Эжен богарне и Савва Сторожевский

ЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ПРИНЦУ БОГАРНЕ

Статьи — ИСТОРИЯ

С именем преподобного Саввы Сторожевского связано множество чудес…Одно из них — явление святого пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Святой убедил его не разорять обитель в Звенигороде и обещал взамен благополучное возвращение на родину. Пророчества преподобного Саввы в отношении Богарне — сбылись…

Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон… Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»…

Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…

Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь…

В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв. Почти все маршалы, бывшие с Наполеоном, погибли или в сражениях или насильственной смертью. Мортье, взрывавший во время выступления французов из Москвы наш Кремль, сам был взорван адской машиной, которая направлена была на короля Людовика-Филиппа, когда он делал смотр войскам своим в Париже; Жюно умер в сумашествии, Ней и Мюрат расстреляны, Бертье сбросился с балкона своего замка в Бамберге, маршал Бессьер убит под Люценом в кавалерийском деле; маршалы Дюрок и Понятовский также убиты в сражениях.

Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».

В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.

В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.

Константин Ковалев

Принц Эжен де Богарне́ (1781 — 1824) — пасынок Наполеона, вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал. Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины Богарне. Его отец, виконт Александр де Богарне, был генералом революционной армии. В годы Террора его незаслуженно обвинили в предательстве и казнили.

После брака матери с Наполеоном в 1805 году Эжен получил титул принца Французской империи и вице-короля Италии. Эжен де Богарне стал фактическим правителем Италии, когда ему было всего 24 года.

В 1806 году женился на принцессе Агнессе Амалии Виттельсбах, дочери короля Баварии. У них было 7 детей. Его младший сын Максимилиан (1817—1852) женился в 1839 году на дочери российского императора Николая I — великой княжне Марии Николаевне и стал основателем российской династии князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских.

Эжен де Богарне принимал участие в русской кампании 1812 года в качестве командира 30-тыс. 4-го корпуса Великой армии, который преимущественно состоял из итальянских войск. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, он расположился под Звенигородом в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским. Принц имел видение преподобного Саввы, который убеждал его не трогать обитель и обещал благополучное возвращение на родину…Участвовал в сражениях при Островно, Витебске, Смоленске, Бородино, Вязьме и Малоярославце. Он спас остатки французской армии после бегства из России императора Наполеона и маршала Мюрата, приняв командование войсками на себя.

После отречения Наполеона по решению Венского конгресса получил титул герцога Лейхтенбергского и имение в Баварии, где умер от апоплексического удара в возрасте 42 лет. На смертном одре принц Эжен де Богарне просил своего сына Максимилиана Лейхтенбергского отыскать обитель преподобного Саввы и поклониться ему.

Ссылки по теме:
Преподобный Савва Сторожевский (†1407)

Древо свойственных связей знаменитостей

Эжен Богарне
Загадочная история приемного сына Наполеона – Эжена Богарне.
Это событие произошло в русском городе Звенигород, рядом с Москвой, в 1812 году, во время наступления французской армии на столицу России.
Встреча Богарне с русским старцем, которого называли Савва, изменила его жизнь и жизнь его потомков. Герцоги Лейхтенбергские — потомки Богарне — в XIX веке переехали в Россию. Всё это подробно описано в книге Константина Ковалева-Случевского «Савва Сторожевский» (серия ЖЗЛ). Также писатель пишет новую книгу о потомках Наполеона Бонапарта, связанных с Эженом Богарне.
??
Кто-нибудь читал этого Автора?

«Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы» (ЖЗЛ). М., 2007 (2-е изд.-М., 2008).
(Национальная премия «Лучшие книги 2007 года» в номинации «Биографии»).
===================================================================================================================
В XVI веке житие игумена Саввы Сторожевского было написано агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый).
Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин.
С монастырём и с именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
— Две легенды, или чуда, связаны с Саввой Сторожевским: как он спас Алексея Михайловича от медведя на охоте, и второе — как потомки Наполеона стали жить в России, а именно Эжен Богарне, приемный сын Наполеона Бонапарта от Жозефины, командовал войсками при входе в Звенигород. Французы стали грабить город и монастырь. Ночью Эжену Богарне явился старец Савва и сказал: «Прекрати, и тогда ты останешься жив, и все твои потомки будут жить в России». Он прекратил грабеж и забыл об этом. Однако рассказал эту историю своему сыну, который приехал уже в 1830-е годы в Россию, посетил Савву Сторожевского, через месяц был на приеме у Николая I, познакомился с его дочерью Марией Николаевной и женился на ней. Все потомки Наполеона по линии Богарне стали герцогами Лейхтенбергскими, приняли православие и жили в России.

Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон… Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»…
Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…
Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь … В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв.
Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».
В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.
В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.

Иллюстрации http://muzey2009.mirtesen.ru/blog/43755611381
Подборка материалов о святом Савве Сторожевском http://www.kkovalev.ru/Savva_all.htm
Интересно на каком языке чудотворец обратился к Эжену?
Предположим, чудотворец показал Эжену в картинках, что тому надо сидеть тихо и не грабить монастырь, а вот о потомках в России в будущем живущих, каким образом Эжен понял?
Дерево Богарне

Евгений Богарне: биография, деятельность и интересные факты

Евгений Богарне – вице-король Италии, пасынок Наполеона и крупный военачальник. В статье мы познакомимся со занимательной биографией Богарне подробнее.

