Еловые ветки на похоронах
Содержание
- Дополнение: Похоронные обряды. Ель
- Приметы
- Похороны в православии
- Поминовение
- Похороны
- Что такое смерть в православии?
- Происхождение и цель похорон в православии
- Основные правила проведения похорон в православии
- Подготовка похорон
- Память об усопшем и упоминание его в жизни
- Первые действия после смерти близкого человека
- Отпевание усопшего
- Молитвенные традиции после смерти человека
- Что делать, если невозможно правильно организовать похороны
- Кремация тела
- Ритуальные традиции на поминках
- Светские ритуалы и суеверия
Дополнение: Похоронные обряды. Ель
Этот материал является дополнением для одной из статей, которая называется «Похоронные обряды Древних Славян» и была опубликована ранее. Здесь я постараюсь описать дерево Ель, как неотъемлемую часть похоронной обрядности наших предков. Это очень интересные обычаи, которые связанны с вечнозелёным деревом, и которые удивительным образом, хоть и небольшой своей частью, дошли до наших дней.
В древности вечнозелёные растения относились к разряду тех хтонических символов и образов, которые несли в себе информацию о вечности жизни. Ель и другие хвойные деревья, как бы говорят человеку — есть на свете вещи, которые просто не умирают никогда. Почему же именно ель, а не сосна, к примеру, стала символом Мира Мёртвых? Если вы были когда-нибудь в хвойном лесу, то наверняка замечали, как меняется лес с его переходом от елового к сосновому или наоборот. Сосновый лес, как и лес берёзовый, представляет собой нечто свежее, живое, там можно дышать полной грудью, он прозрачен и чист. Этого нельзя сказать о еловом лесе, так же, как и о дубовом. Здесь всегда царит полумрак, много теней, появляется ощущение чего-то таинственного, запредельного, даже пугающего. Соотношение вечнозелёного, как неумирающего, и мрачная атмосфера елового леса и ели, как его составляющей, отвели этому дереву роль символа Потустороннего Мира.
Как вы уже успели понять: ель напрямую связана с культом предков, которые ушли в иной мир. Как дерево, оно имеет ещё и некую связь с Древом Мира. Таким образом, роль ели в традиции славян имела огромное культовое значение. Ельник называли тёмным лесом, туда запрещали ходить как детям, так и многим взрослым (тот самый дремучий бор из древнерусских сказок). В стародавние времена ельник или еловый лес использовался в качестве кладбища. Хоронили в еловом лесу таким образом: аккуратно приподнимали живую ель вместе с корневищем, помещали туда покойника и опускали ель обратно. Ель накрывала собой умершего человека и становилась его могилой. Позже, когда людей перестали так хоронить, а просто закапывали в земле, то для места расположения кладбища продолжали выбирать еловый лес. Даже в наше время многие действующие кладбища находятся именно в еловом лесу. Так же до нас дошёл обычай выстилать дорогу еловыми ветками, по которой на похоронах несут гроб с умершим. Такая дорога, устланная еловыми ветками, как бы открывает коридор в иной мир, по которой душа может уйти из этого мира.
Похоронные обряды славян очень тесно связаны с елью. Кроме того, что кладбища располагались в еловом лесу, а на дороге расстилали еловые ветви, часто сами носилки делали именно из еловых досок, помелом из еловых веток опахивали могилы, для изготовления гроба использовались еловые доски (иногда сосновые). Еловые ветки, которые застилают могилу, являются традиционным обычаем у славян, так же во время похорон ими застилают пол в доме и метут еловыми ветками за собой, возвращаясь с церемонии похорон (заметают), чтобы покойник не увязался. В погребениях Северной Карелии исследователи обнаружили еловую кору, которой были покрыты умершие.
Считается, что под елью, в её корнях, живут духи, которые охраняют лес, всю лесную живность и могут помочь человеку на охоте. У охотников был обычай после удачной добычи приносить жертву духам (принесённая обрядовая пища или остатки трапезы после охоты) именно в корнях ели. Так же ель слушали. Для этого человек, который желал получить ответ, ложился спать под кроной ели, которая находилась возле его жилища.
