Епископ касимовский и сасовский Дионисий
Содержание
Русская Православная Церковь
Дионисий, митрополит Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии (Порубай Петр Николаевич)
Дата рождения: 1 октября 1975 г.
Страна: Россия Биография:
Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Родился 1 октября 1975 г. в Рязани в семье служащих.
В 1992 г. окончил среднюю школу-гимназию № 5 г. Рязани и поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Обучаясь на 5-м курсе, одновременно работал учителем истории в 5-7 классах в средней школе № 17 г. Рязани. В 1997 г. окончил РГПУ по специальности «учитель истории и английского языка». В 1997-1998 гг. работал в должности ведущего специалиста отдела организации персонифицированного учета в отделении Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.
1 сентября 1998 г. поступил в Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии, где 1 ноября того же года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, поставлен во иподиакона. С января 1999 г. — старший иподиакон и келейник епископа Шацкого Иосифа.
В 1998-2001 гг. обучался на заочном отделении Рязанского духовного училища.
27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона к Иоанно-Богословскому монастырю и назначен насельником обители. 23 марта 2000 г. зачислен в братию Иоанно-Богословского монастыря.
28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского.
В 2002-2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии.
С апреля 2004 г. — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа. С марта 2005 г. — и.о. благочинного Иоанно-Богословского монастыря, с января 2006 г. — благочинный.
В 1996-2004 гг. — ведущий рубрики в телепрограмме «Зерна» (ГТРК «Ока»), в 2000-2005 гг. — член редакционного совета газеты «Благовест».
4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха.
В 2007 г. — руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии.
5 октября 2007 г. назначен и.о. наместника Иоанно-Богословскоого монастыря. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря.
21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена.
25 января — 25 мая 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление».
2 марта 2011 г. назначен настоятелем Иоанно-Богословского монастыря.
17 мая 2011 г. назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии. 24 мая 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.
С 2004 г. — старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. С 2006 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.
9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 27 ноября за Божественной литургией в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рязанской обл.
На Архиерейском Соборе 2017 г. избран членом Высшего общецерковного суда с назначением на должность секретаря суда.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 51) назначен викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский».
Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 113) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский».
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.
На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 4) и наместником Новоспасского ставропигиального монастыря (журнал № 9).
Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. назначен на должность первого викария Патриарха Московского и всея Руси, а также назначен управляющим Центральным викариатством с освобождением от должности управляющего Юго-Восточным викариатством г. Москвы и председателем Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете г. Москвы.
Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 114) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 29 октября 2019 г. (журнал № 132) назначен управляющим делами Московской Патриархии.
20 ноября 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Решениями Священного Синода от 26 декабря 2019 г. назначен на должность секретаря Межсоборного присутствия (журнал № 153), освобожден от должности секретаря Высшего общецерковного суда и членства в Высшем общецерковном суде (журнал № 154).
Образование:
1997 г. — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.
2001 г. — Рязанское духовное училище (заочно).
2009 г. — Московская духовная академия (заочно).
2010 г. — Московская академия государственного и муниципального управления.
Место работы: Управление делами Московской Патриархии (Управляющий делами) Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Московская Патриархия (Управляющий делами, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (Секретарь) Епархия: Московская епархия (городская) (Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси)
ДИОНИСИЙ IV СЕРОГЛАНИС
(† 23.09.1696, Бухарест), патриарх К-польский (нояб. 1671 — 14 авг. 1673, 29 июля 1676 — 2 авг. 1679, 30 июля 1682 — 10 марта 1684, марта 1686 — 12 окт. 1687, авг. 1693 — апр. 1694). Из благородной к-польской семьи, учился в Великой национальной школе, по окончании к-рой служил чиновником Патриархии. 9 авг. 1662 г. избран митрополитом Ларисским. Предположительно до избрания митрополитом уже был иеромонахом и вел. сакелларием Великой ц. Поддерживал дружеские связи с дидаскалом Евгением Яннулисом из Этолии и, вероятно, был его учеником; сохранилась их переписка (᾿Αθηνᾶ. 1954. Τ. 58. Σ. 37 etc.).