Предыстория

Род Богарне, начиная с XIV века, жил во Франции. Жан Богарне – один из его представителей, находился в числе тех, кто защищал Жанну д’Арк во время ее процесса. На протяжении нескольких последующих веков с фамилией Богарне было связано множество блестящих страниц французской истории, в том числе военные подвиги, прославившие французов в войнах Франциска III, Генриха IV и Людовика XIV. За заслуги своих представителей род Богарне был возведен в маркизат.

Детство и юность

В конце XVIII века главой рода был Франциск де Богарне, который являлся одним из первых депутатов генерального штаба. Его младший брат Александр, будучи молодым офицером, взял в жены креолку Жозефину, которая родила ему сына. Ребенок получил имя Эжен (Евгений) Богарне. Политическая и военная карьера Александра стремительно развивалась, но закончилась трибуналом. Его убили в 1794 году. Сыну Евгению на тот момент было 13 лет. Будучи еще юношей, парень поступил на службу в армию, где попал под руководство генерала Ошо – друга его покойного отца. В те времена биография Евгения де Богарне получила новый вектор.

Знакомство с отчимом

В 1796 году Жозефина Богарне, мать Евгения, которая на тот момент была графиней, вышла замуж за некого генерала Бонапарта. Евгений и его родная сестра Гортензия приняли отчима плохо. Они видели в поступке матери неуважение к покойному отцу, которого они искренне любили. Однако Бонапарту удалось быстро расположить к себе детей Жозефины. Он отнесся к ним с неподдельной заботой и принял их как своих родных.

Позже Наполеон взял Евгения к себе в адъютанты. Парню тогда было 16 лет. С первых шагов на боевом поприще он показал свое мужество и отвагу. По словам Бонапарта, Евгений вел себя как старый солдат. Будучи поручиком гусарского полка, Евгений Богарне получил первое ранение во время битвы при Роверето.

Первые боевые заслуги

Когда был заключен мир при Кампо-Формю, Евгения направили в республику Ионических островов с дипломатическим поручением. После этого он вместе с Бонапартом отправился в Египетскую экспедицию. По дороге при осаде мальтийской крепости Богарне снова отличился. Он, находясь в рядах десантных войск, завоевал неприятельское знамя. Будучи адъютантом Наполеона, Евгений Богарне участвовал в важнейших действиях кампании.

Когда Наполеон вернулся во Францию, а было это осенью 1799 года, Евгений получил чин капитана конных егерей консульской гвардии и содействовал Бонапарту в перевороте 18 брюмера. В то время Богарне было всего 18 лет, а он уже успел проявить себя как храбрый воин на просторах Италии, а также под знойным египетским и сирийским солнцем. Евгений всюду сопровождал великого полководца, все больше проникаясь к нему чувством восторга. Наполеон, в свою очередь, с каждым походом все больше любил своего пасынка, ценя его за благородство, открытость, преданность и военные таланты, которые изобличали в нем будущего полководца.

Во время итальянской кампании 1800 года Евгений Богарне командовал эскадроном конных гвардий. В сражении при Маренго он в очередной раз показал свою храбрость. После ряда жестоких схваток его эскадрон потерял 105 человек из 150, но Богарне выжил. За проявленное мужество в этом сражении он был произведен в полковники в 18 лет. Наполеон по этому поводу сказал: «Евгений стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях».

В 1804 году, когда Богарне было 22 года, он стал бригадным генералом. Примечательно, что такой же чин сам Наполеон получил лишь в 24 года. В этом же году, когда была провозглашена Империя, Евгению достался титул князя Империи, а также звание архиканцлера.

Коронация и усыновление

26 мая 1805 года Наполеон Бонапарт стал королем Италии. А 5 июня этого же года Богарне назначили вице-королем Италии. Принц Евгений на славу потрудился в организации итальянской армии для кампании 1805 года, чем сильно выручил отчима. В войне между Францией и Австрией Евгений не участвовал. А когда она закончилась, Наполеон усыновил Богарне.

Свадьба

26 января 1806 года принц Евгений Богарне женился на принцессе Августе-Амалии, дочери баварского короля Максимилиана-Августа. Несмотря на то что этот брак имел сугубо политические подоплеки, он оказался очень счастливым.

Однажды, остановившись в Мюнхене по пути из Вены, Наполеон решил, что блиставшая красотой баварская принцесса Августа-Амалия отлично подойдет в качестве жены для принца Евгения. Бонапарта привлек тот факт, что этот союз мог бы укрепить связь баварских земель с его империей. В результате, даже не уведомив своего пасынка, Наполеон договорился с баварским королем об этом браке. И лишь через несколько дней он сообщил данную новость Евгению. Письмо было написано с привычной для полководца лаконичностью и решительностью, оно, скорее, выглядело как приказ, нежели родственное послание.

Спустя три дня Евгений Богарне получил второе письмо с просьбой немедленно прибыть в Мюнхен. В 1806 году был заключен брак двух незнакомых людей. В декабре следующего года вице-король Италии стал князем Венецианским, так как годом ранее провинции Венеции присоединились к Итальянскому королевству.

Война с Австрией

В 1809 году Евгений Богарне, биография которого еще не раз будет связана с военными действиями, возглавил итальянскую армию во время войны с Австрией. Из-за незначительности сил он вынужден был отступить перед огромной армией эрцгерцога Иоанна. Прибытие подмоги в виде войск маршала Макдональда и успехи Наполеона Бонапарта в Австрии заставили эрцгерцога отступить к границам своего государства. Вице-король совместно с генералом Бараге-д’Иллье и маршалом Макдональдом начали преследовать австрийцев и несколько раз успешно разгромили их арьергард.