Нельзя забывать и про ёлку, которую принято устанавливать на Новый Год. Новогодняя ёлка представляет из себя сразу несколько символов. Как мы уже могли узнать из статьи «Мировое Древо», Новогодняя ёлка является воплощением Мирового Дерева или его имитацией. Так как Новогодним деревом стала именно ель, а не сосна или какое-то другое вечнозелёное дерево/растение, то вполне возможно, что в Новогоднюю Ночь (ранее праздник Щедрец) древние славяне желали, чтобы предки пришли в мир живых, дабы отпраздновать знаменательную дату вместе со своими потомками. Украшение ёлки — это угощение духов, которые живут в её ветвях.
Хотите знать больше про обряды, традиции, амулеты, обереги и многое другое? В этом случае вам стоит заглянуть на сайт http://vseobryady.ru/. Большое количество статей и материалов по интересующей вас тематике.
Ель называли Древом Предков или Дедовым Древом, Велесовым Древом. Души предков, которые прилетают в мир живых, садятся на ветви ели, чтобы отдохнуть. Дети духов леса висят в люльках на ветвях этого дерева. Еловый Бор — это священная роща для славян. Здесь нельзя шуметь, веселиться и смеяться, рубить деревья, охотиться, собирать грибы и травы. Здесь проводились специальные ритуалы, сравнимые с ритуалами на капище. Стволы обвязывали специальной тканью, ветви — небольшими тряпицами, также её поливали алкогольными, забродившими и другими напитками, чтобы вызвать у духов расположение. В Белоруссии, например, обвязывание ели чёрным шёлком и поливание колодезной водой применялось тогда, когда нужно было вызвать дождь. Ель помогала древним славянам добиться при помощи ритуалов и еловой магии результата в самых разных сторонах жизни — влияние на погоду, здоровье и даже успеха в любовных делах.
Приметы
Когда покойника везут на погост, за процессией кидают на дорогу еловый лапник. А делают это для того, чтобы мертвец дорогу обратно не нашел. Вроде как следы маскируют. Вот поэтому и считается, что наступать на эти ветки нельзя. Чтобы след не остался. Несут покойника ногами в перёд потому, так как на свет он выходит, как правило, головой вперёд.
Бывает, что находишься дома, и чудится, будто кто-то в дверь звонит или стучит. Нельзя бежать отворять сразу — беду в дом пустишь. Надо подождать: если за дверью человек, он позвонит или постучит снова.
А если беда, то сказать: Уходи, вчера приходила!
Плохая примета, если во сне покойник к тебе явится и за собой позовет. Считают, что к смерти. Идти с ним никуда нельзя.
Бывает иногда у людей привычка: сядут, ногу на ногу забросят и ногой покачивают. У меня одно время у самой такая привычка была. Меня тетя все время бранила за это и говорила, что человек, который так делает, черта качает. Считается, что нельзя ногой качать: черта тешишь, на своей ноге его качаешь, а ведь его нельзя привечать. Поэтому у кого такая привычка есть — лучше за собой последить и от этого отучиться.
Раньше в Смоленской области между дверной коробкой и наличниками с боковых сторон вставляли иголки, остриём в проход. Считалось, что ведьма мимо острия иглы не может пройти.
Говорят, нельзя в темноте смотреть на своё отражение в зеркале — можно увидеть свою параллельную сущность.
Есть такая примета: нельзя на ночь оставлять на столе ножи, а то сон будет беспокойный или вообще бессонница всю ночь мучить будет.(кстати это правда, меня бывает так самого мучает сон).
Если во сне что-то нехорошее приснилось, и ты не хочешь, чтобы это в реальности воплотилось, надо проснуться, подойти к окну, посмотреть на дорогу или перекресток и сказать: Куда ночь, туда и сон!
Сезон отпусков еще не начался, но все же скажу. Нельзя уезжать в дальнюю дорогу в пятницу, мол, «пятиться» будешь. Помню, уехали в отпуск в пятницу (на машине), все было через «одно» место. Без конца плутали, ломались. В итоге, через неделю в срочнейшем порядке приехали обратно домой, т.к все очень сильно заболели. Вот и «припятились» обратно.