В янв. 1672 г. под председательством Д. С. в К-поле состоялся Собор (см. Константинопольские Соборы). Причиной его созыва стали конфессиональные споры того времени между католиками и кальвинистами во Франции. Обе стороны стремились доказать, что их вероучение разделяется правосл. Церквами. Послы Франции и Голландии в Константинополе оказывали давление на К-польскую Патриархию с целью добиться благоприятного для каждой из сторон исповедания веры. К-польский Собор дал ответы на обсуждавшиеся в полемике вопросы богословия таинств и других аспектов церковного учения (первородный грех, оправдание благодатью, необходимость епископского сана и др.). Текст томоса Собора (Καρμίρης. Ϫοϒματικὰ Μνημεῖα. Τ. 2. Σ. 746-773) помимо Д. С. подписали Александрийский патриарх Паисий, 3 бывш. К-польских патриарха Дионисий III, Мефодий III и Паисий и 40 иерархов К-польского Патриархата, после чего он был отправлен Иерусалимскому патриарху Досифею II Нотаре. В 1718 г. томос Собора был приложен к ответу вост. патриархов на проект объединения, присланный англикан. епископами из партии «неприсягающих» (non-jurors). В 1721 г. вост. патриархи, бывш. К-польский патриарх Кирилл IV и архиеп. Охридский Иоасаф II утвердили томос К-польского Собора 1672 г. наряду с томосом Иерусалимского Собора 1672 г. и К-польского 1691 г. как авторитетный документ, содержащий истинное и ясное изложение правосл. вероучения (Καρμίρης. 1968. Τ. 2. Σ. 857-858).
Из др. документов 1-го Патриаршества Д. С. известны грамота Мелетию Хортакису, митр. Филадельфийскому, подтверждающая привилегии Филадельфийской кафедры (дек. 1671), грамота о расходах Константинопольского патриаршего храма на елей и свечи (окт. 1672), сигиллий о подтверждении ставропигиальных прав Киккского мон-ря на о-ве Кипр как имеющего икону Божией Матери, по преданию написанную ап. Лукой (дек. 1672). В июле 1672 г. Д. С. подтвердил дарение мон-рю вмц. Екатерины на Синае храмов ап. Матфея в Хандаксе (совр. Ираклио) на о-ве Крит и св. Апостолов в Аркадии. В мае 1673 г. Д. С. подтвердил грамотами привилегии мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос и запретил митрополиту о-ва Кос взыскивать налог с братии мон-ря и его подворья на этом острове. В июне того же года Д. С. подтвердил дарение Святогробскому братству храма св. Феодоров в Анталье и ставропигиальные права мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. По окончании 1-го Патриаршества Д. С. был поставлен митрополитом Филиппопольским.
В период 2-го Патриаршества, в июле 1678 г., по решению Свящ. Синода К-польской Церкви были объединены епархии Готии и Кафы (территория Крымского ханства). В том же году Д. С. подарил Иверскому мон-рю на Афоне свою б-ку. В 1679 г. по просьбе господаря Валахии Иоанна Шербана Кантакузина Д. С. отправил митр. Маронийского и вел. логофета Иоанна Кариофилла в качестве патриаршего экзарха в Бухарест для второго поставления Унгро-Влахийского митр. Феодосия. В 1679 г. один из греч. правосл. проповедников, нмч. Киприан, был схвачен тур. властями и казнен перед воротами Патриархии. После удаления с престола Д. С. снова встал во главе Филиппопольской митрополии (25 авг. 1679).
В 1682 г. при поддержке господаря Иоанна Шербана Д. С. в 3-й раз был избран на Патриарший престол. 10 марта 1684 г., когда патриархом в очередной раз был избран Парфений IV, Д. С., проживавший на о-ве Халки, был поставлен митрополитом Халкидона.
