Если душа у животных
Содержание
- Энергетическое волновое тело, “душа” растения, обладает элементарным интеллектом, который выражается в действиях, демонстрирующих элементарную логику.
- Будут ли животные в раю?
- Имеют ли звери душу?
- Посмертная участь зверей
- Связь между людьми и животным миром
- Как правильно относиться к домашним питомцам?
- Можно ли молиться о любимцах?
- Является ли грехом убийство зверей?
- Есть ли душа у животных по Библии
- Куда девается душа животного после гибели
- Мнение церкви
- Есть ли душа у животных — что говорит Православие
- Что такое душа
- Есть ли душа у животных
- Куда попадают животные после смерти
- Можно ли животных любить сильнее, чем людей?
- Святые и животные
…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?
Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.
Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?
Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.
Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).
В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.
И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. 11 гл.).
И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…
Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…
Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.
Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».
Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».
Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…
Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..
Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).
Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один , но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».
А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».
О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»
Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.
Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.
Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…
Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. «А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти»» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой «мировой собаки»».
Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.
Есть ли у растений душа? На этот вопрос существуют разные мнения.
Душа растений, что это такое — небылица, или реальная сущность?
Долгое время биологи, изучая строение растений, пытались обнаружить в их структуре нервные окончания. Это было необходимо для того, чтобы понять один важный момент: каким образом, то или иное растение формирует характерную только для данного вида структуру и форму листа, стебля, корня и других частей. Нервы, по которым могли бы подаваться управляющие сигналы, как и самого управляющего органа – обнаружено не было. Вопрос, что называется «повис в воздухе».
В документальном фильме «Душа. Путешествие в посмертие» показан интересный эксперимент. Лист растения облучали электромагнитными импульсами. Специальными приборами регистрировалось излучение в форме ореола вокруг кромки листа. Затем удалялась некоторая части этого листа, и удивительным было то, что форма ореола свечения – оставалась при этом неизменной, то есть по форме границы целого листа.
Этот факт доказывает, что энергетическое волновое тело растения – существует независимо от самого растения. Более того, ЭВТ (энергетическое волновое тело) растения, создаёт определённой формы чертёж, (объёмную голограмму). Именно по согласно этому чертежу, который образуется после расшифровки кода молекулы ДНК, и происходит рост листьев именно той формы, которая присуща именно этому виду растения. Ведь клетка растения не обладает интеллектом, и не может самостоятельно принимать решение – продолжать ей делиться, или же, если она занимает место на краю листа,- остаться в неизменном виде. Таким образом, формирование формы листьев происходит согласно форме энергетического волнового тела данного растения. Кроме того, ЭВТ (энергетическое волновое тело) растения, как показал приведённый выше эксперимент, существует независимо от физического тела самого растения.
ЭВТ (энергетическое волновое тело или душа) растения является самостоятельной, первичной волновой субстанцией, которая непосредственно определяет рост, и формирование молекулярной части растения, т. е. его физического тела.
Можем ли мы считать растения «живыми», и какими свойствами должен обладать объект, что бы можно было сказать о нём, что в нём есть жизнь? Разве энергетическое тело, которое формирует то, что мы называем телом физическим, не может называться жизнью. Ниже представлены материалы, в которых содержаться интересные исследования и наблюдения, которые могут изменить ваше представление об этих «существах».
Американский эксперт криминалист Клив Бакстер, был человеком любознательным. К тому же, он увлекался растениеводством. В его распоряжении имелся прибор, измеряющий сопротивление материала. Подобные приборы используются в криминалистике. Подсоединяясь к коже человека, и измеряя сопротивление участка его кожи, можно выяснить, говорит ли он правду, или обманывает следствие. Бакстер захотел выяснить интересовавший его вопрос: сколько времени необходимо воде, чтобы после полива попасть в лист растения. Для этого, он подсоединил датчики прибора с разных сторон листа растения. При поливе другого растения – кактуса, он случайно наткнулся рукой на его иголку. И вдруг он с удивлением заметил, что стрелка прибора начала отклоняться. Было ощущение того, что испытуемое растение «почувствовало» боль человека.
