Епископ Леонид наместник оптиной пустыни

Леонид (Толмачёв)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Леонид и фамилией Толмачёв.

Епископ Леонид

25-й Епископ Можайский,
викарий Патриарха Московского и всея Руси

c 14 июля 2018 года

Церковь

Русская православная церковь

Предшественник

Григорий (Чирков)

35-й Наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни

c 14 июля 2018 года

Церковь

Русская православная церковь

Предшественник

Венедикт (Пеньков)

5-й Епископ Уржумский и Омутнинский

14 декабря 2014 — 14 июля 2018

Избрание

23 октября 2014 года

Церковь

Русская Православная Церковь

Предшественник

Даниил (Кузнецов),
Марк (Тужиков) (в/у)

Преемник

Фома (Демчук)

Образование

Перервинская духовная семинария, Московская духовная академия

Имя при рождении

Денис Владимирович Толмачев

Рождение

12 мая 1975 (44 года)
Москва, Россия

Принятие священного сана

4 мая 2003 года

Принятие монашества

20 апреля 2003 года

Епископская хиротония

14 декабря 2014 года

Епископ Леони́д (в миру Дени́с Влади́мирович Толмачёв; 12 мая 1975, Москва) — епископ Русской Православной Церкви, епископ Можайский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

Биография

Родился 12 мая 1975 года в Москве. Крещён в младенчестве.

В 1982—1992 годах обучался в средней школе № 2 г. Одинцово Московской области, в 1992—1997 годах — в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева.

В 1997—2001 годах обучался в Перервинском духовном училище в Москве, 17 июля 2001 года преобразованном в духовную семинарию.

В годы обучения в Перервинской духовной семинарии занимался сбором исторического и архивного материала о Николо-Перервинском монастыре, результатом которого стала книга «Николо-Перервинский монастырь. Очерки истории», вышедшая в 2005 году.

С мая 2002 года находился во Введенской Оптиной пустыни.

20 апреля 2003 года архимандритом Венедиктом (Пеньковым), наместником Оптиной пустыни, пострижен в монашество с именем Леонид в честь преподобного Леонида Пошехонского.

4 мая 2003 года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Калужским и Боровским Климентом в Георгиевском соборе города Калуги.

В 2005 году получил диплом об окончании Перервинской духовной семинарии, сдав недостающие предметы за семинарский курс.

23 октября 2006 года рукоположён в сан иеромонаха во Введенском соборе Оптиной пустыни тем же преосвященным.

В 2007—2010 годах — консультант в составлении книг ежегодных Богослужебных указаний, выпускаемых Издательством Московской Патриархии.

С 2007 года обучался на заочном секторе Московской духовной академии, которую окончил в 2012 году, защитив дипломную работу на кафедре Церковной истории по теме «Духовная школа при Николаевском Перервинском мужском монастыре».

8 ноября 2013 года направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя.

В 2012—2014 годы написал ряд статей по истории Николо-Перервинского монастыря. Работы опубликованы в сборниках «Платоновские чтения» и «Труды Перервинской православной духовной семинарии».

С января 2014 года — благочинный Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге.

Архиерейство

23 октября 2014 года решением Священного синода был избран епископом Уржумским и Омутнинским.

1 ноября того же года в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве возведён в сан архимандрита Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

11 ноября 2014 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке города Москвы состоялось наречение архимандрита Леонида во епископа Уржумского и Омутнинского.

14 декабря 2014 года в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре города Москвы состоялась хиротония архимандрита Леонида (Толмачёва) во епископа Уржумского и Омутнинского, которую совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков), архиепископ Филарет (Карагодин), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Яранский и Лузский Паисий (Кузнецов) и архиереи Сербской православной церкви: епископ Бачский Ириней (Булович), епископ Моравичский Антоний (Пантелич), епископ Крушевацкий Давид (Перович), епископ Егарский Иероним (Мочевич).

Стал инициатором продолжения издания сборников «Вспомним поименно», посвящённых памяти клириков и мирян Русской православной церкви, пострадавших в годы советской власти. В 2003—2008 годах было издано восемь сборников. 12 февраля 2018 года в Кировской государственной библиотеке епископ Леонид (Толмачёв) представил девятый сборник.

14 июля 2018 года решением Священного синода назначен наместником Оптиной пустыни с освобождением от управления Уржумской епархией и назначением епископом Можайским, викарием патриарха Московского и всея Руси.

26 декабря 2019 года включён в состав Межсоборного присутствия.

> Награды

  • наперсный крест (20 апреля 2012, за усердное служение Церкви Божией и к празднику Святой Пасхи).

Примечания

  1. 25 апреля состоялось заседание Кафедры Церковной Истории, сайт Кафедры церковной истории Московской духовной академии. 6 мая 2012 года.
  2. Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года. Патриархия.Ru (23 октября 2014).
  3. Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Патриархия.Ru, 23.10.2014.
  4. Состоялось наречение архимандрита Флавиана (Митрофанова) во епископа Череповецкого и Белозерского, архимандрита Павла (Тимофеенкова) во епископа Молодечненского и Столбцовского, архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского и архимандрита Антония (Доронина) во епископа Слуцкого и Солигорского. Патриархия.Ru
  5. Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Толмачева) во епископа Уржумского и Омутнинского. Патриархия.Ru
  6. Епископ Уржумский Леонид представил девятый сборник из серии книг «Вспомним поименно». Патриархия.ru
  7. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года. Патриархия.ру (14 июля 2018). — Журнал № 52. Дата обращения 19 июля 2018.
  8. Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года. Патриархия.ru. Дата обращения 27 декабря 2019.
  9. К празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей богослужебных наград. // Патриархия.Ru (20 апреля 2012)

Ссылки

  • Леонид, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Толмачев Денис Владимирович). // Патриархия.Ru
  • Официальная страница епископа Леонида (Толмачева) в социальной сети Facebook
  • Официальный сайт Уржумской епархии.
  • Уржумская епархия в Facebook
  • Епископ Уржумский Леонид: Если человек хочет жить по воле Божией, он её узнает // «Православие и мир», 18 марта 2016 г.
  • Епископ Можайский Леонид: Мы пришли в монастырь, чтобы общаться с Богом, и эту цель надо воплощать в жизнь // «Монастырский Вестник», 16 августа 1918 г.

