Ессентуки женский монастырь

Обитель особого назначения

Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое. Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск. Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор.

Свято-Георгиевский монастырь на горе Дубровка

Святой Георгий повелел

Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины. Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.

В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя Георгия Победоносца. Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца. Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.

«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан Осмотреть строящийся храм приехал в мае 2003 года архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, сменивший на этой кафедре почившего митрополита Гедеона. Владыке храм очень понравился, да только вызвало сомнение его использование в качестве приходского.

– Прихожанам сюда будет трудно добираться, и, похоже, такой прекрасный храм будет пустовать, – по некотором размышлении сказал владыка. А потом, словно полушутя, добавил: – Это вряд ли понравится святому Георгию. Монастырю здесь быть с приютом для девочек, – благословил архиепископ Феофан и полностью взял на себя финансирование и руководство работами по созданию на Северном Кавказе новой православной обители. По свидетельству очевидцев, владыка очень много времени проводил на стройке и иногда буквально на коленке рисовал планировку будущего монастыря, чертил наброски новых строений.

И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.), а также две трапезные и подсобные помещения.

Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители. Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.

Нынешний глава епархии архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт достойно «принял эстафету» своего предшественника – насельницы обители всегда чувствуют его неустанную архипастырскую заботу, помощь и поддержку.

По благословению Священного Синода 11 апреля 2006 года официально был открыт Свято-Георгиевский монастырь – на сегодняшний день единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах. За два месяца до этого события сюда приехали первые насельницы – монахиня Варвара, инокиня Антония и послушница Елена из Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, широко известного в православном мире своими твердыми духовными устоями. Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и неустанно трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.

Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина), с возложением наперсного креста по должности, а в 2011 году она была возведена в сан игумении. За прошедшие годы обитель стала важным духовным центром Северного Кавказа, излюбленным местом паломничества, душевного успокоения и возрождения христианской веры. А игумения Варвара снискала любовь и уважение священноначалия и администрации, сестер, прихожан и местных жителей.

Путь на Дубровку

Игумения Варвара Мое знакомство с этим монастырем состоялось в 2012 году и продолжилось в текущем, когда я приехала подлечиться в кисловодский санаторий. А вот его настоятельницу игумению Варвару я знаю уже больше двадцати лет по Малоярославецкому Свято-Никольскому монастырю, где она подвизалась в течение тринадцати лет. Примерно столько же моя семья, спрятавшись в славном городе Малоярославце от московского охвостья «лихих 1990-х», прожила в скромном симпатичном доме у монастырских стен, под крылом у нашей духовной наставницы игумении Николаи (Ильиной).

Вопрос о том, какими же путями люди приходят в монастырь, всегда волновал меня. В малоярославецкой обители, как, впрочем, и в любой другой, не принято делиться друг с другом, а тем более с мирскими людьми, своими воспоминаниями о прошлом. Так что историю матушки Варвары я узнала, как говорится, из первых уст, только когда «интервьюировала» ее в качестве журналиста и писателя.

Детство и юность Анны, будущей игумении Свято-Георгиевского монастыря, прошли в небольшом симпатичном городке Кимры, раскинувшемся по берегам Волги и впадающей в нее реки Кимрки. Матушка Варвара с теплотой вспоминает милый среднерусский пейзаж, приветливую атмосферу, сохранившийся особый колорит архитектурного облика, который отличается большим количеством построек в стиле модерн. Это, наверное, единственный «город провинциального русского модерна», яркий и неповторимый, при этом тихий и уютный.

Но настало время, и Аннушке пришлось покинуть это милое сердцу место – школа окончена, надо продолжать образование. Девушка выбрала Тверской университет и поступила на исторический факультет. В студенческом общежитии ее соседкой стала верующая девушка Галя, благодаря которой у бывшей комсомолки Ани появился интерес к Православию. Первой иконой стал образ преподобного Серафима Саровского, который она поместила на письменном столе, чтобы он всегда был перед глазами во время занятий. Это было начало 1990-х, когда стали возрождаться многие монастыри. Но первое свое паломничество Анна совершила в недавно открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель. Почти месяц трудилась там во славу Божию.

