Епископ маркелл царскосельский

Преставился епископ Царскосельский Маркелл

В ночь на 14 марта 2019 года на 67-м году жизни отошел ко Господу викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл.

Владыка преставился после продолжительной онкологической болезни, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Отпевание новопреставленного (начало в 11:30) совершит 16 марта после Литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Похороны пройдут на Никольском кладбище монастыря.

В митрополии отмечают, что новопреставленный архипастырь «внес немалый вклад в развитие церковной жизни северной столицы».

«С его именем связано возрождение царскосельских святынь. Среди его послушаний было руководство епархиальным отделом по взаимодействию со спортивными организациями. Труды архиерея отмечены церковными наградами», – говорится в сообщении.

Будущий владыка родился 8 июня 1952 года в Минеральных Водах. Духовные школы он окончил уже в Ленинграде, будучи иподиаконом митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

В 1973 году будущий архипастырь принял монашество, был возведен в иеродиакона, спустя три года – в иеромонаха.

Обучался на богословском факультете института в швейцарском Боссэ. С 1978 года преподавал в духовных школах Петербурга. С 1995 года был настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе.

Епископскую хиротонию над владыкой Маркеллом совершил 27 сентября 2006 года в Казанском соборе Петербурга Святейший Патриарх Алексий II.

В Петербурге отошел ко Господу епископ Царскосельский Маркелл

Епископ Маркелл отошел ко Господу после продолжительной онкологической болезни в ночь на 14 марта на 67-м году жизни.

Чин отпевания пройдет 16 марта после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Его совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Похороны пройдут на Никольском кладбище монастыря, сообщает пресс-служба Петербургской епархии.

«Почивший во всем являл себя как служитель Божий — «в великом терпении, в благоразумии, в великодушии, в благости, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6:6), — отметил митрополит Варсонофий. — Знавшие его встречали в нем не только человека, занимающего высокое церковное положение, но любящего и заботливого отца, который был участлив к нуждам ближнего. В нем неизменно присутствовала жизнерадостность и бодрость духа. Она не покидала его даже во время тяжелой болезни, которую он переносил с истинно христианским терпением, продолжая участвовать в богослужениях и жизни епархии».

Будущий епископ Маркелл родился 8 июня 1952 года в Минеральных Водах. Он окончил духовные школы в Ленинграде, будучи иподиаконом митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). В 1973 году был пострижен в монашество, тогда же возведен в сан иеродиакона, а в 1976 году — в сан иеромонаха. Обучался на богословском факультете Экуменического института в Боссэ (Швейцария).

Епископская хиротония архимандрита Маркелла была совершена в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2006 года за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе патриархом Алексием II.

В 1998 году во время всенощной в храм вошёл молодой человек и встал неподалёку от алтаря. Когда открылись Царские врата, отец Маркелл вышел, подошёл к парню и сказал: «Я знаю, что ты убивать меня пришёл. Отдай нож!». Парень дрожащими руками вытащил из-за пазухи кинжал (он до сей поры хранится в семье батюшки), встал на четвереньки и пополз за батюшкой. Все стояли в оцепенении. А парень рассказал, что он — сатанист, что действительно пришёл убивать, но когда отец Маркелл вышел из алтаря, ему захотелось целовать его ноги, т.к. священник был весь в небесном сиянии.

Архимандрит Маркелл, настоятель Сретенской церкви гор. Владимира.

У настоятеля храма о. Маркела светлое, умное лицо. В глазах спокойствие, долготерпение и бесконечная любовь к людям. Даже не верится, что после 70 лет тяжких жизненных испытаний, выпавших на его долю, можно сохранить такую силу духа и человеколюбие, не озлобиться, не почернеть душой. Внешний облик, стать, походка, манера говорить и двигаться, удивительно молодой сильный голос – все говорит о том, что он из тех еще священников, из бывших. И действительно, корни династии священнослужителей Егоровских (поскольку служили в селе Егоровка, что в Тамбовской области) уходят в далекий XV век.

