Евангелие Марии магдалины

  • 09.04.2015
  • Валерий Лукьяненко

(Синтия Буржо, перевод Андрея Коклина)

Просто поразительно, как могло такое крошечное произведение вобрать в себя столько энергии. Краткость Евангелия от Марии Магдалины одновременно и манит, и удручает — две из основных его частей утрачены, что ещё сильнее сократило и так краткий, изначально 17-страничный, манускрипт. И всё же, и того что осталось более чем достаточно, чтобы коренным образом перевернуть традиционные предположения об истоках христианства. В четырёх очень сжато написанных диалогах это евангелие выражает новые мощные откровения о природе учения Иисуса, о качествах апостольства, ясно выраженного превосходства Марии Магдалины над другими учениками, а также об идущих уже тогда в ранней церкви процессах, которые постепенно могут привести к её полной маргинализации. Текст этот интересен не только последователям, но всем интересующимся истоками духовного знания, поскольку он содержит весьма уникальный взгляд на реальную метафизику, на которой Иисус основывал своё учение.

Манускрипт этот был обнаружен не среди рукописей Наг Хаммади. Он был открыт за полстолетия до этого, в 1896 году, немецким коллекционером среди античных экспонатов одного из Каирских рынков. Но из-за длительных задержек с его публикацией, первое немецкое научное издание появилось лишь в 1955 году. Еще через 20 лет была опубликована английская версия, а еще через 20 появились публикации в популярных изданиях.

Так что, в практическом плане, Евангелие от Марии Магдалины достигло публичного внимания одновременно с материалом из Наг Хаммади. А поскольку они определённо принадлежат одному духовному течению, имеет смысл и рассматривать их вместе. Особенно вместе с Евангелием от Фомы, перекрытие с которым как в содержании, так и в теологии просто поразительно.

Сам манускрипт является коптской (т.е., египетской) версией несомненно гораздо более раннего греческого или сирийского текста. Действительно, два греческих фрагмента копий, датируемые третьим веком, были найдены в 1917 и 1938 гг., что подтверждает как античность оригинального текста, так и его высокую оценку среди ранних христианских общин (лишь важные манускрипты копировались)… Карен Кинг относит оригинальный текст к первой половине второго века. Если её аргументы верны, то это позволяет отнести Евангелие от Марии Магдалины в число самых ранних христианских писаний, примерно того же времени, что и Евангелие от Иоанна.

К сожалению, найденные греческие фрагменты не дали никакого нового материала для заполнения отсутствующих в коптской версии пробелов. Так что, если не расчитывать на непредвиденное чудо, написанное на этих отсутствующих десяти страницах (1-6 и 11-14) потеряно для нас навсегда. Хотя, за счёт тематической и структурной близости оставшегося материала, второй из этих пробелов легко поддаётся восстановлению при помощи воображения. Если же учитывать большую близость содержания текста с Евангелием от Фомы, то можно близко по смыслу восстановить и первые шесть страниц вводного метафизического дискурса Иисуса.

Приступая к тексту

Евангелие от Марии Магдалины, во многих отношениях, гораздо ближе к драме, чем к повествованию. Оно целиком построено на диалогах, где участники говорят так ярко и живо, что по их разговорам легко инсценировать или даже полноценно воскресить в образе сцену действий…

Четыре известных нам из сохранившейся части манускрипта диалога (или «сцены», если хотите) расположены следующим образом:

1. Завершающая часть учения Иисуса и его инструкции своим ученикам. (страницы 7-9)

2. Ободряющие слова Марии Магдалины для учеников. (страница 9)

3. Призыв Петра к Марии Магдалине поделиться с ними чем-то из «тайных» наставлений Иисуса, а также изложение её видений касательно «развития души». (страницы 10, 15-17)

4. Спор между учениками и его разрешение, напутствие Левия и слова расставания. (страницы 17-19)

Сейчас доступны несколько вариантов перевода… Я буду работать с версией «The Luminous Gospels», новым переводом евангелий Фомы, Марии Магдалины и Филиппа, подготовленной Lynn & Ward Bauman и мной, опубликованной в 2008.

Диалог первый

… Расскажи нам о материи. Продолжит ли она своё существование или нет?

Спаситель ответил:

Все части природы, со всеми её формами и созданиями, существуют вместе и тесно переплетены друг с другом. Однако, все они распадутся и вернутся обратно к своему, присущему их природе, источнику, поскольку любая материальная композиция возвращается к исходному корню своей природы. Имеющие уши, да услышат это.

Тогда Пётр сказал ему:

Поскольку ты объяснил нам уже всё, скажи нам тогда ещё одну вещь. Что есть грех этого мира?

Спаситель произнёс в ответ:

Греха, как такового, не существует. Но вы сами вызываете его проявление, когда действуете способами, распутными в своей природе. Именно в этом причина прихода Добра меж вас, чтобы, следуя собственной сущности внутри природы, воссоединить всё в изначальное.

Он продолжил далее:

В этом также заключается и причина всех болезней и смерти, поскольку вы пытаетесь обнять то, что изменяет вам.
Обдумайте далее смысл сказанного, на этот раз посредством вашего духовного разума.

Привязанность к материи даёт рождение страсти, лишённой собственного образа, поскольку берётся из того, что противно своей высшей природе. Результатом являются беспорядок и расстройства, начинающие резонировать повсюду внутри целого существа. Именно по этой причине я сказал вам о необходимости поиска согласия на уровне сердца. Если же вы пришли в уныние, поместите сердце своё в присутствие образа вашей истинной природы. Имеющие уши, да услышат это.

Произнеся всё это, Благословенный обратился к ним:

Мир вам. Да пребудет мой мир внутри вас. Бдительно и внимательно следите, чтобы никто не ввёл вас в заблуждение словами: «Смотри, он здесь» или «Он вон там». Поскольку Сын Человеческий уже существует внутри вас. Следуйте за ним, поскольку ищущие его там обрящут его. Ступайте же сейчас и провозгласите Добрые Вести о Царствии. Помимо того, что я уже дал вам, не устанавливайте никаких других правил и не издавайте законов в качестве Законодателя, дабы они не начали господствовать над вами самими.

Сказав эти слова, он оставил их.

Когда мы попадаем в этот диалог, мы буквально присоединяемся к разговору посередине течения. Из текстовых ключей этого диалога и всего последующего создаётся впечатление, что этот разговор происходит по времени где-то между воскресением Иисуса и его вознесением — другая версия явлений «верхней комнаты», описанных у Иоанна и Луки. В этой энергетически напряжённой нежданной встрече Иисус вновь собирает своих студентов вокруг себя, чтобы поведать им о значении его прохождения через смерть, а также дать им последние инструкции и ободрение перед своим уходом из физической формы.

