Епископ Леонид наместник оптиной пустыни
Содержание
- Леонид (Толмачёв)
- Биография
- Примечания
- Ссылки
- Несколько штрихов к портрету почившего в скиту игумена Илариона (Ермолаева)
- История обители
- Сёстры. Начало духовного подвига
- Сокровенное
- Духовная радость
- Духовная миссия обители
- Миссионерство
- Престольный праздник
- Христианские монастыри
- Буддийские монастыри
- См. также
- Литература
Леонид (Толмачёв)
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Леонид и фамилией Толмачёв.
25-й Епископ Можайский,
викарий Патриарха Московского и всея Руси
c 14 июля 2018 года
Русская православная церковь
Григорий (Чирков)
35-й Наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни
c 14 июля 2018 года
Русская православная церковь
Венедикт (Пеньков)
5-й Епископ Уржумский и Омутнинский
14 декабря 2014 — 14 июля 2018
23 октября 2014 года
Русская Православная Церковь
Даниил (Кузнецов),
Марк (Тужиков) (в/у)
Фома (Демчук)
Перервинская духовная семинария, Московская духовная академия
Денис Владимирович Толмачев
12 мая 1975 (44 года)
Москва, Россия
4 мая 2003 года
20 апреля 2003 года
14 декабря 2014 года
Епископ Леони́д (в миру Дени́с Влади́мирович Толмачёв; 12 мая 1975, Москва) — епископ Русской Православной Церкви, епископ Можайский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.
Биография
Родился 12 мая 1975 года в Москве. Крещён в младенчестве.
В 1982—1992 годах обучался в средней школе № 2 г. Одинцово Московской области, в 1992—1997 годах — в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева.
В 1997—2001 годах обучался в Перервинском духовном училище в Москве, 17 июля 2001 года преобразованном в духовную семинарию.
В годы обучения в Перервинской духовной семинарии занимался сбором исторического и архивного материала о Николо-Перервинском монастыре, результатом которого стала книга «Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории», вышедшая в 2005 году.
С мая 2002 года находился во Введенской Оптиной пустыни.
20 апреля 2003 года архимандритом Венедиктом (Пеньковым), наместником Оптиной пустыни, пострижен в монашество с именем Леонид в честь преподобного Леонида Пошехонского.
4 мая 2003 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Калужским и Боровским Климентом в Георгиевском соборе города Калуги.
В 2005 году получил диплом об окончании Перервинской духовной семинарии, сдав недостающие предметы за семинарский курс.
23 октября 2006 года рукоположён в сан иеромонаха во Введенском соборе Оптиной пустыни тем же преосвященным.
В 2007—2010 годах — консультант в составлении книг ежегодных Богослужебных указаний, выпускаемых Издательством Московской Патриархии.
С 2007 года обучался на заочном секторе Московской духовной академии, которую окончил в 2012 году, защитив дипломную работу на кафедре Церковной истории по теме «Духовная школа при Николаевском Перервинском мужском монастыре».
8 ноября 2013 года направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя.
В 2012—2014 годы написал ряд статей по истории Николо-Перервинского монастыря. Работы опубликованы в сборниках «Платоновские чтения» и «Труды Перервинской православной духовной семинарии».
С января 2014 года — благочинный Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге.
Архиерейство
23 октября 2014 года решением Священного синода был избран епископом Уржумским и Омутнинским.
1 ноября того же года в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве возведён в сан архимандрита Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
11 ноября 2014 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке города Москвы состоялось наречение архимандрита Леонида во епископа Уржумского и Омутнинского.
14 декабря 2014 года в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре города Москвы состоялась хиротония архимандрита Леонида (Толмачёва) во епископа Уржумского и Омутнинского, которую совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков), архиепископ Филарет (Карагодин), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Яранский и Лузский Паисий (Кузнецов) и архиереи Сербской православной церкви: епископ Бачский Ириней (Булович), епископ Моравичский Антоний (Пантелич), епископ Крушевацкий Давид (Перович), епископ Егарский Иероним (Мочевич).
Стал инициатором продолжения издания сборников «Вспомним поименно», посвящённых памяти клириков и мирян Русской православной церкви, пострадавших в годы советской власти. В 2003—2008 годах было издано восемь сборников. 12 февраля 2018 года в Кировской государственной библиотеке епископ Леонид (Толмачёв) представил девятый сборник.
14 июля 2018 года решением Священного синода назначен наместником Оптиной пустыни с освобождением от управления Уржумской епархией и назначением епископом Можайским, викарием патриарха Московского и всея Руси.
26 декабря 2019 года включён в состав Межсоборного присутствия.
> Награды
- наперсный крест (20 апреля 2012, за усердное служение Церкви Божией и к празднику Святой Пасхи).
Примечания
- 25 апреля состоялось заседание Кафедры Церковной Истории, сайт Кафедры церковной истории Московской духовной академии. 6 мая 2012 года.
- Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года. Патриархия.Ru (23 октября 2014).
- Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Патриархия.Ru, 23.10.2014.
- Состоялось наречение архимандрита Флавиана (Митрофанова) во епископа Череповецкого и Белозерского, архимандрита Павла (Тимофеенкова) во епископа Молодечненского и Столбцовского, архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского и архимандрита Антония (Доронина) во епископа Слуцкого и Солигорского. Патриархия.Ru
- Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского. Патриархия.Ru
- Епископ Уржумский Леонид представил девятый сборник из серии книг «Вспомним поименно». Патриархия.ru
- Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года. Патриархия.ру (14 июля 2018). — Журнал № 52. Дата обращения 19 июля 2018.
- Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года. Патриархия.ru. Дата обращения 27 декабря 2019.
- К празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей богослужебных наград. // Патриархия.Ru (20 апреля 2012)
Ссылки
- Леонид, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Толмачев Денис Владимирович). // Патриархия.Ru
- Официальная страница епископа Леонида (Толмачева) в социальной сети Facebook
- Официальный сайт Уржумской епархии.
- Уржумская епархия в Facebook
- Епископ Уржумский Леонид: Если человек хочет жить по воле Божией, он её узнает // «Православие и мир», 18 марта 2016 г.