– После Дивеева было горячее желание оставить университет и немедленно отправиться туда пожить, пусть хотя бы трудницей. Но, представь, остановил меня строгий взгляд батюшки Серафима с той самой первой моей иконы. Я вдруг четко поняла, что университет все-таки надо закончить. Продолжила и учебу, и поездки по святым местам.

После Дивеева самым удивительным и впечатляющим стало посещение Оптиной пустыни. В этой пока еще полуразрушенной обители так остро чувствовался вековой молитвенный покров оптинских старцев, что смутно бродившая мысль о монашеской жизни превратилась в жгучее желание. После одной из таких поездок Анне довелось возвращаться в Москву в одной машине со старцем Илием. И она робко, полувопросительно обратилась к нему:

– Батюшка, как же хочется в монастырь, пожить настоящей монашеской жизнью.

– Что, так хочется все время в навозе копаться? – спросил старец.

– Да хоть бы и в навозе, лишь бы в монастыре! – с горячностью ответила девушка.

Представьте себе, что именно коровник стал на тринадцать лет главным послушанием Анны, в постриге Варвары. И не где-нибудь, а в Малоярославецком Свято-Никольском монастыре, который был связан тесными духовными узами с Оптиной пустынью еще в XIX веке, в годы расцвета старчества. Это оптинское устроение дивным образом возродилось в Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви в 1993 году. Сегодня это один из самых процветающих монастырей, который больше всего известен именно своей строгой монашеской жизнью, потому что его настоятельница игумения Николая с первых дней проявляет неусыпную заботу о духовном становлении сестер. О результатах этих трудов лучше всего свидетельствует назначение ее 15-ти сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. В их число попала монахиня, а ныне игумения Варвара. Так что помимо трудовых навыков, приобретенных в коровнике, она, несомненно, достигла такого уровня духовной зрелости, который позволяет ей руководить столь необычной обителью, как Свято-Георгиевский монастырь близ города Ессентуки.

Удивительно, что в такой беспокойной окружающей обстановке и особых сложностях устроения монашеской жизни в новой обители матушке Варваре удается всегда сохранять ровное настроение и благорасположение ко всем – и к сестрам, и к наемным рабочим, и к многочисленным посетителям. Я уж не говорю о приютских детишках, которые бегут к своей любимой матушке со всех ног. И для каждого у нее находится доброе слово и ласковый жест. А ведь они так необходимы обездоленным детям.

Согреть любовью и заботой

Воспитанницы приюта «София»

Раз речь зашла о детях, то стоит рассказать о некоторых особенностях их жизни в приюте «София», созданном практически одновременно с открытием монастыря. Игумения Варвара ведет меня в отдельное крыло келейного корпуса, отведенное для детишек. Когда перешагнешь его порог, возникает ощущение, что ты уже не в монастыре, а в многодетной семье. Девочки одеты по-домашнему и по-разному. Комнаты, в которых они живут, обставлены прекрасной детской мебелью, на окнах – красиво задрапированные занавески самого что ни есть девичьего розового цвета, пол устлан веселыми ковриками. Честно говоря, такое убранство могут позволить себе только очень состоятельные родители. А в «Софии» всеми этими удобствами и красотами пользуются дети из малоимущих и, мягко говоря, неблагополучных, социально несостоявшихся семей.

