Эсхатологический восторг

Дискуссия

Дискуссия у почвенного разреза. Всесоюзный съезд почвоведов, Эстонская ССР, город Тарту, 1966 год.

Дискуссия (от лат. discussio «рассмотрение, исследование») — обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, который сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают следующие разновидности дискуссии:

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины, соблюдая логические правила вывода.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путём. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

См. также

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Примечания

  1. Ивин, 1999, с. 319.
  2. Осипова, 2000.
  3. Левинсон, 2007.
  4. Кубракова Е. И. Логика деловых отношений // Кафедра социально-гуманитарных дисциплин : Лекции. — Донецк: Донецкий институт рынка и социальной политики, 2006.

Литература

  • Ивин Александр Архипович. Логика: Учебник для гуманитарных вузов. — М.: Фаир-пресс, 1999. — 320 с.
  • Осипова Алла Анатольевна. Групповая дискуссия как метод групповой работы // Общая психокоррекция. — Учебное пособие. — М.: Сфера, 2000. — С. 459. — 510 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89144-100-4.
  • Левинсон Алексей Георгиевич. Открытые групповые дискуссии как метод прикладных социологических исследований // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. — 2007. — Т. 92, № 6. — С. 45−53.

ДИСКУ́ССИЯ О ПРОФСОЮ́ЗАХ

ДИСКУ́ССИЯ О ПРОФСОЮ́ЗАХ, вто­рой по­сле дис­кус­сии о Бре­ст­ском ми­ре 1918 круп­ный кри­зис в РКП(б), вы­зван­ный раз­но­гла­сия­ми сре­ди ру­ко­во­дства пар­тии от­но­си­тель­но прин­ци­пов взаи­мо­от­но­ше­ний проф­сою­зов (в кон. 1920 св. 6,8 млн. чле­нов), РКП(б) и сов. го­су­дар­ст­ва. Про­шла в кон. 1920 – нач. 1921 в ус­ло­ви­ях глу­бо­ко­го со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. кри­зи­са в РСФСР, вы­зван­но­го Гражд. вой­ной 1917–22 и по­ли­ти­кой «во­ен­но­го ком­му­низ­ма». На­ча­ло дис­кус­сии по­ло­жил Л. Д. Троц­кий, ко­то­рый яв­лял­ся пред. ЦК Объ­е­ди­нён­но­го проф­сою­за ра­бот­ни­ков ж.-д. и вод­но­го транс­пор­та. На за­се­да­нии ком­му­ни­стич. фрак­ции 5-й Все­рос. кон­фе­рен­ции проф­сою­зов 3.11.1920 он по­тре­бо­вал за­кре­пить фак­ти­че­ски скла­ды­вав­шие­ся во­ен­но-ком­му­ни­стич. (ди­рек­тив­ные) ме­то­ды ру­ко­во­дства проф­сою­за­ми со сто­ро­ны пар­тии, а так­же «пе­ре­трях­нуть», по его сло­вам, проф­сою­зы с це­лью под­бо­ра лю­дей, спо­соб­ных «за­вин­тить гай­ки во­ен­но­го ком­му­низ­ма» на про­из-ве. На Пле­ну­ме ЦК РКП(б) (8–9.11.1920) пред­ло­же­ния Троц­ко­го бы­ли от­верг­ну­ты, на ос­но­ве те­зи­сов В. И. Ле­ни­на при­ня­та (8 го­ло­са­ми про­тив 4) ре­зо­лю­ция, ко­то­рая осу­ж­да­ла не­мед­лен­ное ого­су­дар­ст­вле­ние проф­сою­зов, под­чёр­ки­ва­ла не­об­хо­ди­мость их не­за­ви­си­мо­сти от го­су­дар­ст­ва при со­хра­не­нии ру­ко­во­дя­щей ро­ли РКП(б) в них. В проф­сою­зах Ле­нин ви­дел «шко­лу ор­га­ни­за­ци­он­ных на­вы­ков