Знаете, есть такая примета: если в семье в течение года умерли двое родственников, то быть и третьему покойнику вскоре.
Хранили прабабки наши вековую мудрость: и слова тайные знали, и заговаривать умели.
Были, а может, и сейчас еще есть, заговоры на половики — ковровые дорожки. Когда ткали их, эти заговоры шептали: на охрану, на защиту, на любовь. А потом дарили родным, близким и любимым. Но не дай бог со злым умыслом шептать — так и беду накликать можно.
29-10-2010, 17:54 by WaRrIoR HeAvEnПросмотров: 13 912Комментарии: 33 +62
Ключевые слова: Приметы жуть покойник
Другие, подобные истории:
Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.
В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.
Похороны в православии
Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.
Православие о смерти:
- Испытания души после смерти
- Как пережить смерть близкого человека
- Что такое отпевание и как правильно поминать усопших
Православные похороны
Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.
В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.
Приготовление к погребению
Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.
- Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
- Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
- После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
- На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида. Православные похороны
Погребение и его последовательность
- При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
- Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
- Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
- Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
- Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.
Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.
Молитвы после омовения
Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.
О заупокойной молитве:
- Молитва Божьей Матери о новопреставленном
- Молитвы за упокой души всякого усопшего христианина
- Сорокоуст за упокой
Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.
Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.
Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.
Псалтырь
Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.
Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.
Ритуалы в храме
За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.
- Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
- Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
- Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
- Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
Отпевание православным чином
- Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.
После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.
Собственно ритуал погребения
В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.
Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.
Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.
Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.
Поминовение
Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.
- На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
- На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
- 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.
Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.
Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни. Отпевание и погребение по православному обычаю
Похороны
Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого?
Что такое смерть в православии?
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа человека расстается с телом. В отличие от тела душа не была создана для гибели, она вечна. И, если при жизни человек всем сердцем стремился ко встрече с Богом, Бог обещает ему спасение через крестную жертву Иисуса Христа.
Мы считаем, что Господь победил смерть, но смерть и похороны все равно остаются трудным этапом для тех, кто проводил своего близкого в вечную жизнь. Похороны, последний путь человека, называют «путь всея земли». Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.
Бог сотворил человека для бессмертия, но человек отверг через грехопадение этот Божественный дар, поэтому тело человеко обречено на тление и смерть. Смерть пришла в человека через грех. Чтобы спасти человечество, Бог послал в мир своего Сына — Господа нашего Иисуса Христа, Который победил страдание и смерть и открыл нам путь в Царствие Небесное. У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть — лишь начало вечной жизни.
Христианин при жизни должен всегда помнить о грядущей кончине, это помогает избежать страстей при жизни. Бывало, что монахи хранили в своей келье гроб или крышку от гроба. Не потому что уже при жизни они готовились к похоронам, это странное соседство напоминало им о том, что смерть неизбежна, и она может случиться в любое время. Человек должен быть всегда готов ко встрече к Небесным Отцом.
Православные на похоронах не только печалятся, хотя человеческое естество глубоко скорбит, но скорбь умиряется мыслью о том, то Господь воскресит каждого из нас в судный день. Разлука в день похорон временная. Мы можем продолжать молиться за усопшего. Общение в земной жизни прекращается, но, если человек был праведником, он также сможет молиться о нашей душе перед Престолом Всевышнего.
Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых
Происхождение и цель похорон в православии
Для загробной участи умершего человека не имеет никакого значения, как пройдут его похороны. После распятия с поспешностью погребли даже Самого Христа. Именно поэтому жены-мироносицы спешили воздать Ему почести с ароматами на гроб, не зная, что Господь Воскрес. Даже, если человека не удалось похоронить, потому что он утонул в море или пропал без вести в горах, а потом стало известно о его гибели, это не будет влиять на его посмертную участь в Царствие Небесном.
Но для близких человека похороны имеют значение, чтобы достойно и по-христиански принять его кончину, попрощаться с ним, поэтому атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.