Матушка Варвара рассказывает:

У каждой из двенадцати воспитанниц, даже самых маленьких, за плечами недетские переживания и страдания

– Наш приют – не аналог детского дома, к нам под опеку поступают девочки, у которых есть родители, но такие проблемные, что не могут обеспечить своим детям самого элементарного содержания. Например, у четырех наших девочек папы есть, а мам как будто бы нет – кто пьет, кто сидит, кто шатается. Вот недавно Машу привезли, с мамой она в бомжатнике жила больше года. Отец ее еле разыскал и оттуда вытащил, опеку оформил, изо всех сил старался для дочки, но потом понял, что не справляется, и в шесть лет привез ее нам. Потом он может забрать подросшую и окрепшую дочку. Есть вообще страшные истории – недавно привезли малышку, у которой на глазах маму убили. И у каждой из двенадцати наших воспитанниц, даже самых маленьких, есть за плечами такие недетские переживания и страдания, что можно понять все срывы и депрессии, которые у них случаются. Вот мы и стараемся окружить их теплом и заботой, чтобы они успокоились и почувствовали нашу любовь.

Интерьер Георгиевского храма В отличие от большинства других монастырских приютов, где роль воспитателей выполняют монахини, в Свято-Георгиевском монастыре детьми занимаются профессиональные педагоги. Именно таким специалистом является Ольга Голощапова, которой матушка игумения доверила пост директора приюта. Девочки каждый день ездят в город не только в обычную школу, но и в музыкальную, а учителя по хореографии и живописи приходят заниматься прямо в монастырь. Хореографический зал – как в балетном училище, с зеркалами и станком. Дошкольниц отвозят в городской детский сад. Интересно, что в одной комнате живут девочки разных возрастов, чтобы старшие могли присматривать за младшими, играть с ними, помогать делать уроки.

Не прерывается молитва

Молитва – главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.

У Георгиевского монастыря особое предназначение – молиться о многих тысячах болящих

Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести. В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур. Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах. Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.

Обители – десять лет

Благословение владыки Феофилакта

Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки Симферопольского, всех преподобных жен Дивеевских. Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.

Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия. Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу. Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.

Ковчег с частицей мощей святого Георгия Победоносца Свой десятилетний юбилей обитель отметила особенным образом: 9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт торжественно освятил место под строительство нового собора – конечно, Вознесенского. Кстати, первого в епархии, посвященного этому великому для всех христиан событию.

Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки. А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу. Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.

Территория веры и надежды

Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники. С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау. А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.

В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»

Свято-Георгиевский монастырь на горе Дубровка

Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:

Среди полей, среди цветов,
Среди холмов, среди лесов,
Под небом ярко-голубым,
С крестом, как солнце золотым,
Как птица белая парит –
Храм на верху горы стоит.
Звон колокольный раздается
И вдоль по воздуху несется,
Под ним в небесной синеве
Святой Георгий на коне
Летит, благословляя нас,
И молится за весь Кавказ.
Здесь труд монахинь и смиренье,
И Богу теплое моленье.
В их лицах – мир и доброта.
В глазах любовь и чистота.
Увидев эту красоту,
Забыть ее я не смогу!
Душа трепещет и горит,
И Господа благодарит.

Отзыв: Свято-Георгиевский женский монастырь (Россия, Ессентуки) — Замечательное святое место.

Сегодня с дочерью утром проснулись и решила поехать посетить Свято Георгиевский женский монастырь, от Пятигорска всего 32 километра. Погода была очень плохая, то дождь то солнце выглядывало, но мы всё ровно решили поехать, я там уже была, а вот дочь моя первый раз поедет, чтоб добраться до Свято Георгиевского женского монастыря надо проехать по федеральной трассе Мин-Воды в сторону Кисловодска, на повороте стоит большой стенд указатель, мимо точно не проешь. Поднимаемся в гору дорога асфальтирована.

Мы поехали на своей машине, можно на такси добраться, или же в воскресные и праздничные дни, ездит их монастырский автобус с Ессентуков, от центрального входа в парке, напротив железнодорожного вокзала по времени в 7.30 утра.

Монастырь стоит на горе Дубровка, проезжая по трассе невозможно не заметить белостенный храм. Территория ограждена по периметру высоким кирпичным забором. Природа отличная, чистый воздух, очень в красивом живописном месте находиться монастырь, удалённая местность от городской суматохи.