В период 3-го и 4-го Патриаршества Д. С. был вовлечен в дело о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху. По настойчивым просьбам буд. Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) и гетмана И. Самойловича из Москвы в К-поль к предшественнику Д. С. К-польскому патриарху Иакову был отправлен посол-грек Захария Иванов (Софир) (дек. 1684-1685) с целью получить грамоту о передаче Киевской митрополии под управление Московского патриарха. Захария не добился успеха, поскольку К-польский патриарх Иаков отказался дать согласие без разрешения османского везира. Однако московское правительство не стало обращаться к везиру, и 8 нояб. 1685 г. архиеп. Луцкий Гедеон был возведен Московским патриархом Иоакимом на Киевскую митрополичью кафедру. Тогда же из Москвы в К-поль отправились посланец гетмана И. Самойловича Иван Лисица и дьяк Никита Алексеев с грамотами от Московского патриарха Иоакима и царей Иоанна V и Петра I с просьбой утвердить переход Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы и подтвердить поставление митр. Гедеона. Грамоты были адресованы предшественнику Д. С. патриарху Иакову. Встретив в Адрианополе Иерусалимского патриарха Досифея II, Н. Алексеев и И. Лисица попытались добиться у него поддержки в своем деле и поднесли ему 200 золотых. Однако Досифей II отказал им, т. к. счел передачу Киевской митрополии Московскому патриарху неканоничной. После этого послы обратились к находившемуся в Адрианополе великому везиру, к-рый, стремясь сохранить хорошие отношения с Москвой, дал согласие на переход Киевской митрополии под власть Московского патриарха. Узнав об этом, Иерусалимский патриарх неохотно согласился с этим решением и способствовал получению грамот у Д. С., к-рый приехал в Адрианополь, чтобы подтвердить свое очередное избрание патриархом у вел. везира. 5 июня 1686 г. Д. С. передал послам грамоты, адресованные царям, Московскому патриарху, гетману и Киевскому митрополиту, по которым он передавал управление Киевской митрополией Московскому патриарху и подтверждал поставление митр. Гедеона. Послы вручили Д. С. 200 золотых и 120 соболей (Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669-1707). М., 1891. С. 72-81; История РЦ. Т. 7. С. 536-540).
По окончании срока 4-го Патриаршества Д. С. уехал в Адрианополь и 29 дек. 1688 г. был заточен в тюрьму, но через 10 дней был выкуплен, вернулся в К-поль и поселился неподалеку от дома господаря мч. Константина (Брынковяну). По его ходатайству Д. С. вновь (в 5-й раз) ненадолго стал патриархом, после чего уехал в Бухарест, где и умер. Похоронен Д. С. в мон-ре Раду-Водэ.
Изображение Д. С. сохранилось в часовне в честь Иверской иконы Божией Матери (Портаитиссы) в Иверском мон-ре на Афоне. Жизнеописание Д. С. составил К-польский патриарх Герасим II Какавелас, а Похвальное слово — Илия Миниатис. В рукописи из мон-ря прп. Ксенофонта на Афоне (Ath. Xen. 2385, 252. Fol. 183) сохранилась «Молитва Дионисия Серогланиса к Богородице в воспоминание о чуде, которое сотворила Владычица Богородица со Своим недостойным рабом Дионисием, патриархом Константинопольским». В этом же мон-ре хранится облачение Д.
Лит.: Ζαβίρας Γ. Νέα ῾Ελλάς. ᾿Αθῆναι, 1872; Γεδεών. Πίνακες. Σ. 471-473, 475-477; idem. ᾿Επίσημα ϒράμματα τουρκικά. Κωνσταντινούπολις, 1910. Σ. 98-100; Ζερλέντης Π. Γ. Μεθόδιος, Παρθένιος, Ϫιονύσιος, οἰκουμενικο πατριάρχαι. ᾿Ερμούπολις, 1923; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), ἀρχιεπ. τῆς Λεωντονπόλεως. Ϫιονυσίου Ϫ´ πατρ. Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Μουσελίμη ἀπάντησις εἰς τὸ μέϒα μήνυμα τῆς ἐκλοϒῆς αὐτοῦ // Ρωμανὸς ὁ Μελωδός. 1932. Τ. 1. Σ. 250-251; Γέρμανος, μητρ. Σάρδεων. Συμβολὴ εἰς τοὺς πατρ. Καταλόϒους // ᾿Ορθοδοξία. 1935. Τ. 1; Γενναδίος, μητρ. ῾Ηλιουπόλεως. ᾿Εξακρίβωσις τῶν πέντε πατριαρχιῶν τοῦ οἰκουμενικοῦ πατριάρχου Ϫιονυσίου τοῦ Μουσελίμη // ᾿Ορθοδοξία. 1940. Τ. 15; Γριτσόπουλος Τ. Α. Ϫιονύσιος ο Ϫ´ // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 23-25; Βαλσάμης Γ. Οι Πατριάρχες του Γένους. Από την ´Αλωση της Πόλεως εως σήμερα. Βόλος, 1995. Σ. 72-73.