- Епископ Можайский Леонид: Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь // «Монастырский Вестник», 16 августа 1918 г.
Православные жители Козельска знают, что каждый год 17-го июля из Оптиной пустыни идет Царский Крестный ход. Он обходит весь город, заходя в храмы, где перед иконой святой Царской Семьи служатся молебны.
Первый раз Крестный ход состоялся еще в 2000 году, когда состоялось прославление Императорской семьи. Тогда маршрут был небольшим – прошли от Оптиной до Благовещенского храма. Вообще раньше мероприятие организовывал сам монастырь, а последние года три-четыре этим стало заниматься Оптинское казачество. Такая необходимость возникла из-за нового законодательства, приравнивающего крестный ход к гражданской демонстрации. Теперь на проведение Крестного хода нужно обязательно написать заявление и получить разрешение в городской администрации.
Последний Крестный ход казаки начали готовить заранее. Получили все разрешения от администрации и епархии. Но когда обратились в Оптину пустынь, казалось бы, к главному инициатору традиционного Царского Крестного хода, то столкнулись с проблемой. Новый наместник монастыря епископ Леонид (Толмачев) за день до мероприятия вдруг потребовал, чтобы Козельский епископ Никита (Ананьев) написал на его имя бумагу с просьбой разрешить горожанам пройти по монастырской территории.
Недавно назначенный епископом Леонидом молодой благочинный монастыря иеромонах Савватий (Грудев) объяснил это казакам так:
– По канонам вы заходите на территорию нашей епархии (Оптиной пустыни), где владыка Никита не имеет никакой власти. Поэтому пусть он напишет просительное письмо, и сегодня до 16.00 привезет. Владыка Леонид рассмотрит и может быть разрешит вам пройти. Иначе у вас будут проблемы.
– А не мог бы владыка Леонид просто благословить нас пройти? – спросили казаки, – ведь это же Оптинский Крестный ход в честь памяти святых Царственных Страстотерпцев.
– Да нам без разницы, кому и какой. Владыка Леонид все равно не благословит. Он уже распорядился, чтобы никто из братии не смел идти на ваш Царский Крестный ход.
– Ну, да ладно. Пойдем тогда от источника преподобного Пафнутия Боровского. Это же уже не монастырская территория.
– Нет. Не вздумайте. Вы нарушите каноны. Надо отменять Крестный ход.
«Как-то про каноны он зря сказал, – раздосадовал атаман Оптинского казачества, – сам канонов не соблюдает, стриженный весь и бритый, а здесь вдруг вспомнил про каноны».
Атаман Оптинского казачества – человек крутого нрава. С ним не пошалишь. Раньше еще, в конце 80-х – начале 90-х, служил в спецподразделении «Альфа». В совершенстве владеет приемами рукопашного боя. Он не любит, когда кто-то юлит и прикрывается разного рода отговорками.
Вечером иеромонах Савватий самолично обошел все монастырские посты охраны и сказал, что Крестного хода не будет, и если появятся люди с иконами, то их не пускать на территорию монастыря.
Казаки, определяя место для начала Крестного хода, заглянули в кадастровую карту и поняли, что монастырская территория – это скит и роща между скитом и монастырем. А место, назначенное для сбора участников Крестного хода, является территорией Парка Угры. Никакого отношения преосвященнейший Леонид к этой земле не имеет.
После разговора с благочинным иеромонахом Савватием стало ясно, что епископ Леонид желает указать епископу Никите на его место в выстроенной им схеме: в самом верху – патриарх Кирилл, затем чуть ниже – епископ Леонид, далее еще ниже – митрополит Климент и уж потом только – епископ Никита.
Беседуя с людьми во время остановок Крестного хода, мне показалось странным, что новый совсем молодой еще епископ Леонид как-то больше заботится о своем первенстве, а не о спасении душ и укреплении веры паствы. Ведь люди здесь с такой радостью шли и пели молитву. Шли за Царем – Небесным и земным.
Больно было смотреть на уходящую за горизонт Оптинскую обитель, превратившуюся при новом наместнике Леониде в казематы. Любящие святого Царя отцы и братия не смогли пойти в этот Крестный ход, потому что, подобно святому Императору, оказались в заточении. Сама же Оптина при новых порядках молодого безрассудного наместника чем-то напомнила Ватикан – государство в государстве.
Иван Смирнов
+ + + P.S. Уважаемые читатели! Наше интернет-издание «Мономах» нуждается в вашей молитвенной и материальной поддержке. Будем признательны за любую помощь (в чем она может выражаться см.: http://monomah.org/archives/15712). Денежные пожертвования можно перечислять на банковскую карту 5521 7526 2899 4498 Альфа-банк. Ирина Чеверда. Или передать лично, позвонив по т. 8-910-459-26-18 (Алексей Анатольевич), чтобы договориться о встрече в Москве.
Несколько штрихов к портрету почившего в скиту игумена Илариона (Ермолаева)
Сестра М. (из мастерской фрески)
— Вы помните, как состоялось ваше знакомство с о. Иларионом?
— Да, конечно. Это было в 1992 году. Я его в монастыре видела, но мы не общались. А первая встреча личная — это когда мне надо было добраться из Москвы в Оптину, а в автобусе не было мест. А у меня и выхода не было: в Москве негде было остановиться… Я тогда знала, что с Подворья автобус ходит; приехала, подхожу к водителю, а он категорически против: нет мест. Я стою и чуть не плачу. Москва большая, а я человек провинциальный, и идти мне некуда. И вдруг из автобуса тянется рука, и меня зовут: «иди сюда, иди сюда». Из автобуса выглядывает Дима (будущий о. Иларион) и хватает меня за рукав. А я в таких делах человек нерешительный, законопослушный; а он: «иди сюда», и затаскивает в автобус.
Игумен Иларион в Казанском храме. Фото 25 апреля 2011 г.
— Так он вас знал?
