа. Библия говорит об этом: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-8).
Двоедушие — очень опасное состояние внутренней измены, саморазрушения. Человека мучает, скорее, не грех, а совесть. Она не дает покоя, раз за разом задавая одни и те же вопросы: “Как ты мог так поступить? Ты же христианин, ты в завете с Богом.” И пока нет того ответа, который ей, совести, нужен, она сама по себе никогда не успокоится. Ведь совести нужен не только красивый, правильный ответ по букве, ей нужны дела покаяния.
Двоедушием может считаться несмелость поступить правильно. Иногда человек боится спрашивать Бога о Его воле, так как заранее знает ответ, но не хочет его слышать.
Лукавство иногда срабатывает, но приносит только вред. Можно привести в пример Иакова, который лукавством получил первородство. Он обманул отца и больше двадцати лет своей жизни расплачивался за это.
Как избавиться от двоедушия и лукавства? «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (питай свое сердце Словом). Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (не говори то, чего нет, чего ты не думаешь и не имеешь в виду) (Притчи 4:23). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).
Если кому-то из нас недостает мудрости, нужно просить её у Бога, и Он обязательно даст.
Давайте помолимся вместе с Давидом, чтобы Бог помог исправить наши сердца, как Он того хочет: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:3-6).
Алексей ЯРОВОЙ,
пастор церкви «Вифания» г.Новороссийск
Двоедушие
Кто такие двоедушные? Мы все двоедушные. Что означает «двоедушный»? Это тот, кто хочет одновременно двух противоположных вещей. Мы хотим Бога, но в то же время хотим другой жизни. Вы возразите мне: «Мы не хотим другой жизни!»
Хорошо, теоретически мы не хотим ее. На практике, однако, наши дела говорят о другом. Они показывают, что мы пленены.
Двоедушие – это грех, потому что двоедушный человек страдает духовной шизофренией и хочет одного, а делает другое. Одно дело – его мысли, а другое – поступки, и мы все такие. Сам святой апостол Павел говорит: «Несчастный я человек, потому что одно решаю, а другое делаю. Одного хочу, а другое творю». «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24). Кто избавит меня от этого несчастья, которое я ношу в себе? Решаю помолиться, хранить воздержание, поститься, уйму всего. Сколько хороших решений мы принимаем каждый день? Однако не исполняем их, бываем пленены, мы бредем, словно овцы на веревке, и нас уводят в другом направлении.
Сколько раз даже наше собственное я сопротивляется и говорит нам: «Что ты собираешься сделать? Не надо! Остановись!» Наше собственное я протестует, а мы словно загипнотизированные и пьяные – идем туда и не можем понять, что происходит. Потому что мы пленены, потому что это пленение от сатаны. Мы не успеваем взять верх над собственным я, и страсти овладевают нами, потому что диавол – диктатор, он страшный тиран, который не хочет нашей свободы, не хочет, чтобы у нас было свое лицо. Это и есть двоедушие – иметь словно две души, два мнения, два решения, два человека, быть двойственным человеком, который живет жизнью Церкви и одновременно совершает тысячу других дел, отрекающихся от нее.
Митрополит Афанасий Лимассольский
ЛУКАВСТВО
Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7, 17). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с диаволом .
Отвергни око лукавое, стяжи око простое. Преподобный Антоний Великий .
Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел .
Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными — невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих (Мф. 7, 15). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. Святитель Василий Великий .
У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский ).
Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает… вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит .
Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои» (Пс. 106, 42). Преподобный Ефрем Сирин .
Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу .
Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной.Преподобный авва Исаия .
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека… а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки .
Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды — все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы .
Лукавый человек наносит удар прежде всего себе и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа его всегда полна печали, мысли всегда угрюмы. Святитель Иоанн Златоуст.
Лукавые помыслы отлучают человека от Господа .
Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский .
Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных .
Лукавство происходит от возношения и от гнева .
Лукавый человек — соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым .
Лукавство есть извращение простоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благими намерениями… Скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача… упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падений… коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение — словом, оно есть бесовское житие .
Лукавство есть… бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник .
Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? .
Когда оправдание соединяется с волей — это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек лучше знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, и наконец враг как хочет устраивает его падение. Преподобный авва Дорофей .
Лукавое сердце — корень и источник греха. Преподобный Симеон Новый Богослов .
Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…». Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: «Благотвори, Господи, добрым» (Пс. 124, 4), и еще: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» (Мф. 12, 35), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: «… тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11). Преподобный Исидор Пелусиот .
ДВОЕДУШИЕ
Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий .
Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит.
Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания (Деян. 5, 1-6). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4, 5), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения.Виссарион, епископ Костромской .
ЛИЦЕМЕРИЕ
Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ… .
Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного.
Не видишь ли, какое зло — лицемерие? Оно — плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий .
Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов .
Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос .
… В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)… душевные страсти, особенно высокоумие… Епископ Игнатий (Брянчанинов) .
Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце.
Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы .
Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же — образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия .
Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него .
«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос.Святитель Иоанн Златоуст .
Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах .
Не словами… надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот .
Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Лицемеры — «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер — выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские… Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский.
Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он — Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне (Мф. 6, 24) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). — Говоришь: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия»,- хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Святитель Тихон Задонский.
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1). Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим,- необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия. Епископ Феофан Затворник.
Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера .
Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.
Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями… прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана .
Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели .
Осуждение ближнего — признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия.
Мы все — грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) .
Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него ‘рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик .
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ
Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению .
Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои… укройся» (Ис. 26, 20). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему» (Пс. 122, 2). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14-16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте (Мф. 6, 1-18), и вообще о всяком деле благочестия .
Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий.
Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего .
Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости .
Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу .
Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Преподобный авва Исаия .
О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья… Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти. Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя — за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притч. 29, 23). Преподобный Марк Подвижник .
Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. Преподобный Максим Исповедник .
Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Епископ Игнатий (Брянчанинов) .
Добавить комментарий