Бакстера заинтересовал этот факт, и он решил продолжить свои исследования. Он создал приспособление из двух ёмкостей. В одну ёмкость он наливал кипяток. В другую ёмкость он помещал несколько живых креветок. Прибор измеряющий сопротивление. Он также как и в первый раз закрепил на растении. Сложное приспособление высыпало креветок в горячую воду, где наступала их мгновенная смерть. Именно в то самое мгновение, измерительный прибор снова продемонстрировал реакцию растения, на этот раз, на факт смерти животного. Если у растений нет чувств, нет мозга, который бы мог рождать разные эмоции, то ЧЕМУ тогда могут принадлежать эти описанные чувственные эмоции живого существа? Эти исследования заставляют по другому относиться к вопросу: есть ли душа у растений?
Эти эксперименты показали, что растение реагирует на боль ли смерть другого живого существа, то есть, демонстрировать нам такие переживания, которые мы считаем “душевными”. Некоторые учёные заинтересовались, на какие чувства ещё способны растения? Есть ли у них память? С целью найти ответы на подобные вопросы, английский профессор биологии L. Watson, организовал следующий эксперимент. Методом жребия, из шести участников эксперимента был выбран один человек. Все участники, должны были по одному заходить в помещение с растениями. Выбранный случайным образом человек, находясь в комнате один – ломал одно находившихся там растений. После того, как все участники побывали в обозначенной комнате по разу, профессор подсоединял к листу нетронутого растения прибор, фиксирующий изменение сопротивление, подобный «полиграфу». Во второй части эксперимента, все предыдущие его участники заходили по одному в помещение. Прибор никак не реагировал, когда в комнату заходили люди. И только когда в помещение зашёл человек, сломавший одно из растений – стрелка прибора резко отклонялась в сторону. Растение – «реагировало» на убийцу! Хочется обратить внимание ещё и на то, что энергетическое волновое тело растения не просто запоминает участника событий, но и определяет появление и присутствие именно этого человека, то есть имеет свойство идентифицировать объект (узнавать). Это указывает на свойство не просто хранить видео данные, но отслеживать и обрабатывать вновь поступившую информацию
Такие исследования проводимыми с разными растениями, с использованием прибора известным как «Детектор лжи», не были единственными. В разных изданиях журналов и литературе, описывались подобные эксперименты. Один исследователь обнаруживал реакцию своего кактуса в тот момент, когда он собирался к знакомой на свидание. И это имело место каждый раз! Какой же вывод можно было сделать из этого эксперимента, растение ревнует?! Все эти научные исследования были опубликованы в журнале «Знак вопроса», московского издания «Знание» в шестом номере, за 1991 год.
Растения по своей природе не имеют управляющего органа, который запоминает информацию, управляет процессом роста, и т. д. И приведённые выше исследования показывают существование свойств, присущих живым существам. Эти свойства: память, формирование физического тела, элементарная логика. В виду отсутствия мозга и нервной системы у растений, все эти свойства могут принадлежать лишь волновому энергетическому телу (душе) растения, по объёмному чертежу которого и строится тело физическое – молекулярное.
Появление современной техники позволило учёным обнаружить у растений действия, объяснить происхождение которых простой случайностью – невозможно. Если мы наблюдаем какие-либо действия представителей животного мира, то организация таких действий логично приписывается мозгу животного. А управление этими действиями осуществляется посредством нервной системы, через которую распространяются управляющие импульсы во все органы. В случае с животными, никаких противоречий не возникает, кроме тех случаев, когда мозг у животного отсутствует (описанный случай с обезглавленной курицей, в разделе “ДУША – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?”, также жизнедеятельность муравьёв, которые не имеют мозга изначально).
