Федор кузьмич Александр 1
Содержание
Таежный император: кем на самом деле был старец Федор Кузьмич
Фото: ronsslav.com
В самом конце июля графологи практически нашли ответ на вопрос, кем был старец Федор Кузьмич – экспертиза показала, что его почерк идентичен почерку императора Александра I. Обозреватель m24.ru Алексей Байков напоминает, откуда взялась загадка старца и как ее пытались решить раньше.
Жизнь монархов всегда была окутана завесой тайны, непроницаемой для обычных людей. Связано это с тем, что в тот момент, когда сама монархия оформлялась как институт, царь, как правило, совмещал функции предводителя войска и верховного жреца. В дальнейшем жречество частично отделилось от царства и превратилось в сакральную легитимацию власти.
Обратной стороной этого становятся народные легенды, приписывающие монархам чудесные свойства, вечную жизнь и способность творить чудеса. Каждому уважающему себя немцу известно, что император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса не умер на пути в Палестину, а спит в горной пещере и борода его продолжает расти, оплетая трон. И когда для Германии настанут по-настоящему тяжелые времена, то он выйдет и всем покажет.
Последний византийский базилевс Константин XI Палеолог не погиб при штурме Константинополя, а тоже где-то спит и проснется в тот день, когда придет пора грекам вернуть себе Второй Рим. Все императоры из самой древней на Земле династии – японской – после смерти в обязательном порядке становятся божествами и продолжают охранять священную землю Ямато.
Российская власть, точно так же общавшаяся со своими подданными из божественного облака, породила множество подобных легенд. Некоторых князей и царей и вовсе причислили к лику святых, другие чудесным образом воскресали, избегнув рук убийц и самой смерти. По числу самозванцев всех мастей Россия уверенно обогнала Европу и Византию.
Одних только спасшихся Петров III было примерно 40 штук, включая Емельяна Пугачева. И, честно говоря, история о старце Федоре Кузьмиче, под личиной которого якобы скрывался покинувший трон и державу Александр I, на этом фоне не выглядит чем-то особо выдающимся. Просто на днях она самым неожиданным образом пережила новое рождение.
У стен Кремля открыт памятник императору Александру I
Для начала расскажем саму легенду. Итак, 4 сентября 1836 года, то есть спустя примерно 11 лет после смерти Александра I, в Пермской губернии жандармы задержали странного старика, ехавшего на телеге непонятно куда и зачем. При нем не было обнаружено никаких документов, зато на спине имелись отметины от кнута, а в телегу был запряжен белый конь, какого вряд ли мог позволить себе простой крестьянин.
На допросе старик назвал себя Федором Кузьмичом Кузьминым, на вопросы о происхождении отвечал, что своих родных он не помнит. Поскольку формально никаких преступлений кроме бродяжничества ему вменить не удалось, его приговорили к 20 ударам кнутом и ссылке в Сибирь на вечное поселение. На суде Федор Кузьмич заявил, что он неграмотен (отметим этот факт!) и вместо него под приговором подписался мещанин Григорий Шпынев.
Приговор этот не сохранился, но в Государственном архиве Томской области, в фонде местной экспедиции о ссыльных, действительно имеется дело на некоего Федора Кузьмича Кузьмина.В нем есть словесное описание его примет: рост 2 аршина, 6 и 3/4 вершков (1,72 м), глаза серые, волосы светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине – следы от побоев кнутом. Рост Александра был 1,78 м, но сделаем скидку на возраст.
Александр I
По прибытии старца определили в работы на винокуренный завод в Боготольской волости. Там он провел следующие пять лет, исполняя обязанности мелкого подсобного рабочего. После окончания срока, и установленного ссыльным запрета на свободное перемещение в пределах губернии, Федор Кузьмич принялся, собственно говоря, «старчествовать». То есть стал ездить по окрестным селам, учить детей (!) и беседовать со всеми желающими о вере и Священном Писании.
Плату за свои труды он брал только едой, наотрез отказываясь от денег. Так он постепенно приобрел себе в глазах местного населения репутацию божьего человека, у которого спросить благословения и попросить совета не грех.
Первым его опознал ссыльный казак по фамилии Березин, видимо, ранее служивший в составе Его Императорского Величества Конвоя. Как-то он зашел в гости к покровителю старца казаку Семену Сидорову, застал там Федора Кузьмича и сразу же увидел в нем Александра – сложение, рост, цвет глаз, привычка держать полусогнутую руку на груди.
Старец Федор Кузьмич
Придя в себя, Березин рассказал о своих подозрениях всей станице Белореченской. Вторым старца узнал священник отец Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга и неоднократно видевший там императора. Когда количество слухов и чудесных опознаний перевалило за некую критическую черту, Федор Кузьмич покинул Сидорова и уехал из Белореченской навсегда.
Несколько лет спустя он обосновался в селе Краснореченском, где ему построил келью местный крестьянин Иван Латышев. Туда же к нему порой наезжали престранные гости, к примеру, епископ Иркутский Афанасий, с которым «неграмотный» старец вел беседы на французском языке. Или гусарский офицер из Петербурга с супругой – по мнению видевших его, один в один похожий на Николая I.
Окрестным крестьянам и казакам Федор Кузьмич часто рассказывал различные истории, в основном о войне 1812 года, причем с такими подробностями, которые мог знать только человек, близкий к императору либо к ставке командующего или сам воевавший в чине никак не ниже бригадного генерала. Одна из них дошла до нас в более или менее подробном виде – о том, как во время поклонения мощам Сергия Радонежского загадочный голос подсказал Александру I «дать полную волю Кутузову». И тогда «как Фараон погряз в Чермном (Красном) море, так и французы на Березовой реке (Березине)».
Домик Федора Кузьмича
Еще один момент узнавания случился, когда старец молился в боковой комнате, а за стеной кто-то вслух читал книгу, где пересказывались переговоры между Александром I и Наполеоном. Во время очередной реплики российского императора в исполнении неизвестного писателя, старец вышел, буркнул что-то вроде «никогда я ему такого не говорил» и ушел обратно. Это был, между прочим, единственный случай, когда Федор Кузьмич в открытую признал себя Александром.
Под конец жизни старец перебрался в Томск, где поселился во флигеле особняка купца Семена Хромова. Когда он уже лежал на смертном одре, новый покровитель решился все же спросить напрямую: «Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?» В ответ Федор Кузьмич заплакал, стал креститься и ответил: «Чудны дела твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась». На следующий день, 20 января 1864 года, он умер.
Федор Кузьмич на смертном одре (рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года)
Последняя из загадок Федора Кузьмича касается судьбы его тела, или, как принято говорить в церковном обиходе, мощей. В 1903 году местными почитателями легенды было подано прошение о строительстве часовни на месте предполагаемого погребения старца. Когда начали копать яму под фундамент, то был обнаружен запечатанный каменный склеп, внутри которого лежал гроб с нетленным телом. В 1936 году на месте этой часовни была устроена выгребная яма. В 1984 году, когда Федор Кузьмич был уже официально канонизирован, местные семинаристы под руководством археолога Людмилы Чиндиной провели там раскопки и обнаружили гроб без крышки, в котором лежал почти полный скелет без черепа. Именно эта находка в настоящий момент и считается мощами Федора Кузьмича, кому в действительности принадлежат останки – неизвестно.
Впрочем, история с мощами противоречит документу, также лежащему в основе одной из версий легенды – так называемой записке Врангеля, озаглавленной «Вся правда о Федоре Кузьмиче». В ней известный искусствовед Врангель излагает историю, рассказанную ему сыном известного психиатра Ивана Балинского – Игнатием.
История, в свою очередь, представляет собой запись предсмертного откровения швейцара психиатрической клиники у Литейного моста, некоего Егора Лаврентьева, переведенного на эту должность по личному указанию императора Александра II. До клиники он служил в гарнизоне Петропавловской крепости, исполняя обязанности служки при соборе, где в том числе ухаживал за могилами царской усыпальницы.
Памятник Федору Кузьмичу на месте его кельи в поселке Хромовка
Однажды ночью в 1864 году его вместе с тремя остальными приписанными к собору солдатами подняли по тревоге и приказали построиться у ворот крепости. Там они увидели Александра II в парадной форме в сопровождении министра двора графа Адлерберга. Спустя некоторое время к собору подъехал траурный катафалк, с которого сняли гроб. В нем лежал длиннобородый старец в простой одежде. Гроб торжественно внесли в Петропавловский собор, вскрыли могилу Александра I – она, разумеется, оказалась пустой – и с почетом опустили туда тело старца. Граф Адлерберг обещал щедро наградить солдат, но потребовал, чтобы все случившееся оставалось в тайне. А через несколько дней всю бригаду служек разослали по разным местам, наградив богатыми денежными подарками.
Проблема лишь в том, что даже эту версию невозможно проверить, поскольку могилу Александра запрещали вскрывать даже при советской власти, и де-факто она считается разграбленной то ли в 1918, то ли в 1921 году, когда в дворянских захоронениях искали ценности для помощи голодающим Поволжья.
В наши дни почему-то стало принято безоглядно доверять экспертам. Если некое утверждение снабжено ссылкой на мнение экспертов – оно автоматически становится верным. Мы крайне редко задаемся простыми вопросами: в какой именно области работают эксперты? Каковы их реальные достижения? И на основании каких материалов они делали свои выводы? Недавно некие «эксперты-графологи» сообщили СМИ о том, что они провели сравнительное исследование рукописей старца Федора и императора Александра I и убедились в том, что перед ними почерк одного и того же человека. История полуторавековой давности вновь обрела плоть и кровь.