В социальных сетях

Православные жители Козельска знают, что каждый год 17-го июля из Оптиной пустыни идет Царский Крестный ход. Он обходит весь город, заходя в храмы, где перед иконой святой Царской Семьи служатся молебны.

Первый раз Крестный ход состоялся еще в 2000 году, когда состоялось прославление Императорской семьи. Тогда маршрут был небольшим – прошли от Оптиной до Благовещенского храма. Вообще раньше мероприятие организовывал сам монастырь, а последние года три-четыре этим стало заниматься Оптинское казачество. Такая необходимость возникла из-за нового законодательства, приравнивающего крестный ход к гражданской демонстрации. Теперь на проведение Крестного хода нужно обязательно написать заявление и получить разрешение в городской администрации.
Последний Крестный ход казаки начали готовить заранее. Получили все разрешения от администрации и епархии. Но когда обратились в Оптину пустынь, казалось бы, к главному инициатору традиционного Царского Крестного хода, то столкнулись с проблемой. Новый наместник монастыря епископ Леонид (Толмачев) за день до мероприятия вдруг потребовал, чтобы Козельский епископ Никита (Ананьев) написал на его имя бумагу с просьбой разрешить горожанам пройти по монастырской территории.

Недавно назначенный епископом Леонидом молодой благочинный монастыря иеромонах Савватий (Грудев) объяснил это казакам так:

– По канонам вы заходите на территорию нашей епархии (Оптиной пустыни), где владыка Никита не имеет никакой власти. Поэтому пусть он напишет просительное письмо, и сегодня до 16.00 привезет. Владыка Леонид рассмотрит и может быть разрешит вам пройти. Иначе у вас будут проблемы.

– А не мог бы владыка Леонид просто благословить нас пройти? – спросили казаки, – ведь это же Оптинский Крестный ход в честь памяти святых Царственных Страстотерпцев.

– Да нам без разницы, кому и какой. Владыка Леонид все равно не благословит. Он уже распорядился, чтобы никто из братии не смел идти на ваш Царский Крестный ход.

– Ну, да ладно. Пойдем тогда от источника преподобного Пафнутия Боровского. Это же уже не монастырская территория.

– Нет. Не вздумайте. Вы нарушите каноны. Надо отменять Крестный ход.

«Как-то про каноны он зря сказал, – раздосадовал атаман Оптинского казачества, – сам канонов не соблюдает, стриженный весь и бритый, а здесь вдруг вспомнил про каноны».

Атаман Оптинского казачества – человек крутого нрава. С ним не пошалишь. Раньше еще, в конце 80-х – начале 90-х, служил в спецподразделении «Альфа». В совершенстве владеет приемами рукопашного боя. Он не любит, когда кто-то юлит и прикрывается разного рода отговорками.

Вечером иеромонах Савватий самолично обошел все монастырские посты охраны и сказал, что Крестного хода не будет, и если появятся люди с иконами, то их не пускать на территорию монастыря.

Казаки, определяя место для начала Крестного хода, заглянули в кадастровую карту и поняли, что монастырская территория – это скит и роща между скитом и монастырем. А место, назначенное для сбора участников Крестного хода, является территорией Парка Угры. Никакого отношения преосвященнейший Леонид к этой земле не имеет.

После разговора с благочинным иеромонахом Савватием стало ясно, что епископ Леонид желает указать епископу Никите на его место в выстроенной им схеме: в самом верху – патриарх Кирилл, затем чуть ниже – епископ Леонид, далее еще ниже – митрополит Климент и уж потом только – епископ Никита.

Беседуя с людьми во время остановок Крестного хода, мне показалось странным, что новый совсем молодой еще епископ Леонид как-то больше заботится о своем первенстве, а не о спасении душ и укреплении веры паствы. Ведь люди здесь с такой радостью шли и пели молитву. Шли за Царем – Небесным и земным.

Больно было смотреть на уходящую за горизонт Оптинскую обитель, превратившуюся при новом наместнике Леониде в казематы. Любящие святого Царя отцы и братия не смогли пойти в этот Крестный ход, потому что, подобно святому Императору, оказались в заточении. Сама же Оптина при новых порядках молодого безрассудного наместника чем-то напомнила Ватикан – государство в государстве.

Иван Смирнов

+ + + P.S. Уважаемые читатели! Наше интернет-издание «Мономах» нуждается в вашей молитвенной и материальной поддержке. Будем признательны за любую помощь (в чем она может выражаться см.: http://monomah.org/archives/15712). Денежные пожертвования можно перечислять на банковскую карту 5521 7526 2899 4498 Альфа-банк. Ирина Чеверда. Или передать лично, позвонив по т. 8-910-459-26-18 (Алексей Анатольевич), чтобы договориться о встрече в Москве.

Несколько штрихов к портрету почившего в скиту игумена Илариона (Ермолаева)

Сестра М. (из мастерской фрески)

— Вы помните, как состоялось ваше знакомство с о. Иларионом?

— Да, конечно. Это было в 1992 году. Я его в монастыре видела, но мы не общались. А первая встреча личная — это когда мне надо было добраться из Москвы в Оптину, а в автобусе не было мест. А у меня и выхода не было: в Москве негде было остановиться… Я тогда знала, что с Подворья автобус ходит; приехала, подхожу к водителю, а он категорически против: нет мест. Я стою и чуть не плачу. Москва большая, а я человек провинциальный, и идти мне некуда. И вдруг из автобуса тянется рука, и меня зовут: «иди сюда, иди сюда». Из автобуса выглядывает Дима (будущий о. Иларион) и хватает меня за рукав. А я в таких делах человек нерешительный, законопослушный; а он: «иди сюда», и затаскивает в автобус.

Игумен Иларион в Казанском храме. Фото 25 апреля 2011 г.

— Так он вас знал?

— Нет, ну он видел меня в монастыре, видел, что я хожу, но мы не общались. Так он меня и вытянул, затащил в автобус и посадил на свое место. Водитель ни слова ему не сказал. В результате всю дорогу, 4–5 часов, он стоял. Я пыталась уступить ему место, а он: «нет, нет я привык». И это было первое знакомство.