Обычаи хоронить человека сохранились еще со времен язычества, после принятия христианства, со времен Киевской Руси, похороны обрели новый смысл и обряды, связанные с похоронами стали иметь христианскую символику. Гроб с телом покойного старались предать земле. Хотя отношение к кремации в православной Церкви долго было неоднозначным, в ноябре 2015 года был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть кремация и допустима, погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, ведь в Библии речь идет именно о земле:
«земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19)
Тем не менее Церковь относится к кремации снисходительно и кремация не оказывает влияния на посмертную судьбу души человека.
Основные правила проведения похорон в православии
Существует множество суеверий, которые сопровождают обряд похорон. Например, в гроб к усопшему часто кладут его личные вещи, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. На самом деле, в Библии нет никакого обетования о том, что в грядущей вечной жизни нам понадобятся предметы из мира физического, поэтому оставлять личные вечны умершего человеко во гробе во время похорон — не более, чем суеверие.
Каждый христианский обряд во время похорон — это символ чего-либо, который что-то выражает.
Подготовка похорон
Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.
Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.
Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.
Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.
После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.
Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем
Память об усопшем и упоминание его в жизни
Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.
Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.
В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.
В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.
Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.
Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.
Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.
Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем. Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП.
Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.
Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной. Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.
Похороны. Читать другие материалы по теме:
- Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?
- «…Не увидит смерти вовек»
- Любовь к гробам
- Для чего нужны дни особого поминовения усопших? (+видео)
Долг каждого христианина – помочь уйти своим близким в другой мир спокойно и красиво. Похоронные обряды – это не закрытие гештальта и не эзотерические танцы с бубнами, а лишь дань уважения к усопшему. И здесь важна не дороговизна домовины и не четкое следование всем ритуальным правилам (неимоверно трудно, да и незачем составлять чек-лист на похороны, когда трясет, и Феназепам уже не помогает), а искренность и любовь.
Первые действия после смерти близкого человека
Всевозможные ритуальные традиции существовали еще в язычестве. После Крещения Руси обряды погребения приобрели христианскую символику. Тело покойного старались предать земле, а не сжигали на костре и не отправляли плыть по реке. Именно тогда стали использоваться гробы – деревянные ящики, в которые помещались тела людей по окончанию земной жизни.
Сегодня существует масса ритуалов, связанных с погребением. Часть из них не несет никакого смысла и не имеет религиозной основы, но некоторые ритуальные обряды помогут упорядочить процедуру похорон.
Если христианин долго болеет и предчувствует скорую кончину, ему нужно собороваться. Для соборования, исповеди и причастия приглашают священника, который может произвести все необходимые Таинства вне стен церкви.
Если православный христианин умер дома, его тело омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое». Сделать это может любой человек, но лучше доверить омовение близкому родственнику. Желательно, чтобы женщину омывала женщина, а мужчину – мужчина, но это не является обязательным условием. Вода для омовения тела может быть любой, т.е. идти в храм за святой водой не нужно.
После омовения тело облачают в чистую одежду, надевают нательный крест (если умерший христианин не носил крестик), кладут на стол или другую твердую поверхность и накрывают саваном. При выборе последней одежды нужно ориентироваться на пожелания христианина при жизни. Некоторые заранее готовят свой погребальный наряд, и покойного лучше облачить именно в него.
Если такой возможности нет, покойного омоют в морге. Если человек умер в больнице, на улице или в любом другом общественном месте, и его тело сразу отвезли в морг (по законам РФ и других стран труп отвозят именно в морг, а не домой), можно читать молитвы дома. Порядок похорон у православных христиан, которые умерли дома или вне его стен, один и тот же. Сразу после смерти человека дома можно зажечь лампадку или свечку и провести этот день (или вечер) в тишине и молитвах.
Отпевание усопшего
Православные похороны состоят из омовения тела, частных молитв, отпевания и погребения. Отпевание и погребение усопших проходят на третий день после смерти. Отсчет идет с самого дня смерти вне зависимости от времени, когда человеку умер. Третий день признается последним днем, когда душа еще связана с телом. Именно на третьи сутки происходит окончательное обрывание связей души и тела. Отпеть и похоронить человека можно раньше или позже, если на то есть веские основания (войны, эпидемии, стихийные бедствия, сильная жара, наполненность моргов и т.д.).