и по­ли­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния» тру­дя­щих­ся, а так­же ин­сти­тут их со­ци­аль­ной за­щи­ты. Спо­ры про­дол­жи­лись в хо­де на­ча­той ре­ше­ни­ем Пле­ну­ма ЦК РКП(б) от 24.12.1920 об­ще­пар­тий­ной дис­кус­сии по про­бле­мам, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось вы­не­сти на об­су­ж­де­ние 10-го съез­да РКП(б). Точ­ку зре­ния Ле­ни­на под­дер­жа­ли Г. Е. Зи­новь­ев, М. И. Ка­ли­нин, Л. Б. Ка­ме­нев, С. А. Ло­зов­ский, В. П. Ми­лю­тин, Г. И. Пет­ров­ский, Я. Э. Руд­зу­так, Ар­тём (Ф. А. Сер­ге­ев), И. В. Ста­лин, М. П. Том­ский (опуб­ли­ко­ва­ли т. н. Плат­фор­му де­ся­ти). По­зи­ций Троц­ко­го при­дер­жи­ва­лись Ф. Э. Дзер­жин­ский, Н. Н. Кре­стин­ский, а так­же Н. И. Бу­ха­рин, Е. А. Пре­об­ра­жен­ский, Л. П. Се­реб­ря­ков, Г. Я. Со­коль­ни­ков (по­след­ние пер­во­на­чаль­но пы­та­лись сгла­дить про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду Троц­ким и Ле­ни­ным, вы­дви­нув собств. «бу­фер­ную» про­грам­му ре­ше­ния во­про­са о проф­сою­зах). «Ра­бо­чая оп­по­зи­ция» внут­ри РКП(б) (А. М. Кол­лон­тай, А. Г. Шляп­ни­ков и др.) вы­сту­пи­ла с собств. про­грам­мой – за не­за­ви­си­мость проф­сою­зов от РКП(б) и го­су­дар­ст­ва и за пе­ре­да­чу управ­ле­ния всем нар. хо­зяй­ст­вом стра­ны вы­би­рае­мо­му ими ор­га­ну. На за­се­да­нии 10-го съез­да РКП(б) 14.3.1921 по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во де­ле­га­тов (336 из 406 го­ло­со­вав­ших) под­дер­жа­ло про­ект ре­зо­лю­ции «Плат­фор­мы де­ся­ти», 50 де­ле­га­тов – про­ект Троц­ко­го, 18 – «Ра­бо­чей оп­по­зи­ции». В ре­зо­лю­ци­ях съез­да «О син­ди­ка­ли­ст­ском и анар­хи­ст­ском ук­ло­не в на­шей пар­тии», «О ро­ли и за­да­чах проф­сою­зов» про­па­ган­да идей «Ра­бо­чей оп­по­зи­ции» объ­яв­ля­лась не­со­вмес­ти­мой с при­над­леж­но­стью к РКП(б), под­чёр­ки­ва­лось, что проф­сою­зы долж­ны быть по­строе­ны по прин­ци­пу «де­мо­кра­ти­че­ско­го цен­тра­лиз­ма» и их гл. функ­ци­ей по-преж­не­му яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-хо­зяйств. и вос­пи­тат. дея­тель­ность. Съезд так­же при­нял ре­зо­лю­цию «О един­ст­ве пар­тии», ко­то­рая пред­пи­сы­ва­ла всем парт. ор­га­ни­за­ци­ям не­мед­лен­но рас­пус­тить все фрак­ци­он­ные груп­пы (и в даль­ней­шем не до­пус­кать их воз­ник­но­ве­ния), а на­ру­ши­те­лей ре­ше­ний съез­да ис­клю­чить из пар­тии. Впо­след­ст­вии, по ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти Ком­му­ни­стич. пар­тии, проф­сою­зы прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ли пред­став­лять ин­те­ре­сы тру­дя­щих­ся и ста­ли од­ним из про­вод­ни­ков парт.-гос. по­ли­ти­ки.

Эсхатология

Эсхатология

Эсхатоло́гия (греч. εσχατολογία, от др.-греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.

Картина конца света из Старой пинакотеки, ранее приписывавшаяся Босху

В религии различаются индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).

Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества.