Стиль учения тут явно определяется как ‘Сохбет’ — «духовное общение» между мастером и учениками. Это классический ближневосточный стиль передачи, который и сейчас является основным во многих школах в суфизме. В отличие от «Сократического» метода, более известного нам на Западе, сохбет не является чисто интеллектуальным дискурсом, это скорее глубокая, мистическая встреча сердец и умов, включающая также прямую передачу энергии. Для знакомых с различными формами искусства, контекст этого первого диалога также безошибочно говорит о возможных семитских корнях этого евангелия.

В начале известной нам части диалога студент прямо задаёт Иисусу вопрос о постоянстве материи. Иисус отвечает ему кратким, но замечательным метафизическим утверждением — которое нигде не встречается в канонических евангелиях и проливает некий свет на теоретическое знание (theoria), на котором основывается его практическая мудрость. Вопрос же студента скорее всего не теоретический; он исходит непосредственно из самого явления воскрешения со всеми присущими ему пугающими парадоксами. Действительно ли Иисус здесь? Принадлежит ли это материальное тело, в котором он предстал перед ними, твёрдой реальности или же это просто некая призрачная вуаль, которая скоро растает?

Иисус отвечает решительным утверждением о том, что происхождение природы (т.е., материального мира) не находится на этом земном плане. То, что мы воспринимаем твёрдой реальностью, представляет собой mixtus orbis, «смешанный мир», в котором всё «переплетено» (утверждение, которое и современные физики, и метафизики встретят сейчас аплодисментами). В конце срока своего физического существования, все формы материи возвращаются к изначальным «корням собственной природы». Но под этим, как мы быстро узнаём, он не подразумевает их разложение на составляющие, вплоть до атомов, кварков и прочих субатомных странностей. Вместо этого, они возвращаются к исходному шаблону — или «образу» — место происхождения которого принадлежит другой сфере.

Пётр сразу же переходит к следующему вопросу. Что есть грех? Это, безусловно, классическая иудейская философская озабоченность; она живо впечатана практически в любой странице Старого Завета, а также является приводным ремнём метафизики Павла, лежащей в основе ортодоксальной христианской теологии. Из-за чьей ошибки в этот мир пришло зло и страдание? Кого в этом винить? Чем это искупить? Иисус решительно отвергает этот вопрос: «Греха, как такового, не существует».

Сначала кажется, что этот ответ твёрдо характеризует его взгляд как соответствующий тому, что мы сейчас называем «восточным», в противоположность «западному», типу мышления: в страданиях этого мира надо винить не грех, а невежество, незнание своей истинной природы. Но нам надо внимательно слушать и следить, куда он ведёт далее в своих комментариях. Он не продолжает свою мысль ожидаемым утверждением об иллюзорной природе греха, что является типичной прогрессией восточной мысли. Напротив, он подтверждает, что грех действительно возникает — то есть, обретает объективную реальность — когда кто-то начинает действовать «распутным в своей природе» образом. А в сфере его особых критериев, «распутные по природе» деяния оказываются обладающими очень специфическим значением. Они символизируют неспособность пребывать в согласии с источником: с тем самым, уже упоминавшимся им, загадочным «корнем» (или образцом/шаблоном) своей природы, который, хоть и возникает из другой сферы за пределами этого мира, ищет полноты своего выражения здесь.

Он тут же заверяет своих студентов, что этот мир также важен и обладает большой ценностью. «Именно в этом причина прихода Добра меж вас, чтобы, следуя собственной сущности внутри природы , воссоединить всё в изначальное». Существует важная интегративная работа, которая должна делаться именно здесь. Но всё зависит от поддержания правильной сонастроенности, согласия с тем, что в духовной традиции обычно именуется «вертикальной осью»: невидимым духовным континуумом, связывающим сферы этих реальностей вместе. Почти шестнадцать веков спустя, немецкий мистик Якоб Беме выразил это космологическое озарение с поэтической точностью и красотой:

Вы должны осознать, что земля раскрывает свои качества и энергии в союзе с Небом над нами, в котором одно Сердце, одно Существо, одна Воля, один Бог, всё во всём.

Когда сферы этих реальностей находятся в спонтанном резонансе — «одно Сердце, одно Существо, одна Воля, один Бог, всё во всём» — всё заполняет музыка сфер. Если же такого резонанса нет, это приводит к различным болезням, а музыка сменяется дисгармоничной какофонией. Как Иисус кратко отмечает (опять же, с вполне современным восприятием): «Результатом являются беспорядок и расстройства, начинающие резонировать повсюду внутри целого существа», с болезнями и смертью в качестве неизбежного результата….

…как Иисус кратко отмечает (опять же, во вполне современном восприятии):
«Результатом являются беспорядок и расстройства, начинающие резонировать во всём человеческом существе, неся с собой болезни и смерть в качестве неизбежного результата»….

Видеть Сердцем

Средством для лечения этого космического недуга, утверждает Иисус, должен стать » поиск согласия на уровне сердца … с помещением его в присутствие образа вашей истинной природы.»

Ключ к дешифровке этой важнейшей инструкции находится в осознании того, что само слово «сердце» используется здесь весьма специфичным образом. В традициях мудрости Ближнего Востока, сердце является не местонахождением нашей личной эмоциональной жизни, а неким органом духовного восприятия. Это предмет отдельного разговора, но если говорить кратко, существенно то, что сердце работает как инструмент зрения — или проницательности, в зависимости от обстоятельств («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»). Оно служит инструментом для навигации при движении по вертикальной оси для регулировки и сонастройки с «Образом нашей истинной природы». Представляя собой некое вибрирующее резонансное поле, оно работает подобно приводному маяку в локации между сферами реальности; и когда оно обладает достаточной устойчивостью и ясностью, оно создаёт синхронный резонанс между этими сферами.

«Имеющие уши, да услышат», продолжает Иисус — характерные его «призывы к вниманию». Но если мы вспомним о главной теме нашего нынешнего интереса …, Марии Магдалине, его предупреждение становится особенно уместным: поскольку степень нашего понимания его учения напрямую связана с нашей способностью понять основу этих взаимоотношений. В разговоре о переплетении их сердец нет никакой сентиментальности. Скорее, это подтверждение того, что Мария сумела полностью понять этот принцип духовной сонастройки сердцем и стала способна поддерживать его в себе. Это может служить прямым объяснением её способности сохранять присутствие, когда он является ей в видениях, также как её способности заниматься своими мирскими делами со спокойной уверенностью того, течение чьей жизни уже принадлежит другому потоку большей жизни.