Его мать Мария Васильевна, урожденная Вельская, из княжеского рода. Она вышла замуж за молодого семинариста Виктора Ивановича Егоровского. А в январе 1929 года у них родился уже шестой ребенок, которого нарекли Михаилом. Это и был о. Маркел, будущий настоятель Свято-Сретенского храма.
То было время воинствующего атеизма. В 1930 году отца арестовали. Мать осталась одна с шестью малышами на руках мал мала меньше, да еще дедушка Иван. Справляя церковные обряды, он хоть как-то помогал свести концы с концами. Но в 1931 году семью «раскулачили», выкинули на улицу, разместив в их доме сельскую школу. Поразительно, хотя о. Маркелу было всего два года, он уверяет, что именно к этому времени относятся его первые детские воспоминания: «Я дрожу, мать дрожит, и скрипят колеса телеги… «. Помнит, как мать приносила его к отцу в тюрьму показать. Охранник сказал тогда отказавшемуся отречься от Бога священнику: «Смотри, все равно больше никогда не увидишь». В столь давних детских воспоминаниях можно было бы усомниться, если бы не феноменальная память о. Маркела. Он помнит многие имена, фамилии, даты, названия улиц, извлекая их из кладовой своей памяти с поразительной быстротой.
У семьи отобрали все: отца, родной дом, 50 ульев (их пасека славилась на всю округу) и выбросили на улицу. Спасли их прихожане (уж очень они любили о. Виктора), помогли им разместиться в омшаннике (строение для хранения зимой ульев). Холод был страшный, да и голод стал долгим спутником семьи Егоровских. Сошли в могилу сестры Михаила Нина и Зина (пяти и шести лет от роду), за ними умер и дедушка.
Отец был сослан на лесоповал в Красноярский край. В лютую стужу заключенных высадили в глухой сибирской тайге. Ночевали под открытым небом на лапнике. К весне от 1700 человек прибывших в лагере осталось лишь 700. Пять лет каторги не прошли даром. Отец вернулся домой больной туберкулезом и еще через пять лет, за две недели до начала войны, умер в больнице в Тамбове.
Война… Долгая и тяжкая. Мария Васильевна, чтобы хоть как-то прокормить четверых подрастающих сыновей, работала по договору пасечницей сразу в двух колхозах. Но по трудодням ей не платили, а в городе не давали паек, поскольку она числилась в колхозе. «Страшные мучения и вечный голод, – вспоминает о. Маркел. – Мама с утра варит желуди, чтобы хоть чем-то нас накормить».
Мария Васильевна мечтала видеть сыновей священниками. Молилась, чтобы Господь услышал ее. И надо же – в 1945 году под Москвой в Загорске впервые за годы советской власти открылся Богословский институт. А в 1947 году – Ленинградская семинария, куда сразу же и поступил Михаил Егоровский, а после её окончания — в Московскую Духовную академию. Учился на «отлично».
Первым духовным наставником его был архимандрит Клавдиан (Моденов), монах ещё с дореволюционного времени, знавший родителей юноши.
11 сентября 1954 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, Михаила рукоположили во диаконы, а вскоре, 25 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, — во священника. В 1954 году о. Михаил получает приход в селе Шульги в Псковской области. Через год перебрался в селе Завидово, где в лесу был всего один дом и одна церковь, которую во время войны открыли… немцы. По ночам на церковный двор забегали волки. Но патриархия всеми силами пыталась приход сохранить, поскольку в советские времена закрыть церковь было проще простого, а открыть – практически невозможно.
Непросто складывались отношения у о. Михаила с советской властью. Прямой и открытый, он говорил что думал. А несуразностей в отношении к церкви в те времена хватало. Например, служить священник мог только исключительно в храме. Ни о каком соборовании или отпевании на дому и речи быть не могло. Запрещалось причащать детей, если они пришли в церковь с бабушкой. А проповеди надо было представлять для контроля за целый месяц.
В 1958 году он получил сан протоиерея.
В 1961 году уполномоченный по делам религии (была такая должность при исполкоме) лишил строптивого священника регистрации. Это означало, что служить он больше не имел права. И о. Михаил не служил восемь месяцев, до тех пор, пока не был назначен новый уполномоченный.
В те времена и в кошмарном сне не могло бы присниться, что наступят времена, когда лидер коммунистов Геннадий Зюганов с экрана телевизора открыто и откровенно заявит, что он человек верующий. А его дочь и зять особенно. И что православие – это образ жизни, без которого России не выжить.
В том же 1961 году Михаил Егоровский получил назначение в Меленки. И навсегда связал свою судьбу с древней Владимирской землей: Собинский район, Ковров, Владимир, в кафедральном соборе которого из-за наплыва туристов служба тогда мало была похожа на службу. А потом 15 лет в Петушках.
3 июля 1975 года в дом Егоровских нагрянула страшная беда: в автомобильной катастрофе погибла их двадцатилетняя дочь Таня, студентка института им. Плеханова. Нет ничего страшнее, чем хоронить собственных детей. Матушка не перенесла горя и через год сошла следом за дочерью в могилу. После этого о. Михаил принимает постриг и становится в монашестве о. Маркелом.
Люди верующие знают: кого Бог любит, того он наказывает в этой жизни, а не в той, вечной. Вот и о. Маркелу живется тяжко – два обширных инфаркта, тяжелейшая операция. Несколько лет упорной борьбы за жизнь.
В 1977 году рукоположен в архимандрита. Награждён двумя орденами преподобного Сергия Радонежского.
В 1985 году непокорного священника вновь лишают регистрации. И когда о. Маркел не служил в храме, а ездил по командировкам, тогда-то и вызрело у него в душе страстное желание возродить Свято-Сретенский храм.