В авраамических религиях

Развёрнутые эсхатологические представления присутствуют в авраамических религиях. О событиях «последних дней» и Страшном суде повествует последняя библейская книга Откровение Иоанна Богослова, а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, «Откровение Петра»).

В буддизме

В буддизме тхеравады утверждается, что в конце данного периода времени (кальпы), «в последние дни её» (Махапаринирвана Сутра, гл. 5 и др. сутры палийского канона) победоносно явится Будда Майтрейя (имя его происходит от санскр. слова «майтри» — дружественность и «митра» — друг).

В буддизме махаяны эта идея получила дальнейшее развитие.

В политеистических религиях

Одна из самых ранних картин индивидуальной эсхатологии нарисована в египетской Книге мёртвых.

Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития. В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический. Греческая философия решала эсхатологические вопросы в телеологии.

  • Конец времён
  • Христианская эсхатология
  • Апокалиптика
  • Гмар тиккун — эсхатологическое событие в каббале
  • Фрашо-керети — эсхатологическое событие в зороастризме
  • Исламская эсхатология
  • Буддийская космология
  • Эсхатология свидетелей Иеговы
  • Список дат конца света
  • Креационизм
  • Милленаризм
  • Мифическое время
  • Аверинцев С. С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. — СПб.: Европейский Дом, 2004. — 392 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8015-0174-6.
  • Лобье, П. де. Эсхатология = L’ eschatologie / Пер. с фр. Н. Зубкова. — М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. — 160 с. — (Cogito, ergo sum : «Университетская библиотека»). — 5000 экз. — ISBN 5-17-026785-1.
  • Мирча Элиаде. Аспекты мифа. М.: «Инвест-ППП», 1995. — С. 62-81. ISBN 5-87538-006-3.
  • Трубецкой С. Н.,. Эсхатология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гранин Р. С. К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, № 2, 2013, C. 83-91.

Ссылки

  • Эсхатология — статья из Электронной еврейской энциклопедии
В другом языковом разделе есть более полная статья Escatologia (порт.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11953420b · GND: 4015508-0 · NDL: 00572423

Дискуссия о православной эсхатологии

По уже установившейся традиции в Москве раз в два года проводятся крупные международные богословские конференции. Тема нынешней конференции, которая проходит в гостинице Свято-Данилова монастыря с 14 по 17 ноября — «Эсхатологическое учение Церкви».

Приветственное слово Патриарха участникам конференции

Эсхатология — это учение о «последних вещах», о конечных судьбах мира и человека. Как отметил председатель Синодальной Богословской комиссии, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, «эсхатология является одной из важнейших тем современной богословской и религиозной мысли». На конференции — в рамках пленарных заседаний, круглых столов и дискуссионных встреч — проблема эсхатологии исследуется в библейской перспективе, в историческом контексте, в связи с литургическим богословием и Преданием Церкви, в плане вызовов и соблазнов наших дней. При этом, как подчеркнул митрополит Филарет, церковное богословие — это единое целое. Нельзя рассматривать содержание какого-либо его раздела в отрыве от целостного богословского видения.

Конференция «Эсхатологическое учение Церкви» — это крупнейший международный богословский форум, в котором принимают участие видные отечественные и зарубежные богословы — представители Духовных академий и теологических факультетов университетов Европы, США, Австралии. На конференции обсуждаются проблемы не только церковной жизни, но и современного общества в целом. Например, пройдет круглый стол, посвященный православному отношению к проблемам глобализации.

В своем приветственном слове участникам конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что время, в которое мы живем, характеризуется процессами масштабных изменений. Поэтому проблемы, с которыми сегодня сталкивается Церковь, в немалой степени обусловлены ими. Для разрешения существующих проблем необходим «глобальный», а лучше сказать, вселенский, ответ Церкви.

Патриарх отметил также, что именно сегодня Церкви нужна сегодня сильная богословская наука. По его мнению, современные христиане должны противостоять двум искушениям: с одной стороны, обмирщению Церкви, а с другой, «апокалиптической истерии», желанию отгородиться от окружающего мира. Назрела необходимость соборным разумом дать ответы на вопросы, которые волнуют верующих.