Голландский биолог Марсель Дикке проводя опыты с бобами, обратил внимание на один интересный факт. В мире насекомых существуют враги бобов – паутинные клещи, которые поедают листья бобовых. У паутинных клещей тоже есть враги из насекомых, которые питаются паутинными клещами. Так вот, Марсель Дикке заметил тот факт, что враги паутинных клещей атакуют их только в том случае, когда те начинают поедать листья бобов. До этого момента они не проявляют к ним свой хищнический интерес.
Во время дальнейших исследованиях выяснилось, что во время поедания клещами листьев, растения начинают выделять ароматические вещества – терпенойды. Почувствовав этот запах, хищные насекомые устремляются к растению – источнику запаха. И, начинают атаковать клещей, поедающих листья бобов.
Такой вид защитной реакции у растений, вызвал интерес у учёных, которые продолжили исследования в этом направлении. На данный момент времени известно около тридцати видов растений, которые “используют” различных хищных насекомых в своих интересах. Среди этих растений известные нам огурцы, помидоры, кукуруза.
Примечательным в этих случаях является тот факт, что ароматические вещества, привлекающие хищных насекомых, выделяют не только повреждённые листья, но и не тронутые другие части растения!
Эти исследования заставляют по другому относиться к вопросу: есть ли душа у растений?
Ещё более удивительным является то. что этот аромат улавливают не только хищные насекомые своими обонятельными органами чувств, но и другие растения ! Эти не тронутые ещё вредителями растения также начинали выделять ароматные вещества, заранее приманивая хищных насекомых. Таким образом они опережая события, уже мобилизую армию своих защитников, сигнализируя им об приближающейся добыче.
Учёные заинтересовались: на что именно реагируют растения атакованные вредителем, начиная вырабатывать летучие вещества. Пытаясь “спровоцировать” растение на выработку ароматических веществ, исследователи наносили различного рода повреждения листьям растений. Они кололи, царапали, отщепляли маленькие кусочки имитируя поедание их вредителями. Но растение, как-будто бы видело тех кто его калечит, и не сигнализировало о помощи своим защитникам. Исходя из логики, итальянская исследовательница Летиция Маттьячи предположила, что главное отличие от повреждений наносимыми насекомыми и другими механическими повреждениями, является наличие слюны насекомых, и контакт с нею клеток повреждённого растения. Для подтверждение этого довода повреждённые участки растения смазали слюной насекомого, и тут всё сразу “заработало”. Растение, причём все его части, тут же начало синтезировать привлекающие хищников ароматические вещества.
У некоторых растений наблюдается не единственная логическая цепочка организации подобных действий. Например, хлопчатник, при нападении на него разных вредителей, начинает выделять ароматические вещества, соответствующие именно этому конкретному виду насекомого, приманивая тем самым хищника – поедающего именно этот вид вредителей. Если же вредитель другой, то хлопчатник, соответственно начинает вырабатывать другое ароматическое вещество, приманивающее врага именно для этого вредителя!
Существуют и другие действия растений, которые организованы посредством элементарной логики. Например, содержание никотина в листьях табака, напрямую зависит от появления на нём вредителей. После их нападения, содержание никотина, являющегося для насекомого ядом, начинает увеличиваться уже в первые же часы. Через несколько дней, концентрация никотина в листьях увеличивается в несколько раз, что является для насекомого-вредителя смертельной концентрацией.
Вот ещё один пример логических действий растения. Дерево вяз, начинает вырабатывать ароматические вещества, сигнализирующие хищным насекомым о появлении добычи, в момент откладывания мотыльком яиц, из которых только должны будут появиться гусеницы-вредители. То есть, растение реагирует на определённые действия конкретного насекомого !
В течение сотен миллионов лет происходит молчаливое противостояние между насекомыми и растениями, которые подвергаются со стороны животного мира постоянным нападениям. И растения, не имеющие возможности двигаться, в отсутствие мозга и нервной системы успешно противостоят высокоразвитому (по сравнению с ними) миру насекомых. При этом, используя (!) часть насекомых в своих интересах. Из приведённых выше примеров мы видим, что растения могут определять следующие вещи:
1) химические вещества слюны насекомого при непосредственном контакте;
2) наличие молекул конкретного вещества в воздухе;
3) действия конкретного насекомого, такие как отложение яиц мотыльком-паразитом.