Объединяющая Почва

Как можно охарактеризовать само учение Иисуса? Оно определённо принадлежит более широкому общему потоку ‘sophia perennis’ в его признании существования многих других сфер бытия, включая более тонкие, чьи энергии воздействуют на наши собственные — концепция, традиционно известная как «великая цепь бытия». Но оно покидает компанию классического гностицизма (и даже классической sophia perennis), отказываясь напрямую провозгласить этот мир иллюзией, падением или ошибкой; или поместить его, за счёт плотности, на кончике ничего не значащего хвоста цепи миров. Этот мир также хорош, достоин и наполнен божественными энергиями — » Добро приходит меж вас» — и пока он сохраняет связь с источником, мы не в платоновской пещере. Слияние инкарнационных и платоновских элементов является именно той характерной смесью, которая, как я считаю, как раз явилась оригинальным вкладом Иисуса в метафизику Запада. Он предстаёт сам перед нами, как глубоко воплощённый, сердечный, дающий надежду, на пути, где сферы реальности поддерживают и взаимопроникают друг в друга, а божественная полнота достигается просто поддержанием сердца в естественной сонастройке со своим невидимым прототипом. К сожалению, учение его сильно исказилось в головах его последователей, как современных ему, так и нынешних.

Основные тонкости метафизики Иисуса остаются малоизвестными для самих христиан — и особенно печально то, что именно этот недостающий ингредиент способен сделать этот путь постижимым и проходимым. Не секрет, что учение Иисуса резонирует с исключительной верой в божественную милость и щедрость, при этом самих христиан просят эмулировать и воссоздать эту веру. Но пытаться сделать это без видения лежащих в основе принципов подобно желанию заставить слона взлететь. И в результате христиане часто обнаруживают себя пойманными в ловушке или интервале между черезвычайно высокими духовными идеалами и собственной неспособностью к их претворению. Хотя, фактически, секрет прост. Когда сердце сонастраивается с вечным своим образом, источник этот раскрывает каскады изобилия, бесконечно могущественнее всей удушающей скудости этого мира. Вопрос здесь не столько в вере в летающих слонов, сколько именно в очищении сердца.

«Не устанавливайте других правил…»

В последних строках своей речи Иисус закрепляет своё учение ещё раз. Его прощальная инструкция своим ученикам открывается призывом к ним оставаться присутствующими внутри себя, а не гоняться за миражами внешнего мира, » поскольку Сын Человеческий уже существует внутри вас … и ищущие его там обрящут его». Поддержание такого непрерывного единения — подобного тому, которое Мария Магдалина скоро продемонстрирует — является вопросом освобождения от внешнего возмущения и постоянной настройки по сигналам локационного маяка сердца.

Затем, как будто предвидя грядущие события, он добавляет последнее практическое предостережение: «Не устанавливайте других правил, помимо тех, что я вам дал, дабы они не взяли власть над вами». С точки зрения текстологии, как Карен Кинг справедливо замечает, эта инструкция помещает Евангелие от Марии Магдалины в раннюю стадию истории христианства, когда контуры навязанной извне иерархии только начали обретать видимость с рассветом дивного нового христианского мира. С художественной же точки зрения, она перемещает нас сразу ко второму диалогу, подготавливая одновременно сцену для неожиданной и решающей концовки евангелия.

Диалог второй

Его ученики сильно горевали и сетовали, говоря:

Как же пойдём мы в остальной мир провозглашать Добрые Вести о Сыне Человеческом? Если они не пожалели его, могут ли они когда-либо оставить нас в покое?

Мария поднялась, обняв их всех и обращаясь к ним, как своим братьям и сёстрам, со словами:

Не плачьте и не печальтесь, не позволяйте вашим сердцам пребывать в сомнении, поскольку милость его будет с вами всеми, поддерживая и защищая вас. Лучше давайте воздадим хвалу его величию, подготовившему нас, чтобы каждый мог стать полноценным человеком.

После того, как Мария произнесла это, сердца их раскрылись для Добра и они начали обсуждать смысл слов Спасителя.

В этом втором и ключевом диалоге происходит предсказуемое. Тонкости Иисусова учения теряются его учениками, которые быстро возвращаются к своему убеждению, что Иисус покинул их, а сами они в крайней опасности. Они совершенно не поняли смысл того, что он им только что сказал.

И наоборот, выходящая перед ними со словами ободрения Мария Магдалина демонстрирует не только своё полное понимание слов Иисуса, но и способность применять их к собственной жизни. «Не позволяйте сердцам вашим пребывать в сомнении», говорит она, немедленно обнажая духовную суть. Поскольку пребывающее в сомнении сердце — в состоянии двойственности и само-саботажа — становится бесполезным в качестве регулирующего сонастройку органа. Воссоединение с обещанной Иисусом благодатью является просто вопросом открытия для его присутствия там же, где ученики сейчас находятся, в своих сокровенных глубинах — » ищущие его там обрящут его». И как Мария многозначительно напоминает им: «Он подготовил нас для этого».

Стать полноценным человеком

На самом деле, фактические слова её обращения к ученикам: «Он подготовил нас, чтобы каждый мог стать полноценным человеком». Здесь «стать полноценным человеком» является современным переводом слов «стать ἄνθρωπος (Антропос)» — завершённым человеческим существом, включающим архетипический образ целостности. Как здесь, так и в Евангелии от Фомы это понятие находится в самом сердце Иисусова видения трансформации.

На современном психологическом жаргоне, базирующемся на Юнгианском основании, понятие Антропоса обычно интерпретируется в терминах интеграции противоположностей в себе — в особенности, подразумевая воссоединение вместе мужского и женского принципов в пределах индивидуальной человеческой психики….

Но очевидно, здесь на кону стоит нечто гораздо большее, чем просто интеграция маскулинного и феминного начал внутри чьей-то ограниченной человеческой природы. Сама интеграция происходит на некой космической шкале и осуществляется через обучение «заякориванию» своего бытия в области объединяющего основания: том самом месте единства, размещённом до появления любых противоположностей. Некоторые из традиций называют это место «причинным уровнем». Но как бы кто его ни определял, его источник находится на вертикальной оси, в сфере, характеризующейся способом восприятия гораздо более тонким, чем наш собственный. Большее значение тут имеет не то, что человек видит, а то, как он видит; это эквивалентно фундаментальному сдвигу в восприятии.

