Евгений Юрьевич стеблов

Евгений Стеблов

Биография

Врожденный талант народного артиста РФ Евгения Стеблова переоценить действительно сложно: этот актер поучаствовал в таких картинах, которые со временем стали классикой жанра. Евгений Юрьевич показал себя как разноплановый артист, например, он умудрился выступить в роли Иоганна Себастьяна Баха («Ужин в четыре руки», 1999) и перевоплотиться в князя Алексея («Сибирский цирюльник», 1999). Когда актеру в 2010 году исполнилось 65 лет, его лично поздравил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Детство и юность

В 1945 году заканчивается Великая Отечественная война: вечером 8 мая вооруженные войска Адольфа Гитлера отступают, что становится для СССР началом жизни с чистого листа. У народа появляется вера в светлое будущее, а руководство Советского Союза под предводительством Сталина разрабатывает четвертый пятилетний план, который должен восстановить народное хозяйство и промышленность страны. Именно в это смутное и пока еще непонятное время 8 декабря 1945 года в Москве родился великий актер – Евгений Стеблов.

Актер Евгений Стеблов

Семья Евгения происходит из древнего рода дворян: его прапрадед – Павел Акинфиевич – служил на заводе Демидовых, а сын Павел Павлович был генералом, депутатом городской думы, а также директором мужской гимназии в Рыбинске. По слухам, в музее этого города хранится фотография Владимира Александровича, брата Александра III: на снимке запечатлен великий князь в окружении первых лиц Ярославской области, среди которых значатся прадед актера, а также Сергей Владимирович Михалков – дальний родственник Никиты Михалкова.

Евгений Стеблов в детстве и юности

Примечательно, что дедушка Евгения – Виктор Павлович – вел себя скромно и не делал свое знатное происхождение достоянием общественности, предпочитая указывать в графе социального положения, что он не из рода дворян, а из «служащих». Маленький Женя рос и воспитывался в среднестатистической квартире советского типа, которая была расположена неподалеку от Северо-Восточного округа Москвы – Марьиной рощи. Как известно, эта местность имела дурную славу и ассоциировалась у жителей столицы как криминальный район. Поэтому ночной шум на улице и драки хулиганов стали привычными для многих семей.

Маленький Евгений Стеблов вместе с родителями

Отец будущего актера – Юрий Викторович – трудился радиоинженером и был ревностно увлечен своей профессией; мать Евгения – Марта Борисовна – работала учительницей, а позже стала директором школы. В интервью актер вспоминал, что на каждое торжество на столе вместе с праздничным пирогом стоял новенький радиоприемник, собранный его отцом (правда, потом Юрий его все-таки разбирал и принимался за новый). Также в силу специальности главы семейства в доме Стебловых появился телевизор, что для тех времен считалось невиданной роскошью. Благодаря этому чудо-аппарату Женя обзавелся многочисленными знакомыми: с интеллигентным мальчиком старались общаться даже отпетые хулиганы.

Евгений Стеблов в молодости

Евгений Юрьевич рассказывал, что в детстве на зависть другим детям он не ходил в садик: летом ребенок резвился в деревне, а зимой, пока родители были на работе, за Женей присматривали родственники. Большую часть своего времени мальчик проводил с дедушкой: они часто гуляли по Останкинскому парку и посещали музеи. Примечательно, что Шереметьевский театр оставил в душе мальчика неизгладимые впечатления.

Молодой Евгений Стеблов

Наблюдая за красочной игрой актеров, Женя воодушевился тем, что все герои – это не сказочные персонажи, а обычные люди, переодетые в сценические костюмы и маски. Поэтому, когда остальные мальчики мечтали о профессии космонавта или пожарного, юноша понял, что его судьба непременно будет связана с актерским мастерством. В комнате Жени даже был свой собственный кукольный театр, а все игрушечные «лицедеи» изготавливались его бабушкой.

Театр

Юрий и Марта не препятствовали увлечению своего чада, однако все же мечтали, что Женя выберет гуманитарную стезю. В надежде на то, что их сын станет учителем филологии, мама и папа будущего актера не пожалели денег на репетитора по литературе, который, по их мнению, должен был направить юношу на «истинный путь». Но по иронии судьбы преподаватель оказался страстным любителем театра, и именно он посоветовал Стеблову записаться в драматический кружок.

Евгений Стеблов в молодости

Евгений Юрьевич часто вспоминает о былых временах, проведенных в студии при драматическом театре имени К.С. Станиславского. И это неудивительно, ведь актеру приходилось общаться с будущими мэтрами российского кино – Инной Чуриковой, Никитой Михалковым, Александром Пашутиным и другими знаменитыми деятелями.

Евгений Стеблов в спектакле «Свадьба Кречинского»

После окончания школы Стеблов не подчинился родительской воле и стал студентом Театрального института имени Бориса Щукина – одного из самых престижных вузов страны. По слухам, российская актриса Цецилия Мансурова (знакомая бабушки Евгения) помогала молодому человеку в подготовке к вступительным экзаменам. Первоначально будущий актер хотел стать учеником МХАТа, однако приемной комиссии не понравилось выступление Евгения, который страстно читал стихи Владимира Маяковского.

Евгений Стеблов в театре

Окончив вуз, с 1966 года Евгений Юрьевич служит в Ленкоме, с 1967 по 1968 года работает в театре Советской армии, а в 1969-ом Стеблов переходит в театр им. Моссовета, на подмостках которого выступала Фаина Раневская. Он играл в таких классических спектаклях, как «Старик» (М. Горький), «Вишневый сад» (А. Чехов), «Василий Теркин» (Твардовский), «Бабье лето» (Менчелла) и т.д.