Сестра А.

— Меня в 2001 году привела к нему моя подруга, которая была у него в мастерской на Беларусской. Она заочно меня разрекламировала, и он пригласил нас в Оптину. Я приехала, а подруга описала его и сказала, что у него лицо «блинчиком». Ну вот я сижу с еще одной подругой и смотрю на всех, кто проходит, и тут идет о. Иларион — никакого «блинчика» в его лице я не увидела. Лицо просто круглое… Он нас очень радушно встретил, сразу повел в мастерскую, и оттуда началось наше знакомство с Оптиной. Сразу сказал — «давайте исповедоваться», выдал нам книжки, и мы неделю готовились, а потом исповедовались. Шли после исповеди на Мехзавод и конечно делились впечатлениями — «он мне то сказал, а мне это».

— Что у отца Илариона было такого в характере, что отличало его среди братии?

Сестра М.

— Характерно то, что он ЛЮБИЛ и был очень терпелив. Он был терпеливым ко всем — терпел людей любых — в большом количестве и любого качества! Это его отличало. К нему приезжало огромное количество народа, и он до 2 часов ночи сидел в мастерской. Со временем о. Иларион всех друзей своих привлек, они к нему прилепились. Причем приезжали и очень простые люди и бомжеватые — он их выслушивал, и они уходили от него утешенными. Не было заметно в нем никакой нетерпимости. Он любил повторять: «к себе — построже, к другим поснисходительней».

В иконописной мастерской. Фото 14 сентября 2006 г.

Любимая книга о. Илариона — старец Силуан. Он ездил к о. Софронию в Англию и книгу эту любил раздавать. Он говорил, что ему нужно было увидеть Христа, искал такого человека, и нашел его в о. Софронии. Отца Илариона поразила любовь о. Софрония, и тот стал для него примером…

Отцу Илариону Господь так много дал, особенно, когда он первые годы исповедовал. Такая благодать у него была! Когда читал разрешительную молитву, так любил этого человека, что сначала перекрестит его, а потом целует в голову через епитрахиль. Многих так целовал. Любовь у него — это лавина какая-то была!

Инок Харитон (2 года был келейником иг. Илариона во время его болезни).

— Он все понимал. Мне иногда казалось, что он юродствует. Помню мы читали прп. Иоанна Кассиана, и там было сказано, что монахи, ложась спать, никогда не снимали пояса. И вот он услышал это, и потом два года, как ложился спать, никогда не снимал ремень. Он был очень открыт, никогда не уставал от людей. Я не слышал от него: я устал, давай переменим тему. Он отдавал человеку всего себя. Он был воздержным, всё терпел: жару, холод, иногда бывал мокрый от жары и никогда не просил, чтобы его переодели. Однажды по немощи я ему сказал: «батюшка у вас вот такой недостаток». А он начал оправдываться. А я ему говорю: батюшка помните мы читали Иоанна Кассиана? Там написано, что если кто оправдывается, у того действительно этот грех. Все как отрубило — никогда больше не оправдывался! Понимаете, вот больной человек, а все понимал, что-то сверхъестественное в нем было — ни разу я не видел, чтобы он обиделся. Даже вот сорвался я, что-то сказал ему не так, но он никогда не помнил зла. Всегда у нас оставались с ним добрые, теплые отношения.

Главный инженер монастыря.

— Владимир Иванович, каким запомнился о. Иларион?

— Я его помню еще послушником Димитрием. Всегда был спокойным, уравновешенным, вдумчивым, даже незаметным. Нигде такого не было, чтобы с ним происходили какие-то истории. Росписью Казанского он руководил, 23 года с ним вместе поработали. Всегда спокойно придет, скажет: такие-то работы надо Владимир Иванович выполнить… много потрудился. Вот и похоронили его недалеко от Казанского. Вечная ему память!

Фото 27 октября 2006 г.

Иконописец, игумен Ф.

— Отец Иларион родился в 1955 году на старца Нектария, и это было предуказанием его избрания в Оптину Пустынь. В монастыре он примерно 25 лет прожил, приезжал сначала в мастерскую отца Ипатия, учился у него иконописи. Время тогда было другое, требовалось много икон, требовалось незамедлительно расписывать храмы. Ведь тогда было не только возрождение монастыря, но и возрождение иконописи. И вот отец Иларион очень много приложил усилий, чтобы все было канонично, не было никакого модерна в иконописях и фресках. Он окончил Суриковский институт, был монументалистом и очень хорошо чувствовал интерьеры, пространство. По своим профессиональным качеством он был настоящим лидером, организатором, неравнодушным и деятельным человеком. Оптина, может, не дала ему такого простора для реализации таланта, но потенциал у него был замечательный. Отец Иоанн Крестьянкин, когда о. Иларион к нему приехал, раскинул во все стороны руки, и пока о. Иларион к нему шел, то постепенно руки сводил, так что когда о. Иларион к нему подошел, пространства между руками осталось совсем чуть-чуть. «Вот столько намечено, а успеешь вот столько!» — сказал ему старец.

В Оптину в то время съезжалось большое количество людей, и о. Иларион всех принимал. Он умел все конфликты сгладить, благодаря своему мирному духу. Я помню, как он хотел написать двух четырехметровых архангелов при входе в Казанский. Там есть два таких столпа, на одном из них сейчас Державная икона расположена. А я тогда очень критиковал этот вариант и говорил: да что это такое, это никуда не годится, это гигантомания какая-то! Я был молодой, напористый, но интересно как о. Иларион на мои слова прореагировал. Он спокойно так сказал: «Хорошо, так и запишем — ГИ-ГАН-ТО-МА-НИЯ!» И вроде бы небольшая шутка, но она сразу сняла все напряжение…

Ему от природы было дано очень многое. У него была любвеобильность, хлебосольность еще с мира, но он их умножил в монастыре в духовном направлении. В 1999 его постригли, сразу рукоположили, и так все быстро произошло — вчера был еще Дима Ермолаев, а тут уже — духовник и причем популярный духовник!