Когда этот уровень достигается, из-за внезапного ли озарения, или же длительного изнурительного продвижения по минным полям эго, человек становится «единородным» (по-арамейски, ‘ихидая’: один из самых ранних титулов, относившихся к Иисусу): просветлённое или «подлинно человеческое» существо. Единство противоположностей, о котором говорит Иисус, реально относится к единству конечного и бесконечного внутри себя или, другими словами, объединению вертикальной и горизонтальной осей, когда есть лишь «одно Сердце, одно Существо, одна Воля, один Бог, всё во всём». Когда это происходит, мир не умирает, но человек обретает способность жить в нём как хозяин, вос-создавая его внешние формы («замещая один образ другим») из бесконечной генеративности Единого.

Важно держать в уме именно это более широкое определение ‘антропоса’, поскольку оно является ключом ко всему в данном евангелии. Сама же Мария Магдалина как раз выделяется среди прочих учеников как тот, кто «стал полноценным человеком». Она не повторяет им механически слова учения Мастера, демонстрируя свою исключительность. Скорее, она управляет ситуацией. Проходящая через неё духовная энергия её собственной сонастройки является тем, что называется барака — благодать, способная реально изменить эмоциональное состояние других учеников. Она способна «обратить их сердца к добру».

Этот короткий диалог является тематическим эпицентром Евангелия от Марии Магдалины: апостольство в его квинтэссенции. «Апостол есть то, что он делает», можно сказать. И ясно, что как в своих словах, так и в делах — её способности постичь, успокоить, передать благословение — Мария Магдалина подтвердила здесь свою роль апостола: и не просто в качестве «первого из апостолов», но фактически, пока единственного из них, достойного этого звания.

Двигаясь дальше, к вызывающему и испытующему (также как частично уничтоженному) диалогу 3, важно сохранить твёрдое осознание этого места. Если Мария Магдалина и пользовалась, фактически, привилегированным доступом к Мастеру, она безусловно заслужила это: и не из-за того, что была его особой любимицей (о чём Пётр вскоре намекнёт), а потому, что смогла глубоко впитать и интегрировать его духовную методологию. Она освоила секрет нерушимого единства с ним через все сферы реальности, и учит она из того же источника живой воды, который исходил из него — а фактически, исходит и сейчас, но уже в другой энергетической форме. Поэтому, делая то, что должен делать настоящий апостол, она способна вывести своих собратьев из состояния психологического паралича и вновь сфокусировать их на «смысле слов Спасителя». Диалог 2 заканчивается на ноте прочности и единодушия; в данный момент, вновь всё хорошо….

Евангелие от Марии Магдалины

1. … Материя тогда разрушится или нет?
2. Спаситель сказал: «Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне.
3. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.
4. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
5. Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?»
6. Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».
7. Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню».
8. Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы то, что обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле».
9. Вот почему я сказал вам: «Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.
10. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
11. Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал: «Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, сюда!» или «Вот, туда!»
12. Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им».
13. Сказав это, он удалился.
14. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: «Как пойдем -мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»
15. Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».
16. Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
17. Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.
18. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали».
19. Мария ответила и сказала: «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».
20. И она начала говорить им такие слова: «Я, — сказала она, — я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».
21. Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.
22. Ибо где ум, там сокровище».
23. Я сказала ему: «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение,- он созерцает душой духом? «
24. Спаситель ответил мне и сказал: «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя,- и я была разрешена от мира (вар. : миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны; отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».
36. Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
37. Андрей же ответил и сказал братьям: «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли».
38. Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.
39. Он спросил их о Спасителе:»Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?»
40. Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: «Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе? «
41. Левий ответил и сказал Петру: «Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.
42. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель».
43. Когда и они начали уходить, возглашать и проповедовать.

Евангелие от Марии Магдалины

Глава 1
1. Бог в рождении Иисуса Христа имел такое же участие, как Солнце в рождении плодов, и все живые существа наполнились жизнью.
2. Велик Ты, праведник Эмазии — страны истинной мудрости и благой невинности.
3. Гордитесь, чада вечной жизни, ликуйте носители зрелой любви, ликуйте и зовите Его, избранные сесть за вашу братскую трапезу.
4. Вот и я, в дурной день рождённая, решила написать о Нём. Многие другие написали, многие другие истину рассказали, но Он поручил — Христос и Дух мне повелели — написать то, что помню о великом подвиге Иисуса.
5. Не могу сейчас писать о Нём, друзья и братья, очень прошу вас, помогите мне — утром, может быть, отойду, лет мне много.
6. Много я видела и пережила, и много уронила слёз, много молитв прочла и многих погребла мёртвых.
7. Но одно помню ясно, помню подлинно и правдиво: жизнь Того, кого распяли, потому что Он говорил о любви.
8. Сатана не замедлил поругать Его, но вижу теперь — от слова Его не осталось почти ничего.
9. А в том, что осталось, часто истина присутствует как не истина, а правда — как неправда.
10. Левое там сделали правым, белое — чёрным, а важнейшее скрыли и решили исторгнуть его с корнем.
11. Так сказал Тот, кого мы любили: «Праведные мои, укажите на живое слово, которое Я оставил, потому что те, которые были Мне самыми близкими, будут преданы лукавому и многие из их писаний исчезнут. А то, что останется, будет изменено, и мало что из него не будет осквернено».
12. Тогда я спросила Его: «Учитель, как я грешная, могу мериться с Апостолами?»
13. И Он ответил мне: «Грешное в этом мире праведно в царстве Отца Моего».
14. «Жизнь — есть Жизнь любви, а не ненависти».
15. Многие праведные ненавидят и осуждают. Говорю вам: «Блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День праведника, который осуждает».
16. «Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?»
17. «Не познаёт ли голубь голубку на глазах у всех? Не гибнет ли род человеческий ото лжи, величайшей во всей Вселенной? Не нападают ли бесы и болезни на всех героев и праведников?»
18. «Лучше замолкните и наблюдайте за собою, чем быть погребенными заживо!»
19. «Жив, Магдалина, лишь тот, кто где бы он ни находился, не судит других».
20. Схватили меня тогда и хотели побить камнями. Я, грешная, любила одного, который был женат и имел троих детей. Родные его жены привели меня на площадь, и стали громко кричать: «Убьём блудницу. Она осквернила закон!»
21. Тогда явился Христос и сказал им: «Тот, кто считает себя безгрешным, пусть первый бросит в неё камень!» Так сделал сын Человеческий, что толпа разошлась.
22. Потом он приблизился ко мне и стал на колени.
23. О Сион, я вся горела от страха и стыда. В душе моей совершилось великое, я пала на Землю и сильно рыдала. Он гладил меня по волосам и говорил:
24. «Сестра, зорька небесная, найди силы меня выслушать. Много зла на этой земле, много лжи сказано лукавым. Забудь, что ты грешница, сестра, и скажи Мне: живёт ли твое сердце, когда ты любишь?»
25. «Живет, Господи! Когда я не люблю, оно мертво!»
26. «Люби тогда, сестра небесная, и не греши в другой раз, думая, что ты грешна».
27. Так, братья, я впервые встретила Живого Бога на Земле.