Это въезд в ворота, вход открыт для посетителей с 7.00 до 19.00 часов, территория большая, посещают много половником, в монастыре могут останавливаться только женщины, есть возможность разместиться в паломнической и потрудиться в монастыре на благо, работы у них хватает хозяйство своё.

Места для парковки предусмотрены, это верхний уровень есть ещё нижний, территория охраняется, имеется система видео наблюдения.

На территории стоит памятник Святому Георгию Победоносцу.

Храм тоже построен в честь Святого Георгия, в русско византийском стиле, с кирпича и затем облицован белым мрамором.

Территорию обустраивается, с каждым разом приезжаю и замечаю много изменений.

Внизу стоят бочки в которых лежать платки и юбки, в храм запрещено заходить в брюках, с открытыми плечами и без головного убора, если собой нету можно по заимствовать.

Обратила внимание, очень красиво оформляли территорию, ещё не довели до конца этот кусок, работали специалисты по ландшафтному дизайну, наводили красоту на неровном участке, разные цветы, мини деревья, кустики, глиняные фигурки.

К беседке выложена дорожка с плитки, по бокам кустики, это надо видеть в живую очень красиво.

Всё со вкусам, по периметру много освещения, светильники разные.

Много можжевельника, и вот такие маленькие фигурки украшают ещё больше территорию, маленький оленёнок как живой.

Птица сидит на ветке.

Везде идеальная чистота, травка пострижена.

По периметру стоят большие светильники прожектора, которые в тёмное время суток освещают храм. С далека очень красивое зрелище.

В некоторые места, на территорию нельзя было заходить, стояла охрана, фотографировала с далека, это кусочек здания сестринского корпуса.

На задней части двора сестринского корпуса, внизу территория отпущена под огород, растёт там у них всё, овощи разные, есть небольшой сад, деревья ещё молодые, несколько парников, виноградник свой.

За всем этим хозяйством следят монашки, также видели пастбище коров, когда ставили машину, есть у них куры, козы, своя пасека.

Так же на территории есть корпус с детским приютам для девочек, называется София. Они там проживаю, маленькие учатся на месте, классы оборудованы хорошо, по старше ездят в школу, вход на территорию запрещён, стояли тоже охранники. Летом девочек возят на море, а зимой в горы, заботятся о них очень хорошо.

На летние каникулы есть детский православный лагерь, предоставляется жильё на период нахождения.

Это с низу вид на храм, тоже неровность склона красиво оформлена, разными растениями, и камнем выложены боковые части грунта.

На территории много елок, хочу приехать сюда когда снег будет лежать, говорят зимой тут как в сказке.

Вокруг храма территория выложена тротуарной плиткой.

Стоят много лавочек, можно передохнуть, места хватит.

Угловая большая иконная лавка, обратила внимание продают они там даже свою выпечку, ватрушки, булочки, мёд с их пасеки, много трав разных.

Возле иконной лавки рядышком здание, водосвятная часовня источник.

Внутри стены оформлены из белого мрамора.

Много краников для набора святой воды, если нету своей тары можете купить, рядом в лавке по 10 рублей пластиковая 1.5 литровая бутылка.

А это внизу стоит современная купель, для принятия таинств с освященной водой, условия для мужчин и женщин отдельные, после омовения чувствуешь легкость во всем теле.

Колокольня высокая с золотым куполом.

Мы когда пришли как раз били колокола, очень завораживает, слышать в живую звук колоколов.

Вот так в близи выглядит храм.

Внутри храм фотографировать не стала, стены украшены росписью в традиционном каноническом стиле, висят иконы есть коллекции уникальных икон, которые обладают чудодейственной силой, много образа Божией Матери. Свято Георгиевский женский монастырь вошел в состав Пятигорской и Черкесской епархии.

Интересно сделан крест с краниками, для набора святой воды.

Очень красивое место, чистый горный воздух, в ясную погоду хорошо виден Эльбрус, Бештау, Машук.

Ощущение свободы просто дух захватывает, побывав там в тишине, от городской суматохи обретаешь душевный покой, и возвращаешься с новыми силами.