Э. П. Г.
ДИОНИСИЙ
(† не ранее 1604), митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром. Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского (Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК: . М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре — Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI — 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. // ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534).
В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского.
В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино, который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII. Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.
По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана (Поссевино. 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г. // ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. (Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI — нач. XVII в. М., 1986. С. 119).
После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе — вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» (Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. № 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д.
18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля.
31 мая 1584 г. в Успенском соборе Д. совершил чин венчания на царство Феодора Иоанновича. В том же году под председательством митрополита в Москве прошел церковный Собор, созванный для преодоления экономических трудностей, переживаемых страной. Уложение Собора 1584 г., к к-рому Д. привесил свою печать, повторило решение Собора 1580 г. об ограничении земельных вкладов в мон-ри. Кроме того, было принято решение о временной («покаместа земля поустроитца») отмене с 1 сент. 1584 г. тарханов. Однако впосл. податные привилегии монастырям не были восстановлены. Собор 1584 г. подвел итог почти вековым усилиям гос-ва по ограничению недвижимых владений и налоговых льгот Церкви. В 1585 г. Д. во главе Освященного Собора принимал участие в предварительном обсуждении решения о военных действиях против шведов. В 1586 г. митрополит участвовал в переговорах рус. правительства с послом Речи Посполитой М. Гарабурдой об унии Московского и Польского гос-в, это предложение польск. короля не было принято.
При Д. продолжались контакты Русской Церкви с правосл. Востоком. В 1582-1583 гг. в Москве с просьбой «о милостыни» находился Вифлеемский митр. Иоаким. Прежде аудиенции у царя митр. Иоакима принял Д. Александрийский патриарх Сильвестр сообщал Д. о бедствиях, к-рые они терпят от иноверных (Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 161). Деятельность Д. проходила в преддверии учреждения Патриаршества на Руси. В 1586 г. на Русь впервые прибыл в качестве просителя милостыни высший церковный иерарх — Антиохийский патриарх Иоаким V Дау. 25 июня он был принят в Москве царем, затем поклонился святыням в Успенском соборе. Здесь произошла его встреча с Московским митрополитом, причем Д. в нарушение обычая первым благословил патриарха. Во время визита Иоакима впервые рус. власти объявили о намерении учредить Патриаршество в России. Первосвятителя просили поставить этот вопрос перед вост. патриархами.
Д. возглавил ряд епископских хиротоний: в 1581 г.- св. Иова во епископа Коломенского и Каширского (в 1586 архиерей был перемещен на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, затем сменил на кафедре Д., впосл. стал первым патриархом Московским и всея Руси), в 1583 г.- Варлаама во архиепископа Сарского и Подонского, 11 окт. 1586 г.- Антония во епископа Вологодского и Великопермского. При Д. была восстановлена территория Новгородской епархии. В 1584 г. Новгородской кафедре были возвращены «Двина, Колмогоры, Каргополь, Турчасово, Вага и с уезды», изъятые после опричного разгрома Вел. Новгорода в 1570 г. и переданные Вологодской кафедре. 15 авг. 1585 г. митрополит освятил в Троице-Сергиевом мон-ре Успенский собор и 2 его придела — во имя вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины — в присутствии царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны. В тот же день первосвятитель переложил мощи прп. Сергия Радонежского в новую, среброкованую, украшенную жемчугом, драгоценными камнями и золотым венцом у образа преподобного раку. Известны вклады Д. в Успенский собор священных сосудов. При Д., по мнению Е. Е. Голубинского (Канонизация святых. С. 117), была совершена канонизация прп. Ефрема Новоторжского.