Фильмы

Впервые перед режиссерскими камерами Евгений Юрьевич появился в 1958 году – это была драма «Юность наших отцов». Однако мимолетная роль не принесла популярности Стеблову (имя молодого человека не указали в титрах). Зато уже в 1969 году актер принимает участие в культовом фильме, который был на слуху чуть ли не у каждого советского школьника и взрослого. Это была картина Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где Евгений сыграл незаурядного юношу, мечтающего об отсрочке в армии, Сашу Шаталова.

Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»

С первых дней на съемочной площадке молодой человек показал себя как профессиональный актер. Поэтому неудивительно, что именитые режиссеры чуть ли не каждый год приглашали Стеблова в свои фильмы. В фильмографии Евгения Юрьевича есть примечательные работы, которые вошли в историю кино. Несмотря на то что киноискусство идет в ногу со временем и появляются новые технологии, российские зрители все равно отдают предпочтение отечественным картинам, которые снимались в СССР.

Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»

Евгения Стеблова можно увидеть в таких знаменитых киноработах, как «Перекличка» (1966), «Егор Булычов и другие» (1971), «Не ходите, девки, замуж» (1985) и т.д. Помимо прочего, в 1981 году актер вместе с Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зеленой снялся в культовом детективе по роману Сэра Артура Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», где Евгений исполнил роль загадочного доктора Мортимера.

Евгений Стеблов в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

В 1982 году Стеблов снимается в детском мюзикле «Не хочу быть взрослым», в котором перевоплощается в Дмитрия Константиновича Орлова, отца Павлика. За эту роль артисту присвоили Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской. Также в этой картине поучаствовали Наталья Варлей, Павел Винник, Нина Агапова, Валентина Ушакова и другие актеры.

Личная жизнь

В интервью Евгений вспоминал, что в детстве он был довольно влюбчивым: когда мальчику было 12 лет, он проявлял чувства к соседской девочке. По слухам, в молодости статный Стеблов (рост актера –185 см) пользовался повышенным вниманием у женского пола. Однако стоит сказать, что Евгений Юрьевич – примерный семьянин.

Евгений Стеблов с женой Татьяной Осиповой и сыном Сергеем

В 1971 году актер нашел свое счастье и сделал предложение руки и сердца Татьяне Осиповой, работавшей финансистом. В 1973 жена родила ему сына Сергея, который пошел по стопам отца. После смерти Татьяны в 2010 году Евгений женился во второй раз на Любови Глебовой.

Евгений Стеблов и Любовь Глебова

Из биографии актера известно, что он – верующий человек. В 1976 году мужчина попал в автомобильную аварию и чудом остался в живых. До трагического события Евгения Юрьевича пригласили в картину Трилецкого «Неоконченная пьеса для механического пианино», однако Стеблову не было суждено поучаствовать в этом фильме, так как после несчастного случая актеру понадобились месяцы реабилитации. Автокатастрофа заставила его заново взглянуть на жизнь:

«Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал» – признавался актер в интервью. Евгений Стеблов в 2017 году

Помимо прочего, Евгений Стеблов попробовал себя в качестве писателя: в 2005 году выходит его книга «Против кого дружите?» Также известно, что актер неравнодушен к политике, например, в 2014 году он поддержал стратегию В.В. Путина на Украине и Крыму.

Евгений Стеблов сейчас

Евгений Стеблов не участвует в режиссерских работах с 2015 года: тогда он появился в документальном фильме «Сохрани мою речь навсегда».

Фильмография

Евгений Стеблов: биография, фото, семья и дети, личная жизнь, творчество

Евгений Юрьевич появился на свет 8 декабря 1945 года. Род актера имеет благородное происхождение, о чем по понятным причинам в советское время умалчивалось. Прапрадед Евгения Стеблова был директором Рыбинской гимназии, купцом.

Детство

Мальчик появился в семье радиоинженера и учительницы. Проживали они в квартире на 1-й Мещанской улице у Рижского вокзала в Москве. В соседнем доме жил Владимир Высоцкий. Он был старше на 8 лет, поэтому они не водили дружбу, для детей это существенная разница в возрасте. Общаться они начали позже, когда оба стали иметь отношение к творчеству.

Когда Евгений был ребенком, отец смастерил ему кукольный театр из подручных материалов. Куклами служили резиновые клизмы. Приделывали нос из пробки и стеклянные глаза. С этим театром Евгений Стеблов выступал везде, где было можно: в школе, во Дворце пионеров и даже во дворе собственного дома, собирая первых зрителей. Он написал письмо в театр кукол Образцова, на которое ответили приглашением на обучение кукольному мастерству. После посещения театра над юным кукловодом взяла шефство Екатерина Васильевна Успенская (заслуженная артистка). Она помогла Евгению развить талант владения голосом.

Выбор судьбы

Несмотря на явные способности сына, отец планировал для него серьезную профессию и поступление на филологический факультет. Для Евгения пригласили преподавателя по русскому языку. По иронии судьбы преподаватель оказался заядлым театралом. С его помощью Евгений попал в театральную студию. Совместно с Никитой Михалковым, Инной Чуриковой, Виктором Павловым он обучался азам искусства при Драматическом театре им. Станиславского. Благодаря этому стечению обстоятельств он осознал свое истинное предназначение и решился поступать на актерский факультет.

Пройти конкурс во МХАТ у Евгения не получилось (он читал стихи Маяковского). После смены репертуара с первой попытки он был зачислен в Щукинское театральное училище.