Иногда покойника хоронят позже трехдневного срока, если смерть была криминальной, и требуется проведение судебно-медицинских экспертиз. Стандартное вскрытие тела подобного плана может занять 4-7 суток, но часто труп хоронят намного позже, чтобы провести более подробное расследования всех обстоятельств и причин смерти. Настаивать на ускорении этой процедуры не стоит. В случае ошибки или недостаточности улик может потребоваться эксгумация тела, которая и вовсе противоречит обряду погребения у православных.
Также по церковным законам отпевание переносится, если оно приходится на первый день Пасхи или на праздник Рождества Христова. По особому чину проходит отпевание в Пасхальную седмицу: вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения, ознаменованные праздником Святой Пасхи.
Не отпевают только тех, кто закончил жизнь самоубийством, за исключением случаев, когда усопший страдал психическими заболеваниями, и это можно доказать документально. Но самоубийц можно поминать в домашней молитве. Долгое время в Церкви не отпевались некрещеные младенцы, но недавно был подготовлен специальный чин, который дает возможность отпеть ребенка, которого не успели окрестить. Ритуал похорон некрещеных младенцев схож с обрядом погребения взрослого христианина.
В церковь на отпевание могут прийти любые родственники и друзья усопшего. На похоронах могут присутствовать и пожилые люди, и дети, и беременные женщины. На отпевание в храм также допускаются женщины во время месячных, но они не должны дотрагиваться до святынь.
Заочное и очное отпевание
В день похорон гроб с телом усопшего привозится в храм, где священник совершает над ним специальный чин. Если нет возможности привезти покойного в церковь, чин отпевания может быть совершен заочно уже после погребения. При заочном отпевании священник дает близким усопшего горсть погребальной земли, которую нужно высыпать на могиле.
Лучше сделать это сразу же после посещения церкви. Земля, над которой был прочитан чин отпевания, не портится и не может принести в дом смерти и болезни, если хранить ее больше 1 дня. Это всё – суеверия. Высыпать землю нужно раньше исключительно с практической точки зрения: кулек с землей может порваться или потеряться. Но по факту не так важно, какой именно день выбрать, главное: людей сначала хоронят, а потом заочно отпевают. Отпеть заочно умершего, но еще не похороненного человека нельзя (к примеру, если его тело хранится в судебно-медицинском морге).
Церемония может происходить в любом православном храме, но, если человек был прихожанином какой-то церкви, лучше отпеть его именно в ней у того священника, у которого усопший исповедовался, причащался и соборовался (если последнее имело место). Из-за этого в церковь можно пригласить других прихожан этого храма, которые были знакомы с покойным и захотят проводить его в последний путь. Иногда умирающий просит, чтобы его душу отпел определенный священник, которого он знает. В этом случае важно выполнить волю покойного. Также отпевание может происходить в часовне при морге, но перед этим нужно уточнить, к какой именно епархии Церкви принадлежит часовня.
Как правильно подготовить покойного к отпеванию
Во время отпевания усопший должен находиться в гробу. Перед тем как положить тело, гроб и самого покойного окропляют святой водой. Под голову нужно положить подушку из плотного материала. Если до этого глаза усопшего не были закрыты, их нужно закрыть именно сейчас. Руки человека складывают крестом таким образом, чтобы правая рука оказалась поверх левой. В руки (или на руки) вкладывается специальное погребальное распятие или икона Иисуса Христа, Богородицы или другого святого, которого умерший считал своим небесным покровителем.
До пояса покойного следует накрыть погребальным покрывалом с изображением Христа, Богородицы или других святых. Подобное покрывало можно вышить заранее самим или приобрести в церковной лавке при храме. Если нет возможности приобрести покрывало, усопшего можно накрыть чистой белой простыней. На лоб покойного надевается бумажный венчик с изображением Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Сам гроб можно украсить живыми цветами.