13 мая 1809 года французская армия входила в Вену. Макдональд отвоевал Триест, а Богарне – Клагенфурт. Позже вице-король разбил войско генерала Еллаича и направился в Вену, где его встретил со своим войском генерал Лористон, которого Наполеон отправил в поддержку итальянской армии. В конечном счете 27 мая Евгений встретил наполеона в Эберсдорфе. На следующий день Бонапарт в своем бюллетене в очередной раз высказал похвалу в сторону своего пасынка и отметил в нем задатки настоящего полководца.

После этого Евгений провел несколько успешных сражений в Венгрии и 14 июня блистательно победил в бое при Раабе. Вернувшись домой, он принялся за организацию итальянской армии, во главе которой намеревался выступить против России.

Война с Россией

В 1812 году войска вице-короля Италии вошли в состав четвертого корпуса Великой армии. Эта кампания станет для Евгения одной из самых почетных страниц в биографии. Он покроет себя славой как минимум в шести сражениях.

Во время Бородинского сражения вице-король, которому было поручено командование левым флангом, сыграл важнейшую роль. Он стал первым, кто атаковал село Бородино. Во время последней атаки укрепления вице-король сам повел полк против неприятеля. Он взобрался на курган под градом российских выстрелов. В битве, которая стала одной из наиболее кровопролитных в XIX веке, в общей сложности погибло около 90 тысяч человек. Порядка сотни из них были генералами. Принц Евгений, который всегда стоял во главе своих войск и постоянно рисковал жизнью, оказался одним из немногих, кому удалось выйти из боя невредимым.

Когда великая армия отступала, Евгений прославился в боях под Малоярославцем. После гибели храброго генерала Дельзона он лично возглавил войско четвертого корпуса и повел его в атаку. Город шесть раз переходил от одной стороны к другой. Итальянская гвардия вместе с дивизией Пино продемонстрировала невиданную храбрость.

К боям под Красным из 50 тысяч солдат четвертого корпуса, вступивших на территорию России, в живых осталось всего 3 тысячи. Дивизия Брусье, которая двинулась в атаку, чтобы освободить путь армии вице-короля, за час потеряла 2000 солдат. Евгению пришлось пожертвовать этой дивизией. Пользуясь темнотой, он отошел с остатками армии к Днепру.

Тем временем Мишель Ней со своей армией выходил из Смоленска. Наткнувшись на россиян под Красным двумя днями позже, он потерял почти всех своих солдат и просил о помощи. Вице-король, который еще не успел возобновить силы, тут же бросился на подмогу. Встреча Евгения с Нейем была очень трогательной.

После Березинской катастрофы Бонапарт передал бразды правления Мюрату, а сам покинул армию. Несмотря на личное недоверие, Евгений беспрекословно подчинился Неаполитанскому королю. 5 января Мюрат вызвал Богарне и сказал, что он ввиду болезни передает ему войско. Евгений был против этого назначения, так как его должен был утвердить Император. Однако Мюрат настоял и вскоре покинул Россию.

Командование

Евгений взялся за командование и сразу же написал об этом отчиму. Вскоре пришел ответ, в котором Наполеон сожалел, что не назначил своего пасынка до отъезда, и обвинял Мюрата в отсутствии нравственного мужества. Вице-король возглавил Великую армию. Он собрал ее разбросанные части и довел до Магдебурга, где остановился, чтобы дождаться отдельных корпусов. По прибытии в Дрезден он получил от Бонапарта приказ отправиться в Италию и начать формирование новой армии для очередных действий против Австрии, которая собиралась перейти на сторону союзников. Со свойственной ему отдачей Евгений выполнил эту сложную задачу. Вскоре, когда Австрия, Бавария и неаполитанцы стали на сторону противника, он, не растеряв мужества, готов был продолжить неравную борьбу.

Закат итальянского королевства

После успехов союзников и отречения Бонапарта был положен конец итальянскому королевству. Евгению вместе с семьей пришлось отправиться к своему тестю в Мюнхен. Позже его вызвала во Францию императрица Жозефина, в судьбе которой не последнюю роль сыграл русский вождь император Александр. Людовик XVIII со всем радушием принял Богарне и предложил ему должность коннетабля Франции.

В мае 1814 года, когда императрица Жозефина скончалась, Евгений отправился в Мюнхен. Он больше не намеривался выступать на военном или политическом поприще и сохранял преданность Наполеону. В 1817 году взамен утерянных владений принц Евгений получил баварское княжество Эйхштатское, население которого составляло 24 тысячи жителей, и титул князя.

Смерть Наполеона

Когда в мае 1921 года великий полководец скончался, Евгений де Богарне был удручен. Это событие сильно пошатнуло его здоровье. 21 февраля 1824 года умер вице-король. Его оплакивала семья, современники и все, кто только знал этого благородного и великодушного человека.

Евгений Богарне и Савва Сторожевский

В 1812 году, в дни захвата Москвы французами, Богарне увидел видение, в котором Савва Сторожевский просил его не разорять обитель в Звенигороде. Взамен он обещал ему благополучное возвращение домой. Вице-король в ту ночь проснулся в изумлении – сон был почти явью. Он выполнил просьбу Саввы. Евгений стал едва ли не единственным генералом, которому удалось выйти из этой войны невредимым. Возможно, именно видение принца Богарне и его реакция на него стали тому причиной.

Русский святой в судьбе французского генерала

Преподобный Савва Сторожевский (ум. (3)16 декабря 1407) — Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых. Он прославился как исцелитель, прозорливец, «покровитель царей» и «защитник Москве», «всем грешным прибежище»; был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом Маркеллом Хутынским (по прозвению Безбородый). А.С. Пушкин краткое Житие игумена Саввы перевел на современный русский язык.