В результате, реагируя на определённое действие, растение начинает синтезировать определённое вещество. Причём (и это важно), – всеми своими клетками, что говорит о едином централизованном управлении каждой клеткой растения!
Эти исследования заставляют по другому относиться к вопросу: есть ли душа у растений?
С материальной точки зрения, при отсутствии у растения мозга и нервной системы, объяснить эти действия – не представляется возможным. Единственным, что имеет контакт с каждой клеткой растения, и управляет делением каждой клетки, ростом и развитием определённой для данного вида формы растения, является энергетическое волновое тело (ЭВТ), или “душа” растения, которое представляет собой объёмный голографический чертёж, по которому и формируется определённый внешний вид того или иного растения. Именно это энергетическое тело, или “душа” растения контактирует с каждой его клеткой,и тем самым может централизованно определять их деление, или синтезирование определённого химического вещества. Для того чтобы опровергнуть этот вывод, нужно найти физический орган, который имел бы связь непосредственно с каждой клеткой растения, для организации и определения её действий.
Исходя из приведённых выше примеров, энергетическое волновое тело (или “душа”) растений, обладает свойствами элементарного интеллекта, действия которого выражаются в проявлении растением элементарной логики. На перечисленные внешние воздействия ( 1. химические вещества слюны насекомого при непосредственном контакте; 2. наличие молекул конкретного вещества в воздухе; 3. действия конкретного насекомого, такие как отложение яиц мотыльком-паразитом), энергетическое тело, или “душа” растения, исходя из конкретного воздействия, инициирует синтез нужного вещества каждой клеткой растения. Можно было бы предположить,что это происходит в результате эволюции, в ходе которой растение приобрело такие навыки. Если бы не одно “НО”. Ароматические вещества не синтезируются растением постоянно, или по причине каких-либо природн0-временных факторов. Ароматические вещества начинают синтезироваться в момент времени, совпадающим с появлением одной из трёх выше перечисленных причин! И эти воздействия – не являются непосредственными – прямыми причинами синтеза растением ароматических веществ. Между этими событиями (действиями) имеется – только логическая временная связь.
Из приведённых в данном разделе исследований и рассуждений, следует очень важный вывод:
Энергетическое волновое тело, “душа” растения, обладает элементарным интеллектом, который выражается в действиях, демонстрирующих элементарную логику.
Самые древние Священные Писания – Веды, имеют информацию о размерах атома, о скорости света (до десятитысячных совпадений с данными современной науки), а также строение солнечной системы с точными расстояниями. В Ведах также есть информация о других вселенных. в том числе о тех, которые имеют нематериальную (“духовную”) структуру. В этих же древнейших священных Писаниях говорится о том, что душа – живое существо, пребывает как в движущихся, так и в неподвижных телах. То есть, как в телах людей, животных, растений, так и в телах высших разумных существ. Об этом и о другом более подробно в статье “ВЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ”.
Только обнаружение у растений какого-нибудь физического органа (органов), который будет выполнять функции мозга и нервной системы, и наличием которых можно будет объяснить действий, начиная от формирования материального тела растения строго определённого вида и формы, и заканчивая сложной организацией логических действий – это будет являться опровержением вывода о том, что энергетическое волновое тело – душа растения обладает этими качествами.
ВИДЕО “E.S. Posthumus – Nara – Wondeful Natur” 4 мин. 53 сек.
Мира всем! С. Амаланов.
— СТАТЬИ И КНИГИ Сергея Амаланова (СПИСОК) —
……………………………………………………..
…………………………………………………….
“БХАГАВАД-ГИТА как она есть” – книга. которая за пять тысяч лет перевернула сознание и жизнь миллионов людей, читать “БХАГАВАД-ГИТУ” на нашем сайте.
“АПОКРИФЫ” – важные священные писания, не признанные официальной церковью.