Стремясь к прекращению вражды между фактическим правителем государства боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) и его противниками во главе с боярами Шуйскими, Д. добился формального примирения сторон. Однако в мае 1586 г., во время волнений среди посадского населения Москвы, Шуйские, заручившись поддержкой митрополита, обратились к Феодору Иоанновичу с челобитной, в к-рой просили царя развестись с бесплодной Ириной Феодоровной, сестрой Годунова, «царскаго ради чадородия» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279). Следствием стало лишь то, что сторонники Шуйских из купечества были казнены или сосланы.
13 окт. 1586 г. Д. был сведен с кафедры и выслан в Хутынский мон-рь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279-1280), Крутицкий архиеп. Варлаам был сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь. По сообщению «Нового летописца» (30-е гг. XVII в.), Д. и архиеп. Варлаам протестовали против гонений Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю… Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Впрочем, гонение на Шуйских началось уже после смещения Д.- видимо, весной 1587 г. (Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 138).
О дальнейшей судьбе Д. известно из послания Лжедмитрия I царю Борису Феодоровичу, написанного в 1604 г. из Речи Посполитой. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв. История. Кн. 4. Т. 8. С. 401). Т. о., можно предположить, что после кончины царя Феодора в 1598 г. условия пребывания Д. в Хутынском мон-ре были смягчены и бывш. митрополит был жив в первые годы XVII в. В описи Хутынского мон-ря 1642 г. не упоминаются никакие погребения в обители, кроме раки прп. Варлаама Хутынского. Возможно, могила Д. была утрачена в Смутное время.
Соч.: // Дахнович С. Иезуит Антоний Поссевин. (ТКДА. 1865. №. 2. С. 239-240).
Ист.: СГГД. Т. 2. С. 69-71. № 50 ; ААЭ. Т. 1. С. 386-387. № 325; Т. 3. С. 170. № 123; ПСРЛ. Т. 14; Т. 34 (по указ.); Лихачёв Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб., 1903. С. V-VIII; РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 703; 19092. Т. 13. Стб. 1279-1280; Пг., 1915. Т. 32. Ч. 1; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Феодора Ивановича: Учреждение Патриаршества в России. Од., 1912. Ч. 2. С. 152-157 ; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263, 264; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 362; Шумилов В. Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда № 135. М., 1971. С. 120-121; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 67, 107, 330; Поссевино А. Ист. сочинения о России XVI в. М., 1983; Соборный приговор от 20 июля 1584 г. о подтверждении соборного приговора 1580 г. и об отмене тарханов // Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI — 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 61-63.
Лит.: Боголюбский М. С., прот. Московская иерархия: Митрополиты // ЧОЛДП. 1894. Кн. 9. С. 481-482; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 67; Петров В. А. Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов // Сб. ст. по рус. истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 191-201; Черепнин Л. В. Земские соборы Рус. гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 130-132; Иеремия (Соловьёв), игум. Всероссийские митрополиты Кирилл, Антоний и Дионисий: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1988. Ркп.; Павлов А. П. Государев двор и полит. борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 175-177; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 501; Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 394-402.
Архим. Макарий (Веретенников)
Иконография
ДИОНИСИЙ (ПОРУБАЙ)
Епископ Дионисий (Порубай)
Дионисий (Порубай) (род. 1975), митрополит Воскресенский, первый викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством города Москвы, наместник Московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода, председатель Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете Московской епархии, секретарь Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
В миру Порубай Пётр Николаевич, родился 1 октября 1975 года в городе Рязани в семье служащих.