О детстве и ранней юности преподобного Саввы сведений до нас не дошло: неизвестно, в каком году и где он родился, кто были его родители. Из его Жития явствует, что Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия, принял от него иноческий постриг и большую часть своей жизни провел в Троицком монастыре. Вместе с преподобным Сергием он трудился над созданием этой обители.

Под руководством богоносного наставника инок Савва научился послушанию, смирению, строгому воздержанию и целомудрию. Он любил безмолвие, вёл аскетический образ жизни: время проводил в непрестанном бдении, питался только растительной пищей, носил грубую одежду. Инок Савва всем казался простецом, хотя мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Он прежде всех приходил на Божественную службу в церковь и после всех из нее выходил. Часто горько плакал, сокрушаясь о своих грехах, чем удивлял иноков обители. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь и уважение, и он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии монастыря. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что и иноки, и миряне открывали ему свои души.

После кончины преподобного Сергия (1392г.) братия Троицкого монастыря умолили Савву принять игуменский жезл. В течение 6 лет (по 1398г.) преподобный Савва пас порученное ему духовное стадо. Во время игуменства святой Савва молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Он был духовным отцом вдовы Великого Московского князя Димитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их второго сына князя Георгия (Юрия) Звенигородского, которого святой Савва в 1395 году благословил на поход в Волжскую Булгарию: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишься в свое отечество». Этот трехмесячный поход завершился полной победой русских (было взято 14 городов) и принес князю средства для строительства храмов и монастыря. В 1398 году он пригласил своего духовного наставника переехать к нему в удел, и святой Савва оставил Троицкую обитель и пришел в Звенигород, принеся с собой икону Смоленской Божией Матери. Он поселился в пустынном месте на горе, называемой «Сторо́жи», которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Это место он избрал для будущей обители. Здесь в 1398 году святой Савва устроил келью и жил в уединении, терпя холод и зной. Добрая слава о житии Звенигородского монаха разнеслась далеко окрест, и слухи об иноческих подвигах привлекли к нему многих, искавших спасения. Он с отеческой любовью принимал их, научая иноческому послушанию и смирению. Князь Димитрий дал преподобному необходимые средства для сооружения храма. Сначала св. Савва воздвиг деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В это время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, для росписи которого был приглашен молодой живописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918 году на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно, старец Савва благословил преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Датой основания монастыря считается 1398 год, когда вокруг преподобного Саввы собралось довольно братии, и он устроил для них общежитие. Князь Юрий богато одарил обитель Саввы и построил вместо деревянной церкви каменную. Постепенно монастырь расширялся и приобретал известность. Так возникла чу́дная и великая обитель — Звенигородский Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь. Несмотря на преклонные годы, преподобный Савва много потрудился при устройстве обители. Он выполнял все необходимые работы: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, подавая пример другим не лениться. Стремясь к уединению, преподобный Савва ушел в пустынное место для молитвенного общения с Господом, где в версте от монастыря выкопал себе пещеру, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию. За высокую добродетельную жизнь Господу было угодно прославить преподобного даром прозорливости.

Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 — начале 1870-х годов над пещерою была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, ведение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова).

Скончался святой Савва в глубокой старости 3 (16) декабря 1407 года. Незадолго до смерти он заболел и, созвав братию, наставлял их жить в любви и дружбе, хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего преподобный поставил над ними игуменом одного из своих учеников. Преподав всем мир, святой Савва предал душу свою в руки Божии. Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все жители Звенигорода с великой любовью собрались на погребение почившего святого. Он был похоронен в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Несколько раз преподобный Савва являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью. Так, однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы и поместил ее над ракой преподобного. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Церковном Соборе по инициативе монастырской братии и митрополита Макария. Память совершается 3 декабря. Своего расцвета обитель Саввы Сторожевского достигла при царе Алексее Михайловиче, который особо почитал этого святого. 16 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось первое обретение мощей игумена. Мощи святого Саввы были вынуты из земли нетленными и положены в новую дубовую гробницу.

17 марта (30 — новому стилю) 1919 года мощи св. Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР, а сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы пребывали на Лубянке, затем тайно хранились в семье М.М. Успенского, сотрудника Государственного исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. Успенский завещал своим наследникам вернуть их Церкви, которые в 1995 году передали святые останки в московский Свято-Данилов монастырь. Через три года, 23 августа 1998 года торжественным крестным ходом от самой Москвы до Звенигорода их перенесли в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время. Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.

С именем преподобного Саввы Сторожевского связано много чудес. Об одном из них мы и поведем рассказ. Случилось оно в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Французский генерал Евгений Богарне с двадцатитысячным отрядом занял Звенигород и поселился в Сторожевской обители.

Кто же такой этот Евгений (в французском произношении Эжен) Богарне, с которым произошло чудо в занятом им монастыре? Он пасынок Наполеона, вице-король Италии и крупный военачальник. Его отец, молодой офицер Александр Богарне, в конце XVIII века взял в жены креолку Жозефину, которая в 1781 году родила ему сына. Ребенок получил имя Эжен Богарне. Политическая и военная карьера Александра внезапно закончилась: он был убит в 1794 году. Его сыну на тот момент было 13 лет. Будучи еще юношей, Евгений поступил на службу в армию. В 1796 году вдова Жозефина Богарне вышла замуж за мало кому известного в то время генерала Бонапарта, который принял детей Жозефины как своих родных.