— Нет, ну он видел меня в монастыре, видел, что я хожу, но мы не общались. Так он меня и вытянул, затащил в автобус и посадил на свое место. Водитель ни слова ему не сказал. В результате всю дорогу, 4–5 часов, он стоял. Я пыталась уступить ему место, а он: «нет, нет я привык». И это было первое знакомство.
Сестра А.
— Меня в 2001 году привела к нему моя подруга, которая была у него в мастерской на Беларусской. Она заочно меня разрекламировала, и он пригласил нас в Оптину. Я приехала, а подруга описала его и сказала, что у него лицо «блинчиком». Ну вот я сижу с еще одной подругой и смотрю на всех, кто проходит, и тут идет о. Иларион — никакого «блинчика» в его лице я не увидела. Лицо просто круглое… Он нас очень радушно встретил, сразу повел в мастерскую, и оттуда началось наше знакомство с Оптиной. Сразу сказал — «давайте исповедоваться», выдал нам книжки, и мы неделю готовились, а потом исповедовались. Шли после исповеди на Мехзавод и конечно делились впечатлениями — «он мне то сказал, а мне это».
— Что у отца Илариона было такого в характере, что отличало его среди братии?
Сестра М.
— Характерно то, что он ЛЮБИЛ и был очень терпелив. Он был терпеливым ко всем — терпел людей любых — в большом количестве и любого качества! Это его отличало. К нему приезжало огромное количество народа, и он до 2 часов ночи сидел в мастерской. Со временем о. Иларион всех друзей своих привлек, они к нему прилепились. Причем приезжали и очень простые люди и бомжеватые — он их выслушивал, и они уходили от него утешенными. Не было заметно в нем никакой нетерпимости. Он любил повторять: «к себе — построже, к другим поснисходительней».
В иконописной мастерской. Фото 14 сентября 2006 г.
Любимая книга о. Илариона — старец Силуан. Он ездил к о. Софронию в Англию и книгу эту любил раздавать. Он говорил, что ему нужно было увидеть Христа, искал такого человека, и нашел его в о. Софронии. Отца Илариона поразила любовь о. Софрония, и тот стал для него примером…
Отцу Илариону Господь так много дал, особенно, когда он первые годы исповедовал. Такая благодать у него была! Когда читал разрешительную молитву, так любил этого человека, что сначала перекрестит его, а потом целует в голову через епитрахиль. Многих так целовал. Любовь у него — это лавина какая-то была!
Инок Харитон (2 года был келейником иг. Илариона во время его болезни).
— Он все понимал. Мне иногда казалось, что он юродствует. Помню мы читали прп. Иоанна Кассиана, и там было сказано, что монахи, ложась спать, никогда не снимали пояса. И вот он услышал это, и потом два года, как ложился спать, никогда не снимал ремень. Он был очень открыт, никогда не уставал от людей. Я не слышал от него: я устал, давай переменим тему. Он отдавал человеку всего себя. Он был воздержным, всё терпел: жару, холод, иногда бывал мокрый от жары и никогда не просил, чтобы его переодели. Однажды по немощи я ему сказал: «батюшка у вас вот такой недостаток». А он начал оправдываться. А я ему говорю: батюшка помните мы читали Иоанна Кассиана? Там написано, что если кто оправдывается, у того действительно этот грех. Все как отрубило — никогда больше не оправдывался! Понимаете, вот больной человек, а все понимал, что-то сверхъестественное в нем было — ни разу я не видел, чтобы он обиделся. Даже вот сорвался я, что-то сказал ему не так, но он никогда не помнил зла. Всегда у нас оставались с ним добрые, теплые отношения.
Главный инженер монастыря.
— Владимир Иванович, каким запомнился о. Иларион?
— Я его помню еще послушником Димитрием. Всегда был спокойным, уравновешенным, вдумчивым, даже незаметным. Нигде такого не было, чтобы с ним происходили какие-то истории. Росписью Казанского он руководил, 23 года с ним вместе поработали. Всегда спокойно придет, скажет: такие-то работы надо Владимир Иванович выполнить… много потрудился. Вот и похоронили его недалеко от Казанского. Вечная ему память!
Фото 27 октября 2006 г.
Иконописец, игумен Ф.
— Отец Иларион родился в 1955 году на старца Нектария, и это было предуказанием его избрания в Оптину Пустынь. В монастыре он примерно 25 лет прожил, приезжал сначала в мастерскую отца Ипатия, учился у него иконописи. Время тогда было другое, требовалось много икон, требовалось незамедлительно расписывать храмы. Ведь тогда было не только возрождение монастыря, но и возрождение иконописи. И вот отец Иларион очень много приложил усилий, чтобы все было канонично, не было никакого модерна в иконописях и фресках. Он окончил Суриковский институт, был монументалистом и очень хорошо чувствовал интерьеры, пространство. По своим профессиональным качеством он был настоящим лидером, организатором, неравнодушным и деятельным человеком. Оптина, может, не дала ему такого простора для реализации таланта, но потенциал у него был замечательный. Отец Иоанн Крестьянкин, когда о. Иларион к нему приехал, раскинул во все стороны руки, и пока о. Иларион к нему шел, то постепенно руки сводил, так что когда о. Иларион к нему подошел, пространства между руками осталось совсем чуть-чуть. «Вот столько намечено, а успеешь вот столько!» — сказал ему старец.
В Оптину в то время съезжалось большое количество людей, и о. Иларион всех принимал. Он умел все конфликты сгладить, благодаря своему мирному духу. Я помню, как он хотел написать двух четырехметровых архангелов при входе в Казанский. Там есть два таких столпа, на одном из них сейчас Державная икона расположена. А я тогда очень критиковал этот вариант и говорил: да что это такое, это никуда не годится, это гигантомания какая-то! Я был молодой, напористый, но интересно как о. Иларион на мои слова прореагировал. Он спокойно так сказал: «Хорошо, так и запишем — ГИ-ГАН-ТО-МА-НИЯ!» И вроде бы небольшая шутка, но она сразу сняла все напряжение…
Ему от природы было дано очень многое. У него была любвеобильность, хлебосольность еще с мира, но он их умножил в монастыре в духовном направлении. В 1999 его постригли, сразу рукоположили, и так все быстро произошло — вчера был еще Дима Ермолаев, а тут уже — духовник и причем популярный духовник!