Любвеобильный и кроткий, отец Маркелл врачевал души, утешал в скорбях, утверждал в делании добра. Не раз приходилось видеть, как во время исповеди прихожан батюшка обливается слезами вместе с ними. Поистине прав святой Василий Великий, который писал, что «духовный отец должен быть не отцом, а матерью».

Архимандрит Маркелл с 1992 по 1999 год окормлял следственный изолятор г. Владимира. Храма в СИЗО тогда ещё не было. По настоянию батюшки в красном уголке была оборудована молельная комната, он передал туда много православной литературы, осуждённые вырезали из дерева Крест с распятием Иисуса Христа. Первые же встречи со священником оказались для них воистину живительными. Об осуждённых отец Маркелл говорил так: «Заключённые — это люди, которых до такого состояния часто доводят чёрствые сердца ближних или дальних, недостаток любви и воспитания. Им более, чем другим, необходимы любовь и Слово Божие. Кто о них позаботится? Родные часто отказываются, или их нет. Вот почему среди них много несчастных, которых следует любить и жалеть от чистого сердца. У Бога нет неисправимых. А загляни каждый в свою душу — увидишь, что тоже не праведник перед Богом…».
Когда священнослужитель приходил в СИЗО, то лица осуждённых светлели, все хотели пообщаться с ним и получить благословение. Они чувствовали такое облегчение, словно свежего воздуха глотнули, душа их отогревалась при виде скромного и тихого старца.

Каждый месяц 15 числа в Свято-Сретенскую церковь на утреннюю службу приезжали люди не только со всех концов области, но даже и из Москвы. Служба, которую вел в этот день о. Маркел в течение 5 часов, в своем роде уникальна: в области только настоятель Свято-Сретенской церкви имел благословение владыки читать этот чин. К небу возносились молитва об исцелении тяжко больных, скорбящих и одержимых. А в народе говорили по-простому: «Отец Маркел снимает порчу и сглаз».
В середине каждого месяца в Свято-Сретенском храме им проводилось освящение продуктов, и в эти дни церковь была полна народу.

В 1994 году одна прихожанка принесла в храм старую икону, найденную на чердаке. Лика святого не было видно. Батюшка поставил икону в алтарь на Престол — и к концу литургии икона обновилась. Она стала яркой, как только что написанная. Это был лик Пресвятой Богородицы Владимирской. После службы батюшка поставил икону на аналой, прихожане к ней прикладывались.