Как проходит отпевание
Церемония отпевания проходит в первой половине дня. Она длится около часа. По православной традиции гроб в храм заносится ногами вперед и ставится лицом к алтарю. Т.е. ноги усопшего должны быть направлены на восток, а голова – на запад. Вокруг гроба ставятся 4 подсвечника со свечами: по обеим сторонам гроба и у ног с лицом. Такая расстановка подсвечников является дополнительным символом православного креста. Во время церемонии прощания родные и близкие усопшего должны стоять с горящими свечами. Эти свечи покупаются в церковной лавке при храме. Стоимость и размер свечей не имеют значения. Если человеку трудно стоять без помощи окружающих (или он вовсе не может подняться на ноги), ему позволительно сидеть во время церемонии.
Во время отпевания священник читает над покойным разрешительную молитву о прощении покойному его грехов: тех, в которых он раскаялся, и тех, о которых он забыл. Важно, что разрешительная молитва не распространяется на те грехи, о которых усопший при жизни не раскаялся намеренно. По окончанию разрешительной молитвы с усопшим родственники по порядку подходят попрощаться: по традиции целуют венчик на лбу и икону (или распятие) на груди. Затем тело накрывают покрывалом, а гроб полностью закрывают крышкой. По правилам похорон у православных после выноса тела из храма гроб открывать нельзя.
Похоронить усопшего нужно сразу же после отпевания. На место захоронения можно пригласить священника для чтения литии. Но литию могут совершить и сами родственники. После ее окончания нужно крестообразно посыпать гроб землей со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Сама лития занимает около 15 минут. Затем могилу закапывают, и на ней ставят простой деревянный крест, а обряд погребения считают завершенным.
Что происходит с душой без отпевания
Отпевание – важный церковный ритуал. И долг каждого православного христианина – правильно отпеть своих умерших сродников (заочно или очно). Но ежегодно умирают люди, которые не имеют родственников и близких. Т.е. их некому отпевать, за них некому молиться, и нередко их тела хоронят неопознанными в общих могилах на кладбище. Но это не означает того, что их души бродят среди живых.
Подобное суеверие базируется на представлениях писателей-фантастов, всевозможных художественных фильмах и книгах, когда дух умершего человека превращается в привидение, но существование призраков не может доказать ни наука, ни Церковь. Господь приемлет душу любого усопшего человека вне зависимости от того, был ли он отпет или нет. И отпевание – это не гарантия попадания души в рай.
Во время войны погибали целыми семьями и родами: людей было некому отпеть. После гибели о них не осталось даже памяти. Поминовение всех безвестных усопших происходит во время богослужений, которые проводятся в Родительские субботы. Именно поэтому долг каждого православного христианина – посещать церковную службу в эти дни и молиться с остальными прихожанами.
Молитвенные традиции после смерти человека
Непосредственно после смерти, над телом «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Это может сделать любой крещеный человек. Эти молитвы читаются даже в том случае, если человек покрестился прямо перед смертью, и даже в том случае, если его крестил не священник без Таинства Миропомазания (православие допускает возможность «экстренного» крещения любым православным христианином, если человеку грозит смертельная опасность).
Важно не ждать третьего, девятого или сорокового дня, а начинать молиться о человеке сразу же после его смерти. В первый день после смерти читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Непосредственно после похорон можно заказать в церкви Сорокоуст и панихиду. Дальнейшие 40 дней после смерти нужно провести в молитвах. Следует читать Псалтирь и особенно рьяно молиться тому святому, который усопший считал своим покровителем. Если такового не было, можно молиться Пресвятой Богородице.
В молитве нуждаются все: и крещенные, и некрещеные, и верующие, и атеисты. Если усопший не был крещен или исповедовал другую веру, за него можно молиться Святому Уару. В храмах Святого мученика Уара каждую неделю читается Канон за умерших некрещеными. Такие храмы есть практически в каждом городе. Список храмов Святого Уара можно уточнить в ближайшей церкви.