— Отец Иларион отдавал себя чадам, и многие замечали, что он стал гораздо меньше писать иконы, фреску. Видел ли он, что терпит ущерб как иконописец, осознанно ли он выбрал духовническую стезю?
— Отец Иларион для себя выбрал однозначно — духовничество. Это его осознанный девиз — всего себя отдать чадам, отдать людям. Девиз, который он воплотил в жизни. Его спрашивали, как же вы батюшка пишете теперь гораздо меньше, все время уделяете исповеди? И он отвечал: Да, но это совершенно несравнимо, писать иконы и исповедовать, заниматься людьми, служить литургию — это совершенно другой уровень, вещи совершенно несравнимые. Он перешел от меньшего к большему… И при этом обладая незаурядными организаторскими способностями, он не оставил своего послушания. Он продолжал организовывать иконописный процесс, он продумывал систему росписи. Бывало, поручал мне идеологическую канву, а сам на себя брал декоративную сторону — сколько ярусов, прориси, любил все рассчитать, разметить. Он являлся центром иконописного дела в Оптиной. Это не просто слова, он, на самом деле, являлся душой всего дела. Если бы не было о. Илариона, то на меня и других иконописцев лег бы такой круг вопросов, которого мы просто не касались. Мы взяли себе стеночку и расписали, а он на себе тащил всю эту организационную махину — краски купить, доски левкасить, людей разместить, накормить, поговорить с ними. А мы этого избегали… На его похороны ведь прилетели люди из Италии, из Франции прилетело два человека, он действительно стал духовником… у меня образ такой нашелся — он был как большое гнездо любви. Там все в этом гнезде помещались — иконописцы, художники; много было людей состоятельных, они деньги давали, оплачивали иконостасы, какие-то хоросы, иконы… Благодаря своем незлобивому и мирному характеру, он людей притягивал, они оживали при нем, и, хотя связь с ним за годы его болезни у многих людей прервалась, но на похороны все равно многие приехали, помня каким он был раньше…
Скитоначальник, игумен Т.
— Отец Иларион отличался от других иеромонахов, священников Оптиной Пустыни?
— Любой иеромонах, любой священник, принявший сан, он все равно в своей новой священнической жизни продолжает то движение сердечное, которое у него было до монастыря. Неправильно сказать, что человек отрезает абсолютно все. о. Иларион всегда воспринимался мною как человек, который до монастыря был очень общительным. Он был художником, и это предполагало, что у него было много творческих встреч, знакомств, и вот эта черта его характера никуда не ушла. Многие святые отцы говорят, это и не нужно, чтобы твои какие-то личностные качества ушли совсем. Они, конечно, у о. Илариона остались, и это позволило ему окормлять многих людей. Понятное дело, что жизнь, которой человек жил до монастыря, она всегда с оттенками страстности, греховности, но если человек был погружен в общение с людьми, был человеком востребованным, разносторонним, это очень помогает ему, когда он становится священником. о. Иларион знал людские страсти, внутреннюю борьбу людей, которые к нему приезжали — а это были художники, актеры, творческие люди, наполненные всевозможными идеями и стремлениями. И в то же время эти были люди мечущиеся, страстные, в них черное перемешано с белым. И вот отцу Илариону было легче с ними, чем кому-то другому, он понимал их, ведь и сам был человеком творческим, из той же среды.
— Когда отец Иларион уже болел, как вы с ним общались в скиту? Понимал ли он вас?
— Он все понимал, но сказать ему было трудно. Так бывает при инсульте. Если подбирать выражения — то он был словно замурован — очень похоже, все понимал, но не мог выразить. До конца он понимал юмор, это было заметно по его мимике, глазам… он даже шутил, я сам видел и свидетельствую, что он многие вещи понимал и соглашался. Видно было, что глаза у него не безумного человека, в них осталась доброта и между прочим, когда задавали ему вопросы, он начинал говорить, но конечно не всегда можно было его понять. Есть много свидетельств от людей, которые уже привыкли к тому, что он молчит и вдруг неожиданно он говорил им какие-то значимые фразы и даже целые предложения! В фильме, кстати, об этом есть. И отец Агапит об этом говорит, что не мы его назидали, а он нас назидал своим пребыванием среди нас. И когда он попал к нам в скит, у меня ни секунды не было чувства, что это какая-то обуза для нас, я всегда воспринимал его как благословение.
(подробнее о жизни о. Илариона в скиту см. в фильме Оптиной Пустыни «Молчание»)
Послушник Владимир, последний келейник о. Илариона.
Одна из последних фотографий о. Илариона
— Ты не знал о. Илариона до болезни, познакомился только когда он уже был болен. Каким он был в этот последний год его жизни?
— Я не могу красноречиво говорить, могу лишь повторить то, что говорили все. Благодать, которая была у него, ее было хорошо заметно. Вот мы с батюшкой идем, он без креста, но многие люди к нему подходят под благословение. Я сначала думал, что они знали его раньше, но потом убедился, что это обычные люди, которых привлекала к нему благодать. И я обращал внимание, что батюшка, если человек к нему подходит, если он даже шел чем-то озабоченный, неспокойный, то, как только человек к нему подходил, он сразу в лице менялся и располагался к этому человеку.
Помню, мы с одним чадом о. Илариона пошли в летнюю трапезную, а потом он ушел, а мы с батюшкой остались и что-то там ели. А рядом паломники сидели, я спиной к ним сидел, не видел этого. Они подошли и говорят: вы знаете такой батюшка красивый, как солнышко светится, мы его не знаем, но можно мы ему что-нибудь купим, мы ни разу такого светлого батюшку не видели. Я им говорю, не надо… это те люди, которые вообще его не знали. Я им сказал, что батюшка болеет, фильм есть о нем, «Молчание» называется… Такое вот впечатление батюшка на всех производил.
— Он переживал о своей болезни? Как вы общались?