В 16 лет Евгений стал адъютантом Бонапарта. С первых шагов на боевом поприще он показал мужество и отвагу. Вместе с Бонапартом участвовал в Итальянском походе 1796-97 г., в Египетской экспедиции 1798-1801 годов и других наполеоновских войнах. Когда осенью 1799 года Наполеон вернулся во Францию из египетского похода, Евгений получил чин капитана конных егерей. Во время итальянской кампании 1800 года Евгений Богарне за проявленное мужество в одном из сражений в 18 лет был произведен в полковники. По этому поводу Наполеон сказал: «Евгений стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях».

Евгений содействовал Бонапарту в государственном перевороте 18 брюмера 1799 года, в результате которого во Франции было создано новое правительство во главе с Наполеоном. Затем Наполеон стал пожизненным первым консулом и, наконец, в 1804 году он объявил себя императором Франции, а Евгений стал именоваться принцем. Он всюду сопровождал своего отчима, который ценил пасынка за его благородство, открытость, преданность и военные таланты.

В 1804 году, когда Евгению было лишь 22 года, он стал бригадным генералом; в 1805 году Наполеон I провозгласил его вице-королем Италии, а в 1806 официально усыновил. 26 января 1806 года Евгений Богарне женился на принцессе Августе-Амалии, дочери баварского короля Максимилиана-Августа. В кампании 1812 года итальянские войска под руководством Евгения воевали, естественно, на стороне Наполеона.

Итак, продолжим рассказ о пребывании генерала Богарне в Саввино-Сторожевском монастыре. Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошел благообразный старец в черной монашеской одежде. Посмотрев на принца, монах тихим голосом сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, а особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым. И знай, что твои потомки будут служить России». Сказав это, монах тут же исчез. Евгений был потрясен видением: сон был почти явью. Обо всем случившемся он тут же записал в своем дневнике.

Евгений послушался совета русского старца и утром отдал приказ не трогать имущество обители. В соборной церкви он увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, в котором узнал своего ночного гостя. Принц поклонился мощам святого, опечатал храм и приставил 30 человек стражи, строго наказав ей пускать внутрь только монахов. Все ценности, похищенные за ночь, по приказу генерала были возвращены монастырю. Этот благородный поступок Богарне вызывает тем большее уважение, если принять во внимание тот факт, что в то же самое время сотни православных храмов были разорены французами, а в главном храме Московского Кремля, Успенском соборе, ими была устроена конюшня.

Богарне исполнил волю святого Саввы: монастырь мало пострадал, и преподобный, в свою очередь, сдержал свое обещание. Евгений, действительно, остался жив и невредим, ни разу не был ранен в сражениях в то время, как почти все маршалы Наполеона погибли или были казнены. Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье кончил жизнь самоубийством; Бессьер был убит под Люценом; маршал Дюрон также убит в сражении. Мортье, взрывавший во время отступления из Москвы Кремль, сам был в Париже взорван бомбой, предназначавшейся королю Людовику Филиппу. Жюно умер в сумасшествии. Маршал Понятовский утонул, будучи раненым; маршал Ожеро умер от мучительной болезни легких.

После падения Наполеона новая французская власть ценила и уважала генерала Богарне, а русский император Александр I проникся к нему такой симпатией, что одно время склонялся к мысли посадить его на императорский трон Франции. Но тот отказался от всех почестей и дожил свой век тихо и спокойно в Мюнхене, получив от своего тестя, короля Максимилиана Иосифа, титул принца Лейхтенбергского. Имел 6 детей. Умер Евгений Богарне 21 февраля 1824 года и был похоронен в мюнхенской церкви святого Михаила, неподалеку от раки с мощами святых целителей Космы и Дамиана.

Евгений Богарне всю жизнь свято чтил память святого Саввы за то, что по его молитвам Бог сохранил ему жизнь. Вскоре после наполеоновской кампании под Парижем появилась часовня Преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции. Своего сына Максимилиана Евгений воспитал в почтении к русскому святому и к самой России.

В 1839 году Максимилиан, герцог Лихтенбергский, приехал в Россию на празднование годовщины Бородинской битвы. Когда прошел военный парад на Бородинском поле, Максимилиан к немалому удивлению российской стороны попросил отвезти его в подмосковный Звенигород, в монастырь преподобного Саввы Сторожевского. Исполняя волю покойного отца, вместе с императорской семьей он посетил Саввино-Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного. Вскоре юноша Максимилиан женился на дочери русского императора Николая I, великой княжне Марии. Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником она познакомилась в 1837 году, когда он приехал в Санкт-Петербург на кавалерийские маневры. Год спустя, во время его второго приезда, молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. Николай I дал согласие на брак своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому (Максимилиан был католиком). После свадьбы молодожены вновь посетили Сторожевскую обитель и поклонились мощам святого. Максимилиан переехал на постоянное жительство в Россию. Его семья поселилась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, во дворце, который Николай I выстроил для любимой дочери. В браке родились семеро детей. Максимилиан был президентом Академии художеств, заведующим Горным институтом, проводил научные изыскания в области гальванопластики, учредил в Санкт-Петербурге гальванопластический завод, больницу, завел в тамбовском поместье образцовое хозяйство. Большое участие он принимал и в постройке первых в России железных дорог. Максимилиан умер в 35 лет от туберкулеза. Его потомки жили во дворце на Невском проспекте до самого Октябрьского переворота, во время которого герцоги Лейхтенбергскиие, к счастью, находились в Париже. Так сбылось предсказание святого Саввы Сторожевского о том, что потомки Евгения Богарне будут служить России.