В 1992 году окончил среднюю школу-гимназию № 5 города Рязани и поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Обучаясь на 5-м курсе, одновременно работал учителем истории в 5-7 классах в средней школе № 17 города Рязани.
В 1996-2004 годах — ведущий рубрики в телепрограмме «Зёрна» (ГТРК «Ока»).
В 1997 году окончил РГПУ по специальности «учитель истории и английского языка».
В 1997-1998 годах работал в должности ведущего специалиста отдела организации персонифицированного учёта в отделении Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.
1 сентября 1998 года поступил в Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово Рыбновского района Рязанской области Рязанской епархии.
1 ноября 1998 года года поставлен во иподиакона епископом Шацким Иосифом (Македоновым).
В 1998-2001 годах обучался на заочном отделении Рязанского духовного училища.
С января 1999 года — старший иподиакон и келейник епископа Шацкого Иосифа.
27 марта 1999 года рукоположен в сан диакона епископом Шацким Иосифом (Македоновым) и определен к Иоанно-Богословскому монастырю.
В 2000-2005 годах — член редакционного совета газеты «Благовест».
23 марта 2000 года зачислен в братию Иоанно-Богословского монастыря села Пощупово.
28 августа 2000 года пострижен в монашество с наречением имени в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского. Постриг совершён наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым).
В 2002-2009 годах обучался на заочном отделении Московской духовной академии.
С апреля 2004 года — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа (Македонова).
С 2004 года — старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
С марта 2005 года — исполняющий обязанности благочинного Иоанно-Богословского монастыря, с января 2006 года — благочинный монастыря.
С 2006 года преподаёт в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви.
4 ноября 2006 года рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом (Пономарёвым).
В 2007 году — руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии.
5 октября 2007 года назначен исполняющим обязанности наместника Иоанно-Богословскоого мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, 27 декабря того же года утверждён в должности наместника.
21 мая 2009 года возведён в сан игумена архиепископом Рязанским Павлом.
С 25 января по 25 мая 2010 года проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление».
2 марта 2011 года назначен настоятелем Иоанно-Богословского монастыря села Пощупово.
17 мая 2011 года назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии.
24 мая 2011 года назначен секретарём церковного суда Рязанской епархии.
6 октября 2011 года избран епископом Касимовским и Сасовским решением Священного Синода (журнал № 135).
9 октября 2011 года возведён в сан архимандрита.
25 ноября 2011 года наречён, а 27 ноября — хиротонисан во епископа Касимовского и Сасовского. Хиротонию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Московского Зачатьевского монастыря возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), Рязанский и Михайловский Павел (Пономарёв); епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов), Солнечногорский Сергий (Чашин), Воскресенский Савва (Михеев), Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов).
27 декабря 2011 года освобождён от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово .
30 ноября 2017 года Архиерейским Собором назначен секретарём Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви на четырёхлетний срок .
14 июля 2018 года назначен епископом Туапсинским, викарием Екатеринодарской епархии . Являлся настоятелем Александро-Невского войскового собора г. Краснодара .
28 декабря 2018 года назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский» .
24 января 2019 года назначен управляющим Юго-Восточным викариатством города Москвы .
26 февраля 2019 года назначен наместником Московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии .
16 июля 2019 года назначен на должность первого викария патриарха Московского и всея Руси , а также назначен управляющим Центральным викариатством с освобождением от должности управляющего Юго-Восточным викариатством города Москвы и председателем Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете города Москвы .
30 августа того же года был включён состав Высшего Церковного Совета .
29 октября того же года, вдобавок к несомым послушаниям, был назначен управляющим делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода .
20 ноября 2019 года был возведен в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии.
26 декабря 2019 года освобождён от должности секретаря Высшего общецерковного суда и назначен секретарём Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .
Награды
- набедренник, наперсный крест (2007)
- палица (4 мая 2011)
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
Журнал №168 заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года —
«Архиерейский Собор избрал трех членов Общецерковного суда», официальный сайт Московского Патриархата, 30 ноября 2017,
Журнал №51 заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви,
«День памяти благоверного князя Александра Невского», официальный портал Екатеринодарской митрополии,
Журнал № 113 заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года —
«Распоряжение № Р-02/3 от 24 января 2019 года», официальный сайт Московской городской епархии, 25 января 2019,
«Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019,
«Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019,
«Распоряжение № Р-02/15 от 16 июля 2019 года», официальный сайт Московской городской епархии, 19 июля 2019,
«Распоряжение № Р-02/16 от 16 июля 2019 года», официальный сайт Московской городской епархии, 19 июля 2019,
«Распоряжение № Р-02/17 от 16 июля 2019 года», официальный сайт Московской городской епархии, 19 июля 2019,
Журнал № 114 заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,
Журнал № 132 заседания Священного Синода от 29 октября 2019 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 октября 2019,
«В состав Межсоборного присутствия дополнительно включен ряд лиц», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 декабря 2019,
Митрополит-реформатор остался не у дел
Синод поставил рекорд по частоте заседаний. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Синод РПЦ на заседании 29 октября сменил управляющего делами Московской патриархии. Им стал первый викарий патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Воскресенский Дионисий (Порубай). Предыдущий управделами, митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), продержался на должности восемь месяцев. В истории РПЦ это самый короткий срок пребывания на административном посту. Рекорд поставил и сам Синод. Только в октябре епископы собирались трижды, а начиная с января это было девятое заседание. Обычно главный орган церковного управления собирается не чаще чем 4–5 раз в год.
Как поясняет официальный сайт Московского патриархата, митрополит Савва (Михеев) сам подал прошение об отставке с поста управделами, объясняя это большим объемом работ и поставленных задач по управлению Тверской епархией, «находящейся сейчас в сложном духовном и материальном положении», и невозможностью совмещения обязанностей. Однако трудно поверить, что лишь чрезмерная занятость в епархии вынудила архиерея добровольно уйти с высокого поста.
Возможно, основной причиной отставки Михеева стала ситуация с приходом святой Матроны Московской, ранее входившим в состав Русской православной церкви заграницей, в Майами (США). 13 октября из-за конфликта с главой РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом) община вместе со своим настоятелем Александром (Белей) перешла под омофор Константинопольского патриарха Варфоломея. 30 августа на сайте патриархии появилось сообщение, что Синод РПЦ утвердил решение Архиерейского синода РПЦЗ об избрании архимандрита Александра (Бели) епископом Майамским, викарием Восточно-Американской епархии. Указывалось, что на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило соответствующее обращение митрополита Илариона. Однако 14 сентября архимандрит внезапно был запрещен главой РПЦЗ в служении. В Зарубежной церкви подчеркивали, что никогда не отсылали распоряжений по Беле в Москву. Все документы к Синоду готовятся в управлении делами, которое возглавлял Савва (Михеев). Инсайдеры полагают, что в ведомстве не проверили подлинность присланных из США бумаг.
Михеев также известен тем, что вскоре после своего назначения на пост управделами совершил в храме в Твери литургию на русском языке. Этот шаг был воспринят в РПЦ неоднозначно. Часть верующих и клириков поддержали реформаторство тверского митрополита, а часть – выразили недоумение, напомнив, что основной язык богослужения в русской церкви – церковнославянский. Сам митрополит признался, что «впервые прочитал литургию на русском языке» и «открыл для себя новые смыслы».
Во время заседания Синода в Москве на сайте Православной церкви Украины (ПЦУ) появилось сообщение, что от предстоятеля Элладской православной церкви архиепископа Иеронима II на имя главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко) поступили так называемые мирные грамоты (документ, удостоверяющий действительность и каноничность рукоположения). Ранее в ходе чрезвычайного Синода РПЦ 14 сентября патриарх Кирилл был уполномочен «прекратить поминовение имени» архиепископа Афинского в случае, если предстоятель Элладской церкви «начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола». На сайте Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата 29 октября появилось заявление, что на ближайшем заседании Синода УПЦ МП будет принято «окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении и сослужении с духовенством Элладской церкви».
Добавить комментарий