Если усопший при жизни был неверующим (хотя и крещенным), нужно молиться тем святым, которые сами обратились в православие из язычества, другой веры или атеизма. Одним из таких святых является святитель Лука Войно-Ясенецкий – покровитель всех врачей. Но вообще молиться за атеистов можно любым святым. За них не совершается лишь поминовение на проскомидии.
Что делать, если невозможно правильно организовать похороны
Если православные похороны не смогли состояться по объективным причинам (к примеру, человек умер под лавиной, утонул или остался под завалами в горах, и его тело не нашли), это никак не повлияет на загробную участь усопшего. Опускать в могилу пустой гроб, имитируя процедуру похорон, не стоит. Такой похоронной традиции в православии не существует.
Если нет возможности провести очное отпевание с телом покойного, совершают заочное отпевание, но нужно быть точно уверенным в том, что человек действительно умер, а не пропал без вести. Церковный порядок предписывает совершать отпевание только после предоставления документальных доказательств смерти. До этого человек может ставить свечки за упокой и молиться самостоятельно дома.
Кремация тела
Никакой способ погребения не повредит спасению души. Кремация не приветствуется православными священниками, но и не имеет прямого запрета от Русской Православной Церкви. Хотя отношение к кремации РПЦ долго было неоднозначным, в 2015 году был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, но кремация тоже допустима.
Перед кремацией над телом читаются все необходимые погребальные молитвы, а также совершается чин отпевания. Никаких изменений в тексте молитв нет. Тело кремируется вместе с гробом, но перед сожжением нужно вынуть из гроба распятие и иконы, оставив разрешительную молитву и венчик.
Но лучше даже после кремации предать прах освященной земле. Желательно урну с прахом захоронить в могилу или поставить в склеп на кладбище. Обычай развеивать прах над морем или ставить урну после кремации на полку в доме не является православным или славянским. Если есть возможность, после смерти родственника должно остаться место, куда можно прийти, помолиться и вспомнить его теплыми словами.
Ритуальные традиции на поминках
Поминки не являются православной необходимостью, но их принято устраивать после похорон и на важные посмертные даты: на 3, 9 и 40 день. Единственное требование со стороны Церкви: поминки должны проходить тихо и спокойно без шумных застолий с алкоголем. Родственники спокойно могут посидеть в тесном кругу и поговорить о покойном, вспоминая самые приятные моменты. Цвет или стиль одежды не регламентированы, но она должна быть чистой и скромной. Женщинам лучше покрыть голову платком, хотя вне церкви это необязательно. Но на лицо в этот день не стоит наносить много косметики.
Поминки – это не повод для банкета, поэтому меню должно быть простым. Обязательно готовят кутью, пекут блины и варят кисель. Также можно помянуть усопшего его любимыми блюдами. Если похороны пришлись на пост, на столе должны стоять постные блюда. Скатерть на поминальных трапезах можно украсить траурными лентами. Использовать яркие светлые и сочные цвета на поминках нельзя.
Вилки на поминках
По законам язычества на Руси было принято складывать все оружие (ножи, мечи, стрелы и т.д.) на входе в помещение, где устраивались поминальные обеды. Традиция не класть вилки на столы на поминки пришла именно оттуда, т.е. она не имеет ничего общего с христианством. Православные священники не запрещают использовать на поминках вилки, ложки, ножи и прочие приборы. Не стоит есть только руками, но и то, не по каким-то религиозным причинам, а из соображений эстетики и гигиены.
Размещение еды на канон
Один из похоронных ритуалов заключается в размещении еды на канон. Эта еда раньше раздавалась нищим за поминовением души умершего человека. Сегодня эта пища является одной из форм пожертвования в храме. Еду раздают бедным и нуждающимся.
Светские ритуалы и суеверия
Похороны – это сакральное мероприятие, поэтому при его проведении религиозные и языческие атрибуты тесно соприкасаются и переплетаются. Должно пройти много времени, чтобы православные христиане (и воцерковленные, и нет) полностью отошли от суеверий, но Церковь снисходительно смотрит на подобные светские суеверия. Они необходимы лишь для успокоения живых. Любые приметы, связанные с материальными предметами, никак не влияют на состояние души после смерти. Обряд похорон у православных не должен превращаться в фарисейство и маскарад.