В 1995 году в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета, представительница рода Богарне. По её словам, семейное предание гласило, что Максимилиан перешел в Православие.

В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие. Они считают преподобного Савву Сторожевского своим небесным покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной монастырем Евгению Богарне.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители. В настоящее время настоятелем Савино-Сторожевского монастыря является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Светлая сторона Женственности в Эффект Богарне Куб

СВЕТЛАЯ СТОРОНА ЖЕНСТВЕННОСТИ В «ЭФФЕКТ БОГАРНЕ» КУБАЕВА.
«Эффект Богарне» — один из новейших Российских сериалов. Выпущен он в 2012 году, но, к сожалению, пока не показан зрителю. Ни один из каналов пока не открыл зрителю героиню, которая, как и Панночка Н.В. Гоголя является наиболее точным, глубоким и полным воплощением Мировой Вселенской Женственности, но только Светлой Её стороны!
Вот, странно: напишет у нас в современном Российском обществе кто-то что-то глубокое и значительное, снимут по этому, написанному, кинофильм или телесериал, а по телевизору его почему-то не показывают. Как будто нарочно…
Наверное, много у нас сейчас талантливых и глубоких сценариев пишется, но, почему-то, не по всем кино снимают. А даже если снимают, то не показывают. Возможно, много из этих снятых фильмов, с любовью, профессионально, по великому вдохновению, так никогда и не дойдет до зрителя. И никто практически так ничего о них и не услышит, и не узнает…
Но восьми серийный телесериал «Эффект Богарне» снятый кинокомпанией «ГЕРА» не ждет такая печальная судьба! Потому, что о нем сейчас расскажу вам я.
Так получилось, что я прочла сценарий сериала через две недели после его написания. Мой друг – сценарист и режиссер Рауф Кубаев, по сценарию которого снят сериал, познакомил меня со сценарием и с самим сериалом, когда он был уже снят и озвучен, то есть, совершенно готов к показу…
С момента первого знакомства, момента первого прочтения сценария весной 2011 года и до сегодняшнего дня (сейчас пересматриваю), я не могла проанализировать фильм до конца, так как, не могла ещё всего в нем осмыслить. Теперь я ясно вижу все то, чего раньше не замечала…
Телесериал «Эффект Богарне» о Святой Троице Отец-Отец-Сын (Бог-Отец, Бог-Святой Дух, Бог-Сын), которая становится Святой Троицей Отец-Мать-Сын без принуждения, без насилия, без неудовлетворенности изменяющимся сознанием людей, просто потому, что Бог хочет этого Сам.
Телесериал «Эффект Богарне» о том, как и почему любовь-милосердие Иисуса Христа, братская и сыновья любовь, превращается в любовь-страсть друг к другу мужчины и женщины, и зачем Богу и человеку нужна, необходима именно такая любовь!
А необходима Богу и человеку именно такая любовь потому, что только она «высекает» в душах любящих творческую искру и дарит счастье!
И необходима она потому, что только такая любовь является творческой любовью двух ипостасей Святой Троицы: Отца и Матери. «Отец и Мать, соединяясь в творческой любви, творят Сына».
И ещё необходима она потому, что такая любовь – не грех, а единственный способ продолжения существования на планете Земля, как Бога, так и человечества, которое, осознав всю Божественную Благодать этой любви, соединится, наконец, в братство. То братство, к которому призывал его ещё Сам Спаситель две тысячи лет назад. Только соединится оно благодаря любви между мужчиной и женщиной, любви, которой не нужен страх перед наказанием, чтобы доказать свою благость и принадлежность к Свету. Любви, испытывая которую только и можно творить. Любви, которая и есть – Бог!
И вот ещё почему человечеству необходимо именно сейчас осознать Женскую ипостась и светлую сторону Её сути: любовь братская и сыновья не спасла человечество. Две тысячи лет оно медленно, но верно двигалось к самоуничтожению. И теперь оно стоит на грани этого самого самоуничтожения. Достаточно посмотреть вокруг. Что мы видим? Мы видим ядерный запас, способный несколько раз уничтожить саму жизнь на Земле, бездуховность человеческого общества, воины, конфликты, кризисы, немыслимую человеческую жестокость, торжество материальных привязанностей, отсутствие веры в светлое будущее человечества, а, следовательно, цели и недостаток веры в Бога, который есть – Свет. И все это от того, что Отец-Отец-Сын оказался не способен спасти всех. Все это от того, что в братской и сыновней любви есть все, кроме той творческой искры, благодаря которой человек становится Творцом, подобным Богу, во всей Его полноте и силе, Творцом, которым Его может сделать только любовь. Не надежда на неё, а она сама!
Пришла пора раскрыть человечеству глаза. Пришла пора Отца-Матери-Сына!
И есть такие творцы в нашем Российском современном обществе, которые говорят об этой истине своими работами. Они были на протяжении всего XX века, они есть и сейчас. Я уже говорила о «Легенда о Тиле». Пришла пора назвать ещё одно имя. Это имя – Р. Кубаев. Он говорит о Творческой любви в своем сериале «Эффект Богарне» ясно и просто, так как ещё не говорил никто. И он также ясно и просто говорит о светлой стороне Женственности, Второй ипостаси Троицы, раскрывая нам её суть и суть чуда, которая называется «творческая любовь»!