Саша Шаталов

Поступление в училище состоялось в 1962 году. Удивительно, но во МХАТе начинающим артистам категорически не разрешали сниматься. Поэтому, поступи Евгений Стеблов туда, он бы лишился первой роли, сделавшей его узнаваемым артистом. В Щукинском училище съемки также не поощряли, но разрешали в исключительных случаях.

На съемки картины «Я шагаю по Москве» Евгений попал случайно. В то время молодые артисты театральных вузов прогуливались по «Мосфильму» в надежде, что их заметят. В их числе был Евгений Юрьевич с товарищем. По пути им повстречался однокурсник и предложил посетить съемочную площадку картины «Я шагаю по Москве». Там набирали артистов на съемки.

Биография Евгения Стеблова наполнена счастливыми совпадениями. В этот раз случилась подобная история: актера на роль Александра Шаталова режиссер уже нашел. Роль была одной из основных, и менять актера не собирались, пока Данелия не увидел фотопробы Стеблова. Режиссер поменял свое решение. Евгений об этом не подозревал несколько лет.

Дебют

«Я шагаю по Москве» сняли в стиле столичной романтической истории. Партнерами Стеблова по фильму были никому тогда не известные Никита Михалков, Галина Польских, Алексей Локтев. Фильм повествует о молодости, о том, что в жизни можно достичь всего, что хочется. Картина получилась легкой и имела оглушительный успех у зрителя. Дополняет ее удивительно подходящая городу и настроению фильма музыка композитора Андрея Петрова.

В биографии актера Евгения Стеблова эта роль относится скорее к комедийным. Саша Шаталов – молодой человек, неловкий, высокий и худой. Готовится к службе в армии и перед этим решил сыграть свадьбу. И у него никак не получается договориться со своей невестой.

После выхода картины артисты, занятые в ней, что называется, проснулись знаменитыми. Между Евгением Стебловым и Никитой Михалковым зародились дружеские отношения. Эта дружба длится и по сей день. Вот что говорит Стеблов об обрушившейся на него славе:

Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели стать мастерами, актерами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звездность ничего не говорит о качестве дарования. Честно говоря, я не понимал, в чем успех-то мой. Меня все хвалили, а я не понимал. Мне казалось, что это какой-то обман, что скоро все раскроется и будут просто бить.

Кино

Следующей становится киноповесть «Первый троллейбус». Через год после ее выхода Евгений получает основную роль в киноленте «До свиданья, мальчики». Это кино о подростковых отношениях и дружбе. Романтичное и светлое. В первый раз на экраны попадает эпизод интимных отношений между молодыми людьми. Снято было предельно тактично и без пошлостей. Сцена была невинная и наивная. Евгений очень переживал перед съемками и не спал, обдумывая роль.

Судьба картины была запутанной. Цензура вырезала некоторые сцены. Полностью в первоначальном виде фильм на суд зрителей предстал только в 1980-х годах. За Евгением Стебловым закрепился образ нескладного юноши, доброго и застенчивого. Этот образ взрослел вместе с ним на протяжении всей творческой деятельности.

Значимой картиной, в которой снялся Евгений во время обучения в Щукинском училище, считается картина «Перекличка». За ней в биографии Евгения Стеблова следует «Когда играет клавесин». В «Перекличке» Евгений опять встретился на съемочной площадке с Михалковым. Этот фильм закрепил их дружбу. Позднее Никита Сергеевич снимет дебютную картину «А я уезжаю домой». Основой для фильма стал рассказ Евгения Юрьевича.

Первые шаги в театральной карьере

Шел 1966 год. Евгения после окончания училища распределили в коллектив Театра им. Ленинского комсомола. Управлял коллективом знаменитый Анатолий Эфрос. Молодой артист получил несколько ролей, но отработать там довелось не полный сезон. Коллектив театра расформировали.

Следующим местом работы стал Театр Советской армии, его Евгений покинул по причине неразрешимых противоречий.

Театр им. Моссовета

Сюда Евгений Юрьевич устроился тремя годами позднее. На подмостках сияли звезды: Раневская и Орлова, Марецкая и Плятт. В биографии Евгения Стеблова это время отмечено как великое счастье. Играть на одной сцене с великими артистами – мечта многих его современников.

Как и его знаменитые коллеги, Стеблов отличался несдержанностью в словах и острым языком. У него сложились сложные отношения с директором театра. В то время им руководил Лев Федорович Лосев. Следствием конфликта стало финансовое давление со стороны руководства.

На знаменитых подмостках Стеблову довелось прожить много ролей. На протяжении долгих лет любовью зрителей пользовалась постановка «Миллион за улыбку». Спектакль «Пять углов» собирал положительные отзывы критиков.

1968-1975 годы

В этот период биография Евгения Стеблова пополнилась комедийными образами. С интересом публика приняла фильм «Урок литературы», здесь он сыграл учителя, отличающегося исключительной правдивостью. Потом вышел в прокат «Вас вызывает Таймыр» (роль Андрея Гришко).

Никита Михалков снимает киноленту «Раба любви» о звездах немого кино. Евгению Стеблову досталась роль Канина. В Советском Союзе первый раз появился герой, предпочитающий однополые отношения. Стеблов справился, несмотря на сложности, блестяще. Прототипом Канина стал актер Полонский. Этот артист был знаменит в эпоху немого кино. Готовясь к роли, Стеблов ознакомился с работами Полонского. Не выявив особенностей, Евгений решает самостоятельно добавить герою индивидуальности. Так у Канина появился тонкий голосок, подчеркивающий противоположную экранному образу сущность актера.

Личная жизнь

Евгений Стеблов всегда отличался эффектной внешностью. Высокий и стройный молодой человек интеллигентной наружности. Модного покроя брюки, яркие носки, стильная прическа – Евгений пользовался популярностью у женщин.