— Отец Иларион отдавал себя чадам, и многие замечали, что он стал гораздо меньше писать иконы, фреску. Видел ли он, что терпит ущерб как иконописец, осознанно ли он выбрал духовническую стезю?

— Отец Иларион для себя выбрал однозначно — духовничество. Это его осознанный девиз — всего себя отдать чадам, отдать людям. Девиз, который он воплотил в жизни. Его спрашивали, как же вы батюшка пишете теперь гораздо меньше, все время уделяете исповеди? И он отвечал: Да, но это совершенно несравнимо, писать иконы и исповедовать, заниматься людьми, служить литургию — это совершенно другой уровень, вещи совершенно несравнимые. Он перешел от меньшего к большему… И при этом обладая незаурядными организаторскими способностями, он не оставил своего послушания. Он продолжал организовывать иконописный процесс, он продумывал систему росписи. Бывало, поручал мне идеологическую канву, а сам на себя брал декоративную сторону — сколько ярусов, прориси, любил все рассчитать, разметить. Он являлся центром иконописного дела в Оптиной. Это не просто слова, он, на самом деле, являлся душой всего дела. Если бы не было о. Илариона, то на меня и других иконописцев лег бы такой круг вопросов, которого мы просто не касались. Мы взяли себе стеночку и расписали, а он на себе тащил всю эту организационную махину — краски купить, доски левкасить, людей разместить, накормить, поговорить с ними. А мы этого избегали… На его похороны ведь прилетели люди из Италии, из Франции прилетело два человека, он действительно стал духовником… у меня образ такой нашелся — он был как большое гнездо любви. Там все в этом гнезде помещались — иконописцы, художники; много было людей состоятельных, они деньги давали, оплачивали иконостасы, какие-то хоросы, иконы… Благодаря своем незлобивому и мирному характеру, он людей притягивал, они оживали при нем, и, хотя связь с ним за годы его болезни у многих людей прервалась, но на похороны все равно многие приехали, помня каким он был раньше…

Скитоначальник, игумен Т.

— Отец Иларион отличался от других иеромонахов, священников Оптиной Пустыни?

— Любой иеромонах, любой священник, принявший сан, он все равно в своей новой священнической жизни продолжает то движение сердечное, которое у него было до монастыря. Неправильно сказать, что человек отрезает абсолютно все. о. Иларион всегда воспринимался мною как человек, который до монастыря был очень общительным. Он был художником, и это предполагало, что у него было много творческих встреч, знакомств, и вот эта черта его характера никуда не ушла. Многие святые отцы говорят, это и не нужно, чтобы твои какие-то личностные качества ушли совсем. Они, конечно, у о. Илариона остались, и это позволило ему окормлять многих людей. Понятное дело, что жизнь, которой человек жил до монастыря, она всегда с оттенками страстности, греховности, но если человек был погружен в общение с людьми, был человеком востребованным, разносторонним, это очень помогает ему, когда он становится священником. о. Иларион знал людские страсти, внутреннюю борьбу людей, которые к нему приезжали — а это были художники, актеры, творческие люди, наполненные всевозможными идеями и стремлениями. И в то же время эти были люди мечущиеся, страстные, в них черное перемешано с белым. И вот отцу Илариону было легче с ними, чем кому-то другому, он понимал их, ведь и сам был человеком творческим, из той же среды.

— Когда отец Иларион уже болел, как вы с ним общались в скиту? Понимал ли он вас?

— Он все понимал, но сказать ему было трудно. Так бывает при инсульте. Если подбирать выражения — то он был словно замурован — очень похоже, все понимал, но не мог выразить. До конца он понимал юмор, это было заметно по его мимике, глазам… он даже шутил, я сам видел и свидетельствую, что он многие вещи понимал и соглашался. Видно было, что глаза у него не безумного человека, в них осталась доброта и между прочим, когда задавали ему вопросы, он начинал говорить, но конечно не всегда можно было его понять. Есть много свидетельств от людей, которые уже привыкли к тому, что он молчит и вдруг неожиданно он говорил им какие-то значимые фразы и даже целые предложения! В фильме, кстати, об этом есть. И отец Агапит об этом говорит, что не мы его назидали, а он нас назидал своим пребыванием среди нас. И когда он попал к нам в скит, у меня ни секунды не было чувства, что это какая-то обуза для нас, я всегда воспринимал его как благословение.

(подробнее о жизни о. Илариона в скиту см. в фильме Оптиной Пустыни «Молчание»)

Послушник Владимир, последний келейник о. Илариона.

Одна из последних фотографий о. Илариона

— Ты не знал о. Илариона до болезни, познакомился только когда он уже был болен. Каким он был в этот последний год его жизни?

— Я не могу красноречиво говорить, могу лишь повторить то, что говорили все. Благодать, которая была у него, ее было хорошо заметно. Вот мы с батюшкой идем, он без креста, но многие люди к нему подходят под благословение. Я сначала думал, что они знали его раньше, но потом убедился, что это обычные люди, которых привлекала к нему благодать. И я обращал внимание, что батюшка, если человек к нему подходит, если он даже шел чем-то озабоченный, неспокойный, то, как только человек к нему подходил, он сразу в лице менялся и располагался к этому человеку.

Помню, мы с одним чадом о. Илариона пошли в летнюю трапезную, а потом он ушел, а мы с батюшкой остались и что-то там ели. А рядом паломники сидели, я спиной к ним сидел, не видел этого. Они подошли и говорят: вы знаете такой батюшка красивый, как солнышко светится, мы его не знаем, но можно мы ему что-нибудь купим, мы ни разу такого светлого батюшку не видели. Я им говорю, не надо… это те люди, которые вообще его не знали. Я им сказал, что батюшка болеет, фильм есть о нем, «Молчание» называется… Такое вот впечатление батюшка на всех производил.

— Он переживал о своей болезни? Как вы общались?