Слух об уникальных способностях о. Маркела давно шла по земле Русской. Этот бесценный дар, видимо, дарован ему Господом за его долгую, полную испытаний, праведную жизнь, и шли к нему с бедой прихожане, уверенные, что он обязательно поможет.
Именно потому, что люди шли к нему за помощью денно и нощно, чтобы помочь не единицам, а всем страждущим, и стал о. Маркел проводить в храме свои удивительные службы. Для его возраста и здоровья – нагрузка непомерная, но силу придавали счастливые лица людей, приезжающие со словами благодарности, избавившиеся от тяжких недугов, бросившие пить, курить, обретшие душевный мир и спокойствие, почувствовавшие благодать, дарованную свыше.
Сам священнослужитель считал, что исцеляет молитва. Поэтому предостерегал от искушения лечить свои душевные и физические недуги у экстрасенсов, которые тоже порой не без способностей. Но они, по его мнению, могут дать лишь временное облегчение, за которым неминуемо – как наказание – последует резкое ухудшение.
— Должен признаться, что да, есть люди, которые обладают исцеляющим даром Божиим. Но они лечат только молитвою и не берут за это денег, зная, что в противном случае будут лишены своих способностей. Лично мне, например, помогла избавиться от болей в ногах одна из моих прихожанок, – говорил о. Маркел.
Его очень беспокоило состояние православной церкви. Слишком тяжело и медленно шло воцерковление людей. На ветрах разгула «демократии» слишком велика конкуренция среди всевозможных религиозных учений, направлений, сект. И ослабленное традиционное российское православие не всегда ее выдерживает. Понимал о. Маркел, что есть вина в этом и самой православной церкви, которая не проявляет порой гибкости, не идет активно сама навстречу людям, ищущим свою дорогу к храму. И столько табу на вхождение в храм: например, современному молодому человеку, особенно девушке в брюках, зайти в церковь противопоказано, в короткой юбке, с макияжем, с непокрытой головой – тоже нельзя.
В Свято-Сретенскую церковь при нем мог войти каждый желающий.
— Ни в коем случае ни одного грубого слова. Человек должен понять, что его здесь ждут, ему рады, – говорил настоятель храма. – А потом мы попытаемся осторожно ему подсказать, в каком виде подобает на службу приходить. Главное вначале – чтобы душа человека оживилась, чтобы услышала она: вот мой верный и правильный путь.
Особая боль о. Маркела – пьянство, как ржа разъедающее духовность человека. И тут, по мнению батюшки, церковь может и должна сыграть свою решающую роль. Это уже было в истории государства Российского. Когда при церквах было создано общество трезвости им. Святого Александра Невского. Душу лечили молитвою. И результаты не замедлили сказаться. Ежегодно потребление водки сокращалось на 10 тыс. ведер. Дошло до того, что под давлением народа в 1914 году Николай II вынужден был ввести в стране сухой закон, который просуществовал целых 10 лет.

… В храме идет служба. С хоров льется дивное многоголосье. Из алтаря выходит о. Маркел: высокий, статный, торжественно-величественный. И не остается никаких сомнений, что он и есть истинный посредник между Богом и людьми. А это так важно сегодня для многих и многих из нас, живущих во тьме грехов, без покаяния, без всеобъемлющей любви к ближним своим. И невольно склоняешься в низком поклоне перед Священнослужителем и Человеком.

Сын о. Маркела, проучившись год в Ивановском медицинском институте, все же пошел по стопам своих предков, закончил семинарию и служит в Спасо-Преображенском соборе в Коврове.
— У меня три внука, – с гордостью говорил о. Маркел. – Молю Господа Бога нашего, чтобы даровал Он им свое святое и многомощное заступление.
Сам себя о. Маркел подвижником не считал.
Батюшка отошёл ко Господу в 2005 году.
Батюшка похоронен в ограде храма. Кто с верой в Бога и молитвой приходит в храм к его могилке, — неутешен не уходит, всем батюшка помогает.
фото 2005 года

Маркелл, епископ Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии (Родышевский)

Подвизался в Псково-Печерском монастыре. Был судьей Псковского архиерейского дома.

С 27 сентября 1725 года – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря.

В 1726 году архимандрит Маркелл представил в Верховный Тайный совет записку из 48 пунктов с обвинениями архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича, † 1736) в отходе от вероучения Православной Церкви. В свою защиту архиепископ Феофан написал целый трактат, в котором он опровергал пункт за пунктом эти обвинения. Победа оказалась на стороне владыки Феофана, а архимандрит Маркелл был препровожден в Петропавловскую крепость и освобожден только в марте 1729 года. Находясь в Петропавловской крепости, архимандрит Маркелл подал в Святейший Синод новую обвинительную записку с подборкой высказываний из писаний архиепископа Феофана, которые архимандрит оценивал как еретические. Однако владыке Феофану удалось доказать, что упоминаемые сочинения были в свое время одобрены Синодом и, более того, написаны по поручению и с ведома царя Петра I. Таким образом, поступок архимандрита Маркелла – это оскорбление почившего государя и Святейшего Синода.