О том, что – непосредственно даёт человеку духовные знания, написано подробно в статье “Вера в Бога, что это такое“.
— ЛЕКЦИЯ О. Г. ТОРСУНОВА – полный ответ на вопрос: “КАК быть счастливым в семейной жизни”.
ДУХОВНОЕ ЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА – основные направления духовного знания и пути духовного развития человека.
ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ЭНЕРГИИ.
ТЕОРИЯ ДАРВИНА. ОПРОВЕРЖЕНИЕ. – объективные факты несостоятельности теории Дарвина, также научно — популярный фильм, полностью опровергающий дарвинизм.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ РЕЛИГИЙ.
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ – рассмотрение популярных ответов на этот вопрос, и определение одного правильного ответа.
ЖИЗНЬ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ – документальные подтверждения воспоминаний детей своих прошлых жизней!
УЧЁНЫЕ О БОГЕ. – исследования, высказывания. цитаты известных учёных о Боге. Документальный фильм “ДЕВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА”.
Будут ли животные в раю?
Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка. Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным. Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.
Имеют ли звери душу?
Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)
Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.
Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.
Посмертная участь зверей
В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис. 11:6-7)
Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих(Рим. 8:23).
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)
Отсюда делается вывод: животные в раю будут наверняка. Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем. На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.
Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.
По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем. Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению. Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.
Связь между людьми и животным миром
Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23) Читать также:
Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.
Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа. (Ис. 11: 8-9)
Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.
Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.
Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи. Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит. Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.
Как правильно относиться к домашним питомцам?
Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.
Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии. Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.
Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.
Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира. О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму. Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.
Можно ли молиться о любимцах?
В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.
Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.
Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.
Является ли грехом убийство зверей?
Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.
Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.
Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.
О том, существует ли деление зверей на чистых и нечистых, читайте также в статье: «Существуют ли в православии нечистые животные?».
На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.
Есть ли душа у животных по Библии
Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.
Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер. Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.
Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.
Куда девается душа животного после гибели
Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:
- священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
- святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.
Мнение церкви
Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.
Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.
Господь всегда с Вами!
Есть ли душа у животных — что говорит Православие
Рубрика: Мир иной, Основы веры
Что такое душа
Согласно православному вероучению, человек, помимо физического тела, имеет душу. Преподобный Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» характеризует душу как бестелесную, простую (не состоящую из отдельных элементов), бессмертную, обладающую разумом и волей сущность. Она действует через материальное тело, сообщая ему жизнь и чувства. Но есть ли душа у животных?
В «Догматическом богословии» протоиерея Олега Давыденкова указаны свойства души. Среди них духовность -принадлежность духовному, нематериальному миру. Самостоятельность — способность продолжать существование после разлучения с телом. Разумность и сознательность, а также бессмертие и свобода.
Есть ли душа у животных?
Есть ли душа у животных
У животных есть душа, но она отличается от человеческой. Библия прямо не говорит о том, что души животных смертны. Но Святые Отцы усматривали косвенные указания на это в некоторых местах Священного Писания. Например, святитель Василий Великий в “Беседах на Шестоднев” ссылается по данному вопросу на Ветхий Завет. В нем имеется запрет на принятие в пищу крови животных: “ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его” (Лев.17:14).
Василий Великий говорил, что сгустившаяся кровь разлагается и уходит в землю, а значит, “душа скотов есть нечто земное”. Святитель Григорий Палама в труде «150 богословских, нравственных и практических глав» тоже высказывает подобное мнение. Что душа животных после смерти не способна вести самостоятельную жизнь и умирает вместе с телом.
У души животного нет самосознания и свободы, ведь оно живёт инстинктами и ограничено рефлексами. Животные не созданы по образу и подобию Божьему, не имеют Его Духа и не были спасены Крестной жертвой Христа. Они не могут вести духовную жизнь, молиться, грешить, каяться и участвовать в Таинствах. Существование животного не является личностным, как у человека. В этом наше превосходство над остальными живыми существами. Потому Бог и заповедал человеку владычествовать над ними, то есть любить и оберегать.