К примеру, до сих пор в гроб с телом покойного кладут его личные вещи (книги, одежду и даже телефоны), но они не понадобятся ему в загробной жизни. Это языческий обычай, а не христианская традиция, поэтому подобное на похоронах не приветствуется священнослужителями. Такие захоронения отсылки в античной мифологии, когда Хорону (перевозчику душ) требовались монеты, чтобы переправить покойников в царство мертвых.
А слишком дорогие предметы (ювелирные украшения и старинные иконы) могут привлечь «черных копателей» и осквернителей могил. Если хочется, чтобы эти вещи как-то помогли умершему, их лучше передать нуждающимся или отдать в качестве милостыни в церковь. Это же самое касается и обручальных колец. С кольцами и любыми другими ювелирными украшениями нельзя хоронить, т.к. это может привлечь внимание мародеров (особенно, если покойника не отпевают в храме, и закрывают крышку гроба прямо на кладбище).
Если умер ребенок, с ним нередко захоранивают его любимые игрушки или книги, но их тоже лучше передать в детский дом или больницу. На том свете игрушки в обычном понимании уже не понадобятся.
Если сразу же после похорон кому-либо снится его умерший близкий и просит что-то из одежды, вещей или продуктов, это не нужно нести на могилу и закапывать в землю. Место захоронения – это не помойка. Лучше начать более осознанно молиться, а те вещи, которые покойный просил во сне, следует отнести в церковь, детдом и дом престарелых или отдать малоимущим, список которых можно уточнить у священника в храме.
То, что после смерти, в доме закрывают тканью зеркала, тоже является суеверием. Зеркала закрывают для того, чтобы душа умершего, не испугалась, если увидит себя в зеркале или не напугала родственников (вероятно, выглянув из зеркала). Люди, далекие от христианства и тяготеющие ко всему мистическому, считают, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», уведя за собой живых. Но в действительности этот обычай на похоронах православных имеет историческое объяснение. В древности в богатых домах зеркала и хрустальные люстры драпировались черными тканями, чтобы они своим блеском не прельщали и не отвлекали молящихся родственников и друзей от заупокойной молитвы.
Еще одним суеверием на похоронах является запрет на участие в перенесении гроба близких покойного. Некоторые считают, что это может навлечь на семью череду смертей, но православный христианин должен относиться к подобному суеверию спокойно. Нет ничего страшного в том, что нести гроб почившего родственника. Причем по церковным правилам желательно, чтобы именно родственники несли гроб. Этим они выказывают почтение покойному. На это указывает даже слово об умерших Иоанна Златоуста, в котором прямо говорится, что гроб должны нести сродники (но только мужчины, т.к. женщинам просто не поднять домовину).
Также к подобным суевериям относится то, что:
- если родственник умершего встал во время отпевания между алтарем и гробом, он обязательно умрет в ближайшее время;
- если кто-либо идет перед гробом к месту захоронения, то он скоро тяжело заболеет;
- нельзя смотреть из окна на похоронную процессию;
- нельзя выглядывать из окна автомобиля на могилы, если едешь по кладбищу;
- нельзя бриться или стричься перед похоронами (но правила личной гигиены никто не отменял);
- нельзя прибираться до 40-го дня;
- нужно лить водку в могильный холм;
- надо ставить рюмку водки с кусочком черного хлеба около фотографии скончавшегося родственника;
- нельзя поправлять закопанный деревянный крест, если он покосился, его нужно сжечь.
Но список суеверий можно продолжать бесконечно. Если у православного появляются вопросы об обряде похорон, он может задать их священнику.
Смерть – это часть жизни, и для Бога нет мертвых, есть только усопшие. Любой христианин должен помнить о неизбежности кончины (и своей, и близких), и спокойно относиться к преданию тела земле. Похороны в православии – лишь временная разлука с теми, кто дорог. Нужно спокойно похоронить умерших родственников, продолжать молиться за них, ставить свечки за упокой и раздавать милостыню.
Добавить комментарий