— Он все понимал. Но чаще всего выражал себя какими-то действиями. Однажды я на него за что-то обиделся и сказал ему: «Все батюшка, я с вами не буду гулять». Иду, молчу, ничего ему не говорю. Он подошел, обнял меня, да что ты, что ты. И я сразу растаял — «это вы меня батюшка простите!» И мы сразу же помирились, и видно было, что он сильно переживает. Мы дошли тогда до поклонного креста, я сделал перед крестом три поклона, оборачиваюсь, а батюшка плачет… вот такой эпизод был.
— Расскажи о последнем дне его жизни. Я слышал, что он вечером был в монастыре?
— Мы на свечной склад заходили, посидели с батюшкой, чая попили. Потом около 9 часов он неожиданно заторопился, и мы вернулись в скит. Батюшка обычно перед тем как лечь спать, ходил по келлии. А потом я его укладывал. И я ему в этот день тоже говорю: ложитесь. Он весь вечер был спокойным и радостным. И когда я батюшку уложил и отходил от его кровати, то он мои руки стал удерживать. Я его успокаиваю, говорю ему «все нормально», погладил его по голове, лег к себе на кровать и стал книгу читать. Потом он встал, ко мне подошел, меня по голове погладил, вернулся и снова лег. И вот примерно через пять минут я услышал, как он захрапел. А он никогда так громко не храпел! Я думаю, как это он так лег, думаю, пойду поправлю. И когда подошел… и это все в течение двух-трех минут произошло. Посмотрел на него и понял — что-то не то. Стал внимание обращать на его дыхание и понял, что его нет. Растерялся, не знал, что делать, сообщил отцу Т., отцу Л. позвонил. Это все было примерно без пятнадцати двенадцать. И мы здесь все собрались в келлии, и у батюшки руки еще были теплые…
Фотоальбом «Отпевание и погребение игумена Илариона (Ермолаева)»
Сретенский женский монастырь – единственная православная женская обитель в республике Бурятия. Он расположен в селе Батурино, Забайкальского района, в долине реки Итанца, среди живописных сопок в 50 км от Байкала. Монастырь основан весной 2000 г. епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. Хотя, обитель еще очень молодая, она уже стала духовно притягательным местом для многочисленных паломников.
Украшает монастырь белокаменный храм, летом похожий на дорогую фарфоровую брошь среди буйства зеленых красок, а зимой – это огромный духовный корабль, разрезающий уподобившиеся волнам, побелевшие холмы.
Храм возведен в соответствии с архитектурными традициями русского севера. Внутренние интерьеры обители лаконичны и просты, их главным украшением и богатством служат иконы и мощи.
Сретенский женский монастырь зимой
История обители
До недавних времен в селе Батурино был лишь обычный приходской храм Сретения Господня. Его построили по просьбе и на пожертвования прихожан в 1836 году. После революции храм закрыли.
Коренная батуринка, Нина Ивановна Фролова, вспоминает: «Когда сбрасывали колокола и кресты, мама как раз проходила мимо и заплакала. А тот, кто сбрасывал, крикнул ей сверху: «Эй, а что теперь будет-то?» Мама ответила: «Увидим!». Вскоре все эти разорители умерли».
Церковь пытались приспособить то под школу, то под склад. В итоге пустой, без окон и дверей, храм за несколько десятилетий превратился в развалины.
В конце 1990 года местный предприниматель Георгий Варлаамович Пруидзе, обратил внимание на разрушенную святыню и решил ее восстановить. Рядом с ней он планировал возвести туристический комплекс. К концу 1999- началу 2000-х годов усилиями семьи Пруидзе храм был восстановлен, рядом с ним возвели несколько построек (сейчас это просфорня, трапезная и женская гостиница).
В это время на Читинскую и Забайкалькую кафедру был назначен новый архиерей – епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая епархию, владыка побывал в Батурино и решил основать здесь женскую обитель. Семья Пруизде отдала все возведенные у храма постройки монастырю.
Сёстры. Начало духовного подвига
Первый монашеский постриг в Сретенском женском монастыре состоялся 18 декабря 2000 года. 18 лет назад в Батурино появились первые сестры: Елена, Тамара, Фотиния и Евгения. Девушки приехали испытать себя на таинственном и непостижимом монашеском поприще. Одна умела шить и могла изготовить облачение, вторая – печь просфоры, третья знала устав церковной службы. Так на первых порах, вчетвером, они обеспечивали жизнедеятельность монастыря.
Монахини обители
Церковь ожила: под старинными сводами затеплились свечи и лампады, после долгого перерыва потекли к Богу молитвенные песнопения. Нелегкими, но благодатными были первые месяцы на монастырской земле. Сестры постепенно привыкали к монастырскому уставу, изучали длинные великопостные богослужения. После службы они шли разбирать кучи строительного мусора и прочего хлама, скопившегося возле церкви за годы запустения.
Сокровенное
Как протекает жизнь монахинь в монастыре? Почему человек ушел в монастырь? Что его подтолкнуло? Эти вопросы интересуют многих.
Настоятельница монастыря, игумения Ника в интервью мне сказала, что
«монастырская жизнь – движение вверх».
Т.е. это постоянная борьба с собой в физическом и духовном планах.
Монахиня и игуменья
Сейчас в обители пребывают 14 насельниц. Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, казначея, на каждом послушании – старшая сестра.
Сретенский монастырь – маленький, матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости, в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться. При желании сестры обращаются и к священнику, который приезжает 3 раза в неделю служить.
На хрупких женских плечах лежит основательное хозяйство. Насельницы Сретенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, столярной мастерской, где вырезают иконы, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии, работе с монастырским сайтом, проведении экскурсий по монастырю.
Послушания в монастыре, на дворе Послушания в монастыре, на кухне
Сестры трудятся в швейной и вышивальной мастерских, а также в гостиницах для паломников, на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи.
Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сибирский сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Благодаря неустанному труду монастырь обеспечивает себя всем необходимым и по возможности помогает обездоленным.
Участок летнего садика в монастыре
В планах у монастыря расширить свое производство. Возможно, в ближайшее время оживут славянские узоры в русских костюмах швейной мастерской.