В 1971 году он женился на Татьяне Осиповой. Семейный очаг сохранялся на протяжении 38 лет. Татьяна с рождения болела пороком сердца. Врачи боролись с диагнозом 17 лет. Было проведено три операции на сердце, после последней она скончалась. Евгений Юрьевич с трепетом и вниманием относился к супруге на протяжении всей жизни. Долгие семейные отношения – редкость в актерской среде. Крепкий тыл много значил в биографии Евгения Стеблова.

Личная жизнь актера со смертью супруги не закончилась. По прошествии достаточного времени Евгений Юрьевич второй раз связал себя узами брака с женщиной по имени Любовь. Вот что он говорит о смерти первой жены:

Может, кому-то это странно слышать, но я не воспринимаю уход Тани как трагедию. Я ее не потерял, она со мной. Таня ведь существует. Только в других пространствах. Все, что между нами было, – наша жизнь, общее прошлое, воспоминания, никуда не делось.

Вера

В 1976 году Стеблову дают новую роль в киноленте «Неоконченная пьеса для механического пианино». По дороге на съемки актер попадает в аварию. После нее Евгений Юрьевич перенес операцию, в ходе которой задели нерв и у актера парализовало руку.

Пришлось делать еще несколько операций, чтобы восстановить работоспособность руки. В ходе этих событий эмоциональный характер артиста нашел утешение в православной вере. В это время Евгений Юрьевич принял крещение совместно с супругой Татьяной. По сей день он остается верующим человеком. У Евгения Стеблова в эти годы произошла переоценка ценностей.

Сын

Сергей Стеблов родился в 1973 году. В начале карьеры он пошел по стопам отца и окончил Щукинское училище. Рождение ребенка тяжело далось супруге Евгения Юрьевича Татьяне: беременность была сложной, с опасными для жизни ребенка и женщины родами. Детей у супругов больше не появилось.

Но у жизни свои планы. В биографии сына Евгения Стеблова православная вера сыграет самую важную роль. Сергей после смерти матери и развода с женой покинул этот суетный мир и ушел в монастырь. О своем желании он сообщил отцу в письме. Евгений Юрьевич отговаривать сына не стал, знал, что он принял решение взвешенное и обдуманное.

Как я воспринял его решение? Спокойно, с пониманием. Для меня важно, чтобы Сережа был счастлив так, как он видит свое счастье. А не по моим представлениям о его счастье.

В заключение

Известен огромным количеством ролей Евгений Стеблов. Биография, личная жизнь, дети – все это интересует его поклонников, но все же основное внимание приковано к его творчеству. Самой узнаваемой можно назвать роль отца, мужа и зятя в картине «По семейным обстоятельствам».

Одну из последних ярких ролей исполнил Евгений Юрьевич в 1998 году. Это роль Великого князя в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова.

Евгений Стеблов талантлив не только как актер, в его биографии присутствует и педагогическая практика. Евгений Юрьевич работает преподавателем в РАТИ. Театральная деятельность по-прежнему присутствует в биографии Евгения Стеблова. Семья его, благодаря новой супруге Любови, расширилась (у нее есть дочь от первого брака и внучка), и Евгений Юрьевич осваивает роль дедушки.

Евгений Стеблов — биография, информация, личная жизнь

Евгений Юрьевич Стеблов. Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1993).

Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве.

Отец — Юрий Викторович Стеблов (1924—2000), радиоинженер.

Мать — Марта Борисовна, учительница.

Семья жила в коммуналке с родителями отца, на семью было две смежные комнаты — в одной жил он с мамой и папой, в другой — дедушка и бабушка. Как рассказывал актер, его дед — Виктор Павлович Стеблов — оказал на него большое влияние, «он был дворянин, занимал высокий пост, железнодорожный генерал», а воспитывал внука своим примером.

Евгений Юрьевич знает родословную, начиная от прапрадеда — Павла Акинфиевича Стеблова, который был крепостным на заводах Демидова в Нижнем Тагиле, затем проживал в Томске, стал купцом 3-й гильдии. Прадед актёра — Павел Павлович Стеблов (1850—1914) — купец, генерал, депутат городской думы, был инспектором и директором мужской гимназии в Рыбинске.

Дядя — Виктор Викторович Стеблов, был знаменитым в Москве библиофилом, директором книжного магазина «Москва» начиная с его открытия в 1958 году.

Бабушка была учительницей, как и его мама.

Отец в детстве соорудил для него домашний кукольный театр. «Я из него несколько лет буквально «не вылезал»», — вспоминал актер. А его мать обожала Московский Художественный театр, куда часто водила сына. Поэтому он вырос в атмосфере уважения к искусству.

Также с детства любил кино, по его словам, обожал Любовь Петровну Орлову — впоследствии ему повезло работать с ней в одном театре.

Родители хотели, чтобы он стал филологом, однако Евгений стремился на сцену. Как он рассказывал, его «крестной мамой в театре» стала знаменитая Цецилия Львовна Мансурова — первая исполнительница роли вахтанговской принцессы Турандот. Его бабушка была знакома с ней с детства и когда он собрался поступать на актерский факультет, то попросила свою старую знакомую посмотреть внука. «Моя бабушка нашла телефон Мансуровой, позвонила. Цецилия Львовна приняла меня у себя дома, я ей показался, и она посоветовала мне поступать, благословила меня», — вспоминал он.

После школы поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина, которое окончил в 1966 году. После вуза стал актером Московского театра им. Ленинского комсомола, в котором был занят в спектаклях: «Похождения зубного врача» А. М. Володина — зубной врач; «До свидания, мальчики» Бориса Балтера — Витька Аникин; «Судебная хроника» Я. И. Волчека.