Зарубежные участники высоко оценили развитие русской богословской науки. Так, например, профессор философии из Института политических наук и международных исследований (г. Афины) Христос Яннарас подчеркнул, что для него и богословов его поколения Россия — родина современного богословия.

О свободе, воле и спасении

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в своем докладе обратил внимание участников конференции на значение двух важнейших христианских истин в эсхатологической перспективе. С одной стороны, не только Царство Божие, но и греховный мир сей — «внутрь нас есть». С другой стороны, наша вера обращена к Тому, Кто сказал: Мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Говоря светским языком, продолжил Владыка, христианская эсхатология оптимистична. Но в то же время этот оптимизм не имеет ничего общего с прекраснодушием и самоуспокоенностью.

Православная эсхатология говорит нам, что мир как жизненное пространство человека, несмотря на его искаженное состояние, не чужд христианам. Мы не должны бежать от мира, в который пришел Сын Божий ради его спасения. В то же время судьба и призвание человека не ограничиваются пребыванием в этом мире.

Особый интерес у участников конференции вызвал доклад председателя отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Замысел Божий о человеке и свобода воли». В своем докладе митрополит Кирилл провел подробный богословский анализ категорий «свобода» и «воля человека». Докладчик процитировал слова Федора Михайловича Достоевского из романа «Братья Карамазовы», выражающие христианское понимание проблемы свободы: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». По мнению митрополита Кирилла, это высказывание не только затрагивает самую суть традиционного восточно-христианского взгляда на эту проблему, но и помещает вопрос о воле человека в эсхатологическую перспективу.

В православной святоотеческой традиции было принято говорить не столько о свободе как таковой, как о свободе воли. Воля — неотъемлемая часть человеческой природы, она имманентна человеческому естеству, без нее человек не может считаться разумным существом. Свое подлинное раскрытие понятие «воля» получило в Боговоплощении. Именно вочеловечавшиееся Слово явило, каким должен быть человек в его неповрежденности, какой должна быть его воля и в чем заключается его свобода.

Для спасения человека необходимо, чтобы его воля согласовывалась с волей Божией — это в святоотеческой традиции называется синергией. В то же время, всякий раз, когда человек творит зло, ему содействует дьявол, в этом случае осуществляется синергия с противником Бога. Таким образом, задача человека заключается в том, чтобы направить свою волю к согласию с волей Божественной и не позволить ей согласиться с волей дьявола.

Категория «свобода» определяет то духовное пространство, которое находится в компетенции человека. Способность человека к определению направленности собственной воли является важной чертой его природы. Тем не менее, даже не в самой способности выбирать между добром и злом заключается высочайшая ценность свободы, а в выборе добра, способности допустить в пространство человеческой свободы Божественную благодать. Направленность воли к добру и свобода являются важнейшими факторами спасения.

Перед угрозой свободе человека

В настоящее время можно видеть абсолютизацию идеи свободы человека, отрыв свободы от системы нравственных ценностей. В XX веке проявляется тенденция, которая сводит проблему свободы исключительно к свободе выбора, а значит, и выбора в пользу зла. Это повлекло абсолютизацию права индивида решать, что есть добро и что есть зло. На практике такое мировоззрение отразилось в авторитарных режимах XX века, и уже закон «освободил» личность от традиционных нравственных норм.

Сегодня очень много говорится о свободе, но именно сегодня развиваются процессы, представляющие собой угрозу свободе человека. На общественном уровне человека заставляют признавать то, что противоречит его убеждениям. Это может привести к тому, что христианин не сможет занимать общественные должности, заниматься многими видами деятельности. Самый яркий пример развития такого сценария был недавно продемонстрирован на уровне Евросоюза, когда была отклонена кандидатура итальянского политика на пост комиссара юстиции и внутренних дел Европейской комиссии по причине неприятия им гомосексуализма в качестве нормы межличностных отношений.

Если сегодня такие нормы принимаются на международном уровне, то завтра их принятие будет требоваться от России и в этом, считает митрополит Кирилл, состоит величайшая опасность.