— Он все понимал. Но чаще всего выражал себя какими-то действиями. Однажды я на него за что-то обиделся и сказал ему: «Все батюшка, я с вами не буду гулять». Иду, молчу, ничего ему не говорю. Он подошел, обнял меня, да что ты, что ты. И я сразу растаял — «это вы меня батюшка простите!» И мы сразу же помирились, и видно было, что он сильно переживает. Мы дошли тогда до поклонного креста, я сделал перед крестом три поклона, оборачиваюсь, а батюшка плачет… вот такой эпизод был.

— Расскажи о последнем дне его жизни. Я слышал, что он вечером был в монастыре?

— Мы на свечной склад заходили, посидели с батюшкой, чая попили. Потом около 9 часов он неожиданно заторопился, и мы вернулись в скит. Батюшка обычно перед тем как лечь спать, ходил по келлии. А потом я его укладывал. И я ему в этот день тоже говорю: ложитесь. Он весь вечер был спокойным и радостным. И когда я батюшку уложил и отходил от его кровати, то он мои руки стал удерживать. Я его успокаиваю, говорю ему «все нормально», погладил его по голове, лег к себе на кровать и стал книгу читать. Потом он встал, ко мне подошел, меня по голове погладил, вернулся и снова лег. И вот примерно через пять минут я услышал, как он захрапел. А он никогда так громко не храпел! Я думаю, как это он так лег, думаю, пойду поправлю. И когда подошел… и это все в течение двух-трех минут произошло. Посмотрел на него и понял — что-то не то. Стал внимание обращать на его дыхание и понял, что его нет. Растерялся, не знал, что делать, сообщил отцу Т., отцу Л. позвонил. Это все было примерно без пятнадцати двенадцать. И мы здесь все собрались в келлии, и у батюшки руки еще были теплые…

Фотоальбом «Отпевание и погребение игумена Илариона (Ермолаева)»

Сретенский женский монастырь – единственная православная женская обитель в республике Бурятия. Он расположен в селе Батурино, Забайкальского района, в долине реки Итанца, среди живописных сопок в 50 км от Байкала. Монастырь основан весной 2000 г. епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. Хотя, обитель еще очень молодая, она уже стала духовно притягательным местом для многочисленных паломников.

Украшает монастырь белокаменный храм, летом похожий на дорогую фарфоровую брошь среди буйства зеленых красок, а зимой – это огромный духовный корабль, разрезающий уподобившиеся волнам, побелевшие холмы.

Храм возведен в соответствии с архитектурными традициями русского севера. Внутренние интерьеры обители лаконичны и просты, их главным украшением и богатством служат иконы и мощи.

Сретенский женский монастырь зимой

История обители

До недавних времен в селе Батурино был лишь обычный приходской храм Сретения Господня. Его построили по просьбе и на пожертвования прихожан в 1836 году. После революции храм закрыли.

Коренная батуринка, Нина Ивановна Фролова, вспоминает: «Когда сбрасывали колокола и кресты, мама как раз проходила мимо и заплакала. А тот, кто сбрасывал, крикнул ей сверху: «Эй, а что теперь будет-то?» Мама ответила: «Увидим!». Вскоре все эти разорители умерли».

Церковь пытались приспособить то под школу, то под склад. В итоге пустой, без окон и дверей, храм за несколько десятилетий превратился в развалины.

В конце 1990 года местный предприниматель Георгий Варлаамович Пруидзе, обратил внимание на разрушенную святыню и решил ее восстановить. Рядом с ней он планировал возвести туристический комплекс. К концу 1999- началу 2000-х годов усилиями семьи Пруидзе храм был восстановлен, рядом с ним возвели несколько построек (сейчас это просфорня, трапезная и женская гостиница).

В это время на Читинскую и Забайкалькую кафедру был назначен новый архиерей – епископ Евстафий (Евдокимов). Объезжая епархию, владыка побывал в Батурино и решил основать здесь женскую обитель. Семья Пруизде отдала все возведенные у храма постройки монастырю.

Сёстры. Начало духовного подвига

Первый монашеский постриг в Сретенском женском монастыре состоялся 18 декабря 2000 года. 18 лет назад в Батурино появились первые сестры: Елена, Тамара, Фотиния и Евгения. Девушки приехали испытать себя на таинственном и непостижимом монашеском поприще. Одна умела шить и могла изготовить облачение, вторая – печь просфоры, третья знала устав церковной службы. Так на первых порах, вчетвером, они обеспечивали жизнедеятельность монастыря.

Монахини обители

Церковь ожила: под старинными сводами затеплились свечи и лампады, после долгого перерыва потекли к Богу молитвенные песнопения. Нелегкими, но благодатными были первые месяцы на монастырской земле. Сестры постепенно привыкали к монастырскому уставу, изучали длинные великопостные богослужения. После службы они шли разбирать кучи строительного мусора и прочего хлама, скопившегося возле церкви за годы запустения.

Сокровенное

Как протекает жизнь монахинь в монастыре? Почему человек ушел в монастырь? Что его подтолкнуло? Эти вопросы интересуют многих.

Настоятельница монастыря, игумения Ника в интервью мне сказала, что

«монастырская жизнь – движение вверх».

Т.е. это постоянная борьба с собой в физическом и духовном планах.

Монахиня и игуменья

Сейчас в обители пребывают 14 насельниц. Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, казначея, на каждом послушании – старшая сестра.

Сретенский монастырь – маленький, матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости, в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться. При желании сестры обращаются и к священнику, который приезжает 3 раза в неделю служить.

На хрупких женских плечах лежит основательное хозяйство. Насельницы Сретенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, столярной мастерской, где вырезают иконы, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии, работе с монастырским сайтом, проведении экскурсий по монастырю.

Послушания в монастыре, на дворе Послушания в монастыре, на кухне

Сестры трудятся в швейной и вышивальной мастерских, а также в гостиницах для паломников, на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи.

Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сибирский сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Благодаря неустанному труду монастырь обеспечивает себя всем необходимым и по возможности помогает обездоленным.

Участок летнего садика в монастыре

В планах у монастыря расширить свое производство. Возможно, в ближайшее время оживут славянские узоры в русских костюмах швейной мастерской.

В монастыре также есть трудники из местного населения. Они работают на скотном дворе, на огороде, в швейной и столярной мастерских. Трудникам выплачивается зарплата и обеспечивается соцпакет.