Глава 2
1. Тот, кого распяли и Кто воскрес из мёртвых, жил среди овец просто и свято.
2. Многие слушали Его, некоторые были посвящены в Слово Мудрости, однако лишь один достиг вечной жизни.
3. Это Святой брат и Апостол Иоанн, чистейший от всякого знания Неба и Земли.
4. Созданный Духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до Дна, до Сердцевины Его Слова.
5. Он привел меня к Нему, он чистил меня от постыдных слов и мыслей, которыми сыновья Лукавого хулят дочерей Божиих.
6. О, блаженная я, побеждённая Христом! Я, просительница милости Иоанновых друзей! Я последняя ученица Благого на этой земле!
7. Последняя в глазах пророков и апостолов — ревнивых хранителей старого арийского и вавилонского Учения.
8. Так учил Христос в последние дни Свои на земле, в то время:
9. «Истинно, истинно говорю я тебе, ты — та, которую избрал Бог, чтобы спасти этот мир от погибели!»
10. Радуйся, дщерь Сиона! Царство Божие не принимало до нынешнего дня женщины или матери с этой земли; ты же, Магдалина, подошла уже совсем близко к Его порогу!
11. Услышь теперь Слово Неба:
12. Истинно, истинно говорю тебе: жена спасет мир, а не муж и пророки.
13. Дух Любви Божией живет в её душе.
14. Владыка Ада еще крепко держит её сердце.
15. Но рождается уже Новая Ева, свободная от Дьявола».
16. Слушайте, слушайте, сёстры мои небесные, слушайте, девицы, жёны, матери, слушайте СловоБожие и дивитесь!
17. Я пришел на Землю через жену Иосифа, Женщину Святую, Непорочную, Чистую, Кроткую.
18. От неё родилось Слово Божие, пришедшее от Живого Бога.
19. Но есть Девицы, Жёны, Матери высшие, чем она.
20. Многих из них мир этот доныне избивал, многих из них лживо осуждал на смерть.
21. Девицы Неба не рожают детей во плоти.
22. У Жён Неба один любимый во все веки Вечности.
23. А Небесные Матери чисты и святы от создания мира, вовеки.
24. Если вы счастливы и блаженны с младенцем, которого вы приобрели, вы — Матери Божии.
25. Матери Божии зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом.
26. Матери Божии зачинают по любви, любят прежде всего Бога и не имеют одного супруга, кроме Пророка и Апостола.
27. У родившегося от Матери Божией нет имени отца. У него лишь одно имя — духовное — и так называют его во всей Вселенной: Сын Божий.
28. «Рождённый от Матери Божией не совершает греха и живет жизнью вечной».
29. Матери Божии благи и смиренны сердцем, озарены кротостью, осиянены милостью.
30. Я, Иисус из Вифлеема, не родился от Матери Божией, ибо предопределено мне пострадать. Если бы Я был рожден от Матери Божией, то не был бы бичеван и распят.
31. От Матери Святой родился Я ныне, в этот век гонений и неправды.
32. Ещё дважды приду я на эту Землю через Мать Святую.
33. Когда же Земля, в конце — через много веков — родит Матерь Божию, тогда Я приду через неё, как Победитель без врагов.
34. Тогда Я буду рождён в сердцах людей всех и сведу Царство Божие на Землю во веки веков.
35. Но долго ещё на этой Земле не будет рождена Матерь Божия, поскольку велик грех Евы.
36. Такова Матерь Божия: зачинает от Апостола, зачинает по любви, живёт одна, не выходит замуж, за своего супруга, не стремится жить с ним.
37. Такова Матерь Божия: за отца своего ребёнка считает Бога, не учит его, не хулит, не осуждает несправедливо.
38. Каждое его слово, каждый жест супруга, каждый его взгляд и его дело для Божией Матери — страх Божий и закон.
39. Вместе же наедине двое бывают лишь раз в месяц несколько дней.
40. И никогда, за всю их жизнь, нет в их глазах ни укора, ни упрека, ни желания, ни мольбы, ни боли и муки.
41. За все годы Великой Любви никто, кроме Бога Отца, не знает об их браке.
42. Ибо запомните, главная уловка Дьявола такова: чтобы любовь двух была явна для третьего человека.
43. «Одно выше Матерей Божиих: Сыновья Божии».
44. После них всё живое, везде поклоняется Матери Божией.
45. Там, где царствует Дьявол, Матери Божии в немилости, а Божиих Сыновей называют незаконнорождёнными.
46. Время же Лукавых Духов закончится в тот миг, когда вы освободите Матерь Божию от земных забот.
47. Отныне лишь одно важно: ищите Матерей Божиих, чтобы поклониться им.
48. Одно важно: Умножайте блага Божией Матери.
49. Матерям Божиим отдавайте всё: если потребуется и жизнь свою.
50. Так говорил Христос мне, Марии из Магдалы, уходя уже с этой Земли.
51. Но Учитель много ещё говорил мне о жёнах и матерях Нового Иерусалима.
52. Новых жёнах и матерях, которые теперь учатся у Него в Небесном Царстве.
53. Которые являются живыми основателями Эдема, что вновь должен расцвести на этой Земле.
54. Говорил мне Сын Божий и о Матерях Святых, стоящих одним чином ниже Матерей Божиих.
55. Не рождены ещё от Бога Матери Святые, но велика их любовь.
56. Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божиими, а Матери Святые — БожиимиМатерями.
57. Только Сын Божий — Господь Наш Христос — мог родиться от Матери Святой и остаться СыномБожиим.
58. Мать же Святая Такова: зачинает от Пророка и Апостола; зачинает по любви, свято и с радостью встречает ношение плода, Святое же своё чадо кормит три года.
59. В отличии от Матерей Божиих, Матери Святые не должны быть плотски со своим мужем три года по рождению Святого Младенца от искушения и во искуплении своего греха, что пожелала жить с его отцом в одном доме. В это время она живёт только для своего младенца.
60. Искупив грех сердца своего — грех Евы, — она испытывает радость — Божественную радость испытывает Мать Святая всякий раз, когда её муж отсутствует дома. Если же начинается эта великая радость, супруг может вернуться к ней и плотски, хотя бы и до истечения трех лет.
61. Так поучал меня Господь наш Иисус Христос о Матерях Святых.
62. Есть ещё и Праведные Матери, стоящие чином ниже Святых Матерей.
63. Это есть Матери праведников, великие и самоотверженные Матери, питающие в одиночестве детей своих, пока не исполнится им семь лет.
64. Питающие же их пшеницей и всякими фруктами, и дают им родниковую воду.
65. Тот же, кто пытается накормить Праведное Дитя мясом убиенного животного или пищей из молотой пшеницы или сладостями — тот человек — опаснейший враг.
66. Праведная Мать — тигрица для врагов своего ребенка, с ними она борется ногтями и зубами, но жизнь своего ребёнка охраняет.
67. Жёны и Матери, помните: те из вас, которые не хотят рожать грешников и преступников, должны ревностно охранить дитя от пищи ада и всякого прикосновения человека-хищника.
68. Матери же всякого высшего чина делают все то, что определено как прекрасное и доброе для матерей низших чинов.
69. Так учил Господь Живой, с которым много я говорила и о многом Его спрашивала.