В современном мире необходимо, чтобы Церковь постоянно свидетельствовала о своей позиции. Русская Церковь активно строит свои отношения с государством, обществом, международными организациями, такими как Совет Европы, ООН.

Таким образом, подытожил докладчик, свобода и нравственность являются двумя важнейшими категориями святоотеческой антропологии. Особенно важно помнить, что эти две категории находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной категории в ущерб другой неизбежно ведет к общественным трагедиям. Проповедь Православной Церкви состоит сегодня в том, чтобы утверждать взаимосвязь и взаимозависимость этих двух категорий.

Выбор человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет ли он путем жизни или смерти, зависит весь ход человеческой истории. Из Откровения мы знаем, что в конце человеческой истории установление царства антихриста будет возможно только потому, что люди предпочтут зло добру или потеряют способность различать добро от зла. Безусловно, венцом человеческой истории антихрист не будет. А будет таким венцом второе Пришествие Христово и воскресение мертвых. Второе Пришествие Христово будет чаянием тех, кто в своей жизни стремился творить добро, жертвуя своей репутацией, карьерой и даже жизнью, кто использовал Богом данную свободу по назначению, то есть содействуя благой воле Бога.

Мнения и оценки участников

Вот что сказал в интервью коррепонденту Православие.Ru участник конференции, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов.

— Отец Максим, в чем, по Вашему мнению, актуальность этой богословской конференции?

— Конференция, несомненно, очень и очень важна. Важна, потому что тема эсхатологии, может быть, наряду с учением о Церкви, является самой болезненной и самой актуальной для современного церковного сознания — от высокобогословского уровня до того, что волнует множество простых православных верующих. Сейчас постоянно встречаются два известных соблазна. Во-первых, эсхатологический гипероптимизм — «мол, все равно все спасутся», это во многом результат протестантского влияния — хотя бы на уровне массового сознания. Во-вторых, эсхатологическая напряженность, склонная видеть знамения ближайшего пришествия антихриста в любых изменениях современных технологий.

Необходимо увидеть середину между этими двумя крайностями «царский путь» православного богословия. Вглядываясь в разные аспекты церковной традиции — от библеистики до трудов современных подвижников благочестия — мы будем иметь если не окончательный вывод, то, по крайней мере, гораздо более широкий фундамент для будущих трезвых заключений на эту тему.

— Могут ли результаты конференции оказать увещевательное влияние на людей, живущих напряженными эсхатологическими ожиданиями и нагнетающими нездоровый ажиотаж вокруг этой проблематики?

— Полагаю, что материалы конференции могут дать каноническим структурам нашей Церкви, Священноначалию инструментарий для формулирования выводов, опирающихся на церковное предание. В этом смысле влияние Церкви на людей вовсе безумных может иметь место.

— Будет ли способствовать данная конференция донесению до нашего общества церковной позиции по вопросам эсхатологии?

— Это будет зависеть от того, насколько результаты этой и подобных конференций будут оказываться актуальным информационным поводом для СМИ. Поэтому здесь задача православных СМИ, в том числе православных сайтов, очень велика. Важно, чтобы церковная позиция, выражающая «сonsensus patro» — согласие отцов, доносилась и до церковного народа, и до интересующихся жизнью Церкви слоев нашего общества.

Свое мнение и оценки которые высказал и священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной Академии, секретарь Синодальной Богословской комиссии.

— Отец Владимир, чем привлекательна для Вас данная конференция?

— Своевременность ее проведения очевидна. Во-первых, нарастают апокалиптические настроения в православном и околоправославном народе, что вызывает беспокойство как у Священноначалия, так и у многих чад Церкви. Во-вторых, в околоцерковных кругах и даже в самой Церкви есть силы, которые положительно отнеслись бы к секуляризации и все большему обмирщению Церкви. И в первом и во втором случаях эти люди забывают об эсхатологической природе Церкви, о том, что она есть явленное Царство Божие.

Поэтому задача конференции — выявить понимание Церковью своей эсхатологической природы и рассмотреть те практические приложения, которые из этого следуют, — в плане литургической жизни, развития богословского образования. Проблема состоит в том, что многие забывают: Церковь — не от мира сего. Отсюда возникает погруженность в социально-политическую стихию: устраивают митинги с плакатами, какие-то рассылки и так далее.