Животные в обители

Какая Божия благодать – монастырь обеспечивает не только себя, но и дает рабочие места нуждающимся!

Духовная радость

Основное богатство обители – полученные в дар более 20 икон и 60 мощей со Святой Земли, из Европы и крупных российских городов. Сейчас церковь обладает прекрасной коллекцией святынь, доступных для любого желающего.

Частички святых мощей

Из интервью игуменьи Ники: «Я приехала сюда в 2009 году. Здесь была благодать Божия. Это намоленное место и настоящий корабль спасения. Мы с сестрами молились Иннокентию Иркутскому, потому что он здесь был, приезжал, открывал школы, помогал людям».

Особенно благодатным для монастыря стал 2013 год. В этот год произошло два очень важных и благословенных события, которые здесь считают чудесами Божиими.

Первое чудо – монастырь посетила делегация с Афона. Она была небольшая, всего 3 монаха и несколько мирян. Монахи с Афона прибыли в Бурятию неспроста.

Святитель Инноке́нтий (Кульчицкий), Иркутский, епископ

В конце 19 века на Святую гору из Иркутска приезжал известный меценат Иннокентий Сибиряков. Там он принял постриг и до самой кончины усердно молился, продолжая жертвовать немалые средства на строительство соборов. Останки монаха Иннокентия бережно хранятся в том скиту на Афоне, откуда и приехали гости. Монахам захотелось походить своими ногами там, где святитель Иннокентий Иркутский родился, вырос и жил. В том числе и в Забайкалье. Монахи пообещали молиться о Сретенском женском монастыре.

В том же году, в дополнение к первому чуду, случилось второе. Монахини отправились на праздник в Иркутск.

Из воспоминаний игумении: «В тот день мы поехали в Иркутск и молились у раки мощей Иннокентия Иркутского, чтобы обрести нам частичку его мощей. Услышав молитвы, митрополит Вадим дал нам эту частицу. В этом же году иркутяне подарили монастырю новописанную икону Иннокентия Иркутского. Мы вставили эту частицу в икону и очень радовались, молились, а в июне месяце устанавливали крест на горе в селе Зарянске.

Собралась вся деревня, а святителя Иннокентия мы взяли с собой, чтобы молиться и показать ему, что люди тянутся к Свету, к Истине, просто не все мы можем и знаем как свое сердце открыть Богу». В тот же день, по возвращении в обитель, икона Иннокентия Иркутского замироточила.

После этого мощи стали прибывать в монастырь.

Икона с частичками мощей

Сейчас в монастыре каждый желающий сможет помолиться у мощей: Иннокентия Иркутского; Варлаама Чикойского (основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в Чикойских горах на границе c Монголией); Амвросия Оптинского; Серафима Саровского; Александра Свирского; Спиридона Тримифутского; Дмитрия Солунского; Марии Магдалины из Франции; иконы царственных страстотерпцев с кусочком доски из Ипатьевского дома, на которой стояли перед смертью вся семья Царя Николая; Святого Луки (Войно-Ясенецкого); Георгия Победоносца; священномученика Харлампия; величайшей святыни – креста с частицей древа, на котором был распят Господь; апостола Павла; равноапостольной княгини Ольги; Петра и Февронии Муромских; Марии Египетской; священномученика Уара; мученицы Иустины; Василия Великого; Вифлиемских младенцев; Максима Грека; Агапита Целителя Печерского; Кукши Печерского; Царевича Дмитрия; Зосимы Палестинского; Блаженной Клеопатры; Матроны Московской; святого Пантелеимона; Николая Чудотворца (священник из Хельсинки, Финляндия, –отец Вадим – передал в дар монастырю эту частицу); ниточки пояса Богородицы со святого Афона.

Игумения Ника от всего сердца сказала:

«Приезжайте к нам молиться. Та благодать, которая находится здесь, – для всех православных людей. Будем рады всем!»

Духовная миссия обители

Богослужения в монастыре пока совершаются три раза в неделю, в остальные дни сестры сами вычитывают молитвы суточного богослужебного круга.

Сестринское правило совершается с 6 часов 30 минут до 8 часов, затем до 10 часов 30 минут – служба. В неделю бывает три литургии. В остальные дни вычитывается суточный круг богослужения каждый день по очереди. Участие в чтении и пении принимают практически все сестры, но не каждый день, – это зависит от послушания. Все присутствуют на Полунощнице. Великим постом все сестры стараются участвовать в службах.

Богослужение в монастыре

Послушницы живут в келье по два человека, монахини и инокини – по одной. Келейное правило у всех примерно одинаковое. Оно состоит из чтения Евангелия, Апостола, одной-двух кафизм Псалтири, покаянного канона Ангелу Хранителю или трех канонов покаянных (у некоторых дополнительно акафисты или каноны святым).

По Престольным праздникам: Сретение Господне (15 февраля) и День памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) сестры принимают до 300 богомольцев. К сожалению, в монастырских гостиницах пока может разместиться всего около 30 человек.

Миссионерство

Монастырь продолжил давние православные традиции создания на своей территории культурного, духовного и социально-значимого центра. Социальная, просветительская и духовная деятельность монахинь распространяется далеко за его пределы.

Сестры организуют праздники для детей из окружных сел, проводят экскурсии и встречают паломников, приезжающих со всех концов страны.

Выезд на природу с трудниками и паломниками

Монастырь окормляет три деревенских школы, три детских сада (неимущим семьям помогает оплачивать пребывание детей в саду). Матушка игумения постоянно посещает женскую колонию и спецучилище закрытого типа для девочек, проводит там беседы. На Рождество Христово и Пасху сестры готовят для заключенных по двести пятьдесят подарков.

Крестный ход в Сретенском монастыре

Обитель проводит крестные ходы по деревням. Сестры устанавливают поклонные кресты, раздают местным жителям иконы, крещенскую воду и православную литературу. Насельницы монастыря также организуют конкурсы на духовные темы и встречи с жителями районного центра Турунтаево в библиотеке и доме культуры; участвуют в сельских праздниках, выезжают с молебнами в соседние деревни.