Обычно моя дочь долго не где не может находиться а там, находилась с удовольствием, мы ходили гуляли по окрестности, решили что иногда надо приезжать и просто отдохнуть от суеты, пять часов проведенных там дало нам много сил. Отличное святое место, одни плюсы, в таких местах минусы не бывают.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 215

ГЛАВНАЯ

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Свято-Георгиевского женского монастыря.

Наш сайт рассказывает о современной жизни монастыря, повествует историю создания, предание о том, как являлся Святой Великомученик Георгий на горе, Вы сможете увидеть фотографию остатка камня, с оставшимся отпечатком после явления. Наш монастырь не избежал годы лихолетий и был закрыт, а затем разрушен до основания одним из первых на территории Крыма.

В данный момент идет восстановление монастыря, Вы сможете оказывать посильную помощь, мы с радостью и любовью принимаем паломников, тех кто хочет потрудиться во Славу Божию!

При невозможности приехать, Вы сможете увидеть ход восстановления в разделе новости.

Оказать помощь путем внесения пожертвований или заказа треб через интернет.

В разделе о настоятельнице, Вы всегда сможете задать вопрос матушке.

На территории монастыря действует храм во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. По субботам, воскресеньям и праздникам проводятся Богослужения. Храни Всех Вас Господь!

Уцелевшие исторические виды монастыря

Как добраться

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше.

От автовокзала Керчи

Автобусы 62, 69. До села Войково.

Это интересно: Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Симферополе: излагаем в общих чертах

История монастыря

История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

  • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
  • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
  • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
  • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.

    Место явления Георгия Победоносца

  • Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
  • В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.

На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец.

На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

О чудесах в православии:

Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково

ПАТРИАРХИЯ.РУ

ПАТРИАРХИЯ.РУ

Новости

В Нижегородской митрополии прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Арзамасской

19-20 августа в городе Арзамасе Нижегородской области прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской. Праздничные богослужения возглавили митрополит Нижегородский Георгий, митрополит Саранский Зиновий, епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский Силуан, епископ Ардатовский Вениамин и епископ Муромский Нил.

Видео

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь

20 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. В канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Троицком соборе обители.

ИКОНЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ
С Рождеством Христовым , дорогие!

Дальнейшая судьба обители

Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.

Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.

  • В 1984 г. в обители жило и трудилось уже 24 насельника, поэтому было решено возвести зимний храм, который освятили в честь печерских угодников Антония и Феодосия. Здесь хранились останки восьми прославленных святителей.
  • В середине XIX в обители соорудили три корпуса для братии, трапезную, кухню и бытовые постройки. Деньги для этого благого дела пожертвовали богатые жители города Керчь. Несколько лет спустя братия получила во владение баню, просфорную и мастерские.
  • Однако внутренняя жизнь не складывалась по канонам христианства, приходили жалобы на монахов. Внести рациональный порядок так и не удалось, поэтому мужчин здесь заменили женщинами.

    Игуменья Феодосия — настоятельница монастыря

  • Первой настоятельницей стала игуменья Леонида, пришедшая из Страстного монастыря в Москве. Обитель вела благонравную жизнь и смиренно исполняла божьи заповеди. Когда Леонида тяжело заболела, её место заняла Евдокия, неравнозначно относящаяся к сестрам и спровоцировавшая неурядицы.
  • Архимандрит Иаков стремился восстановить порядок, советовал работать на земле, заняться рукоделием, но наталкивался на грубость послушниц. Сестры не желали усердно трудиться и надеялись только на пожертвования.
  • Для изменения неприятной обстановки духовная консистория назначила новую настоятельницу по имени Ксения. Из монастыря исключили самых ярых нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь наступил справедливый порядок. Поднялся авторитет обители, стало приходить больше смиренного народа.