В монастыре также есть трудники из местного населения. Они работают на скотном дворе, на огороде, в швейной и столярной мастерских. Трудникам выплачивается зарплата и обеспечивается соцпакет.
Животные в обители
Какая Божия благодать – монастырь обеспечивает не только себя, но и дает рабочие места нуждающимся!
Духовная радость
Основное богатство обители – полученные в дар более 20 икон и 60 мощей со Святой Земли, из Европы и крупных российских городов. Сейчас церковь обладает прекрасной коллекцией святынь, доступных для любого желающего.
Частички святых мощей
Из интервью игуменьи Ники: «Я приехала сюда в 2009 году. Здесь была благодать Божия. Это намоленное место и настоящий корабль спасения. Мы с сестрами молились Иннокентию Иркутскому, потому что он здесь был, приезжал, открывал школы, помогал людям».
Особенно благодатным для монастыря стал 2013 год. В этот год произошло два очень важных и благословенных события, которые здесь считают чудесами Божиими.
Первое чудо – монастырь посетила делегация с Афона. Она была небольшая, всего 3 монаха и несколько мирян. Монахи с Афона прибыли в Бурятию неспроста.
Святитель Инноке́нтий (Кульчицкий), Иркутский, епископ
В конце 19 века на Святую гору из Иркутска приезжал известный меценат Иннокентий Сибиряков. Там он принял постриг и до самой кончины усердно молился, продолжая жертвовать немалые средства на строительство соборов. Останки монаха Иннокентия бережно хранятся в том скиту на Афоне, откуда и приехали гости. Монахам захотелось походить своими ногами там, где святитель Иннокентий Иркутский родился, вырос и жил. В том числе и в Забайкалье. Монахи пообещали молиться о Сретенском женском монастыре.
В том же году, в дополнение к первому чуду, случилось второе. Монахини отправились на праздник в Иркутск.
Из воспоминаний игумении: «В тот день мы поехали в Иркутск и молились у раки мощей Иннокентия Иркутского, чтобы обрести нам частичку его мощей. Услышав молитвы, митрополит Вадим дал нам эту частицу. В этом же году иркутяне подарили монастырю новописанную икону Иннокентия Иркутского. Мы вставили эту частицу в икону и очень радовались, молились, а в июне месяце устанавливали крест на горе в селе Зарянске.
Собралась вся деревня, а святителя Иннокентия мы взяли с собой, чтобы молиться и показать ему, что люди тянутся к Свету, к Истине, просто не все мы можем и знаем как свое сердце открыть Богу». В тот же день, по возвращении в обитель, икона Иннокентия Иркутского замироточила.
После этого мощи стали прибывать в монастырь.
Икона с частичками мощей
Сейчас в монастыре каждый желающий сможет помолиться у мощей: Иннокентия Иркутского; Варлаама Чикойского (основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в Чикойских горах на границе c Монголией); Амвросия Оптинского; Серафима Саровского; Александра Свирского; Спиридона Тримифутского; Дмитрия Солунского; Марии Магдалины из Франции; иконы царственных страстотерпцев с кусочком доски из Ипатьевского дома, на которой стояли перед смертью вся семья Царя Николая; Святого Луки (Войно-Ясенецкого); Георгия Победоносца; священномученика Харлампия; величайшей святыни – креста с частицей древа, на котором был распят Господь; апостола Павла; равноапостольной княгини Ольги; Петра и Февронии Муромских; Марии Египетской; священномученика Уара; мученицы Иустины; Василия Великого; Вифлиемских младенцев; Максима Грека; Агапита Целителя Печерского; Кукши Печерского; Царевича Дмитрия; Зосимы Палестинского; Блаженной Клеопатры; Матроны Московской; святого Пантелеимона; Николая Чудотворца (священник из Хельсинки, Финляндия, –отец Вадим – передал в дар монастырю эту частицу); ниточки пояса Богородицы со святого Афона.
Игумения Ника от всего сердца сказала:
«Приезжайте к нам молиться. Та благодать, которая находится здесь, – для всех православных людей. Будем рады всем!»
Духовная миссия обители
Богослужения в монастыре пока совершаются три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга.
Сестринское правило совершается с 6 часов 30 минут до 8 часов, затем до 10 часов 30 минут – служба. В неделю бывает три литургии. В остальные дни вычитывается суточный круг богослужения каждый день по очереди. Участие в чтении и пении принимают практически все сестры, но не каждый день, – это зависит от послушания. Все присутствуют на Полунощнице. Великим постом все сестры стараются участвовать в службах.
Богослужение в монастыре
Послушницы живут в келье по два человека, монахини и инокини – по одной. Келейное правило у всех примерно одинаковое. Оно состоит из чтения Евангелия, Апостола, одной-двух кафизм Псалтири, покаянного канона Ангелу Хранителю или трех канонов покаянных (у некоторых дополнительно акафисты или каноны святым).
По Престольным праздникам: Сретение Господне (15 февраля) и День памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) сестры принимают до 300 богомольцев. К сожалению, в монастырских гостиницах пока может разместиться всего около 30 человек.
Миссионерство
Монастырь продолжил давние православные традиции создания на своей территории культурного, духовного и социально-значимого центра. Социальная, просветительская и духовная деятельность монахинь распространяется далеко за его пределы.
Сестры организуют праздники для детей из окружных сел, проводят экскурсии и встречают паломников, приезжающих со всех концов страны.
Выезд на природу с трудниками и паломниками
Монастырь окормляет три деревенских школы, три детских сада (неимущим семьям помогает оплачивать пребывание детей в саду). Матушка игумения постоянно посещает женскую колонию и спецучилище закрытого типа для девочек, проводит там беседы. На Рождество Христово и Пасху сестры готовят для заключенных по двести пятьдесят подарков.
Крестный ход в Сретенском монастыре
Обитель проводит крестные ходы по деревням. Сестры устанавливают поклонные кресты, раздают местным жителям иконы, крещенскую воду и православную литературу. Насельницы монастыря также организуют конкурсы на духовные темы и встречи с жителями районного центра Турунтаево в библиотеке и доме культуры; участвуют в сельских праздниках, выезжают с молебнами в соседние деревни.