Глава 3
1. Велики тайны Матерей, но ещё более великое сказал мне Учитель о Любимых, Жёнах и Девах. Каждые из этих также имеют свои чины и подчинения. Любимые Божии, Любимые Святые и Праведные Любимые; Божественные Жёны, Жёны Святые и Праведные Жёны; Девы Божии, Девы Святые и Праведные Девы. Имеется и чин Сестер и Братьев.
2. Господь много говорил о Жёнах и Девах, но о Любимых ничего мне не сказал. Однажды лишь взглянул на меня с великой скорбью и любовью сказал, что во мне зреет зерно Любимой Божией, но сейчас их побивают камнями. И тогда Он рассказал мне самое тайное — то, что сказал мне в самом конце. Когда я стояла при гробе. Он пришёл и говорил со мною.
3. «Знаешь ли, за что меня распяли, сестра? За то, что я ничего не оставил в руках Лукавого.
4. Вначале он изменил старое писание, написав: Змей искусил Еву яблоком.
5. Я же говорю вам: нет, Бог дал Еве яблоко, чтобы она имела вечную жизнь.
6. Сатана зачеркнул слова, скрыв, что Змий дал Еве мясо животного.
7. И вспыхнуло в Еве зло, и, возлегши, она похотствовала с Дьяволом.
8. И зачала Ева от Дьявола и родила в своем сердце смертный грех — родила стыд Божественного.
9. Когда Истина и Любовь ласкаются, они должны быть нагими.
10. Невинны же те, кто свято чтит и исполняет завет Бога: «Плодитесь и размножайтесь!»
11. Когда Муж и Жена невинны, они должны быть нагими.
12. Но и тут скрыл Сатана истину, когда зачеркнул слова рукой церковников — сквернословов -сквернописцев.
13. Сквернописцы скрыли, как происходили и всегда происходят Любовь и размножение во всей Вселенной.
14. Размножение рода человеческого может происходить лишь по Любви и лишь перед очамиБожиими.
15. Если же третий узнает когда-либо о слиянии двух, будьте уверены, что они уже предались Дьяволу. Так лишь на Земле, а на Небе же все знают: это благословение, потому там все радуются.
16. На Любви лишь Любовь может жениться, а не мужчина с женщиной перед глазами лицемеров и кесарей.
17. И ещё раз вошел Сатана в сердце Евы, а она полным желанием пожелала Адама: чтобы он был только её.
18. Много времени с того прошло, а Ева искала лишь того, чтобы Адам не отлучался от неё. И сейчас в сердцах мужчин и женщин много от Евы. Так через тех Лукавых духов воинство Врага Человеческого смогло вступить на Землю. Так говорил Христос, Сын Божий, Пришедший нас спасти.
19. «Помни, Магдалина, Праведница Небесная, за это наказал Бог Еву, чтобы носила она и рожала в боли, крови и муках. Женщина, зачавшая от Сатаны, по тому познается: платит ему кровавую дань каждый месяц. Потому, что она отреклась от того, чтобы быть Любимой Божией и пожелала Адама только для себя».
20. Адам же не был одинок на Земле и на Небе. К нему приходили многие чины Небесные, многие Любимые, Жёны, Девы, Матери, Братья и Сестры.
21. И сговорилась Ева с чинами Сатаны и дала им клятву, что будет служить им, чтобы только для неё сохранили Адама.
22. И те дали ей три оружия: Страх, Беспокойство и Ревность.
23. Так вошёл Сатана в сердце человека.
24. Поэтому Господь говорит: Сын мой! Дай мне сердце своё!
25. Ева же по тому познаётся: она искала сердце, а не другого. Отделила сердце Адама от чинов и Любимых Божиих и искала его для себя. А дьяволы только того и ждали.
26. И ещё много раз была Ева с Адамом, и был он оскорблён до смерти.
27. И тогда возникли четыре времени года: Весна, Лето, Осень и Зима.
28. Тогда Бог решил изгнать Адама и Еву из Рая, и Рай убрать с Земли. Чины Ада того и ждали: они хотели, чтобы Адам зарабатывал себе пропитание трудом и потом. Войны и труд — это хлеб тёмных сил. В этом Ева — сердце человеческое много помогала им.
29. И ещё много раз зачинала Ева в сердце своём от Сатаны и порождала в мыслях Адама множество исчадий Ада: служителей храма и священников, законников и кесарей, ничтожное племя торговцев, воинов, полководцев, скотоводов, разбойников, толкователей, авторов и восхвалителей царей, строителей, ткачей и прочих. И после всего, блудницу, которая отдавалась им всем из-за благ и деяний.
30. И возопила вся эта адская рать и воззвала к Еве: «Мать! Роди нас на этой Земле, чтобы мы её захватили!»
31. Ещё много раз Ева зачинала от Сатаны в сердце своём, однако утроба её была ещё ненасытна. Она изменила Адаму ещё с первой своей встречи с Сатаной и поэтому стала охранять Адама от измены. Только обесчещенная Дьяволом ищет верность, ибо знает, что такое неверность.
32. Адам же все чаще бывал от неё далёк сердцем. Он тосковал о своих друзьях из других Земель и Небес.
33. Ева смертельно озлобилась на это и решила потребовать от Лукавого средства, чтобы заставить мужа думать только о ней. Поскольку до этого момента Адам больше смотрел вдаль и на Небо, и вспоминал о Еве только раз в месяц. Он всё ещё был Сыном Божиим.