Восстановление монастыря

В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

Матушка Акилина встречает крестный ход

Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

Продолжается восстановление монастыря. В Епархии планируют построить на месте явления Святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

В этом здании в начале 1990 гг. жили первые строители восстанавливающегося храма

Это интересно: Храм Казанской иконы Божией Матери в Тольятти: рассмотрим вопрос

Тяжелые годы и период возрождения

Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.

На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.

Какие еще храмы есть на Крымской земле:

Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.

Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.

Видео о Катерлезском Свято-Георгиевском женском монастыре

Интересные факты

Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной советской властью в Крыму.

Святая гора также почитается и местным крымско-татарским населением. Собиратель легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в День Святого Георгия татары Козской долины под Судаком приходили на гору Ке-терлез-Оба и зажигали на вершине поминальные свечи.

Галерея

  • Убранство церкви монастыря

  • груды строительного камня перед храмом

  • Сохранившийся фрагмент камня со следами стоп Святого Георгия и копыт его лошади

  • Катерлезский монастырь. Вид сбоку

c 14.00 до 18.00

Краткий обзор экскурсии Свято-Георгиевский женский монастырь

Пункты и достопримечательности экскурсии Экскурсии Свято-Георгиевский женский монастырь

Достопримечательности в экскурсии Экскурсии Свято-Георгиевский женский монастырь:

  • г.Ессентуки;
  • п.Ясная Поляна;
  • Свято-Георгиевский женский монастырь;

Маршрут Экскурсии Свято-Георгиевский женский монастырь

Географические объекты через которые проходит путь экскурсии Экскурсии по монастырям КМВ:

  • Свято-Георгиевский женский монастырь;
  • храма св. Георгия Победоносца;
  • точная копия иконыФеодоровской Пресвятой Богородице;
  • чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»;
  • частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Ионы Киевского, Святого Луки (Симферопольского), всех Преподобных жен Дивеевских;

Необходимо взять с собой на экскурсию Свято-Георгиевский женский монастырь

Необходимо иметь при себе следующее:

  • паспорт;
  • для женщин:
  • юбка;
  • платок.

Описание экскурсии Свято-Георгиевский женский монастырь

Свято-Георгиевский женский монастырь

В нашем суетном, сутолочном мире всегда можно найти мгновения для общения с Богом. Гостей и жителей Кавказских Минеральных Вод не оставит равнодушными экскурсия по монастырям региона, в частности в Свято-Георгиевский женский и Второ-Афонский Свято-Успенский мужской монастыри.

Западнее Ессентуков неподалеку от пос. Ясная Поляна на вершине живописной горы Дубровка высится Свято-Георгиевский храм, немного южнее его белокаменных стен расположено внушительных размеров, четырехэтажное, сложенное из красного кирпича здание женского монастыря. Взорам монашествующих и прихожан храма открываются удивительные пейзажи. На Востоке – вершины местных лакколитов, на Юге – величественная седловина седовласого Эльбруса на фоне Большого Кавказского хребта.

Построенный по инициативе и при непосредственном участии братьев-предпринимателей из Ессентуков П. В. Музенитова и К. М. Асланова храм, заложен в 1998 году, а шестью годами позже 6 мая 2004 года собором духовенства КМВ был заложен крест в фундамент будущей женской обители.

Экскурсантам предстоит побывать в удивительном по красоте храме, познакомиться с бытом и многовековым укладом женского монастыря. Современная обитель скорее напоминает отель, поскольку в спальном корпусе помимо монашеских келий, комнат для паломников и гостей имеется, молельня для воспитанниц, трапезная, медицинский кабинет и спортивный зал. На первом этаже имеется зимний ботанический сад. При монастыре организован приют для девочек с трудной судьбой.

И хотя условия пребывания связывают быт с реалиями времени, монахини и воспитанницы обители придерживаются главным принципам: богослужению (молитве) и труду. Для этого при монастыре имеется собственное хозяйство (7.7 га земли) с разбитым садом, ягодными плантациями, большим огородом для посадки овощей. Небольшая пасека, несколько коров и домашняя птица обеспечивают обитель свежими продуктами и медом.