И вот тут самое время остановиться. Дело в том, что никаких «рукописей старца Федора Кузмича» не существует в природе. Вернее, существуют два клочка бумаги, исписанные с обеих сторон, на одном из которых выписка из Евангелия, прочие записи зашифрованы:
фото: ruposters.ru
По одной версии там написано: «Видишь ли, на какое молчание вас облекло ваше счастье и ваше слово». По другой: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают». И, наконец, в книге «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича» за авторством великого князя Николая Михайловича давался третий и совсем уж экзотический вариант: «Се Зевс Николай Павлович, без совести сославший Александра, от чего аз нынче так страдающь брату вероломно вопию… «
Для начала мы не можем с абсолютной точностью утверждать, что эти записки сделаны рукой самого Федора Кузмича. Как? А вот так. Старец до конца жизни таскал с собою какой-то мешочек, когда он умер, в нем нашли эти бумажки. Никто и никогда не видел, чтобы старец их писал. То есть перед нами образец почерка, приписываемый Федору Кузмичу.
Еще существует конверт с надписью «Милостивому Государю Симиону Феофановичу Хромову. От Федора Кузьмича», насчет которого у историков есть аналогичные сомнения: сам ли старец его надписал или кого-то об этом попросил и не старался ли он при этом изменить свой почерк.
Во-вторых, «эксперты-графологи» этих бумажек в руках не держали и в глаза не видели. Дело в том, что оригиналы записок Федора Кузьмича были загадочным образом утрачены в 1909 году, а для потомства остались их фотокопии, сделанные в начале XX века. Местный монастырь потом печатал их на открытках и продавал всем желающим. Даем маленькую такую поправочку на разрешающую способность фототехники того времени. Ну и разумеется, историки уже давно убедились в том, что история о загадочной утрате оригинала зачастую прикрывает вброс криво сделанной фальшивки, как это было, например, с «Велесовой книгой».
То же самое, кстати, касается и портрета Федора Кузьмича, который СМИ еще с тех пор полюбили печатать рядом с портретом Александра. При этом нигде не говорится, что портрет был написан уже после смерти старца одним из апологетов легенды и с оглядкой на императора, отсюда и явное сходство.
В-третьих, если эти записки все же были сделаны рукой Федора Кузмича, то писал он их, находясь на пороге между пожилым возрастом и старостью. С годами почерк у человека меняется. Цитируя самих же экспертов: «Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и находится в этом состоянии без существенных изменений до пожилого возраста (60 лет). К этому времени начинают появляться изменения почерка. В старческом возрасте (74 года и выше) происходит деградация письменно-двигательного навыка».
И, наконец, в-четвертых: хороший каллиграфический почерк вообще трудно различим, в нем очень сложно выделить какие-либо характерные особенности. Александр, которого с младых ногтей наставляли в чистописании, всю жизнь писал как по прописи, Федор Кузьмич, судя по этим бумажкам, тоже. Однако эта общая черта не облегчает идентификацию, а наоборот, усложняет ее. Мало ли у кого почерк красивый.
Впрочем, вряд ли кто-то вообще проводил хоть какую-то экспертизу. Журналисты стали разматывать клубок с этого конца и обнаружили, что «открытие» было сделано в рамках программы развития туризма в регионе, что по телефонам так называемого Русского графологического общества никто не отвечает, и что «эксперт-графолог» Светлана Семенова никаких опубликованных работ и иных заслуг в данной области не имеет.
Церковь Казанской иконы Богородицы и часовня Федора Кузьмича (Богородице-Алексеевский монастырь, Томск)
Кстати, Семенова была далеко не первой, кто при взгляде на записки Федора Кузьмича сказал, что они написаны рукой покойного императора. Первым был адвокат Кони, но надо понимать, что в те времена почерковедение все еще находилось в зачаточном состоянии и что наш великий юрист просто узнал почерк, а не проводил с ним каких-либо исследований. Кроме того, в 1906 году по заказу великого князя Николая Михайловича была проведена уже полноценная экспертиза конверта, которая дала отрицательный результат. То есть как минимум одна из записей, приписываемых Федору Кузьмичу, совершенно точно сделана не рукою Александра I.
Подведем итоги
«Праведное житие» Федора Томского, равно как и истории о том, как кто-то узнал в нем покойного императора, в основном записаны на основе устных рассказов очевидцев, а также их знакомых и близких родственников. То есть мы имеем дело с типичным случаем распространения народной молвы. Недаром же в среде историков и работников уголовного розыска возникла поговорка: «Врет, как очевидец».
Но зато все эти свидетельства объединяет одна внешне малозначимая черта: везде, когда житийными источниками приводится прямая речь старца, он употребляет обращения, характерные для уроженцев тогдашней Украины или южнорусских губерний: «паннушки», «панок» и т.д. Воспитанный в Петербурге, Александр так говорить не мог.
Действительно, Александр неоднократно говорил окружающим о своем желании втайне оставить престол. Проблема в том, что он вообще много чего говорил, например, о том, что он республиканец по духу. Кончил же он, как известно, ужесточением цензуры, запретом масонских лож и военными поселениями.
То же самое касается и ухода с престола: заранее заготовленный манифест о переходе права наследования от Константина к Николаю так и пролежал в раке московского Успенского собора, и умирающий император о нем так и не вспомнил. Это привело к периоду междуцарствия, когда сам Николай публично присягнул императору Константину, был отпечатан константиновский рубль, а в книжных магазинах Петербурга были выставлены литографические портреты нового государя. В конечном счете эти же обстоятельства стали причиной скоропалительного выступления декабристов, во время которого солдаты шли на Сенатскую с кличем: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!»
То есть Александр, имевший, по отзывам современников, богатырское здоровье, заболев в Таганроге, вовсе не собирался там умирать и уж тем более исчезать в неизвестном направлении.
Сделанная недавно «графологическая экспертиза» нужна была в основном для привлечения внимания СМИ к Томску и тайне старца. Те, кто ее проводил, судя по всему, не являлись специалистами в области почерковедения, имели дело не с оригиналами рукописей, а с их фотокопиями, к тому же до сих пор не установлено, писал ли Федор Кузьмич свои записки лично или просто хранил их, или они вообще являются позднейшей подделкой.
Загадочные истории с телом Александра, как-то: похороны в закрытом гробу, изменения лица, сомнения Марии Федоровны и так далее – объясняются довольно просто: при бальзамировании была допущена ошибка, тело везли из Таганрога в Петербург почти два месяца, и то, что в итоге доехало, уже крайне мало напоминало Александра при жизни.
Именно на это и намекает письмо Петра Волконского статс-секретарю Марии Федоровны Вилламову, в котором он предлагает не открывать гроб с царским телом в Петербурге, так как «от здешнего сырого воздуха… черты покойного совсем изменились».
Установить истину могла бы сравнительная генетическая экспертиза останков. Несмотря на все загадочные происшествия с гробницей Александра I, в усыпальнице Романовых можно набрать достаточно материала для исследований – рядом лежат и Мария Федоровна и Николай. Проблема лишь в том, что мы не можем с точностью сказать, что в 1984 году из бывшей выгребной ямы извлекли именно Федора Кузьмича, а не кого-то другого, похороненного в том же месте.
В общем, доводов pro et contra предостаточно, но существует одна версия, которая способна их примирить хотя бы частично, ну или объяснить часть нестыковок. Кто-то из духовных наставников Александра, скорее всего Филарет Киевский, вполне мог подшутить таким образом, отправив кого-то, обратившегося к нему за исповедью, пожизненно искупать царские грехи.
При этом, видимо, ему был дан строжайший наказ – косвенно намекать окружающим на то, что он и есть Александр, но никогда при этом не открываться. Быть своего рода Железной Маской, правда, в статусе духовного учителя и на свободе. Эта версия вполне объясняет красивый почерк, знание старцем иностранных языков, обычаев двора и подробностей войны 1812 года.
Наиболее вероятным претендентом на эту роль можно считать Федора Уварова, статского советника, женатого на сестре декабриста Лунина. После восстания он влез в тяжбу за наследство своего лишенного прав состояния шурина и стал презираем всем обществом. В 1827 году он пропал без вести. В принципе, ничто не мешало ему стать Федором Кузьмичом, кроме одной маленькой детали – из за цвета своих волос Уваров носил прозвище Черный. А в описании ссыльного Кузьмина четко сказано: волосы светло-русые с проседью. Так что ищите дальше.
Представлены «доказательства», что Александр I и старец Федор Томский — один человек
Открытие для туристов
Официально мероприятие, на котором прозвучало сенсационное заявление, называлось так: научно-познавательный «Международный форум, посвященный императору Александру I и старцу Феодору Томскому» при организации Томского отделения Русского географического общества. Пытаясь узнать подробности мероприятия, а в идеале — и дозвониться до авторов открытия, корреспонденту «Газеты.Ru» удалось пообщаться с руководителем информационного центра Томского отделения Русского географического общества Юлией Калюжной, которая присутствовала на закрытии конференции.
«Сейчас мы заканчиваем форум в здании дома путешественников. Мы презентуем фильм про Александра I, который был снят французским документалистом, — рассказала она. — Данный форум носит научно-образовательный и познавательный характер».
По ее словам, в Томске конференция проводилась в здании Научной библиотеки Томского государственного университета.
«Основная тема конференции — идентичность Александра I и старца Федора Томского», — уточнила Юлия Калюжная, рассказав, что главные результаты в пользу данной гипотезы, которую в Томске считают аксиомой, предоставила президент Русского графологического общества Светлана Михайловна Семенова.