В 1967—1968 годах служил в Центральном академическом театре Советской армии, играл в постановке «Часовщик и курица, или Мастера времени» Ивана Кочерги (режиссёр: Л. Е. Хейфец, роль — Юркевич).

С 1969 года — актёр театра им. Моссовета. Среди его работ в этом театре: «Старик» М. Горького — Павел; «Топаз» — Топаз; «Возможны варианты» — Игорь; «Братья Карамазовы» — Алеша Карамазов; «Пять углов» — кавторанг Миша; «Миллион за улыбку» А. Софронова; «Правда — хорошо, а счастье лучше» — Платон; «Гедда Габлер» — Бракк; «Двенадцатая ночь» — Мальволио; «Возможная встреча» — Бах; «Фома Опискин» — Ростанев; «Вишневый сад» — Гаев; «Василий Теркин»; «Турбаза»; «Комната»; «Егор Булычов и другие»; «Карнавал»; «Полиция»; «Как важно быть серьезным»; «Чайка».

В кино начал сниматься еще будучи школьником, с 1958 года. Первые роли были эпизодическими и его даже не указывали в титрах. А уже в 1963-м он получил свою первую звездную роль — Саши Шаталова в известной советской картине режиссера Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»

После этого фильма на него сразу обрушилась слава. Как отмечал Евгений Юрьевич, медные трубы ему удалось выдержать из-за повышенной требовательности к себе: «Меня спасал комплекс неполноценности, я часто себе не нравился. Когда началось повышенное внимание ко мне после фильма «Я шагаю по Москве», я не понимал, за что. Мне казалось, что это какой-то обман, сейчас все вскроется и будут бить. Только через несколько лет, посмотрев фильм и увидев себя на экране отстраненно, я понял, что хорошо там поработал. Никакого зазнайства у меня не возникало».

В целом же Георгий Николаевич Данелия открыл ему дорогу в большой кинематограф.

Далее были успешные работы в картинах «Первый троллейбус», «До свидания, мальчики». Правда, с последним фильмом возникли сложности. Сначала он не вышел на экраны в связи с наличием неприемлемых для того времени сцен. Картину порезали, а затем и во все задвинули на полку. Только в начале 1980-х фильм «До свидания, мальчики» вышел на экраны в первозданном виде.

Заметными стали его роли учителя Константина Михайловича в ленте «Урок литературы», геолога Андрея Гришко в приключенческом фильме «Вас вызывает Таймыр», актера Леши Канина в мелодраме «Раба любви».

В 1977 году на экраны вышел культовый советский фильм «По семейным обстоятельствам», в котором он исполнил роль зятя Игоря, который живет в квартире тещи (ее сыграла Галина Польских) и никак не может с ней ужиться.

Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»

В 1984-м он получил Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской за исполнение роли папы Димы в фильме «Не хочу быть взрослым».

В 1990-е наиболее заметной ролью стала роль великого князя в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». В 2000-е снимался в телесериалах. Среди его работ – ленты «Центральный округ», «Сыщики-2», «День Выборов», «Сыщик Путилин», «Привет, киндер» и другие.

Евгений Стеблов выступил как режиссёр ряда спектаклей. Написал повесть «Возвращение к ненаписанному» (1983). Иногда выступал на страницах СМИ со статьями.

Много снимался в документальных фильмах, посвященных ушедшим актерам.

В 2001 году Евгений Стеблов был ведущим телеигры «Клад графа N» на телеканале ТВЦ.

В 2004 году а Театральном центре СТД «На Страстном» поставил и сыграл главную роль в спектакле «Адвокат» Джона Мортимера.

12 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Евгений Стеблов в программе «Наедине со всеми»

Рост Евгения Стеблова: 185 сантиметров.

Личная жизнь Евгения Стеблова:

Первая жена — Татьяна Ивановна Осипова (1945—2010), финансист.

В браке 13 марта 1973 года родился сын Сергей, окончил Театральное училище имени Б. Щукина, был актёром, сценаристом, режиссёром, продюсером. В 2010 году поступил в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.

Евгений Стеблов и первая жена Татьяна Осипова

После смерти жены Татьяны, с которой актер прожил 38 лет, он сильно переживал. Кроме того, кончина матери сильно повлияла на их сына Сергея. Поначалу он пропал и Евгений Стеблов несколько месяцев не знал, где он. Затем Сергей объявился, прислал письмо Евгению Юрьевичу, что решил стать священнослужителем и поселился в подмосковном монастыре.

Вскоре он встретил другую женщину.

Вторая супруга — Любовь Владимировна Глебова, финансист (имеет дочь и двух внуков). Их познакомили общие друзья.

Евгений Стеблов и вторая жена Любовь Глебова

На протяжении многих лет занимается йогой, имеет свою систему занятий.