В монастыре есть воскресная школа. Ее посещают более 30 детей. Летом для Воскресной школы сестры устраивают палаточный лагерь.

Рождественские каникулы в монастыре

На каникулы приезжают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из детских домов Иркутска и Улан-Удэ.

Монастырь обеспечивает рабочими местами жителей деревни, помогает местному населению транспортом, медикаментами, одеждой, продуктами. Крещение, отпевание и любые требы для местного населения совершаются без всяких пожертвований: большая часть населения относится к категории малоимущих граждан. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для паломников бесплатное. На территории обители проживают две семьи с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а в гостинице –несколько женщин, которым сестры помогают вернуться к здоровому образу жизни. Реабилитацией алкоголе- и наркозависимых обитель занимается постоянно: сестры помогают тем, кто обращается за помощью.

При монастыре с 2017 года начал действовать пансионат для девочек-сирот, сейчас в нем 4 приемных девочки.

Для девочек монастырь стал домом

Благодаря выигранному гранту Правительства Республики Бурятии и поддержки союза «Женщины России», монастырь смог обустроить для девочек дом, сделать качественный красивый ремонт, учитывая возрастные особенности и детские потребности. В домике есть игровая и учебная комнаты, зоны отдыха, гигиены и трапезная.

В пансионате работают профессиональные воспитатели и психологи.

Рассказывая о пансионате для девочек-сирот, игумения Ника отметила: «Монашество предполагает обет безбрачия, – человек не женится и не заводит себе детей. Но человек остается человеком в любом случае, и есть потребность о ком-то заботиться и дарить свою любовь. Некоторые монахини уже состоялись как матери и бабушки. У многих прекрасное высшее образование. Мы не просто оформили опеку над девочками, мы их взяли в семью. Потому что любовь наша не истрачена, а приумножена за те годы, что мы находимся в монастыре. Мы многому здесь научились и хотим этот опыт передавать. Для нас – все дети наши. Вся Россия – наша. Главное – согреть их сердца. Мы очень хотим научить их жить в этом мире. И жить хорошо, многое уметь. Чтобы они стали хорошими, любящими мамами и женами. Если кто-то захочет остаться у нас в монастыре, мы будем тоже очень рады».

Воспитанницы

Монахини очень любят своих подопечных. Обучают и воспитывают с добротой, лаской и любовью. Всюду берут их с собой: в храм на молитву, в огород, на скотный двор, кухню. Девочки лучше раскрываются, а совместный труд сплачивает, сближает и делает счастливее. Игумения Ника относится к своим подопечным как к внукам, считая себя их бабушкой. Между монахинями и подопечными нет никакой дистанции, есть только одна семья, любовь и большая Вера в Бога.

Сретение Господне, Литургия в 2018 г.

Престольный праздник

15 февраля все православные христиане празднуют большой праздник – Сретение Господне.

Coглacнo eвaнгeльcкoму пoвecтвoвaнию, нa copoкoвoй дeнь пocлe Poждecтвa Xpиcтoвa и пo иcпoлнeнии пepиoдa зaкoннoгo oчищeния, Mapия вмecтe c Иocифoм пpишлa из Bифлeeмa в Иepуcaлим кo xpaму Бoжию, пpинecя copoкaднeвнoгo млaдeнцa Ииcуca.

В некоторых монастырях этот светлый праздник является престольным. В Сретенском женском монастыре заранее идет серьезная подготовка. Особое внимание, конечно, уделяется службе и приезду важных гостей, также продумывается праздничная программа для детей и взрослых.

Двери монастыря всегда открыты всем нуждающимся и желающим его посетить. Вы также можете подать записки в Сретенский женский монастырь на праздничную Литургию в день Сретения Господня.

У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь (значения). См. также: Монашество

Нило-Столобенская пустынь
(фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 год)

Монасты́рь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастыри существуют в буддизме, христианстве: православная и католическая церковь, монофизитские течения; протестантское христианство отрицает институт монашества и монастырей не знает (см. Новое монашество о современных монахах-протестантах).

Христианские монастыри

История

Синайский монастырь — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире
Основная статья: История возникновения христианского монашества

С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.

Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы. Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освящённого) до Константинополя.

На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви.

См. также: Западное монашество

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

См. также: Новое монашество

Типы

Запрос «Женский монастырь» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Все монастыри в Российской империи разделялись на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.

В общежительных монахи все необходимое получали от монастыря, а свой труд по священнослужению и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляли в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могли здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избирались самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).

В необщежительных монастырях (идиоритмах) монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и всё прочее, необходимое для инока, приобретали сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могли идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.). Настоятели в эти монастыри назначались епархиальным архиереем с утверждения Святейшего синода.

Штатными монастырями назывались те, которые получали содержание в известных определённых размерах и имели в своём составе число монашествующих, определённое по штату. Они разделялись на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав. В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделялись четыре лавры и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь, Новоспасский монастырь, Воскресенский — именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский монастырь и Спасо-Яковлевский монастырь).

Типы монастырей

  • Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
  • Киновия — монастырь общежитского устава
  • Идиоритм — необщежительный монастырь
  • Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
  • Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
  • Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
  • Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.

Типы расположения монастырских построек

Леринское аббатство (основано в начале V века святым Гоноратом Арелатским на одном из островов юга Франции)

  • С центральным размещением собора — классический тип, один из ведущих планировочных типов в русском монастырском строительстве

Западное монашество

Основная статья: Западное монашество

Православные монастыри

По данным сайта www.orthodox-monasteries.com в настоящий момент в Европе (не включая Россию) существует около 850 православных монастырей, 21 на Ближнем Востоке/Африке, 2 в Корее, 3 в Южной Америке и 11 в Австралии. По состоянию на 2008 г. в Русской Православной Церкви действует 804 монастыря, из них в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских. Список православных монастырей США включает более 80 обителей различных юрисдикций.

Монашество в Русской православной церкви

Основная статья: Монашество в Русской православной церкви

Римско-католические монастыри в Российской империи

Римско-католические монастыри в пределах России были многочисленны в первой четверти XIX столетия. За их участие в мятеже 1830 года они подверглись ограничениям: запрет на приём послушников, перевод монахов из одного монастыря в другой и т. п. Указом 29 декабря 1842 года из 261 монастыря, существовавшего в западных губерниях, 202 были объявлены к упразднению. Этот указ приводился в исполнение постепенно.