34. Тогда шепнул ей Сатана: «Дай ему поесть мяса!»
35. И ел Адам мясо и забыл заповедь Бога не есть запретное.
36. Тогда ожесточился Адам, как это бывает с собакой, шакалом или гиеной, и начал есть трупы животных. Тогда сразу же он пожелал иметь Еву. И чем чаще Адам убивал и ел животных, тем чаще желал он свою жену. И возликовал Сатана.
37. Ибо знал Сатана: если чьё-либо сердце избегает тебя, захвати его петлей услаждения и похоти.
38. Но не долго пребывал Лукавый в своем убежище. Он хотел сделать своё дело до конца. Внутренне он связывал сердце лестью, внешне же решил связать любовью по закону.
39. Первыми детьми Дьявола, которых родила Ева Адаму, были те, что изготовляют и продают одежды. Торговцы одеждами пожелали иметь богатство и вопросили своего отца, что им делать.
40. Он же сказал им: «Сделайтесь священниками, они объясняют людям зачем им нужны одежды.»
41. Потом Господь спросил Адама в Раю: «Как ты объяснишь то, что ты наг?»
42. Потом Ева родила Адаму строителей. Они построили церкви и синагоги, а священники Ада объяснили людям, что требуется молиться Богу под рукотворным покровом. И начали земледельцы, скотоводы и каменщики ранить и осквернять Землю Божию. Земля же отвечала им бедствиями и страшными болезнями.
43. Ева также научила Адама построить дом в Раю с тем, чтобы мочь скрыть его от глаз Друзей Его с других Земель и Небес.
44. Так, Магдалина, первые люди были изгнаны из Рая и стали рождаться и трудиться в муках, поте и крови.
45. Тогда я спросила у Господа: «Учитель, человек виновен, но я не понимаю, в чем виновата Земля, что люди мучают её и оскверняют своими бесовскими орудиями».
46. Господь же опечалился и замолчал, ничего не сказав. Но я поняла с Его взгляда, который говорил больше Его слов — поняла и эту великую тайну. Так происходит со всякой Землей, сказали очи Его, которая стремится стать супругой Солнца, а не Любимой Божией. И тогда я помыслила: как Господи? Разве не может Солнце иметь супругу? Разве оно раздает себя всем? Любимая же Божия такова: она радуется ласкам Солнца, когда они приходят, но не желает их, когда их нет. Любимая Божия такова: она счастлива, когда Солнце даёт ей жизнь, но ещё, более счастлива, когда оно целует: другую Любимую Божию. Поэтому у Солнца одна супруга, но много Любимых Божиих.
47. Да, у Солнца есть жена, Супруга. Но Господь не говорил мне ничего об этом. И никому ничего доныне не сказал.
48. Много ещё таких тайн объяснил мне Иисус, но я не имею права говорить их людям.
49. Много лжи вставил Лукавый в Святое Писание, много истин извлёк.
50. Расплодились на Земле незаконные дети Сатаны, порабощают, бесчестят, убивают всё живое на своём пути. Сатана же глумится над родом человеческим и говорит: «Ева, раба моя, ты отдала мне своё сердце, и я оплодотворил его ревностью.
51. Ревность создала закон, а закон создал брак; брак создал заботу лишь о своих, а забота создала труд».
52. Труд и война нужны царям и торговцам, чтобы человек забыл Рай и двинулся вслед за бесами.
53. Когда Моисей сказал: «Не пожелай иметь жену ближней своей», Сатана записал: «Не пожелай иметь жену ближнего своего».
54. А в царстве Отца все являются ближними всех.
55. Есть другое царство, под царством Божиим, где каждый имеет своего ближнего, но каждый находит и узнаёт своего единственного и самого ближнего по тому, что тот радуется, когда мы любим и других.
56. «Не пожелай жены с соблазном», — сказал однажды Учитель и объяснил, что означает соблазн. Но Лукавый не записал этого объяснения и вычеркнул его оттуда, где оно было записано.
57. Ибо знает Дьявол: чтобы он мог владеть Землей, прежде всего надо извратить представление рода человеческого о грехе.
58. Плакала, о как я плакала, братья, когда распяли Господа Живого.
59. Но Он и доныне мне является и является одному из любимых Своих учеников. Трое часто мы беседуем, и Он часто водит нас в тысячи областей и Царств на Небе.
60. Много, много Земель и Солнц показал Он нам, многие народы видели мы чудные и пречудные, но нигде не видели одежд, домов и колесниц. Нигде, нигде не слышали мы, чтобы кто-либо называл кого-то «Мой».
61. Я, блудница, на земле, которую хотели побить камнями, была единственной женщиной из этого мира, когда-либо впущенной в Царствие Божие.
62. Сам Господь, показывал нам все эти неизречённые чудеса, часто смотрел на меня и с любовью говорил:
63. «Вот, видишь ли всех этих ангелов, Магдалина? Много между ними тех, которым надо родиться на Земле, потому что они не хотят знать, что такое Любовь».
64. «И ни один из них не вернется в царство Отца Моего, пока не станет тут рабом или блудницей».
65. «Ибо истинно, истинно говорю вам: Никто не спасёт души своей, пока не пожертвует ею».