Фильмография Евгения Стеблова:

1958 — Юность наших отцов — эпизод (нет в титрах)
1959 — Баллада о солдате — эпизод (нет в титрах)
1963 — Я шагаю по Москве — Саша Шаталов, друг Коли
1963 — Первый троллейбус — тунеядец-заика (нет в титрах)
1964 — До свидания, мальчики — Володя Белов
1965 — Перекличка — Саша Амельченко
1966 — Когда играет клавесин (короткометражный) — Костя, студент Константин Иванович
1968 — Урок литературы — Константин Михайлович
1969 — Похищение — Саша, пожарный, активист xудожественной самодеятельности
1970 — Вас вызывает Таймыр — Андрей Николаевич Гришко, геолог
1971 — Егор Булычов и другие — Тятин Степан, двоюродный брат Звонцова
1972 — Укрощение огня — Иннокентий Башкирцев, брат
1973 — Высокое звание — Ефим Захарович Корольков, красноармеец
1973 — Василий Тёркин (фильм-спектакль) — рассказчик
1975 — Раба любви — Лёша Канин, актёр
1976 — Топаз (фильм-спектакль) — Альберт Топаз, учитель в школе-пансионе
1976 — Рождение — Журавлев
1976 — Рассказы Марка Твена (фильм-спектакль) — Марк Твен
1976 — Принцесса на горошине — Поэт
1977 — Семейная история (фильм-спектакль) — Женя
1977 — Провинциальная история (фильм-спектакль) — Николай Аркадьевич Осинин
1977 — По семейным обстоятельствам — Игорь, зять
1977 — Любовь Яровая (фильм-спектакль) — Иван Колосов, телефонист
1978 — Расписание на послезавтра — Куликов, профессор, заведующий лабораторией
1978 — Пока безумствует мечта — Ширинкин, правая рука Щетинкина
1979 — Родное дело — Костя
1979 — Пена — Просов, жених Викторины, журналист
1979 — Несколько дней из жизни И.И. Обломова — отец Обломова
1979 — Дачная жизнь (фильм-спектакль) — Павел Матвеевич Зайкин
1980 — Ты должен жить — Дима Щепов
1980 — Бенефис Татьяны Дорониной (фильм-спектакль)
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Доктор Джеймс Мортимер
1981 — Миллион за улыбку (фильм-спектакль) — Геннадий Карташёв
1981 — Безобразная Эльза (фильм-спектакль) — Уску Аалманен, студент-химик
1982 — Фитиль Путевка в жизнь, №244 (короткометражный)
1982 — Не хочу быть взрослым — Дима, папа Павлика
1982 — Культпоход в театр — Виктор Скоробогатов, писатель, автор пьесы
1984 — Осенний подарок фей — поэт
1985 — Русь изначальная — Ипатий
1985 — Не ходите, девки, замуж — Андрей, женский мастер-парикмахер
1986 — Суд над судьями (фильм-спектакль) — Рудольф Петерсен
1986 — Не забудьте выключить телевизор — Илья Степанович Гуров
1988 — Цитата (фильм-спектакль) — Антон Молочников
1989 — СВ. Спальный вагон — Иван Сидоров, снабженец
1989 — Комедия о Лисистрате (Lisistrata) — Агафон
1990 — Наш человек в Сан-Ремо — известный композитор
1990 — Каталажка — Валериан Николаевич Бочков, диктор на радио
1991 — Еврейское счастье (короткометражный) — Марк Гершенгорин
1993 — Налетъ — майор
1993 — Макаров — Федор Протасов
1994 — Чёрный клоун — Генрих, друг Эды
1998 — Сибирский цирюльникъ (Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský) — великий князь
1999 — Фома Опискин (фильм-спектакль) — Егор Ильич Ростанев
1999 — Ужин в четыре руки — Иоганн Себастьян Бах
2000 — Новый год в ноябре — Искрин
2000 — Любовь.ru
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — доктор Джеймс Мортимер
2000 — Аномалия — Таппер
2001 — Конференция маньяков — Кроткий
2002 — Кино про кино — Лев Андреевич, сценарист
2003 — Сыщики-2 — Андрей Мартынович Тобольский
2003 — Серебро и чернь (документальный)
2003 — Москва. Центральный округ — Генрих Петрович
2003 — Вечерний звон — сценарист
2004 — Слушатель — Федулов Антон Андреевич
2005 — Как уходили кумиры. Вера Марецкая (документальный)
2007 — Чайка (фильм-спектакль) — Евгений Сергеевич Дорн, врач
2007 — Сыщик Путилин — граф Шувалов
2007 — Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2007 — Ольга Остроумова. Очень личное (документальный)
2007 — Истории и легенды Ленфильма. Собака Баскервилей (документальный)
2007 — День выборов — Сан Саныч, главный режиссер областного театра
2008 — Я знаю, как стать счастливым!
2008-2009 — Неизвестная версия (Невідома версія) (Украина, документальный)
2008 — По семейным обстоятельствам (Украина, документальный)
2008 — Простите, голуби… История двух одиночеств (документальный)
2008 — Привет, киндер! — Емеля Геннадьевич, главврач
2009 — Золотая страна — Ник Джонс (нет в титрах)
2009 — Человек в кадре. Евгения Ханаева (документальный)
2009 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (Украина, документальный)
2010 — Фильм про фильм. Я шагаю по Москве. Вечное обаяние молодости (документальный)
2010 — Никита Михалков. Сами с усами (документальный)
2010 — Марина Дюжева «Я вся такая внезапная, противоречивая…» (документальный)
2010 — Человек в кадре. Борис Иванов (документальный)
2012 — Острова (документальный)
2012 — Алексей Коренев. Незнакомый режиссёр знакомых фильмов (документальный)
2012 — Здравствуйте, я ваш Калягин! (документальный)
2013 — Студия 17 — Олег Петрович Манохин, учёный
2013 — Свадьба Кречинского (фильм-спектакль) — Пётр Константинович Муромский, ярославский помещик
2013 — Жить дальше — Иван Григорьевич Левинский

Озвучивание Евгения Стеблова:

Сценарии Евгения Стеблова:

1968 — А я уезжаю домой (короткометражный)

Евгений Стеблов: «Я Таню не потерял, она со мной»

Евгений Стеблов Фото: Марк Штейнбок

«Нашему сыну Сереже я сказал: «Знаешь, вряд ли женюсь снова. Но присутствия женщины в своей жизни не исключаю». Почему эта мысль пришла мне в голову именно тогда, в трагический момент, не понимаю…» — вспоминает актер Евгений Стеблов.