Когда Бог что-то хочет поведать человеку, Он говорит об этом устами многих…
Краткое содержание фильма. Для экономии времени взято с сайта Кино-театр Ру.
«Издатель Валерий Кудрявцев почти случайно попадает в светский салон, где приезжий медиум – ослепительная Лидия Романовская-Богарне — даёт сеанс спиритизма.
Во время сеанса скептик Кудрявцев вдруг увидит дивизионного генерала армии Наполеона Эжена Богарне. Это будет яркое, как вспышка, видение – и с этой минуты жизнь Кудрявцева на несколько дней превратится в непрерывное приключение: в детектив и триллер одновременно. События вокруг него завертятся зловещей каруселью. И ему понадобится очень много выдержки и воли, чтобы выдержать всё, что выпадет на его долю в эти дни.
Он еще не знает, что его сегодняшний день неразрывно связан с днем вчерашним. Все началось в 1812 году – с Бородинской битвы и с той ночи, когда французский дивизионный генерал Эжен Богарне, заночевав в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, увидел в своей келье основателя этой лавры Преподобного Савву, который почил за 400 лет до этих событий. Савва в ту ночь попросил Богарне не разорять монастырь, и обещал, что тогда тот вернётся на Родину целым и невредимым. Богарне послушался – и случилось то, что предрёк ему Савва. После того, как Савва вышел из кельи, на том месте, где он стоял, осталась иконка, которую Богарне нашёл и увёз с собой.» http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/prod/ros/95818/annot/
На этой иконке был изображен сам Савва. И эта иконка передавалась в семье потомков Эжена Богарне, начиная с сына его Максимилиана. Максимилиан и все потомки его жили в России и из рук в руки передавали, из поколения в поколение хранили иконку святого Саввы, которая, появившись таким сверх естественным путем, без сомнения была не просто раритетом огромной цены, за которым охотились многие и многие. Что же ещё такого необыкновенного было в этой иконке? По преданию, это была иконка,
которая давала своему обладателю способность видеть будущее! …
Но тут есть одна загвоздка. Иконка святого Саввы давала способность видеть будущее только тогда, когда к ней присоединялась другая иконка святого Саввы!
Другая?! Откуда же она взялась?!
А другую нарисовала неграмотная, никогда не учившаяся живописи крепостная девушка – Анна. А нарисовала она её потому, что всей душою своею, и всем сердцем своим, и всем разумом своим полюбила Господа, которого увидела в Максимилиане Богарне.
Так бывает. И это не гордыня и не легкомысленная прихоть человеческая – видеть в возлюбленном Создателя. Это есть то, что называется СВЕТ ЛЮБВИ! Той любви, которая существует между Отцом и Матерью Вселенной, той любви, в которой Они непостижимо соединяясь, и творят!
Как могла крепостная девушка Анна нарисовать точную копию иконки Саввы?!
Загадка.
Но загадкой это является только для тех, кто ещё не знает, что любовь – не ад, а – Свет! Что любящая женщина, истинно любящая своего мужчину, не желающая ни угнетать, ни управлять, ни порабощать, а желающая «возделать сад души» того, кого она любит, становится истинным Творцом. Таким же, как Та, кто её сотворил – Светлая Сторона Мировой Женственности, Мать и Овестрис (Свет) Вселенной, Женская ипостась Святой Троицы!
Именно поэтому, истинно любящие друг друга мужчина и женщина видят друг в друге Бога и любят Его и друг друга всем сердцем, что образ и подобие Бога – не только мужчина, но и — женщина! И именно поэтому так непросто полюбить абстрактное понятие «Бог», когда:
ЭЖЕН БОГАРНЕ: Вы храбро сражались, капитан. Если бы это было в моих силах, вы бы получили самую высокую награду.
КАПИТАН: Я служу России, генерал, и защищаю свое Отечество. А награждает у нас и наказывает Господь Бог…
Испокон веков все держалась на вере в душе христианина. В чем же была эта вера? А была она вот в чем:
ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ ПО ДЕЛАМ ЕГО!
«Возлюби Господа Бога и ближнего своего» – понималось и принималось не всеми. Да и как можно возлюбить ближнего, когда этот «ближний» и — на дыбу тебя, и на костер?! И как можно возлюбить Бога, если он «попускает» на земле такую несправедливость, как убийство и мучительство беззащитных стариков и детей?!
Одно было оправдание, одна надежда у человека, что каждый получит то, что заслужил. И именно поэтому, потому что Бог воспринимался, как Закон Справедливости, которая торжествует, считалось, что Он – благ.
А то, что Бог «попускает» на Земле существование ничем не оправданного и не имеющего никакого разумного оправдания ЗЛА, было всего лишь сотворением Бога содействия злу и названо человеком «искушением», пройдя через которое, только и можно стать достойным Бога и Света Его!
Но случилось чудо: Бог открыл человеку, что Света можно достичь не только через муки и прохождение через искушения! Господь сказал, что человек может достичь Света, полюбив! Не возжелав, не сразив своим великолепием, а истинно полюбив! Полюбив такой любовью, когда видишь в возлюбленном Бога, образом и подобием которого мы все и являемся…