В монастыре есть воскресная школа. Ее посещают более 30 детей. Летом для Воскресной школы сестры устраивают палаточный лагерь.
Рождественские каникулы в монастыре
На каникулы приезжают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из детских домов Иркутска и Улан-Удэ.
Монастырь обеспечивает рабочими местами жителей деревни, помогает местному населению транспортом, медикаментами, одеждой, продуктами. Крещение, отпевание и любые требы для местного населения совершаются без всяких пожертвований: большая часть населения относится к категории малоимущих граждан. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для паломников бесплатное. На территории обители проживают две семьи с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а в гостинице –несколько женщин, которым сестры помогают вернуться к здоровому образу жизни. Реабилитацией алкоголе- и наркозависимых обитель занимается постоянно: сестры помогают тем, кто обращается за помощью.
При монастыре с 2017 года начал действовать пансионат для девочек-сирот, сейчас в нем 4 приемных девочки.
Для девочек монастырь стал домом
Благодаря выигранному гранту Правительства Республики Бурятии и поддержки союза «Женщины России», монастырь смог обустроить для девочек дом, сделать качественный красивый ремонт, учитывая возрастные особенности и детские потребности. В домике есть игровая и учебная комнаты, зоны отдыха, гигиены и трапезная.
В пансионате работают профессиональные воспитатели и психологи.
Рассказывая о пансионате для девочек-сирот, игумения Ника отметила: «Монашество предполагает обет безбрачия, – человек не женится и не заводит себе детей. Но человек остается человеком в любом случае, и есть потребность о ком-то заботиться и дарить свою любовь. Некоторые монахини уже состоялись как матери и бабушки. У многих прекрасное высшее образование. Мы не просто оформили опеку над девочками, мы их взяли в семью. Потому что любовь наша не истрачена, а приумножена за те годы, что мы находимся в монастыре. Мы многому здесь научились и хотим этот опыт передавать. Для нас – все дети наши. Вся Россия – наша. Главное – согреть их сердца. Мы очень хотим научить их жить в этом мире. И жить хорошо, многое уметь. Чтобы они стали хорошими, любящими мамами и женами. Если кто-то захочет остаться у нас в монастыре, мы будем тоже очень рады».
Воспитанницы
Монахини очень любят своих подопечных. Обучают и воспитывают с добротой, лаской и любовью. Всюду берут их с собой: в храм на молитву, в огород, на скотный двор, кухню. Девочки лучше раскрываются, а совместный труд сплачивает, сближает и делает счастливее. Игумения Ника относится к своим подопечным как к внукам, считая себя их бабушкой. Между монахинями и подопечными нет никакой дистанции, есть только одна семья, любовь и большая Вера в Бога.
Сретение Господне, Литургия в 2018 г.
Престольный праздник
15 февраля все православные христиане празднуют большой праздник – Сретение Господне.
Coглacнo eвaнгeльcкoму пoвecтвoвaнию, нa copoкoвoй дeнь пocлe Poждecтвa Xpиcтoвa и пo иcпoлнeнии пepиoдa зaкoннoгo oчищeния, Mapия вмecтe c Иocифoм пpишлa из Bифлeeмa в Иepуcaлим кo xpaму Бoжию, пpинecя copoкaднeвнoгo млaдeнцa Ииcуca.
В некоторых монастырях этот светлый праздник является престольным. В Сретенском женском монастыре заранее идет серьезная подготовка. Особое внимание, конечно, уделяется службе и приезду важных гостей, также продумывается праздничная программа для детей и взрослых.
Двери монастыря всегда открыты всем нуждающимся и желающим его посетить. Вы также можете подать записки в Сретенский женский монастырь на праздничную Литургию в день Сретения Господня.
У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь (значения). См. также: Монашество
(фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 год)
Монасты́рь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Монастыри существуют в буддизме, христианстве: православная и католическая церковь, монофизитские течения; протестантское христианство отрицает институт монашества и монастырей не знает (см. Новое монашество о современных монахах-протестантах).
Христианские монастыри
История
С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.
Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы. Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освящённого) до Константинополя.
На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви.
См. также: Западное монашество
На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.
См. также: Новое монашество
Типы
Запрос «Женский монастырь» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
Все монастыри в Российской империи разделялись на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.
В общежительных монахи все необходимое получали от монастыря, а свой труд по священнослужению и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляли в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могли здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избирались самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).
В необщежительных монастырях (идиоритмах) монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и всё прочее, необходимое для инока, приобретали сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могли идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.). Настоятели в эти монастыри назначались епархиальным архиереем с утверждения Святейшего синода.
Штатными монастырями назывались те, которые получали содержание в известных определённых размерах и имели в своём составе число монашествующих, определённое по штату. Они разделялись на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав. В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделялись четыре лавры и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь, Новоспасский монастырь, Воскресенский — именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский монастырь и Спасо-Яковлевский монастырь).
Типы монастырей
- Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
- Киновия — монастырь общежитского устава
- Идиоритм — необщежительный монастырь
- Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
- Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
- Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
- Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.
Типы расположения монастырских построек
- С центральным размещением собора — классический тип, один из ведущих планировочных типов в русском монастырском строительстве
Западное монашество
Основная статья: Западное монашество
Православные монастыри
По данным сайта www.orthodox-monasteries.com в настоящий момент в Европе (не включая Россию) существует около 850 православных монастырей, 21 на Ближнем Востоке/Африке, 2 в Корее, 3 в Южной Америке и 11 в Австралии. По состоянию на 2008 г. в Русской Православной Церкви действует 804 монастыря, из них в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских. Список православных монастырей США включает более 80 обителей различных юрисдикций.
Монашество в Русской православной церкви
Основная статья: Монашество в Русской православной церкви
Римско-католические монастыри в Российской империи
Римско-католические монастыри в пределах России были многочисленны в первой четверти XIX столетия. За их участие в мятеже 1830 года они подверглись ограничениям: запрет на приём послушников, перевод монахов из одного монастыря в другой и т. п. Указом 29 декабря 1842 года из 261 монастыря, существовавшего в западных губерниях, 202 были объявлены к упразднению. Этот указ приводился в исполнение постепенно.