— Я не из тех, кто смотрит на сторону. Мне это в принципе не интересно. Никого не осуждаю из своих собратьев-мужчин, дай Бог всем здоровья… Но, изменяя жене, я в первую очередь изменял бы себе. Она может и не узнать об адюльтере. Но сам-то я уже другой.

В своем доме, в своей семье вместо расслабленного комфортного существования должен вести себя как разведчик в тылу врага. Что это за жизнь? Может, кому-то не хватает игровых ситуаций… Так благодаря профессии у меня их с избытком — на сцене, на экране. Нет, бывают, конечно, непреодолимые обстоятельства, люди расходятся. Но когда мужчина женился, а потом через небольшой промежуток времени начинает, что называется, ходить налево, в определенном смысле это второгодничество. Ну что он там ищет? Это значит, в любви человек недостаточно творческая натура, потому что любовь — сфера творчества. Там существуют разнообразные стадии. И подъемы, и крахи, и кризисы. А после кризисов бывают такие взлеты! За 38 лет нашего брака мы с Таней пережили множество самых разных периодов. У нас с ней все происходило бурно.

«Вместе с Таней я прошел сложный путь. Сдал важный экзамен…» Фото: Алексей Абельцев

Такие страсти-мордасти кипели: «война в Крыму — все в дыму». Сережа, наш сын, говорил, что мы — итальянская семья. Характеры сильные. Но нас всегда связывала большая любовь. Таня — эмоциональная, артистичная, темпераментная. Я Танюшу очень любил. Будучи на протяжении многих лет тяжелобольным человеком, она вела себя как абсолютно здоровая женщина.

ТАНЯ

По медицинским показателям ей нельзя было рожать. Нежелательно, скажем так. А нам с ней, конечно, хотелось ребенка. И то, что она решилась родить Сережу, — это просто героический поступок. Что мы пережили — не описать словами, настоящий кошмар. Врачи, со свойственным этой профессии здоровым цинизмом, спрашивали меня впрямую: «Если что- то пойдет не так, кого оставляем: мать или ребенка?»

Я не мог ответить на этот вопрос. Сын родился на удивление легко — нормальный здоровый мальчик… Тане всю жизнь ставили неправильные диагнозы и, соответственно, неверно лечили. Она сердечница была, страдалица, с врожденным пороком сердца. Если бы в детстве сделали операцию, возможно, Таня до сих пор была бы жива и здорова. Хотя кто что знает? Кардиохирургия тогда находилась на другом уровне…

Моя жена была необыкновенно мужественным человеком. Я не однажды в этом убеждался. В последние годы ее жизни врачи говорили, что нам остается надеяться только на Бога. Мы оба понимали, что век ее измерен, что смерть может наступить в любую минуту. Мы с Таней разговаривали об этом, обсуждали, как мне жить дальше, после ее ухода.

Таня имела мужество говорить об этом без драматизма. Я понимал, что от этих разговоров у нее самой на душе становилось спокойнее. Волновалась она не за себя, а за нас с Сережей. На протяжении нескольких лет к нам в дом приходила женщина, помогала по хозяйству. Как-то Таня подошла к ней и сказала: «Ты моих ребят-то не бросай». Та на нее руками замахала: «Да что вы такое говорите, Татьяна Ивановна?!» — «Не бросай», — повторила Таня. Многие вещи я не знал. Мне ее подруги потом рассказали. Таня очень торопилась закончить ремонт в нашей загородной квартире. Мы ее довольно давно приобрели. Как водится, купили голые стены. Надо было заниматься отделкой. Ремонт шел медленно. И все это было на Тане. Она, конечно, со мной советовалась — что делать, как. Но сама ездила по рынкам, сама общалась с рабочими. А подругам говорила: «Я должна успеть.

Чтобы у Жени, у Сережи все было».

Для меня уход Тани из этого физического мира — огромная духовная школа. Меня не оставляет чувство, что вместе с Таней я прошел сложный путь. Сдал важный экзамен…

1992 год. Тане предстоит серьезная операция на открытом сердце. Если, конечно, мы согласимся на нее, примем такое решение. А это, знаете ли, очень непросто. Мы были в ужасе. И я рыдал, и Таня рыдала. Только она — по-другому поводу: по-женски переживала, что шов останется… (Улыбается.) А ведь тогда счет шел даже не на дни. Таня каждую секунду могла уйти из жизни. Долгое время мы даже не догадывались, насколько опасно она больна. А летом 92-го у нее случился первый серьезный приступ. Машины у нас тогда еще не было. Жена ехала с дачи на электричке, потом на метро.

Сергей Стеблов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Самый долгожданный

Рождение желанного малыша для любой семьи — это огромное счастье, награда, надежда на продолжение рода. Одновременно и испытание. Для семьи Евгения Юрьевича Стеблова и его супруги Осиповой Татьяны Ивановны рождение сына Сергея — более чем испытание бытом, бессонными ночами. Ведь Татьяне Ивановне врачами было запрещено рожать по кардиологическим показаниям.

Но вопреки всем предостерижениям медиков, она очень хотела иметь детей, и эта мечта стала реальностью 13 марта 1973 года. К счастью, роды прошли нормально, без осложнений, но ребенка простудили в больнице и Татьяну Ивановну далеко не сразу выписали домой . Евгений Стеблов, с одной стороны, проявлял отцовскую заботу, а с другой, не имел должного понимания, каково супруге одной на руках с младенцем.