— Получается, что действия как либерально настроенных людей, желающих обмирщения Церкви, так и тех, кто нагнетает апокалиптические страхи, приводят к одному и тому же результату?

— В том-то и проблема, что обе эти группы следуют мирской, секулярной логике. Задача же чад церковных — всегда сохранять бдительность, мы к этому призваны. Мы ожидаем пришествия Спасителя, но в некотором смысле, нам нечего бояться, потому что Христос уже победил мир и Церковь уже являет Царство Небесное. Вопрос в том, будем ли мы в состоянии быть верными Спасителю до конца. А у многих людей мы сейчас видим обостренное ожидание пришествия не Христа, а антихриста.

— Каким образом Церковь может довести свою позицию в вопросах эсхатологии до широких общественных кругов?

— Проходящая сейчас конференция — междисциплинарная; ее завершением будет круглый стол «Глобализация и эсхатология». Очень важно довести позицию Церкви до современного общества, которое отнюдь не чуждо эсхатологическим ожиданиям. Оно видит, как беспредельно развивается технологический прогресс, как рушатся небоскребы. Поэтому ясно, что рано или поздно конец света произойдет — в той или иной форме. Нужно показать обществу, что суть не в катастрофах, не в «фильмах ужасов», а в том, что пределы человеческой цивилизации обнаруживаются в нравственном состоянии души человека. Вот где пределы, а не вовне.

Мы надеемся, что в обществе удастся организовать широкую дискуссию с участием философов, социологов, политологов о том, что будет пределами состояния человеческого бытия; такая дискуссия может иметь успех.

Представитель Американской Православной Церкви священник Иоанн Бэр (Свято-Владимирская Академия, Нью-Йорк) в разговоре с корреспондентом Православие.Ru подчеркнул большую значимость проходящей конференции. В то же время отец Иоанн отметил, что среди православных верующих Америки напряженных эсхатологических настроений не наблюдается — их распространителями в США являются протестанты, которые, не имея опоры в Священном Предании, естественно, зашли в тупик и в вопросах эсхатологии.

Христианская эсхатология

Эсхатология

Христианская эсхатология — раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о Конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.

В христианстве эсхатологию можно условно разделить на общую и частную. Первая говорит о судьбе этого мира и о том, что ожидает его в конце. Частная эсхатология учит о посмертном бытии каждого человека.

Огромную роль для христианской эсхатологии играет хилиазм (или милленаризм) и мессианизм. Все христиане находятся в ожидании второго пришествия Мессии, явление которого и будет концом этого мира, и установления царства Божьего, то есть мессианизм.

Исторический обзор

Христианство возникло и развивалось на первых порах как эсхатологическая религия. Все послания апостолов и особенно книга Откровения пропитаны мыслью о том, что скоро грядёт конец и христиане должны ожидать возвращения Иисуса Христа на землю. Кроме Откровения в церкви существовало множество других сочинений о Конце Света: «Пастырь Ерма», «Откровение Мефодия Патарского»…

В последующие века идея близкого пришествия Христа пронизывала многие книги Отцов Церкви. Так епископ иерапольский Папий — по свидетельству св. Иринея — страстно ожидал наступления тысячелетнего царства. Толкованием Апокалипсиса в Православной церкви занимались: Андрей Кесарийский, Феофилакт Болгарский, Серафим Роуз.

Основные теологические направления

Исторически сложилось, что основные взгляды на конец мира у теологов связаны именно с милленаризмом, то есть с упоминающимся в книге Откровение Иоанна Богослова тысячелетним царством Христа:

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

— (Откр. 20:4)

Первая группа богословов считает, что пришествие Иисуса Христа будет предшествовать установлению тысячелетнего царства и именно с приходом Мессии будет установлено на земле Его царство, и под самим царством подразумевается земное правление Христа в течение тысячи лет. Этот взгляд получил название премилленаризм (от лат. pre — «до», millennium — «тысяча лет»), а его последователи — премилленарии.