Это – чудо, которое знакомо многим. И мужчинам, и женщинам. Это чудо заключается в том, что, когда мы любим, истинно любим, мы начинаем творить. Даже если никогда до этого не брали в руки краски, кисть, перо, глину…
Из наших чувств рождаются образы, которые у каждого – свои, и эти образы, если мы воплощаем их в материи, обогащают Мир…
Сын Эжена Богарне очень берег иконку Саввы, которая досталась ему в наследство от отца. Но однажды:
«Максимилиан сидит за столом и пишет гусиным пером какое-то письмо, и в это время раздаётся стук и в кабинет заглядывает Степан:
СТЕПАН
Позволите, барин?
Максимилиан отрывается от письма и удивлённо на него смотрит:
МАКСИМИЛИАН (УДИВЛЁННО)
Что тебе, Степан?
Степан выводит вперёд себя плачущую Крепостную Анну.
СТЕПАН
Вот, барин. Хочешь, казни, хочешь – милуй. Вина её перед тобой великая.
Максимилиан ещё больше удивляется:
МАКСИМИЛИАН
И в чём её вина?..
Степан шагает вперёд и кладёт перед ним на стол иконку с изображением преподобного Саввы.
СТЕПАН
Вот. Нашёл у неё. Видно, как-то украсть сумела.
Максимилиан потрясённо смотрит на иконку, берёт в руки.
МАКСИМИЛИАН
Украсть?! Отсюда? Да как же смогла бы?!
СТЕПАН
Вот чего не ведаю – сказать не могу. А ты неё спроси. Под батогами-то расскажет.
Крепостная Анна уже просто рыдает.
МАКСИМИЛИАН (РАСТЕРЯННО)
Подожди-подожди… Не то здесь что-то, Степан.
СТЕПАН
Да что не то?! У неё нашёл, вот те крест, барин!
Максимилиан внимательней вглядывается в иконку. Глаза его от изумления лезут на лоб.
МАКСИМИЛИАН
Что такое?!
Степан с любопытством на него смотрит.
СТЕПАН
Что, барин?
Не отрывая от иконки, Максимилиан лезет одной рукой в дальний ящик и вытаскивает… точно такую же иконку! И сравнивает их, сведя вместе.
Крепостная Анна уже притихла, только всхлипывает еле слышно.
Степан ошеломлённо смотрит на две сведённые иконки.
СТЕПАН
Ох… Как же это?..
Максимилиан поднимает на него изумлённые глаза. Говорит хрипло:
МАКСИМИЛИАН
Они же… Как две половинки… Посмотри, Степан. Это же… чудо…
На иконке Богарне Савва смотрит справа налево, на иконке Анны – слева направо.
Крепостная Анна не издаёт ни звука. Просто стоит опустив голову.
МАКСИМИЛИАН
Они словно смотрят друг на друга… Как будто через зеркало, видишь?
СТЕПАН
Если б сам не увидел – ни за что бы не поверил.
Максимилиан потрясённо смотрит на Крепостную Анну. А та уже совсем успокоилась: самое страшное свершилось, теперь уж, мол, будь что будет.
МАКСИМИЛИАН
Где ты взяла эту иконку, милая?..
Она не отвечает, глаза опустила, молчит.
Степан от стыда готов сожрать себя самого:
СТЕПАН
Ты, это… Слышь, милая?.. Зла-то не держи. Кто ж знал…
Крепостная Анна вскидывает голову, свободно смотрит на Максимилиана.
КРЕПОСТНАЯ АННА
Сама нарисовала. Барыня красок дала, кисточек.
Потрясение Максимилиана только увеличивается.
МАКСИМИЛИАН
Сама?!
Пауза. Они внимательно смотрят друг на друга.
КРЕПОСТНАЯ АННА (ТВЁРДО)
Сама.
И смотрит на него – спокойным, открытым взглядом.
Он смотрит на неё – и что-то невидимое в нём, хрупкое и почти забытое ломается. А ему не больно – хорошо».
ОТРЫВОК ИЗ СЦЕНАРИЯ Р. КУБАЕВА «ЭФФЕКТ БОГАРНЕ».
Вот оно! То самое, что является отражением в человечестве мистического Божественного акта: «Отец и Мать, соединяясь в творческой любви, творят Сына»!
То, что совершенно то же происходит, когда свободно и вдохновенно любят друг друга две человеческие души — мужская и женская, отражено в искусстве, и в кинематографе, не только в Российском, но и в Мировом, впервые!
Ах, как сильно, как страстно полюбила Максимилиана Крепостная Анна! Не возвысится, не получить «вольную» хотела она! Она хотела только одно: видеть счастливое лицо Максимилиана и ещё она хотела, чтобы он её тоже полюбил…
Но, как образованный и утонченный барин может полюбить крепостную девку?
У неё не было надежды. Но она не могла сдержать своих чувств и полюбила то, что любил он – иконку Саввы. Да так полюбила, что смогла нарисовать её точную копию…
Все дело в том, что когда один человек любит другого, он любит не только его самого, а он любит и бережет все, что любит его возлюбленный. В том числе и его творчество. Потому никогда не может он подавить любимого, заставить его не творить, что без собственного творчества человек несчастен. А когда в человеке возникает любовь к творчеству другого человека, он сам становится творцом, и двое начинают творит одно!
Люди любят друг друга любовью, которая есть – Свет, только если они любят творчество друг друга. Вот, что надо понимать под понятием «творческая любовь».
И не сами иконки, когда соединялись, позволяли видеть будущее, а любящее человеческое сердце, которое точно знает что будет скоро, и — не скоро именно потому, что любит.
Светлана Жукова 4
«ЕСЛИ ВЫ НЕ ВИДИТЕ СВОЕГО БУДУЩЕГО, ЗНАЧИТ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ НЕДОСТАТОЧНО ЛЮБВИ.»
Рауф Кубаев. Апрель 2011 года.
Темная сторона Женственности здесь: http://proza.ru/2013/01/31/1071
Обезглавленная Женственность в современном кино здесь: http://proza.ru/2013/04/06/985