В раю животные мирно сосуществовали друг с другом и свободно, без страха приходили к человеку. В Эдеме не было жестокости и смерти, животные питались только растениями. Однако грехопадения Адама разрушило эту идиллию. В природу вошли болезни и смерть, многие существа из покорных друзей человека превратились в кровожадных хищников. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своём труде «Дух, душа и тело» пишет, что все животные жили бы в «свете и радости», если бы не случилось грехопадение Адама, изменившее судьбу мира. Животные были подчинены Адаму, и его греховная воля внесла в жизнь живых существ «суету, нестроения и страдания».
Куда попадают животные после смерти
Попадают ли животные в рай? Так как загробной жизни у животных нет, то этот вопрос теряет смысл. Бессмысленны и молитвы за умерших питомцев. Можно молиться только за живых питомцев, например, для их выздоровления при болезни. Впрочем, у верующего человека может возникнуть вопрос, будут ли животные существовать с человеком в Вечной Жизни после Второго Пришествия Христа? Нам это неизвестно, и Святые Отцы по-разному отвечали на этот вопрос.
Апостол Павел писал:»Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только , но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим 8:22–24).
Кого же апостол подразумевал под «тварью»: только человеческий род или всех живых существ? Блаженный Августин считал, что только человека. А святой Симеон Новый Богослов видел в словах апостола указание на обновление всего живого мира («Слово сорок пятое»).
Также, если животные были в Эдеме, то почему же их не должно быть в новом раю, на обновлённой Земле? Вспомним слова пророка Исаии о будущем Царствие Небесном без зла и жестокости. Там волк и ягнёнок, корова и медведица будут мирно жить вместе (Ис. 11:6), а младенец будет играть возле норы аспида и гнезда змеи (Ис. 11:8). Эти слова можно толковать и образно (абсолютное отсутствие зла), и буквально (животные вернутся к своему первозданному райскому состоянию). Протоиерей Максим Козлов в «Детском Катехизисе» высказывает мысль, что в Царствии Небесном животные будут преображёнными, с лучшими своими качествами. Протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая на вопрос о существовании животных в Царствии Небесном, говорит:
«Когда нам будет хорошо, то там будет хорошо всем: и птицам, и рыбам и остальным животным».
Можно ли животных любить сильнее, чем людей?
Итак, судьба животных в Будущей Жизни для нас является тайной. Всё живое – это Божье творение, поэтому животных можно и нужно любить. Однако очень важно, чтобы любовь к питомцам не мешала исполнению главных заповедей – любви к Богу и ближнему. В 4-м томе «Слов» преподобного Паисия Святогорца можно найти фразу старца о том, что в наше время многие супруги не полагаются на Бога и ради собственного комфорта отказываются рожать детей. Вместо них пары заводят домашних животных. По словам преподобного Паисия, такие люди забывают, что одна из целей супружеской жизни – рождение детей и воспитание их в христианском духе.
Другой афонский старец, преподобный Силуан, говорил: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» («Старец Силуан»).
Святые и животные
Церковное предание хранит множество удивительных историй о дружбе православных святых и диких животных. Эти рассказы являются поучительными примерами христианского отношения к живым существам. И наглядным примером, как Божья благодать убирает возникший вследствие грехопадения барьер между человеком и животными.
Например, однажды к келье преподобного Сергия Радонежского медведица принесла слепого медвежонка. Он был исцелён по молитвам святого. Также лесные обитатели часто приходили к преподобному Серафиму Саровскому, который всех их кормил. Святой Герасим Иорданский однажды помог льву, удалив из его лапы занозу, мучившую зверя. Благодарный лев потом до конца жизни сопровождал монаха и умер у него на могиле. Некоторые афонские старцы общались с животными, как с людьми.
Есть примеры и из нашего времени. Преподобный Паисий Святогорец очень любил животных, и те без страха подходили к нему. Во время нахождения старца на Синае его всюду сопровождали две куропатки. Когда святой Паисий занимался вырезанием икон, птицы садились к нему на плечи.
Добавить комментарий