Мария из Магдалы: Евангелие От Марии Магдалины

Евангелие От Марии Магдалины

Глава 1

1. Бог в рождении Иисуса Христа имел такое же участие, как Солнце в рождении плодов, и все живые существа наполнились жизнью.

2. Велик Ты, праведник Эмазии — страны истинной мудрости и благой невинности.

3. Гордитесь, чада вечной жизни, ликуйте носители зрелой любви, ликуйте и зовите Его, избранные сесть за вашу братскую трапезу.

4. Вот и я, в дурной день рождённая, решила написать о Нём. Многие другие писали, многие другие истину рассказали, но Он поручил — Христос и Дух мне повелели — написать то, что помню о великом подвиге Иисуса.

5. Не могу сейчас писать о Нём, друзья и братья, очень прошу вас, помогите мне — утром, может быть, отойду, лет мне много.

6. Много я видела и пережила, и много уронила слёз, много молитв прочла и многих погребла мёртвых.

7. Но одно помню ясно и помню это истинно и правдиво: жизнь Того, кого распяли, потому что Он говорил о любви.

8. Сатана не замедлил поругать Его, и вижу теперь — от Его слова не осталось почти ничего.

9. А в том, что осталось, часто истина присутствует как не истина, а правда — как неправда.

10. Левое там сделали правым, белое — чёрным, а важнейшее скрыли и решили исторгнуть его с корнем.

11. Так сказал Тот, кого мы любили: «Праведные мои, укажите на живое слово, которое (Я) оставил, потому что те, которые были Мне самыми близкими, будут преданы Лукавому и многие из сих писаний исчезнут. А то, что останется, будет изменено, и мало что из него не будет осквернено».

12. Тогда я спросила Его: «Учитель, как я грешная, могу мериться с Апостолами?»

13. И Он ответил мне: «Грешное в этом мире праведно в царстве Отца Моего».

14. «Жизнь — есть Жизнь любви, а не ненависти».

15. Многие праведные ненавидя осуждают. Говорю вам: «Блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День праведника, который осуждает».

16. «Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?»

17. «Не познаёт ли голубь голубку на глазах у всех? Не гибнет ли род человеческий от лжи, величайшей во всей Вселенной? Не нападают ли бесы и болезни на всех героев и праведников?»

18. «Лучше замолкните и наблюдайте за собой, чем быть погребенным заживо!»

19. «Жив, Магдалина, лишь тот, кто где бы он ни находился, не судит других».

20. Схватили меня тогда и хотели побить камнями. Я, грешная, любила одного, который был женат и имел троих детей. Родные его жены привели меня на площадь, и стали громко кричать: «Убьём блудницу. Она осквернила закон!»

21. Тогда явился Христос и сказал им: «Тот, кто считает себя безгрешным, пусть первым бросит в нее камень!» Так сделал сын Человеческий, что толпа разошлась.

22. Потом он приблизился ко мне и стал на колени.

23. О Сион, я вся горела от страха и стыда. В душе моей совершилось великое, я пала на землю и сильно рыдала. Он гладил меня по волосам и говорил:

24. «Сестра, зорька небесная, найди силы меня выслушать. Много зла на этой земле, много лжи сказано лукавым. Забудь, что ты грешница, сестра, и скажи мне: живёт ли твое сердце, когда ты любишь?»

25. «Живет, Господи! Когда я не люблю, оно мертво!»

26. «Люби тогда, сестра небесная, люби со всей силой, и не греши в другой раз, думая, что ты грешна».

27. Так, братья, я впервые встретила Живого Бога на Земле.

Глава 2

1. Тот, кого распяли и кто воскрес из мёртвых, жил среди овец просто и свято.

2. Многие слушали Его, некоторые были посвящены в слово Мудрости, однако лишь один достиг вечной жизни.

3. Это — Святой брат и Апостол Иоанн, чистейший от всякого знания Неба и Земли.

4. Созданный Духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до Дна, до Сердцевины Его Слова.

5. Он привел меня к Нему, он чистил меня от постыдных слов и мыслей, которыми сыновья Лукавого хулят дочерей Божьих.

6. О, блаженная я, побеждённая Христом! Я, просительница милости Иоанновых друзей. Я последняя ученица Благого на этой земле!

7. Последняя в глазах пророков и апостолов — ревнивых хранителей старого ассирийского и вавилонского Учения.

8. Так учил Христос в последние дни Свои на земле в то время: «Истинно, истинно говорю я тебе, ты — та, которую избрал Бог, чтобы спасти этот мир от погибели!»

9. «Радуйся, дшерь Сиона! Царство Божие не принимало до нынешнего дня женщины или матери с этой земли: ты же, Магдалина, подошла уже совсем близко к Его порогу».

Мариинское Евангелие

Марии́нское Ева́нгелие или Мариинское Четвероевангелие (латинское название — Codex Marianus) — глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл В. И. Григорович в русском скиту Пресвятой Богородицы (в честь которой рукопись и называется) Ксилургу на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром Григ 6 или Муз 1689 (ф. 87). Два начальных листа позже нашёл А. Миханович и подарил Ф. Миклошичу, после смерти которого они поступили в Народную библиотеку в Вене, где и хранятся под шифром Cod. Slav. 146. Шесть первых и два последних листа отсутствуют.

Памятник создан в Македонии, писцом был серб или болгарин.

Первые издания рукописи принадлежат Миклошичу (1850), который опубликовал фрагменты Михановича, и И. И. Срезневскому (1866), который в своё издание «Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллическими» включил отрывки из части Григоровича. Полное научное издание (в транслитерации кириллицей) принадлежит И. В. Ягичу: Quattuor evangeliorum versionis palaeoslovenicae codex Marianus glagoliticus, Berlin & St. Petersburg: Weidmann, 1883 . Факсимильного издания нет, хотя отдельные листы часто воспроизводятся в палеографических альбомах, учебниках старославянского и т. п.

В рукописи сильные редуцированные гласные уже чаще заменяются буквами о, е, слабые же не обозначаются, то есть буквы ъ, ь. опускаются или смешиваются:

  • золъ вместо зълъ
  • дьвѣ вместо дъвѣ
  • дєнь вместо дьнь
  • вьнѣ вместо вънѣ

Мариинское Евангелие — памятник старославянского языка сербской редакции, в нём нашли отражение некоторые сербские фонетические особенности, внесённые в старославянский текст сербским писцом. Здесь смешиваются буквы ѫ и ѹ, ѭ и ю:

  • мѫжѫ вместо мѫжоу
  • лѭбъвє вместо любъвє

В начале слов употребляется ѹ вместо въ:

  • ѹсєлєнѫѭ вместо въсєлѥнѫѭ и др.

Всё это — отражение фонетических особенностей живого сербского языка того времени.

Примечания

  1. Ремнёва М. Л. Старославянский язык. — М.: Академический проект, 2004. — С. 58. — ISBN 5-8291-0270-6.
  2. Цейтлин Р. М., Вечерка Р., Благова Э. Старославянский словарь. — М.: Русский язык, 1994. — С. 14. — ISBN 5-200-01113-2.
  3. Ремнёва М. Л. Старославянский язык. — М.: Академический проект, 2004. — С. 59. — ISBN 5-8291-0270-6.

Ссылки

  • Мариинское Евангелие
  • Мариинское евангелие в Викитеке
  • Евангелие от Матфея (перенабор Мариинского евангелия в html)
  • Евангелие от Марка (перенабор Мариинского евангелия в html)
  • Евангелие от Луки (перенабор Мариинского евангелия в html)
  • Евангелие от Иоанна(перенабор Мариинского евангелия в html)
  • Codex Marianus (Мариинское евангелие на глаголице и кириллице параллельные, подстрочные тексты)