По ее словам, итогом форума будет создание туристического маршрута по местам жительства старца Федора под эгидой Красноярского и Томского отделений Русского географического общества.
Реклама
Затем корреспонденту «Газеты.Ru» удалось поговорить с первым заместителем председателя Томского отделения Русского географического общества Евгением Ковалевским.
Он рассказал, что главная цель проведения форума — «привлечь внимание к этой истории с точки зрения науки».
«В рамках политики туризма это очень значимый факт для международных туристических маршрутов. Фактом идентичности Александра I и Федора Томского очень активно интересуются за рубежом», — уточнил Евгений Ковалевский.
Графологическое общество без телефона, но с открытием
По словам Ковалевского, научная составляющая открытия состоит в подтверждении идентичности двух людей. «Известно, что в Таганроге умер царь Александр I. И вдруг через какое-то время появился старец Федор Томский в Красноярске, а потом в Томске. И по различным приметам — и по его голосу, по поведению, по знаниям — жители тех мест предположили, что это и есть царь», — уточнил Евгений Ковалевский.
«Графолог Семенова сделала почерковедческую экспертизу. И она убеждена, что это одно и то же лицо, — рассказал Евгений Ковалевский. — Поскольку и старец, и Александр писали на разных языках — французском, английском, русском, но характер человека остается. Разные языки, это и помогло, в разные время написанные письма, разные по мыслям и содержанию. Семенова как профессионал увидела в них одного человека».
При попытке позвонить в Русское графологическое общество, которое возглавляет Светлана Семенова, корреспондент «Газеты.Ru» столкнулся с проблемой: номера, указанного на множестве сайтов, где уточнялось, что Русское графологическое общество является автономной некоммерческой организацией, не существовало. В открытых источниках удалось обнаружить. В интервью «Учительской газете» в 2008 году графолог рассказывала о том, что Марину Цветаеву убило НКВД.
В базах данных научных статей Web of Science и eLibrary были найдены статьи авторов «Семенова С.М.» и «Semenova S.M.», но ни одна из этих публикаций не была связана с графологией или хотя бы с филологией.
На просьбу рассказать про организацию, где проводилось исследование, Юлия Калюжная ответила: «В Москве есть Русское графологическое общество, которое идентифицирует человека по его почерку». На вопрос, есть ли у Светланы Семеновой научные работы, руководитель информационного центра Томского отделения Русского географического общества ответила положительно.
«Россия — великая страна, Александр — один из величайших царей планеты»
На вопрос, проводились ли другие изыскания, Евгений Ковалевский ответил утвердительно.
«Русское географическое общество выступило организатором мероприятия. Интересно, что Томское отделение проявило инициативу, а оказалось, что в Красноярске этим тоже давно занимаются. То ли мы вписались в их инициативу, то ли они в нашу. И откликнулись люди из Костромы, из Белева, из Таганрога, где проходила дорога старца и Александра», — рассказал Евгений Ковалевский.
Корреспондент «Газеты.Ru» осторожно заметил, почему бы просто не провести генетическую экспертизу — подобную той, что была сделана для идентификации останков расстрелянной царской семьи. С этим Евгений Ковалевский в целом согласился, отметив, что «некоторые специалисты больше ориентируются не на генетическую экспертизу, которая может не принести желаемого результата или не принесет желаемого результата, а именно вот на какие-то особенности почерковедческие и человеческие». «По рукописям, по отзывам людей, которые помнят еще рассказы своих бабушек и дедушек», — рассказал Евгений Ковалевский.
«В этом году 190 лет со дня смерти императора и 200 лет Священному Союзу… Россия подвергается политическим и экономическим санкциям со стороны Америки и Европы. Одна из задач форума — показать, что Россия — великая страна, что Александр — один из величайших царей планеты. Это сегодня важно», — резюмировал Евгений Ковалевский.
Юрист Кони уже сверил почерки
Легенда о том, что Александр I не умер, а инсценировал свою смерть и скрылся от мира, возникла примерно в 30–40-х годах XIX века. Многим скоропостижная гибель императора от брюшного тифа 1 декабря 1825 года в Таганроге показалась странной. Это породило слухи о том, что на самом деле государь не умер, а, измученный угрызениями совести за участие в убийстве собственного отца, начал отшельническую жизнь под именем старца Федора Кузьмича, а похоронили вместо него другого человека.
Утверждения о том, что почерки императора и старцы идентичны, уже звучали: так, этого мнения придерживался юрист Анатолий Кони.
Об этом сообщается, например, в двухтомнике «Романовы. Исторические портреты», вышедшем под редакцией доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН Андрея Сахарова. Тем не менее в начале ХХ века анализ почерков старца и императора все-таки был проведен — это было сделано по указанию биографа Александра I, великого князя Николая Михайловича. Специалисты пришли к однозначному выводу: записи сделаны разными людьми.
Тайной императора и старца интересовались не только юристы и почерковеды: Лев Толстой также неоднократно беседовал на эту тему с великим князем Николаем Михайловичем. Писатель склонялся к тому, что Александр I и Федор Кузьмич — разные люди. «Пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остается во всей своей красоте и истинности», — писал Толстой великому князю 2 сентября 1907 года. Перу Толстого также принадлежит повесть «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», которая так и не была закончена.
В 1921 году появились неподтвержденные свидетельства того, что при вскрытии гробница Александра I в Петропавловской крепости оказалась пустой.
Добиться вскрытия гробницы пытались и позже: так, Даниил Гранин в своих воспоминаниях «Причуды памяти» пишет, что после бесед с антропологом Михаилом Герасимовым, мечтавшим разъяснить легенду о Федоре Кузьмиче, он обращался в Ленинградский обком КПСС с просьбой разрешить вскрытие гробницы Александра I. Просьба была передана в ЦК КПСС, где ее отклонили, пояснив: «Если Герасимов определит, что череп императора — череп человека, умершего не в 1825 году, а много позже, в год смерти старца, то церковь сделает его святым, что же получится — с подачи ЦК Коммунистической партии? Нет, невозможно».
О том, как Михаил Герасимов пытался добиться вскрытия гробницы, писал и советский астрофизик Иосиф Шкловский. В своей книге воспоминаний «Эшелон» Шкловский приводит ответ антрополога на вопрос о том, почему бы ему не добиться разрешения на вскрытие гробницы и проведение научной экспертизы: «Ишь, какой умник! Я всю жизнь об этом мечтал. Три раза обращался в правительство, прося разрешения вскрыть гробницу Александра I. Последний раз я это сделал два года назад. И каждый раз мне отказывают. Причин не говорят. Словно какая-то стена!»
Впрочем, правительство могло так старательно сохранять завесу тайны вокруг гробницы императора не из-за боязни установления идентичности Александра I и Федора Кузьмича. Далее в своей книге Иосиф Шкловский рассказывает о разговоре с человеком, который стал свидетелем вскрытия могилы графа Алексея Орлова-Чесменского. Это было сделано на основании секретного пункта декрета от 1921 года, который предписывал вскрывать могилы знатных людей и изымать оттуда драгоценности. В могиле графа тогда ценных вещей не нашли, а тело выбросили в канаву. Вероятно, предположил Шкловский, что и останки Александра I отсутствуют в гробнице по той же причине.
Выводы
Отдел науки «Газеты.Ru» ни в коей мере не претендует на то, чтобы сделать однозначный вывод, был ли Александр I старцем Федором.
Однако в четверг в Томске результаты экспертизы почерков были представлены лишь узкому кругу лиц, присутствовавших на мероприятии.
Сомнения в том, что работа является научной, возникают по следующим причинам: а) о графологической экспертизе рассказал человек, научные труды которого в данной области неизвестны; б) в научном сообществе результаты работы обычно принято сначала публиковать в рецензируемом журнале, а затем представлять широкой общественности на конференциях; в) наконец, если работа действительно масштабна и имеет такие выводы, то соответствующая научная статья вполне могла бы быть опубликована в журнале Nature и стать мировой исторической сенсацией, как, например, идентификация останков английского короля Ричарда III, которые были обнаружены под автомобильной стоянкой.
Моя статья, посвященная городу Енисейску (Красноярский край). Опубликовано в российском географическом журнале «Живописная Россия» (4/2015)
Среди всех сибирских городов есть один, занимающий особое положение. По старшинству и по праву он держит первенство, укрепившись на берегах могучего Енисея, он словно до сих пор несет свою службу, охраняя с Востока врата Сибири, как древнерусский богатырь. Город Енисейск до сих хранит историю присоединения Восточной Сибири к России, являясь одним из старейших и интереснейших сибирских городов по количеству и сохранности дошедших до нас памятников истории и культуры. Город включен в список 115 исторических городов-памятников. Исторический центр города включен в предварительный список Всемирного наследия Юнеско.
Для проведения путей в новые соболиные места и добычи у местного населения пушнины промышленники Строгановы снарядили в 70-80-е гг. XVI в. ряд походов в Западную Сибирь. По мере продвижения вглубь Сибири и подчинения Сибирских народов казаки строили укрепленные пункты, деревянные крепости — остроги. В 1586 г. построен острог Тюмень, затем Тобольск, Березов, Нарым, Мангазейский острог на реке Таз (основан в 1600 г., знаменитая «златокипящая» Мангазея) и Томск. Затем пришла очередь бассейна реки Енисей.
В 1618 г. из Тобольска, главного тогда сибирского города, на Енисей были посланы боярский сын Петр Албычев и сотник Черкас Рукин с тридцатью казаками. Цель экспедиции заключалась в проведении дорог к Енисею и Тунгуске и «объясачивании» енисейских эвенков (тунгусов), живших по восточному берегу Енисея. Перезимовав, Петр Албычев и Черкас Рукин в 1619 г. основали Енисейский острог в месте впадения реки Кемь в Енисей. Это предопределило ту важную роль, которую Енисейск в течение многих лет играл в жизни Сибири.