В 1856 году в западных губерниях существовало 47 мужских монастырей с населением в 913 человек и 25 женских монастырей с населением в 450 человек. Активное участие монастырей в мятеже 1863 года привело к дальнейшему сокращению их числа.

В начале 1866 года существовало 50 официально признанных монастырей и десять обителей, которые необходимо было упразднить по мере вымирания живущих в них монахов. В Царстве Польском ко времени мятежа 1863 года существовало 155 мужских монастырей с населением в 1635 человек и 42 женских монастыря с населением в 549 человек.

В 1864 году 71 мужской монастырь с 304 монахами и четыре женских с 14 монахинями были закрыты из-за того, что количество монахов в каждом из них не достигало канонического числа 8. Тридцать девять монастырей, насчитывавших 674 монаха, были упразднены за участие в мятеже. Таким образом, общее число монастырей в губерниях Царства Польского было низведёно до 83.

Их положение было определено указами 27 октября и 22 ноября 1864 года. Монастыри разделены на штатные и нештатные, которые подлежали упразднению. Штатных монастырей положено 25 мужских и десять женских.

Среди мужских монастырей было семь орденов францисканцев (реформированных), пять бернардинцев, четыре доминиканцев, три капуцинов и по одному: паулинов, августинцев, францисканцев (нереформированных), камальдулов, кармелитов и марианов.

Из десяти штатных женских монастырей — три бернардинок, два бенедиктинок и по одному доминиканок, францисканок, норбертинок, сакраментинок и визитинок.

В каждом из штатных монастырей — как мужском, так и женском — полагалось по штату по 14 монахов. Исключение составлял монастырь Ченстоховского, где по штату находилось 24 монаха. Перевод монашествующих лиц из штатных обителей в нештатные запрещался. Перевод монахов из одной обители в другую допускался только по предварительному разрешению министерства внутренних дел. Каждый монах всегда имел при себе особую легитимационную книжку. Если в каком-либо из нештатных монастырей число монахов вследствие естественной убыли уменьшалось до семи, такой монастырь упразднялся, а монахи размещались в других монастырях ордена. Если в штатном монастыре вследствие естественной убыли монахов открывалась штатная вакансия прежде, чем будут упразднены все нештатные монастыри того же ордена, то она замещалась монахом из нештатного монастыря. Приём новициев (послушников) в нештатные монастыри запрещался. Приём послушников в штатные монастыри допускался только в том случае, если все нештатные обители этого ордена были упразднены. Послушниками могли быть только коренные жители Царства Польского с соблюдением всех условий, установленных для западных губерний, но с отличием по возрасту: в монастыри Царства Польского можно было поступать лицам не моложе 24 лет. Принимать торжественные обеты можно было лишь по достижении 30 лет. Торжественные обеты, принятые без представителей местного губернатора, считались недействительными. В Царстве Польском римско-католические монастыри были подчинены исключительно власти местного епархиального епископа. Зависимость их от орденских генералов и других каких бы то ни было властей ордена с 1864 года была отменёна, и всякого рода отношения монахов с руководством ордена запрещались. В западных губерниях этот принцип был введён в 1798 году вместе с упразднением монастырских капитулов. Монастыри управлялись по собственным правилам и уставам, которые соответствовали государственным законам. В монастырях запрещалось учреждать какие-либо учебные заведения. Поскольку всё недвижимое имущество и средства монастырей были переданы в казну, то на содержание каждого из штатных монастырей из казны ежегодно отпускалось по 1750 рублей. Нештатным монастырям выделялось пособие размером до 40 рублей в год на каждого монаха. Сбор милостыни допускался только в стенах самой обители, а также в том городе или в том сельском приходе, где находилась обитель. За нарушение установленных правил монастырь по постановлению министерства внутренних дел подвергался штрафу в размере от 3 до 300 рублей. Законы о римско-католических монастырях приложены к статье 11 тома XI части I Свода Законов по продолжению 1893 года.

Армянские монастыри в Российской империи

Основная статья: Армянская апостольская церковь

В пределах Российской империи армяно-григорианские монастыри, за исключением Эчмиадзинского, были небольшими и бедными, особенно женские. В середине XIX столетия в России насчитывалось 40 армянских монастырей с 133 монахами и 34 монахинями. Кроме определённого числа монахов, послушников или послушниц, там, с разрешения епархиального начальства, могли жить: в мужских монастырях — престарелые и беспомощные священнослужители и причетники, а также дети неимущих священнослужителей и причетников, в особенности сироты, находящиеся на обучении к служению церкви, а в женских монастырях — беспомощные и преклонных лет вдовы, дочери, а равно малолетние сироты лиц духовного звания.

Буддийские монастыри

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

см.Буддизм

См. также

  • Список монастырей России
  • Список монастырей Украины
  • Список монастырей УПЦ
  • Список монастырей Армении
  • Список монастырей Белоруссии
  • Список монастырей Республики Македонии
  • Приход
  • Скит
  1. Прошин Г.Г. Черное воинство. Русский православный монастырь. Легенда и быль. — М.: Политиздат, 1988. — С. 9. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-00642-6.
  2. Вдовиченко М. В. Архитектура русских монастырей // Русские монастыри. Центральная часть России. — 1995. — С. 12 – 17.
  3. Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  4. The Orthodox Monasteries Worldwide Directory — A comprehensive collection of orthodox monasteries around the world including photographs, addresses, descriptions and contact i … Архивировано 2 сентября 2011 года.
  5. http://www.patriarchia.ru/db/text/508396.html Основные статистические данные Русской православной церкви на 2008 год // Патриархия. Ру

> Ссылки

  • Василенко Н. П., Ловягин А. М., Смирнов Ф. А.,. Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Прошин Г. Г. Чёрное воинство. Русский православный монастырь. Легенда и быль. — М.: Политиздат, 1988. — 351 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-00642-6.
  • Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в ХІХ-XX веках. — М.: Вербум-М, 2002. — 319 с.