Другая же группа считает, что царство возникнет в результате исторического развития Церкви и её задача, как раз и состоит в том, чтобы подготовить царство к пришествию Христа. Т.о. по их мнению пришествие Христа состоится после установления (или окончания) тысячелетнего царства. Этот взгляд соответственно называется постмилленаризм.

И, наконец третья группа считает, что понятие «тысячелетнее царство» является прообразом и его нельзя понимать буквально. Многие из них считают, что царство уже установлено после пришествие Христа через Церковь и нам не следует ожидать установления буквального царства на земле. Эта группа богословов называется амилленарии, а их взгляды получили название амилленаризм.

Христианский диспенсационализм

Основная статья: Диспенсационализм

Особое место в христианской эсхатологии, и в первую очередь в протестантизме, занимает диспенсационализм и учение о восхищении церкви. Основателем диспенсационализма является Д. Дарби, а популяризатором С. Скоуфилд, благодаря своей популярнейшей Библии с комментариями.

Диспенсационалисты верили, что вся история человечества разделена на несколько периодов (диспенсаций), в рамках которых Бог совершает определенные вещи.

Теология диспенсационалистов повлияла очень сильно на премилленариев и привнесла новые черты в это учение. Израилю и евреям отводилась отдельная роль в эсхатологии. В отличие от других богословов диспенсационалисты не верили в то, что Церковь заменила собой Израиль в избрании Бога и, как результат, в последние времена Израиль должен играть большую роль перед пришествием Христа. Диспенсационалисты верили в полное восстановление государственности Израиля, и осуществление этого в 1948 году восприняли как знамение скорого возвращения Христа. Это объяснялось тем, что диспенсация язычников заканчивается и начинается восстановление отношений Бога с Израилем. Особую роль в этой эсхатологических воззрениях играет учение о невидимом «восхищении церкви».

Восхищение церкви

Еще одна популярная эсхатологическая теория — «восхищение Церкви» (англ. Rapture). Её суть в том, что Церковь во время последних событий будет восхищенна с земли на встречу с Иисусом Христом.

Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

— (1Фес. 4:17)

Великая скорбь

Другая особенность учения состояла в том, что непосредственному предшествию Христа должна предшествовать, т. н. «великая скорбь», то есть особенное время, когда Бог будет изливать ярость на всех живущих на Земле, в результате чего всех постигнет великая скорбь. Некоторые считают, что это период будет насчитывать 7 лет, другие 3,5 года.

Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет

— (Мф. 24:21)

Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

— (Откр. 7:14)

В свою очередь премилленарии, то есть верящие в пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства, делятся на три группы в соответствии со своими взглядами на «великую скорбь» и восхищение Церкви.

Основных теологических направлений в отношении «восхищения церкви» насчитывается три.

  • Претрибуционалисты верят в то, что верующие будут восхищены до «великой скорби», так как Бог желает избавить свою Церковь от грядущих страданий и бедствий.
  • Мидтрибуционалисты считают, что восхищение случится ровно по середине «великой скорби», но еще до начала основных бедствий, то есть Церковь не будет переживать основную часть гнева Божьего.
  • Посттрибуционалисты верят, что Церковь пройдет через весь период «великой скорби» и будет восхищена только после всех страданий.

> См. также

  • Эсхатология свидетелей Иеговы
  • Антихрист
  1. Григоренко А. Эсхатология, милленаризм, адвентизм, Санкт-Петербург, 2004, сс. 45-47
  2. Библиологический словарь о. Александра Меня
  3. А. Григоренко, Эсхатология, милленаризм, адвентизм, Санкт-Петербург, 2004, с. 61
  4. А. Григоренко, Эсхатология, милленаризм, адвентизм, Санкт-Петербург, 2004, с. 67
  5. Эрл Е. Кернс, Дорогами Христианства, Москва, «Протестант», 1992, сс. 36-37
  6. Эрл Е. Кернс, Дорогами Христианства, Москва, «Протестант», 1992, с. 37
  7. Там же
  8. «What is Dispensationalism?»
  • Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского (Византия, VI век)
  • Сайт о Православной эсхатологии
  • Сайт об Апокалипсисе в православном толковании