Уже после кончины супруги известный актер с глубоким раскаянием вспоминал, как, простудившись, ради того, чтобы не заразить малыша, он какое-то время жил у своих родителей и подзадержался там еще и потому, что хотел просто отдохнуть. И все же в семье Стебловых царила любовь и взаимопонимание. Супруги прожили в верности и согласии 38 лет. И в такой атмосфере воспитывался их сын Сергей.

Надо сказать, что Сергей не доставлял родителям больших хлопот даже в возрасте, который принято считать переходным. Они сумели своего единственного отпрыска не избаловать и Стеблов старший с удовольствием признавался не раз, как тепло отзывались о его сыне все, кому довелось с ним общаться, работать. Пожалуй, всем членам этого семейства свойственны душевное благородство, прямота, честность.

Наверно, сами того не ведая, обратили родители и внимание сына на церковь. Дело в том, что Сергея не покрестили в младенчестве. Возможно, это было связано с тем периодом, когда вера в Бога скрывалась и посещение церкви осуждалось. Хотя сам Евгений Стеблов глубоко верующий человек. Когда Сергей был уже подростком, родители предложили ему принять обряд крещения.

Тогда сын согласился, но конечно не воспринимал это как свое предназначение. Мало ли крещеных на свете. Юность представала в воображении Сергея в ярких красках. Он хотел продолжить актерскую династию и после школы поступил в Щукинское училище, которое успешно закончил в 1994 году. Учился на курсе Иванова В.

Талантливый актер или сын талантливого отца-актера

Думается, если бы Сергей не обладал актерским талантом, то вряд ли он смог сделать так много за свою недолгую актерскую и режиссерскую биографию. Хотя некоторые кинокритики считают, что профессиональная карьера Стеблова младшего не сложилась. Мол именно поэтому он решил покинуть мирскую жизнь.

Напрашивается вопрос — а мог ли папа повлиять на продвижение сына по этой самой карьерной лестнице? После окончания «Щукинки» Сергей действительно не попал ни в один из знаменитых московских театров, а играл в театре «Вернисаж», основанном в 1989 году Юрием Непомнящим. Это была сцена-выставка, так сказать, непризнанных талантов, организованнная по задумке режиссера Непомнящего.

Изначально «Вернисаж» назывался «Театром несыгранных ролей», затем «Театром ненаигравшихся актеров». Коллеги Евгения Стеблова по театральному цеху вспоминают, что он иногда сетовал на то, что талант сына не оценен по достоинству. Однако он никогда не вмешивался в творческий процесс его исканий самого себя.

В «Вернисаже» в 1995 году Сергею досталась главная роль в пьесе «Пришельцы. А тремя годами ранее Сергей Стеблов создал в фильме «Глаза» трогательный образ Кости. И этого милого, обаятельного юношу зрители запомнили надолго. Его фильмографию никак нельзя назвать бедной. В 1998 году вышло два фильма с его участием: «Сибирский цирюльник» и » На ножах».

Да, в первой картине это роль второго плана, а во второй эпизодическая. Однако актер не останавливается на этом, а получает образование режиссера и в 1999 году снимает в этом качестве короткометражный фильм «Оборотень». В 2003 году Сергей Стеблов проявил себя создателем документального кино («Серебро и чернь»).

В 2004-2005 он работает вторым режиссером при создании фильмов «Четыре таксиста и собака», «Место под солнцем», «Чайка». Какое-то время нарабатывал опыт у Никиты Михалкова в студии «ТриТэ» и одновременно пробовал снимать рекламу. Создал собственный центр «Стеблов-фильм». Как бы не увлекала режиссура, актерские работы имели место быть и в эти годы.

Сергей Стеблов снялся в сериалах «Любовь.ру» (2000 г), «Сыщики районного масштаба», где сыграл роль Жогина. Были роли в фильмах «Приговор», «Я знаю как стать счастливым». Стоит отметить, что последние три картины относятся к 2008 году. В 2009 вышла еще одна многосерийная картина с участием Стеблова младшего — «И была война».

Род Стебловых прервался

Еще в 2009 году ни у кого из близких не возникало мысли, что уже в 2010 году Сергей уйдет в монастырь. А он уже не просто вынашивал эту мысль, а был готов. Серьезное решение он принял после посещения монастыря «Оптина Пустынь». Сергей Стеблов был женат, но брак распался, не оставив после себя потомков.

Поэтому родители, особенно Татьяна Ивановна, грезили внуками и постоянно, то в шутку, то всерьез намекали сыну, чтобы он присматривал себе вторую половинку. Сын покорно кивал головой, соглашался, а сам все тянул с этим вопросом. Только после смерти матери он незамедлительно осуществит задуманное.

Причем так быстро, что отец несколько месяцев будет горевать об исчезновении Сергея, пока не обнаружит припрятанную сыном записку на даче. Евгений Стеблов не сразу принял выбор сына, ему конечно хотелось продолжения рода. Однако, когда отец и сын откровенно пообщались, все разногласия были исчерпаны.

Народный артист, хотя и на сразу, но благославил сына на монашество. Они видятся раз в год, когда Евгений Юрьевич проделывает долгий путь в Соловецкий монастырь и остается там на неделю, потому что раньше оттуда и не вернуться. Всякий раз, по его собственным словам, едет туда как на исповедь.

Сегодня он рассуждает иначе, чем сразу после исчезновения сына:»Что такое род? Род жив лет 300. А один молитвенник в семье спасает семь поколений рода». Возможно, он говорит это в свое утешение и скорее всего словами Сергея. Евгений Стеблов понимает, какую тяжелую ношу взвалил на себя сын, но он очень достойно ее несет.