Острог представлял собой ограду из заостренных бревен с башнями-стрельницами по углам. В остроге находились денежный и пушной амбары, 2 хлебных амбара, съезжая и таможенная избы, воеводский двор, гостиный двор и тюремная изба. К острогу со всех сторон примыкали жилые постройки. Первыми жителями были казаки, затем появились торговцы, ремесленники, крестьяне и золотопромышленники. Строились церкви и монастыри, сначала деревянные, затем из камня. Женский монастырь был основан в 1623 г., мужской — в 1642 г. В дальнейшем строительство монастырей запретил специальным указом Петр I. Енисейский острог подчинялся Тобольску, и оттуда посылались воеводы.
К 1630 г. в Енисейском остроге числилось 2 атамана, 1 сотник и 105 казаков. Из их числа посылались небольшие отряды в 25-30 человек для дальнейшего освоения Сибири. Основные города Восточной Сибири заложили именно енисейские казаки. Крупный отряд Андрея Дубенского, ушедший из Енисейска на юг, в 1628 г. основал острог Красный Яр (Красноярск). В 1630 г. была послана экспедиция Перфильева на Лену, а год спустя экспедиция во главе с Галкиным, который подчинил и обложил ясаком якутов и заложил Якутский острог. В 1630 г. на реке Лена енисейские казаки построили Илимский острог, а другой отряд в 1631 г. построил Братский острог (ныне города Илимск и Братск). С Енисейска отправились и основатели Иркутска.
В Енисейске в 30-х гг. XVII в. служил казак Семен Дежнев, достигший в 1648 г. Студеного моря (Тихий океан) и открывший пролив между Азией и Америкой на 80 лет раньше Беринга.
Жизнь жителей Енисейска в то время была довольно тяжелой. Особенные сложности наблюдались со снабжением хлебом, который доставляли через Маковский волок. Случалось, что поздно отправленные суда не доходили до Енисейска и замерзали в Кети.
В 1629 г. Сибирь разделили на два разряда — Тобольский и Томский. Енисейск отнесли к Томскому разряду. В 1635 г. Енисейск объявлен городом и ему пожалован герб: 2 соболя, между ними стрела, а под ними стрелецкий лук и коса. Городом управлял воевода.
К середине XVII в. в районе Енисейска открыли соляные ключи и слюду, очень ценную в то время, поскольку она заменяла стекло. Производились многочисленные попытки найти серебро и золото. Железо в Енисейском уезде добывали еще до основания Енисейска. Посадские люди города занимались кузнечным делом, портняжным, кожевенным и др. В городе жил и знаменитый иконописец Алексей Райдин. Кстати, по легенде раньше казаков на земли Енисейска пришел инок Тимофей Иванов. В 1592 г. инок, искавший уединения, поселился на высоком холме недалеко от будущего города. Постепенно вокруг него образуется монашеская община и в 1642 г. монастырь получил утверждение от Тобольского архиепископа Герасима. Так и был основан Спасо-Преображенский монастырь. В одной из келий монастыря, а затем в местной больнице провёл три года в заточении декабрист Николай Сергеевич Бобрищев-Пушкин.
Енисейские торговцы вели торговлю не только с коренными народностями и русскими, но и ездили даже в Китай. Каждый год в августе город устраивал ярмарку, на которой нередко можно было увидеть китайцев — купцов, закупавших пушнину. Мужской и женский монастыри непрерывно вели работу по обращению коренных жителей уезда в христианство, а в случае надобности служили тюрьмой. Женщин в Сибири было очень мало. В XVII в. Енисейский уезд служил местом ссылки. Ссылали на службу, «на пашню» и в тюрьму воров и разбойников.
В 1648 г. Енисейск — уездный город с управлением всеми поселениями на Ангаре и в Забайкалье. Красноярск тоже подчинялся Енисейску. Город служил посредником между огромными Сибирскими территориями и Западом Росии.
К концу XVII в. из-за жадности воевод соболиная казна стала уменьшаться. Воеводы продавали соболей в Китай, а в Москву отписывали, что ясачные люди перемерли и разбежались. В связи с этим велено было покупать всех соболей в казну, менять их на хлеб и вино. Соболей объявили «государевым товаром». В 1696-1702 гг. в Сибири произвели первый «большой сыск» (ревизию). Больше всего он затронул Красноярск, где не прекращались бунты против нечестных воевод.
И в XVIII в. Енисейск оставался значительным городом. Лишь после обустройства нового Сибирского тракта через Красноярск на Иркутск Енисейск начал терять главенствующую роль. Водным путем через Маковский волок практически перестали пользоваться.
С начала столетия в Енисейском уезде сильно почувствовались Петровские реформы. Русское государство нуждалось в деньгах в связи с войнами, строительством флота и Санкт-Петербурга. Тогда и начались усиленные поиски полезных ископаемых.
В то время Сибирь, как неосвоенный регион, привлекала к себе внимание различных исследователей и ученых. В 1701 г. Семен Ремезов составляет первую «чертежную схему Сибири». В 1723 г. Енисейск посетил ученый доктор Даниэль Готлиб Мессершмидт. Он был командирован в Сибирь Петром I для изучения географии, этнографии, археологии и природы Сибири. Мессершмидт сделал много астрономических определений широт на Нижней Тунгуске, нашел каменный уголь.
В 1733 г. для изучения Сибири снаряжается Большая Северная экспедиция под командованием Витуса Беринга, работы которой планировались на 10 лет. Основной задачей ставилось исследование и описание северных берегов Сибири. Опорным пунктом экспедиции как раз и был Енисейск, где строились парусные суда, заготавливалась провизия. В состав экспедиции входили такие знаменитые люди, как братья Лаптевы и Челюскин. Участники провели огромную работу, сделали ряд открытий. Ну а про результаты экспедиции стоит написать отдельную статью.
В начале XVIII в. была образована Сибирская губерния с губернским городом Тобольском. Енисейск стал уездным городом. К концу столетия Сибирскую губернию разделили на 3 провинции, одна из них — Енисейская провинция. В состав Енисейского уезда входили следующие волости: Еланская, Чалбышевская, Назимовская, Маклаковская, Усть-Тунгусская и Кежемская — уезд занимал огромную территорию. В Енисейске введены уездный суд, земский суд, нижняя расправа, позже учреждена Городская Дума. Появляется городничий и уездный исправник. Составлена «Обывательская книга» для записи всех граждан, имеющих землю, записанных в гильдию, цех или промышляющих ремеслом. В 1785 г. учредили новый герб города: на золотом поле — связка звериных шкур и лежащий меркуриев жезл.
Тогда в Енисейске насчитывалось 4000 жителей. Это был торговый и промышленный центр, хотя промышленность по большей части оставалась кустарной. Проведение нового тракта Томск — Красноярск — Иркутск нанесло сильный удар по экономике города. В городе было всего 2 школы: одна при мужском монастыре, другая при женском.
Город оставался местом ссылки. Ссыльно-послеленцев устраивали по деревням, ссыльно-каторжных на солеваренный и мыловаренный заводы. В Спасский мужской монастырь в 1750-е гг. селили сосланных раскольников.
Енисейская ярмарка была главным центром пушной торговли Сибири в XVIII в. Енисейск располагался между водными путями Западной и Восточной Сибири. Ярмарка проводилась ежегодно с 1 по 15 августа. Западносибирские купцы привозили на ярмарку мануфактурные и галантерейные товары, виноградное вино и т. д. Восточносибирские купцы привозили на продажу кяхтинские товары. В XVIII в. Енисейск два раза страдал от разрушительных пожаров (1703 и 1778 гг). Почти все здания были деревянные, и выгорал почти весь город. После второго пожара город отстраивали по новому плану с четким проведением улиц. Другое стихийное бедствие — сильное наводнение — постигло город в 1784 г.
В начале XIX в. Енисейская ярмарка утратила свое значение. Торговля мехом переместилась в Ирбитскую и Туруханскую ярмарку. XIX в. в жизни города делится на две разительно отличающиеся части: до середины 30-х гг. это торгово-промышленный, медленно развивающийся город, а с 1837 г. это центр золотопромышленности. Енисейск в то время считался очень красивым городом, одним из лучших уездных городов не только Сибири, но и всей России. В нем было 14 каменных домов, 1040 деревянных, 8 церквей и 2 монастыря. В центре, на Базарной площади, располагался каменный гостиный двор с 114 лавками. Очень красива была набережная с бульваром. В 1821 г. Сибирь разделена на Западную и Восточную. Енисейск отнесли к Восточной Сибири, центром которой был Иркутск, и классифицирован как многолюдный окружной город. И в то время Красноярск подчинялся Енисейску.
В 1837 г. нашли в округе золото и началась новая эпоха в истории города. В середине XIX в. Россия занимала первое место в мире по добыче золота. В Енисейской тайге добывалось тогда более 90% всего русского золота. Именно енисейский купец Баландин стал родоначальником машинного способа добычи золота.
Первым серьезным открытием был Петропавловский прииск компании Рязановых в Южной тайге. В Северной тайге первым нашел золото Жмаев Петр Иванович. Его история интересна: купец Зотов купил его мальчиком у голодающей семьи енисейских киргизов за ковригу хлеба и гривну. Впоследствии Жмаев стал искусным и удачливым золотоискателем и доставил купцу целое состояние. Умер же он в бедности. В 1847 г. золотопромышленность достигла пика. Действовало 99 приисков, на которых были заняты 19000 рабочих. Затем добыча золота пошла на спад, многие компании залотопромышленников разорились. Все чаще возникали тяжбы между купцами.