В 1856 году в западных губерниях существовало 47 мужских монастырей с населением в 913 человек и 25 женских монастырей с населением в 450 человек. Активное участие монастырей в мятеже 1863 года привело к дальнейшему сокращению их числа.
В начале 1866 года существовало 50 официально признанных монастырей и десять обителей, которые необходимо было упразднить по мере вымирания живущих в них монахов. В Царстве Польском ко времени мятежа 1863 года существовало 155 мужских монастырей с населением в 1635 человек и 42 женских монастыря с населением в 549 человек.
В 1864 году 71 мужской монастырь с 304 монахами и четыре женских с 14 монахинями были закрыты из-за того, что количество монахов в каждом из них не достигало канонического числа 8. Тридцать девять монастырей, насчитывавших 674 монаха, были упразднены за участие в мятеже. Таким образом, общее число монастырей в губерниях Царства Польского было низведёно до 83.
Их положение было определено указами 27 октября и 22 ноября 1864 года. Монастыри разделены на штатные и нештатные, которые подлежали упразднению. Штатных монастырей положено 25 мужских и десять женских.
Среди мужских монастырей было семь орденов францисканцев (реформированных), пять бернардинцев, четыре доминиканцев, три капуцинов и по одному: паулинов, августинцев, францисканцев (нереформированных), камальдулов, кармелитов и марианов.
Из десяти штатных женских монастырей — три бернардинок, два бенедиктинок и по одному доминиканок, францисканок, норбертинок, сакраментинок и визитинок.
В каждом из штатных монастырей — как мужском, так и женском — полагалось по штату по 14 монахов. Исключение составлял монастырь Ченстоховского, где по штату находилось 24 монаха. Перевод монашествующих лиц из штатных обителей в нештатные запрещался. Перевод монахов из одной обители в другую допускался только по предварительному разрешению министерства внутренних дел. Каждый монах всегда имел при себе особую легитимационную книжку. Если в каком-либо из нештатных монастырей число монахов вследствие естественной убыли уменьшалось до семи, такой монастырь упразднялся, а монахи размещались в других монастырях ордена. Если в штатном монастыре вследствие естественной убыли монахов открывалась штатная вакансия прежде, чем будут упразднены все нештатные монастыри того же ордена, то она замещалась монахом из нештатного монастыря. Приём новициев (послушников) в нештатные монастыри запрещался. Приём послушников в штатные монастыри допускался только в том случае, если все нештатные обители этого ордена были упразднены. Послушниками могли быть только коренные жители Царства Польского с соблюдением всех условий, установленных для западных губерний, но с отличием по возрасту: в монастыри Царства Польского можно было поступать лицам не моложе 24 лет. Принимать торжественные обеты можно было лишь по достижении 30 лет. Торжественные обеты, принятые без представителей местного губернатора, считались недействительными. В Царстве Польском римско-католические монастыри были подчинены исключительно власти местного епархиального епископа. Зависимость их от орденских генералов и других каких бы то ни было властей ордена с 1864 года была отменёна, и всякого рода отношения монахов с руководством ордена запрещались. В западных губерниях этот принцип был введён в 1798 году вместе с упразднением монастырских капитулов. Монастыри управлялись по собственным правилам и уставам, которые соответствовали государственным законам. В монастырях запрещалось учреждать какие-либо учебные заведения. Поскольку всё недвижимое имущество и средства монастырей были переданы в казну, то на содержание каждого из штатных монастырей из казны ежегодно отпускалось по 1750 рублей. Нештатным монастырям выделялось пособие размером до 40 рублей в год на каждого монаха. Сбор милостыни допускался только в стенах самой обители, а также в том городе или в том сельском приходе, где находилась обитель. За нарушение установленных правил монастырь по постановлению министерства внутренних дел подвергался штрафу в размере от 3 до 300 рублей. Законы о римско-католических монастырях приложены к статье 11 тома XI части I Свода Законов по продолжению 1893 года.
Армянские монастыри в Российской империи
Основная статья: Армянская апостольская церковь
В пределах Российской империи армяно-григорианские монастыри, за исключением Эчмиадзинского, были небольшими и бедными, особенно женские. В середине XIX столетия в России насчитывалось 40 армянских монастырей с 133 монахами и 34 монахинями. Кроме определённого числа монахов, послушников или послушниц, там, с разрешения епархиального начальства, могли жить: в мужских монастырях — престарелые и беспомощные священнослужители и причетники, а также дети неимущих священнослужителей и причетников, в особенности сироты, находящиеся на обучении к служению церкви, а в женских монастырях — беспомощные и преклонных лет вдовы, дочери, а равно малолетние сироты лиц духовного звания.
Буддийские монастыри
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.
см.Буддизм
См. также
- Список монастырей России
- Список монастырей Украины
- Список монастырей УПЦ
- Список монастырей Армении
- Список монастырей Белоруссии
- Список монастырей Республики Македонии
- Приход
- Скит
- Прошин Г.Г. Черное воинство. Русский православный монастырь. Легенда и быль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 9. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-00642-6.
- Вдовиченко М. В. Архитектура русских монастырей // Русские монастыри. Центральная часть России. — 1995. — С. 12 – 17.
- Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
- The Orthodox Monasteries Worldwide Directory — A comprehensive collection of orthodox monasteries around the world including photographs, addresses, descriptions and contact i … Архивировано 2 сентября 2011 года.
- http://www.patriarchia.ru/db/text/508396.html Основные статистические данные Русской православной церкви на 2008 год // Патриархия. Ру
> Ссылки
- Василенко Н. П., Ловягин А. М., Смирнов Ф. А.,. Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
- Прошин Г. Г. Чёрное воинство. Русский православный монастырь. Легенда и быль. — М.: Политиздат, 1988. — 351 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-00642-6.
- Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в ХІХ-XX веках. — М.: Вербум-М, 2002. — 319 с.
Добавить комментарий