В начале 1731 года архиепископ Феофан представил в Тайную канцелярию донос на архимандрита Маркелла и его единомышленников, обвиняя их в государственной измене, так как они-де поносили немцев и лютеранскую веру, критиковали «Духовный регламент», выказывая тем самым неуважение к существующим государственным законам. Розыск тайной полиции закончился тем, что в 1732 году Маркелл был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Только в конце 1740 года появился указ об амнистии, по которому всем духовным лицам, претерпевшим наказания за содеянные прегрешения по служебным делам, их поступки прощались, возвращались их чины, звания и должности.

С 1741 года – ректор Новгородской духовной семинарии.

С 10 января 1742 года – епископ Корельский, викарий Новгородской епархии.

Скончался 29 ноября 1742 года.

Труды:

Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Дело Феофана Прокоповича // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1862. – Кн. 1. Исследование «Духовного регламента» и петровских указов о монашестве // Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868.

Литература:

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 63.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 46.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 63.

Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19.

МАРКЕЛЛ (ВЕТРОВ)

Маркелл (Ветров), еп. Петергофский

Маркелл (Ветров) (1952 — 2019), епископ Царскосельский, викарий Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе

В миру Ветров Герман Геннадьевич, родился 8 июня 1952 года в городе Минеральные Воды.

В 1970 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Во время обучения был иподиаконом у митрополита Никодима (Ротова).

В 1973 году был пострижен в монашество , в том же году был рукоположен в сан иеродиакона. В 1976 году рукоположен в сан иеромонаха.

С 1976 по 1977 год обучался на богословском факультете института в Боссэ, Швейцария. Имеет степень кандидата богословия.

В 1978 году окончил Ленинградскую духовную академию. С 1978 года преподавал в Ленинградских (затем — Санкт-Петербургских) духовных школах.

9 октября 1988 года был возведён в сан игумена в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова митрополитом Ленинградским Алексием (Ридигером).

С 1995 года являлся настоятелем Фёдоровского государева собора в Царском Селе.

20 апреля 1999 года был возведён в сан архимандрита в Феодоровском соборе в Царском Селе митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым).

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 19 июля 2006 года был избран епископом Петергофским, викарием Санкт-Петербургской епархии. 26 сентября того же года в Золотом зале Митрополичьих покоев Александро-Невской лавры был наречён, а на следующий день в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петрбурга — хиротонисан во епископа Петергофского. Хиротонию совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), Смоленский Кирилл (Гундяев), Калужский Климент (Капалин); архиепископы Берлинский Феофан (Галинский), Брюссельский Симон (Ишунин), Симбирский Прокл (Хазов), Новгородский Лев (Церпицкий), Тверской Виктор (Олейник), Петрозаводский Мануил (Павлов), Тихвинский Константин (Горянов); епископ Архангельский Тихон (Степанов).

12 марта 2013 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Царскосельским, викарием Санкт-Петербургской епархии .

17 июля 2014 года был утверждён в должности настоятеля Фёдоровского государева собора в Царском Селе .

Внёс немалый вклад в развитие церковной жизни Северной столицы. Среди его послушаний было руководство епархиальным отделом по взаимодействию со спортивными организациями; с его именем связано возрождение царскосельских святынь.

Скончался в ночь на 14 марта 2019 года, на 67-м году жизни, после продолжительной болезни. Отпевание было намечено на 16 марта того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, похороны — на Никольском кладбище монастыря.

Награды

  • орден прп. Сергия Радонежского II степени (8 июня 2007, в связи с 55-летием со дня рождения)
  • орден прп. Серафима Саровского II степени (8 июня 2012, в связи с 60-летием со дня рождения)
  • медаль святого апостола Петра I степени (2 сентября 2012)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • «Преставился ко Господу епископ Царскосельский Маркелл», официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 марта 2019:
  • «Наречение и хиротония архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии», ЖМП, 2006, № 10:

День ангела — 7 июня. Вероятно наречён в честь священномученика папы Римского Маркелла.

«Журнал № 16», Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«Утверждаение в должности настоятеля епископа Маркелла», официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии, 17 июля 2014,

Патриаршее поздравление епископу Петергофскому Маркеллу с юбилеем, официальный сайт Московского Патриархата, 08.06.2007:

Патриаршее поздравление епископу Петергофскому Маркеллу с 60-летием со дня рождения, официальный сайт Московского Патриархата, 08.06.2012:

Юбилейные торжества по случаю 100-летия со дня освящения Феодоровского Государева собора —