Вместе с подчиненным Енисейску Туруханским краем Енисейский уезд занимал 9/10 территории Енисейской губернии. Территория Енисейского уезда превышала в несколько раз размеры многих европейских государств. До революции почти вся эта территория была не освоена. В среднем по уезду на одного человека приходилось около 5 кв. км.
К середине XIX в. Енисейск становится типичным уездным городом и местом политссылки. С историей Енисейска XIX и XX вв. неразрывно связаны имена декабристов М.А. Фонвизина, Ф.П. Шаховского и А.И. Якубовича, политических ссыльных: архиепископа и хирурга Войно-Ясенецкого, драматурга Николая Эрдмана, жены Буденого, Книппер-Тимиревой (гражданской жены Колчака) и многих других.
В начале XX в. особенно активно осваивался Северный морской путь. Снаряжались большие экспедиции, идущие этим путем. В 1897 г. в Енисейск прибыл адмирал Макаров, известный исследователь морей, с большим караваном судов. Макаров первым разработал проект ледокола, и в 1899 г. был построен мощный по тому времени ледокол «Ермак», на котором Макаров совершил ряд открытий.
В 1913 г. Енисейск посетил знаменитый путешественник и исследователь Севера Фритьоф Нансен. Он прибыл Северным морским путем в устье Енисея на судне «Коррект», там пересел на речное судно «Омуль» и дошел до Енисейска. В мужской гимназии он сделал доклад о возможностях Северного морского пути. Он посетил еще ряд сибирских городов и описал свое путешествие в книге «В страну будущего».
17 ноября 1917 г. в Енисейске установилась советская власть. В результате чешско-белогвардейского переворота город в августе 1918 г. оказался в руках контрреволюционеров. В ночь с 5 на 6 февраля 1919 г. в Енисейске победило восстание против колчаковского режима, подавленное 28 февраля 1919 г. Окончательно Енисейск был освобожден от белогвардейцев 25 декабря 1919 г.
В период Великой Отечественной войны тысячи енисейцев сражались на фронтах, 800 из них награждены орденами и медалями. Разведчику П. И. Дудареву и пехотинцу Е. С. Белинскому присвоено звание Героя Советского Союза.
В 30-х — 50-х гг. в Енисейске проживали десятки репрессированных. Среди них: профессор Б. Б. Граве; историк, профессор, бывший директор Международного института С. М. Дубровский; бывшая прима Венской оперы, певшая вместе с Энрико Карузо, Клара Спиваковская; писатель, журналист Р. А. Штильмарк (автор книги «Наследники из Калькутты) и дргие.
В годы советской власти в Енисейске получили развитие предприятия, связанные с обслуживанием пароходства на Енисее и местными нуждами. Это судостроительная верфь, ремонтно-механические мастерские лесной промышленности, пищевые комбинаты. Со строительством Лесосибирского деревообрабатывающего комбината Енисейск утратил свое значение центра лесной промышленности Красноярского края, но остался крупным портом на Енисее.
Сегодня Енисейск — это «музей под открытым небом». В небольшом городке более ста памятников архитектуры! Здесь каменные особняки в стиле модерн соседствуют с купеческими деревянными усадьбами, все это разбавлено большим (для одного городка) числом церквей — образцов сибирского барокко.
Город расположен в долине реки Енисей, на левом берегу, в 8 км южнее устья реки Кемь и относится к группе северных районов. Площадь территории города составляет 66,4 км2. Рельеф города — пологий. Территория города и его окрестностей представляет собой низменную равнину. Равнинный в целом берег Енисея имеет небольшие возвышенности, которые были использованы сибирскими зодчими-основателями города для размещения градостроительных акцентов — церквей и монастырей.
На юге и юго-востоке городская территория граничит со смешанными лесами. Город имеет развитую автомобильную сеть с твердым покрытием. Отдаленность от краевого центра составляет 337 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в г. Лесосибирске, что в 46,7 км от города. В городе имеется аэропорт и речная пристань «Енисейск». Население города, по данным 2015 года, более 18 359 чел.
Енисейск замечателен сохранившейся застройкой (она включает более 100 архитектурных памятников), глядя на которую можно представить, как выглядел город век и даже два века назад. Здесь можно встретить и каменные здания конца XIX — начала XX вв. в стилях эклектики и модерн. На окраинах старого города — купеческие деревянные дома-усадьбы, с балконами-галереями, резьбой. Енисейск часто называют церковным городом, и не зря: здесь довольно много соборов и монастырей. Самый старый в Сибири Спасо-Преображенский мужской монастырь (о его истории мы говорили выше) был основан в 1640 г. Расположен он на холме и виден из любой точки города. Сохранились Преображенский собор, кельи и каменная стена с надвратной церковью, Иверский женский монастырь, здание келий Христорождественского монастыря. В Енисейске есть еще четыре церкви, дошедшие до нас из XVIII в., построенные в стиле барокко, очень популярном тогда в Сибири. Это Богоявленский кафедральный собор, Воскресенская, Троицкая — самая изящная в городе — и Успенская церкви.
В городе нет крупных производственных предприятий. Сеть объектов социально-культурной инфраструктуры достаточно развита. Имеются детские школы дополнительного образования — хореографическая, музыкальная, художественная, спортивная, Центр детского творчества, станция юннатов, досуговые учреждения культуры, социальный реабилитационный центр, клубы по месту жительства. В городе и заведения профессионального образования: педагогический колледж, профессиональное училище, учебный комбинат. В Енисейске по сложившейся традиции ежегодно проводятся открытые научно-практические конференции («Кытмановские чтения», «Культура Сибири»), открытые краевые юношеские турниры по греко-римской борьбе памяти Е. Белинского и Г.Федотова и другие мероприятия.
Социально-экономическое развитие современного города невозможно представить без сохранения градостроительного наследия, которое представляет большой научный интерес и культурологическую ценность. В 1970 г. он был внесен в список исторических городов России. А в июне 2000 г. центральная часть города, которая, по сути, является уникальной архитектурной летописью, была занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня старинные здания нуждаются в реставрации.
В 2005 г. состоялись публичные слушания научного проекта охранных зон города Енисейска. Это перспективный план по дальнейшему развитию Енисейска в его особом статусе города-памятника. Еще одним из путей решения социально-экономических задач, стоящих перед городом, является возрождение института Енисейской «августовской» ярмарки, которыми в старину славился город.
Енисейск обладает богатейшим историческим, культурным и природным потенциалом для развития туризма и, кроме того, он вновь приобретает выгодное географическое положение в свете объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра и реализации программы по освоению Нижнего Приангарья. В связи с этим решен вопрос создания на территории города единого музейно-туристического комплекса под открытым небом, который будет включать в себя и региональный историко-этнографический музей «Деревянного зодчества Приангарья».
(c) Игорь Попов
статья опубликована в российском географическом журнале «Живописная Россия»
Отец
Последний раз я видел своего отца живым, когда мне было всего девять лет, а брату только семь. Мои разговоры с ним были детскими, и восприятие отца так детским и осталось. Все, что я знаю о нем, основывается главным образом на рассказах и воспоминаниях моей мамы, небольшом количестве оставшихся после ареста отца документов и фотографий, его письмах из мест лишения свободы, почерпнуто из следственного дела отца, с которым мне удалось познакомиться в Центральном архиве ФСБ в самом начале 2007 года.
Мой отец, Сидоров Федор Антонович, родился 27 декабря 1901 года в деревне Кокошилово, Архангельской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (по послереволюционному административному делению – деревня Кокошилово Мышкинского района Ярославской области) в небогатой многодетной крестьянской семье.
Моего деда по отцу звали Антон Акимович, а бабушку – Наталья Ивановна. Знаю, что бабушка родилась в 1869 году. Когда родился дед, узнать не удалось, знаю только, что умер он в 1942 году. Оба – и дед, и бабушка были родом из Ярославской губернии, поженились они, по-видимому, довольно поздно.
У отца было два брата и две сестры. Старшего брата звали Алексей Антонович, он родился в 1900 году, когда бабушке шел уже 32 год. Во время Великой Отечественной войны он жил в деревне Шибалово Ярославской области. Еще один брат, Михаил Антонович, родился в 1904 году. В 1944 году он жил в Кокошилове. По каким-то причинам оба брата отца на фронте во время Великой Отечественной войны не были.
Две сестры – Мария Антоновна, 1906 года рождения, которая жила в Кокошилове, и Евдокия Антоновна, 1907 года рождения. Тете Дусе отец еще перед войной помог перебраться в Москву, устроил ее на работу комендантом одного из общежитий Историко-архивного института.
Отец своих родственников не жаловал, правда очень любил свою мать, Наталью Ивановну, и сестру Дусю.
Когда отцу исполнилось 10 лет, родители отправили его на заработки в Петербург, где он работал мальчиком в большом аптекарском магазине. Была в то время такая должность – “мальчик”, которая включала в себя обязанность сбегать куда пошлют, прибрать в магазине, ну и все остальное по мелочи.
Учиться отцу до революции не пришлось – только чуть-чуть выучился читать и писать. Образование получал уже при Советской власти, после окончания Гражданской войны.
Что увело 16-летнего крестьянского паренька в 1917 году сначала в Красную Гвардию, а потом в Красную армию? Видимо — время, бурные события тех лет, а также понимание большой несправедливости окружающей его российской жизни.
По словам моей мамы, отец был активным участником Гражданской войны, воевал сначала рядовым бойцом, а затем командовал эскадроном . По косвенным данным его боевой путь проходил по Приазовью, югу Украины, возможно около Перекопа и Сиваша.
Достоверно мне известно, что с марта 1920 года по сентябрь 1924 года отец служил в 1-м эскадроне 64 кавалерийского полка 32-й кавбригады Одиннадцатой кавалерийской дивизии Первой Конной армии С.М.Буденного, участвовал в наступлении Первой Конной на Львов и в боях на территории Западной Украины.
В ФСБ мне давали координаты архива, где я мог бы попытаться получить какие-то сведения о прохождении отцом военной службы. Я посылал запрос в этот архив, но мне из него ничего не прислали – предложили подъехать к ним и самому порыться в архивных фондах. Архив располагался недалеко от станции метро Войковская, я уже начал болеть и приехать в этот архив так и не смог.
Новый, 1922 год, подразделения Одиннадцатой дивизии встретили на отдыхе и переформировании под Гомелем, а весной этого же года ее перебросили на борьбу с басмачами в Туркестане и Бухарской Народной Советской Республике . Часть полков были направлены туда по железной дороге, а часть – морем из Баку в Красноводск. Не знаю, каким путем ехал в Среднюю Азию мой отец – может и через Баку, город, в который и меня привела судьба через 60 с лишним лет.
В середине 1924 года отец в одном из боев с басмачами получил тяжелейшие ранения – у него были прострелены легкие, выбита пулей челюсть, покалечена нога, он долго лежал в госпиталях, заболел туберкулезом. Но внешне ранения не были особо заметны – не было изуродовано лицо, отец не хромал при ходьбе.
Любимой песней отца была “Каховка”. У нас был патефон, и отец часто заводил пластинку с этой песней. Молча, подперев ладонью подбородок, сидел, курил и слушал. Слова и мотив “Каховки” я помню до сих пор.
Демобилизовавшись из армии и пройдя длительное лечение, отец вернулся в деревню Кокошилово, избирался здесь председателем сельсовета, организовал в своей деревне колхоз. И учился, учился, учился до изнурения. Этот период его жизни похож на жизнь в деревне тех лет моей матушки – проблемы были такими же.
Несколько лет отец работал металлистом на заводе в Ярославле. Был принят кандидатом в члены ВКП(б), а в 1927 году — в члены партии.
В 1930 году отец окончил полный курс Ярославского рабочего факультета (рабфака) по техническому уклону, но поступил не в технический вуз, а в Московский историко-архивный институт, который успешно закончил в 1932 году. По результатам учебы отец был рекомендован для продолжения учебы в аспирантуре этого института.
Видимо, главной причиной того, что комэск Федор Сидоров поступил все-таки не в технический, а в гуманитарно-идеологический вуз было стремление как следует “подковаться” теоретически в вопросах, которые бурно и жестко обсуждались в стране и партии в те годы.
Все время обучения в институте отец активно участвовал в партийной работе, уже учась в аспирантуре, был избран секретарем парторганизации института.
Мама рассказывала, что в середине 30-х годов вставал вопрос о переходе отца на ответственную работу в аппарат Коминтерна, но из этого по каким-то причинам ничего не вышло.
До конца 1938 года отец работал в Главном архивном управлении НКВД (Управлении центрального архива НКВД). Сейчас трудно понять, как это получилось, что отец не пошел по научной стезе, но с января 1939 года он уже трудился в Московском городском Совете добровольного спортивного общества “Спартак”.
По словам мамы и по отзывам тех, кто знал отца, он был очень честным и порядочным человеком, умел дружить и держать данное слово, был всей душой предан партии и Советскому государству, всегда много и добросовестно работал. Наверное, именно эти качества помогли ему в очень короткий срок завоевать уважение и доверие в новом коллективе. Его выдвинули на должность заместителя председателя общества. Много лет он избирался секретарем парторганизации этого учреждения.
В 1939 году футболисты-спартаковцы подарили отцу групповую фотографию команды с надписью: “Товарищу Сидорову Федору Антоновичу с благодарностью за помощь и внимание от футбольной команды Московского Совета Физкультурного Ордена Ленина Общества СПАРТАК, победительницы Кубков СССР и Первенств СССР по футболу в 1938 и 1939 гг.”. На фотографии расписались легендарные и в то время, и в последующие годы футболисты.
Когда в 1941 году началась война, отец многократно обращался в военкомат и горком партии с просьбой об отправке его на фронт, но, в связи с тем, что он болел хронической активной формой туберкулеза легких, его не призывали. Отец в 1941 году имел боевое личное оружие, а в 1944 году был награжден медалью “За оборону Москвы” (медаль была учреждена в мае 1944 года).
10 ноября 1944 года около 12 часов ночи за отцом пришли сотрудники НКВД. Сохранилась выданная матери заполненная карандашом копия протокола обыска и ареста отца.
После ареста отца увезли во внутреннюю тюрьму здания НКВД на Лубянке, а затем перевели в Бутырскую тюрьму НКВД, где он и содержался все время, пока шло следствие.
В апреле 1945 года постановлением Особого Совещания при НКВД СССР отец был приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен для отбывания наказания в исправительно-трудовой лагерь в Мордовской АССР, станция Потьма, поселок Явас (знаменитый ныне Дубравлаг).
Для нас, детей, новый адрес нашего отца был просто кошмаром: Мордовская АССР ассоциировалась с какой-то страшной оскаленной мордой, перед которой оказался наш отец, станция Потьма — что-то темное, дремучее и холодное, очень жуткое, все заваленное мокрым снегом, а название поселка “Явас” звучало как неотвратимая безжалостная угроза: “ Я вас!”. Это надо же — одновременная концентрация таких названий на одном конверте, который мать в разрешенные для переписки сроки посылала отцу, а мы подолгу рассматривали, прежде чем конверт отправлялся в почтовый ящик.
Даже сегодня, когда мой возраст перевалил за 70 лет, я ощущаю что-то мистическое, очень неприятное и жуткое в этих трех названиях, расположенных рядом.
В ноябре 2006 года я обратился к прокурору города Москвы с просьбой помочь мне ознакомиться со следственным делом отца. Мою просьбу переслали в Федеральную службу безопасности и, в середине января 2007 года, я получил приглашение придти в читальный зал Центрального архива ФСБ на Кузнецком мосту. Работник архива принес мне толстую папку и оставил меня с ней наедине.
Было такое ощущение, что я пришел поговорить с отцом, пообщаться с ним через 60 с лишним лет после событий, о которых рассказывается в лежащей передо мной казенной папке, заполненной плотно исписанными листами довольно скверной бумаги.
Вот суть того, что я прочитал.
В 1940 году Председателем Московского городского совета ДСО “Спартак” был назначен заслуженный мастер спорта, многократный чемпион СССР известнейший футболист-спартаковец Николай Петрович Старостин. Отец стал замом Старостина по оргмассовой работе. Еще одним замом Старостина, по финансовым вопросам, являлся А.Н.Денисов. В круг их постоянного общения входили также капитан футбольной команды “Спартак” В.И.Соколов, директор магазина “Спартак” Кожин, заведующий отделом снабжения И.М.Ратнер, некий Леонтьев и еще несколько человек.
Когда в 1941 году началась война и немцы подошли вплотную к Москве, многие разговоры руководителей “Спартака” крутились вокруг этой темы. Каждый, как это водится, высказывал свои соображения, делал прогнозы, говорил, почему такое стало возможно. Это не было агитацией друг друга и, тем более, не было антисоветской пропагандой. Не отражали эти высказывания и позиций беседовавших – это были мнения по сиюминутной ситуации.
Весной 1942 года Н.П.Старостина арестовали за расхищение в крупных размерах государственной собственности. Вместе с Николаем Старостиным были арестованы его братья Старостин Александр (председатель промартели), Старостин Андрей (председатель артели “Спорт-Туризм”), Старостин Петр (управляющий промкомбинатом). Кроме того, арестовали директора магазина “Спартак” Кожина и его заместителя по магазину Смирнова, заведующего складом спортинвентаря Чикина, заместителя председателя совета по хозяйственным и финансовым делам А.Н.Денисова, заведующего отделом снабжения совета “Спартак” И.М.Ратнера и военного комиссара Бауманского района города Москвы полковника Куторжевского. Как было принято в те времена, чтобы надежно посадить расхитителей, им помимо хозяйственных преступлений инкриминировали еще и политические, причем обвинение по политической статье, как правило, шло главным, основным.
Под руководством Николая Старостина через магазин продавались левые товары и спортинвентарь, поступавшие с предприятий, которыми руководили его братья Петр, Андрей и Александр. Выручку от продаж, составлявшую до 60 тысяч рублей в день (по тем временам это были немыслимо большие деньги), Николай Старостин делил между близкими к нему людьми, причастными к проведению этих операций.
Весной 1942 года через магазин “Спартак” было продано большое количество военного обмундирования, полученного бесплатно от Бауманского РК ВКП(б). Деньги Н.Старостин забрал себе.
В 1941-42 году Н.Старостин вместе со своими приятелями и родственниками разбазарил переданное ему в управление имущество ликвидированных домов отдыха Всекопромсовета (мебель, ковры, сервизы и другие предметы на сотни тысяч рублей).
Зимой 1942 года по поручению Н.Старостина как бы для питания спортсменов по низким ценам было приобретено 40 голов эвакуированного в Подмосковье с оккупированных территорий крупного рогатого скота. Однако спортсменам ни одного килограмма мяса не досталось, все было распродано по рыночным ценам и вырученные деньги присвоены Н.Старостиным.
После ареста Н.П.Старостина и вплоть до апреля 1943 года отец исполнял обязанности Председателя совета МГС ДСО “Спартак”. Он не хотел использовать в своей работе методы, применявшиеся Н.П.Старостиным, поэтому к нему довольно скоро появились претензии по поводу недостаточной материальной поддержки ведущих спортсменов “Спартака”, его даже вызывали на беседы к секретарю МК ВКП(б) Сазонову, курирующему вопросы местной промышленности и к уполномоченному по промкооперации при Совнаркоме РСФСР Кравчуку.
В апреле 1943 года отец был отстранен от исполнения обязанностей председателя МГС ДСО “Спартака”. В вину ему было поставлено, что он не смог обеспечить условия для тренировок мастеров спорта в части питания, предоставления ведущим спортсменам соответствующего спортивного обмундирования и спортинвентаря.
Председателем МГС ДСО “Спартак” назначили Ивана Епифановича Павлова, довольно серьезного хозяйственного работника, ранее занимавшего руководящие должности в системе промкооперации Москвы. Павлов в хозяйственных делах чувствовал себя уверенно и материальная поддержка спортсменов “Спартака” сразу значительно улучшилась. К сожалению, снова на криминальной основе. В чем же выражалась эта поддержка?
В начале 1944 года на станции Сходня прошел сбор лыжников, на котором присутствовало 20 человек, а на их питание было незаконно израсходовано 50000 рублей.
Летом 1944 года на стадионе “Спартак” в Тарасовке проводился сбор футбольной команды, на питание и гостиницы для которых было израсходовано 200000 рублей и опять таки незаконно.
Чтобы материально заинтересовать спортсменов уровня чемпионов СССР, рекордсменов Союза и закрепить в “Спартаке”, их фиктивно оформили на работу в качестве тренеров. Само собой, деньги они получали, но никакой тренерской работы в коллективах физкультуры не вели.
В целях материальной поддержки ведущих спортсменов было введено в практику так называемое “единовременное пособие промтоварами для отъезжающих в командировки”. При выезде спортсменов на соревнования в другие города им в большом количестве выдавалось спортобмундирование (так тогда называлась спортивная форма) для последующей продажи ее на рынках. Например, при выезде в апреле 1944 года футболистов в один из городов Северного Кавказа, каждый из них получил для продажи из магазина “Спартак” от 10 до 15 комплектов спортобмундирования: футболки, дамское трико, свитера, тапки и другое.
При поездке в Свердловск игроки футбольной команды с разрешения Павлова получили по 15 комплектов, в каждый из которых входили одеяла, свитеры, джемперы, майки и др. Полученные вещи были распроданы по рыночным ценам.
Кроме того, отъезжающие в командировки брали с собой для продажи водку, папиросы, носильные вещи и др.
Подобная практика закончилась тем, что в ноябре 1944 года снова прошли аресты теперь уже новых руководителей “Спартака”.
Когда арестовали отца, то ему тоже предъявили обвинения в соучастии в расхищении имущества общества “Спартак”.
То, что отец чужого не брал, подтверждают два имеющихся в его следственном деле рапорта, написанных на имя полковника Щепилова производившими арест отца и обыск в его квартире капитанами госбезопасности Козловым и Копцевым. Капитан Козлов докладывал своему начальнику о том, что “арест на имущество арестованного… СИДОРОВА Федора Антоновича… не наложен, ввиду того, что ценных вещей нет”. Капитан Копцев Н.Ф. также доложил, что “при производстве обыска… у арестованного СИДОРОВА Федора Антоновича… никакого спортивного инвентаря не оказалось”.
Тем не менее, отца все-таки обвинили в том, что, будучи на руководящей работе в МГС ДСО “Спартак”, он не принял мер к пресечению преступной практики разбазаривания государственных средств и спортинвентаря, проводившейся руководством МГС “Спартак”. Однако главным пунктом обвинений, предъявленных отцу, было проведение им антисоветской пропаганды среди руководства “Спартака”, о чем заявил на допросе еще в 1942 году и передопросе 4 ноября 1944 года (за семь дней до ареста отца!) его товарищ и ближайший коллега, тоже заместитель председателя МГС, А.Н.Денисов.
“СИДОРОВ мне известен, как антисоветски настроенный человек. Он неоднократно в моем присутствии высказывал свои клеветнические взгляды по ряду вопросов политики ВКП(б) и советского правительства. С начала военных действий СИДОРОВ, как и я занял пораженческую позицию и участвуя на наших антисоветских сборищах, утверждал о неминуемом поражении Красной Армии в войне против фашистской Германии”.
И далее: “…на официальных собраниях и заседаниях СИДОРОВ выступал всегда политически правильно, проводил линию партии, как и подобает члену ВКП(б). Однако, наряду с этим СИДОРОВ в беседах с глазу на глаз в кругу людей, которым он доверял, нередко высказывал противоположные мнения своим официальным выступлениям. Выступления СИДОРОВА в кругу лиц, которым он доверял, носили мрачный, а зачастую антисоветский характер, это относится к оценке внутреннего положения страны, ведения войны и отдельных мероприятий партии и правительства”.
На допросах отец признал, что в октябре 1941 года и только в узком кругу своих сослуживцев, руководителей МГС “Спартак” он высказывал сомнения в правильности оборонной и военной политики правительства. В то же время, из показаний его сослуживцев следовало, что отец не раз в резкой форме одергивал тех, кто в таких оценках заходил слишком далеко и предлагал во имя спасения собственной шкуры чуть ли не с хлебом-солью встречать немцев, когда они войдут в Москву.
Отец на всех допросах категорически отрицал свое соучастие в махинациях с материальными ценностями, так как никогда не являлся распорядителем кредитов, не имел права подписи финансовых документов, не распоряжался никакими материальными ценностями.
Моя матушка никогда, даже после смерти отца, не оставляла попыток добиться его реабилитации. Последнее ее обращение было датировано 20 ноября 1953 года и адресовалось Министру Внутренних дел СССР С.Н.Круглову.
В обращении очень подробно описывается жизнь отца, подчеркивается, что он ни в чем не был виновен. Мать просила реабилитировать отца, еще и потому, что у него остались два сына, которые заканчивают учебу и вступают в самостоятельную жизнь с пятном детей врага народа.
С этого обращения матушки и начался процесс реабилитации отца, который растянулся почти на два года.
Военная коллегия Верховного Суда СССР на своем заседании 12 ноября 1955 года приняла определение, которым отменила Постановление Особого совещания при НКВД СССР от 7 апреля 1945 года в отношении СИДОРОВА Федора Антоновича за отсутствием в его действиях состава преступления.
Вот так закончилась история с осуждением и реабилитацией отца. Радует то, что отец на допросах не уличал никого в антисоветской пропаганде и агитации, враждебных настроениях против партии и правительства. По показаниям отца никого не арестовали, по его вине никому из ранее осужденных не добавили срок заключения.
Через некоторое время после смерти Сталина бывшие коллеги отца обратились в прокуратуры, отказались от своих показаний 1942 и 1944 годов. В связи с этим они были реабилитированы. Все, кроме отца, остались живы.
Больше того, после XX съезда у многих из них, и в первую очередь у братьев Старостиных, началась совсем иная жизнь – жизнь людей, безвинно пострадавших от сталинских репрессий (о хищениях ими государственной собственности в особо крупных размерах как-то забылось). И чем ближе страна придвигалась к 1991 году, тем больше дивидендов приносили им события 40-х годов .
Отношение к нам ни во дворе нашего дома, ни в школе, где мы с братом учились, после ареста отца не изменилось, никаких притеснений мы не ощущали, наоборот — нам сочувствовали, жалели, чем могли, помогали.
Владимир Сидоров — путь к священству
16.02.17 В память об отце — священнике Владимире Сидорове, Фёдор Сидоров — священник Храма Адриана и Наталии подготовил программу и провёл творческий вечер совместно с сотрудниками библиотеки и с Управой района. Вечер был очень жизненно-познавательный, музыкально-поэтический. Фёдор Сидоров поделился историей своего рода, рассказал про своего не заурядного отца. Став в последствие генералом-майором и корреспондентом военного журнала, ранее окончив школу с медалью и поступив в МГУ на филфак, он писал стихи и музыку, выступал с сольными концертами, при этом он страдал пороком сердца, ревматизмом и доктора ему отмерили 40 лет жизни. Женившись и родив 3 детей он нашёл в себе силы изменить свою жизнь, пришёл к духовности, к церкви и к служению Богу. Отец Фёдор исполнял на вечере песни на его стихи и на стихи известных поэтов. Читал стихи папы, чтобы зрители лучше начали понимать некоторые моменты его жизни, Как и почему В. Сидоров встал на путь священства? История всех тронула до глубины души. Владимир Сидоров ушёл из жизни прямо Храме во время службы у престола Христа под Алтарём. Наши читатели долго не расходились, разговаривали с отцом Фёдором и безмерно благодарили как его, так и всех помощников, организаторов мероприятия. Сотрудники библиотеки разработали мультимедийную презентацию к вечеру с фотографиями из жизни Владимира Фёдора, так же из личного архива отец Федор поделился видео об отце. Публика после вечера ушла одухотворённая.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Nataiv Томск. О святом Феодоре Томском.
Феодор Кузьмич (потрет томского художника, сделанный по заказу купца С. Хромова)
Самым почитаемым святым в Томске считается Феодор Томский, жизни которого любопытна и полна неразгаданных тайн. Его имя в нашей истории связавают с именем императора Александр I. Многие и за пределами Томска знают легенду, по которой император Александр I инсценировал свою смерть во время поездки в Таганрог, отрекся от престола и ушел в Сибирь отмаливать грех отцеубийства.
Странник Феодор Томский, тщательно скрывал свое происхождение и предпочитал принадлежать к многочисленному отряду «Иванов, не помнящих родства». Известно, что в 1836 году он был задержан в уральском городе Красноуфимске как бродяга, скрывающий свое происхождение, наказан плетьми и выслан в Томскую губернию так и не открыв свое настоящее имя и звание. Здесь он работал на казенном винокуренном заводе на Чулыме и на золотых приисках, жил подаянием крестьян, уважение которых заслужил праведным образом жизни, обучением крестьянских детей грамоте, молитвенностью, увлекательными беседами на религиозные и исторические темы, пророчествами, а также наставлениями по исцелению. Обладал даром исцеления и провиденья. В 1858 г. поселился в Томске, куда его пригласил купец С.Ф.Хромов, которого он исцелил от болезни глаз. В благодарность страстно верующий в него Хромов построил для Феодора два небольших дома-кельи. Одна из их находилась в купеческой усадьбе в центре города, а вторая, летняя — на заимке Хромова возле Томска. В Хромовке, неподалеку от реки Ушайки, примерно в том самом месте, где и установлен нынче гранитный памятник.
Дом купца Хромова находился недалеко от Богородице-Алексеевский монастыря. К сожалению,этот дом не сохранился.
Богородице-Алексеевский монастырь был до 1764 г. единственным на Томской земле владельцем 400 крепостных крестьян, обладал обширными землями на р.Томи и Оби, рыбными тонями, борами, луговыми и пахотными землями.
Монастырь являлся центром просвещения, очагом культуры. Устроенная ещё в XVII в. монастырская больница была первым в Томске медицинским учреждением. При монастыре была основана в 1746 г. и первая в Томске школа — Томское русское духовное училище, преобразованное в 1762 г. в русско-латинское. Позднее была открыта и Духовная семинария, библиотека которой насчитывала 15 тысяч томов.
Жизнь старца в Томске, переживавшем в те времена золоьую лихорадку, отличалась праведностью и полным равнодушием к богатству и славе. Тайны своего истинного происхождения он так и не открыл, хотя всем было ясно, что бродяга он явно непростой. Он очень чтил день памяти князя Александра Невского, который был небесным покровителем императора Александра I.
В этот день он посещал своих знакомых старушек Анну и Марфу. Старушки были сосланы в Сибирь своими господами за какую-то провинность и пришли в одной партии ссыльных со старцем Феодором. В день Александра Невского в их доме приготовлялись пироги и другие деревенские яства. Старец проводил у них все послеобеденное время и вообще весь этот день бывал особенно весел, позволял себе покушать немного более чем обыкновенно, вспоминал о Петербурге, и в этих воспоминаниях проглядывало что-то для него родное и задушевное. Он рассказывал: «Какие торжества были в этот день в Петербурге — стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение и общая радость наполняла сердца человеческие…». Известны также рассказы старца о событиях Отечественной войны 1812 года, о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове. Случалось, что старые русские солдаты признавали в нем императора Александра I. Как это часто бывает на Руси, почитание старца усилилось вскоре же после его смерти, последовавшей 20 января 1864 года (по старому стилю), когда ему было около девяноста. И похоронн был на кладбище монастыря. На могиле почитателями был установлен крест с надписью: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича, скончавшегося 20 января 1864 года».
Обе кельи и могила на особо почитаемом кладбище Алексиевского монастыря стали «местом поклонения и даже некоторого паломничества» сибиряков, первостепенными достопримечательностями города.
Известно, что летом 1891 года могилу старца посетил будущий царь Николай II. Спустя сорок лет после смерти над склепом старца на монастырском кладбище была установлена каменная часовня.
Загадочная легенда широко известна всему миру до сих пор вызывает ожесточенные споры среди историков и краеведов.
Причина ее славы кроется преджде всего в том, что в томскую легенду включаются непростые события вокруг неожиданной смерти императора Александра I в Таганроге. О жизни, делах и тайне томского старца писали Лев Толстой, Дмитрий Мережковский, Анри Труайя.
В бурную советскую пору часовня над могилой была разрушена, могила осквернена, обе кельи исчезли. За публикацию толстовских «Записок» о старце был предан суду и обвинен в «дерзостном неуважении верховной власти» Владимир Короленко. Советская власть тоже всячески пыталась предать забвению праведного старца, чье имя народ связал с царем. О чем свидетельствуют, к примеру, строчки поэта Давида Самойлова, посвященные таинственным сведениям о старце: …А эти данные гласят И в них загадка для потомства, Что более ста лет назад В одной заимке возле Томска Жил некий старец непростой, Феодором он прозывался. Лев Николаевич Толстой Весьма им интересовался. О старце шел в народе слух… Выходит была в этой красивой легенде немало такого, что народ с ней, несмотря ни на что, не расстается. Потому что его не может не волновать фигура царя, ушедшего в народ и искупающего праведной жизнью странника свои прегрешения. Не зря же о «красоте и искренности» легенды говорил сам Лев Толстой. Великого писателя глубоко волновал сюжет ухода из светской жизни, и он разрабатывал его в «Отце Сергии», «Живом трупе», «После бала», ну и, естественно, в неоконченных «Посмертных записках старца Федора Кузьмича…»
В начале 1990-х неутомимые томские краеведы стали настаивать на восстановлении часовни-памятника на могиле старца и памятного знака на месте его городской кельи на пустом углу улиц Крылова и Фрунзе (бывших Монастырской и Нечаевской).
В 1992-м году последовало возрождение Алексиевского монастыря. Летом 1993-го года монастырь посетила великая княгиня Мария Владимировна, глава императорского дома Романовых вместе с матерью и сыном Георгием.
В настоящее время историки и краеведы уже не высказываются резко и негативно по поводу этой легенды. Из уважения, во-первых, к самому феномену живучести легенды в народном сознании и ее тесному переплетению с действительностью, а во-вторых — из-за причисления Федора Кузьмича в 1984 году к собору сибирских святых.
Летом 1995 года его мощи было обретены церковью. Для чего томские семинаристы раскопали склеп Федора Кузьмича. Работа шла в нише склепа, превращенного несколько десятилетий тому назад временными хозяевами территории сначала в нужник, а затем в мусорную яму.Из склепа наверх было бережно поднято дно гроба, а сохранившиеся мощи старца семинаристы перенесли в Казанскую церковь Алексиевского монастыря. Отсутствовали гробовая крышка и череп. То ли череп изъяли приезжавшие из Москвы исследователи (версия есть, но четких подтверждений не находится), то ли мальчишки, искавшие в могилах ценности (о чем также имеются свидетельства). Обретение церковью мощей святого Федора Томского снимало с города позор былого кощунственного отношения к святому старцу.
В 1997-м над склепом старца была восстановлена часовня, но его мощи хранятся теперь в стоящей по соседству Казанской церкви в специальной раке, особо почитаемой верующими.
В посёлке Хромовка, который расположен в восточной части города Томска, в долине Ушайки на речке Хромовка (правый приток Ушайки) и находилась заимка купца Семена Хромова.
В таежном домике (заимке) и жил Федор Томский.
Там же есть и целебный источник.
В память ро Феодоре Кузьмиче в посёлке установлен памятник.
Информация из многочисленных источников в интернете, вот некоторые из них:
http://pravoslavie.tomsk.ru/saints/23/
http://arvenundomiel.livejournal.com/157796.html
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/1019/
http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=367&id=11
Одноклассники является одной из самых популярных социальных сетей. Не удивительно что вы хотите открыть свою страницу что бы проверить оповещения. Если вы не помните адрес по которому расположена ваша страница, то вы попали по правильному адресу и мы вам расскажем как войти в свой профайл.
- Как войти на мою страницу в Одноклассниках
- Что делать если забыл пароль от Одноклассников
- Что делать если просят отправить смс для входа
- Белый экран при входе на мою страницу
В самом начале вам необходимо перейти по ссылке Odnoklassniki.Ru и перед вами появится официальный сайт социальной сети Одноклассники, на которой будет окно с логином и паролем для входа.
В качестве логина вам необходимо будет ввести электронную почту, телефон или ваш логин, после чего прописывайте пароль.
Когда вы убедились, что все прописано правильно, нажмите на кнопку «Войти» и, если вы правильно все заполнили, перед вами появится ваша страница в Одноклассниках.
Но, к сожалению, не всегда вход в Ok заканчивается успешно, так как бывают непредвиденные ситуации. Давайте разберемся в некоторых из них:
Что делать если забыли пароль
Если при входе в социальную сеть вы не можете вспомнить свой пароль для входа, в таком случае необходимо нажать на ссылку на которой написано «забыл пароль», как это показано на рисунке ниже:
Когда кликните, перед вами появится следующее окошко, на котором нужно выбрать какие данные вы помните, чтобы произвести восстановление пароля одним из способов. Смотрим следующий рисунок:
Выберите тот пункт, через который хотите восстановить пароль и следуйте подсказкам для восстановления пароля. Сделать это можно очень быстро. Если вы сделали все правильно по инструкции, но восстановить пароль не удалось, вам следует обратиться в техническую поддержку социальной сети Ок. Ссылка на техподдержку в самом низу страницы.
Что делать если вас просят отправить смс?
Если при входе на свою страницу в Одноклассниках вас каким-то образом просят отправить смс — будьте осторожны.
Добавить комментарий